Вежливые дети

ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(из опыта работы воспитателя Корниловой В.Н.)

Выбранная мною тема не случайна, считаю ее наиболее актуальной на сегодняшний день.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности, как правило, отсрочен во времени. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром и преобразованием его индивидуальности благодаря этому взаимодействию.

Усвоение норм вежливости – одна из составляющих социально-личностного развития детей. В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработке качеств культурного человека.

Вежливость украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».

Вежливость — одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому мы стараемся привить ребенку вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти нормы, а некоторым это дается с трудом.

Для того чтобы понять, в чем же проблема сначала выделим определение «Вежливый».

«Вежливый» в словаре В.И. Даля — 1) соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный. 2) выражающий учтивость, исполненный предупредительности.

«Вежливый» в словаре П.И. Ожегова — соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое обращение.

«Вежливый» в словаре русских синонимов — внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, корректный, уважительный, галантный, светский, тонкий, (благо) воспитанный, приличный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный; субтильный, благовоспитанный, бонтонный, милый, галантерейный, обычливый, куртуазный, мил, пристойный.

Цель моей работы: создание в группе условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.

Задачи:

  • прививать навыки вежливого поведения;
  • учить доброте, умению осознавать свои поступки, видеть различия между тем «что такое хорошо» и «что такое плохо»;
  • приучать творчески относиться к миру, в котором мы живем;
  • учить детей быть вежливыми;
  • упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях;
  • расширять словарный запас вежливых слов;
  • воспитывать активную личность.

Наша практическая работа началась с составления перспективного плана по работе с детьми и с родителями.

Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками (не толкаться) и своими словами (со взрослыми не говорят так, как с приятелями); надо с уважением относиться к имуществу (потому что оно им дорого и они будут огорчены, если его кто-то испортит), нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на воспитание вежливости у детей дошкольного возраста.

Сначала мы подобрали слова, которые использует вежливый человек, и познакомили с ними детей. Нашли их значение (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.-СПб.-М., 1903-1909).

Вместе с детьми мы подбирали книги, журналы, пословицы, поговорки, картинки о вежливости, например, Б. Заходер «Очень вежливый индюк», И. Пивоварова «Вежливый ослик» и др. В группе подготовили выставку книг. Сюда вошли книги Н. Чуб «Азбука вежливости», С.Я. Маршака «О вежливости», «Урок вежливости», Л.В. Гангнус » Азбука вежливости», А.Усачева «Уроки вежливости», А. Житинского «Визит вежливости», В.Осеевой «Волшебное слово» и др. (приложение 1).

Мы ввели сказочный персонаж «Фею вежливости», которая посещала занятия, беседы, прогулки, участвовала во всех режимных процессах, награждала добрым словом вежливого ребенка. Рассказывала детям стихи о вежливости, знакомила со «Словарем добрых слов и выражений», устраивала совместные игровые задания. Например.

Слово «Пожалуйста»

Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик,

Звать его » Пожалуйста ”.

Во дворе, в семье, в саду,

Слово это трудится,

У того, кто с ним в ладу,

Все на свете сбудется.

Подумаем, порисуем, поиграем:

• Нарисуй слово Пожалуйста в виде золотого ключика.

• Как трудится слово Пожалуйста во дворе, в семье и в садике?

• Почему слово » Пожалуйста ” очень важное?

• Вспомните случай из своей жизни, когда » Пожалуйста ” вам помогло.

• Как нужно произносить слово » Пожалуйста ”, чтобы оно согрело даже самого хмурого человека? Произнесите так это слово.

Слово «СПАСИБО»

Спасибо маме за заботу

И папе за его работу,

Сестре и брату за компанию

И бабушке за понимание.

Спасибо всем учителям,

И воспитателям и няням,

Спасибо, что гордятся нами

И добрым учат нас делам.

Подумаем, порисуем, поиграем:

• За что вы говорите «Спасибо” своим родным?

• Какое слово дружит со словом «Спасибо”?

• Просила детей встать в круг и давала одному из детей красивый шарик. Ребенок, получивший шарик, должен сказать своему соседу по кругу спасибо за что-либо доброе, а затем передать ему шарик. Игра заканчивается, когда все в круге поблагодарят друг друга.

Мы рассматривали сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации: мальчик уступает место бабушке; дети дарят цветы мамам; мальчик помогает маленькому ребенку построить горку. Вместе подбирали вежливые слова, которые использовали в этих сюжетах дети.

Во время прогулки проводила подвижную игру «Вежливый паровозик». Цель: продолжать развивать умение использовать вежливые слова в игровой деятельности.

Разбирались различные ситуации и на основе их составлялись правила вежливости (сост. Николева Н.И.). Например.

Ситуация 1. После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Правило 1. Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2. Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» — говорила она подругам.

Правило 2. Будь вежлив со своими товарищами. (приложение 1).

Рассказы-загадки, используемые для этических бесед со старшими дошкольниками (составитель: Стригущенко И.А., к. пед. н.) помогали старшим дошкольникам увидеть себя и своих друзей со стороны, изменить свое поведение. Например.

Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой не вежливый, зовет меня Галькой!». «А ты как его зовешь?» – спросила мама. «А я его вообще никак не зову, я кричу ему «эй, ты!» Кто же из этих детей вежливый?

