Венок Христа из чего

Вечером 15 апреля 2019 года загорелся парижский собор Нотр-Дам. Весь мир с замиранием сердца следил за трагедией. А уже на следующий день верующие вздохнули с облегчением: в огне пожара не пострадал Терновый венец, важнейшая христианская реликвия, свидетель поругания Христа.

Не все из нас в курсе религиозных тонкостей и попросту не знают, что за роль была уготована венцу более 2000 лет назад, какой путь он прошел после этих событий и как оказался в соборе. Давайте разбираться!

Терновый венец и его роль в библейской истории

Иисус с Крестом

Венец Иисуса Христа — величайшая святыня христианской религии, символ страданий и надругательств, переживаемых Спасителем смиренно и с достоинством.

В трех Евангелиях описано, как римские воины в насмешку надели на Иисуса «царственную» багряницу и водрузили ему на голову терновый венец — шутовскую «корону». А потом издевались, били и унижали Христа: «…и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!».

Интересно!
В окрестностях Иерусалима колючий терн не растет. Из чего же сплели венец римские стражники? Считается, что это мог быть Зизифус колючий или, попросту — Христовы тернии. К югу от Иерусалима до сих пор стоит самый старый представитель этого вида, которому более 2000 лет. Говорят, именно из веток того дерева сделали терновый венец Иисуса.

История святыни

Людовик Святой и Терновый венец

Терновый венец вместе с другими атрибутами Страстей Христовых начинают почитать уже с IV века, когда первые христиане-паломники отправляются в Иерусалим. В X веке его перенесли в Константинополь и оставили на хранение в Фаросской церкви при императорском дворце. Правитель Латинской Империи Балдуин II, испытывая материальные трудности, заложил венец Спасителя в венецианском банке, а французский король Людовик IX в 1238 году выкупил его за баснословную сумму в 135 тыс. ливров — половину годового дохода страны. Зачем он это сделал? Вероятно, хотел поднять религиозный дух Франции и сплотить страну. Как бы то ни было, после этого короля называли не иначе как Людовик Святой.

Интересно, как происходила транспортировка святыни. С величайшими предосторожностями, исключающими подмену и ограбление, венец и другие реликвии везли до Франции в сопровождении конного эскорта в сотню-другую всадников. На подступах к столице процессию встретил сам король. Одетый лишь в простую тунику, он нес венец Спасителя все 40 км до Парижа.

Для хранения Тернового венца на острове Сите за каких-то 5 лет воздвигли готическую часовню-реликварий Сент-Шапель (Святая капелла). Она невелика, но очень красива: Луи Святой не жалел средств для отделки. Стрельчатые окна сплошь покрыты витражами, большая часть из них оригинальна. Часовня открыта для посещения каждый день.

Сен-Шапель

Интересно!

Тропическое растение страстоцвет, или пассифлора, получило свое имя за внешний вид цветка. Христиане трактовали его как воплощение Страстей Христовых, при этом внешняя корона из тычинок выступала в роли тернового венца.

Терновый венец переживал уже сложные времена. Так, в ходе Французской революции, восставшие подожгли Сент-Шапель. Святыню передали в Национальную библиотеку, а затем архиепископу Парижа, она чудом уцелела в то смутное время. С 1806 года до недавнего времени венец Христов с другими реликвиями хранился в сокровищнице Нотр-Дам-де-Пари, а его 70 шипов были переданы другим храмам в дар.

Терновый венец и современность

Чтобы венец не рассыпался в прах, его заключили в ажурный оклад из золота и хрусталя. Именно в таком виде он выставляется на обозрение верующих, а в остальное время хранится в драгоценном реликварии в виде чаши, украшенной драгоценными камнями. До недавнего времени Терновый венец мог увидеть любой желающий в первую пятницу каждого месяца и в Страстную пятницу накануне Пасхи. В службах, посвященных реликвии Нотр-Дама, участвовали священники разных христианских конфессий.

Во время пожара священник пожарной команды Жан-Марк Фурнье героически проник в охваченное огнем здание и вынес венец Спасителя и тунику Святого Людовика. Святыню временно передали в мэрию Парижа, а затем вместе с другими ценностями собора — в музей Лувр.

Будем надеяться, что когда-нибудь важнейшая христианская реликвия вновь займет свое место в ризнице собора Парижской Богоматери!

На Святой земле август. Нас окружают руины Капернаума, дрожащие в раскаленном воздухе. Это очень приятное место, но монотонный голос нашего экскурсовода и треск цикад действуют усыпляюще, и вскоре мои мысли унеслись далеко от этого места.

