Вино в пост

Великий пост считается самым популярным у россиян. Социологические опросы показывают, что большинство граждан соблюдают только его, несмотря на то, что в течение года есть еще три поста — Рождественский, Петров и Успенский. При этом Великий пост, вопреки многочисленным заблуждениям, является самым продолжительным, но не самым строгим. Дело в том, что на период Великого поста выпадет несколько праздников, в которые разрешаются определенные послабления, дозволяется есть даже рыбу (7 апреля — Благовещение, 25 апреля — Вербное воскресенье). При этом во время Успенского поста праздников нет, поэтому в конечном итоге он получается более строгим, хотя и значительно менее продолжительным.

— Чистое виноградное вино в христианстве считается символом крови Христа, оно используется во многих церковных обрядах, — объясняет историк Андрей Поповский. — В Средневековье из-за плохого качества воды в нее добавляли небольшое количество вина и так пили, монахи в монастырях использовали этот напиток для поддержания сил и в качестве лекарства от ряда болезней. Конечно, сейчас в таком использование вина нет необходимости, тем не менее церковный устав не относит напиток к «праздничным яствам», которые во время поста можно употреблять только по особым дням, как рыбу. Традиционно во время Великого поста разрешается запивать вином вареную пищу с добавлением подсолнечного масла, которая позволено есть по субботам (кроме страстной) и воскресеньям. В эти же дни уставом разрешено употреблять в пищу морских гадов, то есть морепродукты. Точное количество разрешенного вина в уставе не оговаривается, но священники обычно рекомендуют ограничиваться одним бокалом в день..

Сами священнослужители неоднозначно относятся к вопросу, можно ли употреблять во время Великого поста небольшое количество красного вина или лучше все-таки полностью от него отказаться. Ведь пост предполагает не только ограничения в еде, но и духовное очищение, которому алкоголь вряд ли может поспособствовать.

— Главный смысл Великого поста в умеренности, духовном очищении и смирении, — говорит протоиерей Павел. — По сути, каждый человек должен определить для себя сам, какие ограничение допустимы при его работе и особенностях здоровья, в том числе подумать и о целесообразности употребления вина. Вообще, правила допускают возможность употребления небольшого количества кагора, разбавленного водой, по выходным. Напиток не должен быть крепким, традиционно верующие во время поста заменяют даже черный чай и кофе на фруктовые и травяные напитки. Проблема в том, что некоторые люди, узнав о каких-то послаблениях в отдельные дни поста, полагают, что это означает, что можно употреблять продукт в неограниченных количествах, это, конечно, в корне неверно. Кроме того, людям, у которых есть склонность к такому греху, как пьянство, конечно, нужно по возможности попытаться во время поста полностью отказаться от пагубной привычки.

Читайте также: «Пупки осетра»: описания старинных меню Великого поста заставили изойти слюной»

соста­вила Е. Ковина

Оглав­ле­ние

  • Вступ­ле­ние
  • Общие поло­же­ния пра­во­слав­ного устава о тра­пезе
  • Поря­док тра­пезы вне дли­тель­ных постов
  • Тра­пеза во время Поста
  • Вели­кий Пост
  • Пост свв. Апо­сто­лов
  • Успен­ский Пост
  • Рож­де­ствен­ский Пост
  • Тра­пеза в Пяти­де­сят­ницу
  • Заклю­че­ние
  • При­ло­же­ние. Неко­то­рые ста­рин­ные наиме­но­ва­ния пищи и ста­рин­ные меры, упо­треб­ля­е­мые в Типи­коне

Вступ­ле­ние

Пост имеет важное зна­че­ние в духов­ной жизни хри­сти­а­нина. Первой запо­ве­дью, данной Богом сотво­рен­ному им чело­веку в раю, была запо­ведь о посте. «Поелику мы не пости­лись, то изри­нуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай» – гово­рит свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос бла­го­сло­вил пост­ное дела­ние своих уче­ни­ков, сказав: «При­и­дут же дние, егда оты­мется от них Жених, и тогда постятся» (Мф.9:15). О важном зна­че­нии поста в духов­ной жизни гово­рили многие святые отцы. «Душа ничем так не сми­ря­ется, как если кто будет воз­держ­ным в пище», – сви­де­тель­ство­вал авва Пимен. А пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник посвя­тил посту особую сту­пень своей духов­ной «Лествицы», где отме­чал, что «началь­ник бесов есть падший ден­ница, а глава стра­стей есть объ­яде­ние».

Конечно, пра­во­слав­ный пост нико­гда не рас­смат­ри­вался как само­цель. Он, по мысли святых отцов, есть сред­ство для истин­ной духов­ной жизни, под­спо­рье в борьбе со стра­стями и в пути к Бого­об­ще­нию. «Воз­дер­жа­ние нужно для того, чтобы по усми­ре­нии плоти постом, легче всту­пить в брань с про­чими стра­стями», – настав­лял авва Сера­пион. Пост телес­ный всегда должен сопря­гаться с духов­ным само­огра­ни­че­нием прежде всего в стра­стях, гре­хов­ных жела­ниях, похо­тях. «Телес­ный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития; душев­ный пост есть, когда душа воз­дер­жи­ва­ется от злых помыс­лов, дел и слов… Поле­зен нам пост телес­ный, но пост душев­ный неот­менно нужен, так что и телес­ный без него – ничто», – писал свя­ти­тель Тихон Задон­ский.

Однако важ­ность телес­ного воз­дер­жа­ния при­зна­ва­лась всеми подвиж­ни­ками от пре­по­доб­ных из древ­них мона­ше­ских пате­ри­ков до стар­цев ХХ века.

При этом, Пра­во­слав­ная Цер­ковь в тече­ние веков выра­бо­тала доста­точно четкие пра­вила и реко­мен­да­ции в отно­ше­нии порядка и каче­ства пищи, необ­хо­ди­мой для успеш­ного про­хож­де­ния подвига телес­ного воз­дер­жа­ния. Эти уста­нов­ле­ния обо­зна­чены в Типи­коне и Триоди. При этом огра­ни­чи­ва­ется с одной сто­роны коли­че­ство трапез в день, с другой сто­роны – время пер­вого вку­ше­ния пищи, и, нако­нец, каче­ство пищи. В отдель­ных слу­чаях четко ого­ва­ри­ва­ется весь объем и состав тра­пезы.

Сле­дует отме­тить, что пра­во­слав­ный устав не раз­де­ля­ется на мона­ше­ский и мир­ской и обя­за­те­лен для выпол­не­ния всем верным чадам Пра­во­слав­ной Церкви. Осво­бож­да­ются от телес­ного поста только чре­во­но­ся­щие и кор­мя­щие жен­щины, дети, и серьезно боль­ные.

Однако, сле­дует учи­ты­вать, что устав фор­ми­ро­вался все же в мона­сты­рях и пре­иму­ще­ственно для мона­ше­ского обще­жи­тия. Причем, ори­ен­ти­ро­вался на страны с жарким кли­ма­том. Еще свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, нахо­дясь в ссылке на даль­нем севере Рим­ской Импе­рии, отме­чал, что для осно­ван­ных им север­ных мона­сты­рей тре­бу­ется кор­рек­ти­ро­вать устав о посте с учетом более суро­вого кли­мата и тяже­лого физи­че­ского труда, кото­рый при­хо­дится нести братии.

Роди­ной совре­мен­ного Цер­ков­ного бого­слу­жеб­ного и дис­ци­пли­нар­ного устава явля­ется Пале­стин­ские мона­стыри, в первую оче­редь оби­тель Саввы Освя­щен­ного близ Иеру­са­лима; также, как пра­вило, в Типи­коне отра­жа­ется тра­ди­ция Св. Горы Афон. Часто эти две тра­ди­ции при­во­дятся парал­лельно как равно воз­мож­ные и при­ем­ле­мые.

