Виды социального воспитания

22-03-2021

Как любая наука, педагогика имеет свой понятийный аппарат, т.е. систему педагогических понятий, выражающих научные обобщения. Эти понятия называют категориями педагогики. К основным категориям относятся воспитание, обучение и образование.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком социальном, в широком педагогическом, в узком педагогическом, в предельно узком педагогическом значениях.

Воспитание в широком социальном смысле — процесс формирования личности под влиянием окружающей среды, условий, обстоятельств, общественного строя. Говоря «воспитывает жизни», подразумевают воспитание в широком смысле этого слова. Поскольку действительность нередко бывает противоречивой и конфликтной, то личность может не только формироваться под влиянием среды, но и деформироваться под воздействием антисоциальных явлений или, наоборот, закаляться в борьбе с трудностями, воспитывать в себе невосприимчивость к этим явлениям.

Воспитание в широком педагогическом смысле — формирование личности ребенка под влиянием деятельности педагогического коллектива учебного заведения, которая базируется на педагогической теории, передовом педагогическом опыте.

Воспитание в узком педагогическом смысле — целенаправленная воспитательная деятельность педагога, направленная на достижение конкретной цели в коллективе учащихся (например, воспитание здорового общественного мнения).

Воспитание в предельно узком смысле — специально организованный процесс, что предполагает формирование определенных качеств личности, процесс управления ее развитием и происходит через взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Наука доказывает, что истинное воспитание глубоко национальным по своей сути, содержанию, характеру. «Национальное воспитание, — писала София Русова — обеспечивает каждой нации самую широкую демократизацию образования, когда ее творческие силы не будут искалечены, а значит, дадут новые оригинальные, самобытные сокровища для всеобщей развития: оно через уважение к своему народу воспитывает в детях уважение к другим народов … » .

Не вызывает сомнения наличие у социального воспитания достаточно глубоких исторических и социокультурных истоков.

Зарождение социального воспитания относится к условиям первобытности. Социальный характер древнейшего воспитания проявился уже в том, что,

— во-первых, древнекаменная община воспитывала всех одинаково без исключения;

— во-вторых, вся община чувствовала себя ответственной за воспитание каждого ребенка;

— в-третьих, всех детей готовили к деятельности на пользу общине, воспитывали в духе подчинения интересов отдельного индивида интересам коллектива.

Очевидно, что цели, содержание и формы воспитания здесь социальны по сути, ибо носили ярко выраженный стихийно-общественный характер, что определялось условиями жизни древнего человека.

Вопрос о понимании сущности общественного (социального) воспитания, о его характере впервые формулировался Платоном. Возможность преобразования общества он связывал только с помощью системы общественного воспитания, которое включает в сферу воздействия всю жизнь ребенка и окружающую его среду, организуя ее в соответствии с его природными возможностями. Воспитание, по Платону, функция не семьи, а государства.

Системная целостность воспитания определяется наличием этих двух противоположных, но взаимодополняющих тенденций.

Первая тенденция (индивидуалистическая) восходит к ценностям человеческой самости и неповторимости, характеризуя индивидуалистическую направленность педагогических усилий, ориентацию на подчинение всего комплекса воспитательных воздействий интересам и потребностям ребенка (Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, «вольные школы», «Вальдорфская педагогика»).

Вторая тенденция (социальная) направлена на активизацию общественных усилий в воспитании, на включение подрастающего поколения в реальную жизнь, в систему общественных отношений, основанных на взаимодействии и поддержке (педагогические системы И.Г. Песталоцци, социалисты-утописты, С.Т. Шацкий, немецки пеедагоги начала XX века).

Развитие этих тенденций, их взаимоотношение в реальном педагогическом процессе зависело от характера социально-политических проблем, которые вынуждено решать государство, в том числе и средствами педагогики; традиций общественных отношений, норм, ценностей, присущих обществу и культуре; особенностей образа жизни, способов жизнедеятельности; религиозных представлений. Стандарт личности, основные его потребности, качества, которые она должна демонстрировать в конкретно-историческую эпоху определяли социальный заказ педагогике в целом, и формировало ее либо «индивидуалистическую», либо «социальную направленность».

Социальное воспитание получило в России свое развитие в связи с коренным поворотом в изменении целей и содержания воспитания, который был сделан после революции, когда произошел разрыв с христианским воспитанием. В период 1917-1930 гг. термин «социальное воспитание» чаще всего использовался в сокращенном виде – «соцвос». Он употреблялся в двух основных значениях:

— первое – обозначение государственного органа, функцией которого являлось управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями;

— второе – передача общественного опыта от одного поколения к другому.

Соцвосами являлись местные органы власти, ведавшие делами дошкольного и школьного воспитания и политехнического образования детей, социально-правовой охраны несовершеннолетних, повышением квалификации учителей, а также комитет по учебной и детской книге. Учреждения, входившие в систему соцвоса, делились на

— учреждения дошкольного воспитания (детсады, детплощадки);

— школы первой и второй ступеней;

— детские дома;

— учреждения для детей с ограниченными возможностями (слепых, глухонемых, умственно-отсталых);

— «институты социального воспитания» – учреждения для трудновоспитуемых детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Социальное воспитание во втором значении слова в 1920-е годы рассматривалось как наиболее важный и ответственный участок в системе народного образования. Единого толкования его понятия среди педагогов того времени не было. Сущность социального воспитания рассматривалась, как:

— вся система воспитания со всеми его сторонами (учебные занятия, их обстановка, организация детей, наблюдение за здоровьем, личность учителя и др.);

— общественное явление, опирающееся в организационном отношении на общественные формы жизни;

— воспитание социальных инстинктов и навыков, создание социальной жизни в учебных занятиях детей и в организации их жизни на основе самоуправления.

Однако очень скоро термин «социальное воспитание» приобретает идеологическое содержание, классовый характер, начинает подразумевать различные виды педагогического воздействия на ребенка в целях выработки из него физически здорового, вооруженного необходимыми знаниями, умениям навыками борца за строительство социалистического общества. Классовый принцип социального воспитания получил наиболее широкое распространение в 1920-е годы. Именно тогда широко внедряются такие слова, как «буржуй», «кулак», «пролетарий». В этом общественном контексте понятие «социальное воспитание» было тесно связано с социальным происхождением человека.

Таким образом, в России начала двадцатого века происходит переход от христианского воспитания к социальному. Однако термин «социальное воспитание» просуществовал сравнительно недолго. На смену социальному воспитанию приходит термин «коммунистическое воспитание». В этот период закрепилась трактовка понятия воспитания в широком и узком смысле слова.

В первом случае воспитание включало в себя образование и обучение и охватывало работу всех социальных институтов воспитания.

Вторая трактовка была связана с воспитанием у детей мировоззрения, нравственного облика, всестороннего гармонического развития личности.

Следует отметить, что в советское время в России была теоретически разработана и практически реализована система коммунистического воспитания. Идеология воспитания разрабатывалась и осуществлялась коммунистической партией. Причем она старалась распространять свое влияние абсолютно на все стороны и составляющие этого процесса:

— определяла стратегию воспитания,

— уточняла цели воспитания на каждом этапе развития советского государства,

— руководила подготовкой кадров воспитателей,

— координировала деятельность всех социальных институтов, участвующих в воспитании,

— направляла развитие всей системы образования, литературы, искусства, средств массовой информации, нацеливая их на усиление воспитательных функций.

Свое «второе рождение» термин «социальное воспитание» получил в 90-е годы. Связано это с крушением коммунистических идеалов, теории коммунистического воспитания. В официальных документах школа из «учебно-воспитательного учреждения» превратилась в «образовательное учреждение»; внешкольные учреждения, основной функцией которых было, прежде всего, коммунистическое воспитание детей, стали называться «учреждениями дополнительного образования»; были реорганизованы общественные – комсомольская и пионерская – организации детей, главной задачей которых также было утверждение идеалов коммунистического воспитания.

