Вопросы по астрономии 11 класс

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО АСТРОНОМИИ

1. Астрономия – наука, изучающая …

а) движение и происхождение небесных тел и их систем

б) развитие небесных тел и их природу

в) движение, природу, происхождение и развитие небесных тел и их систем

2. Эклиптика – это …

а) зодиакальный пояс созвездий

б) годичный путь Солнца по небесной сфере

в) линия, вдоль которой движется Луна

г) траектория движения планеты

3. Самое высокое положение светила относительно горизонта, достигаемое при его прохождении через небесный меридиан — …

а) зенит

б) верхняя кульминация

в) прямое восхождение

г) склонение

4. Что является причиной затмения Солнца?

а) вращение Земли вокруг оси

б) движение Земли вокруг Солнца

в) взаимное расположение Солнца, Луны и Земли, при котором Земля попадает в тень Луны

г) взаимное расположение Солнца, Луны и Земли, при котором Луна попадает в тень Земли

5. Орбитами планет являются …

а) окружности

б) эллипсы

в) параболы

г) эллипсы и параболы

6. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется …

а) перигелий

б) афелий

в) эллипс

г) эксцентриситет

7. Самая большая планета Солнечной системы — …

а) Земля

б) Меркурий

в) Юпитер

г) Нептун

8. Планета, которая находится за Сатурном –

а) Земля

б) Юпитер

в) Уран

г) Нептун

9. Вспыхивающие в земной атмосфере мельчайшие твердые частицы, которые вторгаются в нее извне с огромной скоростью называются …

а) кометы

б) астероиды

в) метеоры

г) планеты

10. Количество энергии, которую излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем направлениям называется …

а) звездная величина

б) яркость

в) парсек

г) светимость

11. Что представляет собой солнечный ветер?

а) конвекционное перемещение слоев атмосферы Солнца

б) непрерывный поток горячей разряженной плазмы, испускаемый Солнцем в космическое пространство

в) комическая пыль, проникающая в атмосферу Земли пол воздействием Солнца

г) поток испускаемых частиц от Солнца к Земле

12. В какой области Солнца протекают термоядерные реакции?

а) в короне

б) в протуберанцах

в) в ядре

г) в фотосфере

13. Какие наблюдения подтвердили протекание термоядерных реакций синтеза гелия и водорода в солнечном ядре?

а) наблюдение солнечного ветра

б) наблюдение солнечных пятен

в) наблюдение рентгеновского излучения Солнца

г) наблюдение потока солнечных нейтрино

14. Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1 секунда называется …

а) астрономическая единица

б) парсек

в) световой год

г) звездная величина

15. Самую низкую температуру поверхности имеют

а) голубые звезды

б) желтые звезды

в) красные звезды

г) белые звезды

16. Желтые звезды типа Солнца имеют температуру поверхности около

а) 3000К

б) 6000К

в) 20000К

г) 10800К

17. Пульсар – это …

а) быстро вращающаяся звезда типа Солнца

б) быстро вращающийся красный гигант

в) быстро вращающаяся нейтронная звезда

г) быстро вращающийся белый карлик

18. Нашу Галактику можно представить в виде …

а) гигантского звездного шара

б) гигантской сплюснутой системе звезд

в) гигантской бесформенной совокупности звезд

г) гигантского сплюснутого диска из звезд, газа и пыли, образующих спирали

19. Что указывает на расширение Вселенной?

а) красное смещение а спектрах далеких галактик

б) вращение галактик вокруг оси

в) черные дыры в ядрах галактик

г) наличие газа и пыли в спиральных галактиках

20. Что указывает на высокую температуру вещества на начальных этапах эволюции Вселенной?