Воз­можно, совре­мен­ному циви­ли­зо­ван­ному чело­веку тре­бо­ва­ния пра­во­слав­ного устава пока­жутся непо­силь­ными, однако даже само знание о том, что счи­та­лось обыч­ным и нор­маль­ным в преж­ние вре­мена, поз­во­лит нам если не под­ра­жать древним дела­те­лям, то хотя бы трезво оце­ни­вать соб­ствен­ную меру воз­дер­жа­ния и аске­ти­че­ского подвига и таким обра­зом стя­же­вать сми­ре­ние.

Общие поло­же­ния пра­во­слав­ного устава о тра­пезе

Пра­во­слав­ный Устав не пред­по­ла­гает более 2‑х трапез в день. Первая тра­пеза обык­но­венно совер­ша­ется после Боже­ствен­ной Литур­гии, т.е. около полу­дня, а вторая – после вечерни, т.е. вече­ром. Если же поло­жена только одна тра­пеза, то она обычно пред­ла­га­ется в 9‑й час по Визан­тий­скому вре­мени.

На Визан­тий­ском прин­ципе вре­мя­ис­чис­ле­ния осно­ваны все вре­мен­ные ука­за­ния Типи­кона. Этот прин­цип при­вя­зы­вал часы к вос­ходу и заходу солнца. В насто­я­щее время он про­дол­жает дей­ство­вать на Св. Горе Афон. Согласно Визан­тий­ским часам время от вос­хода до заката дели­лось на 4 стражи дня, и также время от заката до вос­хода на 4 стражи ночи. Каждая стража состо­яла из 3 часов. Соот­вет­ственно, 1‑й час дня начи­нался с вос­хо­дом солнца, а 12‑й час дня закан­чи­вался с зака­том. Суще­ствует тра­ди­ция при­мер­ного пере­вода этой системы на совре­мен­ные часы, когда 1‑й час дня по Типи­кону соот­вет­ствует 6 часам утра в нашем пони­ма­нии, а 1‑й час ночи – нашим 6 часам вечера (18.00). Этой обще­при­ня­той тра­ди­ции будем при­дер­жи­ваться и мы, ука­зы­вая при­мер­ное время, когда поло­жено совер­шать тра­пезу по Типи­кону.

В отно­ше­нии каче­ства пищи можно выде­лить сле­ду­ю­щие типы тра­пезы(при­во­дятся в порядке воз­рас­та­ния стро­го­сти поста):

  1. Раз­ре­ше­ние «на вся» или «на тра­пезе братии уте­ше­ние велие». Отсут­ствие огра­ни­че­ний (сохра­ня­ется только нев­ку­ше­ние мяса мона­ше­ству­ю­щими во всех слу­чаях)
  2. Воз­дер­жа­ние только от мяса, все прочие про­дукты доз­во­ля­ются (такое бывает для мирян только на сырной сед­мице – т.е. мас­ля­нице)
  3. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц и молоч­ных про­дук­тов, но раз­ре­ша­ется рыба (и, есте­ственно, горя­чая рас­ти­тель­ная пища, рас­ти­тель­ное масло, вино)
  4. Воз­дер­жа­ние от мяса, яиц, молока и рыбы. Доз­во­ля­ется горя­чая рас­ти­тель­ная пища – «варе­ние» (т.е. про­шед­шая теп­ло­вую обра­ботку – варе­ная, пече­ная и т.п.) с рас­ти­тель­ным маслом и вино.
  5. Воз­дер­жа­ние также от рас­ти­тель­ного масла и вина. Доз­во­ля­ется горя­чая пища без масла.
  6. Сухо­яде­ние. Доз­во­ля­ется «хлеб и вода и сим подоб­ная» (глава 35), т.е сырые, суше­ные или моче­ные овощи, фрукты (в Типи­коне пред­ла­га­ются, напри­мер: изюм, мас­лины, орехи (глава 36), смоквы, т.е. инжир) – «едино коеждо на кийждо день» (глава 36), т.е. каждый раз что-либо одно из этого.
  7. Полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития – то, что в Типи­коне соб­ственно и име­ну­ется словом «пост».

Есте­ственно, что менее стро­гое уста­нов­ле­ние раз­ре­шает все, что воз­можно при более стро­гом посте. То есть напри­мер, если по уставу поло­жена рыба, то конечно можно вку­шать и рас­ти­тель­ное масло, а если раз­ре­ша­ются молоч­ные про­дукты, то можно вку­шать и рыбу.

Вино в визан­тий­ской тра­ди­ции упо­треб­ля­лось повсе­местно, пре­иму­ще­ственно раз­ве­ден­ное горя­чей водой, и счи­та­лось есте­ствен­ной состав­ля­ю­щей обыч­ной тра­пезы. Этим объ­яс­ня­ется довольно частое раз­ре­ше­ние на упо­треб­ле­ние вина в уставе о тра­пезе. Есте­ственно, речь идет только о нату­раль­ном вино­град­ном вине без добав­ле­ния спирта или сахара. Мера вина ого­ва­ри­ва­ется весьма четко: от 1 до 3 кра­со­вуль4 (т.е. чаш). Также устав отме­чает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воз­дер­жа­ние от вина даже в те дни, когда оно уста­вом раз­ре­ша­ется, весьма похвально.

Поря­док тра­пезы, осо­бенно в Рож­де­ствен­ский и Петров посты, тесно связан с раз­ря­дом, т.е. сте­пе­нью празд­ни­ков. С точки зрения правил поста имеют зна­че­ние сле­ду­ю­щие три раз­ряда цер­ков­ных празд­ни­ков: I – бден­ные, II – поли­е­лей­ные и со сла­во­сло­вием, III – малые.

В Типи­коне общий поря­док Тра­пезы описан в главе 35. Допол­не­ния же и уточ­не­ния по поводу тра­пезы в празд­нич­ные дни и в посты при­во­дятся в главах: 32, 33, 34, 36, а также в самом меся­це­слове (глава 48), где дела­ются ука­за­ния отно­си­тельно Рож­де­ствен­ского Поста и при­во­дится поря­док тра­пезы в кон­крет­ные празд­ники. Также ука­за­ния о тра­пезе есть в главах 49 и 50 – «О Четы­ре­де­сят­нице» и «О Пяти­де­сят­нице» и 51 «Начало Поста святых слав­ных и все­х­валь­ных Апо­стол (Петра и Павла)». Мы поста­ра­емся согла­со­вать все эти ука­за­ния в общую систему.

Поря­док тра­пезы вне дли­тель­ных постов

В непост­ное время и в непост­ные дни, т.е. кроме среды, пятка (а в мона­сты­рях к пост­ным дням отно­сится также и поне­дель­ник), поло­жено вку­шать дважды в день без огра­ни­че­ния в каче­стве пищи.

В Вос­крес­ные дни и в Гос­под­ские дву­на­де­ся­тые празд­ники на обед пола­га­ется три пере­мены блюда, на ужин – два. В осталь­ные непост­ные дни – на обед два блюда, на ужин – одно.

Блюда на обед и ужин пола­га­ется вку­шать оди­на­ко­вые. Гото­вить спе­ци­ально для вечер­ней тра­пезы Типи­кон не раз­ре­шает. Однако вку­шать вечер­нюю тра­пезу пола­га­ется в теплом виде.

Вино пола­га­ется на тра­пезе только в Вос­крес­ные и празд­нич­ные дни. В другие, даже непост­ные дни его упо­треб­ле­ние без особой нужды или немощи воз­бра­ня­ется.

В среду и пяток (в мона­сты­рях к ним при­рав­нен и поне­дель­ник) – один раз в день «в 9‑й час» (около 15.00). По 69-му пра­вилу Святых апо­сто­лов, на кото­рое ссы­ла­ется Типи­кон, пост среды и пят­ницы во весь год при­рав­нен к Вели­кому посту. Это озна­чает, что поло­жено вку­шать один раз в день сухо­яде­ние8, «кроме немощи и празд­ника» (глава 33).

За нару­ше­ние этого поста, как и Вели­кого поста, миря­нин под­вер­га­ется отлу­че­нию от При­ча­стия на время, свя­щен­ник же извер­га­ется из сана.