Мальчик 6-ти лет вошел в трамвай с бабушкой. «Подвинься» — сказал он мужчине и сел рядом с ним. Бабушка осталась стоять рядом с внуком. Какие ошибки допустил мальчик? И др. (приложение 2).

Проигрывали некоторые ситуации, например, по рассказу «Волшебное слово»: «Как Павлик вежливо просил у сестры краски». Также разыгрывали ситуацию, где дети должны «Помочь ребятам перейти на другой берег». Дети предлагали различные варианты, после все вместе отбирают самые лучшие.

С детьми были проведены «Уроки вежливости» («Учимся общаться», «Назовем друг друга по имени», «Волшебные слова» «У нас в гостях бабушка», «Жадным быть нехорошо»). Во время «уроков» дети научились употреблять в речи «волшебные слова» в различных ситуациях.

Очень интересно и увлекательно проходила беседа на тему «Умнее тот, кто уступает». Дети рассказывали о дружбе, как правильно надо вести себя в разных ситуациях. Для того, чтобы не ссориться с лучшим другом надо ему уступать, а он уступит в следующий раз. Знания и навыки старших дошкольников были закреплены в ходе игры-инсценировки «Учимся быть вежливыми».

Играя в игру «Ожившие картинки» дети научились анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. (приложение 3).

Совместно с детьми мы оформили альбом на тему «В царстве вежливых наук». На страницах альбома помещались правила вежливого поведения, которые дети узнавали в семье, в детском саду, из прочитанных книг, мультфильмов и пр. Детям, которые употребляли вежливые слова, соблюдали правила вежливого человека в течение дня раздавались эмблемы «Вежливый котенок».

Параллельно работе с детьми проводилась и работа с родителями.

В приемной, для родителей мы поместили стенд «Вежливая неделя». На него вывешивались вежливые слова, стихи, рассказы, с которыми мы знакомили детей.

Постоянно пополнялась тематическая папка-передвижка: «Правила вежливого поведения», «Что значит «вежливый человек», «Вежливость – первая и самая приятная добродетель», «Поговорим о вежливости, «Об этикете».

Было проведено родительское собрание на тему: «Обучение речевому этикету детей 4-6 лет». Из бесед выяснила, что некоторые родители определенным образом настраивают детей на те или иные способы взаимодействия и общения: — Дай сдачу! Поступай, как тебе хочется! И т.п. После того, как родители прослушали аудиозаписи общения детей в группе, они уже более адекватно отнеслись к рекомендациям педагога.

На заседании в педагогической гостиной родители делились своим опытом в вопросах воспитания культуры поведения, также мною были предложены педагогические ситуации. После их обсуждения, каждый из родителей взял для себя что-то полезное.

Была подготовлена тематическая выставка по проблеме: «Воспитание вежливости у дошкольников». Были предложены консультации: «Учимся вежливости», «Зачем быть вежливым», «О вежливости у детей старшего дошкольного возраста», Памятка для родителей «Вежливость ничего не стоит, но дорого ценится». (приложение 5).

В конце года была организована выставка детских рисунков: «Какой я вежливый».

Таким образом, проведенная нами работа способствовала воспитанию вежливости у детей. Дети стали здороваться со знакомыми людьми не только дома, но и в гостях, благодарить за оказанную помощь, чаще употребляет вежливые слова, поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе быть не может. Дети сами стали замечать, как «выросли» в глазах друг друга. Им нравится быть хорошими. Это заметили и их родители.

Эти качества потребуются не только в детском саду, не только в школе для успешного обучения, но и в жизни: на производстве, в общественной деятельности и в семье.

Важнейшей задачей работы педагогов считаю создание в группе детского сада благоприятных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активному проявлению доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ НА ТЕМУ:

ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Александрова О.В. Уроки вежливости: для детей 6-7 лет / О.В. Александрова. — М.: Эксмо, 2010. — 80 с.: ил. — (Мои первые уроки).
  2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. — Л., 1990.
  3. Безруких М.М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. — М., 1991.
  4. Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
  5. Бычкова С.С. Формирование общения со сверстниками у старших дошкольников.
  6. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.
  7. Воспитание нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста // под ред. Виноградовой А.М.
  8. Все об этике: Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. — Ростов н-Д., 1995.
  9. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами // Дошкольное воспитание. 1980. №10.
  10. Иванникова Г. Воспитание культуры поведения //Дошкольное воспитание. — 1990. — №11.
  11. Камычек Я. Вежливость на каждый день. — М., 1988.
  12. Климанова Л.Ф., Моисеева С.Г. Школа вежливости.
  13. Кравцова Е., Пуртова Т. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. — 1995. — №10, 11.
  14. Лаврентьева Г.П. Культура общения дошкольников. — Киев. 1988
  15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза социального поведения. М., 1986.
  16. Любина Г. Обучение дошкольников «языку чувств» // Дошкольное воспитание. — 1996. — №2.
  17. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. — М., 1984.
  18. Нурманова Д.Б. Воспитание вежливости у детей старшего дошкольного возраста // http://www.rae.ru/forum2012/10/265.
  19. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности» // Дошкольное воспитание. – 1985. — №8.
  20. Островская Л.Ф. Культура поведения — показатель воспитанности // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. — М., 1979.
  21. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
  22. Семенака С.И. Уроки добра.
  23. Смирнова Е., Витюк М. Вежливость — первая и самая приятная добродетель //Дошкольное воспитание. — 1994. — №3.
  24. Стрелкова Л.П. Этикет: Иллюстрированный альбом с заданиями для детей старшего дошкольного возраста. — М., 1998.
  25. Усачев А. Уроки вежливости. — «Росмэн», 2008.
  26. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.
  27. Формановская Н.И. Как правильно общаться //Дошкольное воспитание. — 1990. — №1.
  28. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  29. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения. М.: «Педагогика», 1989.
  30. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  31. Чуб Н. Азбука вежливости: история о маленькой девочке, ее друге, хороших манерах и волшебных превращениях / Н. Чуб. – Х.: Фактор, 2008.