а) реликтовое излучение

б) распределение галактик в пространстве

в) высокая температура в звездах

Ответы на задания итогового теста по астрономии:

С давних времён бескрайнее звёздное небо манило к себе взгляд и помыслы человека, завораживало не только величественной красотой, но и своими тайнами, загадками. Оно пробуждало в душах людей вечные философские вопросы о мироздании, месте человека в нем, о сущности и цели бытия. Изучение небесных светил имеет не менее длительную историю, чем история других базовых наук — математики, физики. Оно развивалось параллельно с ними.
XX век — это время грандиозного прорыва в области получения новых знаний о нашей планете и Солнечной системе, время появления космонавтики. Это время первого полета в космос, выхода человека в открытое космическое пространство, запуска пилотируемых кораблей и искусственных спутников.
Начало космической эры породило необходимость в подготовке специалистов в этой области. Поэтому изучение астрономии начиналось еще в школе. В советской школьной программе был предмет «Астрономия». Изучению этой науки отводилось всего 35 часов в выпускном классе, но этого было достаточно, чтобы школьники получили основные знания о Вселенной, об окружающем нас космическом пространстве.
Астрономия ушла из школьной программы вместе с перестройкой. Современный государственный стандарт образования не предусматривает обязательного изучения астрономии в средней школе, а лишь допускает включение этого предмета в число дополнительных по выбору учащихся. Однако и подготовка учителей астрономии сейчас также находится в плачевном состоянии. Астрономическая безграмотность, наступившая в нашей стране, приводит к тому, что молодые люди путают астрономию с астрологией, не знают о связи температуры звезд и их спектра, не могут визуально отличить звезды от планет.
Этот раздел нашего сайта создан на основе одноимённой книги Василия Фёдоровича Орлова, выпущенной издательством «Просвещение» полвека назад, в 1966 году. Большинство вопросов в этой книге — результат критического прочтения литературных произведений и обнаружения в них неточностей и ошибок с точки зрения астронома. Вам предлагается найти эти неточности и ошибки. Это весьма увлекательное занятие, в чем мы предлагаем вам убедиться на собственном опыте. Знаний, которые давали на уроках астрономии в советских школах, было вполне достаточно для решения задачек в этой книге. Если же знакомство с ними побудит кого-то из вас найти какой-нибудь старый учебник по астрономии и почитать его, мы будем считать миссию этого раздела выполненной.

Викторина по астрономии с ответами для школьников

Викторина для школьников по теме звёзды, планеты, спутники и др.

Вопросы данной викторины можно использовать при составлении внеклассных мероприятий для школьников по теме «Астрономия», «Тайны звёздного неба», «Загадки солнечной системы», «День космонавтики» и других мероприятий

Викторина для школьников «Загадки звёздного неба»

1. В какой момент, по мнению большинства астрономов, появились ВРЕМЯ, МАТЕРИЯ и ЭНЕРГИЯ? (Примерно 13,7 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва возникла вселенная. В этот момент появились время, материя и энергия. Через одну секунду после взрыва температура достигла 10 ООО миллионов градусов — в шестьсот раз выше температуры Солнца)

2. Какая планета Солнечной системы весит больше прочих планет и лун вместе взятых? (Юпитер)

3. Назовите самую яркую туманность звездного неба. (Туманность Ориона — ярчайшая туманность на небе, ее видимая величина — четыре. Невооруженным глазом видна только самая яркая центральная часть этого облака газа и небесной пыли. Она расположена в «мече» созвездия Орион)

4. А какой самый удаленный от Земли объект во вселенной виден невооруженным глазом? (Спиральная галактика Андромеды, удаленная от нас на 2,2 миллиона световых лет)

5. На какой планете Солнечной системы наблюдается самый крупный циклон? (Красное пятно на Юпитере — крупнейший циклон Солнечной системы. Его длина может достигать 40 ООО, а ширина — 14 ООО километров )

6. На какой планете Солнечной системы дуют самые быстрые ветры? (Скорость ветра на планете Нептун, измеренная в 1989 году космическим аппаратом НАСА «Вояджер-2», достигала 2 400 километров в час)

7. Назовите самое жаркое место Солнечной системы. (Это центр Солнца. Последние исследования говорят, что температура там составляет 15,6 миллионов градусов по Цельсию)

8. Какой спутник в Солнечной системе ближе всего расположен к своей планете? (Спутник Фобос («страх») удален от центра Марса на 9 3 78 километров и на 5 981 километр от его поверхности. Он в шестьдесят раз ближе к Марсу, чем Луна к Земле)