В Празд­ники пост среды и пят­ницы послаб­ля­ется сле­ду­ю­щим обра­зом:

Если на среду или пят­ницу (в мона­стыре – и на поне­дель­ник) выпа­дет празд­ник Рож­де­ства Хри­стова или Бого­яв­ле­ния, то пост отме­ня­ется, вку­ша­ется две тра­пезы без огра­ни­че­ния каче­ства пищи.

Если на эти же дни выпа­дают дву­на­де­ся­тые Бого­ро­дич­ные празд­ники (Рож­де­ство Бого­ро­дицы, Успе­ние, Сре­те­ние) или вели­кие свв. Апп. Петра и Павла, Рож­де­ства Иоанна Пред­течи, Покрова, бден­ных святых, то постав­ля­ется две тра­пезы в день и раз­ре­ша­ется вку­ше­ние рыбы. Пост на молоч­ную и мясную пищу сохра­ня­ется.

Если на пост­ные дни выпа­дает сред­ний празд­ник (поли­е­лей­ные и со сла­во­сло­вием), то совер­ша­ется две тра­пезы, причем на первую поло­жено сухо­яде­ние, а вече­ром – варе­ная пища с елеем.

В малые празд­ники, выпав­шие на среду или пят­ницу (в мона­стыре – и поне­дель­ник) Типи­кон назна­чает вку­шать одну тра­пезу в 9‑й час (15.00), но раз­ре­шает, «егда беда душев­ная не зрится», вку­шать варе­ную пищу без елея или даже с елеем (глава 36).

В пери­оды про­дол­жи­тель­ных постов послаб­ле­ния в дву­на­де­ся­тые и вели­кие празд­ники ого­ва­ри­ва­ется особо, а именно:

В Празд­ники Пре­об­ра­же­ния, Вве­де­ния и Входа Гос­подня в Иеру­са­лим (кото­рые всегда при­хо­дятся на время поста) в любой день недели раз­ре­шаем на рыбу, вино и елей, постав­ляя две тра­пезы (глава 33). Т.е. устав такой же, как в вели­кие празд­ники, выпав­шие на среду или пят­ницу.

В Празд­ники Воз­дви­же­ния Креста и Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи (вели­кие, но пост­ные празд­ники) поло­жено вку­шать два раза, раз­ре­шая на вино и елей, но без рыбы.

В Бла­го­ве­ще­ние, кото­рое почти всегда при­хо­дится на Вели­кий Пост, устав о тра­пезе зави­сит не только от дня сед­мицы, но и от того, на какую часть Вели­кого Поста оно при­дется. Об этом празд­нике мы скажем в сле­ду­ю­щей главе.

Тра­пеза во время Поста

Пра­во­слав­ная Цер­ковь уста­но­вила четыре про­дол­жи­тель­ных Поста – по одному на каждое время года. Каждый из них гото­вит хри­сти­а­нина к одному из важ­ней­ших Цер­ков­ных Празд­ни­ков, и каждый имеет раз­лич­ное посвя­ще­ние. Самый древ­ний, самый про­дол­жи­тель­ный, самый стро­гий и самый важный Пост – Вели­кий. Он явля­ется под­го­тов­кой ко встрече Страст­ной Сед­мицы и Пасхи Хри­сто­вой. Вели­кий Пост пред­ла­га­ется нам весной и по сви­де­тель­ству Цер­ков­ного Пре­да­ния, зафик­си­ро­ван­ного в Бого­слу­же­нии, сам есть «весна духов­ная» ко обнов­ле­нию наших духов­ных чувств и бла­го­че­сти­вых мыслей. Длится Вели­кий Пост 49 дней. В Типи­коне он име­ну­ется «Святая Четы­ре­де­сят­ница», и самим назва­нием под­чер­ки­ва­ется особая бла­го­дать этих дней. Наиме­но­ва­ние «Четы­ре­де­сят­ница» от цер­ковно-сла­вян­ского чис­ли­тель­ного «четы­ре­де­сять», т.е. «сорок» – не слу­чайно. Соб­ственно Вели­кий Пост длится ровно 40 дней, поскольку из общего числа 49 исклю­ча­ются дву­на­де­ся­тые празд­ники Бла­го­ве­ще­ния и Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, в кото­рые пост послаб­ля­ется и на языке Типи­кона уже не может име­но­ваться постом в стро­гом смысле, а также 6 дней Страст­ной Сед­мицы, кото­рые обра­зуют особый Бого­слу­жеб­ный и аске­ти­че­ский цикл – Пост Страст­ной Сед­мицы.

Второй Гос­под­ский Пост – зимний, Рож­де­ствен­ский. Он также про­дол­жи­те­лен – длится 40 дней, и явля­ется под­го­тов­кой ко вто­рому по зна­чи­мо­сти Еван­гель­скому собы­тию после Вос­кре­се­ния Хри­стова – Рож­де­ству.

Третий Пост – осен­ний, Успен­ский. Посвя­щен Божией Матери и гото­вит нас к глав­ному Бого­ро­дич­ному празд­нику – празд­нику Успе­ния. Он самый крат­кий, длится всего 14 дней, но по стро­го­сти при­рав­нен к Вели­кому Посту.

Чет­вер­тый Пост – летний, Пет­ров­ский. Это – апо­столь­ский пост, кото­рый посвя­щен трудам и подвигу святых Апо­сто­лов, донес­ших до нас и до всех наро­дов Свет веры Хри­сто­вой. Завер­ша­ется он Празд­ни­ком святых Апо­сто­лов Петра и Павла. Исто­ри­че­ски он пред­на­зна­чался для тех, кто нару­шил или по каким-то при­чи­нам не смог выдер­жать Вели­кий Пост. А позд­нее рас­про­стра­нился на всех хри­стиан. Длина этого Поста в разные годы раз­лична, потому что зави­сит от Пасхи. Начи­на­ется он в поне­дель­ник после Недели Всех святых, а завер­ша­ется 29 июня/12 июля. Соот­вет­ственно про­дол­жи­тель­ность его варьи­ру­ется от 11 до 42 дней.

В разные Посты устав о тра­пезе раз­ли­ча­ется, поэтому скажем о каждом Посте особо.

Вели­кий Пост

Вели­кий Пост начи­на­ется на Сырной сед­мице (Мас­ля­нице). Устав пред­по­ла­гает с Сыр­ного (мясо­пуст­ного) поне­дель­ника воз­дер­жа­ние от мяса, прочая же пища вся доз­во­ля­ется. Причем эта сед­мица – сплош­ная. Это озна­чает, что молоч­ные про­дукты и яйца можно упо­треб­лять также в среду и пят­ницу.

В отно­ше­нии коли­че­ства трапез во все дни, кроме среды и пятка поло­жено две тра­пезы. В среду и пяток поло­жена одна тра­пеза вече­ром «в 9‑й час» (глава 35), т.е. около 15.00.

В Неделю сыро­пуст­ную (Про­ще­ное Вос­кре­се­ние) совер­ша­ется заго­ве­нье. Поло­жено две тра­пезы и «по вечерни же в тра­пезе бывает уте­ше­ние братии» (лист 407, стр. 823)

Первая сед­мица Вели­кого Поста по Уставу самая стро­гая в отно­ше­нии тра­пезы.

Устав пред­ла­гает два вари­анта поста на этой сед­мице – основ­ной (пале­стин­ский) и афон­ский.

Первый чин пред­по­ла­гает сле­ду­ю­щий поря­док тра­пезы:

  1. Поне­дель­ник и втор­ник – полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития. («Не при­я­хом бо тво­рити пре­ждео­свя­щен­ныя, даже до среды, за еже пости­тися по пре­да­нию всему брат­ству». Лист 415, стр. 839)
  2. В среду одна тра­пеза после Вечерни и Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. «Ядим сухо­яде­ние: пием и сок с медом» (лист 423, стр. 853).
  3. В чет­верг – полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития. «В чет­вер­ток же тоя сед­мицы тра­пезы не постав­ляем, но пре­бы­ваем постя­щеся даже до пятка» (лист 423об, стр. 854)
  4. В пят­ницу одна­жды в день вку­ша­ется варе­ная пища без масла. «Ядим варе­ние с сли­вами без елеа3 и армеа1. Про­из­во­ля­ю­щие же ядят сухо­яде­ние, якоже и в среду» (лист 424об, стр. 856). Также Типи­кон ука­зы­вает на тра­ди­цию мона­стыря св. Саввы Освя­щен­ного вку­шать в сей день ради памяти св.Феодора Тирона вино и елей. Однако эта тра­ди­ция обо­зна­ча­ется как отверг­ну­тая: «но не творим сего ныне за чест­ность дне» (Там же).

