Во время месячных нельзя

Неоднократно поднимался вопрос о том, должна ли ходить в храм и участвовать в Таинствах Православной Церкви женщина, у которой наступили критические дни. Заранее хочу сказать, что эта статья – не попытка дать четкий ответ в пользу одной или другой точек зрения, но рассуждение, основанное на фактах, которые есть перед нашими глазами. Сразу замечу, что в тексте я намеренно привожу достаточно пространные цитаты: это сделано для того, чтобы не быть голословным и показать не свое мнение, а мнения авторитетных личностей.

В Ветхом Завете довольно много говорится о том, что должна делать женщина, у которой произошло кровотечение, и как должны в это время себя вести окружающие по отношению к ней: «Если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней…» (Лев. 15:24); «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера…» (Лев. 15:19); «Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего» (Лев. 20:18). Это далеко не все, что написано о месячных в Ветхом Завете. Однако прослеживается одна четкая мысль – женщина во время менструации является нечистой и каждый, кто прикоснется к ней, будет также нечистым.

В Святом Евангелии есть яркий эпизод об исцелении Спасителем кровоточивой женщины: «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у нее остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицали, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь: «кто прикоснулся ко Мне?” Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8:42-48).

Не буду давать каких-то своих комментариев, обращусь к словам одного святого отца. Преподобный Ефрем Сирин, разбирая этот евангельский эпизод, пишет следующие строки: «Итак, друзья Его человеческим естеством были утверждены в вере, враги же обличены и наказаны… Но враги Его более хотели положить Его себе камнем преткновения, говоря: не знает закона, так как женщина, нечистая по закону, прикоснулась к Нему, и Он не отверг ее. Те, которые лишали себя света, собственными руками закрывая (свои) главы, не поняли, что та сила, которой очищаются нечистые вещи, не может быть осквернена никакой нечистотой. Ибо если огонь своей силой очищает золото и другие нечистые вещи, не подвергаясь сам осквернению, то тем более сила Божества Христа очищает, не делаясь сама нечистой. Ведь огонь не нуждается в очищении и, действительно, ничто не может его осквернить. И чистое, и нечистое, если разделено некоторым расстоянием, смешивается (однако) вместе одним дуновением ветра и достигающим до него сильным солнечным жаром, откуда открывается, что нет ничего нечистого, кроме того, что порочит жизнь свободы». И это удивительное евангельское повествование перекликается со словами святого апостола Павла: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). То есть можно увидеть, что не нечистота телесная, но скверна духа является истинным препятствием общения с Богом и причастности к Его дарам.

Беда Достопочтенный в своем труде «Церковная история народа англов» передает наставления святителя Григория Двоеслова. Святой отец Церкви касается и темы месячных у женщин. Вспоминая все тот же отрывок из Святого Евангелия, святой говорит: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно ее недуг оставил ее. Почему же если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню? Ты скажешь: «Она страдала от недуга, а мы говорим о естественном порядке вещей”. Но ведь все, любимейший брат, от чего мы страдаем в нашем смертном теле через недуги, послано нам судом Божьим за грехи. Голод и жажда, жара, холод и усталость равно поражают нас по причине несовершенства нашей природы. И если мы едим, когда голодны, пьем, когда жаждем, охлаждаемся, когда нам жарко, тепло одеваемся в случае холода и отдыхаем, когда устали, то разве не естественно нам искать лекарство и от прочих недугов? Истечение крови у женщин есть тот же недуг, поэтому раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?».

Но на воспоминании евангельского эпизода о кровоточивой и указании о том, что во дни месячных можно присутствовать в храме, святитель Григорий не остановился. Он в своих рассуждениях приходит к тому, что в период менструации возможно даже причащение Святых Христовых Таин, но оставляет женщинам выбор – принимать Тело и Кровь Господа или воздержаться. Дабы никого не смутить, приведу (хоть и достаточно пространные) слова самого святого отца Церкви: «Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха. Удел благочестивых душ – винить себя за дела сами по себе безгрешные, но коренящиеся в грехе. Так, когда мы голодны, не грех поесть, хотя голод возник вследствие греха праотцов. И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества. Несмотря на это, из-за несовершенства нашей природы мы оскверняемся против воли, и человек отвечает как за грехи, сотворенные сознательно, так и за те, что совершены невольно. Предоставьте женщин собственному разумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству Плоти и Крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание за это налагается с большей осторожностью. Тогда как закон запрещает есть многие вещи как нечистые, Господь в Благовествовании Своем говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека”. И после этого поясняет: «…Ибо из сердца исходят злые помыслы”. Отсюда совершенно ясно, что всякая скверна, как показано Всемогущим Богом, исходит из скверны мысленной. Так и апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого”. И далее, говоря о причине этого осквернения, он добавляет: «…Но осквернены и ум их, и совесть”. Посему, раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?». Этот мудрый ответ святого Григория можно кратко сформулировать так: если в дни месячных женщина в благочестивом порыве захочет принять Святые Дары, то останавливать ее по причине ее природного истечения нельзя, но если же возжелает воздержаться от Тела и Крови Господа, считая, что в таком состоянии она не имеет права приступать к Евхаристии, то подталкивать к Чаше или осуждать не стоит, следует поддержать ее в ее решении, но с разумением.