Приложение 1

Пословицы о вежливости

  1. На всякое чиханье не наздравствуешься.
  2. Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
  3. В передний угол посоха не ставят.
  4. В просьбе поклон не в потерю.
  5. В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.
  6. Где посадят, там сиди, а где не велят, там не гляди!
  7. На всякие приветы надобно иметь ответы.
  8. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
  9. Не спеши хватать: оботри руки.
  10. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
  11. Ласковое слово — что весенний день.
  12. Когда совесть раздавали, его дома не было.
  13. От учтивых (вежливых) слов язык не отсохнет.
  14. Поклониться – вперед пригодится.
  15. Поклоном спины не надсадишь, шеи не свихнешь.
  16. С поклону голова не заболит. Поклоном поясницы не переломишь.
  17. Чин чина почитай, а меньшой садись на край!

Приложение 2

Разбирались различные ситуации и на основе их составлялись правила вежливости.

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Правило 1.

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» — говорила она подругам.

Правило 2.

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Коля, вбежав в группу, закричал: «Привет, Серый! Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!»

Правило 3.

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.

Правило 4.

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

Правило 5.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

См. Николева Н.И. Ябеда-корябеда //Дошкольное воспитание. — 2006.- №10.

Приложение 3

Рассказы-загадки, используемые для этических бесед

со старшими дошкольниками

Составитель: Стригущенко И.А., к.пед.н.

  1. Два мальчика встретились в дверях: одному три года, другому 12 лет. Какой мальчик должен уступить дорогу?
  2. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» (он сделал три ошибки, какие?)
  3. Одна девочка жаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой не вежливый, зовет меня Галькой!». «А ты как его зовешь?» – спросила мама. «А я его вообще никак не зову, я кричу ему «эй, ты!» Кто же из этих детей вежливый?
  4. Шли два прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. у первого в руках было пять предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала. «У вас упала книга» — закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» — удивился тот. «Конечно. У вас же был портфель, 3 книги и большой сверток, а теперь осталось 4 предмета». «Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение» — сказал прохожий. «Однако есть правило, которое ты еще не усвоил». Какие правила не усвоил мальчик и как он должен был поступить?
  5. Саша и Оля играли в мяч. Вдруг мяч покатился под горку. Саша бросился за ним и сшиб Олю. Оля упала и заплакала. Когда Саша вернулся, он стал дразнить Олю – «Ревушкой». Правильно ли поступил Саша? Какие он сделал ошибки?
  6. Мальчик 6-ти лет вошел в трамвай с бабушкой. «Подвинься» — сказал он мужчине и сел рядом с ним. Бабушка осталась стоять рядом с внуком. Какие ошибки допустил мальчик?
  7. В трамвае много народа. Вове нужно пройти к выходу. Он стал расталкивать всех и говорить «простите». Правильно ли он поступил?
  8. Петя пришел утром в детский сад. Войдя в группу, он поздоровался с воспитателем и пошел играть с детьми. Что забыл сделать Петя?
  9. Артем ехал с горки на санках и сшиб Таню. Таня упала и заплакала. Артем подошел к тане и сказал: «Вставай, что мешаешь кататься». Как должен был поступить Артем?
  10. В детском саду во время завтрака воспитательница предложила добавить каши. Катя ответила «Не надо». А как бы ответили вы?
  11. Девочка открыла дверь в кабинет заведующей и сказала» «Дайте, пожалуйста, сказки». Какие ошибки допустила девочка?
  12. Вошел мальчик в автобус и скорей сел на свободное место. А как бы поступили вы?
  13. Сережа подошел к помощнику воспитателя и вежливо спросил: «Дайте, пожалуйста, мыло». Помощник воспитателя дополнила к просьбе всего одно слово. Какое?
  14. Наташа долго искала в снегу, а Павлик пригласил ее кататься на санках. Наташа отказалась. Узнав, в чем дело, Павлик подошел к ней и вежливо предложил ей свою помощь. Когда Павлик нашел Наташе варежку, он радостно крикнул: «Нашел! Вот она!» Побежал и отдал варежку, сказав: «На». Наташа взяла варежку и пошла играть. Какие ошибки сделала при этом Наташа, и какие ошибки сделал Павлик?
  15. В умывальной комнате было много детей. Гена вытер руки и быстро пошел, расталкивая детей. На ходу наступал на ноги: «Пропусти, я ведь дежурный». Около дверей его остановила воспитательница и предложила самому исправить свои ошибки. Какие ошибки исправлял Гена?
  16. В воскресенье Миша пришел в гости к Боре. Поздоровавшись, Боря сказал: «Садись». Миша постоял у порога, потом сел на стул. Когда Боря посмотрел на друга, тот сидел весь красный. Почему?
  17. Утром воспитательница младшей группы шла в детский сад. По дороге она встретила девочек из подготовительной к школе группы: Лена и Тоня и Ленина мама. Девочки поздоровались и прошли первыми в дверь, а потом прошла воспитательница и Ленина мама. Воспитательница сделала замечание девочкам. Какое?
  18. Девочка Аня жила с папой, с мамой и бабушкой. Накануне Дня 8 Марта лена ходила радостная, потому что в этот день ей всегда дарили подарки. Она тоже сделала подарок маме. Улыбаясь, подошла к бабушке, которая штопала ей колготки. «Что ты намерена подарить мне?» — спросила она бабушку. Хорошо ли поступила Аня и в чем ее ошибки?
  19. Дети гуляли на участке детского сада, катались с горки. У всех были лыжи и санки. Только Вите не досталось ничего. Воспитательница сказала, что Сережа покатается немного на лыжах и даст Вите. Но Витя не стал ждать: он подошел к Сереже и вырвал у него из рук лыжи, которые тот держал в руках и собрался кататься. Его остановила воспитательница и предложила самому исправить свои ошибки. Какие ошибки исправлял Витя?