В спе­ци­аль­ной главе Типи­кона, посвя­щен­ной Вели­кому Посту (глава 32), при­во­дится первый чин (Пале­стин­ского мона­стыря св.Саввы Освя­щен­ного), но чуть подроб­нее отно­си­тельно первых трех дней. А именно, для тех, кто не может выдер­жать полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития в тече­ние двух первых дней Вели­кого Поста, а также для пожи­лых воз­рас­том, раз­ре­ша­ется «хлеб и квас» во втор­ник после вечерни (т.е. после 9‑го часом дня по Визан­тий­скому вре­мя­ис­чис­ле­нию, что при­мерно соот­вет­ствует с 14.00 до 15.00). В среду на тра­пезе бла­го­слов­ля­ется «хлеб тепл и от снедей овощ­ных теплых, дается же и укроп9 (т.е. горя­чий настой или отвар трав или ягод, фрук­тов) с медом».

Второй чин Афон­ский пред­по­ла­гает сле­ду­ю­щее:

  1. Поне­дель­ник – полное воз­дер­жа­ние от пищи.
  2. Во втор­ник, среду и чет­верг – вку­шать один раз в день, вече­ром по одной литре5 хлеба, можно с солью, и воду. «Святыя же Горы устав в первый день отнюдь не пове­ле­вает ясти. Во втор­ник же, в среду и чет­вер­ток ясти подо­бает по единой литре хлеба и воду, и ино ничтоже, разве соли требуя с хлебом» (лист 415, стр. 839)
  3. В пят­ницу – отдель­ного ука­за­ния нет, сле­до­ва­тельно так же, как пред­пи­сы­вает пале­стин­ский устав (см.выше)

В суб­боту Первой сед­мицы коли­че­ство трапез в Типи­коне спе­ци­ально не ого­во­рено. Ука­за­ния даются только для одной тра­пезы, вторая не упо­ми­на­ется. Однако общий строй Бого­слу­же­ния назна­чает первую тра­пезу днем, после Литур­гии, что пред­по­ла­гает нали­чие вечер­ней тра­пезы. Отсут­ствие особых ука­за­ний озна­чает, что дей­ствует ранее сфор­му­ли­ро­ван­ный общий прин­цип, а именно, что вторая тра­пеза во всем подобна первой. Такой прин­цип «дей­ствия по умол­ча­нию» в прин­ципе харак­те­рен для Типи­кона.

В отно­ше­нии каче­ства пищи в суб­боту Первой сед­мицы раз­ре­шена варе­ная пища с рас­ти­тель­ным маслом и вином. Реко­мен­ду­ются на тра­пезе варе­ные бобо­вые, оливки и мас­лины «ядим боб обва­рен­ный с мас­ли­нами белыми и чер­ными, и варе­ние2 (т.е. варе­ная горя­чая пища) с елеем. Вина же испи­ваем по кра­со­вулю4» (лист 425об, стр. 858).

В Неделю первую Вели­кого Поста, т.е. в Вос­крес­ный день, устав опре­де­ленно назна­чает две тра­пезы с варе­ной горя­чей пищей, рас­ти­тель­ным маслом и вином – по две чаши. Это же пра­вило дей­ствует для всех осталь­ных Вос­крес­ных дней Вели­кого Поста.

В прочих сед­ми­цах Типи­кон (глава 32) пред­пи­сы­вает в будние дни (с поне­дель­ника по пят­ницу) воз­дер­жи­ваться от пищи и пития до вечера, что озна­чает вку­ше­ние пищи в 9‑й час дня, т.е. около 15.00, и вку­шать один раз в день сухо­яде­ние. В суб­бот­ние и Вос­крес­ные дни вку­шать варе­ную пищу с рас­ти­тель­ным маслом и вином дважды в день. (Хотя отно­си­тельно коли­че­ства трапез в суб­боту прямо не гово­рится, но весь строй Бого­слу­же­ния суб­бот­них дней, как и дней вос­крес­ных, пред­по­ла­гает первую тра­пезу после Литур­гии днем, а значит, поло­жена и вечер­няя тра­пеза. Когда Типи­кон пред­пи­сы­вает одну тра­пезу в день, она совер­ша­ется после вечерни в 9‑й час).

Рыба в Вели­кий Пост раз­ре­ша­ется только дважды – в Празд­ники Бла­го­ве­ще­ния и Входа Гос­подня в Иеру­са­лим (Верб­ное Вос­кре­се­ние).

В Празд­ник Обре­те­ния главы св.Иоанна Пред­течи, слу­чив­шийся в Вели­кий Пост, поло­жена одна тра­пеза после вечерни, но на ней пред­ла­га­ется два блюда горя­чей варе­ной пищи с елеем и вином. Если же выпа­дает на среду или пят­ницу, то два блюда варе­ной пищи без елея; вино же доз­во­ля­ется.

В пред­празд­нен­ство Бла­го­ве­ще­ния (нака­нуне празд­ника), если оно при­хо­дится до Лаза­ре­вой суб­боты, раз­ре­ша­ется варе­ная пища с вином и елеем. Если же на Страст­ную сед­мицу, то пост не послаб­ля­ется. Тра­пеза пола­га­ется одна.

В сам Празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, если он не при­хо­дится на суб­боту или вос­кре­се­нье, также поло­жена одна тра­пеза, но доз­во­ля­ется вку­ше­ние рыбы. Однако в случае, если Бла­го­ве­ще­ние выпа­дает на Страст­ную сед­мицу, рыба уже не вку­ша­ется. В Вели­кий Поне­дель­ник, Втор­ник, Среду и Чет­вер­ток, если слу­чится Бла­го­ве­ще­ние, доз­во­ля­ется вино и елей (тра­пеза пола­га­ется одна). Если же Бла­го­ве­ще­ние выпа­дает на Вели­кий Пяток, раз­ре­ша­ется только вино.

В чет­верг пятой сед­мицы Вели­кого Поста (Сто­я­ние преп. Марии Еги­пет­ской) поло­жена одна тра­пеза в 9‑й час (около 15.00) – варе­ная пища с елеем и вином «труда ради бден­наго» (стр. 882). Неко­то­рые уставы раз­ре­шают только вино, а елей не допус­ка­ется (там же)

В пят­ницу той же сед­мицы (перед празд­ни­ком Похвалы Пре­свя­той Бого­ро­дицы) раз­ре­ша­ется вино «Труда ради бден­ного, хотя­щего быти» (стр. 883). Тра­пеза же пола­га­ется одна в 9‑й час.

Устав Святой Горы Афон раз­ре­шает два блюда на тра­пезе и вку­ше­ние вина и елея не только на празд­ник Обре­те­ния главы св.Иоанна Пред­течи (причем без­от­но­си­тельно дня недели), но также на память 40 мчч. Сева­стий­ских, В Кре­сто­по­клон­ную среду (на пре­по­ло­ве­ние Поста), в чет­верг и пят­ницу пятой сед­мицы (на Сто­я­ние преп.Марии Еги­пет­ской и на Похвалу Бого­ро­дицы).

В Лаза­реву суб­боту помимо варе­ной пищи с елеем и вином раз­ре­ша­ется рыбная икра «аще имамы», т.е. если есть воз­мож­ность, по три онгии6 (т.е. по 100 гр.)

В Празд­ник Входа Гос­подня в Иеру­са­лим (Верб­ное Вос­кре­се­ние) «на тра­пезе уте­ше­ние» – пола­га­ется рыба. Как и в прочие вос­крес­ные дни, поло­жено две тра­пезы, есте­ственно сохра­ня­ется раз­ре­ше­ние на вино и елей.