Это повлекло за собой пересмотр соотношения воспитания и образования, закрепление за образовательными учреждениями, в основном, образовательных функций и перенос центра тяжести воспитательной работы на семью, которая в силу объективных причин оказалась к этому не готовой.

Под социальным воспитанием в его современной трактовке понимается создание условий и стимулирование развития человека, его социального становления с учетом использования всех социальных влияний и воздействий.

С одной стороны, социальное воспитание – категория социальной педагогики. Возникновение социальной педагогики как области научной фактической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального феномена и определения содержания социального воспитания, которое оказалось в центре внимания этой новой отрасли знания.

Как социально-педагогическая категория, социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности. Социальное воспитание тесно связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием и самовоспитанием, это единый комплекс, интегративный, многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального воспитания и развития личности.

Различие между «воспитанием как педагогическим процессом» и «социальным воспитанием».

1. Социальное воспитание рассматривает индивида, личность как члена современной социальной группы, социальной общности, общества в целом, как представителя той или иной культуры. Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.

Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия умственного, нравственного и т.д. воспитания.

2. Социальное воспитание интересует вопрос «Как воспитывает индивида сама социальная жизнь общества, а не отдельный индивид, взятый вне связи с социальной группой».

3. Социальное воспитание характеризует:

— направленность на регулирование социально-культурного взаимодействия в социальной группе, общности;

— опора на социальное подражание, социальные чувства, социальные потребности и интересы;

— опора на социальное творчество;

— социальное воспитание во всех его модификациях, моделях, технологиях служит общественно-государственным инструментом стабилизации общества;

— система социального воспитания находится под постоянным контролем общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является.

4. Социальное воспитание ориентировано на решение двух взаимосвязанных задач – успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.

С другой стороны, в психологическом плане, социальное воспитание представляет процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (в том числе социальных институтов и индивида), в результате чего происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм, привычек поведения и развитие общественно значимых качеств личности.

Главным признаком социального воспитания является создание благоприятных условий для социального становления личности. Его востребованность обусловлена, с одной стороны, особенностями социально-педагогической ситуации (невниманием к проблемам молодежи со стороны общества, распространением явлений беспризорности, правонарушений, наркомании в детской и молодежной среде, ограничением возможностей получения образования, трудоустройства, отдыха), а с другой стороны, – пониманием того, что все свои кризисные проблемы российское общество можно решить только через воспитанного (социализированного, культурного) человека.

Назначение социального воспитания – в оказании грамотной адресной помощи подрастающему поколению в решении его проблем, в обогащении или восстановлении отношений с социумом, в создании условий и стимулировании развития человека, его социального становления с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

Процесс социального воспитания можно представить в виде схемы:

— включение человека в систему быта, жизнедеятельности и отношений воспитательных организаций,

— приобретение и накопление знаний и других элементов социального опыта,

— их интериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальных деятельностей,

— и экстериоризация, то есть преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действия, высказывания).

Социальное воспитание процесс двухплановый. Государство формулирует задачи социального воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержание. В тоже время реализуют воспитание конкретные социальные, групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы и вносящие существенные корректировки в реализацию требований общественных норм и государственных установок. Осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных воспитательных организациях социальное воспитание создает более или менее благоприятные условия и возможности для овладения человеком необходимыми, с точки зрения общества, социальными, духовными и эмоциональными ценностями, а также для самосознания и самоопределения.

Таким образом, социальное воспитание означает целенаправленную воспитательную деятельность, связанную с жизнедеятельностью людей в обществе. Социальное воспитание в этом смысле предполагает подготовку человека к жизни в обществе, и осуществлять такое воспитание могут государство, семья, образовательные учреждения, социальные учреждения и организации, наконец, сам человек в процессе самовоспитания.

В мировой системе образования не существует как такового понятия «воспитание» или «социальное воспитание», хотя широко известен термин «гайденс». В широком смысле, «гайденс» – помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям. В узком смысле – процесс оказания помощи личности в самопознании ею окружающего мира с целью применения знаний для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей.

Осуществляя воспитывающее воздействие на американских школьников для привития им определенных личностных качеств, «гайденс» активно участвует в их социализации, фиксирует академические успехи, контролирует идеологическое и нравственное развитие, содействует разрешению возникающих в их жизни конфликтов. В США в содержание понятия «guidance» включается и «classroom environment», что означает создание окружающей обстановки класса, атмосферы, среды или экологии класса.

Таким образом, употребление guidance больше связывают с превентивной работой, a counselling – с деятельностью специалистов по работе с возникшими проблемами детей.

В Англии суть социального воспитания наиболее точно выражается в следующих понятиях: «pastoral care» – пасторская забота; «tutoring» – опекунство. В настоящий момент, употребляя guidance, имеют в виду деятельность, направленную на социальное и индивидуальное развитие личности, что предполагает обучение социальным навыкам, советование, профессиональное ориентирование, информирование о возможном изучении предметов, помощь в их выборе, поддержку, опекунство.

В Голландии смысл обсуждаемого понятия передается через англ. «school counselling and guidance» и «carer counselling», что переводится как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (иногда переводят как педагогическая помощь и поддержка в образовании и выборе карьеры). Другой вариант – «pedagogical support» (педагогическая поддержка).

Итак, социальное воспитание направлено, прежде всего, на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в обществе.

С этой точки зрения, социальное воспитание представляет собой всю совокупность воспитательных воздействий общества на конкретного человека или какие-либо группы, категории людей. Именно общество является и заказчиком и организатором социального воспитания, осуществляя его через различные организации – как специально для этого созданные, так и другие организации, для которых воспитание не является их основной функцией. При этом социальное воспитание выделяется среди других видов воспитания, осуществляемых другими субъектами. Так, семейное воспитание осуществляет семья, религиозное (конфессиональное) воспитание – конфессия и т.д.

Объект социального воспитания – человек, ребенок (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно-образовательных организациях).

Цель социального воспитания – содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности. Социальный опыт – единство различного рода знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

Субъекты социального воспитания – конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения.

социального воспитания – это обеспечение процессов социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки, что предполагает следующие направления деятельности:

— усиление воспитывающего характера обучения, создание во всех типах образовательных учреждений эффективных гуманистических воспитательных систем;

— гармонизация социального поля ребенка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения;

— развертывание клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка имеющихся и стимулирование новых детских, молодежных объединений, развитие и поощрение демократических начал в управлении образовательным учреждением, в том числе детского самоуправления;

— сохранение, укрепление ресурсной базы и развитие сети учреждений дополнительного образования, выполняющих социальный заказ по реализации программ разного уровня, предназначенных для различных групп детей и молодежи.

Процесс социального воспитания личности имеет свои

а) циклы: семейный, образовательный, трудовой и послетрудовой;

б) свою структуру – цели и задачи; средства реализации (формы, методы, технологии); содержание; объекты и субъекты; результат (определяется как степень успешности личностного роста в деятельности, общении, познании, самоопределении и саморазвитии);

в) свои этапы – ориентационный, проектировочный, этап планирования, этап реализации поставленных задач, этап оценки результатов.

Ценности социального воспитания. Социальное воспитание функционирует в конкретном обществе, следовательно, оно культивирует тот набор ценностей, которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества.

Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:

— ценности культуры данного общества, ставшие имплицитно (Имплицитные – т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) присущими ей в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры;

— ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т.е. зависящее от политических, правовых, нравственных, философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности.

Принципы социального воспитания.

1. Принцип природосообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2. Принцип культуросообразности. Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам.

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6.Принцип гуманистической направленности воспитания.

7.Принцип коллективности социального воспитания. Суть: социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания.

Можно выделить следующие направления социального воспитания: физическое воспитание, социокультурное воспитание, умственное воспитание. При этом направление «воспитание жизненной активности», включающее воспитание воли, оптимизма, уравновешенности как базовых качеств и способностей личности, является необходимым для реализации вышеперечисленных направлений воспитания.