Приложение 4

Игра «Ожившие картинки»

Воспитатель показывает детям только ту картинку, где изображен отрицательный поступок, предлагая желающим «оживить» противоположным, положительным поступком. И только после этого показывается картинка, на которой изображен положительный поступок ребенка.

Дети любят демонстрировать действия, достойные подражания. Ведь ребенку очень приятно, если его называют вежливым, внимательным, заботливым.

Примеры парных картинок:

  1. Как сидеть на стуле, кресле, диване во время разговора дома и в гостях.
  2. Как войти в комнату (одетым или в одежде).
  3. Уступи место в автобусе.
  4. Помоги маме или бабушке донести покупки.
  5. Вежливо купи билет в кассе.
  6. Спроси у незнакомого человека, сколько времени.
  7. Что ты сделаешь, если кто – то рядом с тобой , что – то уронил.
  8. Как спускаться или подниматься по лестнице.
  9. Пропусти в дверях старшего.
  10. Куда деть фантик от конфеты на улице.
  11. Как показать на понравившуюся игрушку в магазине (рукой, а не пальцем).

Приложение 5

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«ВЕЖЛИВОСТЬ НИЧЕГО НЕ СТОИТ, НО ДОРОГО ЦЕНИТСЯ».

Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей. Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, при встречи с родными, с воспитателями, детьми. На ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи. Не забывает говорить спасибо за все , что ему кто- то делает. А разве не приятно, когда твой ребенок подает старшим стул или поднимает то, что кто-то уронил, и говорит: «Садитесь, пожалуйста». Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребенком.

Дорогие родители, помните:

— прежде всего, самим родителям надо быть вежливым друг с другом;

— хороший пример проявления вежливости самими родителями — один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей;

Если вы приучаете своего малыша к правильному поведению, то:

— установите за ребенком контроль, не одергивайте его без надобности, особенно в присутствии посторонних;

— используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении;

— ребенку следует объяснять, почему надо поступать так, а не иначе;

— детское сердце очень чутко, ранимо, и важно, чтобы в раннем возрасте в сердце ребенка не оставалось рубцов от незаслуженных обид;

— следите за своими поступками и словами, своим собственным поведением показывайте детям примеры скромности, честности, доброжелательности к людям.

Приложение 6

Методические разработки воспитателя Корниловой В.Н.

1. Работа с воспитанниками.

  1. Конспект дидактического занятия-развлечения «Путешествие в страну этикета».
  2. Конспект занятия «Поведение в общественных местах».

2. Работа с родителями воспитанников.

2.1. Родительские собрания

  1. Родительское собрание в средней группе «Азы воспитания».
  2. Доклад на родительском собрании на тему: «Обучение речевому этикету детей 4-6 лет».

2.2. Групповые консультации, беседы

  1. Беседа на тему: «Зачем быть вежливым».
  2. «Учимся вежливости».
  3. «Зачем быть вежливым».
  4. «О вежливости у детей старшего дошкольного возраста».

2.3. Папка-передвижка

  1. «Вежливость – искусство человеческого общения».
  2. «Что значит «вежливый человек»?»
  3. «Правила вежливого поведения».
  4. «Вежливость – первая и самая приятная добродетель».
  5. «Поговорим о вежливости.
  6. «Об этикете».

3. Памятка для родителей «Вежливость ничего не стоит, но дорого ценится».

14 привычек по-настоящему вежливых людей
​ ​ ​

Проверьте себя!

Вежливость — это не только придерживать за собой дверь и не грубить людям. Марианна Паркер, консультант делового и социального этикета из Сан-Диего, и Бонни Цай, основатель и директор курсов и тренингов по этикету и корпоративным отношениям, рассказали, какие привычки отличают вежливых людей.