На Страст­ной сед­мице Типи­кон в первые три дня, т.е. в Поне­дель­ник, Втор­ник и Среду пред­пи­сы­вает сухо­яде­ние, при этом ука­зы­вает: «якоже в 1‑ю сед­мицу свя­таго сего Поста, сице и в сия дни, в вели­кий Поне­дель­ник, во Втор­ник и в Среду пости­тися подо­бает» (Глава 49, стр. 902).

Здесь оче­видно про­ти­во­ре­чие, т.к. для Первой сед­мицы пред­пи­сы­ва­лось полное воз­дер­жа­ние в первые два дня, а в среду раз­ре­ша­лись «снеди овощ­ные теплые», т.е. варе­ная пища. Также не совсем логично особо под­чер­ки­вать стро­гость этих дней, тогда как все будние дни Вели­кого Поста Типи­кон в другой главе назна­чал тако­вое же сухо­яде­ние (глава 35). Попро­буем разъ­яс­нить это про­ти­во­ре­чие.

С одной сто­роны, в Типи­коне нередко повто­ря­ется инфор­ма­ция в разных местах с незна­чи­тель­ными вари­а­ци­ями, так что, воз­можно, это именно такой случай. Но с другой сто­роны, можно пред­по­ло­жить, что в данном случае мы имеем дело с фик­са­цией разных уста­вов, что также харак­терно для Типи­кона. Один из них более стро­гий, пред­пи­сы­вает сухо­яде­ние в тече­ние будних дней всего Поста. Другой пред­по­ла­гает сухо­яде­ние только в поне­дель­ник, среду и пят­ницу, подобно прочим Постам, а во втор­ник и чет­верг пред­по­ла­гал все же варе­ную пищу, хотя и еди­но­жды в день и без елея. Т.е. подобно Успен­скому посту, что кос­венно и под­твер­жда­ется фразой в Типи­коне, кото­рая при­рав­ни­вает Успен­ский Пост к Вели­кому.

В Вели­кий Чет­верг пища вку­ша­ется после вечерни, соеди­нен­ной с Литур­гией св.Васи­лия Вели­кого, т.е. один раз в день, вече­ром. Начало Вечерни Типи­кон назна­чает в 8‑й час дня (т.е. с 14.00), соот­вет­ственно окон­ча­ние ее будет в деся­том часу, т.е. около 15.30–16.00 часов.

Отно­си­тельно каче­ства пищи в Вели­кий Чет­верг Типи­кон при­во­дит три чина:

По обыч­ному (Пале­стин­скому) после­до­ва­нию поло­жено одно блюдо, но раз­ре­ша­ется вку­ше­ние варе­ной пищи с рас­ти­тель­ным маслом.

По Сту­дий­скому уставу «ясти едино варе­ние, и сочиво, и обва­рен боб, пием же и вино» (стр. 912), т.е. пред­по­ла­га­ется одно варе­ное блюдо, но допол­нен­ное сочи­вом7 (любая каша) и бобо­выми; о елее в этом уставе умал­чи­ва­ется, т.е. по-види­мому, он не поло­жен.

По уставу Святой Горы Афон поло­жено два варе­ных блюда с елеем и вином.

В Вели­кий Пяток пред­пи­сы­ва­ется полный пост, т.е. полное воз­дер­жа­ние от пищи и пития. «Аще кто будет мно­го­не­мо­щен или пре­ста­релся», т.е. весьма стар воз­рас­том, и не может выдер­жать полный пост, «дается ему хлеб и вода по захож­де­нии солнца» (стр. 920).

В Вели­кую Суб­боту «во 2‑й час нощи», т.е. около 19.00, пола­га­ется един­ствен­ная тра­пеза. «Дает братии по еди­ному укруху хлеба, в пол литры5 хлебы и по 6 смок­вей или фини­ков и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испи­вают братия квас от меда или от жита». При­во­дится также сту­дий­ский устав, пред­пи­сы­а­ю­щий то же самое: «тако ясти ничтоже ино, но хлеб и овощи и мало вин» (стр.929)

Нару­шив­шим Вели­кий Пост хотя бы вку­ше­нием рыбы, кроме поло­жен­ных двух Празд­ни­ков, Типи­кон воз­бра­няет При­ча­стие в Святую Пасху и пред­пи­сы­вает еще две недели пока­я­ния (глава 32).

Пост свв. Апо­сто­лов

Типи­кон при­во­дит два чина, близ­ких, но не тож­де­ствен­ных. Согласно пер­вому (глава 34):

В поне­дель­ник, среду и пят­ницу поло­жена одна тра­пеза в 9‑й час (15.00), сухо­яде­ние.

Во втор­ник и чет­верг поло­жена варе­ная пища с елеем и вином. Отно­си­тельно коли­че­ства трапез прямо не гово­рится, но по общей логике текста (из про­ти­во­по­став­ле­ния поне­дель­нику, среде и пят­нице) можно заклю­чить о вку­ше­нии двух трапез. Это же под­твер­жда­ется и тем, что в сле­ду­ю­щей главе, посвя­щен­ной Успен­скому посту, необ­хо­ди­мость поститься до 9‑го часа дня (т.е. до 15.00) и соот­вет­ственно вку­шать одна­жды в день во все дни недели ого­ва­ри­ва­ется спе­ци­ально.

В суб­боту и вос­крес­ный день раз­ре­ша­ется рыба. Отно­си­тельно коли­че­ства трапез прямо не гово­рится, однако пост как полное воз­дер­жа­ние в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни Типи­кон прямо запре­щает, поэтому оче­видно, что поло­жено две тра­пезы – днем и вече­ром (напри­мер, см. о сочель­нике Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния: «в суб­боту или неделю пост не бывает» (стр. 351, глава 48, декабря 25)).

Если же при этом в поне­дель­ник, втор­ник или чет­верг будет память поли­е­лей­ного свя­того или свя­того «со сла­во­сло­вием» (празд­ник сред­ний), то в эти дни раз­ре­ша­ется рыба. В поне­дель­ник к тому же постав­ля­ется две тра­пезы в день, подобно втор­нику или чет­вергу.

Если память такого свя­того (сред­ний празд­ник) выпа­дет на среду или пят­ницу, то раз­ре­ша­ется только вку­ше­ния вина и елея. Тра­пеза при этом постав­ля­ется одна в день.

Если же в среду или пят­ницу будет память бден­ного свя­того или пре­столь­ный празд­ник, то раз­ре­ша­ется рыба. Отно­си­тельно коли­че­ства трапез Типи­кон опять умал­чи­вает, но по общей логике одна тра­пеза при раз­ре­ше­нии на рыбу ого­ва­ри­ва­лась особо, поэтому логично пред­по­ло­жить, что в такие празд­ники поло­жено вку­шать две тра­пезы в день.

Другой чин (глава 35 и 51 частично) пред­по­ла­гает сле­ду­ю­щее:

Во втор­ник и чет­верг вку­шать один раз в день варе­ную пищу без елея одно блюдо около 15.00 часов. Также на тра­пезе постав­ля­ется «ино сухо­яде­ние», т.е. сырые и моче­ные овощи и фрукты.

В поне­дель­ник, среду и пят­ницу поло­жено сухо­яде­ние «хлеб и воду и сим подоб­ная», одна­жды в день.

В суб­боту и вос­кре­се­нье – две тра­пезы варе­ной пищи с елеем и рыбой. По два блюда.

Отно­си­тельно послаб­ле­ния поста в празд­ники второй чин не дает особых, отлич­ных от при­ве­ден­ных выше ука­за­ний.

Таким обра­зом, между двумя чинами всего несколько раз­ли­чий. Первый пред­по­ла­гает вку­ше­ние во втор­ник и чет­верг две тра­пезы с елеем и вином, а второй бла­го­слов­ляет вку­шать еди­но­жды в день и без елея, если только не слу­чится празд­ник. Все осталь­ные поло­же­ния двух чинов Пет­рова поста схожи.

