Венчание без регистрации

Обряд венчания является одним из семи таинств христианской церкви. Первые подобные церемонии начали проводиться еще в I веке нашей эры, а формирование целостного чина венчания относится к IV столетию. Разрешает ли церковь обвенчаться без официальной росписи с загсе, и если да, то при каких условиях?

Значение венчания

Фото 1
Обряд венчания знаменует собой соединение двух человеческих душ. Согласно христианским взглядам, после венчания мужчина и женщина становятся «малой церковью». Их дальнейшая совместная жизнь освящается благодатью, благословляется на рождение и воспитание детей.

Венчание, за редкими исключениями, возможно единственный раз в жизни, поэтому выбор будущих супругов должен быть осознанным актом добровольной любви. Церемонии предшествует длительная подготовка, которая включает в себя посещение предбрачных курсов, пост, чтение молитв, участие в таинстве исповеди и евхаристии.

Обвенчают ли в церкви без брака?

До 1917 года, когда церковь и государство не были разделены, церковный брак обладал абсолютной полнотой законности и юридической силы. Любой супружеский союз заключался в стенах храма. Во время существования СССР на церковные традиции наложили вето и сформировали специальные органы власти.

В настоящее время официальная регистрация брака в государственном учреждении (загсе) – обязательное условие для проведения священнослужителем обряда венчания. Христианская церковь определяет законопослушность как разновидность добродетели, поэтому предварительное получение свидетельства о браке подтверждает серьезность намерений молодых. В противном случае венчание может быть просто данью семейной традиции или его проведение вызвано желанием лишь одного из супругов.
Фото 2
Предварительное заключение официального брака, с точки зрения церкви, также необходимо для исключения возможности повторного брака, многоженства и многомужества, союзов между кровными родственниками и т.д.

Венчание является последним шагом в подтверждении взаимной любви, который невозможно отменить в отличие от государственного или, так называемого, гражданского брака.

Важно! Многолетнее сожительство не становится аргументом в пользу проведения таинства. Напротив, церковь воспримет отношения как безнравственные: такие пары не будут допущены до причастия, пока не покаются, что жили во грехе.

То, что в современном обществе принято называть гражданским браком, с религиозной точки зрения, браком не является вовсе. Гражданским церковь называет брак, заключенный в государственных органах власти.
Фото 3
Проживание мужчины и женщины вместе, ведение ими общего хозяйства и даже наличие совместных детей «без штампа в паспорте» являются обыкновенным сожительством, которое священнослужители относят к блудному греху – одному из семи смертных грехов, которые искупить труднее всего.

Церковнослужители уверены, что при сожительстве отсутствует всякая ответственность человека за себя и своего супруга, не определены взаимные обязательства. Нежелание вступать в законный брак обычно вызвано недоверием, пренебрежительным отношением друг к другу. Это свидетельствует о недостатке истинной любви, а именно на ней и зиждется христианство.

Другой возможной причиной сожительства является неуважение к церковным и светским законам, что также не может быть одобрено церковью.

Популярные отговорки

От противящихся росписи в загсе верующих порой можно услышать странные фразы.

Например, в попытке найти оправдание, многие говорят, что важно обвенчаться, а штамп в паспорте – «дело наживное» и ставить его необязательно. Это справедливо, но напрашивается встречный вопрос: к чему противиться «ничего незначащей» формальности, и почему не пройти 15-минутную процедуру росписи?
Фото 4
Еще один распространенный довод: «У нас такая сильная любовь, но совершенно нет денег на свадьбу, поэтому пока просто обвенчаемся». В этом случае можно выбрать неторжественную регистрацию, заплатив всего 350 рублей госпошлины. При подобной отговорке у священника возникнет справедливое сомнение: на что же будут жить молодые, растить детей, благоустраивать быт, если даже денег на скромную церемонию не могут накопить?

Возможны ли исключения?

Канонического запрета на проведение обряда венчания без официального заключения брака не существует. Однако простого желания будущих супругов недостаточно. Поскольку ответственность несут не только молодые, но и священнослужитель, то каждый такой случай рассматривается индивидуально архиереем соответствующей епархии. Только епархиальный архиерей дает разрешение обвенчаться в обход правил.
Фото 5
Три частые причины для исключений:

  1. Государственная регистрация и обряд венчания назначены на одну дату с разницей в несколько часов. Если показать батюшке талон-приглашение в загс на определенную дату с указанием имен, он, вероятно, уступит и разрешит сначала провести венчание, а затем церемонию росписи в загсе;
  2. Наличие уважительных обстоятельств, например, при предстоящей операции с риском для жизни или перед поездкой супруга в «горячую точку» местное епархиальное управление, скорее всего, даст добро на венчание без заключения государственного брака;
  3. Желающая обвенчаться без штампа в паспорте пара является послушными прихожанами церкви на протяжении многих лет, а настоятель храма видит их искреннее отношение друг к другу, он может сделать исключение. В таком случае он полностью берет на себя ответственность за их союз.

