Вичуга храм воскресения христова

Храм Воскресения Христова (Красная церковь) — один из крупнейших храмов Центральной России, шедевр русского церковного зодчества начала XX века. Церковь возведена в 1911 году по проекту московского архитектора И.С. Кузнецова на средства местного фабриканта И. А. Кокорева в память о трагически погибшей дочери.
По внешнему облику церковь представляет собой оригинальное сочетание мотивов древнерусской архитектуры XV-XVI веков и стиля модерна. Фасады церкви украшены несколькими рядами кокошников колокольней. Они декорированы уникальными майоликовыми панно, не встречающимися более ни в одном сооружении и, к большому сожалению, почти утраченными в настоящее время. Интерьер украшает огромный шестиярусный иконостас 14 метров высотой, богато отделанный в древнерусском стиле. Живопись, сплошь покрывавшая внутри стены и своды, выполнена также в древнерусской манере художниками палехской мастерской Сафонова и состоит из более чем 400 сюжетов. Богатейшее внутреннее убранство, включая лампады, паникадила, хоругви, подсвечники, было выполнено в едином стиле по эскизам Ивана Кузнецова.
Поражает не имеющее ни столбов, ни колонн огромное внутреннее пространство храма, сплошь покрытого живописью, масляными красками, выполненной художниками мастерской известного палехского иконописца Сафонова.

Ранним утром 6 июня 1925 года на «глобусе» Ивановской области вот так взялся и появился город – Вичуга. Неожиданно? Для тех времён вполне ожидаемо: постановлением Президиума ВЦИК в единый населённый пункт были объединены 19 рабочих посёлков, 5 промзон, одно село и 5 деревень. Одной из «составных частей» новообразования было село Тезино, являвшееся приходом Покровской церкви села Хренова. Но так как пятикилометровое расстояние от Хреново до Тезино было весьма приличным, а верующих в том самом Тезине становилось всё больше, в 1864 году в Тезине на средства внука основателя первой тезинской мануфактуры Никанора Алексеевича Разорёнова был построен деревянный храм Апостолов Петра и Павла с приделом в честь Смоленской иконы Божией матери. Спустя лет сорок стало понятно, что небольшой сакрал уже не вмещает всех желающих. И вот тут свою роль сыграл бизнес: в 1911 году на спонсорские пожертвования фабриканта Ивана Александровича Кокорева в память о его трагически погибшей дочери Лидии было возведено удивительной красоты сакральное сооружение – храм Воскресения Христова. Автором проекта храма был Иван Сергеевич Кузнецов, русский и советский архитектор, работавший в различных стилях (модерн, неоклассика, неорусский стиль). 30 мая 1908 года была произведена торжественная закладка храма и за три года строительство было завершено. Один из приделов сакрала, представляющего собой монументальное краснокирпичное здание в неорусском стиле, был посвящён мученице Лидии (в память о погибшей дочери мецената). Из-за цвета материала храм получил ещё одно название – Красная церковь. Кстати, согласно преданию краснокирпичность возведённого культового сооружения (без привычной для российской провинции наружной отделки в виде белёной штукатурки) по замыслу автора символизировала языки пламени – именно последние стали причиной гибели Лидии Кокоревой, дочери спонсора строительства сакрала. Удивительной красоты пятиглавый сакрал с высокой стройной колокольней на фоне окружающей одноэтажной застройки выглядит просто грандиозно!!! Что до архитектурного облика храма – ряд специалистов утверждает, что автор проекта попытался в камне объединить в некий гармоничный микс два легко узнаваемых сакральных символа Первопрестольной – московского Успенского собора работы итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и кремлёвской колокольни Ивана Великого работы опять же мастера с Апеннин Бона Фрязина. Соглашаться или нет с этим утверждением – дело личное, но мне кажется, что вичугский храм Воскресения Христова получился очень даже привлекательным и индивидуально красивым: внешне в облике сакрала даже непрофессиональный взгляд уловит гармоничное сочетание мотивов древнерусской архитектуры и модерна. При знакомстве с этим культовым сооружением взгляд, перво-наперво, приковывает его колокольня: визуально её силуэт весьма похож на фабричные трубы (символы текстильного процветания нашего региона начала прошлого века). Основа колокольни – большой, равный по высоте самому храму двухуровневый четверик, наружные стены которого украшены полукружиями на каждом фасаде, весьма гармонично «перетекает» в трёхуровневый восьмерик: сначала в глухой с тремя ярусами кокошников, затем в стройняшу с ярусом звона и одним рядом кокошников, и в завершении – в небольшой восьмерик с узкими арочными проёмами. Венчает всю эту каменную красотень цилиндрический барабан с крестонесущей главой. Но, ИМХО, внимания заслуживает и сам храм: двусветный кубический основной объём с тремя полукружиями выступов алтаря венчают пять высоких цилиндрических световых барабанов. Обратите внимание на восточный фасад храма: на пилоны опираются архивольты закомар, далеко выдвинутые над апсидами, где их поддерживают группы из четырёх тонких колонок – данный архитектурный элемент не имеет аналогов на Руси!!! Отдельная тема – уникальные майоликовые панно в оригинальных экседрах с порталами: они изготовлены на знаменитом гончарном заводе «Абрамцево» по рисункам автора проекта сакрала Ивана Кузнецова и не имеют аналогов по своим размерам. Благодаря бетонным перекрытиям тезинская церковь стала одним из первых бесстолпных храмов России большой вместительности (до 3 тысяч человек)!!! В 30-х годах прошлого века храм не миновали веяния борьбы с «опиумом для народа»: сакрал «перепрофилировали» в кузницу, затем в трансформаторную подстанцию, телевизионный ретранслятор, склад промтоваров… Дико? Мягко говоря… И лишь к концу 80-х годов XX века вичугский храм Воскресения Христова был возвращён верующим. Настоятельно рекомендую!!!