9. На какой единственной планете Солнечной системы астрономы наблюдают короны — округлые образования с многочисленными выступами? (На Венере. Диаметр Артемиды — самой большой короны — составлял 2 100 километров. Пока точно неизвестно, откуда берутся короны, но, похоже, они являются результатом выброса горячей магмы из мантии планеты)

10. На какой планете Солнечной системы находится крупнейший каньон? (Долина Маринера на Марсе — это каньон длиной 4 500 километров, шириной 600 километров и глубиной семь километров)

11. Какая планета Солнечной системы имеет спутник с самой плотной атмосферой? (Самый большой спутник Сатурна — Титан. Давление на его поверхности составляет 1,44 бар. Состоящая в основном из паров азота, атмосфера Титана наиболее близка по своему составу к атмосфере Земли)

12. На спутнике какой планеты Солнечной системы

6 августа 2001 года космический корабль НАСА «Галилео» зафиксировал мощнейшее извержение вулкана? (На спутнике Юпитера Ио. «Галилео» прошел сквозь верхние слои выбросов вулкана, взлетевшие на 500 километров от поверхности спутника)

13. Какая бывшая планета Солнечной системы имеет самый большой по размерам спутник? (Спутник Плутона — Харон — имеет диаметр 1 270 километров, в то время как диаметр самого Плутона — 2 324 километра. Некоторые ученые считают систему Плутон—Харон двойной планетой)

14. На поверхности какой планеты Солнечной системы самая высокая температура? (На Венере. Средняя температура там составляет 480 градусов по Цельсию, чего достаточно, чтобы расплавить свинец)

15. На какой из планет Солнечной системы находится самая высокая гора? (На Марсе. Это вулкан Олимп. Его высота — двадцать пять километров, что почти втрое выше Эвереста. Олимп имеет покатые склоны, его ширина в двадцать раз превышает высоту)

16. Какая планета, кроме Венеры, вращается вокруг Солнца в сторону, противоположную вращению всех других планет? (Уран)

17. Назовите планету Солнечной системы с самым коротким днем. (Юпитер делает полный оборот вокруг своей оси за девять часов, 55 минут и 29,69 секунд)

18. Назовите самое холодное место Млечного Пути. (Температура туманности Бумеранг, удаленной от нас на 5 ООО световых лет, — минус 272 градуса по Цельсию )

19. На какой из планет Солнечной системы астрономы наблюдают ярчайшие полярные сияния? (На Юпитере. Они в тысячу раз ярче, чем на Земле)

20. Как называются очень маленькие и очень плотные звезды, которые представляют собой конечную стадию эволюции звезд? (Белые карлики. Радиус их, в среднем, равен земному, а масса соответствует массе Солнца. Средняя их плотность примерно в один миллион раз превышает плотность воды)

21. Какие две планеты Солнечной системы не имеют естественных спутников? (Меркурий и Венера)

22. Какая планета Солнечной системы имеет самое большое количество спутников? (Сатурн имеет 62 естественных спутника)

23. Чем звезды отличаются от планет? (Каждая звезда — это массивный газовый шар, излучающий собственный свет. Планеты же светят отраженным солнечным светом)

24. Какое общее название имеют особенно большие звезды? (Красны.е гиганты. Если бы некоторые из таких звезд оказались на месте Солнца, орбита Марса, а то и Юпитера, очутились бы внутри них!)

25. Почти во всех звездах девяносто восемь процентов массы приходится на два самых легких элемента. Каких? (Водород и гелий. Причем водорода примерно в 2,7 раза больше по массе, чем гелия. На долю всех остальных элементов приходится два процента массы — вещества)

26. Какая из планет Солнечной системы не просто наклонена по отношению к орбите Солнца, но буквально лежит на боку? (Уран. Этим и объясняются многолетние, в сорок два земных года, дни и ночи на Уране)

27. Какая планета Солнечной системы, носящая имя греческого бога времени, в 760 раз больше Земли по объему, не способна утонуть даже в керосине? (Сатурн. Его плотность в 7,5 раз меньше, чем земная)

28. Какая планета Солнечной системы названа именем дедушки верховного бога римлян? (Уран)

29. На поверхности какого небесного тела встречаются такие названия: море Спокойствия, океан Бурь, болото Сна, озеро Смерти? (Луна)

