Вавилонский плен

Скачать в других форматах:

Мартин Лютер

О Вавилонском пленении Церкви

Предисловие

Если однажды, хотя бы в одномпункте, господствующая система ставится под сомнение, то это открывает дорогу. Логика развития событий была неподвластна Лютеру иподталкивала его к дальнейшим действиям. Напав в сочинении «противроманистов на учение о непогрешимости папства, а в сочинении «К дворянству»— на превосходство священников над мирянами,Лютер должен был сделать следующий шаг и затронуть вопрос о сердцевине Церкви— Таинствах. Лютер убедился, что Таинства плененычеловеческими доктринами. При папстве сущность Причастия подверглась коренномуизменению; оно стало жертвой и «добрым делом», средством контроля надлюдьми, а духовенство, не подчиненное ни Богу, ни общине, правило самовластно.С этой метаморфозой было теснейшим образом связано увеличение Таинств до семи;чем сильнее блекло воспоминание о началах Церкви, разработанных Христом, тембольше выступали на передний план конъюнктурные обстоятельства естественнойжизни, которые посредством Таинств приобреталисверхъестественное превознесение, освящение и прославление. Но если Таинстволишено своей сущности, и тем самым его действие сведено на нет, то тогдаЦерковь не может уже воспринимать и распространять благовестие Божие; она находится в плену у человеческих предписаний,подобно тому, как Израиль был пленен Вавилоном. И освободиться из этого пленаЦерковь сможет лишь тогда, когда она вновь отыщет путь к первоначальному смыслуТаинств, т. е. к связанным со словом обетования символическим действиям,посредством которых верующий получает прощение грехов.

Непосредственным поводом кнаписанию Лютером нового произведения явились два полемических сочинения. Одноиз них было написано ломбардским доминиканцем Исолани,второе — непоколебимым лейпцигским»романистом» Альфельдом, который на основеБиблии пытался доказать справедливость того, что миряне лишены правапричащаться вином. В августе и сентябре 1520 г., т. е. в то время, когдаобразовавшиеся в Риме темные тучи вновь сгустились над головой Лютера и когдаугрожавшая ему отлучением булла уже доставлялась , оннаписал обширное сочинение. В конце августа Спалатинполучил сообщение относительно его названия: «О вавилонском плененииЦеркви». 6 октября 1520 г. сочинение вышло из печати с подзаголовком»Пролог», т. е. пролог к отречению, которого ожидал от Лютера Рим. Всочинении — теперь уже на латыни — шире, обоснованнее и яснее развивалисьосновные идеи, изложенные еще в 1519 г. в его немецких Проповедях оТаинствах. Хорошо известные взгляды его противников на былиим изложены, подвергнуты критике на основе Писания и опровергнуты. Спокойный потональности труд во всем остальном был явно ратоборческимсочинением, направленным в целом против господствующей теологии и церковныхвластей.

Высказывания противников инедоброжелателей позволяют составить представление о силе воздействияпредпринятого им нападения. Эразм, прочитав сочинение, писал, что перед егоопубликованием можно было бы еще предотвратить угрозу раскола, уладить дело;теперь же о примирении не может быть и речи. Он раньше пытался сосвойственной ему осторожностью при помощи своих влиятельных знакомых оказыватьсодействие Лютеру; теперь же, разуверившись в нем, он умывает руки. Духовникимператора Карла Иоганн Капито испуганно писалканцлеру курфюршества Саксонского Брюку, что во времячтения книги он чувствовал себя так, как будто бы розги секут всё его тело отголовы до пят. Парижский университет — Сорбонна сочла нужным опубликоватьпубличный протест против сочинения Лютера. Даже английский король Генрих VIII,который тогда еще проявлял заботу о единстве Католической Церкви, написал иопубликовал в 1521 г. сочинение, направленное против Лютера — члена сатаны, волка ада, чья пасть переполнена гноем его зловредно-еретическогосердца. За это получил от папы почетный титул «Защитникверы», который английские короли, несмотря на отделение АнгликанскойЦеркви от Рима, носят вплоть до настоящего времени.

С другой стороны, это сочинениеЛютера представляло собой теологический фундамент для нового порядкаевангелического богослужения и всего церковного устройства.

Если говорить о взаимосвязиэтой книги Лютера с другими его сочинениями, то здесь следует назватьпоявившуюся раньше «Проповедь о Крещении и Причастии» и написанные иммного лет спустя части «Большого Катехизиса» и»Шмалькальденских статей».

В основу приводимых нижеоглавления и отрывков из сочинения положен текст WA, 6, 497 и сл.