В «Канонических ответах святейшего Тимофея, епископа Александрийского» в шестом вопросе сказано, что женщина, хотящая креститься, у которой «приключится ей обычное», должна Святое Крещение «отложить, доколе очистится». В седьмом вопросе указывается, что если женщина захочет причастится, но в тот день у нее начнутся месячные, то ей не должно причащаться. Такого же мнения придерживается святой Дионисий Александрийский, который пишет в своем «Каноническом послании»: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовы. Ибо и жена, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Ему, но только воскрилию. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи, невозбранно есть. Но приступать к Тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душой и телом».

Достаточно строго к этому вопросу относится и святитель Иоанн Постник, который в своем двадцать восьмом правиле пишет: «Второе правило святого Дионисия и седьмое правило Тимофея требую от жен, которые находятся «в очищении”, не прикасаться ни к чему, что свято. Это предписывает и старый закон; кроме того воспрещает им также сходиться с мужьями, ибо случается, что то, что сеется, бывает болезненно и слабо, вследствие чего божественный Моисей предписывал побивать камнями отца данного урода, ибо он, вследствие невоздержности жены, не дождался ее очищения. Предписывается на сорок дней оставлять без причастия женщину, которая, вопреки закону, дерзнет приступить к Божественным Тайнам».

В памятнике церковной литературы «Дидаскалия», которая традиционно датируется концом III – началом IV вв., несколько страниц уделено вопросу о днях женских ежемесячных очищений. Стоит привести основные моменты по проблеме из данного текста: «Женщина, если ты думаешь, что в продолжение семи дней твоих месячных очищений ты лишена Святого Духа, то, если в эти дни умираешь, ты умираешь пустой и без надежды <…> Разумей и виждь, что и молитва выслушивается Святым Духом, и Евхаристия принимается и освящается Святым Духом, и Писания суть слова Святого Духа и святы. Итак, если в тебе Святой Дух, зачем удерживаешь ты свою душу, чтобы не приближаться к делам Святого Духа? <…> Верующий исполнен Святого Духа, а неверующий исполнен духа нечистого, и его природа не принимает никакого чуждого духа… А ты, женщина, если утверждаешь, будто во дни твоих месячных очищений ты лишена Святого Духа, то, следовательно, ты становишься исполненной нечистого духа, так как нечистый дух обращается к тебе и находит место, входит и все время обитает у тебя. <…> Но снова я говорю тебе, женщина: если в продолжение семи дней твоего месячного очищения ты считаешь себя нечистой, согласно со Второзаконием, как же ты можешь быть чистой после семи дней без купели Крещения? <…> Ибо, утверждая Второзаконие, ты соглашаешься с проклятием, которое лежало на нашем Спасителе и презираешь Царя Христа, дарующего благословения достойным их… Поэтому, мои возлюбленные, избегайте подобных обычаев и удаляйтесь от них, ибо вы получили искупление, так что вы не должны снова связывать себя… Ибо согласно со Второзаконием, кто приблизится к мертвому или могиле, тот должен омыться. А вы, согласно Евангелию и силою Святого Духа, должны собираться и в усыпальницах, и читать в Священных Писаниях и совершать без ропота вашу молитву и вашу службу пред Богом, и приносить приятную Евхаристию, образ царственного тела Христа, как в ваших собраниях, так и на ваших кладбищах, и при погребении усопших…».

Что-то странное: почему «Дидаскалия» ясно говорит о том, что месячные не считаются чем-то нечистым и не препятствуют общению с Богом, но в то же время святители Тимофей и Дионисий Александрийские и Иоанн Постник считают, что в это время женщинам запрещено входить в храм и участвовать в каких-либо таинствах? В чем может причина?