Физическое воспитание представляет собой, с точки зрения социального воспитания, целенаправленное воздействие на индивида с целью формирования у него способностей всестороннего и методичного развития всех частей организма, двигательной активности, контроля и дисциплины за поддержанием организма в хорошем состоянии, оздоровления возникших или появляющихся физических проблем. Это и воспитание культуры питания, и гигиены тела.

Социокультурное воспитание – это целенаправленное создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных и иных социальных способностей. Успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и, в конечном счете, формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей и качеств приобретет индивид, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции.

Умственное воспитание – это целенаправленный процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности индивида с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей.

Воспитание жизненной активности – воли, оптимизма, уравновешенности – являются базовыми качествами и способностями личности, необходимыми для осуществления вышеперечисленных направлений воспитания. Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. Особое значение приобретает развитие волевых качеств личности: инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости, а также самоконтроля.

Методы социального воспитания – это способы накопления развивающейся личностью позитивного социального опыта, содействующие её самосовершенствованию, самовоспитанию и самоорганизации. В социальном воспитании пока не выработано собственных специфических методов, в основном это методы, применяемые в педагогике, психологии и социальной работе. Они оказывают целенаправленное влияние на сознание, поведение, чувства развивающейся личности, воздействуя на окружающую её социальную среду.

Среди методов социального воспитания выделяют:

— социально-экономические;

— организационные;

— психолого-педагогические.

Социально-экономические методы работы социального педагога близки к работе социального работника. Это работа социального педагога в школе с нуждающимися детьми, разносторонняя, в том числе и материальная, помощь семье и т.д.

Организационные методы направлены на организацию коллектива, отношений личности в коллективе, организацию помощи личности, семье, различным неформальным объединениям; создание секций, клубов, объединений и т.п.

Организационные методы направлены на нормализацию отношений личности и общества. Чаще всего социальный педагог сталкивается с ситуацией, когда эти отношения нарушены и его задача — организовать новые отношения.

К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа и интервью. Самыми распространенными методами в социальном воспитании являются:

— метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы;

— метод беседы, дающий возможность педагогу проникнуть в духовную жизнь воспитанника, выяснить все трудности его жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, а также от заинтересованности в беседе воспитанника;

— метод анкетирования позволяет собрать материал, характеризующий воспитанника: его интересы и особенности, психологические проблемы;

— методы поддержки личности применяются, когда индивид находится в сложной ситуации. Педагог помогает ему проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, в том числе цель жизни;

— методы коррекции развития – педагогическое воздействие ребенка (подростка) с отклонениями в поведении и др.

Система социального воспитания – совокупность государственных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства.

Основные цели системы социального воспитания:

1) формирование способности личности к активному функционированию в конкретной социальной ситуации;

2) обеспечение полноценного развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности;

3) формирование социальной активности личности, способной к индивидуальной творческой деятельности по преобразованию действительности и себя;

4) формирование личности, готовой принять на себя ответственные дела и решения и в полной мере реализующей свою индивидуальность.

Система социального воспитания может функционировать на национальном (государственном), региональном и локальном уровнях.

Она включает в себя различные воспитательные организации:

— учебно-воспитательные учреждения различного типа;

— учреждения для детей, подростков с ослабленным здоровьем;

— учреждения для одаренных детей;

— учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальными наклонениями;

— организации, занимающиеся перевоспитанием и реабилитацией детей.

Таким образом, в качестве воспитательных организаций, в которых осуществляется социальное воспитание, выступают: семья, клубы, детские и юношеские объединения, интернаты, загородные детские центры, школы, высшие учебные заведения.

Воспитательные организации могут быть классифицированы по нескольким признакам:

— по принципу вхождения человека в воспитательную организацию – обязательные (школа); добровольные (общественные организации); принудительные (специальные закрытые учреждения);

— по юридическому статусу воспитательные организации могут быть – государственные, общественными, коммерческими, конфессиональными, частными;

— по ведомственной принадлежности – министерств, ведомств, профсоюзов;

— по уровню подчиненности – федеральные, региональные, муниципальные;

— по степени открытости-закрытости – открытые, закрытые, интернальные;

— по ведущей функции – образовательные, просветительские, развивающие, общественно-ориентированные;

— по длительности функционирования – постоянные и временные;

— по половозрастному составу.

Воспитательная организация имеет все признаки социальной организации: четкие границы, социальное (ролевое, позиционное) расслоение, иерархию статусов, центральную власть, целенаправленную деятельность, совокупность отношений между членами организации.

Структурными компонентами системы социального воспитания наряду с совокупностью учреждений являются также:

— средства, выделяемые государством для функционирования системы воспитания – материальные, финансовые, духовные;

— кадры, необходимые для реализации функционирования системы социального воспитания – организаторы воспитания на национальном, региональном, локальном уровнях; воспитатели-профессионалы, воспитатели-волонтеры;

— ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые адекватны социально-политической, экономической, идеологической системам общества;

— органы управления воспитания;

— объекты социального воспитания.

Основные понятия: социальное воспитание, формы социального воспитания, методы непосредственного и опосредованного воздействия, приобщение к социальному опыту поколений; методы организации развивающего общения: непосредственное увлечение совместными занятиями; приобщение к опыту обмена информацией; развитие навыков общения.

Решение конкретных задач социального воспитания предполагает использование самых разнообразных форм информационно-воспитательной работы.

Форма воспитания – это организационная сторона воспитательного воздействия на человека, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения.

Основные формы социального воспитания представляются аналогией форм социального обучения, с той лишь разницей, что отличаются содержанием их наполнения: а) включение воспитуемых в активные виды социально значимой деятельности с целью формирования социальных качеств личности; б) включение воспитуемых в активные виды социально значимых отношений с целью развития социально значимых качеств личности; в) установление взаимодействия с социальными институтами социума или отдельными индивидами с целью разрешения проблем социализации личности и качественного ее изменения; г) самовоспитание на основе освоения социального опыта; д) семейное обсуждение произведений представителей народной педагогики; е) участие в коллективных, массовых мероприятиях; ж) работа в социальных электронных сетях; з) участие в разработке проектов социального воспитания; и) самоанализ социальной рекламы.

Наиболее распространенными формами социального воспитания являются: участие в патриотических акциях, чествование передовиков производства, отличников учебы; брифинг вопросов и ответов; собрания с различными категориями детей, подростков, молодежи; пропаганда передового опыта; тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы; встречи с участниками исторических событий, деятелями науки, искусства; встречи с ветеранами войны и труда; экскурсии и походы по историческим местам; проведение знаменательных дат в жизни страны; работа клубов по интересам; участие в художественной самодеятельности; обсуждение кинофильмов, спектаклей; семейное чтение книг и т.д.

Среди многообразия социального воспитания наиболее распространенными являются групповые формы воздействия на личность.

Участие в митингах, шествиях, спортивных состязаниях. Данная форма представляет собой массовое собрание обучающихся для коллективного выражения своего отношения к значимым для всех проблемам или, напротив, к злободневным проблемам. Это одна из эффективных форм социального воспитания как механизма социального воздействия на отдельную личность с целью мобилизации воспитуемых на решение конкретных задач.

В воспитательной работе утвердился порядок, при котором вопрос о необходимости проведения митинга решается вышестоящим воспитательным органом. Однако не исключается личная инициатива ученического, студенческого самоуправления, особенно когда они находятся в отрыве от «центра», ректората и выполняют самостоятельные задачи.

Значительный дефицит времени на подготовку и проведение самого митинга, необходимость достижения максимального социального эффекта воздействия на личность – все это обусловливает необходимость тщательной его организации и предварительного изучения потенциала не только митингующих, но и возможностей социальной среды, где проводится данное мероприятие.