О ВАВИЛОНСКОМ ПЛЕНЕНИИ ЦЕРКВИ

ЦЕРКОВЬ С ЕЕ ТРЕМЯ ИСТИННЫМИТАИНСТВАМИ ПОПАЛА В ПЛЕН …

Прежде всегодолжен я отвергнуть само число Таинств — семь — и в нынешних условиях поставить только три: Крещение, Покаяние, Преломление хлеба. Их-то римскаякурия и привела в жалкий плен, и тем самым у Церкви отнята вся ее свобода… I.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ТРЕХ ТАИНСТВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПИСАНИЮ

1. Таинство Св. Причастия сильно искаженоЦерковью

а) Первое пленение — этопричащение под одним видом

… Подобно нераздельномуКрещению и полному разрешению от грехов, полное Таинство хлеба преподается»всем мирянам, если они желают его… Если Церковь может лишить мирян видавина, то она может также лишить их вида хлеба; следовательно, она может такжелишить мирян всего Таинства Алтаря и совершенно выхолостить то, что былоучреждено Христом. Но, простите, располагает ли она для этого полномочиями?!… Это и есть то, что не позволяет мне осуждать богемцев161. Зловредны они или же благонравны, в любом случае они располагают для себясловом и делом Христа; у нас же нет ни первого, ни второго, а есть толькопустое человеческое измышление: «Так установила Церковь». Но подобноеустановила не Церковь, а тираны Церкви без согласия Церкви (т. е. народаБожьего)…

Итак, это первое пленениеТаинства Св. Причастия, затрагивающее его сущность ицелостность… Речь идет не о том, что грешат перед Христом те, которыепринимают под одним видом. Ведь Христос не заповедовалПричащения под каким-то определенным видом… Но сильно грешат отказывающие в преподании под обоими видами тем, которыехотят принимать его по своему свободному усмотрению. Таинство Причастия принадлежитне священникам, а всем; и священники — не господа, а служители, которые обязаныдавать под обоими видами всем жаждущим и делать это так часто,как их об этом попросят… Я веду речь не о том, чтобы насильно ввестиПричастие под обоими видами, ,и не о том, чтобы мы принуждались к этому посредством обязательной заповеди. Ялишь взываю к совести и разъясняю, что каждый из них терпит римскуютиранию, так как полагает, что право на Таинство отнято у него за его грехи. Я веду речь только о том, чтобы никто не оправдывал более римскуютиранию, считая, что она на законном основании запрещает мирянам один вид, и о том, что мы должны выразить в этой связи протест и не одобрятьее, а претерпевать, как турецкий плен, в котором мы не имели бы возможностипринимать ни под каким видом…

b)Второе пленение — это навязывание учения о Пресуществлении

На ЛатеранскомСоборе 1215 г. было провозглашено официальным, учением Церкви то, что словаТаинства Святого Причастия (1 Кор. 11, 23-25), тихопроизносимые священником во время мессы, превращают субстанцию хлеба и вина всубстанцию Тела и Крови Христа; при этом неизменным остается только видимыйобраз хлеба и вина. Это учение стало краеугольным камнем достоинства и властисвященства и одновременно — гарантией постоянного присутствия Бога и Христа вСвятых хлебе и вине. Лютер считал это учение ложным. Но он не хотел запрещатьего, а только выступал против любого принуждения .

Наконец я нашел прочную основудля моей совести в … суждении о том, что, несомненно, хлеб и вино остаютсяистинными, но все-таки в них присутствуют истинное Тело и истинная КровьХриста. И присутствуют они не иначе и не менее, как утверждают те, которые «видимом образе»…

Я предоставляю на свободноеусмотрение , какого суждения ему придерживаться. Я стремлюсь лишь ктому, чтобы упразднить принуждение в том, что касается совести. Никто не долженбояться обвинений в ереси, если он убежден, что в Алтаре находятся истинныйхлеб и истинное вино 162. Напротив, каждый должен знать, что ему без опасенияза свою святость позволено придерживаться любого из двух , считать иверить, что здесь не будет никакого принуждения в вере. И я отстаиваю здесьлишь свое мнение… Но прочной основой моего суждения являетсяпрежде всего следующее: Божьи слова не должны никем подавляться — ни людьми, ниангелами. Их нужно сохранять в самой доступной форме и, если нас не вынуждаютявные затруднения, при их изложении не следует ни нарушать правил языка, ниискажать их прямого смысла, чтобы не давать врагам повода для осмеяния всегоПисания…