Первое, что можно предположить, – элементарная полярность мнений по данной проблеме. Второе и, скорее всего, самое точное – это проблема гигиены. Нужно понимать, что каких-либо средств, позволяющих женщине свободно перемещаться «в дни очищения» и не загрязнять помещение, в котором она находится, тогда просто не было. Поэтому и мог быть такой жесткий запрет для женщин находиться в храме в дни месячных. Однако сейчас ситуация изменилась: доступны средства гигиены. Так что же мешает приобщиться к Таинствам? Что запрещает молиться в храме?

При этом нужно понимать, что нельзя саму женщину заставлять или, наоборот, отвращать от хождения в храм и от участия в церковных Таинствах в дни месячных. Почему бы не оставить решение данного вопроса ее совести, согласно повелению ее души? Пастырям и благочестивым мирянам следует понимать, что данная проблема не является догматической, потому здесь могут существовать полярные мнения и каждый может иметь свою точку зрения, при этом не навязывая ее другому.

В заключение хочется отметить, что, конечно же, споры о том, можно ли женщине в дни менструации ходить в храм и участвовать в церковных Таинствах, продолжаются. Но мне хочет задать лишь один вопрос, на который должен честно ответить каждый читатель: принимает ли женщину, у которой наступили месячные, Сам Христос, если она хочет быть с Ним, кается в своих грехах и жаждет участия в Таинствах церковных? И можем ли мы такого человека останавливать на пути к Богу?

Библиографический список

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. – М.: Российское Библейское общество, 2010. – 2048 с.
  2. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / пер. с лат., статья, прим., библиография и указатели В.В. Эрлихмана, отв. ред. С.Е. Федоров. – СПб.: Алетейя, 2003. – 363 с. – (Pax Britannica).
  3. Каноны, или Книга правил святых апостол, святых соборов, Вселенских и Поместных, и святых отец. – Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016. – 288 с.
  4. Прокошев П.А. Дидаскалия, т.е. Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. – Томск: Типо-литография Сибирского Товарищества Печатного Дела, 1913. – 197 с.

Глава седьмая // Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. Книга III. М.: Новое небо, 2018. С. 104-105.

Книга первая // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / пер. с лат., статья, прим., библиография и указатели В.В. Эрлихмана, отв. ред. С.Е. Федоров. СПб.: Алетейя, 2003. С. 34-35.

Книга первая // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. С. 35.

Каноническое послание иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Александрийского и исповедника, к епископу Василиду // Каноны, или Книга правил святых апостол, святых соборов, Вселенских и Поместных, и святых отец. Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016. С. 148.

Глава XXVI // Прокошев П.А. Дидаскалия, т.е. Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. Томск: Типо-литография Сибирского Товарищества Печатного Дела, 1913. С. 186-191.

«Удивило, что нельзя причащаться во время месячных! Может быть, и в храм нельзя ходить? Некоторые священники считают такой запрет суеверием. Кто прав?»

Сейчас в сети можно встретить множество отсылок к авторитетным источникам, которые по разному подходят к этой проблеме.

Efanov-smallАрхиерейское Совещание 2-3 февраля 2015 года закрепило общепринятую практику, когда женщина должна воздержаться от причащения в дни очищения: «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием».

Не думаю, что решение, принятое собранием архиереев всей Русской Православной Церкви, разумно называть суеверием. Некоторые священники придерживаются иного мнения, оно имеет определенное основание, однако разумнее всего придерживаться той традиции, которая принята большинством епископата.

Кроме того, вряд ли кто ведет такой духовный образ жизни, чтобы воздержание от причастия на несколько дней могло бы повредить душе. Наоборот, воздержание по благоговению к святыне Святых Даров приуготовит благочестивую женщину к причастию больше, чем, если она пожелает причащаться в те дни, когда большинство христианок не дерзают приступать к Святыне.

В храм, согласно современной традиции, ходить в дни месячного очищения разрешается. Хотя стоит помнить, что в истории Церкви было время, когда женщины во время месячных в храм не заходили. Отголоском этого осталась традиция чтения на 40 день молитвы над роженицей. Из текста молитвы понятно, что до исполнения срока послеродового очищения женщина в храм не должна была входить. Сейчас этот обычай не соблюдается, однако Церковь в лице своих иерархов призывает воздерживаться в дни очищения от Причащения, если только это не связано с продолжительной болезнью.