Они говорят «спасибо» и «пожалуйста»

Мама была права: эти слова действительно необходимы, чтобы поддерживать в обществе культуру взаимного уважения. Это одна из первых вещей, которым мы учим детей, но взрослые почему-то нередко об этом правиле забывают. Помните: никогда не поздно стать лучше и научиться быть вежливым по отношению к окружающим!

Они не трогают других людей без разрешения

Вежливый человек не будет касаться другого человека или физически влезать в его личное пространство. Исключение составляют, пожалуй, лишь рукопожатия — но и этот жест подразумевает готовность к нему обеих сторон. Если вы неуверены, будет ли прикосновение (например, объятия) уместным, всегда можно просто спросить.

Они готовы признать, что были неправы

14 привычек по-настоящему вежливых людей
Кадр из мультсериала «Аватар: Легенда об Аанге» / Nickelodeon

Никому не нравится ошибаться, но вежливый человек всегда признает свою ошибку и будет готов нести за неё ответственность и исправить её, если это возможно. «Некоторые люди ненавидят признавать, что они неправы. Однако выглядят они от этого не умными, а высокомерными и невежественными», отмечает Цай.

Они не задают слишком личных вопросов

Согласитесь: получать вопросы из серии «когда замуж» и «почему нет детей» не очень приятно. И даже если вежливому человеку очень хочется что-то о вас узнать, он не поднимет такую тему первым и обратится к ней, лишь если собеседник сам повёл разговор в это русло.

Вам будет интересно 🧐
  • Как уйти от неудобного вопроса: 8 стратегий с примерами

Они стараются делать так, чтобы другим было комфортно

Всё дело в мелочах — вроде предложения стакана воды, если человеку жарко, или пересесть за другой столик в кафе, если шумная компания рядом мешает нормальному разговору. Вежливые люди всегда следят за обстановкой, чтобы вовремя заметить, что собеседнику некомфортно, и попытаться это исправить.

Они не перебивают

Одно из главных качеств людей с хорошими манерами — умение выслушать собеседника до конца и не перебивать, даже если очень хочется. Дождитесь, пока человек полностью изложит свою мысль, и уже потом высказывайте свою.

У них особый язык тела

14 привычек по-настоящему вежливых людей
Кадр из фильма «Джон Уик» / Lionsgate

Недостаточно говорить вежливые слова, если ваш язык тела говорит о другом. К признакам вежливого языка тела относят, к примеру, сохранение зрительного контакта и удерживание комфортного расстояния, не нарушающего личное пространство. А вот копания в телефоне и пристального внимания к телу собеседника или людей поблизости стоит избегать.

Их несогласие не сопровождается злостью

Вы можете выразить несогласие, оставаясь вежливым! Весь трюк, утверждает Паркер, в том, чтобы оставаться приятным и уважающим собеседником даже в такой момент. «Не повышайте голос, не жестикулируйте слишком яростно, и уж точно не стоит закатывать глаза в ответ на чужую точку зрения».

Их не интересуют слухи

Для многих людей естественно делиться какими-то наблюдениями о других людях, но вежливый человек оставит своё мнение при себе. И узнавать слухи о других для них тоже неинтересно — они постараются перевести разговор в другое русло, или и вовсе уйти от него.

Они больше слушают, чем говорят

Ничего не раздражает больше, чем разговор, который плавно перетекает в монолог! Но недостаточно просто позволить человеку высказаться, не перетягивая одеяло на себя. Стоит использовать техники активного слушателя, чтобы показать, что вы действительно заинтересованы в том, что говорит человек, и слушаете его внимательно.

Вам будет интересно 🧐
  • 5 причин, почему нужно меньше говорить и больше слушать

Они одинаково относятся и к уборщику, и к гендиректору

14 привычек по-настоящему вежливых людей
Кадр из сериала «Клиника» / NBC, ABC

Вежливость означает, что вы относитесь ко всем людям, как к равным — вне зависимости от их гендера, социального статуса, расы, уровня дохода и других факторов. Это означает, что вы обращаетесь с людьми уважительно — вне зависимости от того, разговариваете ли вы с водителем такси или вашим начальником. Это также означает, что вы остаётесь вежливым, даже если нет свидетелей, которые бы увидели ваше недостойное поведение.

Они не используют пассивную агрессию

«Грубость всегда остаётся грубостью, даже в обёртке из приличных слов», отмечает Паркер. И прикрывать своё желание негативно высказаться фразой «ну я же правду говорю» — тоже не лучшая идея. Не знаете, как распознать пассивную агрессию в своём или чужом поведении? Сверьтесь с этой статьёй.

Для них чужая ошибка — не повод для радости

Даже самому вежливому человеку не чуждо злорадство. Однако вся разница в том, что он не будет демонстрировать свою радость, потому что способен поставить себя на место другого человека и понять, насколько неприятна ему будет такая реакция.

Они знают разницу между общением на улице и в помещении

Во время прогулок все мы говорим громче обычного — чтобы компенсировать шум вокруг и расстояние до собеседника. Однако в кафе или другом помещении голос нужно делать тише, чтобы не тревожить других посетителей. И вежливые люди прекрасно об этом знают.

