Воскресная школа сайт

Что такое воскресная школа

Воскресная школа — это организация для обучения детей религии. В России существуют воскресные школы разных конфессий, но наиболее распространены православные — о них и пойдёт речь далее.

Воскресной называется школа не потому, что открыта только по воскресеньям, хотя большинство из них действительно работает в выходные дни. Название связано с главным праздником христианского мира — Воскресением Христовым.

В большинстве воскресных школ занятия проводятся бесплатно, один–два раза в неделю. В такие школы принимают детей вне зависимости от возраста и уровня развития. Главный критерий — интерес к религии.

При отборе преподавателей уделяется внимание в первую очередь моральным качествам, а не квалификации. Занятия могут проходить в формате чаепитий, дискуссионных клубов и так далее.

Что изучают в воскресных школах

В воскресных школах не изучают предметы школьной программы. Их цель — духовное воспитание, приобщение к христианским ценностям и культуре.

В качестве программы для воскресных школ выступают рекомендации отдела образования Российской Православной Церкви. Но что именно и как преподавать, решает руководитель школы. Если школа при монастыре — это монах, а в «мирских» воскресных школах — священник или его жена (матушка).

Одни школы делают упор на богословское образование, в других главное место уделяется творчеству и общению.

Занятия в воскресных школах проходят в группах по возрастам, хотя деление это не строгое. Если ребёнку хочется заниматься вместе со старшей сестрой и братом — это приветствуется.

Для каждой возрастной группы — свой круг занятий:

  • Младшая группа (до 4 лет). Дети приходят на занятия вместе с родителями, и пока малыши заняты танцами, рисованием, пением, лепкой или пальчиковыми играми, взрослые могут поговорить со священником.
  • Средняя группа (от 4 до 8 лет). Занятия длятся 2–3 часа, и дети посещают их уже без родителей. Учителя в игровой форме рассказывают детям библейские истории, ученики рисуют, готовят театральные постановки и изготавливают поделки. В некоторых школах эти вещи продаются на благотворительных акциях. Детей приучают к мысли, что труд во благо других — одна из высших человеческих ценностей.
  • Старшая группа (от 8 лет). Занятия с ребятами постарше больше похожи на школьные уроки. Они длятся по 3–4 часа в день и могут включать в себя изучение Библии и других священных текстов, церковнославянского языка, истории церкви и религиозного этикета. Также ученики занимаются церковным пением, знакомятся с основами иконописи, практикуются в традиционных народных промыслах. Ребята старшей группы нередко отправляются в паломнические экскурсии. А в преддверии церковных праздников в некоторых школах для подростков организуются квесты, викторины по Святому писанию и даже КВНы.

Старшеклассников, особенно тех, кто планирует связать жизнь с богослужением, активно привлекают к краеведческой и архивной работе. Например, могут поручить собрать материал об истории церкви, при которой работает воскресная школа.

Нередко старшие учащиеся воскресных школ работают волонтёрами в детских домах и домах престарелых.

В некоторых воскресных школах, особенно при полковых и казачьих храмах, большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. Иногда для ребят организуют турпоходы и спортивные соревнования.

Кому подойдёт воскресная школа

Воскресные школы созданы, в первую очередь, для детей из верующих семей. Занятия там можно рассматривать как дополнительный кружок по интересам.

Школьную программу в воскресной школе освоить не получится. В этом вопросе семьям, которые обеспокоены формированием детского мировоззрения и системы ценностей, придёт на помощь семейное обучение.

<<Перелинковка>>

На семейном обучении родители могут самостоятельно заниматься с детьми или привлекать помощников. В нашей онлайн-школе изучаются все предметы школьной программы с 1 по 11 класс. Познакомиться нашей платформой можно в течение недели демодоступа.