Вообще же в традиции Церкви принято, что в храме, где совершается Бескровная Жертва, всякое пролитие крови недопустимо. Любая кровоточащая рана, если она не представляет угрозу жизни и не является результатом продолжительной болезни, также служит препятствием для причащения. Так что дело не в женщине, а в благоговении перед Бескровной Жертвой Спасителя, недопустимости пролития крови в храме.

О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они , если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.

Можно ли во время месячных посещать церковь?

ответ уважаемых в миру священников.

женщина в церкви фото

Материал на данной странице подготовили сотрудники паломнической службы «Почаевский Паломник» которая больше 10-и лет организовывает паломнические поездки в главную Святыню православия — Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Учтена практика посещения Святых мест, монастырей, Лавр. Приведена аргументация на основе Святого письма и рекомендации священников и людей, имеющих богословское образование.

Вопрос: можно ли идти в церковь во время месячных?

Ответ: на самом деле можно и даже нужно, но при условии исполнения элементарной гигиены.

О запретах и глупости читайте ниже.

Сколько людей столько и мнений… Хорошо, когда эти мнения являются плодом самостоятельного изучения какой-либо темы или проблемы. А не тогда, когда «сарафанное радио» и безграмотные люди, в жизни не открывавшие Евангелие — рассказывают что можно, что нельзя и многие женщины из-за этого, поленившись самостоятельно разобраться, сами себе закрывают дорогу к Богу.

Т.н. «церковные советы» не могут давать обычные миряне, т.к. они не обучались в духовных семинариях и не могут глубоко разбираться в церковных вопросах.

синоды христианских церквей не издавали и не издадут запрета на посещения Святых мест во время критических дней. По одной простой причине — в Евангелиях четко указано все о т.н. «женских днях». К сожалению, некоторые православные священники наивно думают, что их прихожанки регулярно читают Святое письмо, и значит нет необходимости давать какие-то уточнения и объяснять очевидные вещи.

Ведь согласно Святому письму — все, что создал Господь — прекрасно.

«Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел,

которые Бог делает, от начала до конца. Екклесиаст 3:11″

Заблуждением, что все православные читают Евангелие и живут согласно Евангельским указанием и словами Иисуса — воспользовались бестолковые люди и придумали ограничения, даже не посоветовавшись со специалистами (богословами и священнослужителями).

одна бабка сказала фото Самая большая глупость, которая ходит по «сарафанному радио» — то, что женщина в эти дни — якобы «нечистая» или «грязная». Основной и крайне бестолковый аргумент — «так всю жизнь считалось и принято». И якобы «знающие» люди сказали, что нельзя в критические дни идти в храм, потому что это грех.

Вы, читающая сейчас данный сайт — Вы же 100% крещенная и верующая. Так почему же Вы не читаете Евангелие, где все написано? Почему Вы слушаете глупых людей и информагентство «ОБС — одна бабка сказала».

Где и в каком Святом письме, в каких заповедях Иисус сказал — что правильно ни читать, ни развиваться духовно и личностно, не заниматься самообразованием. Или Спаситель выгонял со своих проповедей женщин, у которых были критические дни???

Нет и не будет канонического запрета посещать храмы и Святые места во время критических дней.

Нет греха (согласно Евангелия) в этом.

Ни в одном православном каноне не называют женщину в эти дни «нечистой или грязной».

Любимые в Господе братья и сестры!

В Украине царит искусственно созданный кризис. Полностью прекратилось паломничества, потому что людей пугают через СМИ коронавирусом. Власть не хочет, чтобы люди прикладывались и молились у христианских святынь и поэтому через СМИ устраивает истерию вокруг Святых мест. Больше всего от этого пострадали паломнические службы, которые набирали группы паломников для посещения Святынь. Уже больше года наша паломническая служба не возит людей к Святыням и неизвестно сколько еще это будет продолжаться. В наших семьях есть маленькие дети, которым трудно объяснить о кризисе и безработице. Мы не были готовы к такой ситуации и остались без средств к существованию. У нас нет спонсоров в Верховной Раде.

Наши меценаты — это обычные люди христиане, которые уважают заповеди Христовы о помощи ближнему.

Мы просим Вашей помощи — и будем искренне благодарны за любую посильную для Вас финансовую поддержку.