Во всяком случае, я, хотя и немогу понять, каким образом хлеб становится Телом Христовым, хочу смиренноотдать свой разум в плен Христу; придерживаясь простодушно его слов, я твердоверю не только в то, что Тело Христово присутствует в хлебе, но и в то, чтохлеб — это Тело Христово. И что поделаешь, если философия не понимает этого?!Святой Дух выше Аристотеля… И то, что не воспринимается философией,воспринимается верой. Сила слова Божьего превосходит силу восприятия нашегодуха. Итак, чтобы в Таинстве Причастия присутствовали истинное Тело и истиннаяКровь , не обязательно, чтобы хлеб и вино пресуществлялись…, в товремя, когда они остаются тем, чем они есть, это называется: «Хлеб сей есть Тело Мое, вино сие есть Кровь Моя» и наоборот.Так хочу я понимать это и впредь, во славу святых слов Божиих,и не смирюсь с тем, чтобы у них при помощи суетливого человеческого умазабирали силу и втискивали в чуждые им понятия. Но, тем не менее, позволяю ядругим следовать иным суждением, только пусть они, как говорилось, не принуждаютнас принимать их собственные суждения как Символ веры.

с) Третье пленение. — это истолкование мессы как дела и жертвы

Третье пленение этого Таинства— есть чрезмерное злоупотребление им, в результате чего сегодня в Церкви почтини во что так поголовно и так сильно не верят, как в то, что месса — доброедело и жертва. Это злоупотребление открыло дорогу необозримому потоку другихзлодейств, так что для веры не осталось места в этом Божественном Таинстве и оно превратилось в настоящую ярмарку, трактир и денежнуюсделку…

Я начинаю трудное дело.Наверно, с этим невозможно покончить. Ведь оно упрочивалосьв ходе многовековой практики и благословлялось благодаря всеобщему согласию, инастолько утвердилось, что сегодня нужно изъять большую часть господствующих книг, упразднить и преобразовать почти всё устройство Церкви,ввести или возродить совершенно иной порядок богослужения. Но мой Христос жив,и нужно придерживаться слова Божьего с большим старанием, чем мудрости всехлюдей и ангелов… Почему меня должно беспокоить толпы? Почемудолжен я придавать большое значение заблуждающихся?Истина сильнее всех нас.

Лютеру чуждо было всёреволюционное. В заключение этого раздела, где еще раз обстоятельно говорится ослове, символах и вере в Таинстве Причастия, дает он душепастырскиесоветы священникам — как они, не клевеща на Бога, могут служить мессу в рамкахсуществующих правил.

2. Таинство Крещения совершенно не признается Церковью в его действенности

Да будет восславлен Бог и Отецнашего Господа Иисуса Христа, Который по Своему щедрому милосердию сохранил вСвоей Церкви не уничиженным, не запятнанным человеческими установлениямипо меньшей мере это Таинство!… Дьявол же, который не может свести на нет силуКрещения у младенцев, пытается сделать это у всех взрослых. И сегодня ненайдешь почти никого, кто вспоминает о своем крещении или похваляется им, таккак измышлено слишком много других путей для прощения греха и достиженияНеба…

Нам на всю жизнь уготована однаучасть: мы приняли Крещение. А это значит, что мы умерли и обрелижизнь через веру Христову. Подобает наставлять только в этой вере. И вособенности это должен делать верховный пастырь . Но ныне о вере молчат;

Церковь уничтожена посредствомбесчисленных предписаний о делах и обрядах. Действенность и познание Крещенияупразднены, и вера Христова приведена в расстройство. Поэтому говорю я: нипапа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек не имеетправа навязывать христианину без его согласия , но даже одного единственного слога. Если же они поступают иначе,то свершается это в тираническом духе. Поэтому папа не имеет никакого праватребовать и предписывать молитвы, посты, дарения и всё то, что требуется ипредписывается в его декретах, которые столь же многочисленны, сколь превратны.И как только он предпринимает попытку сделать что-либо подобное, он грешитпротив свободы Церкви.

К этому присовокупляется то,что нынешние церковники, воистину, являются усердными ревнителями церковнойсвободы, т. е. хранителями камня и дерева, поля и налогов163; под этими вещами в теперешней Церкви подразумеваются»духовные» блага. И именно этими лицемерными притязаниями они нетолько надевают оковы на истинную свободу Церкви, но и полностью попирают ее — больше, чем турки. Это о них говорил Апостол: «Не делайтесьрабами человеков» (1 Кор.7, 23). И если следовать их предписаниям и тираническим законам, то, воистину,станешь «рабом человеков»…

Поскольку немногим ведомо этовеличие Крещения и блаженство христианской свободы, а из-за папской тирании онии не могут этого узнать, то я избавляюсь от оков сам и освобожу мою совесть — ивознесу жалобу против папы и всех папистов. Если они неотменят свои собственные правовые установления и предание, и невозвратят христианским общинам их свободу, и не установят, что этой свободеможно учиться, то они будут повинны перед душами всех тех, кто погибает в этомжалком пленении, а папство, воистину, станет не чем иным, как Вавилонскимцарством и доподлинным антихристом164.

