Вход в храм

16.01.2017

За последнюю неделю самой обсуждаемой новостью Петербурга стала передача Исаакиевского собора в пользование РПЦ. Напомним, по распоряжению губернатора Петербурга Георгия Полтавченко до марта 2019 года одна из главных достопримечательностей Северной столицы должна быть передана Русской православной церкви в безвозмездное пользование на 49 лет.

Такое решение губернатора вызвало острые споры. Хотя власти города и представители церкви уверяют, что в собор также будут пускать туристов, представители Министерства культуры и многие жители Петербурга сомневаются в том, что объект сможет совместить и религиозные, и музейные функции.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор | Фото: Ivan Smelov (wikipedia.org)

Агентство «М16-Недвижимость» решило узнать, как относятся жители к наличию действующей церкви рядом с домом.

Хорошо ли жить рядом с церковью?

В постсоветское время религиозные настроения находятся на подъеме, особенно это касается последних лет. По всей стране возводятся новые храмы, зданиям, отнятым в советское время, возвращаются религиозные функции. Эти течения захватили даже строительную сферу: многие строительные компании возводят на территории своих комплексов церкви и часовни.

В Петербурге больше 230 зданий, принадлежащих различным религиозным объединениям и конфессиям. Многие здания культовых сооружений являются памятниками исторического наследия и по праву считаются шедеврами архитектуры.

Одним из таких шедевров является Федоровский собор, расположенный неподалеку от Площади Восстания. В конце 2016 года рядом с собором завершилось строительство масштабного жилого комплекса «Царская столица», реализацией которого занималась компания «ЛенСпецСМУ».

ЖК Царская столица и Федоровский собор

Дарья, 29 лет

Мы с мужем не особенно религиозные люди, но с уважением относимся к религии и культуре. При выборе квартиры для нас был очень важен вид из окна, поэтому и купили квартиру рядом с собором. В прошлом нам приходилось снимать квартиру с видом на шоссе, а теперь мы каждое утро наслаждаемся видом белокаменного храма с блестящими куполами. Храм действующий, но нам это никак не мешает: на службы мы не ходим, но один вид храма создает умиротворенное настроение.

Татьяна, 34 года

Для нашей семьи церковь играет большую роль. Старший сын ходит в воскресную школу при соборе, младшему всего 1,5 года, он пока еще мало что понимает в вопросах веры, но крестили его тоже в Федоровской церкви. Когда мы покупали квартиру, в приоритете были большие квартиры неподалеку от центра. «Царская столица» оказалась идеальным вариантом: это самый центр Петербурга, рядом собор и хорошая школа.

Еще одна новостройка, расположенная рядом с церковью, — жилой комплекс «Новый город». Современный комплекс находится рядом с Малоохтинским парком, на территории которого в 2001 году была построена Успенская церковь.

ЖК Новый город рядом с церковью

Игорь, 37 лет

К верующим себя не отношу, в церковь не хожу. Квартиру выбирал по принципу, чтобы было недалеко от работы и в округе не было серьезных пробок. Скажу честно, церковь я отметил, только как часть ландшафта, как вид из окна. Но признаю, вид очень хороший.

Нужна ли церковь в новостройке?

Культовые сооружения входят во многие проекты петербургских новостроек. Чаще всего новые церкви появляются в рамках проектов комплексного освоения территорий, когда создаются абсолютно новые кварталы или микрорайоны с собственной инфраструктурой. В таких случаях застройщики пытаются максимально охватить все объекты инфраструктуры: от магазинов и детских садов до новых храмов.

Среди масштабных проектов, в рамках которых предполагается возведение церквей, можно назвать ЖК «Цветной город» на Муринской дороге и ЖК «Золотые купола» в Сертолово. Стоит отметить, что «Золотые купола» даже по своей архитектуре напоминает храмовый комплекс: малоэтажные дома увенчаны золотыми луковками куполов.

ЖК Золотые купола

Что же думают покупатели о больших проектах, в состав которых входят церкви или часовни?

Алина, 25 лет

Мне кажется, церковь нужна и важна. В таком большом микрорайоне, каким будет «Цветной город», обязательно найдутся те, кто ходит в церковь. К тому же, любая церковь – это всегда архитектурная доминанта: она выделяется на фоне современных домов, потому что строится по историческим канонам.