Собрания обучающихся проводятся в образовательном учреждении по мере необходимости для обсуждения текущих проблем и путей их разрешения. Цель собрания заключается в стимулировании воспитательного потенциала личности для решения актуальных проблем социализации, возникших в определенных условиях жизнедеятельности личности и социальной среды.

Практика информационно-воспитательной работы показывает, что собрания обучающихся – это демократический механизм воздействия на отдельную личность, где каждый независимо от возраста, учебного опыта имеет равное право участвовать в свободном и конструктивном обсуждении поставленных проблем, подвергать товарищеской критике недостатки, не подрывая при этом авторитета руководителя.

Организуют собрание обучающихся представители ученического или студенческого самоуправления коллективов. С учетом предложений обучающихся они определяют повестку дня собрания, докладчика и дату его проведения. Повестка дня может быть рекомендована и руководством образовательного учреждения.

Главная цель собрания состоит в том, чтобы реализовать воспитательный потенциал коллектива обучающихся в разрешении проблем социализации каждого индивида, занимающего определенное место и выполняющего конкретные социальные или профессиональные функции в коллективе.

Подготовка и участие в викторинах – значимая форма социального воспитания в условиях образовательного учреждения. Это игровая форма социального воспитания, включающая ответы на вопросы в устной или письменной форме, обычно объединенные какой-либо темой. Цель викторины – способствовать расширению общего кругозора студентов, повышению уровня их мотивации к учебе, совершенствованию не только познавательных, но и социальных качеств личности, улучшению культурного досуга. Очень важно, чтобы тематика викторин способствовала совершенствованию качественного изменения самой личности обучающихся в сторону приобретения новых социально значимых качеств. Подготовка викторины включает в себя решение следующих вопросов: определение темы и составление плана ее проведения; назначение инициативных групп; изучение воспитательного потенциала организаторов и участвующих, а также разработка вопросов; подбор справочной литературы; оповещение о дате, времени и месте проведения; подготовка необходимой учебно-материальной базы; назначение жюри и выработка условий викторины; подготовка призов (определение мер поощрения победителей); проведение мероприятий по подготовке команд к состязанию.

Встреча с обменом опыта работы – важная форма социального воспитания. Широко распространенной формой пропаганды передового опыта учебы являются подобные мероприятия.

Встречи по обмену опытом учебы преследуют не только учебную цель – совершенствовать навыки овладения знаниями, но и воспитательную – развивать высокое чувство ответственности, коллективизм, взаимовыручку среди обучающихся за результаты учебной работы.

Иногда встречи по обмену опытом учебы проводятся в форме показа учебных кино- или видеофильмов. Перед демонстрацией фильма следует представить соответствующую аннотацию, а после его просмотра тут же организовать обсуждение фильма применительно к решению задач, стоящих перед обучающимися.

Следует подчеркнуть, что на встрече важно создать спокойную, доброжелательную и деловую обстановку, располагающую к свободному и откровенному обмену мнениями, активному поиску путей, улучшающих состояние учебной работы.

Диспут – дискуссия (лат. – рассуждаю, спорю) – активное обсуждение проблем, живо интересующих его участников, горячий и страстный спор, вызванный желанием как можно глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах совместными усилиями собравшихся. Свободный обмен мнениями помогает участникам диспута критически осмыслить свои взгляды и убеждения, учит доказательно опровергать ошибочность выводов оппонентов.

Специфика диспута соответствует задачам воспитания инициативности, самостоятельности, принципиальности, честности и непримиримости к недостаткам. Хорошо организованный диспут вовлекает всех его участников в активное обсуждение злободневных вопросов, способствует развитию активного, творческого мышления и отношения людей к своим общественным обязанностям, оказывает большое влияние на формирование у его участников стойких нравственных убеждений, ценностных ориентаций, повышает культуру речи, развивает социальные потребности и социальные способности каждого, помогает развитию навыков сближающего общения, воспитывает активность и инициативу. Он требует от выступающего умения не только отстоять свою точку зрения, но и тактично и убедительно доказать неправоту (ошибочность взглядов) оппонента.

Тематическая встреча. В учебных коллективах могут проводиться тематические встречи, в которых краткие выступления, доклады, теоретические сообщения, воспоминания, информации, рассказы об опыте работы органически сочетаются с применением технических и наглядных средств (киножурналы и фрагменты из кино- и видеофильмов об истории образовательного учреждения, магнитофонные и грамзаписи, фотоальбомы, выставки литературы, образцов техники и т.п.). Использование всех этих средств подчинено теме встречи и позволяет сочетать нравственное и эмоциональное воздействие их на студентов.

Темы встречи могут быть самыми разными. Они должны носить обобщенный характер и отличаться выразительностью: например, «Традиции Российского спорта сохраним и приумножим!» и т.п. Для того чтобы тематическая встреча полностью оправдывала свое предназначение, ее необходимо тщательно готовить, проявляя при этом разумную инициативу и творчество как в выборе темы встречи, так и в разработке плана ее подготовки и проведения, состава участников и исполнителей, форм и способов подачи материала, содержания и продолжительности выступлений.

Брифинг вопросов и ответов является одной из распространенных форм социального воспитания. Это одна из форм взаимодействия педагогов с обучающимися, изучения нужд и запросов обучающихся. Темы подобных мероприятий могут быть самые разнообразные: вопросы международной и внутренней жизни государства; законы Российской Федерации, служебные инструкции о правах и обязанностях студентов; законодательные акты о льготах для обучающихся; формы и методы участия в предстоящих акциях, конкурсах и т.д.

Обучающиеся заблаговременно оповещаются о времени и месте намеченного мероприятия, организуется сбор вопросов и предварительный их анализ, изучаются возможности разрешения актуальных проблем и ресурсы социума, привлекаемые для этих целей.

Обычно для этой цели вывешиваются объявление и почтовый ящик для сбора вопросов. Организуется подготовка квалифицированных ответов на поданные вопросы. Брифинг вопросов и ответов рекомендуется проводить в ходе единого информационного дня, который проводится в образовательном учреждении.

Чествование отличников учебы (победителей олимпиад, конкурсов, состязаний) – важная форма социального воспитания. Подобные мероприятия являются разновидностью тематических встреч и позволяют эффективно использовать все имеющиеся средства социального и эмоционального воздействия. Специфическая особенность таких встреч заключается в тематическом и сюжетно-организационном единстве, при котором в целостной последовательности действий – устных выступлений, оценок поступков студентов, зрительных образов, различных сценических эффектов и приемов – обеспечивается сравнимость результатов положительных достижений, а следовательно, и возможность повторить лучшее, формируется социальная активность личности. Эта форма позволяет потенциалу одного человека, группы людей вызвать ответную реакцию у другого человека или группы.

Каждое чествование должно быть событием, по-своему индивидуальным и неповторимым, как неповторимы и индивидуальны судьбы и поступки, стиль работы, отношение к делу, достижения и опыт тех студентов, кому посвящаются эти мероприятия. В основу сценария должны быть положены реальная жизнь, конкретные достижения и опыт отличников учебы или передовых учебных коллективов.

Экскурсия (лат. – поездка) – значимая форма социального воспитания, заключающаяся в посещении достопримечательных и историко-героических объектов (памятников культуры, музеев и т.п.). Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Экскурсии различаются: а) по целям: учебные, культурно-просветительные, научные; б) по тематике: в соответствии с содержанием объектов посещения; в) по месту расположения объектов: натурные, музейные.

Экскурсии играют большую роль в воспитании обучающихся на историческом прошлом и героическом настоящем, на достопримечательностях города, области, региона и организуются в составе учебных групп, свободных от учебных занятий, проводятся по мере необходимости в музеях, картинных галереях, на выставках, промышленных предприятиях, учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях, по историческим местам и т.д.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить четыре группы методов социального воспитания – передачи социального опыта, знаний, умений, навыков, приобщения к природе, ролевым обязанностям, интересам, увлечениям в ходе социального воспитания по реализации образовательного процесса в обстановке образовательного учреждения.