3. Церковь лишила Таинство Покаяния даруемого им утешения

Первым и главным злом, по отношению к этому Таинству, является то, что они свелиего на нет, не оставив от него даже следа. Ведь еслионо, как и два , основывается на словеБожьего прощения и на нашей вере, то они разрушили и первое, и второе… Вовсех своих книгах, в своих ученых занятиях, в своих проповедях они стремятся нек тому, чтобы учить, что обещает Христос в этих словах 165, во что нужноверить, какого утешения ожидать, а к тому, чтобы показать, насколько широко,далеко и глубоко простирается их могущественное господство. А оно простираетсянастолько, что некоторые начали уже отдавать приказы ангелам небесным и в своемневерии и неистовом безбожии похваляться тем, чтоякобы этими словами им предоставлено право на небесное и земное господство…

Христос своими словами «ичто ты свяжешь » и т. д. взывал к вере кающегося.Последний посредством этих слов получал уверенность в обещании, что ондействительно получит на небе прощение грехов, если он, как верующий, получилпрощение грехов . И здесь говорит не о полновластии, а ослужении тех, кто произносит слова о прощении грехов…

Кроме того. Таинствами в узкомсмысле слова можно назвать только те обещания, которые связаны со знамениями.Остальные обещания, не связанные со знамениями, являются простыми обещаниями.Отсюда следует, что если мы будем точно придерживаться значения слов, то вЦеркви Божией есть только два Таинства — Крещение иПреломление хлеба, так как только в них мы находим и обещание прощения грехов,и только о них свидетельствуют Божественные знамения. А Таинство Покаяния,которое я добавил к этим двум Таинствам, лишено явного Божественного знаменияи, как я говорил, является не чем иным, как путем, возвращающим нас к Крещению.

НИСПРОВЕРЖЕНИЕ С ПРЕСТОЛА ЧЕТЫРЕХ НЕИСТИННЫХ ТАИНСТВ

1. Миропомазание как освящение детей чрез слово и молитву

Для утверждения Таинства прежде всего необходимо слово Божественногопрощения, посредством которого должна совершенствоваться вера. Однако нигде ненаписано, что Христос где-то давал прощение грехов во время миропомазания, хотяОн Сам возлагал руки на многих. Поэтому достаточно,если мы будем рассматривать миропомазание как церковный обряд или как подобнуюТаинству церемонию…

2. Брак как учрежденный Богом вид жизни полов

Брак… может рассматриватьсякак образ Христа и Церкви (Еф. 5, 31 и сл.), ноучрежденным Богом Таинством он не является. Как таковое, он, скорее, придуман вЦеркви людьми, которые введены в заблуждение своим незнаниемкак дела, так и слова . Но поскольку эта неосведомленность непротивостоит вере, следует относиться к ней без вражды, точно так же, как и комногому, что порождено слабостью и незнанием и к чемуЦерковь относится терпимо, так как оно не противостоит вере и БожественномуПисанию…

Но довольно о самом браке. Чтоже нам сказать о безбожных человеческих предписаниях, которые запутывают этотучрежденный Богом образ жизни, обесценивают и отвергают его? Помилуй, Боже, ябоюсь рассуждать об этом, следуя легкомысленным образцам римских тиранов,которые так часто и своевольно разрушали браки и принуждали к ним… Как можно»запрещать вступать в брак» (1 Тим. 4, 1 и сл.)? Но разве это незапрет: выдумывать множество препятствий к браку и ставить ловушки, непозволяющие им жить вместе, а если они живут вместе — расторгнуть брак? Кто дал человеку такую власть?… Из существующих ныне препятствий к браку нет ни одного,не воздвигнутого без помощи маммоны; эти человеческиеустановления представляются возникшими по одной единственной причине: радитого, чтобы служить в качестве сетей и силков ловцам душ — корыстолюбцам играбителям Нимродам…

3. Посвящение в священники как поручение, направленное на служениеобщине

Об этом Таинстве Церковь ничегоне знает. Оно измышлено папской Церковью. В нем нет даже намека на обещаниемилости; во всем Новом Завете нет ни слога, упоминающего о нем … Таинство священства — в римском понимании этого слова — было иостается великолепным средством для замалчивания тех чудовищныхзлоупотреблений, которые были и есть в Церкви. Это Таинство сводит на нет христианское братство, превращает пастырей вволков, рабов — в тиранов, духовное — в архисветское.Если их заставить признать, что все мы являемся обладающими равными правамисвященниками , а это, в соответствии с 1 Пет. 2, 9,действительно так, поскольку мы крещены , иесли им оставить только служение, да и то с нашего одобрения, — то, да будет имизвестно, что у них нет никаких прав распоряжаться нами, кроме тех, которые мыдобровольно предоставили им…

