Воплощение бога

Православное учение о сочетании во Христе двух природ было изложено в 451 г. на IV Вселенском Соборе в Халкидоне. Халкидонское определение гласит, что Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Богу-Отцу по Божеству и единосущный людям по человечеству, во всем нам подобный, кроме греха, причем оба естества в Нем соединены не сливаясь, но и не разъединяясь. Это следует понимать в том смысле, что Личность Христа не человеческая, а Божественная, но Она облекается в человеческую природу, которая во Христе имеет свою волю, отдельную от воли Бога, однако свободно подчиняющуюся воле Божества. Учение о двух волях во Христе было закреплено в 680 г. на VI Вселенском соборе. Православие подчеркивает, что боговоплощение – чудо и тайна, во всей конкретности недоступная человеческому разуму. Явление во плоти Сына Божия и Его искупительный подвиг есть духовный центр истории человечества. Все, что было до Христа и что имеет место после Его земного служения, обретает истинный смысл в зависимости от отношения ко Христу и Его делу. Если в западном богословии со времени блж. Августина боговоплощение рассматривается главным образом как средство восстановления падшей человеческой природы, то святые отцы Восточной Церкви понимали его еще и как метафизически содержательное событие, через которое осуществляются конечные цели мироздания.

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. воплоще́ние воплоще́ния
Р. воплоще́ния воплоще́ний
Д. воплоще́нию воплоще́ниям
В. воплоще́ние воплоще́ния
Тв. воплоще́нием воплоще́ниями
Пр. воплоще́нии воплоще́ниях

во-пло-ще́-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -воплощ-; суффикс: -ениj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА:
    (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. действие по значению гл. воплощать, воплощаться; ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. выражение, существование чего-либо в вещественных образах, формах ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. осуществление, претворение, реализация, инкарнация
  2. частичн.: олицетворение, квинтэссенция

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

  1. боговоплощение

Родственные слова

Ближайшее родство

  • глаголы: воплощать, воплотить; воплощаться, воплотиться

Этимология

Происходит от гл. воплощать, из церк.-слав.; ср. ст.-слав. въплътити (σωματοῦν; Супр.); из во- + плоть, далее от праслав. *plъtь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. плъть «кожа, цвет кожи», ст.-слав. плъть (др.-греч. σάρξ), белор. плоць, болг. плът, сербохорв. по̀пу̑т «похожий», словенск. ро̑lt (род. п. poltȋ) ж. «кожа, цвет кожи», чешск., словацк. рlеť — то же, польск. рłеć (род. п. рłсi). Родственно лит. plutà «корка», латышск. pluta «тело, плоть, кожа», plutas мн. «голая (нежная) кожа, кожа с головы». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Английскийen: realization, implementation

    Библиография

    • Арутюнова Н. Д.От образа к знаку // Петров В.В. Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект М.: Наука, 1988, с. 147.

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    Примеры употребления слова воплощение в литературе.

    Кажется, именно эта суровая старая аббатиса предупредила их о том, что вы — воплощение дьявола.

    Маска изображала лик аватара Дракона, чьим земным воплощением, согласно Выбору, считался ныне царствующий император.

    Потому что эта маленькая алжирка казалась ему истинным воплощением любви.

    Проект Изания, как я его понимаю, это Проект организации нового Порядка, как Христианство было проектом и воплощением нового Порядка организации людей, альтернативного существующему в Древнем Риме.

    Собственно Аура Человека есть синтез квантующейся Сарасвати, Амриты Сварати и Информации Индивидуальности Воплощения Сущности Божественной Человека — это собственно и есть Существо Духа Сущего Человека.

    Позже, доктор, если изволите, — пришла мне на помощь Ангелина, воплощение золотого шарма: она загорала на балконе, и носимый ею во время этой операции клочок ткани занимал примерно такую же площадь, что и крыло бабочки.

    Это та самая идея, которая борется за право на жизнь и воплощение в мире, где господствует эготизм, анимализм и грубая материя.