Интересно! В России известна звездная пара Антона Макарского и Виктории Морозовой, которых обвенчали без росписи именно из-за последней в списке причины.

Полезное видео

Все больше молодых людей обращаются к Богу, поэтому обряд венчания становится настолько значимым для будущей семейной жизни. Однако церковь не разрешает проведение таинства без регистрации брака в загсе. О причинах запрета и возможных исключениях — в видео:

Хотя современная церковь признает религиозную законность государственного брака, для получения всей полноты благодати будущей семье необходимо проведение таинства венчания. Полноценным союз мужчины и женщины становится после заключения брака на двух уровнях: государственном (светском) и религиозном (церковном). Венчание без предшествующей официальной регистрации практически невозможно и проводится в исключительных случаях.

Если паре важно обвенчаться без росписи в загсе, единственный выход – искренний разговор со священником в той церкви, где планируется торжество. Если он сочтет аргументы недостойными внимания, остается смириться и пересмотреть свои взгляды на светскую роспись. Тем, кто готов дать друг другу обещание перед лицом Бога о преданности до конца жизни, не составит моральных трудностей сказать «Да» и в органах загса.

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Мир, как известно, живёт по законам рынка. В частности, спрос рождает предложение. Например, когда у первых пользователей мобильных телефонов появилась привычка ставить в конце фраз смайлики в виде открытых или закрытых скобок, производители соответствующей техники моментально сориентировались и стали включать в меню всякие разные причудливые рожицы, чтобы любителям смайликов было проще передавать разнообразные эмоции и оттенки настроения простым нажатием пальца. В итоге, пользователю это понравилось настолько, что в меню отдельных смартфонов смайликов теперь столько, что ни о каком упрощении процесса общения уже и речь не идёт.

Если бы по принципам рынка строилась жизнь в Церкви, то, наверное, в десятку наиболее ходовых предложений несомненно вошло бы венчание без регистрации брака.

Я служу в крупном городском приходе и просьбы о венчании без росписи в ЗАГСе мне стабильно приходится слышать раз в неделю-две. Благодаря тому, что в логику церковной жизни законы рынка не вписываются, на такие просьбы обычно отвечают отказом, что, в свою очередь, вызывает не менее регулярные недоумения: «почему нельзя»? «Раве венчание не важнее»? «А если я расписываться не хочу»? «Какое отношение к Церкви имеет государственная регистрация»? «Разве без свидетельства о браке мы не можем быть мужем и женой перед Богом»?..

И всё-таки, почему нельзя? Да и возможно ли венчание без регистрации брака в каких-либо особых случаях?

Сначала в ЗАГС, потом под венец?

Первый вопрос, которым, как правило, задаются желающие венчаться, предварительно не расписавшись: если Церковь отделена от государства, то с чего мне идти в ЗАГС, чтобы повенчаться? Действительно, Церковь от государства отделена и на первый взгляд нам должно бы быть абсолютно всё равно зарегистрирован ли брак у пары, желающей венчаться в Церкви или нет. В конце концов, нет ведь никаких правил, запрещающих венчание без свидетельства о браке. Но тогда логичным будет и встречный вопрос: если уж у вас всё так серьёзно, что вы хотите венчаться, то что мешает оформить брак официально? Увы, ответом на этот вопрос, бывают, как правило, сбивчивые фразы, изрядно сдобренные междометиями. Свидетельствуют они, как правило, либо о несерьёзном отношении к браку как таковому, либо о нежелании брать на себя ответственность.

Что является главным в семейной жизни?