4. Елеосвящение как заступничество за больных и грешников

К этому обычаю — помазыватьелеем больных (Иак. 5, 14 и сл.)— наши теологиприсовокупили два пункта, которые усилили их достоинство. Во-первых, назвалиони это Таинством. Во-вторых, употребляют они это помазание елеем какпоследнее…

Но мы причисляем его к тем «Таинствам», которые ввели мы сами, подобно освящениюсоли и воды или окроплению. При этом мы не можем отрицать того, что каждоетворение освящается посредством слова и молитвы… Точно так же верно и то, чтопосредством елеосвящения дается прощение грехов и мир не потому, что оно —учрежденное Богом Таинство, а потому что принимающий его уповает на это…

В заключении и отлучение ,подготовленное в Риме, не принудит Лютера к отречению:

До меня донесся слух, чтоподготовлена новая папская булла, проклинающая меня. Посредством ее япринуждаюсь к отречению; если я этого не сделаю, то буду объявлен еретиком.Если это так, то пусть эта книжечка станет частью моего будущего отречения,чтобы тираны не могли пожаловаться, что они фыркали напрасно. Остальную часть хочу я, если Христос будет милостив ко мне,обнародовать в ближайшее время (а такого отречения римский престол до сеговремени не видел и не слышал), чтобы сверх всякой верызасвидетельствовать мою покорность. Во имя нашего Господа Иисуса Христа. Аминь.

Коррупция означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать – подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
Закон о борьбе с коррупцией, принятый на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 13-4 от 3 апреля 1999 г.), определяет коррупцию (коррупционные правонарушения) как «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ».
В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.
Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, непотизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.
В настоящее время выделяются следующие виды коррупции: административная, бытовая, деловая, корпоративная, партийная, политическая.
В мировой практике выделяется и такая разновидность коррупции как «пленение государства», которая включает в себя действия отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторах с целью оказания влияния на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики, в результате чего обеспечиваются соответствующие преимущества в процессе перераспределения государственной собственности, финансовых ресурсов и иных благ в свою пользу.
Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии реформ и особенно при переходе от жестко централизованной к рыночной экономике.

ВАВИЛОН — крупнейший город на древнем Ближнем Востоке (вторая половина III тысячелетия — IV век до н.э.).

На­хо­дил­ся в Ме­со­по­та­мии, на бе­ре­гу реки Ев­фрат; раз­ва­ли­ны Вавилона — близ современного г. Эль-Хил­ла, в 80 км к югу от Ба­гда­да (Ирак). Впер­вые в кли­но­пис­ных тек­стах упо­ми­на­ет­ся в прав­ле­ние ца­рей ак­кад­ской ди­на­стии (XXIV-XXIII века до н.э.). В конце III тысячелетия, при ца­рях III ди­на­стии Ура, Вавилон был не­боль­шим про­винциальным цен­тром, в ко­то­ром на­хо­дил­ся цар­ский на­ме­ст­ник, со­би­рав­ший по­да­ти.

В начале II тысячелетия Вавилон, как и боль­шин­ст­во го­ро­дов Ме­со­по­та­мии, ока­зал­ся под кон­тро­лем амо­ре­ев, один из во­ж­дей ко­то­рых (Су­муа­бум) ос­но­вал здесь свою ди­на­стию (I Ва­ви­лон­ская ди­на­стия, 1894-1595 годы до н.э.). В прав­ле­ние её шес­то­го пред­ста­ви­те­ля Хам­му­ра­пи (1792-1750 годы), ко­то­рый су­мел объ­е­ди­нить всю тер­ри­то­рию Ме­со­по­та­мии в еди­ное го­су­дар­ст­во, Вавилон впер­вые стал по­ли­тическим цен­тром стра­ны и ос­та­вал­ся им бо­лее 1000 лет. Го­род был про­воз­гла­шён «веч­ным оби­та­ли­щем цар­ст­вен­но­сти», а его бог-по­кро­ви­тель Мар­дук за­нял од­но из центральных мест в об­ще­ме­со­по­там­ском пан­те­о­не.

Во второй половине II тысячелетия, с во­ца­ре­ни­ем в Южной Ме­со­по­та­мии но­вых пра­вя­щих ди­на­стий, Вавилон ос­та­вал­ся сто­ли­цей Южной Ме­со­по­та­мии. Го­род бо­га­тел, в нём ус­пеш­но раз­ви­ва­лись ре­мёс­ла и тор­гов­ля, стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­лось на­се­ле­ние. Эко­но­мический рост от­ра­зил­ся и на внеш­нем об­ли­ке Вавилона: был раз­ра­бо­тан и осу­ще­ст­в­лён но­вый план городской за­строй­ки, воз­ве­де­ны но­вые сте­ны и городские во­ро­та, про­ло­же­ны ши­ро­кие ули­цы в центр го­ро­да для про­хо­ж­де­ния хра­мо­вых про­цес­сий. В XIV веке Вавилону бы­ло пре­дос­тав­ле­но пра­во са­мо­управ­ле­ния, его жи­те­ли бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от государственных по­вин­но­стей и во­енного при­зы­ва.

