Виды церквей

Церковь любой религии отражает культуру народа, его внутренние устремления и представление о рае. Взгляды на красоту очень разнятся, и что-то привычное нам может вызывать немалое удивление у человека другой культуры. Может быть, и нам стоит иногда увидеть широту трансцендентальных представлений? Итак, представляем вам самые удивительные и красивые постройки различных религий.

Храмовый комплекс Прамбанан (остров Ява, Индонезия)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

Издалека может показаться, что из земли выросли скалы. Но когда подходишь ближе, с изумлением видишь монументальные храмы. Это и есть Прамбанан, построенный на острове Ява как символ божественной власти индуистского царя Ракаи Пикатана. Он завоевал остров, на котором верили в буддизм. Обе религии смешались и превратились в единую, поэтому в Прамбанане есть как фигуры Будды, сидящего в королевской позе повелителя миров, так и милостивого Шивы — начала начал.

Храм покрыт барельефами в виде рисунков, раскрывающих важнейшие моменты индуизма. С недавнего времени это сооружение включено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Кинкакудзи (Киото, Япония)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

Название переводится как «Золотой павильон», потому что храм частично покрыт золотом, таким же, каким покрывают маковки церквей в России. По-японски лаконичная архитектура и полное сочетание с окружающим пейзажем радуют глаз и вдохновляют писателей и архитекторов на творчество (о золотом храме написано немало рассказов, а также построен аналогичный Серебряный храм). Храм содержит буддийские реликвии и исторически ценные предметы. Внесен в список ЮНЕСКО.

Шри Рангататсвами (Шрирангам, Индия)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

На острове Шрирангам существует замечательный храмовый комплекс, самый большой в Индии. Он построен в честь индуистского бога Вишну и его проявлений в различных формах. Как и все в Индии, выглядит строение восхитительно красочно, оно украшено множеством фигурок, олицетворяющих основные понятия этой религии.

Ват Ронг Хун (Чианг Рай, Таиланд)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

Невероятно белый и сказочный, он охраняется каменными демонами и манит войти. Ват Ронг Хун — совсем молодой храм, посвященный буддизму. Он совершенно не похож на обычные буддийские храмы, это сплав современных идей и художественного видения постулатов буддизма. Его создатель трудится над храмом третий десяток лет и планирует закончить только в 2070 году.

Храм Неба (Пекин, Китай)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

Этот храм стоит в Пекине с 15 века и до сих пор не потерял актуальность. При его постройке использовалось множество уловок, чтобы у посетителей создавалось ощущение попадания на небеса. Перепады высоты, цвета, игра звуков — все создает таинственное и волнующее ощущение. В центре храма нет ничего — ни алтаря, ни предметов культа. Человек как бы обращается непосредственно к небесам.

Паро-Такцанг (Бутан)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

Паро Такцанг переводится как «прибежище тигра». Это монастырь в Бутане, построенный на скале, выступающей над пропастью. Внутри монастыря царит роскошь — золотые купола и статуи Будды, статуэтки, иллюстрирующие историю возникновения монастыря: великий гуру Ринпоче на спине тигрицы прилетел сюда и медитировал три месяца, пропитав это место благостью. И правда, глядя на окружающую красоту, трудно не наполниться благостью!

Мечеть Шейха Зайда (Абу-Даби, ОАЭ)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

Эта мечеть расположена в Арабских Эмиратах, и создается ощущение, что ее построили джины. Золото и полудрагоценные камни, хрусталь и кристаллы Сваровски. Нет слов! Запредельную роскошь мечети можно оценить, лишь увидев.

Золотой Храм (Амритсар, Индия)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

Он находится в Индии, посреди озера Амрита-сарас. Облицован медью и покрыт золотом, отчего и получил свое название. Тонкая дорожка с берега приведет любого желающего в этот храм, как будто плывущий по водам.

Храм Искупления Святого Семейства (Барселона, Испания)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

Находится он в Барселоне (Испания). Собор строится настолько долго, что испанцы назначили концом света тот день, когда он будет закончен. А началось строительство в 19 веке. Антонию Гауди, архитектор собора, планировал воплотить в нем весь ветхий завет. К сожалению, он умер раньше, чем это случилось, и даже не оставил никаких чертежей и набросков своего замысла. Но его преемники пытаются достроить собор в этом же духе.

Храм Гавдавпалин (Баган, Мьянма)

10 самых головокружительных храмов разных религий мира

Этот грандиозный храм находится в Мьянме (Баган). Считается, что он построен около 800 лет назад.