Итак, мы подошли к, что называется, краеугольному камню семейной жизни. Ответственность. Именно она, а не любовь, уважение и взаимопонимание, как многим кажется, является основой основ жизни семьи. Нет, я ни в коем случае не хочу принижать роль любви или уважения в супружестве, однако сколь не уважай безответственного человека, а нормальной семьи с ним не построишь. Если муж или жена не желают брать на себя ответственности, это не исправить любовью. Если отношения строятся по принципу «ты должен», «ты должна», то никакое взаимопонимания невозможно в принципе. Выходит, что, как ни парадоксально, а другого средства для того, чтобы закрепить взаимную ответственность, кроме государственной регистрации брака, у нас нет. Не подумайте, я бесконечно далёк от мысли, что штамп в паспорте или документ с гербовой печатью пробудят ответственность в безответственном субъекте, однако как бы то ни было, а решаясь на регистрацию брака люди хотя бы явно не отказываются от фиксации взаимной ответственности и обязательств. С этой точки зрения, требование обязательной регистрации брака перед венчанием выглядит как нельзя более логичным и обоснованным. Коль скоро церковное благословение брачного союза – самое важное, высокое и главное, то вполне логично, в рамках подготовки к нему необходимо выполнить все промежуточные требования, одним из которых является регистрация брака в ЗАГСе. Если же людям принципиально важно венчание без брака, то им вполне обоснованно можно отказать – не желаете брать на себя ответственность, нечего вам делать под венцом. В конце концов, сожительство без регистрации – ни что иное, как имитация семейной жизни. Глупо требовать от Церкви, венчанием благословляющей создание малой церкви, то есть семьи, таким же образом благословлять пустопорожнюю фальшивку.

«Здравствуй, Бог, это же я пришёл»

Впрочем, сводить нежелание официально оформлять отношения, только к боязни ответственности, было бы неправильно. Есть ещё, как минимум, две категории пар, у которых семейная жизнь без свидетельства о браке не связана ни с несознательностью, ни с безответственностью. Первая из них – те, кто «имеет своё мнение» и сожительствует так называемым гражданским браком принципиально. Мне встречались такие люди. Они прямо так и заявляют «мы расписываться в любом случае не будем» или «не штамп в паспорте делает нас семьёй» или даже «я не считаю нужным идти в ЗАГС, чтобы считать её (его) женой (мужем)». Как ни удивительно, но эти странные люди и в Церковь приходят в твёрдом убеждении, что она должна считаться с их мнением. Эти, если их приводит намерение венчаться, не просят венчания и не договариваются о нём. Они требуют. А, встречая отказ, пытаются спорить и качать права, в твёрдом, как я понимаю, убеждении, что это может иметь успех. Думаю, не стоит напоминать, что в Православной Церкви такой постановкой вопроса невозможно добиться ровным счётом ничего. Но, что поделаешь, те, кто переступают порог храма только ради крестин, венчания и отпевания, вполне могут этого и не знать. Собственно, не было бы в том беды, если бы такие люди умели хотя-бы слушать. Но им зачем? У них, ведь «своё мнение»… Впрочем, с такими, как ни странно, общаться проще всего. Не взыщите за резкость, но это чуть ли не единственная категория людей, которым нет необходимости что-либо объяснять, поскольку им не нужен «отчёт о нашем уповании» и не интересен наш «ответ с кротостью и благоговением» (1Пет. 3:15). Услышав первое «я считаю» и уловив между слов «я требую», прпвильнее всего будет сказать «проходите мимо». И кончен разговор.

Исключение, подтверждающее правило

А вот со второй категорией всё несколько сложнее. Не скажу, что каждый, но многие священники сталкивались со случаями, когда государственной регистрации брака препятствуют вполне объективные факторы. Чаще всего такое случается во вторых браках меду немолодыми людьми, имеющими взрослых детей. Вопросы наследства, финансовых обязательств, юридические казусы, кредиты, разное гражданство… Данный перечень может быть весьма внушительным, но главное здесь в том, что пара ничуть не против зарегистрировать брак, нередко люди этого хотят и оформили бы отношения, как только появилась бы возможность, но те или иные обстоятельства препятствуют этому. Думается, в подобном случае можно было бы говорить о том, что, в порядке исключения, венчание без брака возможно. Конечно, при условии того, что конкретный священник знает пару в течение определённого времени, эти люди (или кто-то один из них) являются его постоянными прихожанами и, как их взаимные чувства, так и понимание взаимной ответственности, искренни и крепки. Конечно, принимать подобные решения священнику не следует самому и логичным бы виделось обращение за разрешением проблемы к правящему архиерею. Тем более, что, как я уже говорил, подавляющее большинство таких случаев имеет место у пар, являющихся второбрачными, а благословение второго брака – исключительно в архиерейской компетенции.

Да, это, безусловно, исключение. Однако оно, как ни странно, подтверждает правило, поскольку в данном случае мы говорим не о нежелании расписываться, а как раз наоборот, о желании, которому препятствуют, в той или иной мере, объективные факторы. То есть не желание уклониться от ответственности и не принципиальное пренебрежение ею, а полная готовность взять её на себя, реализовать которую можно только в венчании.