Внезапно слова экскурсовода вновь привлекли мое внимание, когда он указал на дерево, в тени которого мы стояли, и сказал, что его называют деревом «тернового венца». Я взглянул на зеленые ветви. Где же шипы? Дотянувшись до небольшой ветки, я осторожно наклонил ее.

Там, среди нежных листьев, я увидел шипы. Хотя они были тонкие, зеленые, очень острые, длиной с мой палец, заметить их можно было лишь с расстояния не больше одного метра. Но всякий, кто прикасался к тем утопающим в листве веткам, непременно ощущал боль.

Я вспомнил множество картин с изображением Спасителя, стоящего перед глумящимся над Ним судом, Его пурпурную мантию и венец, сплетенный из кривых, сухих, колючих веток. Внезапно мне пришла в голову мысль, что раб или солдат, которому поручили сплести этот венец, скорее всего, работал с зелеными мягкими ветками, подобными тем, что были у нас над головой, а не с сухими и ломкими прутьями. В пользу этого говорит и то, что этот венец был предназначен не только для того, чтобы причинять боль человеку, но и для его унижения и насмешек над ним.

В древнем мире венец из зеленых, покрытых листвой ветвей – как правило, душистых лавровых – вручали победителям состязаний или сражений. Лавровые венки украшали изображения королей и императоров. Возможно, терновый венец, надетый на голову Спасителя, тоже был покрыт зелеными листьями, как язвительный намек на эту древнюю традицию. Это всего лишь мое предположение, а не официальное учение. Но, представляя себе эту картину, я яснее осознал один аспект Искупления: Спаситель знает о наших горестях, и Он в силах излечить нас.

Мантия, которую надели на Него, тоже служила притворным символом царского величия. Она скрыла рубцы и глубокие раны от ударов плетью, которые Он перенес несколько минут назад. Так же и покрытый листвой терновый венец словно символизировал гирлянду победителя, но скрывал боль, которую он причинял Спасителю.

Многие из нас страдают от невидимых ран. Как говорится в одном из гимнов, «сердц, где печаль сокрыта» («Господь, я за Тобой пойду», Гимны, номер 133). Но Спаситель знает об этих скрытых ранах. Он хорошо знаком с незаметной для других болью. Все Его служение проходило в ожидании Искупления и Воскресения. Но те, кого Он учил, благословлял и исцелял, этого не знали. Даже Его ученики ни о чем не догадывались.

Спаситель видит сквозь «мантии» и «венцы», которые скрывают наши печали от других людей. Перенеся «мучения и страдания, и всякого рода искушения», Он преисполнился милосердия и знает, как помочь нам, если мы приносим свои горести к Его ногам (см. Алма 7:11–12). Он – бальзам, который может исцелить даже самые глубокие и скрытые раны. И венец, который Он предлагает нам, – это венец победителя.

Описание:

ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ СПАСИТЕЛЯ

«Это воспринимается, как чудо: в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам) хранится одна из величайших святынь христианского мира: Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания» Иер. Николай Никишин

Терновый венец СпасителяТерновый венец Спасителя

В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и основали Латинскую империю, просуществовавшую до 1261 года. Во время правления латинского императора Балдуина II королю Франции Людовику IX были проданы многочисленные христианские святыни, находившиеся в Константинополе, среди которых был и Терновый венец Спасителя.

Людовик IXВ августе 1238 года король, прозванный Святым за свою веру и великое благочестие, торжественно встречал эту святыню за 40 км от Парижа. Людовик снял с себя все королевские регалии и обувь и вместе со своим братом нес ее на плечах. В 1241 году в Париж была принесена частица Креста Господня. Святая часовняВ рекордные сроки, с 1243 по 1248 гг., для этих реликвий в центре Парижа на острове Ситэ была воздвигнута Сент-Шапель – Святая часовня, один из шедевров готической архитектуры – на строительство которой было затрачено денег в два раза больше, чем заплачено за сам Терновый венец. Вместе с венцом и фрагментом честного креста здесь хранился также один из гвоздей, вбитый в тело Христа. Терновые шипы, а их было около 70, были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Во время Революции Сент-Шапель была закрыта, а святыни перенесены в Национальную Библиотеку. Благодаря конкордату 1801 года между Наполеоном I и римским папой святыни были возвращены парижскому архиепископу. В 1806 году Терновый венец и другие святыни, запаянные в специальные стеклянные капсулы, были размещены в сокровищнице собора Notre-Dame de Paris, где хранятся до сих пор.