Основные типы русского деревянного храма
(на правах энциклопедии)
Эта работа выполнена в несколько непривычном для меня плане, здесь представлены в основном только цитаты.
Получилось своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских исследователей, историков и архитекторов. Трудов по истории Русского деревянного зодчества.
Дерево, издавна бывшее у славянских народов наиболее распространенным строительным материалом, широко применялось в русской архитектуре. Деревянные здания возводились быстрее, могли строиться летом и в холодное время года и были суше и теплее каменных. Однако вследствие недолговечности дерева как строительного материала и отсутствия сохранившихся памятников мы не можем достаточно точно восстановить облик исчезнувших деревянных зданий древнейших периодов русского зодчества.
Только начиная с XV – XVI вв., мы имеем возможность дополнить историю развития русской каменной архитектуры характеристикой современного ей деревянного зодчества. Эта характеристика в основных чертах соответствует и деревянной архитектуре более ранних периодов, так как в деревянных постройках XVI в. мы встречаемся с пережитками очень отдаленного времени.
Деревянная архитектура была самой распространенной на Руси: из дерева строились храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки. В деревянной архитектуре вырабатывались приемы композиции зданий, отвечавшие быту и художественным вкусам русского народа, нередко затем переносившиеся и в каменную архитектуру.
(История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956)
Наши плотники, сооружая деревянные церкви, приспосабливали для них те конструктивные и художественные приемы, которые им были уже хорошо знакомы, а те немногие, которых не хватало в их запасе, им пришлось изобретать самим. Заимствовать было неоткуда потому, что в области плотничьего искусства русские, конечно, стояли впереди византийцев, строивших почти исключительно из камня и кирпича.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)
Главные типы великорусского деревянного храма:
1 — Клетские храмы,
2 — Шатровые храмы,
3 — «Кубоватые» храмы,
4 — Ярусные храмы,
5 — Многоглавые храмы.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Примеры основных типов русского деревянного храма
Общая схема.jpg
А теперь более подробно об этих пяти типах зданий, с рассказом о них и фотографиями.
1. Клетская церковь
Деревянный храм с прямоугольным срубом в основе композиции и простейшим вариантом покрытия.
(Плужников В. И. Термины Российского архитектурного наследия. Словарь-глоссарий. М., 1995)
Храмы, рубленые «клетски», разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно Северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой, храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле, или, по-народному, «на пошве». Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
fotowork262.67.JPG
Церковь воскрешения Лазаря, музей-заповедник Кижи. Фото: А.Липилин
Клетские церкви наиболее близки к жилым домам или даже амбарам – клеть с двускатной кровлей, главка с крестом и небольшая трапезная. Все предельно просто и незатейливо. И в этом их главное очарование. В плане это клеть размером 3х3 метра с двумя прирубами, алтарным с восточной стороны и трапезной с запада. Фундамент из небольших валунов. Сооружение очень напоминает простую избу.
2. Деревянный шатровый храм
Шатровый храм значительно отличается от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Изумительно, как красива, до чего проста и рациональна и как обдуманна эта глубоко национальная форма храма. Сохраняя традиционные три части — алтарь, главное помещение и трапезу, планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие — главная часть храма образует восьмиугольник. Преимущество такой формы перед четырехгранником заключается, прежде всего, в возможности значительно увеличить вместимость храма при употреблении бревен даже гораздо меньшей длины, нежели те, которые нужны для четырехгранника.
Но самое важное преимущество шатровых церквей заключается в их центральном приеме, позволяющем придавать храму крестообразный вид, непринужденно окружать его приделами, трапезными, галереями, и придавать бочками и кокошниками всему этому необыкновенно живописный и грандиозный вид.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Несмотря на то, что высота шатровых храмов была обыкновенно очень велика, иногда прямо-таки колоссальна, их внутренняя высота была всегда очень незначительна. Делалось это с целью удержания в церкви тепла, так как при открытых изнутри шатрах теплый воздух поднимался бы к их вершинам, а нагреть всю массу было бы очень затруднительно.
(Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916)
fotowork778.01.JPG
Георгиевская церковь, музей Малые Карелы. Фото: А.Липилин.
Шатровые церкви очень эффектны. Уже из названия видно, что главной отличительной чертой в них является высокая башня с шатровым завершением. Шатровых церквей сохранилось много, и в них можно найти самые разнообразные приемы объемно-планировочного решения.
3. Деревянный кубоватый храм
