Ветхий завет жестокость

Вопрос читателя:

Добрый день! Прошу прокомментировать, почему такая Священная книга, как Библия, может содержать такие пассажи как, например, в главе 31 Книги Чисел:

«И сказал Господь Моисею, говоря: 2 отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему. … пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; … а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу, 10 и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем; и взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота … И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, 15 и сказал им Моисей: вы оставили в живых всех женщин? … итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя; …»

Я встречался с толкованиями, что это «внушение» сделано для того, чтобы «обезопасить» израильтян. Но получается, что Господь не видит иного способа обеспечения безопасности, как умерщвление? А пророк Господа призывает к чудовищным преступлениям против человечности. И таких мест в Ветхом завете немало (вспомнить хотя бы истребление египетских первенцев). Как же люди должны считать Библию «Священной книгой», если она наполнена смертоубийством и ненавистью? Безусловно, нравственность Нового завета не может быть поставлена под сомнение, но ведь церкви признают святость и Ветхого завета, они не отвергли его. Является ли после этого Господь любовью? Или же Господь Нового и Ветхого заветов это разные сущности? Буду рад ознакомиться с толкованием данных противоречий православной церковью.

Отвечает иерей Евгений Мурзин:

Евгений МурзинВетхий завет не случайно входит в состав Священного Писания. Апостол Павел пишет о ветхозаветном законе как о детоводителе ко Христу (Гал 3:24-25). Русский религиозный философ Владимир Лосский называл ветхозаветную историю периодом приготовления к пришествию Спасителя, в течение которого «Провидение непрестанно учитывает волю людей и в соответствии с этим избирает Себе орудия». Сам Иисус Христос подчеркивал, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить (Мф. 5, 17), т.е. восполнить его новым содержанием. Если отбросить Ветхий Завет, то мы не поймем практически ничего в Евангелии. Ветхий завет исполнен пророчеств и прообразов, исполнение которых мы видим в земной жизни, смерти и воскресении Спасителя. Взять хотя бы центральное событие Нового завета — крестную жертву Спасителя за грехи человечества и Его Воскресение. Без понимания того, что такое жертва, и какой смысл имело жертвоприношение в Древнем Израиле невозможно постичь Тайну Спасения человечества на Кресте. Да и вообще, многое из того, о чем мы читаем в Евангелии, уже звучало в Ветхом завете: и про любовь к Богу и ближнему, и про уподобление Богу в Его святости, и многое другое. Что касается кровавых сюжетов, которыми изобилует Ветхий завет, то причина жестокости — не в Боге, а в людях, которые настолько удалились от своего Создателя, что сделали убийство, блуд, извращения, детские жертвоприношения и другие мерзости частью своей повседневной жизни. В этом окружении задачей израильского народа было сохранение своей религиозной и национальной идентичности. Сохранить для того, чтобы в конечном итоге произвести из своей среды ту, которая оказалась бы достойной стать матерью Мессии. И кажущаяся нам жестокость Бога — это, скорее, строгость любящего отца, который стремится обезопасить сына от влияния дурной компании. Израильский народ постоянно ходил по грани, рискуя раствориться в языческом мире, опуститься до нравственного уровня окружавших его племен и народностей. И чтобы этого не произошло, ради конечной цели спасения человечества от рабства греху приходилось прибегать порой к крайним мерам, осмыслить и понять которые можно только в свете евангельского благовестия.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Читая Библию, вдруг поняла, что ветхозаветный Бог предпочитал кровавую жертву растительной (жертвы Каина и Авеля), призывал людей к жестоким расправам над грешниками. Считал, что иудеи должны завоёвывать чужие земли и жестоко расправляться с побеждёнными. Бог приветствует рабство и продажу людей. Где же человеколюбие? Где поучения мудрости и всепрощения? Ведь Бог — Отец всех!