    Далее, антропософы верят в реинкарнацию и в то, что судьба каждого из нас определена поступками во время прежних воплощений и зависит от развития новых возможностей в теперешней жизни, правда, для этого нужно очень сильно стараться.

    Тираны обыкновенно отождествляются с апокалиптическим чудищем последних дней, воплощением Антихриста.

    Каменное воплощение такой апсары было перед ним, уже тысячу лет стоявшее в полутьме храма.

    С Сэндла стянули брюки, он встал, с него стащили через голову свитер, и Том Кинг увидел перед собой воплощение Молодости — с могучей грудью и крепкими мускулами, которые играли, перекатываясь, как живые, под атласистой кожей.

    Воплощение Судьбы имеет три аспекта: Клото прядет нити жизни, Лахесис их отмеряет, а Атропос обрезает.

    Тем более, что Ухтомский, очевидно, высказал ему соображения цесаревича Николая Александровича, а Бадмаев, независимо от Ухтомского, подсказал надежные пути воплощения их в действительность.

    Причем обоих — и воплощение смертных в богов, и пиррову победу Баламута, и даже некоторое сочувствием к братьям-пандавам в конце.

    Сержант Ной Брекенридж был воплощением идеального сержанта морской пехоты.

    Источник: библиотека Максима Мошкова

    Слово стало плотию и обитало c нами (Ин 1,14).
    РЕЗЮМЕ ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ02.12.2014

