Веселись юноша в юности своей

«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд», с этой цитаты из библейской книги Екклесиаст начал свою встречу с участниками Северо-Кавказского молодежного форума «Машук-2013» Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

Тема встречи, прошедшей на форуме 20 августа 2013 была сформулирована как: «Как провести молодость с толком и пользой», и вызвала живой интерес у молодежной аудитории. Епископа не отпускали два часа, и встреча завершилась только потому, что помещение требовалось для другого мероприятия.

Окружающее нас информационное поле предлагает образы радости и веселья лишь материальные и лишь для тебя. Реклама навязывает представление о радости, как реакции на обладание чем-то – автомобилем, квартирой, драгоценностями. Но настоящая радость не может быть для одного лишь себя, это более глубокая и емкая эмоция, отметил епископ Феофилакт. Радость – это то, что мы можем разделить с кем-то.

Ведь нельзя назвать счастьем ни автомобиль, ни губную помаду, ни удачное романтическое путешествие. Наоборот, зачастую стремление к материальным ценностям выглядит как насмешка судьбы над людьми, которые на самом деле просто хотят семью, тепла родных и близких.

Именно такую радость стоит искать молодым людям — ту, которая сделает чище. «Ходить по стопам заповедей своего сердца» означает всегда осознавать свой выбор, не пытаясь сбрасывать ответственность за свои поступки на других. «Каждый из нас в глубине души знает, что хорошо, а что плохо, что нужно и что не нужно», — заметил лектор. По убеждению епископа Феофилакта, каждый человек может прожить достойную жизнь, потому всегда остается выбор и свобода воли.

Однако, как напомнил епископ, у цитаты, вынесенной им в эпиграф встречи, есть и продолжение: «Но знай, что за все это Бог приведет тебя на суд». Суд, о котором идет речь, — это ответ за все совершенные поступки — хорошие или плохие. Попросту говоря, каждый из нас пожинает плоды своих действий. Любой, даже самый мимолетный опыт оставит след в человеке, отразится на нем в будущем.

Аудитория живо реагировала на выступление архиерея, видимо, пробуя применить услышанные принципы к своей жизни. Продолжением беседы стали ответы Епископа Феофилакта на вопросы форумчан.

7 Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти—дня рождения.

2 Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит к своему сердцу.

3 Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

4 Сердце мудрых—в доме плача, а сердце глупых—в доме веселья.

5 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых;

6 потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это—суета!

7 Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце.

8 Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного.

9 Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых.

10 Не говори: ‘отчего это прежние дни были лучше нынешних?’, потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.

11 Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце:

12 потому что под сенью ее под сенью серебра; но превосходство знания в мудрость дает жизнь владеющему ею.

13 Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым?

14 Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него.

15 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем.

16 Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?

17 Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?

18 Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того.

19 Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.

20 Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы;

21 поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя;

22 ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других.

23 Все это испытал я мудростью; я сказал: ‘буду я мудрым’; но мудрость далека от меня.

24 Далеко то, что было, и глубоко—глубоко: кто постигнет его?

25 Обратился я сердцем моим к тому, чтобы узнать, исследовать и изыскать мудрость и разум, и познать нечестие глупости, невежества и безумия, —

26 и нашел я, что горче смерти женщина, потому что она—сеть, и сердце ее—силки, руки ее—оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею.

27 Вот это нашел я, сказал Екклесиаст, испытывая одно за другим.

28 Чего еще искала душа моя, и я не нашел? —Мужчину одного из тысячи я нашел, а женщину между всеми ими не нашел.

29 Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.

8 Кто—как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется.

2 : слово царское храни, и ради клятвы пред Богом.

3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, все может сделать.

4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: ‘что ты делаешь?’

5 Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав;

6 потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого,

7 что он не знает, что будет; и как это будет—кто скажет ему?

8 Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасет нечестие нечестивого.

9 Все это я видел, и обращал сердце мое на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.

10 Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это—суета!

11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

12 Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его;

13 а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.

14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это—суета!

15 И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.

16 Когда я обратил сердце мое на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых ни днем, ни ночью не знает сна, —

17 тогда я увидел все дела Божии и , что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть .

9 На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их—в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что перед ним.

2 Всему и всем—одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и , чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.

