Великие четьи минеи

1. Текстология и история

Известны в четырёх списках:

  • Список Чудова монастыря. Незавершённый.
  • Список Софийской библиотеки. Неполный.
  • Список московского Успенского собора. Сохранился полностью. До Революции 1917 года хранился в Московской синодальной библиотеке.
  • Царский список. Писан для царя Ивана Грозного. Без марта и апреля. Неполный.

Описание первых двух списков было дано А. В. Горским и К. И. Невоструевым с дополнениями Е. В. Барсова в 1884 году.

Софийский Новгородский, Успенский и Царский списки являются «чистовыми», полностью завершёнными. Фактически представляют собой три самостоятельных редакции, три 12-томных книжных свода «цикла». К настоящему времени из 12 книг Софийского списка сохранилось 8. Успенский список единственный из всех трёх сохранился в полном составе. От Царского списка сохранились 10 томов отсутствуют книги за март и апрель.

Сборник был составлен под руководством архиепископа Новгородского Макария, впоследствии митрополита Московского и всея Руси в 1530 — 1541 годах.

Созданию «Великих Четьих-Миней» предшествовала масштабная составительская и редакторская работа: отбор материала и распределение его по томам и внутри каждого тома по дням месяца; сплошная и существенная идейно-стилистическая переработка всего разнообразного материала, которая осуществлялась с тем, чтобы выдержать изложение в едином торжественном и велеречивом стиле «второго монументализма». Как правило, включение памятника в «Великие Четьи-Минеи» приводило к созданию его новой редакции. Это особенно прослеживается на примере житий. При сборе материала, часто копировавшегося с поздних, испорченных списков, производилось исправление «древних пословиц»: на основе древнейших писались новые редакции, делались новые переводы или производилась сверка и исправление переводных библейских, житийных и других произведений по их греческим оригиналам. Так, В. П. Адрианова-Перетц выявила исправления по греческому оригиналу в тексте Жития Алексея человека Божия, включенного в текст под 10 ноября.

Формирование трёх беловых списков продолжалось около 25 лет. Сведения о последовательности составления дают вкладные записи и предисловия архиепископа Макария «Летописцы», предпосланные томам. Создание Софийского свода «Великих Четьих-Миней» началось в Новгороде в 1529/1530 году и длилось в течение 12 лет. По свидетельству вкладных записей 12 книг Софийского списка были вложены Макарием в новгородский Софийский собор «на помин души» его родителей в 1541 году. 12 книг Успенского списка Макарий вложил «на память своей души и по своих родителех в вечный поминок» в Успенский Крёмлевский собор в 1552 году. Работа над Царским списком, предназначавшимся для Ивана IV, продолжалась ещё в 1554 году. Софийский список составлялся при новгородском архиепископском доме Макария трудами «многих различных писарей» и книжников, не только переписывавших произведения, но и переделывавших их и осуществлявших новые переводы и «исправления» по греческим оригиналам, «от иностранных и древних пословиц переводя на русскую речь», — как писал об этом в предисловии Макарий.

Для формирования первоначального состава «Великих Четьих-Миней» были привлечены материалы всех подвластных архиепископу Макарию новгородских и псковских библиотек. Работа над Успенским и Царским списками частично также проводилась в Новгороде например, копирование текстов Софийского списка. Став митрополитом всея Руси, Макарий уже мог привлекать к работе писцов и книжников различных городов и монастырей со всех концов России. Окончательное оформление этих списков происходило, вероятно, под его наблюдением в Москве, в его митрополичьем скриптории. Писцы работали над не только в книгописных мастерских митрополита в Новгороде и Москве, но и по велению царя переписывали книги также в других городах России.

По предварительным наблюдениям В. А. Кучкина над ноябрьской книгой, Софийский, Успенский и Царский списки имеют сложные текстологические взаимосвязи. В копию, снятую около 1542 года с Софийского списка ноябрьской минеи, в течение 5 лет с 1542 по 1547 годы вносились дополнительные тексты например, Толковое Евангелие. Окончательно Успенский список минеи за ноябрь был сформирован лишь около 1550 года. Работа над самым поздним, Царским, списком за ноябрь велась новгородскими и московскими мастерами в два приёма, с привлечением материалов Софийского и Успенского списков. Е. В. Барсов отмечал существенные отличия Софийского списка от состава обоих московских списков. Последние почти в два раза превышают его по объему, благодаря пополнению житиями русских святых, созданными в связи с канонизацией на соборах 1547 и 1549 годов Житие Иосифа Волоцкого и др., вступительными «Летописцами», излагавшими содержание и историю создания «Великих Четьих-Миней», словами Григория Цамблака, «Откровением» Мефодия Патарского, сборниками сочинений отдельных авторов или библейскими книгами, Златой чепью, Пчелой и др.

Кроме трёх основных списков Софийского, Успенского и Царского известны более поздняя сокращенная редакция майской книги «Великих Четьих-Миней» 1569 года, ранние черновые списки «Великих Четьих-Миней», например, декабрьской книги, а также редакции XVII — XVIII веков.