    Пришествие Христа
    Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены (Гал 4,4). Слово стало плотию и обитало c нами (Ин 1,14). Боговоплощение есть великое чудо, отличающее христианство от других религий.
    Причины Боговоплощения содержатся в Апостольском Символе веры: «Нас ради, людей, и ради нашего спасения сошел с Небес». Слово стало плотию, чтобы спасти нас, примиряя с Богом, и чтобы сделать нас причастниками Божеского естества (2 Петр 1,5). Как показали св. Ириней Лионский (140-200) и св. Афанасий Великий (295-373), высшее благо, достигаемое в христианстве, есть обóжение человеческой природы. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом.
    Существование Иисуса Христа – это исторический факт. Иисус Христос родился, жил и умер в определенную историческую эпоху (ср. Лк 2,1-2 и 3,1-2). Есть свидетельства Евангелия и других текстов Нового Завета, есть и древние источники, упоминающие Иисуса Христа: труды Иосифа Флавия (93-94 гг.), Плиния Младшего (111-113 гг.), Тацита (115-120 гг.) и Светония (121-?). Христос – не миф, не выдумка человека.
    Христос – истинный человек. Человеческими Своими руками Он трудился, человеческим Своим разумом Он мыслил, человеческой волею Он действовал, человеческим Своим сердцем Он любил.
    Христос – истинный Бог. Отец и Я – одно (Ин 10,30). Прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин 8,58). Видевший Меня видел Отца (Ин 14,9). Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф 11,27; Лк 10,22). Иисус торжественно провозгласил Свое Божество во время суда над Ним: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» (Мк 14,61-62). За то, что Он провозгласил Свое Божество Его приговорили к смерти (ср. Мк 14,64).
    Иисус проявил Свое Божество не только словами, но и Своими Божественными поступками. Он проявил Свою власть над природой (ветер и море повинуются Ему, Мк 4,41), над болезнью (Он исцелял всякую болезнь и немощь в людях, Мф 4,23) и над смертью (ср. Мф 9,18-26; Лк 7,11-17; Ин 11,1-45). У Него была Божественная власть прощать грехи (ср. Мк 2,5-12). Иисус проявил Свое Божество прежде всего тогда, когда Он, Своей личной властью, совершил чудо Своего Воскресения.
    Ипостасный союз
    Слово стало плотью путем не превращения божества в человечество, но обóжения человеческой природы (души и тела) Второй Ипостасей Пресвятой Троицы. Слово Божие действительно стал человеком, воистину оставаясь Богом. Это соединение человеческой природы c божественной природой в Сыне Божием мы называем ипостасным союзом.
    Эту истину веры Церковь вынуждена была защищать и разъяснять на протяжении первых веков перед лицом ересей, искажавших ее. Христологический догмат был окончательно сформулирован Халкидонским Собором (451 г.).
    Халкидонский догмат явился завершением длительной борьбы против попыток объяснить Воплощение путем умаления то Божественной, то человеческой природы Христа.
    Попытки умаления Божественной природы Христа:
    – «Арианство» отрицало Божественную природу Сына. По мнению Ария (256-336), александрийского священника, Сын Божий произошел по воле Бога, раньше времени и веков, именно когда Бог восхотел создать нас через Него. По Арию, Логос имел начало своего бытия. Он не произошел из существа Отца, а создан из ничего по воле Отца. Он есть тварь. Противник Ария, св. Афанасий Великий (295-373) неустанно повторял, что Сын произошел из сущности Божества. Арианство было осуждено на Никейском Соборе (325 г.), провозгласившем, что Сын Божий единосущен Отцу.
    – «Несторианство» утверждало, что во Христе кроме Божественного Лица есть и человеческое лицо. В понимании Нестория (381-451), константинопольского Патриарха, только человеческое лицо Христа родилось от Девы, и поэтому Мария есть Матерь Христа, а не Матерь Бога. Она не «Богородица», а «Христородица». Несторианство разделяло Христа на два различных лица. Несторий не мог постигнуть тайну личности, он мыслил личность в терминах природы и, в конце концов, отождествлял одно с другим. Если во Христе нет единства личности, значит человеческая природа не воспринята подлинно Богом. Если во Христе нет истинного единства, то нет и возможности соединения человека с Богом. Противник Нестория, св. Кирилл Александрийский (376-444) просил Папу высказать свое суждение по делу Нестория. Ефесский Собор (431 г.) провозгласил, что во Христе есть одно только Лицо, Божественное, воспринявшее человеческую природу. Этот Собор провозгласил Марию «Богородицей».
    Попытки умаления человеческой природы Христа:
    – «Докетизм» (от греч. dokeо – «казаться») утверждал, что человечество во Христе не истинно, а только видимо. Эта ересь была осуждена самими апостолами. Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин 4,3).