Леонид, 56 лет

Я воспитан во времена СССР, когда любая религия считалась «опиумом для народа». И к церквям у меня отношение соответствующее. По мне так лучше бы еще одну школу или спортивный центр построили, чем очередную церковь.

На петербургском рынке есть несколько новостроек, в которых созданы домовые церкви. Напомним, домовым храмом называют церковь, которая находится в доме или учреждении. Такая церковь появилась, например, на первом этаже небоскреба «Князь Александр Невский», расположенного рядом с Рыбацким проспектом. Одной из самых известных домовых церквей города стала церковь Святого Праведного Воина Феодора Ушакова, встроенная в состав ЖК «Зенит» на пр-те Королева.

ЖК Князь Александр Невский

Наталья, 22 года

То, что в нашем доме («Князь Александр Невский») есть церковь, мало кому мешает. Я эту церковь почти не замечаю: живу в другой секции дома, с верующими не сталкиваюсь. Однажды зашла поглядеть (не в каждом доме есть храм, так что было любопытно, как там все устроено). Впечатления остались странные: церковные атрибуты в современном помещении, которое больше подошло бы какому-нибудь образовательному центру.

В целом, большинству опрошенных жизнь рядом с действующим храмом никак не мешает. Среди преимуществ жизни рядом с храмами владельцы квартир отмечают:

  • Красивый вид из окна;
  • Положительное влияние храма на окружающих: рядом с церквями реже происходят случаи вандализма, открытые дворы находятся в лучшем состоянии;
  • Возможность посетить церковь в любой момент.

Среди минусов называют:

  • Колокольный звон, который будит жильцов окрестных домов по выходным;
  • Культовые сооружения притягивают особый контингент: вокруг церквей часто собираются нищенствующие.
Вид с террасы ЖК Гранвиль на Исаакиевский собор

Если вы всегда хотели мечтали жить рядом с церковью, в каждом районе Петербурга найдутся новостройки, которые смогут удовлетворить ваше желание. Так, ЖК «Европейский» в Кудрово находится неподалеку от храма иконы Божьей Матери Утешение и Отрада. В Приморском районе рядом с ЖК «Шуваловский» возводится церковь святой преподобомученицы Евгении, а около жилого комплекса «Северная долина» будет построен храмовый комплекс с детским центром и воскресной школой.

Особо стоит отметить жилые комплексы, которые возводятся в историческом центре Петербурга. Это видовые дома премиального сегмента, способные предложить потрясающий вид на город. В историческом центре Северной столицы находится множество церквей, поэтому подобрать комплекс с видом на храм не составит труда. Среди наиболее ярких проектов – ЖК «Монферран», расположенный рядом с Исаакиевским собором, ЖК «Гранвиль» рядом с Успенской церковью на Васильевском острове и ЖК «Смольный парк» рядом с Воскресенским Смольным собором и церковью Александра Невского.

Люди уходят из Русской православной церкви. Собственно, в этом нет ничего нового: в большие организации всегда кто-то приходит и кто-то из них уходит. Когда речь идет о миллионах, кто будет считать единицы? Каждый год нам сообщают, что на Пасху в московских храмах побывало рекордное число москвичей – в этом году, кажется, около четырех процентов населения, а в прошлом было всего три…

Но когда эти единицы – твои хорошие знакомые и когда они складываются в десятки, это уже тенденция. По крайней мере, для тебя лично. Люди уходят из РПЦ, и не худшие.

Тут предвижу множество возражений. Кто-то скажет: а вот из моих знакомых, напротив, в церковь многие пришли, но ни один не ушел. Да, бывает и такой опыт. А кто-то ударится в абстрактные рассуждения: дескать, каждый христианин, согрешив, отпадает от церкви, но потом снова соединяется с ней в таинстве покаяния, и так до конца земной жизни.

Нет, я имею в виду очень простую и конкретную ситуацию. Вот ходил человек в православный храм, работал в церковных структурах, может быть, даже священником был. Во всяком случае, на вопрос о своем отношении к религии отвечал: «Я православный, принадлежу к РПЦ МП». Сегодня на тот же самый вопрос он ответит что-то совсем другое, и в православном храме его больше не увидишь. Зато увидишь у католиков, или лютеран, или буддистов, а может, и вовсе у себя дома за хорошей книгой.