30. Чем отличается метеор от метеорита? (Метеорит — это небесное тело, упавшее на поверхность Земли. Метеоры сгорают, не долетая до Земли, в плотных слоях атмосферы)

31. Как по-научному называется звездопад? (Метеоритный дождь)

32. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (Солнечное затмение)

33. Согласно воззрениям астролога Берроуза, раз в триста тысяч лет планеты собираются поочередно то в знаке Козерога, то в знаке Рака. В такие моменты миру грозит гибель. Когда планеты собираются в созвездии Рака, то миру грозит пожар. А что грозит миру, когда планеты соберутся в созвездии Козерога? (Потоп. Наводнения )

34. Вавилоняне называли его «Лесная птица», арабы — «Курица». А как называем это созвездие мы? (Созвездие Лебедя)

35. Что мы называем «Парадом планет»? (Видимым Парадом планет называется планетная конфигурация, при которой пять ярких планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн) в своем движении по небосводу подходят друг к другу на близкое расстояние, и становятся видны в одно время в небольшом секторе неба — 10—40 градусов)

36. Назовите самое вулканически активное тело Солнечной системы. (Ио — спутник Юпитера)

37. Какое название носит самый большой естественный спутник из всех планет Солнечной системы? (Ганимед)

Рекомендуем посмотреть:

Загадки про космос

День космонавтики классный час

Викторины для школьников. В мире растений

Викторины для школьников. Тема: деревья и кустарники

Викторина для школьников. Тема: цветы

Проверочно-контрольный тест по теме «Предмет астрономии».

Пояснительная записка.

Тема

Предмет астрономии

Класс

Цель

Проверить уровень сформированности знаний основных понятий, законов и терминов; умений применять эти знания при объяснении и решении задач.

Время выполнения

30 мин.

Предмет

Астрономия (по учебнику -Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут АСТРОНОМИЯ 11 класс)

Спецификация теста

Проверочная работа проводится после изучения темы «Предмет астрономии». Тест содержит 15 заданий, благодаря которым проверяется уровень усвоения основных понятий и знаний, излагаемых в первых двух параграфах учебника. Контроль, закрепление, коррекция этого очень насыщенного материала требует разбора вопросов и упражнений, ориентированных, во-первых, на знание основных понятий и терминов, во-вторых, на оперативное владение ими. Часть вопросов связано с темой «Геометрическая оптика», Физика 11 класс.

Критерии оценивания

Вопросы №1-5 — по 1 баллу. В тесте используются задания с выбором ответа, причем из приведенных ответов только один является правильным.

Вопрос № 6-10 балла, если оба ответа правильные, 1 балл, если допущена одна ошибка.

Вопрос № 11 2 балла, если найдены все (3) правильные ответы 1 балл, если допущена одна ошибка.( 2 правильных ответа) 0 баллов -1 правильный ответ

Вопрос №12 – 7 баллов максимально.

Вопрос № 13-15 – 2 балла за правильное решение

Итого: 28 баллов .

Рекомендуемые примерные оценки.

Выполнено

0 — 13

14 — 18

19- 24

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

1.Астрономия изучает:

а.движение, строение, происхождение и развитие небесных тел;

б.влияние расположения планет на судьбу человека:

в.декоративные растения с красивыми соцветиями-корзинками разнообразной окраски – астр.

2.Кто из ученых имеет работы по математике, физике и астрономии?

а.Г. Галилей

б.И. Ньютон

в.Н. Коперник

г.И. Кеплер

3.Кто в 2019 году получил нобелевскую премию по физике «За открытие экзопланеты на орбите солнцеподобной звезды»:

а.М. Майор и Д. Кело

б.Р.Вайс, Б Бэриш и К.Торн

в.С. Перлмуттер, Б Шмидт и А. Росс?

4.Для измерения горизонтальных координат небесных светил, в практике используют:

а.астролябию

б.гномон

в.транспортир

г.теодолит

5.Небесный экватор пересекает небесную сферу в двух точках:

а.север и юг

б.запад и восток

в.север и запад

г.восток и юг.