    – «Аполлинарианство» утверждало, что человечество во Христе несовершенно. По мнению Аполлинария Лаодикийского, у Христа нет человеческой души. В Нем человеческая душа уступает место Божественному Логосу, который управляет телом, как безвольным органом. Христос Аполлинария был не столько Богочеловеком, сколько животной природой, соединенной с Богом. На самом деле, Логос не занимает места какого-либо из элементов человеческой природы: Он есть Лицо, которое воспринимает природу во всей ее полноте. Противники Аполлинария, свв. Григорий Богослов и Григорий Нисский доказали необходимость признания во Христе разумной человеческой души. Халкидонский Собор (451 г.) исповедует Христа, истинного человека, состоящего из разумной души и тела.
    – «Монофизитство» утверждало, что во Христе есть одна только природа – Божественная. По мнению Евтихия, константинопольского архимандрита, человечество во Христе было поглощено Логосом. Александрийский Патриарх Диоскор признал правильным учение монофизитов. Против Евтихия и Диоскора святой Папа Лев I написал к Константинопольскому архиепископу Флавиану следующее послание: «Мы не могли бы победить виновника греха и смерти, если бы нашего естества не воспринял и не усвоил Он… Отрицать истинную плоть – значит отрицать и страдание во плоти. А это значит отрицать действительность нашего спасения. Католическая Церковь живет и преуспевает тою именно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедовать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества… Оба естества сохраняют свои свойства без всякого ущерба… каждое из двух естеств в соединении с другим действует так, как ему свойственно… Алкать, жаждать, утруждаться и спать, свойственно человеку; но 5000 человек насытить пятью хлебами, но жене самарянской дать воду живую, от которой пьющий уже не будет более жаждать, но не мокрыми ногами ходить по поверхности моря, и утешением бури украшать возмущение волн, без сомнения есть дело Божественное». Осуждая монофизитов, Халкидонский Собор (451 г.) исповедал «Христа в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно».
    После Халкидонского Собора появились новые формы монофизитства, которые, подчиняясь букве Символа веры, пытались по существу уничтожить его содержание.
    – «Моноэнергизм» (или монергизм) признавал две природы, но утверждал, что их действие, т.е. энергия, в которой они проявляются, одно – Божественное. В таком случае различение человеческого и Божественного превращается в чистую абстракцию. Это учение опровергалось на III Константинопольском Соборе в 681 году. Каждая природа содействует в едином акте присущим ей способом. «Не человеческая природа воскрешает Лазаря, не Божественная сила плачет над его гробом», – пишет св. Иоанн Дамаскин (675-753).
    – «Монофелитство» признавало существование во Христе двух природ, но только одну волю – Божественную. Это учение опровергалось на том же Соборе. У Христа подлинная человеческая душа с ее духовными способностями: человеческим разумом и человеческой волей. Все домостроительство спасения зиждется на подчинении человеческой воли Христа воле Отца, т.е. общей воле Пресвятой Троицы: Не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22,42). Не как Я хочу, но как Ты (Мф 26,39).
    Твердым противником моноэнергизма и монофелитства был св. Максим Исповедник (580-662).
    Человечество Иисуса Христа
    В Боговоплощении человеческое естество было воспринято, но не поглощено Словом Божиим. Церковь исповедует полную реальность как человеческой души, со всеми ее действиями ума и воли, так и человеческого тела Христа.
    Тело Христа было образовано Святым Духом в чреве Девы Марии. Душа Христа была сотворена непосредственно Богом и присоединена к телу. Слово Божие соединилось с телом и душой Господа. Все эти действия совершились одновременно.
    Господь воспринял человеческое естество, не проявив в Своем Человечестве ту сверхъестественную славу, которая принадлежала Ему. Он уничижил Себя Самого (Фил 2,7), переживал голод, усталость, и т.п. Он восхотел уподобиться нам во всем, кроме греха.
    Во Христе не было «греховного корня», Он не родился в первородном грехе и не должен был ни страдать ни умереть. Ради нашего спасения Он добровольно принял страдание и смерть.
    Человеческий разум Христа обладает тройственным знанием, идущим от тройственного источника:
    – От блаженного созерцания, состоящего в непосредственном лицезрении Бога и всего Божественного. Силой своего союза со Словом Божиим человеческое естество Христа знало все, что подобает Богу.
    – От знания по наитию, через непосредственно сообщаемые идеи. В Своем человеческом знании Иисус проявлял Свое Божественное проникновение в сокровенные мысли человеческих сердец.
    – От опытного знания, приобретенного посредством чувств и разума: Он преуспевал в премудрости и возрасте и любви у Бога и человеков (Лк 2,52).
    Христу надлежит поклоняться не только в Его Божестве, но и в Его Человечестве, ибо Человечество Его есть Богочеловечество: Пред именем Иисуса преклонилось всякое колено (Фил 2,10).