Правила вежливости являются важнейшим атрибутом каждого воспитанного человека. Хорошим манерам нужно учиться с раннего возраста, и неуклонно соблюдать их при любых обстоятельствах, в любом окружении. Давайте узнаем, каковы правила вежливости в общении дома, в школе, на прогулке, в общественных местах.

Для чего нужна вежливость

Вежливость – это проявление хорошего воспитания, которое напрямую указывает на уровень культуры человека, богатство его внутреннего мира. Правила вежливости человеком созданы неслучайно: воспитанным людям гораздо легче расширять круг своего общения, достигать поставленные задачи.

На самом деле, быть вежливым человеком не так уж и сложно. Достаточно привить себе хорошие манеры и не забывать везде и всюду их применять. Спустя какое-то время они войдут в привычку, и подобное поведение станет абсолютной нормой.

Правила вежливости должны знать даже маленькие дети

Рис. 1. Правила вежливости должны знать даже маленькие дети.

Но как ведет себя вежливый человек в обществе? Давайте рассмотрим наиболее распространенные жизненные ситуации.

  • При встрече со знакомым человеком или группой людей нужно обязательно поздороваться. Делать это нужно правильно: дружелюбно улыбаться, смотреть собеседнику прямо в глаза, приветствие произносить четко, с мягкими, обходительными интонациями.

С друзьями или одноклассниками можно поздороваться, сказав просто «Привет!». Ко всем остальным людям приветствие должно быть более сдержанным – «Добрый день (утро, вечер)!», «Здравствуйте!», но ни в коем случае «Эй, ты», «Алло» и прочее. Это указывает на низкую культуру человека.

Встреча с друзьями

Рис. 2. Встреча с друзьями.

  • Увидев на улице знакомого, не стоит бежать к нему навстречу, расталкивая на пути прохожих. Если случайная встреча произошла в кафе, кино или театре, достаточно кивнуть в знак приветствия, но не выкрикивать его.
  • В общественных местах не стоит слишком громко разговаривать или смеяться, излишне эмоционально жестикулировать.
  • Правила вежливости предусматривают и обязательное прощание при уходе.
  • К малознакомым или старшим по возрасту людям следует обращаться на «Вы». И только с друзьями, одноклассниками, родственниками уместно обращение на «Ты».

В обиходе по-настоящему вежливого человека всегда присутствуют слова, которые принято называть «волшебными». Ведь даже в самой непростой ситуации они помогут найти взаимопонимание с собеседником. К таким словам относятся «Спасибо», «Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры…».

Вежливое поведение

Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Общение
  • 2. В школе
  • Не повышать голос на собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать все, что тот хочет сказать.
  • Уступать место в общественном транспорте для тех, кто более нуждается в этом.
  • В театре или кинотеатре, проходя к своему месту, нужно извиниться перед уже сидящими людьми и двигаться только лицом к зрителям.
  • В общественных местах ни в коем случае не ковырять в носу, в зубах, громко сморкаться, зевать с открытым ртом.

Ковырять в носу – недопустимо!

Рис. 3. Ковырять в носу – недопустимо!.

Вежливость и культура поведения всегда очень высоко ценилась, ведь ее не купишь ни за какие деньги. Поэтому так важно прививать себе хорошие манеры в детства, чтобы в любом обществе иметь славу воспитанного человека.

Что мы узнали?

При изучении темы «Правила вежливости» по программе 2 класса окружающего миры мы узнали, насколько важно быть вежливым и воспитанным человеком. Мы выяснили, как правильно себя вести в обществе и не допускать досадных ошибок.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Что нужно сделать при встрече со знакомым человеком?

    • Молча пройти мимо
    • На ходу крикнуть погромче «Привет!»
    • Подойти и дружелюбно поздороваться
    • Кинуться к человеку с объятиями и рукопожатиями
Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Секреты воспитания вежливого ребенка

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы ведете себя:

— деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим друзьям и знакомым;

— никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на своего ребенка, не говорите при нем или при обращении к нему грубых слов и не применяете в целях воспитания физические наказания;

— не делаете бесконечных замечаний по пустякам, а где возможно, поощряете самостоятельность своего ребенка;

— предъявляете к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, высказываете их в отсутствии ребенка;

— предъявляя ребенку какие-то требования, предъявляете их к себе;

— уважаете достоинство ребенка, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано» и др.;

— не забываете сами чаще говорить вежливые слова «пожалуйста», «спокойной ночи», «спасибо за помощь» и т.д., тогда и ребенок будет следовать вашему примеру;

— часто используете похвалу;

— правила культурного поведения прививаете детям систематически, а не от случая к случаю.

Вежливые поступки и слова.

Цели:

  1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
  2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Развивать речь.
  4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Задачи урока:

  1. Привитие интереса к чтению, литературе.
  2. Развивать познавательную активность, актерские способности.
  3. Способствовать развитию речи учащихся.

Оборудование: слайды, карточки со словами и словосочетаниями, интерактивная доска, диск с музыкой, диск с мультфильмом.