Успен­ский Пост

В будние дни, кроме суб­боты и вос­кре­се­ния, поло­жена одна тра­пеза в 9‑й час (15.00). В поне­дель­ник, среду и пят­ницу – сухо­яде­ние, во втор­ник и чет­верг – варе­ная пища без рас­ти­тель­ного масла. В суб­боту и вос­кре­се­ние – две тра­пезы с рас­ти­тель­ным маслом и вином. Рыба раз­ре­ша­ется только на Пре­об­ра­же­ние.

Рож­де­ствен­ский Пост

Согласно Типи­кону его устав во всем подо­бен уставу о посте свв. Апп. Петра и Павла.

При совер­ше­нии т.н. «алли­луй­ной службы», т.е. службы сугубо пост­ной, подоб­ной Вели­ко­пост­ному чину, когда не поло­жено совер­ше­ние Литур­гии, пола­га­ется вку­шать в 9‑й час сухо­яде­ние (глава 48, ноября 14). В первый день как Рож­де­ствен­ского, так и Пет­рова поста, если только он не при­хо­дится на суб­боту или вос­кре­се­нье, совер­ше­ние такой службы реко­мен­ду­ется обя­за­тельно. В другие дни этих постов, когда совер­ша­ется память малых святых, выбор остав­ля­ется за насто­я­те­лем.

Типи­кон назна­чает празд­нич­ными днями, когда совер­ша­ется поли­е­лей­ный или бден­ный празд­ник и поло­жено две тра­пезы, вино и елей сле­ду­ю­щие числа: 16, 25 и 30 ноября, и 4, 5, 6, 9, 17, 20 декабря по ст. стилю. К этим дням при­со­еди­няют также празд­ники в честь рус­ских святых.

С нача­лом Пред­празд­не­ства Рож­де­ства, т.е. с 21 декабря по ста­рому стилю раз­ре­ше­ние на рыбу отме­ня­ется даже для суб­бот­них и вос­крес­ных дней.

В сочель­ники Рож­де­ства и Бого­яв­ле­ния поло­жен пост, т.е. воз­дер­жа­ние от пищи и пития до вечера. Пища поло­жена варе­ная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9‑го часа (15.00).

Если же эти дни при­хо­дятся на суб­боту и Вос­кре­се­ние, чтобы не было поста как пол­ного воз­дер­жа­ния в суб­бот­ний или вос­крес­ный день, пола­га­ется после Литур­гии св.Иоанна Зла­то­ус­таго, совер­ша­е­мой в 6‑й час (до 12.00), вку­сить «по уломку хлеба и вина вку­шаем мало» (глава 48, декабря 25, стр. 352). После вечерни «ядим совер­шенно, рыбы же не ядим, но с дре­вя­но­мас­лием (т.е. с рас­ти­тель­ным маслом), и сочиво обва­рено или кутию с медом; испи­ваем же и вина, в неиму­щих же стра­нах пием пиво (питье домаш­него при­го­тов­ле­ния – квас, домаш­нее вино, пиво и т.п.)»

Тра­пеза в Пяти­де­сят­ницу

В Свет­лую Сед­мицу «раз­ре­шаем: монаси на сыр и яица и рыбы, мир­стии же на вся» (глава 32, стр. 86)

В тече­ние Пяти­де­сят­ницы, т.е. от Недели Анти­пасхи до Троицы в поне­дель­ник, среду и пят­ницу поло­жено две тра­пезы: первая – сухо­яде­ние, вторая – «совер­шен­нее ясти» (глава 32), т.е. варе­ная пища с елеем. Неко­то­рые же раз­ре­шают и на рыбу (глава 33). Без­условно рыба поло­жена в Празд­ники Пре­по­ло­ве­ния Пяти­де­сят­ницы и Отда­ния Пасхи.

От Троицы до Недели Всех святых – раз­ре­ше­ние на вся, вклю­чая среду и пят­ницу.

Заклю­че­ние

Завер­шая обзор устава о посте, изло­жен­ного в Типи­коне, хочется под­черк­нуть, что он сфор­ми­ро­вался на основе живого опыта мно­го­ве­ко­вой аске­ти­че­ской жизни наших пред­ков и счи­тался испол­ни­мым для каж­дого сред­него чело­века. В житиях пре­по­доб­ных отцев нередко опи­сы­ва­ются дивные и пре­вос­хо­дя­щие чело­ве­че­ское разу­ме­ние подвиги поста. Одни святые отцы не вку­шали весь Вели­кий Пост, другие, пости­лись до 9‑го часа еже­дневно и вку­шали пищу 1 раз в день не досыта, а третьи во всю жизнь не вку­шали не только молока, но даже рыбу, а елей постав­ляли на стол – лишь раз в год, на Пасху. При­меры подоб­ного пост­ни­че­ства можно встре­тить даже в жиз­не­опи­са­ниях афон­ских стар­цев 19–20 вв. Посему пред­став­ля­ется весьма полез­ным созна­вать свою немощь в пост­ни­че­ском подвиге, срав­ни­вая обще­при­ня­тые сего­дня обычаи пра­во­слав­ного пост­ни­че­ского дела­ния и реко­мен­да­ции Цер­ков­ного устава. А также, с бла­го­сло­ве­ния духов­ных отцов, раз­но­об­ра­зить личный пост­ни­че­ский подвиг, при­ни­мая для себя за пра­вило хотя бы то или иное отдель­ное тре­бо­ва­ние устава на опре­де­лен­ный период вре­мени – к при­меру, на ныне начав­шийся Рож­де­ствен­ский пост.

При­ло­же­ние. Неко­то­рые ста­рин­ные наиме­но­ва­ния пищи и ста­рин­ные меры, упо­треб­ля­е­мые в Типи­коне

1 армей – соле­нья и ква­ше­нья, т.е. заго­тов­лен­ная впрок пища.

2 варе­ние – горя­чая пища, про­шед­шая теп­ло­вую обра­ботку, т.е. варе­ная, пече­ная и т.п.

3 елей – рас­ти­тель­ное масло (исто­ри­че­ски – олив­ко­вое).

4 кра­со­вуля (чаша) – мера жид­ко­сти, равная при­мерно пол­фунта, т.е. около 200 гр.

5 литра – мера веса, равная 340 гр.

6 онгия – мера веса, равная 1/12‑я фунта или 8 золот­ни­ков, т.е. 34 гр.

7 сочиво – отвар­ные злаки, т.е. каша; как пра­вило, слад­кая, с добав­ле­нием орехов, сухо­фрук­тов (кураги, изюма и т.п.), меда. Тра­ди­ци­онно изго­тав­ли­ва­ется из зерен пше­ницы.

8 сухо­яде­ние – вку­ше­ние нева­ре­ной пищи, как то: хлеба, орехов, сухо­фрук­тов, сырых овощей и фрук­тов, маслин и т.п.

9 укроп – отвар или настой трав, фрук­тов, ягод.

Как правильно поститься, назначение поста, и что дает пост при надлежащем его исполнении?

Вот об этом я хочу поделиться с тобой, дорогой читатель, основываясь на собственном многолетнем опыте.

Назначение поста

Бытует неправильное мнение в мире о назначении поста, а именно: многие считают пост необходимым лишь для оздоровления и очищения своего физического тела или для получения стройной фигуры. Но назначение поста гораздо глубже. Учитывая то, что человек представляет собой тройственную натуру (дух, душа, тело), то воздействие правильного поста должно вызвать изменения во всех составляющих человеческого естества — в духе, душе и теле. Библия основной приоритет во время поста предоставляет изменениям в духовной сфере:

5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
(Исаия 58:5-8)

Из этого отрывка видно, что основное назначение поста — это духовное изменение человека, а исцеление — только приложение к этому. Вот это и есть самое главное и требует абсолютного исполнения. В этом послушание Богу.

Но в данной статье я хочу больше рассказать о самом процессе входа в пост и выхода из него.