Можно ли венчаться без регистрации в ЗАГСЕ — один из самых распространенных вопросов, приходящих на наш сайт.

Для того, чтобы венчаться, необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе: это связано с тем, что если до революции венчание было браком, признаваемым государством, то сегодня Церковь не имеет возможности проверить, является ли заключаемый брак единственным. Были случаи, когда приходили венчаться без штампа в паспорте люди, уже состоявшие в браке. Поэтому, во избежание подобных проблем, для венчания необходимо предварительно зарегистрировать брак в ЗАГСе.

ВЕНЧАНИЕ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ В ЗАГСЕ

Священник Дионисий Свечников

Обязательно ли регистрировать брак в ЗАГСе перед венчанием?

Согласно современным правилам Русской Православной Церкви – да. Пра­вославная Церковь признает гражданский брак (оформленный в ЗАГСе) исходным момен­том создания семьи. Как и первохристианская Церковь, Православная Церковь не отменяет и не нарушает государственных законов, и призывает своих верных чад регистрировать брак в ЗАГСе, тем самым проявляя свое гражданское послушание. Современная жизнь во многом напоминает ту древнюю эпоху.

Поэтому не стоит удивляться, если придя в храм для того, чтобы записаться на венчание или договориться со священником о дате и времени венчания, вас вдруг попросят предъявить свидетельство о регистрации брака. Но зарегистрировать брак в ЗАГСе можно и в сам день венчания. Об этом нужно сообщить при записи на венчание. Как правило, большинство пар именно так и поступают.

Иногда приходится слышать от людей приблизительно такие слова : «Мы хотим обвенчаться, но не хотим расписываться в ЗАГСе, для нас венчание важнее штампа в паспорте». Конечно же, венчание для православных христиан должно быть важнее , чем гражданская регистрация. Было бы странным, если бы получалось наоборот. Но при этом хочется задать встречный вопрос этим людям: «Если для вас штамп в паспорте ничего не значит, то зачем так противиться его появлению в паспорте?». Неужели от того, что появится штамп в паспорте, изменятся отношения между супругами или каким-то образом упразднится благодать, полученная в Таинстве венчания. Нет!

Современные правила Русской Православной Церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Ни о какой-либо ответственности по отношению к браку, присутствующей у людей, живущих в «гражданском браке», говорить невозможно. Ее просто нет. Конечно, венчание без регистрации в ЗАГСе возможно в исключительных случаях с благословения епархиального архиерея. Но желание «пожить друг с другом» и сознательный отказ от государственной регистрации брака никак не может быть такой причиной. Люди, живущие в «гражданском браке», также не могут стать крестными родителями. Согласно церковным канонам, люди, открыто ведущие безнравственную жизнь, не могут стать восприемниками от купели крещения. В обязанность крестных родителей входит воспитание своих крестников в православной вере. Также, как в случае с собственными детьми, рожденными в «гражданском браке», «супруги» не смогут дать должного духовного воспитания своим крестникам. Ну и, конечно, стоит сказать, что, согласно канонам, люди, живущие в блудном сожитии, не могут быть допущены до причастия до того момента, пока не перестанут грешить и не принесут покаяния.

Многие пары, выражающие желание «пожить вместе» должны понимать, что государственное правовое регулирование их взаимоотношений может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это немаловажный аспект семейной жизни. Ведь государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов. Все это не может быть достигнуто в «гражданском браке». Ни один суд не встанет на защиту прав и свобод, предписанных в Семейном кодексе и нарушенных в «гражданском браке». С точки зрения юридического права «гражданский брак» не является браком. Соответственно, государство в лице судебной инстанции не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем браке.

Было бы глупо полагать, что семейная жизнь в «гражданском браке» протекает безоблачно, в розовых тонах, а «супруги» никогда не встречают на жизненном пути проблем и невзгод. Скорби посещают людей, живущих и в законном, и в венчанном браке. Бывает, и те, и другие разводятся. Поэтому, отсутствие регистрации брака никаким положительным образом не может влиять на жизнь людей, живущих в «гражданском браке», и не избавляет их от бед и скорбей. Но если в случае с зарегистрированным браком есть возможность потребовать через судебные или иные инстанции соблюдения прав супругов, то в «гражданском браке» этой возможности нет. А раз нет такой возможности, то «супругам» придется остаться со своими проблемами один на один, от чего, несомненно, проблем только прибавится.