Ва­ви­лон­ская шко­ла — «э-дуб­ба» («дом таб­ли­чек»), за­ни­ма­ла ве­ду­щее ме­сто в сис­те­ме об­ра­зо­ва­ния и со­хра­не­ния пис­цо­вых тра­ди­ций. Соз­дан­ный здесь но­вый куль­то­вый эпос о Со­тво­ре­нии ми­ра («Эну­ма элиш») за­кре­пил пред­став­ле­ние о Мар­ду­ке как из­на­чаль­но глав­ном ми­ро­вом бо­же­ст­ве и о го­ро­де Вавилоне как кос­мо­ло­гическом и тео­ло­гическом цен­тре ми­ра. В са­мом названии го­ро­да от­ра­же­на его роль как цен­тра ми­ра, мес­та со­еди­не­ния зем­но­го и не­бес­но­го. Эта кон­цеп­ция на­шла во­пло­ще­ние в так называемой ва­ви­лон­ской кар­те ми­ра. Зем­ля пред­став­ле­на на ней как круг­лый диск, пла­ваю­щий в океа­не. В цен­тре — го­род Вавилон в ви­де пря­мо­уголь­ни­ка. Ре­ка Ев­фрат, пе­ре­се­каю­щая круг свер­ху вниз, раз­де­ля­ет го­род на две час­ти.

На про­тя­же­нии сво­ей дли­тель­ной ис­то­рии Вавилон пе­ре­нёс мно­го тя­жё­лых ис­пы­та­ний. В 1595 году до н.э. Вавилон был за­хва­чен хет­та­ми, около 1518 года по­пал под власть кас­си­тов. В начале I тысячелетия борь­ба за Вавилон шла ме­ж­ду Ас­си­ри­ей и ара­мей­ски­ми пле­ме­на­ми хал­де­ев. С 732 года Вавилон вхо­дил в со­став Ас­си­рий­ской дер­жа­вы. Наи­бо­лее тра­ги­че­ские для го­ро­да со­бы­тия про­изош­ли в 689 году , ко­гда ас­си­рий­ский царь Си­наххе­риб, раз­гне­ван­ный не­по­ви­но­ве­ни­ем ва­ви­ло­нян, при­ка­зал раз­ру­шить го­род и сте­реть его с ли­ца зем­ли.

В хо­де дли­тель­но­го про­цес­са строи­тель­ст­ва и ре­кон­ст­рук­ции, на­чав­ше­го­ся по­сле смер­ти Си­наххе­ри­ба и дос­тиг­шего сво­ей куль­ми­на­ции в прав­ле­ние ва­ви­лон­ско­го ца­ря На­бу­шад­нец­ца­ра II (биб­лей­ско­го На­ву­хо­до­но­со­ра II), Вавилон был за­но­во от­стро­ен. Цар­ст­во­ва­ние На­ву­хо­до­но­со­ра II (605-562 годы до н.э.) бы­ло вре­ме­нем ве­ли­чай­ше­го эко­но­мического и куль­тур­но­го подъ­ё­ма стра­ны. Во­енные ус­пе­хи Ва­ви­ло­нии, гра­ни­цы которой про­сти­ра­лись в это вре­мя от Егип­та до Ира­на, обес­пе­чи­ли ей по­ли­тическую ста­биль­ность и спо­соб­ст­во­ва­ли по­сто­ян­но­му при­то­ку в сто­ли­цу ог­ром­ных бо­гатств. Это по­зво­ли­ло осу­ще­ст­вить гран­ди­оз­ную про­грам­му по ре­кон­ст­рук­ции Вавилона, пре­вра­тив­ше­го­ся в са­мый боль­шой и бо­га­тый го­род на Ближ­нем Вос­то­ке.

Об­лик Вавилона из­вес­тен по мно­го­численным кли­но­пис­ным до­ку­мен­там, опи­са­нию Ге­ро­до­та, ар­хео­ло­гическим рас­коп­кам, про­во­див­шим­ся с середине XIX века, но осо­бен­но пло­до­твор­ным под руководством Р. Кольд­вея (в 1899-1917 годах). Все эти ис­точ­ни­ки ка­са­ют­ся преимущественно Вавилона VII-IV веков до н.э. (бо­лее ран­ние слои ока­за­лись не­дос­туп­ны­ми из-за вы­со­ко­го уров­ня во­ды в Ев­фра­те).