3 Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они к умершим.

4 Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву.

5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению,

6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем.

7 иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.

8 Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей.

9 Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это—доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.

10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.

11 И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым—победа, не мудрым—хлеб, и не у разумных—богатство, и не искусным—благорасположение, но время и случай для всех их.

12 Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них.

13 Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною:

14 город небольшой, и людей в нем немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвел против него большие осадные работы;

15 но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке.

16 И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.

17 Слова мудрых, спокойно, выслушиваются , нежели крик властелина между глупыми.

18 Мудрость лучше воинских орудий; но один погрешивший погубит много доброго.

10 Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью.

2 Сердце мудрого—на правую сторону, а сердце глупого—на левую.

3 По какой бы дороге ни шел глупый, у него недостает смысла, и всякому он выскажет, что он глуп.

4 Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки.

5 Есть зло, которое видел я под солнцем, это—как бы погрешность, происходящая от властелина;

6 невежество поставляется на большой высоте, а богатые сидят низко.

7 Видел я рабов на конях, а князей ходящих, подобно рабам, пешком.

8 Кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей.

9 Кто передвигает камни, тот может надсадить себя, и кто колет дрова, тот может подвергнуться опасности от них.

10 Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.

11 Если змей ужалит без заговаривания, то не лучше его и злоязычный.

12 Слова из уст мудрого—благодать, а уста глупого губят его же:

13 начало слов из уст его—глупость, конец речи из уст его—безумие.

14 Глупый наговорит много, человек не знает, что будет, и кто скажет ему, что будет после него?

15 Труд глупого утомляет его, потому что не знает дороги в город.

16 Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано!

17 Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!

18 От лености обвиснет потолок, и когда опустятся руки, то протечет дом.

19 Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь; а за все отвечает серебро.

20 Даже и в мыслях твоих не злословь царя, и в спальной комнате твоей не злословь богатого; потому что птица небесная может перенести слово , и крылатая—пересказать речь .

11 Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.

2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.

3 Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.

4 Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.

5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.

6 Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.

7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.

8 Если человек проживет много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, —суета!

9 Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.

10 И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность—суета.

12 И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: ‘нет мне удовольствия в них!’

2 доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем.

3 В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;

4 и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать по крику петуха и замолкнут дщери пения;

5 и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; —

6 доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем.

7 И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.

8 Суета сует, сказал Екклесиаст, всё—суета!

9 Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию. Он испытывал, исследовал, составил много притчей.

10 Старался Екклесиаст приискивать изящные изречения, и слова истины написаны верно.

11 Слова мудрых—как иглы и как вбитые гвозди, и составители их—от единого пастыря.

12 А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг—конца не будет, и много читать—утомительно для тела.

13 Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека;

14 ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.