Notre Dame de ParisNotre Dame de Paris (фасад)

В первую пятницу каждого месяца в 15:00, а также в Страстную Пятницу католического Великого поста Терновый венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем от него выносятся для поклонения верующим. В другие дни года доступа к этим святыням нет. Необходимо обратить внимание на то, что даты Великого поста у католиков и у православных очень часто не совпадают. Поэтому, чтобы прийти поклониться святыням, нужно прежде ознакомиться с католической пасхалией. Поскольку желающих поклониться святыням очень много, очередь к ним необходимо заниматься заранее, до начала церемонии.

Терновый Венец Спасителя

Рубрика: Основы веры, Святыни Православия

Святыня Франции

Собор Нотр-Дам-де-Пари — это сердце Парижа и всей Франции. До апреля 2019 года здесь находилась одна из важнейших святынь Христианства — Терновый Венок Спасителя. В первую пятницу каждого месяца здесь проходила торжественная процессия — для поклонения верующим выносился Терновый Венец. Эта святыня в равной степени почитается во всем христианском мире.

терновый венок
Терновый венец — святыня хранящаяся в соборе Нотр-Дам-де-Пари (Париж, Франция)

Что такое Терновый венок?

Терновый Венец Иисуса Христа — это венок из ветвей колючего растения. Венцом была увенчана голова Спасителя перед Его Крестной смертью.

Предав Иисуса на суд Пилату, иудеи обвинили Его в подстрекательстве народа против императора: «Он… запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» (Евангелие от Луки, 23:2). Выяснив, что «царство» Иисуса «не от мира сего» (Евангелие от Иоанна, 18:36), Пилат приказал бить осужденного. Тем самым прокуратор стремился вызвать жалость к Нему у обвинителей. Римские воины устроили страшную «коронацию». На обвиняемого надели багряный плащ, на Его голову возложили Терновый Венец. Это обозначало «царскую одежду», которую, по их мнению, Он заслуживал. «Коронация» носила характер насмешек и глумления, а не воздаяния подлинных почестей Царю. Терновый Венец выступал не только орудием насмешки и унижения, но и мучительной пытки. Шипы венка вонзались в голову Иисуса, вызывая обильное кровотечение и сильную боль.

«…Не из лавров и миртов был составлен венец для главы Спасителя Мира, Победителя смерти и ада, а из вовсе непригодных для венка ветвей палестинского терновника, с его длинными и острыми шипами, от которых увенчанная глава неизбежно должна была обагриться кровью. Само собою разумеется, что такой невиданный и уязвляющий венец, сам по себе, был тяжким поруганием для венчаемого им лица, не меньшим поруганием, чем была и возложенная тогда на Спасителя багряная риза, грубая подделка под царское облачение» (профессор Аким Алексеевич Олесницкий).

Завязав Иисусу глаза, воины били Его палкой по голове. После поругания римскими воинами над Спасителем Пилат вывел Христа перед народом. Но истерзанный Царь не вызвал жалости в сердцах собравшихся людей, они требовали Его распятия. Тогда Пилат согласился на их требование. Иисуса переодели в хитон, вывели за город и распяли на кресте. Иосиф Аримафейский снял тело умершего Иисуса с креста. Иосиф обвил плащаницей (длинной тканью) по иудейской традиции и положил в своей новой гробнице.

Терновый венец и Туринская плащаница: свидетельства Распятия

Во время Всемирной выставки 1898 года в Париж, впервые на обозрение была представлена Туринская Плащаница. Она получила такое название по месту своего нахождения — города Турин (Италия). Итальянский фотограф Секундо Пиа сделал снимки Плащаницы и оказалось, что она представляет собой негатив.

Пленка показывала отпечаток человека, некогда завернутого в это полотно. На теле можно было четко различить следы от ударов. Очевидны кровавые раны от гвоздей на запястьях и на ступнях, глубокая рана в боку. Также видна кровь, стекавшая от Венца по лицу. В истории человечества нет ни одного зафиксированного письменно случая, когда человек подвергся бы подобным травмам. То есть побоям бичами, ударами палкой, венчанию колючим венцом, распятию на кресте, прободению правого бока копьём.

Ни одного случая — кроме Крестной казни Иисуса Христа. Все эти страдания описаны Евангелиях, написанных в 1 веке после происшедших событий. Стоит заметить, что изображение на Плащанице — это не результат нанесения в ткань особых красителей. Изменение цвета Плащаницы связано с химическими изменениями молекул самой ткани. Это доказывает отсутствие участия обычного человека-художника в создании изображения.