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе постепенно. После того, как Адам и Ева согрешили, их ожидала одна участь – смерть (Римлянам 6:23). Потому что Бог свят и ничто греховное или несовершенное не может существовать рядом с Ним. А так как грех стал частью человека, то Бог вынужден был бы со грехом уничтожить и самих людей. Но еще до сотворения нашего мира Бог предвидел грехопадение и разработал план: Он Его Сын, Иисус Христос, возьмет на Себя грех человека. Таким образом человечество сможет жить на земле, но Иисус уже до творения стал жертвой за нас (Откровение 13:8). Но Иисус придет в роли жертвы в определенное время спустя тысячи лет после изгнания Адама и Евы и рая. И чтобы рассказать людям о плане спасения, Бог использовал символ будущей смерти Иисуса за человечество – агнец (либо другое чистое животное). Так как без «…пролития крови не бывает прощения…» (Евреям 9:22). И совершая жертвоприношение, человек мог наочно увидеть, что вместо него за его грех умирает невинное животное, чтобы он продолжал жить. А в будущем за него умрет Сам Господь, взяв на себя нашу вину. Поэтому было принципиальным принесение в жертву животного с пролитием крови. А касательно Каина и Авеля, проблема намного глубже чем жертва: послушание Богу. Адам и Ева также думали, что съесть один плод – дело слишком незначительное, чтобы за этим последовали какие-то серьезные последствия. Каин решил, что сам может решать, какую жертву принести Богу, каким образом исполнять Его волю. В отличии от него Авель исполнял Божью волю, причем так, как Он заповедал. Завоевание Ханаана также вопрос не совсем простой. Господь ответил на этот вопрос еще Авраму: «…но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Бытие 15:14-16). Мы часто сосредотачиваемся не на том, что Библия хочет нам сказать. Заметьте, что Бог сказал Аврааму о том, что мера беззаконий жителей Ханаана еще не наполнилась. То есть, 400 лет, на протяжении которых израильтяне были в Египте, по сути, были временем благодати для египтян и хананеев. И каждый из этих народов мог покаяться и присоединится к избранному Божьему народу. Но они отвергли Божью милость. И завоевание евреями Ханаана было ничем иным, как совершением Божьего суда над непокаявшимися людьми, которые все больше погружались в грехи и беззакония. Наконец, вопрос о рабстве. Да, действительно, Бог разрешил Своему народу иметь рабов, но, это не были отношения рабства, как мы их себе представляем. Вспомним, хотя бы, раба Авраама, которого патриарх настолько ценил и уважал, что доверил выбрать жену для Исаака, сына своего (Бытие 24:2,3). Во-первых, Бог сказал, что в субботу даже рабы должны отдыхать (Второзаконие 5:12-15). Во-вторых, в Израиле Бог установил юбилейные годы, когда рабов нужно нужно было отпустить, отдать арендованные земли тем, кому они принадлежали (Левит 25:37-43). Рабы же из других народов могли быть постоянно, без права освобождения, но даже с ними евреи не должны были обходиться жестоко и несправедливо, так как представляли характер своего Бога. Таким образом, во всех этих вопросах, которые кажутся противоречивыми, мы видим удивительные Божьи справедливость и милость. Бакалаврант практического богословия Владислав Берецки

Эм… ну, тада времена такие были.Типа считалась так же нормально, как сейчас привносить всем странам демократию, социальность и мир:)
А кто те сказал, что Давид был положительным героем? Вообще вот, в танахе без страха и упрека описываются обычные люди, как они есть,с достоинствами и недостатками. Типа он был умен и лидерство у него 10 из 10 (что не маловажно для правителя), а еще он Боженьку безумно любил,за что и вошел в танах. А вот скотина он был редкосный, никто не отрицает. Взять тока историю с его любимой женой Батшевой… В начале изнасиловал замужнию женщину, пока муж был на войне, потом када она пришла с притензиями что же ей делать ибо беременная, вызвал мужа обратна с войны, типа в отпуск…(что с женой поипался и было на кого детенка спихнуть). Тока муж оказался не дурак и к жене не пошел, а остался спать на царском крыльце у всех на глазах. Дальше хуже. Давид подослал к нему убийцу во время сражения и типа его враги убили. И чин-чином взял овдовевшую женщину в жены. Клас мужик да? Тока вот в танахе сказано черному по белому, НАКАЗАЛ его за такое Божентка… ой-ва-вой и еще как наказал!!!!
Так шо… Я б сказала, что это не только книга чего-то божественного, а обычная история человечества и евреев определенного периуда времени:)
А вот новый завет? Ну, блин все такие хорошие, что чесс слово просто хошца плюнуть.:)

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя — и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?

В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?

Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор 20:16-18).

Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.

Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа — это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета — это совсем не повод терять веру во Христа.

«Я не понимаю» — это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.

Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется — не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина — это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.

Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?

В наши дни слово «язычество» означает что-то вроде этнографических ролевых игр. Во времена Ветхого Завета это было что-то больше похожее некоторые современные африканские культы с широко распространенными человеческими жертвоприношениями. Как, например, сообщается в недавних новостях из Уганды: «За сентябрь в стране по подозрению в совершении ритуальных убийств арестовали более 44 человек. Один из них сознался, что убил восемь женщин. «Эти убийства были ритуальными жертвоприношениями, — говорит генерал-инспектор полиции Уганды Кейл Кайихура (Kale Kayihura). — Мы работаем не покладая рук, чтобы арестовать остающихся подозреваемых и искоренить эту практику».

Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.

Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.

Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете — то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.

Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.

Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» (2 Пар 28:3).

«Проводить через огонь» — означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» (Иер 32:35).

Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью» (Пс 105:37,38).

Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.

В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).

Просто мы — в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина — можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).

Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали — Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос — и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.

Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.

Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.

Подвиг веры Авраама, за который его до сих пор прославляет Церковь, состоял в том, что он согласился принести в жертву Богу своего сына. Что же похвального в готовности убить своего ребенка?

Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах — при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».

Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4 Цар 3:26,27).

Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.

«И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего» (Быт 22:10-13).

Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.

В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.