  • 1. Методы непосредственного и опосредованного воздействия: убеждение; пример; упражнение; побуждение; следование примеру других, рекомендация, совет, посредничество, сотрудничество.
  • 2. Методы совмещения человека с природой: совмещение с природой, движение навстречу природе; прогнозирование будущности индивида; активное преобразование природы, сбережение природы, забота о природе и человеке.
  • 3. Методы усвоения опыта прошлых поколений: восприятие инноваций, имевших место ранее в воспитательной практике; развитие социальных потребностей; следование идеям гуманизма; преемственности; следование традициям; приобщение к социальному опыту поколений.
  • 4. Методы организации развивающего общения: непосредственное увлечение совместными занятиями; приобщение к опыту обмена информацией; передача опыта; развитие навыков общения; обогащение опытом других; метод согласования.

Итак, анализ полученного эмпирического знания о состоянии сферы социального сознания обучающихся, позволивший определить иерархию ценностей, выявить особенности их ценностного отношений к миру, к людям и к себе и их представления о моральных понятиях как ценностях и моральных ориентирах социально-педагогической деятельности, показывает, что при наличии в целом духовного отношения к миру и к людям требуется «закреплять» представления о справедливости, которая соотносится с честностью, развивать ответственность, которая должна соответствовать долгу как совокупности обязанностей субъекта будущей профессиональной деятельности, и общественно-полезной деятельности.

Поэтому парадигма социального воспитания заключается в совершенствовании социальной природы личности индивида, определяющим не только судьбу конкретного человека, но и целого поколения людей, этноса, нации; в формировании сознания, способа истолкования явлений природы, общества и человеческого мышления, и, таким образом, обеспечивает выявление и решение насущных проблем становления личности в современном многополярном мире социальных отношений.

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 37

Плоткин Михаил Маркович

доктор педагогических наук, профессор Институт социальной педагогики РАО, г. Москва

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Социальная педагогика — наука молодая, развивающаяся. Разрабатывается её теория, уточняется тезаурус, в частности, такое понятие, как «социальное воспитание». Автор статьи попытался раскрыть его, осмыслить теоретический «образ» социального воспитания. Для социального педагога статья представляет совершенно конкретный практический интерес, в обобщённом виде раскрывая сферу деятельности специалиста этого профиля.

Ключевые слова: «теоретический образ» социального воспитания, пространство социального воспитания, его содержание и средства достижения результата, социальное воспитание — специфичное национальнокультурное явление России.

На рубеже третьего тысячелетия Россия столкнулась с угрозой оказаться на периферии формирующегося нового мира. Разразившийся экономический кризис, болезненно затронувший и Россию, грозит усугубить эту ситуацию, оборачиваясь для каждого отдельного гражданина существенным снижением уровня и качества жизни.

Современное российское общество может преодолеть сложившиеся негативные тенденции, решить фундаментальные проблемы стабилизации и дальнейшего перспективного развития страны посредством полноценного использования самого главного ресурса — человеческого капитала, огромного интеллектуального, духовнонравственного, профессионального, ценностного потенциала, заложенного в наиболее перспективных категориях граждан России, в молодых, подрастающих поколениях, способных вывести страну из кризиса и обеспечить ее дальнейшее поступательное развитие и процветание. В этом контексте совершенно очевидно, что будущее страны зависит от того, какими станут подрастающие поколения ближайшего времени — от качества их образованности, воспитанности, подготовленности к жизни, от современности их мышления, гражданской ответственности, инициативности, готовности к политическому и социальному выбору.

Эти и другие качественные характеристики человека, востребованного современным этапом

развития общества и его перспективами, свидетельствуют о принципиально новой постановке проблем воспитания, его понимания и осуществления. Поэтому чрезвычайно значимым и обоснованным становится то обстоятельство, что за последние годы в воспитании усилилась его социальная акцентуация, ориентация на социальный заказ — воспитание людей, качественная характеристика которых укладывается в формулу: формирование гражданина, человека, личности. Гражданина, способного своей деятельностью создавать новое демократическое общество; человека в единстве его физического и духовного, природного и социального, носителя единого коллективного опыта предшествующих поколений. Личности в уникальном единстве её созидательного творческого развития, саморегуляции, самовоспитания, гуманизма, деятельности и общения.

В этом отношении особое значение приобретает эффективное осуществление именно социального воспитания, его обновленной парадигмы развития, представляющей по сути своей качественно новый подход к процессу формирования и становления личности. Её новое качество выражается в статусе социального воспитания как важнейшего приоритета в образовании подрастающего поколения.

В основании новой парадигмы социального воспитания как систематическом и целенаправленном влиянии на духовное, нравственное, эс-

тетическое, физическое развитие личности лежит общая картина мира, свойственная эпохе и интегрирующая мировоззренческие позиции и представления о сути социально-педагогического процесса, о природе ребёнка, подростка, юноши, о целях и задачах социально-воспитательной деятельности.

Для теоретического осмысления возникновения, развития и становления социального воспитания важно исходить, прежде всего, из того, что человек как существо социальное есть продукт социальных отношений. То есть в новой парадигме социального воспитания, которую мы исповедуем, воспитательный процесс имеет социальную детерминацию, а именно: приобщение человека ко всем многообразным формам социального бытия — семья, школа, церковь, СМИ, другие институты социума. Все эти и другие формы и проявления социального бытия являют собой по сути формы социальности. Социальность в различных исследованиях определяют как сферу, обладающую единой природой, внутренне присущей не только обществу, но и человеку как совокупности и части общественных отношений. «Социальное» — имманентное свойство не только общества, но и человека. Сегодня оно употребляется либо в широком плане, как понятие, отражающее любые общественно-экономические, политические проявления; как объективная принадлежность к некоему групповому целому, способность контактировать с представителями этого целого; либо исключительно узко, как понятие, связанное с развитием только социальной сферы общества, как принадлежность к конкретной группе и жизнедеятельности в её границах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У различных авторов понятие «социальное» имеет такие основные значения:

-это синоним общественного как способ совместной деятельности или способ организации человеческих отношений. Проведённый автором в своё время семантический анализ слова «социальный» показал, во-первых, существование неразрывной связи понятий «социальное» и «общественное»; во-вторых, различие природы этих понятий. Если в одном случае, употребляя понятие «общественный», мы имеем дело с абсолютизацией наиболее общего, присущего данной целостности, то в другом случае — понятие «социальный» выявляет структуру отношений между общим, присущим всему целому, и отдель-

ным, характеризующим части внутри целого и степень их влияния на характер развития целого ;

-это понятие обозначает совокупность отношений в социуме между людьми как представителями различных групп и общностей;

-обозначает сферу государственного (или негосударственного) обеспечения условий труда и жизни людей.

Осмысление феномена «социальное» позволяет также утверждать, что, с одной стороны, оно -атрибут любых общественных процессов, с другой — связано с особенной качественной характеристикой общественных отношений.

Социальность же проявляется на разных уровнях: на уровне мироощущения, на мировоззренческом уровне, на уровне практических действий и взаимодействий людей. Социальность как свойство человека, отражающее его способность быть членом общества — источник и результат социального воспитания. В целом же — общественные процессы есть доминанта социальности.

В этом контексте сущность воспитания как общественного явления соотносится с широким социальным смыслом. Под «социальным» подразумеваются общие характеристики общества, социальных групп в нём, многомерность мира и самого воспитания. Когда же инициатором и организатором воспитательного процесса становятся государство и общество — правомерно говорить о социальном воспитании. Оно ориентировано на решение определённых проблем, возникающих у человека в процессе его социализации педагогическими средствами. В этом смысле социальное воспитание отражает специфику педагогического сопровождения личности в социуме с учётом её потребностей и возможностей. В то же время социальное воспитание опирается на многообразие факторов и условий социума, отражает его потребности и возможности; оно существует как определённое социо- (культурное, экономическое, политическое, демографическое) явление в процессе адаптации человека к миру.