В своей жизни я много раз применял пост для различных целей. Первый пост в течении 15 суток я применил для лечения язвенной болезни желудка в 1972 году, будучи еще неверующим человеком и не знающим истинного назначения поста. Это называлось лечебным голоданием по методике профессора Николаева. .
Пост с полным отказом от пищи проходил под контролем врачей с фиксированием всех физиологических изменений в организме: пульса, давления, температуры тела и так далее. За все время поста при моем весе 62 кг я потерял 10,5 кг. При постепенном грамотном выходе из поста в течение 15 суток восполнил свой вес до 66 кг. В результате я получил временную свободу от язвенной болезни желудка на 1,5 года. Позднее симптомы вернулись. Полное избавление от болезни я приобрел только в 1996 году, будучи уже верующим человеком. Сила Божья полностью и навсегда избавила меня от этого заболевания, о чем я уже свидетельствовал в статье «О Божественном исцелении».

Что происходит во время поста в нашем организме?

Во время длительного 15 дневного поста у меня происходили следующие изменения: снижение температуры тела до 35,9 градусов Цельсия. Понижение давления с обычного 80/120 на 60/90. Снижение пульса до 48-55 ударов в секунду. Где-то на седьмые сутки поста, плюс-минус два дня, наступает так называемый ацидотический криз (выделение повышенного количества ацетона из крови), что проявляется в некоторой нехватке кислорода, ощущении физической слабости, запаха ацетона изо рта, повышении температуры. На следующий день эти симптомы исчезают, происходит, как бы перерождение организма, самочувствие прекрасное, полное отсутствие желания пищи, даже отвращение от ее запахов. Ощущение какой-то внутренней свободы и эйфории. Начинается процесс очищения организма от различных шлаков, накопившихся с годами в нашей телесной храмине. Организм начинает интенсивно пожирать все больное и не нужное ему. Это больные клетки, излишки углеводов, жировые отложения. Идет изумительная перестройка внутри нас. Организм мудро распределяет энергию по всем участкам тела, отводя самым важным органам — мозгу и сердцу — основной приоритет. Бог изумительно устроил наше тело, вложив в него чудесную программу саморегуляции!

Как правильно поститься?

Во время поста по методике профессора Николаева () я применял ежедневно давящий массаж, горячий душ, очистительные клизмы, длительные прогулки до 10-12 км на свежем воздухе. Пил только чистую воду не менее 1,5-2 литра в сутки для качественного вывода шлаков из организма. Иногда применял боржоми для улучшения щелочного состава крови.
Очень важно занимать свой ум только положительной и конструктивной информацией, не несущей в себе никаких негативных эмоций.

Как правильно выходить из поста?

Многие люди, в том числе и христиане, часто безответственно подходят к вопросу проведения поста. Попостившись, к примеру, несколько суток, на следующий день жадно набрасываются на всякую пищу, как бы наверстывая упущенное. В оправдание говорят, что Господь не дал конкретных указаний по выполнению поста. А мудрость для чего? Бог отдал вопрос проведения поста на откуп людей. Разработаны научные методики проведения лечебного голодания. Ведь давно известно из жизненного опыта, что если человек длительное время голодал, то такого изможденного человека начинают кормить малыми дозами, чтобы не случился заворот кишок. Из медицинских исследований известно, что если человеку, пробывшему в посте 15 и более дней дать совсем немного белковой пищи (мясо, яйца), то это может привести к летальному исходу, так как для такого человека такая пища становится ядом, наподобие яда змеи.

Выход из глубокого поста в первые дни должен производиться осторожно с приемом легко усваиваемой пищи: разбавленные соки, кефир (по 100 грамм пять раз в день). Хлеб и винегреты — где-то после 4-5 суток восстановления. До конца восстановительного периода (количество дней восстановления равно количеству дней поста) исключается всякая белковая пища. Во все должна быть разумная постепенность.

Что дает пост?

Первый опыт поста, приобретенный мною в 1972 году, дал мне многое. Я научился правильно входить в пост и выходить из него, получая при этом максимальную пользу для всего организма.
В дальнейшем, уже будучи верующим человеком, я применял пост различной длительности — от 3 до 21 дня — для различных духовных целей. Предварительно я начинал заранее молиться Богу, чтобы Он укрепил меня во время поста и дал то, для чего предназначался пост.

Что же дает нам правильно выполненный пост?

* Очищение и исцеление физического тела

* Обновление всей иммунной системы

» Улучшение эмоционального и умственного состояния (радостное восприятие мира, улучшение памяти)

* Раскрытие дремлющих в человеке творческих способностей (поэзия, музыка, живопись, драматургия, зодчество, новые блистательные идеи и т.д.)

* Раскрытие духовного видения и обострение интуиции

И в заключение хочу сказать: пост — это чудесный инструмент, данный нам Богом для разумного применения в целях нашего духовного и физического обновления. Главное: не забывать, что пост при не правильном применении может нанести больше вреда, чем пользы. Поэтому настоятельно рекомендую практиковать пост только в сопровождении молитв и чтении Священного Писания. Тогда все будет во благо.

Да благословит вас Господь.

Егоров В.

Праздничный ужин в пост — тема непростая. Особенно, если за столом собрались постящиеся люди и те, кто пост не соблюдает. Мы предлагаем вам тематическое меню, составленное из постных блюд, которые легко превратить в обычные.

Каждый раздел меню (салат, закуска, пирожки, основное горячее блюдо, десерт и выпечка) представлен в виде 3 блюд. Выбирайте, что вам больше нравится. А если праздник обещает быть долгим, можете приготовить всё.

Блюда, которые мы предлагаем готовить по нашему новогоднему меню для постящихся, вкусны сами по себе, а поставив на стол скоромные добавки к постным блюдам, их легко превратить в блюда для всех.

Салаты

Картофель, маринованные огурцы, грибы + заправка из оливкового масла, лимонного сока и горчицы

Постарайтесь найти для этого постного салата самые крепкие грибы – тогда они будут приятно контрастировать с картофелем и нежной заправкой. Можете использовать шампигьоны, но лучше взять лесные: боровики или белые.

Скоромная добавка: копченные колбаски, варенный язык или говядина, обжаренные в смеси растительного и сливочного масла.

Салат с грибами

Салат романо, креветки, лимон, французский багет + заправка оливкового масла, чеснока и пряной зелени

Изящный салат в средиземноморском стиле с морепродуктами. Багет делает салат более сытным, но его можно заменить любым свежим деревенским хлебом.

Скоромные добавки: в них этот салат не нуждается.

Салат с креветками и кростини

Оливье с кальмарами + постный майонез

Да, новогодние праздники попадают на дни поста. Это не значит, что нужно отказываться от любимого оливье!

Скоромные добавки: классический майонез и вареная/копченая курица. Если за столом собралась сборная компания из постящихся и не постящихся, лучше не заправляйте салат. Поставьте мисочки с майонезом и пусть каждый заправит «Оливье» любимым соусом.

Оливье с кальмарами и постным майонезом

Закуски

Заливное на агар-агаре из сельдерея, морковки и спаржи

Заливное — это всегда красиво и эффектно, даже в постном варианте. Его не надо делать много или даже можно приготовить порционно и подать на красивой тарелке. Для более яркого овощного вкуса морковь и спаржу можно предварительно обжарить на растительном масле до золотистого цвета.

Скоромные добавки: подайте к заливному соус на основе классического майонеза.

Заливное из сельдерея, морковки и спаржи

Ассорти паштетов из фасоли, авокадо, чечевицы и баклажанов

Эти закуски можно приготовить и в обычный день, но во время праздника они особенно хороши. Стоит поменять хлеб или подать к ним свежие овощи, эти паштеты-намазки зазвучат по-новому.

Скоромные добавки: подсушенный на сковороде бекон, копченная курица, твердый выдержанный сыр или даже варенные яйца.

Ассорти постных паштетов

Рулеты из лаваша с салатом из фасоли и авокадо

Рулеты из лаваша всегда очень выручают хозяйку. Они хороши и для будничных перекусов, и для еды в путешествиях, но и на праздничном столе они смотрятся уместно. Рулеты можно подавать холодными, а можно обжарить на растительном масле.

Скоромные добавки: в них рулет не нуждается.

Рулеты из лаваша с салатом из фасоли и авокадо

Пирожки

Пирожки с картошкой

Постное тесто отлично подходит для пирожков, например, с картошкой. Этим рецептом можно воспользоваться не только в пост, но и в том случае, когда дома нет молока или яиц. Только правильно подберите картошку, чтобы она была вкусной в вареном виде.