Го­род, вы­стро­ен­ный с ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­ки, был раз­де­лён Ев­фра­том на две час­ти (Ста­рый и Но­вый го­род) и пред­став­лял со­бой вы­тя­ну­тый в пла­не пря­мо­уголь­ник (площадью около 10 квадратных километров), ок­ру­жён­ный 2-3 ря­да­ми кре­по­ст­ных стен из кир­пи­ча с мас­сив­ны­ми зуб­ча­ты­ми баш­ня­ми, под­зем­ны­ми хо­да­ми и 8 во­ро­та­ми, на­зван­ны­ми име­на­ми бо­гов ва­ви­лон­ско­го пан­те­о­на. Че­рез во­ро­та бо­ги­ни Иш­тар (ре­кон­ст­рук­ция пред­став­ле­на в Государственных му­зе­ях, Бер­лин), об­ли­цо­ван­ные гла­зу­ро­ван­ным кир­пи­чом с рель­еф­ны­ми фи­гу­ра­ми свя­щен­ных жи­вот­ных (львов, бы­ков, дра­ко­нов), про­хо­ди­ла основная ось Ста­ро­го го­ро­да — До­ро­га про­цес­сий. Центр Ста­ро­го го­ро­да за­ни­мал са­краль­ный уча­сток с семиярус­ным, так называемым зик­ку­ра­том Эте­ме­нан­ки (архитектор Ара­дах­хе­шу, середина VII века до н.э.), который свя­зы­ва­ет­ся с биб­лей­ской ле­ген­дой о Ва­ви­лон­ской баш­не, и Эса­ги­ла (главный храм Вавилон, по­свя­щён­ный бо­гу Мар­ду­ку); там же на­хо­дил­ся са­мый большой ры­нок.

Ста­рый го­род был за­стро­ен хра­ма­ми (бо­гинь Нин­мах, Иш­тар и др.), бо­га­ты­ми ча­ст­ны­ми и об­ще­ст­вен­ны­ми зда­ния­ми. В северо-западной час­ти Ста­ро­го го­ро­да рас­по­ла­гал­ся Боль­шой, или Юж­ный, дво­рец На­ву­хо­до­но­со­ра II (на­ча­ло строи­тель­ст­ва — при На­бо­па­ла­са­ре) — ги­гант­ский ком­плекс из пя­ти дво­ров вклю­чал слу­жеб­ные по­ме­ще­ния чи­нов­ни­ков, ре­зи­ден­цию главного чи­нов­ни­ка, боль­шой трон­ный зал (в треть­ем, главном дво­ре) со сте­на­ми, де­ко­ри­ро­ван­ны­ми рель­е­фа­ми из цвет­но­го кир­пи­ча с изо­бра­же­ни­ем «дре­ва жиз­ни» и ша­гаю­щих львов; с се­ве­ро-вос­тока к двор­цу при­мы­ка­ли так называемые Ви­ся­чие са­ды Се­ми­ра­ми­ды. Но­вый го­род, со­еди­нён­ный со Ста­рым го­ро­дом ка­менным мос­том дли­ной 123 м, в основном был за­стро­ен жи­лы­ми квар­та­ла­ми. Вне коль­ца городских стен — главный дво­рец-ре­зи­ден­ция На­ву­хо­до­но­со­ра II (на бе­ре­гу Ев­фра­та) с му­зе­ем тро­фе­ев из Ма­ри, Ас­си­рии, Си­рии и других стран и Дво­рец ново­год­них празд­ни­ков. За пре­де­ла­ми Вавилона — лет­ний дво­рец На­ву­хо­до­но­со­ра II.

Вавилон был ог­ром­ным го­ро­дом с на­се­ле­ни­ем около 200 тысяч человек. Вме­сте с ва­ви­ло­ня­на­ми мир­но ужи­ва­лись лю­ди раз­ных язы­ков и куль­тур. Мно­гие из них прие­ха­ли сю­да или бы­ли при­ве­зе­ны как плен­ни­ки со всех кон­цов ог­ром­ной Ва­ви­лон­ской им­пе­рии и да­же из-за её пре­де­лов (мидий­цы, эла­ми­тя­не, егип­тя­не, иу­деи). Они про­дол­жа­ли го­во­рить на сво­их род­ных язы­ках (биб­лей­ское «сме­ше­ние язы­ков») и но­си­ли свою тра­диционную оде­ж­ду. От­зы­вы о Вавилоне в Биб­лии да­ле­ки от вос­тор­гов, по­сколь­ку они свя­за­ны с вос­по­ми­на­ния­ми о кон­флик­тах Из­раи­ля и Иу­деи с Ва­ви­ло­ни­ей, ги­бе­лью Иу­дей­ско­го цар­ст­ва и ва­ви­лон­ским пле­ном иу­де­ев.

