Вопросы о школе

«Как дела в школе?” — на этот дежур­ный вопрос мы часто полу­чаем точно такой же дежур­ный ответ: «Нор­мально”. Услы­шав это слово, роди­тели тут же отклю­ча­ются, вновь погру­зив­шись в свои дела. А ведь за этим «нор­мально” нередко пря­чутся насто­я­щие пси­хо­ло­ги­че­ские драмы и трагедии.

Опыт пока­зы­вает: наши дети не умеют или не хотят рас­ска­зы­вать о про­бле­мах в школе. Мно­гие из них счи­тают, что так и должно быть, когда учи­тель­ница кри­чит и обзы­ва­ется, когда дети постарше отни­мают кон­феты и топ­чут учеб­ники. Ребенка надо учить рас­ска­зы­вать о том, что его бес­по­коит, огор­чает, пугает, настораживает.

Как это сделать?

Прежде всего сами роди­тели должны демон­стри­ро­вать свою заин­те­ре­со­ван­ность про­бле­мами ребенка. Ведь дети пре­красно пони­мают, чего от них ждут — обсто­я­тель­ного рас­сказа или дежур­ного «нор­мально”, чтобы счи­тать вопрос закрытым.

Во-вто­рых, роди­тели должны уметь спра­ши­вать. Не устра­и­вать сухой допрос, а фор­му­ли­ро­вать свои вопросы так, чтобы у ребенка была воз­мож­ность дать раз­вер­ну­тый ответ.

Ниже мы пуб­ли­куем 25 вопро­сов, кото­рые можно задать ребенку, чтобы узнать, как у него дела в школе, и полу­чить раз­вер­ну­тые ответы на них.

1. Что самое хоро­шее из того, что про­изо­шло с тобой сего­дня в школе? Что худ­шее из того, что про­изо­шло с тобой сего­дня в школе?
2. Рас­скажи мне что-нибудь смеш­ное, над чем ты сего­дня посмеялся?
3. Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел сидеть? Почему?
4. Рас­скажи мне о самом класс­ном месте в школе.
5. Какое самое стран­ное слово, кото­рое ты услы­шал сего­дня? Или может быть тебе ска­зали сего­дня что-то странное?
6. Если бы мы при­гла­сили сего­дня тво­его учи­теля к нам в гости, что бы он мне рас­ска­зал о тебе, как думаешь?
7. Кому ты сего­дня помог?
8. Может, кто-то тебе сего­дня помог?
9. Рас­скажи мне, что нового ты узнал сегодня?
10. Был ли момент, когда ты чув­ство­вал себя самым счаст­ли­вым сегодня?
11. Было ли тебе сего­дня очень скучно?
12. Если бы ино­пла­не­тяне при­ле­тели в ваш класс и забрали кого-то из уче­ни­ков, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?
13. С кем бы ты хотел поиг­рать на пере­мене из тех, с кем ты еще нико­гда не играл?
14. Рас­скажи мне о чём-то хоро­шем, что про­изо­шло с тобой сегодня.
15. Какое слово учи­тель чаще всего сего­дня повторял?
16. О чём бы ты еще больше хотел узнать в школе?
17. Чего бы тебе хоте­лось меньше делать в школе?
18. С кем бы ты в своем классе мог вести себя лучше?
19. Где ты чаще всего игра­ешь на переменах?
20. Кто самый смеш­ной уче­ник в вашем классе? Почему он такой смешной?
21. Тебе понра­вился сего­дняш­ний обед? Что больше всего понравилось?
22. Если бы зав­тра ты стал учи­те­лем, что бы ты сделал?
23. Как ты дума­ешь, может, кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?
24. Если бы ты мог поме­няться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему?
25. Рас­скажи мне о трех раз­лич­ных слу­чаях, когда ты исполь­зо­вал каран­даш сего­дня в школе.

Хотела написать пост в шуточной манере, но как-то мне не до смеха, когда думаю о родителях первоклассника.

Нет, родители тоже люди, и как все люди они очень разные. И я искренне уважаю тех, кто уважает СВОИХ детей прежде всего, и меня как учителя их чада за одно с ними.

Но объясните мне –

почему, если я говорю (1), пишу в дневник (2), вывешиваю информацию на стенд для родителей (3), обзваниваю с личного мб. тел (4), говорю всем, кого изловчилась увидеть утром/после уроков (5) – и при этом некоторые мамочки/папочки/бабушки/дедушки считают нормальным не принести/сделать/выполнить необходимое???

Хочется спросить таких родителей:

1. КАК вы научите СВОЕГО первоклассника ответственности, организованности, если сами не ответственны? если сами не организованы? если… если… если…

2. Вы искренне считаете нормальным звонить учителю около 7 часов утра (ну или 23 вечера), чтобы уточнить расписание уроков на сегодняшний день?

3. Вы уверены, что вашему первоклашке необходим в школе мобильный телефон? плеер? psp? можете ли вы ВСЛУХ произнести цель, ради которой отправили сына/дочь в школу?

4. Как долго вы планируете собирать портфель своему ребенку? вы полагаете, что однажды чудесным днем или утром он ВДРУГ сам научится делать то, к чему вы его не удосужились приучить?

5. 1. Полагаете ли вы, что отношения Родитель-Школа-УЧЕНИК аналогичны Товар-Купец: привели ребенка в школу, и должны получить ГОТОВОГО ОБУЧЕННОГО всему чему только можно, зрелого человека ?
5.2. Задумывались ли хоть изредка, что учитель «отведет” несколько лет ваше чадо и возьмет следующие чада, а вам жить (и стареть) с вашим ребенком?
5.3. Какова будет ваша старость, если вы не даете себе труд поработать в своей зрелости?

…вот только боюсь, что ТЕМ родителям, которым я бы очень хотела показать этот пост, вряд ли доведется его прочитать. А я за многие годы работы так и не научилась отчитывать ВЗРОСЛЫХ подобно детям в пеcочнице…. а жаль….

А тут забавное про наших деток:
Ну что, моё непоротое чадо? 🙂
Школьные частушки 🙂