Скоромные добавки: в них пирожки не нуждаются.

Пирожки с картошкой

Булочки из капустного теста

Оригинальный рецепт этих булочек принадлежит одному флорентийскому ресторану. Капуста, которая используется для них, называется cavolo nero, то есть «черная капуста». На самом деле она вовсе не черная, а темно-зеленая и выглядит не как привычный нам кочан, а как пучок длинных лопухов. По виду и консистенции листья-лопухи больше всего напоминают листья савойской капусты. Сейчас такая капуста стала появляться на московских рынках и это здорово! Но мы готовим эти булочки с обычной молодой белокочанной, и тоже получается отлично.

Скоромные добавки: в них булочки не нуждаются.

Капустные булочки

Пирожки с рисом и зелёным луком + пряности

В пирожки с рисом обычно еще кладут либо рыбу, либо яйца. А если ни того, ни другого нельзя? Тогда положите лук и пряности, да побольше!

Скоромные добавки: в них пирожки не нуждаются.

Пирожки с пряным рисом

Основные горячие блюда

Лосось с миндалём, фундуком и кунжутом + грибы и лук-шалот

Для этого блюда можно выбрать любую рыбу семейства лососевых: сёмгу, форель, горбушу. Рыба отлично сочетается с хрустящими ингредиентами, а значит лосося с орехами и грибами ждёт успех.

Скоромные добавки: подайте к каждой порции горячего лосося кусочек сливочного или топленого масла.

Лосось с грибным винегретом

Ризотто с овощами и грибами

Для приготовления ризотто с овощами подойдут артишоки, спаржа, лук-порей, горошек, кабачки, цукини, тыква, баклажаны, брокколи, цветная капуста, кукуруза и зелёная фасоль. Для ризотто с грибами хороши лисички, опята, белые грибы, но шиитаке и шампиньоны тоже хороши, особенно если усилить их аромат молотыми сухими лесными грибами.

Скоромные добавки: подайте к горячему ризотто кусочек сливочного масла и тёртый твёрдый выдержанный сыр.

Ризотто с белыми грибами

Лосось в пергаменте

Благодаря конвертикам из пергамента. лосось получается чудесным, ведь бумага сохранит все ароматы блюда. Подавайте его на стол прямо в конвертах, чтобы все гости смогли ими насладиться.

Скоромные добавки: эта рыба не нуждается в добавках.

Лосось с кускусом в пергаменте

Десерт и сладкая выпечка

Полено из миндаля и грецких орехов + курага и виноград

Этот изысканный десерт из марципана можно приготовить с любыми фруктами и ягодами. Попробуйте проложить марципановые слои яблоками, грушами или апельсинами. Не забудьте присыпать фрукты 1–2 ст. л. крахмала, иначе они дадут сок и десерт будет «мокрым».

Марципановое полено

Яблочный пирог на пару

Что приготовить на праздник человеку, который соблюдает пост и любит яблочные пироги? Мы нашли выход из положения и делимся своими знаниями с вами.

Постный пряный пирог с яблоками на пару

Оранжевое желе из хурмы

Желе из хурмы можно полюбить и готовить постоянно только из-за его цвета. В каком еще сладком блюде можно найти такой радостный и позитивный оранжевый колор? Но, конечно, это и очень вкусно.

Желе из хурмы

Впереди перед православными верующими открывается особый период, который святые отцы называют духовной весной, весной духа.

Наступили последние дни, когда Церковь благословляет вкушение скоромной пищи, а с понедельника начинается Великий пост – семь недель, подготавливающие нас к самому великому и радостному празднику праздников и торжеству торжеств – Светлому Христову Воскресению, ко святой Пасхе.

Пост – это время воздержания, когда Церковь предписывает нам ограничить себя в пище, не вкушать мясного и молочного для того, чтобы, не будучи связанными чрезмерными заботами о теле, больше времени уделять душе и внутреннему совершенствованию. «Сытое брюхо к молитве глухо» — говорит народная мудрость, и каждый наверняка по своему опыту знает, как тяжело плотно поевши молиться, как после сытного обеда хочется поспать или отправиться искать приключения. Поэтому для того, чтобы помочь нам больше молиться, больше сосредотачивать свои мысли на внутренней жизни, святые отцы установили пост, который утончает душу, делая её более духовной, способной воспринимать благодать Божию.

Для многих современных людей приближение поста связано с одним вопросом: «Что же можно есть?». Согласно правилам Святой Церкви, в период святого поста однозначно нельзя употреблять в пищу продукты животного происхождения – мясо, молоко, молочные продукты и яйца. Великий пост – пост достаточно строгий по Уставу, и если в дни других постов иногда можно употреблять рыбу, то во время Великого поста рыбу благословляется вкушать только в два самых великих, самых значимых праздника – в день Входа господня в Иерусалим и на Благовещение.

Согласно уставным указаниям о трапезе, будничные дни Великого поста являются более строгими по сравнению с субботами и воскресеньями, и в будние дни не разрешается употребление в пищу даже растительного масла, которое благословляется в дни субботних и воскресных торжеств. В будничные же дни Устав предполагает употребление пищи без растительного масла.

Говоря о степени поста, необходимо отметить, что, конечно, строгие уставные правила бывает достаточно тяжело выполнить. Многие наши современники обременены всевозможными недугами и болезнями, некоторые заняты на тяжелых, иногда весьма изнурительных работах, у других жизненные обстоятельства складываются так, что они не могут в полной мере следовать Уставу. Святая Матерь Церковь с любовью относится к своим немощным чадам и, конечно, разрешает послабления на пост болящим, немощным, престарелым людям, женщинам, которые под сердцем носят ребенка или кормят младенца. Но послабление поста совсем не означает полной его отмены, воздержание необходимо, и если требуется вкушение каких-то определенных продуктов, то это совсем не означает, что в пост можно объедаться всевозможными бесполезными или порой даже вредными для здоровья сладостями. Вообще, собственную меру поста необходимо определять индивидуально, посоветовавшись с духовником, который знает ваши немощи.

Но пост – это не только употребление в пищу растительных продуктов. Главная задача поста – совсем не лечебное голодание. Пост – это прежде всего время, когда Церковь призывает каждого из нас вглядеться в собственную жизнь – соблюдаются ли заповеди Божии. И очень часто мы замечаем, что там, в глубине нашего сердца, нет места Христу, нет места Божественной любви, что там царит и безраздельно властвует грех – противление Богу, противление Его святым заповедям.

Святая Церковь призывает нас в дни Великого поста вести непримиримую борьбу с собственными греховными страстями – гордыней, эгоизмом, самовлюбленностью, духовной ленью, вредными привычками.

Каждый вступающий на поприще поста должен помнить – Божия помощь всегда рядом с теми, кто стремится исправить свою жизнь. Современному человеку порой кажется, что выдержать сорок девять дней без пищи животного происхождения почти невозможно, но стоит только с молитвой и надеждой на помощь Божию приступить к подвигу поста, сразу начинаешь понимать, что отказываться от чего-то не совсем важного и первостепенного ради Господа – это всегда легко. Более того, каждый хоть раз в жизни постившийся ощущал в глубинах своей души благодатные последствия воздержания.

Пост – это время воздержания от скоромной пищи, сквернословия, злых поступков. Но пост – это еще и время, когда мы должны стремиться творить добрые дела. Конечно, для доброго дела не существует хронологических запретов, спешить творить добро надо всегда, но пост располагает нас к добрым делам. Иногда возникает вопрос: «А какие добрые дела лично я могу сделать?». Но стоит пристально оглянуться вокруг, как мы увидим, какое количество людей нуждается в нашей помощи. Один ждет её в виде ломтя хлеба или стакана горячего чая. Другой нуждается в простом человеческом общении, третьему достаточно просто доброй улыбки. И как просто и радостно бывает помочь кому-то.

Именно к причастию этой особой радости, радости христианского доброделания, и призваны сегодня, накануне Великого поста, все мы.