Следы на Туринской Плащанице свидетельствуют о 33 ранах, причиненных Христу длинными шипами от Тернового Венца.

Терновый венок: символическое значение

Венец — древний символ царской власти — римскими воинами был превращен в орудие унижения и пытки Спасителя.

Однако Венец остаётся Венцом в любом случае. Пришедший в мир Спаситель был и остался Царем (Евангелие от Иоанна, 18:37), Готовый претерпеть позор, оскорбление и боль ради спасения людей.

«Христос воспринял на Свою главу терновый венец, явив сим падение венца с головы диавола за одержанную над нами победу» (святитель Григорий Палама, 1296-1357).

После согрешения Адама и Евы, земля получила проклятие:

«…проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе…» (Бытие, 3:17-18).

Римские солдаты неосознанно и непреднамеренно признак проклятия превратили в Венец Спасителя всех людей от этого проклятия.

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)» (Послание апостола Павла к Галатам, 3:13).

Для христиан Терновый Венец является символом того, кем был на самом деле Христос и что Он совершил в день Своей Крестной смерти.

«С одной стороны распятие — это историческое событие. А с другой — таинство, ибо оно ознаменовало победу Христа над смертью и воссоздание человеческой природы. Речь идет не о простом воспоминании исторического события, не о скорби из-за постигшей праведника несправедливости, но о триумфальной победе Иисуса над диаволом, смертью и грехом. Но этим таинственность распятия не ограничивается. Она распространяется на личное переживание таинства в жизни каждого верующего. Личное участие в страданиях и смерти Иисуса Христа в таинственном лоне Церкви и составляет величие таинства Христова Креста и Воскресения» (Митрополит Иерофей Влахос).

История венца как христианской религии

Терновый венец долгое время находился в Иерусалиме, о чем свидетельствовали паломники, путешествующие по Святой Земле. Об этой святыне упоминали святой Павлин Ноланский (5 век) в Послании Макарию в Минье (Patrologia Latina, LXI , 407), римский историк Кассиодор (487-575). Согласно Церковному Преданию, в 10 веке Терновый Венец оказался в Константинополе. О том, как именно святыня в итоге оказалась во Франции, существует несколько гипотез.

По одной версии, в начале 13 века константинопольский император Балдуин II отдал святыню в залог своим кредиторам, венецианским купцам. Другие источники сообщают, что Терновый Венец оказался трофеем крестоносцев, разграбившим Константинополь. Впоследствии он был выкуплен французским королем Людовиком IX. В 1239 году в 40 километрах от столицы король лично встречал Терновый Венец. Одетый в простую тунику и без обуви, Людовик IX нес святыню на своих плечах. По приказу короля специально построили капеллу Сен-Шапель, где Терновый Венец находился до начала Французской революции (1789-1799). Опасаясь уничтожения святыни во время беспорядков в Париже, Терновый Венок подвергся разделению на 3 части. Несмотря на опасности и суровые испытания, удалось сохранить их все. С помощью специальных скоб части Венца соединили вместе. С 1804 года святыня находилась в соборе Нотр-Дам.

Современная судьба Венца

Долгое время местом пребывания Тернового Венца был Собор Парижской Богоматери. Однако 15 апреля 2019 года в нем случился сильный пожар, причинивший большой ущерб зданию. Во время тушения огня пожарник обычной кувалдой разбил пуленепробиваемое стекло саркофага В нем находились святыни собора, в том числе и Терновый Венец. По словам пожарного, он почувствовал в себе невероятную «геркулесову» силу, позволившую спасти святыни. В настоящее время полуразрушенный собор закрыт и ждёт восстановления. Терновый венок находится на хранении в Лувре.

Терновый венок: интересные факты

В 19 веке для сохранности Тернового Венца был создан специальный футляр из хрусталя.

Шипы на Венце отсутствуют. Они еще в 10-13 веках были разосланы по различным христианским храмам и монастырям всего мира.

Сохранились свидетельства о ежегодном распускании зелёных листочков Венца на рубеже 12-13 веков. Николай Месарит, ризничий константинопольского храма Богородицы Фароса, в 1200 году составил описание Тернового Венца:

«Первым для поклонения предлагается терновый венец. Ещё зеленеющий, цветущий и остающийся нетленным, так как был причастен к бессмертию от прикосновения главы Христа. На вид он негрубый, при прикосновении не колючий, выглядит благоцветным, и если можно было бы дотронуться – гладкий и нежный».

Метки: терновый венец значение, терновый венец Иисуса, терновый венец это, терновый венок