А иногда этот вопрос имеет и такой вид: «Мы очень любим друг друга, но у нас сейчас нет денег на свадьбу, можно нас обвенчаться, а потом сыграть свадьбу». Хочется задать встречный вопрос: «Зачем играть свадьбу мужу и жене?». Ведь, обвенчавшись, жених и невеста станут мужем и женой. А что за свадьба без жениха и невесты? Это, как минимум, нелогично. Да и потом, если нет денег на свадьбу, то, скорее всего, нет денег и на совместное проживание. А ведь брак несомненно предполагает совместное проживание супругов. Без этого брак немыслим.

Ну а если вопрос о совместном проживании будущих супругов решен, то свадьбу можно сыграть не столь пышно и помпезно, как хотелось бы, обвенчавшись и зарегистрировавшись в один день. Очень полезно было бы молодым людям, задающим подобные вопросы, спросить у своих родителей и бабушек с дедушками, как играли свадьбы в послевоенные годы, когда не было денег даже просто накрыть на стол. И это не останавливало искренне любящих друг друга людей. Ведь самое главное в этом вопросе не то, на какой машине молодые приедут на венчание, платье от какого из французских кутюрье будет на невесте и в каком из известных ресторанов города будет проходить банкетная часть торжества, а в том, какой смысл жених и невеста вкладывают в понятие «свадьба».

Если свадьба – это только перечисленные атрибуты, и нет никакой духовности, то говорить тут нечего. Все это будет в день свадьбы, но наступит и завтрашний день, когда муж – это уже не принц на белом коне, а обычный молодой человек в шортах и тапочках, сидящий в кресле и смотрящий футбол по телевизору, а жена – это уже не прекрасная принцесса в шикарном платье, а обычная девушка в домашнем халате, готовящая ужин на кухне. День свадьбы для них запомнится, может, и на всю жизнь. Но это будет только воспоминание о роскоши, так и не ставшее ярким духовным переживанием, положившим начало их духовному единению.

Если же в понятие «свадьба» вкладывается, в первую очередь, христианское понимание брака, то такой свадьбе не помешает ни отсутствие лимузина, ни скромные наряды молодых, ни скромный праздничный стол. Для таких новобрачных главное – совместное предстояние перед Богом на Таинстве венчания, когда Сам Господь венчает их в «плоть едину». Посему и хочется заключить, что не стоит «изобретать велосипед», а делать также, как поступали наши предки – венчаться и играть свадьбу в один день.
Ответы на вопросы читателей:

Можно ли сначала обвенчаться, а через год расписаться в ЗАГСе? Светлана

Дорогая Светлана! Нет, гражданская регистрация должна предшествовать венчанию. Церковь, как правило, венчает после регистрации, потому что в последнее время происходит очень много случаев обмана: можно с одной расписаться, а с другой – повенчаться, и никто не несет никакой ответственности.

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, мы с моим мужем, в силу обстоятельств, развелись 2 года назад. Но живем мы вместе и любим друг друга. Можем ли мы обвенчаться или сначала нужно вновь регистрировать брак в ЗАГСе ? Спасибо.

Здравствуйте, Вера! Венчаться можно только после того, как Вы снова зарегистрируете Ваш брак.

С уважением, Священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Дело в том, что мы хотим обвенчаться, но не хотим официально расписываться в загсе … разрешат ли нам провести церемонию венчания без свидетельств о браке? Спасибо. Наталья

Здравствуйте, Наталья! Венчание – это благословение брака Церковью. Но если брак не зарегистрирован, то отношения являются блудом, то есть грехом, и благословить эти отношения Церковь не может. Поэтому венчаться без регистрации брака в ЗАГСе нельзя. Зарегистрируйте брак, а потом венчайтесь. И да поможет Вам Господь создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я живу в гражданском браке. Живем вместе несколько лет. Регистрировать брак в ЗАГСе не хотим. Хотим сначала перед Богом. Возможно ли венчание без штампа в паспорте? И где найти храм, где нас обвенчают? Мы очень хотим!

Здравствуйте, Юлия! Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в ЗАГСе. Штамп в паспорте – это не пустая формальность, а свидетельство перед законом и перед окружающими людьми о глубине Ваших чувств и серьезности отношений. Такой брак Церковь может благословить. Греховные, то есть несерьезные и неглубокие отношения, Церковь благословить не может. Поэтому сначала Вам необходимо зарегистрировать Ваши отношения, а затем уже можно венчаться.

С уважением, Священник Александр Ильяшенко