В редких случаях человек объявляет об этом публично: «Не могу больше принадлежать к организации, где…» – но гораздо чаще все происходит тихо и поначалу незаметно ни для кого, кроме близких его друзей. Я не хочу сейчас рассказывать о конкретных судьбах просто потому, что дело это слишком личное, почти интимное. Но просто поверьте, что таких людей среди моих друзей и знакомых все больше.

Есть, впрочем, и другой подход, распространенный среди моих знакомых и друзей ничуть не в меньшей мере. Вот как сформулировала его М.А. Журинская, многолетний редактор православного журнала: «Даже если куда-то денется РПЦ, что невозможно, но даже если она куда-то денется и в ней останется один священник, горький пьяница и заведомый стукач, я останусь его последней прихожанкой, и мы вместе будем оплакивать наши грехи». Но и сама эта формулировка показывает, что проблема ухода существует.

Или даже так… Человек остается в своем приходе, бывает на службах, исповедуется своему духовнику. Но вся церковная жизнь за пределами этого узкого круга не интересует его совершенно, он подчеркнуто отстраняется от нее, не доверяет иерархам и не ходит в храмы за пределами узкого круга «проверенных» мест. Как сказал мне один человек о подобной ситуации: «Мне нужно причастие, и я прихожу за ним в церковь, как за лекарством в аптеку, но не более того». Эмиграция ведь бывает и внутренней.

В случае громких, демонстративных уходов причины называются сразу, как правило, они связаны с теми или иными околоцерковными скандалами. Но ведь это просто повод.

Уходят те, кто пришел в церковь в поисках глубоких смыслов и высоких отношений, несводимых к товарно-денежным.

Это прежде всего интеллигенция, причем не в смысле образовательного ценза или рода занятий. Речь идет об интеллигентах как людях, которые привыкли задумываться над происходящим и при выборе пути исходить из нравственных оценок.

Когда-то они или, точнее, мы приходили в церковь как в мир, иной по сравнению с унылой советской пропагандой или буйством дикого капитализма. И теперь с большим удивлением обнаруживаем, как в церкви все чаще говорят на языке идеологических директив или «чисто бизнеса», не обращая особого внимания на людей, если они не способны поделиться с иерархами политической властью или большими деньгами.

А что значит «в церкви»? В ней очень много разных людей, но достаточно всего нескольких громких спикеров, делающих громкие заявления, чтобы у людей сложилось впечатление: именно такова позиция церкви в целом. Впрочем, высшее руководство ничего не делает для того, чтобы подобные заявления дезавуировать как частные мнения ряда лиц. Вывод напрашивается сам собой: именно такова и есть позиция церковного руководства.

Можно, конечно, сказать, что в истории церкви, как и любого другого общественного института, бывали разные времена.

Когда у руля оказываются святые люди, не совершающие ошибок, это скорее редчайшее исключение.

И если бы на каждом крутом повороте разбегались все, кто не согласен с генеральной линией, от церкви бы ничего уже давно не осталось.

И все же, все же… Только ли в скандалах и громких заявлениях дело? В тихом и спокойном 2009 году я писал о подобном на церковном сайте: «Воцерковление часто у нас понимается как изменение внешнего поведения по строго определенному шаблону: вот так вот молись, вот так постись, вот так передавай свечки, вот на такие благочестивые темы разговаривай вот таким «смиренным» голосом… Но жизнь не укладывается ни в какие рамки, и в острых, кризисных ситуациях сжатая внешними приличиями пружина стремительно распрямляется, снося все на своем пути».

Тогда православные начали разговор о «расцерковлении», то есть уходе из церкви, но никаких особенных выводов никто на общецерковном уровне не сделал. Может быть, просто потому, что для такого явления нет места на ментальной карте современного русского православия: в церковь можно только приходить.