(Синодальный перевод: 11:9-10; 12:1. У блаженного Иеронима это ст. 12:1-3)   В объяснении этого отдела все толкователи разногласят между собою, и существует почти столько воззрений, сколько лиц. Поэтому, так как разбирать мнения всех их было бы долго и приводить доказательства, какими они хотели подтвердить свои мнения, было бы делом почти целой книги: то для благоразумных пусть будет достаточно только наметить эти воззрения, представить их в сжатом сокращении и как бы на небольшой карте нарисовать местоположение стран, широту всей вселенной и пределы океана.   Евреи думают, что наставление относится к Израилю, которому повелевается пользоваться своим богатством, доколе не наступит для него время плена и юность его не сменится старостью; повелевается, чтобы все, что ни увидит он усладительным и приятным для сердца ли или для глаз, этим, пока оно в его распоряжении, он пользовался бы, — так однако же, чтобы помнил, что за все это он будет судим, и избегал бы как злых помыслов, так и похотей, зная, что с юностью соединяется неразумие и помнил бы всегда о Творце своем, пока не наступят дни Вавилонского и Римского плена, в которых он не будет иметь удовольствия. И все это место от слов: «доколе не померкли солнце, и луна, и звезды», до того места, где Писание говорит»: и возвратится прах в землю свою, как он был, и дух возвратися к Господу, Который дал его», — объясняют в отношении к судьбам своей исторической жизни. Так как толкования эти, как мы выше сказали, сложны и пространны, то мы коснемся их сжато и кратко. Итак, веселись, Израиль, в юности твоей и делай то или то, о чем уже сказано, пока не наступил плен, пока не отступила от тебя честь и слава твоя и не отняты святые твои (которых хотят они разуметь под солнцем луною и звездами); пока не пришёл Навуходоносор или Тит, сын Веспасиана, призванный пророками, и пока не исполнились их пророчества,-не исполнились в тот день, когда удалятся ангелы, стражи храма, и смутятся все самые крепкие в войске твоем, когда умолкнут слова учителей и померкнут пророки, обычно получавшие с неба свет видений своих, когда заключатся двери храма и унижен будет Иерусалим, и придет Халдей, накликанный голосом Иеремии, как бы пением птицы, и умолкнут дщери песни — хоры поющих в храме; в то время, когда приходящие в Иерусалим, даже самые враги, убоятся величия Божия и устрашатся погибели Сеннахериба на пути сомнительном (Ис. 37); ибо это разумеют они в сказанном: «и от высоты убоятся и устрашатся на пути» (5 и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; -Еккл. 12:5). В те дни» зацветет миндаль», — тот посох или жезл, который Иеремия видел в начале своего пророчества, и «отяжелеет кузнечик и рассыплется каперс», — содружество Бога с Израилем Что значит «каперс», объясним подробнее, когда будем говорить о всем порознь. Все это произойдет с Израилем потому что отойдет человек в дом вечности своей и помощью Божьею возвратится на небо, и при отходе его в дом свой окружат его на улице плачущие и рыдающие, окруженные вражескою осадою. Итак, веселись, Израиль, в юности твоей, «доколе не порвалась серебряная цепочка», то есть пока слава ваша с вами, «доколе не разорвалась золотая повязка»,-доколе, то есть, не отнят ковчег завета; пока «не разбился кувшин у источника и не обрушилось колесо над водоемом»,— пока, то есть во Святом Святых есть заповеди закона и благодать Святаго Духа, пока ты не возвратишься в Вавилон, откуда ты вышел в чреслах Авраама, пока не будешь ты под игом в Месопотамии, откуда некогда вышел, и пока всякая благодать пророчества, какою некогда ты был вдохновлен, не возвратится к своему Подателю. Вот как и до сих пор объясняют это Иудеи, применяя к себе смысл этого отдела.   А мы, возвращаясь к прежнему порядку толкования, постараемся объяснить все в отдельности. «Веселись, юноша, в юности твоей., и да будет во благе сердце твое во дни юности твоей, и ходи в путях сердца твоего и по видению очей твоих. И знай, что за все это приведет тебя Бог на суд». Говорил, что свет мира сего весьма сладок, что человек должен радоваться во дни жизни своей и со всякою заботою срывать удовольствия, потому что наступит ночь вечной смерти, когда нельзя пользоваться собранным, и потому что все, что мы имеем, приходит как тень. С тем же увещанием и теперь обращается к человеку и говорит: о юноша, прежде чем настанет для тебя старость и смерть, веселись в юности твоей и бери, пользуйся как угодно предметами мира, всем, что кажется тебе добрым для сердца и приятным по виду. Но, чтобы не подумали, что говоря это, он призывает человека к наслаждениям и склоняется к учению Епикура, отклоняет это предположение, присовокупляя: «и знай, что за все это приведет тебя Бог на суд». Пользуйся, говорит, предметами мира так, чтобы помнить, что в конце концов ты будешь судим. «И удаляй гнев от сердца твоего, и устраняй злое от плоти твоей, потому что юность и глупость — суета». В понятии гнева обнимает все волнения духа, а злым плоти обозначает все телесные наслаждения. Итак, пользуйся, говорит, благами мира сего так, чтобы не грешить пожеланием ли или плотью. Оставь прежние пороки, которыми в юности служил ты суете и глупости, потому что юность соединена с неразумием. И помни Создателя твоего во дни юности твоей, доколе не пришли дни злые и не приблизились годы, в которые ты будешь говорить:»нет мне в них удовольствия». Всегда памятуй о Создателе твоем и так проходи путь юности твоей, чтобы помнить о конечной смерти, пока не наступит для тебя то время, когда постигнут тебя различные горести.