По­сле за­вое­ва­ния Вавилона пер­са­ми в 539 году до н.э. го­род про­дол­жал со­хра­нять ста­тус сто­ли­цы. Толь­ко в 479 году, по­сле по­дав­ле­ния оче­ред­но­го вос­ста­ния ва­ви­ло­нян про­тив пер­сов, персидский царь Ксеркс ли­шил го­род са­мо­стоя­тель­но­сти. С это­го вре­ме­ни Вавилон ут­ра­тил зна­че­ние важ­ней­ше­го куль­то­во­го цен­тра, хо­тя хо­зяйственная жизнь в го­ро­де про­дол­жа­лась. Ме­ж­ду 470 и 460 годами Вавилон по­се­тил Ге­ро­дот, который ос­та­вил под­роб­ное опи­са­ние его дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей, на­звав его «не толь­ко очень боль­шим, но и са­мым кра­си­вым» из всех из­вест­ных ему го­ро­дов. В 331 году Вавилоном ов­ла­дел Алек­сандр Ма­ке­дон­ский. В 312 году Вавилон пе­ре­шёл к Се­лев­ку I Ни­ка­то­ру (од­но­му из пол­ко­вод­цев Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го), при котором большая часть жи­те­лей Вавилона бы­ла пе­ре­се­ле­на в но­вую сто­ли­цу — Се­лев­кию-на-Тиг­ре, по­стро­ен­ную не­по­да­лё­ку от Вавилона.

Среди по­строек эл­ли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни — те­атр (IV век до н.э., близ хра­ма Мар­ду­ка). На мес­те ог­ром­но­го го­ро­да ос­та­лось не­боль­шое по­се­ле­ние. По­сле за­вое­ва­ния области Двуречья ара­ба­ми в 624 году н.э. ис­чез­ло и оно. Вско­ре и са­мо ме­сто, где на­хо­дил­ся древ­ний Вавилон, бы­ло за­бы­то.

Вавилонский плен или Вавилонское пленение — период в истории еврейского народа с 598 по 539 год до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства во времена правления Навуходоносора II.

Вавилонский плен продолжался всего 70 лет, однако он составил целую эпоху в истории еврейского народа. Традиционной датой его начала считается 587 год, когда после антивавилонского восстания был до основания разгромлен Иерусалим, а Иерусалимский Храм был разрушен. Окончание плена приходится на 517 год, когда, после указа персидского императора Кира Великого, захватившего к тому времени Вавилонию, евреям было разрешено вернуться в Иудею и создать там национальную автономию, и они, вернувшись, завершили восстановление Иерусалима и Храма.

Стремясь обезопасить пограничные с Египтом земли, в июле 586 года до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен храм Яхве (Первый Храм). Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, составившее примерно десятую часть от общего населения страны. Среди пленников был и царь Иудеи Седекия (Цидкийаху), пытавшийся бежать. Иудейская государственность была уничтожена, и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет. В составе Ново-Вавилонского царства еврейские переселенцы образовывали родовые группы, не забывавшие о своей родине и поддерживавшие с ней связи.

В 556 году до н. э. в результате заговора вавилонским царем стал арамейский сановник Набонид. Его правление отмечено попыткой ослабить влияние гражданско-храмовых общин Вавилонии и сделать своих соплеменников-арамеев главной опорой государства. С этой целью в качестве верховного государственного божества в его правление выдвигался харранский Син, особо почитавшийся арамеями. Важный религиозный ритуал Новогодия, требовавший личного участия царя, игнорировался, поскольку царь подолгу находился вне Вавилона, в аравийской Тейме (в отсутствие царя страной управлял его старший сын, царевич Бел-шар-уцур), культовые изображения богов перевозились из их святилищ в Вавилон, жречество вавилонских храмов заменялось новым, лояльным Набониду. Такая политика встретила всеобщую враждебность, и когда в Вавилонию вторгся персидский царь Кир II, вавилоняне приветствовали его как освободителя. Вавилонское царство покорилось персам и вошло в состав Ахеменидской державы, сохранив свою автономию.

В искусстве

Делакруа, Эжен Фердинанд Виктор Вавилонское пленение
Дж. Тиссо. Бегство пленников. 1896—1902 годы. Еврейский музей. Нью-Йорк
Лонг, Эдвин Брачный рынок Вавилона
Разрушение Иерусалима под вавилонским правлением. Миниатюра Нюрнбергских хроник. 1493
Оливье Фердинанд. Иудеи в вавилонском плену.
Оливье Фердинанд. Иудеи в вавилонском плену.