Литературный ряд:

  1. стихи С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы”, И. Никольская «Невежливая вежливость”, О. Дриз «Добрые слова”,мультфильм В.Сутеева «Мешок с яблоками», стихотворение С.Я.Маршака «Четыре глаза»,рассказ Л.Н.Толстого, стихотворение Л.Николаенко «Доброта»
  2. Музыкальный ряд: музыка Шаинского.

Ход урока.

Презентация

I. Организационный момент.

  1. Вступление. Пригласительный билет.
  2. Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе. Сегодня мы отправимся в страну «Доброты и вежливости”. Мы поплывем туда на корабле. Слайд 1 (корабль)

Но чтобы попасть на корабль мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети: называют вежливые слова и садятся. Слайд 2 (слова)

(здравствуйте, простите, до свидания, пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо, всего доброго…)

Учитель: А что такое вежливость? Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Первое море, которое мы должны переплыть – «Море милосердия”.

Слайд3 (море)

Учитель. Пока мы будем плыть посмотрим мультфильм, который называется «Мешок с яблоками». (просмотр мультфильма)

Беседа по прочитанному.

Учитель. Зачем заяц пошел в лес? Кому он нес яблоки? Велика ли семья у зайца? Кого встретил заяц на обратном пути? Как он отнесся к зверям? Что так рассмешило ворону? Что вы можете сказать о зайце? (добрый, милосердный)

Учитель. Вот какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов в словаре русского языка: » Милосердие – готовность помочь кому-нибудь, или простить кого-нибудь, из сострадания, человеколюбия». (на слайде3 слова)

1 ученик: Будь милосердным. Помогай тому, кто находится в беде, кому нужна твоя помощь. Не отказывай тем, кто в тебе нуждается. Забудь о себе, чтобы помочь другому. Дари добро, не надеясь на благодарность. Человек живет не для одного себя, а для тех, кто рядом с ним. БУДЬ МИЛОСЕРДНЫМ.

Мы переплыли море и оказались неожиданно в «Заливе «зла». Телеграмма! СОС с залива Добра. «Подумай-ка” Слайд4.

Текст телеграммы «Помогите! Будьте добры! Наш залив захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас пожалуйста замените противоположными словами её служителей.” Слайд 5

ГРУБОСТЬ

НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

ЖАДНОСТЬ

ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

ЗАВИСТЬ

СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

ДЕРЗОСТЬ

БЛАГОДАРНОСТЬ

Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро

А теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Четыре глаза».

Сквозь стекла Саша посмотрел —
И день как будто посветлел.
Но только снял он стекла,
Как все кругом поблекло.
В очках и небо голубей,
Просторнее и выше,
И виден каждый воробей,
Усевшийся на крыше.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат: — Скажи, зачем
Тебе четыре глаза?

Учитель. Ребята, а в вашем классе были подобные случаи? Кому должно быть действительно стыдно в этом стихотворении? Почему? Вот мы с вами и определили следующее правило человеческих отношений.

2 ученик: Ненависть – сродни убийству. Убить можно и словом, взглядом, молчанием. Если сердишься на другого человека и хочешь сказать ему грубое слово – заглуши в своей душе злобу и помирись с ним. Неблагородно за обиду платить обидой. НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА.

Учитель Ребята, мы освободили залив от зла, теперь он стал «Заливом добра!»

Слайд 6.

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста

Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть

И завертится быстрей земля

Если рядом будет доброта

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет

Если доброта живет на свете

Счастливы и взрослые и дети!

Учитель. А теперь давайте послушаем стихотворение Л. Николаенко «Доброта».

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!

Учитель: Многим в жизни мы обязаны своим родителям. И сколько бы вам ни было лет, вам всегда нужны родители. И чем больше ваша любовь к ним, тем радостнее и светлее становится жизнь. Скажите. А учителя и окружающие вас взрослые люди похожи на ваших родителей? Чем? Какое же правило вы должны еще всегда помнить?

3 ученик: Люби, уважай и помогай своим родителям. Словами и делами старайся радовать их. Уважай взрослых. Будь терпеливым и снисходительным к пожилым людям. УВАЖАЙ РОДИТЕЛЕЙ.

Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Физминутка «Рыбки плавали».

Рыбки плавали, ныряли

В теплой светленькой воде

То сожмуться, разожмуться

То зароются в песке

Учитель. Наш корабль подплыл к берегу острова, где находится наша Страна «Добра и вежливости» Слайд 7.

Мы попали сразу на аллею » Аллея приветствий ” Слайд8. Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим и слушаем стихотворение.

Ученик читает стих.

Что такое здравствуй? – лучшее из слов
Потому что здравствуй – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра
Значит слово здравствуй – говорить пора.

Стих «Добрые слова” О. Дриз (читает ученик).

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
«Добрый вечер!” — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

. Блиц-вопрос «Доскажи словечко».

Дядя Саша огорчен.
Рассказал он вот о чем…

-Настя – славная девчонка,
Настя ходит в 4 класс!
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…. (здравствуй)
А слово -то какое –
Очень дорогое!

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была:
На меня он «как торпеда»
Налетел из-за угла!
Но представьте! Зря от Вити
Ждал я слова… (извините)
А слово -то какое –
Очень дорогое!