Окончательное оформление воспитания как социального института происходит в индустриальном обществе и связано с именем одного из основоположников научной, природосообразной педагогики И.Г. Песталоцци. Концепцию воспитания, которую он предложил, следует отнести к одной из первых теоретических концепций социального воспитания. Ещё в конце XIX в. на это

обратил внимание профессор Марбургского университета П. Наторп: «Социальным педагогом в полном смысле Песталоцци заявляет себя в особенности тем, что рассматривает общественный порядок исключительно как средство возвышения человека до его истинной человечности». Одним из первых Песталоцци осмысливает в терминах и понятиях педагогики социальный аспект воспитания и воспитательные возможности социума. «В качестве образовательного средства, — пишет он, — надо пользоваться не искусственными вспомогательными средствами, а только природой, окружающей детей, повседневными их потребностями и их постоянно живой деятельностью» .

Место «дислокации» социального воспитания — социальная среда, в том числе внешкольная, которая одновременно является внеучебной средой для учащихся других учебных заведений, внепроизводственной для взрослых. Широкий социальный характер внешкольной среды, разновозрастной состав ближайшего окружения, определённая стихийность, свойственные образу внешкольной жизни учащихся, предполагают огромное многообразие форм общения личности, сложную систему контактов, взаимоотношений с родителями, различными поколениями старших, младших, со сверстниками. Такое многообразие невозможно не учитывать в процессе социального воспитания. «Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, и различные поколения индивидов, вступающие в отношения друг с другом, связаны между собой» .

При этом замечу, что социальная среда характеризуется многосферностью, «сферы» в ней не изолированы, они «пересекаются», дополняя друг друга, компенсируя недостающие влияния. К ним относятся:

-сфера личностных отношений в семье (с родителями, другими близкими людьми);

-сфера личностных отношений вне семьи и образовательного учреждения, других институтов социума (со сверстниками, обучающимися в учебных заведениях, работающими, взрослыми), отношения по месту жительства. Местожительство — наиболее благоприятное звено в интерактивном социокультурном и образовательновоспитательном пространстве, наиболее «приближённом» к семье. Это способствует активизации

её уникальных функций, а также направляет социальное воспитание на укрепление семьи, гуманизацию среды, восстановление социальных связей, утверждение принципа добрососедства в работе с семейно-соседскими сообществами, общинами и другими добровольными объединениями людей в социуме (В.Г. Бочарова);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-сфера внеличностных общений (влияние средств массовой информации, наблюдения, общение с книгой, искусством, природой и так далее).

Таким образом, среда — не столько сумма коллективов и групп, и даже не существующая общественно-экономическая система, как это трактовалось в советской философии (См.: Философский энциклопедический словарь. — М., 1989). Среда может быть осмыслена как комплекс многообразных факторов целенаправленного и стихийного характера; как неоднозначность своей структуры и содержательного наполнения; как субъективный образ в восприятии личности; как непосредственное окружение личности; как система взаимодействия личности и институтов социума, взаимодействия на личностном уровне; как психолого-эмоциональное состояние индивида, зависящее от природных, социальных условий, комфортного или некомфортного климата коллектива, в котором личность пребывает.

В этой связи новая парадигма социального воспитания предусматривает три взаимосвязанных направления:

-передача социального опыта личности и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для её полноценной самореализации, саморазвития, её самоактуализации в ближайшем окружении; самовоспитания в желательном для общества и личности направлении; активизация всеми имеющимися у общества средствами интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других аспектов развития личности;

-создание воспитывающей микросреды в ближайшем окружении личности, формирование социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что становится основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности;

-процессы ресоциализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер по

преодолению асоциальных отклонений и профилактике правонарушений, обеспечение социально-педагогической поддержки и защиты детей, преодоление социальной дезадаптации и включение их в жизнь в динамично меняющемся социуме.

Осмысливая возникновение, развитие и становление социального воспитания, обратимся к трактовке понятия «воспитание». В научной литературе существуют по крайней мере три его значения. Одно из них (условно — первое) трактует воспитание широко, подразумевая под ним такие идиомы, как «воспитывает жизнь», «воспитывают семья и школа», «воспитывает каждый квадратный метр земли» и т. д. Иначе говоря, речь идёт о влиянии на растущего человека природной и социальной среды.

Другое значение понятия (условно — второе) отнесём к одному из видных специалистов в области социальной педагогики А.В. Мудрику. Он трактует воспитание как целенаправленное создание условий для развития человека. Или: воспитание как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. Отсюда вытекает, что:

-воспитание может осуществляться в семье, и в этом случае мы имеем дело с семейным воспитанием;

-его могут вести религиозные организации, и в этом случае речь идёт о религиозном или конфессиональном воспитании;

-воспитание осуществляет общество в институциональных либо неинституциональных институтах, т. е. в специально созданных для этих целей, либо в тех, которые занимаются воспитанием, помимо своих основных функций. В этом случае речь идёт об общественном или социальном воспитании;

-воспитание, осуществляемое в специальных учреждениях (для слепоглухих, имеющих психические и социальные дефекты и отклонения) -это адаптационное и коррекционное воспитание.

Наконец, третье определение понятия «воспитание» трактует его как целенаправленное влияние на развитие личности школьника. Возможно уточнение: целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы ребёнка .

При этом наша собственная точка зрения состоит в том, что социальное воспитание пронизывает все сферы воспитания, за рамками инсти-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

туциональной среды, в которых присутствует в том или ином виде социальный компонент -факторы микро- и макросреды, оказывающие влияние на процессы социализации личности, отношения между отдельными учреждениями и субъектами социализации.

Осмысливая «образ» социального воспитания, замечу, что понятие «воспитание» имеет место в современной российской культуре. Правда, отдельные специалисты утверждают, что если на Западе такого слова нет (там существует термин «education» — образование), то и в России в нём нет необходимости. В связи с этим обратим внимание, что авторами всех без исключения культурологических концепций и исследований специфика российской культуры связывается с её некоторым «срединным» положением между восточной и западной культурами, при этом отмечается неизмеримость духовной насыщенности российской и в целом славянской культуры.

Может быть, поэтому, а, возможно, и не только, сегодня уже становится очевидным, что, пройдя путь от безоговорочного отречения от понятия «воспитание» в связи с произошедшим к середине 80-х гг. XX в. отождествлением его с подавляющим личность авторитарным командноадминистративным, идеологизированным воздействием на личность, современное российское общество и педагогическая наука приходят к восстановлению истинного, соответствующего веками сложившимся традициям российской культуры, смысла понятия «воспитание», осмысления его как специфичного национального культурного явления.

Попытка в последнее десятилетие XX в. подменить понятие «воспитание» термином «образование» привела к формированию некоего идеального «образа» личности (учитывая, что образование трактуется как формирование образа), который в российской культуре тождествен образу высоконравственной, одухотворённой личности, чуждой прагматичности и рационализму. Сопрягая понятие «воспитание» с термином «социализация», исследователи фактически обнаружили, что его результат — гражданская социальная позиция — в российской культуре не что иное, как позиция активная, нравственная, добротворческая. А сопрягая понятие «воспитание» с термином «инкультурация» (освоение культуры), увидели необходимость освоения российским гражданином прежде всего глубин духовной

культуры своего Отечества, трансляция которой новым поколениям граждан страны на протяжении веков происходила в процессе воспитания.

За последнее десятилетие в ходе социокультурной трансформации России, её перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно меняются цели и способы образовательного и особенно воспитательного процесса. Вместо формирования молодого поколения по заранее заданному идеологическому образцу, сегодня приоритетной задачей стало формирование свободной в своём жизненном выборе личности на основе её ознакомления (просвещения, образования) с огромным разнообразием социальных, экономических и политических тенденций общественного и мирового развития. Одновременно меняются способы организации учебно-воспитательного процесса: развитие получают вариативность образования, социально-педагогические технологии и другие.