Финансово можете помочь переводом любой суммы

на карту Приватбанка 5363 5423 0865 0424 или на карту Монобанк 5375 4114 0061 0544

Если Вы можете помочь с работой в Киеве — то позвоните + 38 067 301 20 13

«» Кто напоит одного из малых сих чашею холодной воды, только во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей «(Мф. 10:42). Даже кружку холодной воды, поданный жаждущему с христианской любовью — вознаграждается Богом. Каждое дело, каким бы обычным оно не казалось бы, если делается во благо и с любовью — это богоугодное дело, это дело, которое ведет нас к спасению. Как ценной была и мелкая монета, которую бедная вдова в казну церковную и за которую Христос похвалил ее больше, чем богатых, которые много дали от состояния своих (Мк. 12: 41-44) «.

Почему нельзя в церковь с месячными?

Можно с месячными в церковь!!!

РКЦ, протестантские и другие церкви христианских конфессий ВСЕГДА разрешают женщинам во время месячных посещать храмы, молится возле икон, ставить свечи и т.д. Более того — в этих конфессиях, а также во многих православных Церквях (например Элладской, Армянской и т.д.) не запрещают женщинам заходить в церкви в брюках или с непокрытой головой. Священнослужители этих христианских церквей умно рассуждают, что женщина идет к Богу за советом, общением, молитвой, утешением и т.д. Поэтому запрещать ей в какие-то дни идти в храм — это крайне большой грех. К сожалению, зачастую это идет в разрез с мнением ряда т.н. «черных» священнослужителей московского православия.

Вопрос для женщин, которые распространяют глупость

о запрете посещениях храмов в критические дни.

Что делают с послушницами и монахинями в женских монастырях в эти дни? Их что — на 4-5 дней выгоняют на улицу за пределы монастырей? Их считают нечистыми или грязными? Они не принимают участие в службах во время месячных? Им нельзя петь хвалу Богородице в эти дни? Или может в монастырях нет молодых женщин и все монахини после климакса? А самое главное — Вы подходили в любой женский монастырь и спрашивали? Или для Вас якобы «знающие люди» — больший авторитет, чем священнослужители?

Есть рекомендации уважаемых в православном мире людей касательно запретов/разрешений, основанные на Евангелиях, а не на мнениях отдельных представителей православной церкви или самих женщин.

Далее цитата

Теперь нам остается лишь проследить историческую практику Церкви по этому вопросу. Самое раннее свидетельство это так называемые Апостольские постановления, которые передают раннехристианскую практику. Так в книге 6 (О ересях, пп.27-30) говорится:

Поэтому брак почтен и честен, и рождение детей чисто; ибо в добром нет ничего худого. И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней, для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении, от того, что сидят больше дома. Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив исцелил её, сказав: «вера твоя спасла тебя».

А вот что говорит современный богослов, один из самых уважаемых в мире православных священников – патриарх Сербский Павел. (Единственный из иерархов православной церкви, который исследовал эту тему и понял, что надо популярно объяснить эту ситуацию и дать разрешение для женщин в эти дни посещать храмы. другие иерархи до сих пор молчат.)

Павел Сербский фото

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы cлучайным истечением крови сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах, происходящий от истечения крови, мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении.

можно ли окунаться в святой источник с месячными,

что говорят священники по поводу купания в критические дни?

Вопрос с купанием в освящённых купелях более щекотливый. Однозначно нельзя во время месячных полностью погружаться в воды освящённого Источника. Здесь вопрос как гигиены, так и женского здоровья. Врачи прямо запрещают переохлаждение женских половых органов при окунании в купели во время месячных.

Но…. Есть выход!!! Проверенный и рекомендованный священниками при Святых Источниках Анны

Можно — омовение из ведра. В этой ситуации решается вопрос как гигиены, так и здоровья. В нашей практике на Источниках Святой Анны священники благословляли женщинам во время критических дней омовение из ведра освящённой водой Источника.

можно ли с месячными купаться в святом источнике фото

Кому верить и во что верить – решать исключительно Вам. Я, со своей стороны, привел более чем убедительные доказательства. Отказываться или нет от похода в храм из-за собственной малообразованности… решать Вам.

Резюме всего вышесказанного — вопрос

почему нельзя ходить в церковь с месячными

вообще должен быть снять с повестки дня как неуместный и глупый.

Если информация на этой странице была Вам полезной —

то можете оказать беспалтную помощь —

поделившись ссылкой на эту страницу или на наш сайт — на своих страницах в соцсетях.

Заранее благодарны всем неравнодушным православным христианам.

Рекомендуем подписаться на страницы в соцсетях, посвященным

главной украинской Святыне для исцелений — Источнику Святой Анны

Для выбора желаемой соцсети — жмите на картинку ниже