6.К каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Раздел астрономии

изучает

А.Небесная механика

а.физическое состояние и химический состав небесных тел и их систем, межзвездной и межгалактической сред и происходящие в них процессы

В. Астрофизика

б.физические свойства Вселенной в целом, выводы делаются на основе результатов исследования той ее части, которая доступна для наблюдения и изучения.

С.Космология

в.движение небесных тел Солнечной системы, включая кометы и искусственные спутники Земли в их общем гравитационном поле.

А

В

С

7.Установите соответствие между оптическими приборами и разновидностями изображений, которые они дают. К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ

РАЗНОВИДНОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ

А) Плоское зеркало

Б) Телескоп

а.Прямое, мнимое

б.Перевёрнутое, действительное

в.Прямое, действительное

г.Перевёрнутое, мнимое

8.К каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Телескоп

Что используется в качестве объектива

А.рефракторный

а.линза

В.рефлекторный

б.призма.

в.вогнутое зеркало

г.плоское зеркало

А

В

9.К каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Телескоп

ход лучей

А.рефракторный

аt1583681677aa.png

В.рефлекторный

бt1583681677ab.png

С.менисковый

вt1583681677ac.png .

10.К каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Характеристика телескопа

показывает

А.Проницающая сила

а.количество света, собираемый телескопом

В.Разрешающая способность

б.минимальная звездная величина небесных светил (звезд, туманностей, галактик), различимых с помощью данного телескопа

в.минимальный угол между двумя звездами, видимыми раздельно

г.во сколько раз угол, под которым виден объект при наблюдении в телескоп, больше, чем при наблюдении глазом

11Выберите все верные утверждения.

а.Наша Земля с Луной, все планеты со своими спутниками, кометы и малые планеты обращаются вокруг Солнца;

б.Невооруженным глазом на территории России можно увидеть 3 галактики;

в.Луна находится на расстоянии 450000км от Земли;

г.Урания — это муза покровительница науки Астрономия;

д.Навигация — это искусство прокладывать путь по наблюдениям за движением небесных светил;

12. Чтобы отыскать на небе светило, надо указать в какой стороне горизонта и как высоко над ним находится оно. С этой целью используется _________________ система координат: ________________ и___________________. Точка, находящаяся точно над головой наблюдателя, называется __________________ и обозначается точкой Z. Диаметрально противоположная точка _________________, обозначается Z’.Линия Z Z’ это __________________ линия. Плоскость, проходящая через точку наблюдения, перпендикулярно Z Z’, образует при пересечении со сферой окружность-

математический___________________.

а.небесная сфера

б.горизонтальная

в.надир

г.горизонт

д.зенит

е.высота

ж.отвесная

з.азимут

и.горизонт

к.экваториальная

л.склонение

13.Каково увеличение телескопа, если в качестве объектива используется линза с оптической силой 0,4 дптр, а в качестве окуляра –линза с оптической силой 10 дптр?

__________________________________________________________________

14.Почему астрономические обсерватории строят высоко в горах?

_____________________________________________________________________

15.Во сколько раз больше света собирает телескоп -рефлектор (диаметр объектива 3 м) чем телескоп –рефрактор (диаметр -30 мм)?

Ответы.

Вопрос

Ответ

а

б

а

г

б

аб

ав

авб

бв

агд

бзедвжи ( бездвжи)

25 ; W=t1583681677ad.gif , где F1 F2 фокусные расстояния окуляра и объектива.

D = 1/F

атмосферный слой тоньше на значительных высотах над уровнем моря;

нет засветки от населённых пунктов;

чем выше мы поднимаемся, тем больше ясной погоды;

на больших высотах низкая влажность воздуха

100,

количество света пропорционально площади объектива, т.е квадрату диаметра

1. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителей. Б.А. Вельяминов, М.М. Дагаев, А.В. Засов, Е.К. Страут и др.М. «Просвещение», 1973, 254с.

2. Астрономия., Базовый уровень. 11 класс: учебник / Воронцов-Вельяминов Б.А, Страут Е.К М. Дрофа, 2018. — 228с.

3. 2. М. А. Кунаш. «Астрономия 11 класс» //Методическое пособие/М. Дрофа, 2018. — 224с.

4.Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страут «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, с.