Между тем, система образования далеко не во всех своих компонентах оказалась готовой к радикальным изменениям. При этом, как утверждают многие исследователи, из всех функций государственной образовательной системы наибольшее отставание, растерянность и апатия проявляются в воспитательной деятельности. Она до сих пор не получила достаточного научного обоснования как система и фактически находится сегодня «на вторых ролях» в массовой педагогической практике (о социальном воспитании как феномене теоретического знания и общественно-педагогической практики речь в школе вообще не идёт!). Воспитание, к сожалению, не опирается на знание реальных ценностей молодёжи на современном этапе. Более того, по свидетельству педагогов-новаторов, педагогов-учёных (В.А. Караковский, Ю.В. Завельский, А.Ф. Иванов, А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург), термин «воспитание» вымывается из педагогического лексикона, поглощается образованием. Это приводит к «затуханию» воспитывающей функции школы, к превращению учителей в урокодателей, что весьма опасно, потому как разрушается целостность учебно-воспитательного процесса: из него уходит важнейшая составляющая — воспитание. Уже сегодня во многих школах, средних учебных заведениях, вузах воспитание как педагогическая цель вообще отсутствует. Подобное «исчезновение» воспитания из единого учебно-воспитательного процесса происходит на фоне обострения

социально-экономических противоречий. Молодёжь, попавшая в зону социального риска, всё более пугает резким падением уровня воспитанности, бездуховностью, слепым идолопоклонством. Между тем, современное молодое поколение стремится именно в неофициальных структурах, в самодеятельных группировках компенсировать дефицит общения, социального доверия, создать недостающие условия для самореализации личности, развития индивидуальности, т. е. всех тех личностно-социальных качеств, которых, к сожалению, не даёт ему школа как официальный институт образования и воспитания. Чутко реагируя на этот своеобразный вакуум, с одной стороны, и отражая его особенности и специфику, с другой, страна становится свидетелем роста криминала, в который вовлекаются молодые люди, нередко способные и талантливые, находя в нём всё то, что не могло предложить им официальное образование и воспитание. Примеров тому — масса, стоит только присесть к телевизору: пожалуй, все каналы (исключение — канал «Культура») транслируют боевики и триллеры как отечественного, так и зарубежного производства. Именно в этих лентах, идёт процесс успешной социализации современных подростков и юношей, а государство всё больше теряет их, утрачивая способность влиять на поведение, деятельность, нравственные ориентации молодых людей. Следствие этого — утрата, разрыв социальных связей, вытеснение индивида на периферию общества, т. е. маргинализация, социальная отчуждённость молодого поколения, его внутреннее неприятие позитивно-нравственной, трудовой программы жизни и деятельности. Отсюда — тревожная статистика роста преступности, злоупотребления наркотиками, токсикомания, проституция и т. д.

Когда мы говорим «образование» и подразумеваем в его контексте «воспитание», принципиально важно перевести это соотношение из чисто умозрительной в реальную плоскость соотношения этих понятий. В отличие от проблем образования, в Российской Федерации отсутствуют прямые законы и иные правовые акты по проблемам воспитания молодёжи. По свидетельству бывшего министра образования РФ Е.В. Ткаченко, одна из причин подобной ситуации — сложность закрепления нравственных норм в законодательном порядке, с одной стороны, а с другой, -далеко не все подобные нормы могут быть предметом правовой регламентации.

Анализ законодательных актов Российской Федерации (Конституции РФ — гл. II «Права и свободы человека и гражданина»; Семейного кодекса РФ; Указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений» и ряда других) показывает, что в законодательстве РФ внимания к вопросам воспитания явно недостаточно. Они всего лишь затрагиваются, и то, в основном, в контексте образования, которое при всём своём значении не решает проблемы воспитания.

Таким образом, теоретический «образ» социального воспитания (феномен социального воспитания) в решении задач социализации — как относительно контролируемой, так и стихийной характеризуется как важнейший приоритет в образовании; как организация воспитания в социальной среде, которая есть «поле» социальной самореализации человека, проявления его инициативы, самостоятельности, творчества. «Индивидуальная неповторимость каждой личности в значительной степени есть результат воздействия её микросреды» . Теоретический образ социального воспитания развивается в контексте гуманистической парадигмы о целостности, открытости личности, которая формируется не только как результат взаимодействия с окружающим миром, но сама по себе является источником активности.

Социальное воспитание охватывает и, соответственно, рассматривает практически все сферы социальной жизни и деятельности: семейный социум, специфику городской среды, сельскую общину. В ходе социального воспитания происходит преобразование окружающей среды, формируются гуманные отношения, в воспитательный процесс включается весь комплекс средо-вых влияний.

Для осмысления «образа» социального воспитания важно вычленить главные его характеристики в имеющихся, наиболее значимых для нас концептуальных положениях различных авторов. Итак, социальное воспитание в представлениях некоторых учёных.

В.И. Беляев: «целенаправленно управляемый процесс социального развития индивида, социального формирования личности; помощи человеку в усвоении и принятии социально-ценностных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, политических, экономических, гражданских и бытовых отношений;

направленное воспитание человека с учётом его личностно-социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедеятельности» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Г. Бочарова: «понятие комплексное, интегративное, отражающее педагогически ориентированную и целесообразную систему общественной помощи в организации жизнедеятельности личности во всех сферах её микросреды» .

М.П. Гурьянова: «педагогически ориентированная система государственной и общественной воспитательной помощи индивиду в период его личностного развития на протяжении всего жизненного пути» .

В.И. Загвязинский: «составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и целенаправленная на формирование социальной зрелости и развития личности посредством включения её в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественно полезной деятельности» .

Б.В. Куприянов: «социальное воспитание может быть представлено как организованное воспроизводство культуры определённых групп, взращивание детей по образу и подобию некоего социокультурного идеала, подготовка подрастающего поколения к выполнению совершенно определённых социальных функций, проектирование адекватного в социокультурном плане варианта жизни» .

A.В.Мудрик: «социальное воспитание представляет собой планомерное создание условий для целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека… эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта детей, подростков, юношей, их образования…» .

B.А.Никитин: «важнейшая, но не единственная часть и направление воспитания вообще… Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром» .

Автор статьи: «целостный процесс, охватывающий все этапы развития личности в онтогенезе (в первую очередь — ранние этапы, школьный, подростковый, юношеский возраст); различ-

ные сферы её социальной деятельности и предполагающий активное, согласованное участие в воспитательном процессе всех субъектов государственно-общественной межведомственной системы — на основе полноценного использования потенциала личности, семьи, общества, всех воспитательных средств и возможностей социокультурного окружения» .

Т.А. Ромм: «процесс обретения человеком интерсубъектной социальности как условия успешного функционирования человека в обществе и одновременно его индивидуального социального самоопределения как субъекта жизни на основе усвоения духовно-нравственных, ценностных ориентаций» .

Е.Н. Сорочинская: «педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включенности в общественную жизнь» .

Даже беглый анализ представленных положений показывает, что, при всем различии формулировок понятия «социальное воспитание», у всех учёных есть общее — стремление показать процесс и результат социального воспитания.

В то же время в интерпретации содержания социального воспитания есть свои особенности, представленные как компонент культуры; комплексность, отражающая систему общественной, государственной помощи, междисциплинарность; процесс обретения человеком социальности, педагогический механизм социализации и другие. Вероятно, чем больше будет в этом ряду авторских подходов и формулировок к пониманию социального воспитания, тем с буль-шим числом «позитивных разночтений» по поводу его содержания мы будем иметь дело.

Какие выводы можно сделать, осмысливая «образ» социального воспитания в контексте теории социальной педагогики? Каковы современные тенденции развития социального воспитания, которые одновременно характеризуют его «образ» как теоретическое осмысление его сущности и содержания?