    Пресвятое Человечество Господа есть путь к Божеству. Святость состоит в том, чтобы уподобиться Христу и соединиться с Ним. Действием Святого Духа христианин становится вторым Христом.
    Прообразы и пророчества о пришествии Христа
    Путем прообразов и пророчеств Бог возвещал пришествие Христа: Исследуйте Писания, – говорил Иисус иудеям, – они свидетельствуют обо Мне (Ин 5,39).
    Пророчества предвозвещают, что Искупитель родится в племени Иуды и семье Давида (ср. Ис 11,1; Иер 23,5). Пророк Михей возвестил Рождество Христово в Вифлееме (Мих 5,2). Исайя возвестил рождение Христа от Девы: Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис 7,14). Он возвестил Его страдания и смерть (Ис 52,13 до 53,12). Более 60 пророчеств Ветхого Завета о Христе исполнилось в Новом Завете.
    Главные прообразы Искупителя в Ветхом Завете таковы:
    – Праведный Авель, приносящий жертву, угодную Богу, и сам ставший первой жертвой завистливой злобы брата, предвозвещает Христа, отданного на заклание, Великого Праведника, преданного Иудой;
    – Первосвященник Мелхиседек, появляющийся в глубинах истории, без отца, без матери, без родословной, держа в руках хлеб и вино для жертвоприношения, предвозвещает Иисуса Христа, Вечного Священника;
    – Исаак, восходящий на гору Мория, с ношей дров для жертвоприношения, предвозвещает Христа, восходящего на Голгофу, согбенного под тяжестью креста;
    – Иосиф, преданный и проданный братьями за несколько серебряных монет предвозвещает Христа преданного и проданного людьми ради нашего спасения;
    – Заклание пасхального агнца предвозвещает заклание Христа – Агнца Божия, взявшего на Себя грехи мира. Пасхальная трапеза была одним из величайших обрядов у иудеев. Эта трапеза должна была напоминать евреям, что некогда, накануне чудесного избавления рукою Моисея, отцы их участвовали в аналогичной трапезе. И как раз в праздник Пасхи, Иисус был заклан. Кровью Своей Он окропил древо креста, и тем открыл нам врата неба.
    – Пребывание пророка Ионы в чреве кита предвозвещает смерть Иисуса и Его воскресение: И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12,39).
    Имена Иисуса Христа
    Иисус по-древнееврейски значит «Бог спасает». Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1,21).
    Христос – это греческий перевод древнееврейского термина «Мессия», означающего «Помазанник». В Израиле священники, цари и пророки помазывались. Иисус есть Христос, ибо Он был помазан Духом Святым и таким образом сделался Священником, Пророком и Царем с определенным поручением установить Царство Божие во веки.
    Господь (по-гречески Kyrios) обозначает саму Божественную власть. Это значит, что власть, честь и слава, принадлежащие Богу Отцу, принадлежат и Иисусу. Иисус – Господь наш еще потому, что Он искупил нас Своей кровью.
    Христос есть новый Адам. Как Адам, который был главой рода человеческого по природе, так Христос, источник всякой благодати, есть Глава Церкви (ср. 1 Кор 15,45-49).
    Христос есть единственный Посредник между Богом и людьми
    Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек в единстве Своей Божественной Личности; поэтому Он – единственный Посредник между Богом и людьми (ср. 1 Тим 2,5). Как Посредник Христос есть Священник, Пророк и Царь.
    Он Пророк (т.е. Учитель), ибо Он научил нас познанию Триединого Бога и Его Замысла. Пророки Ветхого Завета были посланы Богом с целью предвозвестить пришествие Высшего Учителя, Который есть единственное и совершенное Слово Отца, т.е. полнота Откровения.
    Он Священник. Священникам свойственно приносить жертвы Богу за грехи (ср. Евр 5,1-3): Христос принес Себя Самого в Жертву Богу на Кресте, чтобы искупить наши грехи и примирить нас с Богом (ср. Евр 9,14).
    Он Царь не потому только, что Он сын Божий, но и потому еще, что ценой искупления Он завоевал это достоинство. Христос царствует, привлекая к Себе все сущее и всех людей Своей Смертью и Своим Воскресением (ср. Ин 12,32). Его царство – царство духовное и вечное: оно начинается на земле и совершенствуется на Небе. Это царство святости, любви, истины и мира. Христос царствует Своим служением. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20,28).
    Все крещеные участвуют в этих трех заданиях Христа и несут ответственность за миссию и служение, которые из них вытекают.
    Вся жизнь Христа имеет искупительное значение
    Вся жизнь Христа, не только Его общественное служение, Страдания, Смерть и Воскресение, но и годы Его повседневной работы и семейной жизни в Назарете, имеет искупительную ценность. «С того момента, – говорил отец Александр Мень, – когда Сын Человеческий принял наши радости и страдания, нашу любовь, наш труд, – природа, мир, все, в чем Он находился, в чем Он родился, как человек и Богочеловек – не отброшено, не унижено, а возведено на новую степень, освящено».
    A. Мень, Лекция от 8.09.1990, Московский Дом Техники.
    Доктрина
    opusdei.org/…z/article/8-bogovoploshchenie/
    facebook
    twitter
    email
    epub