Замечают ли вообще «эмигрантов» те, кто определяет погоду в РПЦ? По-моему, не очень. Статистика больших чисел позволяет пока это делать, а что касается конкретных примеров, тут всегда можно сказать что-то вроде «вышли не от нас, потому что были не наши». Дело в том числе и в том, что рядовые прихожане почти не влияют на церковный бюджет. Он наполняется немногочисленными, но богатыми благотворителями и теми, кто приходит лишь ребеночка покрестить или бабушку отпеть, внеся «пожертвование по прейскуранту», а их число никак не снижается.

Для приходского бухгалтера заметно скорее другое: нынешний кризис, который снижает размер пожертвований от благотворителей, или обязательные взносы в епархию, которые никак снижаться не хотят. И если будет найден надежный источник дохода (например, госбюджет), эту проблему можно будет еще очень долго не замечать.

Еще в 2006 году я писал о современном русском православии как о «церкви бабушек и интеллигентов»: бабушки, как корни, держатся за традицию, интеллигенты, как ветви, тянутся к свету и порождают нечто новое. Роль интеллигенции в русском православии сегодня ощутимо изменилась: ее пока что терпят, но не забывают указать ей на ее место и уж совершенно точно начальство никак не ориентируется на нее. И если вернуться к старому определению, теперь его придется изменить. Теперь это скорее «церковь бабушек, функционеров и активистов».

Что ж, это не первая и не последняя страница в ее истории.

ВХОД В ХРАМ

Когда говорят; «Мы идем в церковь», — это значит идти на собрание верующих, чтобы быть теми, кем стали в день своего крещения, то есть членами Тела Христа. «Вы, — говорит св. Апостол Павел, — Тело Христово, порознь члены» (1 Коринф. 12, 27). Следовательно, православный христианин приходит в храм Божий явить и осуществить в Собрании верующих свое членство, засвидетельствовать и подтвердить свою причастность к Телу Христову и Святой Соборной и Апостольской Церкви. Поэтому каждому христианину надо понять и помнить, что он пришел в Храм не наспех поставить свечку, а для того, чтобы обратиться к Богу своими мыслями и чувствами и прославить Его, то есть помолиться. Ибо Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется». А Церковь — это и есть дом Господень. «Где два или три собраны во Имя Мое, там Я посреди их» — заповедал Христос Спаситель.

Есть люди, которые говорят, что верят в Бога, принимают Христа, но в Церковь ходить не хотят или не любят. Не любят они и Богослужения. Дело в том, что души этих людей не готовы к такой любви, они не воспитали ее в себе по причине житейских пристрастий и не знают смысла Церкви, ее духа, цели. Ходите в Церковь, слушайте с глубоким вниманием Богослужение, песнопения, каноны, чтения — и вы привыкните к Церкви, полюбите ее, убедитесь, сколько в ней задатков жизни, мира, утешения, сколько света, силы, святыни, правды. Постигая смысл и значение церковных священнодействий, мы с большим усердием и верой будем приступать к таинствам Церкви и получать благодать Святого Духа. Например, тот, кто понимает, что в Святой Евхаристии приобщается Самого Тела и Крови Христовых, вряд ли станет небрежно готовиться к этому таинству, ибо только нехристианин может быть безразличен к реченному Спасителем: «Приимите, ядите, cие есть Тело Мое, за вас ломимое», «..сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Перед входом в Храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклонами.

Входить в Храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, хождение , непосредственно не связанное с чином (правилами) богослужения, а тем более смех оскорбляют святость Храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

В храме мужчины любого возраста снимают головные уборы и должны стоять справа, женщины же молятся с покрытой платком головой, находясь в левой части Храма. (У древних христиан левая и правая части храма отделялись специальными ограждениями, и церковные служители не допускали нахождения за ограждением одновременно мужчин и женщин). Это мы знаем из Священного Писания: «Всякая жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». К сожалению, в наше время это не всегда соблюдается.

Входя в Храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклонами мы выражаем наше благоговение перед Богом и покаянные чувства. Поклоны делаем с молитвами: «Боже милостив буди мне, грешному(ой)», «Боже, очисти мя, грешного(ую), и помилуй мя» и «Создавый мя, Господи, прости мя».

К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в Храм и быть участником богослужения от начала до целования Креста. Прежде надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви: дважды перекреститься, поклониться и приложиться, т. е. поцеловать Святую икону и еще раз перекреститься и поклониться.