1.Процесс социального воспитания, являясь отражением социально-экономической ситуации в конце XX — начала XXI вв., испытывает, с точки зрения своего развития и соответствующей эффективности, либо прямое, либо опосредованное влияние различных факторов как социального, так и биосоциального свойства. Это невысокий уро-

вень жизни населения, алкоголизация молодёжи, людей в возрасте от 14 до 35 лет; высокая занятость родителей, с одной стороны, и столь же высокий уровень безработицы в отдельных регионах, с другой, и, следовательно, минимальное время, уделяемое на содержательное, педагогически насыщенное общение с детьми; невысокий культурный и образовательный уровень значительной части взрослых (родителей, в первую очередь). Это также асоциальный образ жизни многих семей; плохое развитие инфраструктуры на селе, крайне низкое качество дорог и сообщений, и, как следствие, — недоступность своевременной и систематической медицинской помощи в ситуации прогрессирующих ранних заболеваний (во многих случаях как следствие несбалансированности и недостаточности питания); тяжелые последствия алкогольного зачатия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Социальное воспитание в содержательной и организационной основе базируется на следующих положениях:

-государственно-общественный характер взаимодействия всех социальных сил макро-, микро- и мезосоциума как главной составляющей воспитательного пространства, всей системы воспитания в социальной среде; при этом социальное воспитание рассматривает цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияние на поведение и отношения человека в обществе в широком спектре социальных взаимодействий, в различных условиях социальной жизни и среды;

-осуществление личностно-возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепления духовных контактов между воспитателями и воспитанниками на основе сотрудничества, сотворчества, со-бытия; побуждение воспитанника к саморазвитию, самовоспитанию;

-создание воспитательного уклада детской жизни как стимула для развития и самосовершенствования ребёнка, организационно-педагогическая работа по укреплению «гимнастического зала воспитания» (А.С. Макаренко); скрепление духовной жизни ребёнка с жизнью семьи, школы, родного города, села, страны «социальным воспитанием» (С.Т. Шацкий) при максимальном использовании возможностей общества, народной педагогики.

3.Социально-педагогический аспект социального воспитания отражает понимание воспита-

тельной целостности среды и состоит в точном соотнесении субъекта организации воспитательной работы, объекта и средств на различных уровнях: социально-педагогическом, психолого-педа-гогическом, методическом. Субъектами на социально-педагогическом уровне являются социальные институты воспитания, другие учреждения и ведомства; его объект — межведомственное воздействие в ходе социализации подрастающих поколений. Механизмом достижения поставленных целей служит педагогическая интеграция воспитательных сил общества в различных формах. Психолого-педагогический уровень: субъект — воспитатель, социальный педагог, социальный работник. Объект — конкретная личность в единстве со средой. Средства — обеспечение каждому возможности комфортного пребывания в социальной среде, при этом субъект своей среды — индивидуум, а сама социальная и природная среда становится источником его развития. Методический уровень отражает органическую взаимосвязь и взаимозависимость субъекта и объекта в социальной среде, при которой только и возможно поступательное развитие социального воспитания.

4.Одной из ведущих современных тенденций социального воспитания в условиях современной России является его направленность на своевременное выявление и эффективное решение проблем, возникающих у конкретного человека, воспитанника, у конкретной семьи, в микросоциуме, обществе в целом.

5.Социальное воспитание ориентировано на выполнение комплексной (медико-психолого-пе-дагогической) диагностической функции на раннем этапе развития личности, на уровне семьи и личности; оно призвано обеспечить превентивную профилактику различного рода отклонений — нравственного, физического, психологического, социального плана. В условиях современной России это чрезвычайно важно, так как на протяжении многих лет воспитательно-профилактическая работа страдала своего рода порочным кругом — отсутствием собственно профилактики: усилия сосредоточивались исключительно на борьбе со следствиями, а не на выявлении и устранении причин негативных явлений.

6.Социальное воспитание развивается и совершенствуется по законам диалектики. Это предполагает научный метод познания личности в системе взаимодействий в среде; организацию

воспитательного пространства развития личности; различные формы организации жизнедеятельности, интерактивные способы организации воспитательно-образовательного процесса, формы сотрудничества в среде.

Осмысление возникновения, развития и становления социального воспитания (его «образа» как теоретического представления) позволяет считать, что:

-социальное воспитание есть элемент социокультурного порядка, на который проецируется как целенаправленная деятельность воспитательных (педагогических) институтов, так и среды, традиций, конкретного временньго этапа;

-определяющей основой социального воспитания являются духовно-нравственные ценности, а приобщение к ним — цель социального воспитания;

-миссия социального воспитания — в создании необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, ее самоактуализации в ближайшем окружении, в передаче социального опыта от поколения к поколению; в создании воспитывающей среды в ближайшем окружении личности; в формировании социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей; в преодолении социальных отклонений, обеспечении социально-педагогической поддержки и защиты детей, преодолении социальной дезадаптации.

Введение социального воспитания в контекст социально-педагогической практики, ориентация на социально-воспитательные компетенции специалистов — социальных педагогов, социальных работников, воспитателей педагогических учреждений разного уровня и типа — со всей определённостью подчеркивает настоятельную необходимость постоянного теоретического и практического осмысления проблем социального воспитания, а в целом — его «образа».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1.Беляев В.И. Социальная педагогика: методология, теория, история. — М., 2004.

2.Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. — М.; Тула, 1993. — Т. 1.

3.Бочарова В.Г. Социальная педагогика и социально-педагогическая деятельность: сущность, объектно-предметная область, проблемное поле // Социальная педагогика: Монография / под ред.

В.Г Бочаровой. — М.: ВЛАДОС, 2004.

4.Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания // Педагогика. — 1992.

5.Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пособие для педагогов. -Минск, 2000.

6.Детское движение: Словарь-справочник. -М., 2005.

7.Кемеров В.Е. Социальное и гуманитарное // Социемы. — 2002. — N° 8.

8.Купач Т.Ю. Социальное воспитание: ребенок, среда, традиции: Монография. — Балашов, 2002.

9.Куприянов Б.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования (попытка обоснования концепции) // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. — 2006. -№ 2 (38).

10.Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России: Учеб. пособие. — СПб., 2000.

11.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. — Т. 3.

12.МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. — М., 2005.

13.Никитин В.А. Начала социальной педагогики. — М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Основы социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / В.И. Заг-вязинский и др. — М., 2002.

15.Плоткин М.М. Социальное воспитание и социальная педагогика // Социальная педагогика: Монография / под ред. В.Г. Бочаровой. -М.: ВЛАДОС, 2004.

16.Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников. — М., 2003.

17.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии. — М.: Новая школа, 1996.

18.РезникЮ.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемология. — М., 1999.

19.Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов: Монография. — Новосибирск: Наука, 2007.

20.Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. — М.; Тула, 1993. — Т. 1.

21.Ядов В.А. Стереотип социальный // Философская энциклопедия. — М., 2002.

УДК 378

Ромм Татьяна Александровна

доктор педагогических наук, профессор Новосибирский государственный педагогический университет

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИКИ

Рассмотрено использование термина «социальное воспитание», источники формирования социального воспитания как научной проблемы, исследовательские установки в понимании социального, личности и воспитания, теоретические представления социального воспитания как нормативно-интерпретативного по своему содержанию образа.

Ключевые слова: социальное воспитание, источники для развития социального воспитания как научной проблемы, общенаучные подходы в понимании педагогических феноменов, субъекты воспитательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современное развитие общества не мыслится без развития социального потенциала человека. Необходимость преодоления последствий не только социально-экономических и политических глобальных изменений (это удел социологов, философов и политологов), заставляет задуматься о «человекоразмерном» (В. Степин), антропологическом и педагогическом аспектах этой проблемы: сохранить, развить и воспитать в подрастающем поколении

приемлемые для современного демократичного общества социальные нормы, национально-культурные ценности и идеалы. При этом задача — не просто «вписать» в конкретные нормы и правила реального социума современного человека, а совместить их с индивидуальными, социально приемлемыми запросами и потребностями последнего. В связи с этим актуализируется социально-историческая миссия воспитания поиск его возможностей по смягчению центрального