Он про внучку говорил:
-Экая досада!
Я портфель ей подарил,
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну, сказала бы … (спасибо)
Слово – то какое –
Очень дорогое!

Учитель: мы вспомнили слова приветствия.

Перед нами дворец «Вежливости» Слайд9.

Ученики читают стихотворение «Невежливая вежливость” И. Кульская

Обещал отцу Петрусь….
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:
— С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
— Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку,
Да как дернет за косынку;
— Ты куда, Ирина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку….
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
— Ты, – вожатый закричал, —
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

Вопросы:

  1. Какие вежливые слова произносил Петрусь?
  2. Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?
  3. Что бы вы ему посоветовали?

Мы продолжаем наше путешествие по «Дворцу вежливости” Перед нам зал «Извинений» Слайд 10.

Стих. Юсупова «Простите!” (читает ученица)

Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«Простите” сказал.

И мама молчит,
Улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…

«Простите!” —
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!

Вопрос учителя. Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

Игра «Вежливо-невежливо”.

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете .

Учитель:

  1. Поздороваться при встрече
  2. Толкнуть и не извиниться
  3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.
  4. Уступить место старшим.
  5. Не вставать на обращение учителя.
  6. Помочь подняться по лестнице.
  7. Попрощаться уходя.

«Гостиная правил” Слайд 11.

Давайте послушаем рассказ Л. Н. Толстого (читает учитель).

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?»

Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».

Вопросы.

Почему папа не наказал мальчика? Давайте представим, что мальчик скрыл правду от отца. Как бы происходили события дальше? Как можно озаглавить этот рассказ? (Правда всего дороже)

4 ученик: Не лги. Редко прощают тем, кто прибегает ко лжи. Правда всего дороже. НЕ ЛГИ.

Учитель. Следующее правило мы сможем с вами вывести, если найдем ошибки в рассказе.

Проверь себя. Читает ученик.

После соревнований Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Видик посмотрим». «Ладно, — ответил Виктор, — приду».Часов в 7 Игорь уже перестал ждать товарища. Вдруг резко и сильно зазвенел звонок. Виктор прошел в комнату. Это что? – и он схватил модель парусника с письменного стола. «Это отцу подарили. На память». «Здорово сделано». А мачты из дерева что ли? – Виктор нажал посильнее и мачта слабо хрустнула. Игорь взглянул испуганно, но ничего не сказал. А гость в это время уже вертел в руках многоцветную ручку, поочередно нажимая яркие кнопки и пробуя каждый цвет на полу исписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Виктор отправился бродить по комнатам. Туалетный столик вызвал у него особый интерес. Он открыл флакон духов, перевернул его и тряс над своей головой, пока не вылил почти половину. Потом Виктор ткнул грязный палец в коробочку, понюхал его и, сказав, что пахнет земляникой, лизнул. Затем он дунул в пудру, и душистое облако разлетелось по комнате.»Ну, я пошел, пока. Завтра еще приду. А ножик твой перочинный я взял, мне палку надо обстругать. Отдам как-нибудь». И гремя сапогами, он помчался по лестнице.

Вопросы.

Какие ошибки вы заметили? (дети перечисляют) С этим рассказом можно соотнести следующее правило.

5 ученик: Нельзя брать того, что дано другому, что тебе не принадлежит. Довольствуйся тем, что у тебя есть. Никто не может иметь всего. Если хочешь взять чужую вещь, спроси разрешения. НЕ БЕРИ ЧУЖОГО.

Учитель. Вам нравится играть? Тогда давайте немного отдохнем и поиграем. Мне нужен самый смелый и решительный ученик из класса.

Задание: нужно расхвалить себя перед зеркалом. (ученик выполняет задание)

Учитель. Скажите, почему вашему другу было так сложно выполнить это задание? А почему вы так смеялись, когда ваш друг пытался расхвалить себя перед зеркалом?

-И это не случайно. В вашей жизни существует еще одно негласное правило, с которым нас познакомит …….

6 ученик: Будь скромным. Не надо считать себя выше другого человека, не хвастайся. Всегда осуждается тот, кто страдает себялюбием, гордыней. НЕ ГОРДИСЬ.

-Наш классный час подошел к концу. Слайд 12.

Подведем итоги:-

Итак, свод законов человеческих отношений прост:

1.Будь милосердным.

2.Не делай зла.

3.Уважай родителей.

4.Не лги.

5.Не бери чужого.

6.Не гордись.

Надеюсь, вы не забудете эти правила, которые помогут вам чувствовать себя по-настоящему счастливыми. В заключении послушаем стихотворение

Ручаюсь, ребята
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто еще не успел –
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте
Своей доброты.
Парадность, безделье –
Гоните их прочь!
Планета в беде! –
Вы должны ей помочь.

-Мы побывали с вами в стране «Добра и вежливости». Вы смогли правильно ответить на все вопросы. Так давайте всегда оставаться в такой стране. Будем вежливыми, добрыми и честными

Слайд 13. Давайте произнесем клятву

Клянемся вежливыми быть.
Всегда спасибо говорить.
Добрый день и до свидания,
Нет в мире лучше звания.
Клянемся добрыми мы быть,
А лень и грубость позабыть.
Учится этикету, науку помнить эту
Клянемся добрыми мы быть.