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного храма, которому присвоено название «куба». «Кубоватые» храмы встречаются, главным образом, в Онежском крае и древнейшие из них не восходят дальше половины XVII века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы. Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого для северянина, строители были не в силах, и с половины XVII века заметно лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовый тип, так как и шатер был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом легко исполнима согласно установившемуся порядку, т.е. по углам храма. Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию этого приема.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Куб — кубоватый, или кубастый, верх; четырехгранное покрытие четвериков, напоминающее по форме массивную луковичную главу
(Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981)
uoMIIh-Qf84.jpg
Петропавловская церковь в поморском селе Вирма. Фото: Н.Телегин
fotowork781.01.JPG
Церковь Вознесения в музее Малые Карелы. Фото: А. Липилин
4. Деревянный ярусный храм
Название «четверик на четверике», присвоенное храмам, рубленным в несколько ярусов, совсем не означает, что ярусы все четырехугольны. В старинных актах тот же плотничий термин применяется и в тех случаях, когда на четверике стоит один или несколько восьмериков, или даже совсем нет четвериков, а одни лишь восьмерики. Под ним скрывается понятие о двух или нескольких клетях, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
0_1931fb_83a56a25_XL.jpg
Музей деревянного зодчества Костромская слобода
Церковь Илии Пророка из села Верхний Берёзовец под Солигаличем, датированная рубежом XVII-XVIII вв. Фото: Кирилл Моисеев
0_e7b43_3afa5450_XL.jpg
Преображенская церковь, построенная в 1756 году и привезенная сюда из с. Козлятьево Кольчугинского района Владимирской области.
Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото: Владимир-Дар
5. Деревянный многоглавый храм
Уже пятиглавие являлось известным подходом к многоглавию.
На первый взгляд, в Кижском храме поражает необычайность, почти фантастичность этого многоглавия, дающего какую-то хаотическую группу глав и бочек, перемежающихся и чередующихся друг с другом. Затем останавливает затейливость прячущихся в бочках глав. Только ритмичность последних наталкивает на мысль, что здесь есть система и план и притом план исключительный и небывалый.
При кажущейся хаотичности – все ясно, здраво и логично. Зодчий, создавший это подлинно «дивное диво», может быть назван глубоким знатоком своего искусства и вместе сыном своего времени, не чуждавшимся и новых для него форм «четверика на четверике» .
Смело и бодро слиты в нем в одно непринужденное художественное целое и новшество современной ему эпохи, и богатое наследие созданных народом форм
(Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910)
Но самое удивительное — в другом. Сложность композиции многоглавых церквей лишь кажущаяся. На основе немногих плановых типов (прямоугольный сруб с прирубами, восьмерик с двумя или четырьмя прирубами и изредка крещатый сруб, усложняя и дополняя их приделами, галереями и трапезными, поднимая здания на высокие подклеты и видоизменяя формы покрытий, русские зодчие достигли исключительного разнообразия в объеме и силуэте деревянных церквей.
(Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986)
fotowork262.73.JPG
Ансамбль в Кижах. Преображенская церковь (летняя) и Покровская церковь (зимняя). Фото: А. Липилин
fotowork262.08.JPG
Преображенская церковь в Кижах. Апофеоз русского деревянного зодчества, поражающий своим великолепием. Фото: А. Липилин
Двадцатидвухглавая Преображенская церковь в Кижах – самый известный и самый популярный памятник деревянного зодчества, ставший его символом. Это своего рода олицетворение всех красот древнерусского деревянного храма.
……………………………………………………………………………………………….
Это своего рода «энциклопедическое» исследование, где подобраны выдержки из трудов русских и советских архитекторов по истории русского деревянного зодчества.
Работа состоит из цитат, привлеченных из известнейших научных трудов наших исследователей. Начиная от И.Э.Грабаря и до нашего современника А.В.Ополовникова. То есть от начала ХХ века и до его конца. Точнее – до конца советского периода нашей истории, когда фактически закончились планомерные и масштабные работы по исследованию и реставрации деревянной архитектуры. Конечно – работы продолжаются и в наши дни, но уже совсем в других, более скромных масштабах.
Типы храмов создавались на протяжении многих веков, от самых простых – клетского типа, до сложных многоглавых сооружений. И выработанные годами приемы плотницкого искусства создали неповторимые и уникальные здания.
Все фотографии привлечены только из статей, опубликованных в Журнале «Архитектурный стиль».
Литература:
1. Горностаев Ф., Грабарь И. Э. Деревянное зодчество русского севера // Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 1, М., 1910
2. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч. 1: Деревянное зодчество. ПГ., 1916
3. История русской архитектуры: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, М., 1956
4. Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. М., 1981
5. Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. М., 1986
…………………………………………………………………………………..
P.S. Статья подготовлена для Журнала «Архитектурный стиль».