История

Детская воскресная школа при Свято-Озерянском храме открыта по инициативе протоиерея Николая Бараненко (+1995), настоятеля Свято-Озерянского храма в 1977–1995 годах. Это была первая в постсоветской истории Харьковской епархии воскресная школа. После кончины отца Николая, школу опекали сначала протоиерей Алексей Довгаль, позже – архимандрит Виталий (Жуков) (+2009), протоиерей Александр Геращенко. До того как в 1999–2000 году было построено отдельное здание, некоторое время занятия воскресной школы проходили в храме. После перехода в самостоятельное здание образовались 3 группы воскресной школы: взрослая, детская и юношеская. Кроме изучения Закона Божия и церковного пения, воспитанники изучали также церковно-славянский язык, и после его освоения читали шестопсалмие и кафизмы на вечерних богослужениях в храме.

Школа сегодня

В настоящее время школой руководит настоятель храма архимандрит Никодим (Сылко).

Воспитанники детской воскресной школы с настоятелем архимандритом Никодимом (Рождество 2017 г.)

Воспитанники детской воскресной школы с настоятелем архимандритом Никодимом (Рождество 2017 г.)

Воспитанники проходят обучение по предметам: Закон Божий, церковное пение, церковное чтение, церковное искусство. Для качественного и наглядного обучения используются современные технические средства: для просмотра изображений и видео-иллюстраций на уроках – ноутбук и проектор, для прослушивания музыки и выступлений – современный многофункциональный музыкальный центр.

В воскресную школу принимаются дети прихожан Свято-Озерянского храма, регулярно посещающие богослужения и причащающиеся Святых Христовых Таин. Принятие в воскресную школу возможно только по благословению настоятеля храма.

Преподавательский состав (2019-20 учебный год)

  • Инна Александровна Бойко (старший преподаватель, Церковное искусство) – художник-график, выпускница Харьковского художественно-промышленного института, занимается иконописью.
  • Владимир Ильич Валуйский (Закон Божий и Церковное чтение) – регент малого хора Свято-Озерянского храма г. Харькова.
  • Ксения Анатольевна Тадеуш (Церковное пение) – выпускница регентского отделения Харьковской Духовной Семинарии.

Расписание занятий

На время общегосударственного карантина занятия в детской воскресной школе приостановлены.

Возможности для духовного развития

Самые лучшие выпускники и воспитанники воскресной школы имеют возможность получить благословение у настоятеля на служение в алтаре (мальчики) либо пение на клиросе (мальчики и девочки). В своё время в воскресной школе при Свято-Озерянском храме учился нынешний протодиакон нашего храма, выпускник Московской духовной академии Максим Талалай. Совместное пение детей и малого хора на Божественной Литургии по субботам – это драгоценный духовный опыт осмысленной молитвы и изучения певческого обихода.

Воспитанницы школы поют в малом хоре на пасхальном богослужении (Пасха 2016 г.)

Воспитанницы школы поют в малом хоре на пасхальном богослужении (Пасха 2016 г.)

Группа ВКонтакте «Молодёжный клирос при Свято-Озерянском храме»

Участие в концертах, спектаклях, выставках

В рамках занятий воспитанники школы готовят концерты-поздравления к четырём основным событиям годового круга православных праздников: Престольному празднику в честь Озерянской иконы Божией Матери (12 ноября), Рождеству Христову (7 января), Прощёному воскресенью (Сыропустная Неделя) и Воскресению Христову (Пасха). Выступления проходят в храме после поздней литургии, на них учащиеся рассказывают стихотворения и поют песнопения. Каждому празднику посвящаются выставки художественных работ учеников. Своими руками ребята делают подарки священнослужителям.

Рождественское выступление (Рождество 2017 г.)

Рождественское выступление (Рождество 2017 г.)

На темы основных праздников или нравственных добродетелей ученики старшей группы готовят небольшие театральные постановки – сценки, где через участие и проживание своей роли они имеют возможность глубже прочувствовать важнейшие события Священной истории и получить духовный опыт в игровой форме. После каждого выступления воспитанники получают подарки от настоятеля храма архимандрита Никодима (Сылко).

Фрагмент театральной постановки (Пасха 2017 г.)

Фрагмент театральной постановки (Пасха 2017 г.)

Воспитанники воскресной школы при Свято-Озерянском храме принимают активное участие в общих концертах воскресных школ города Харькова, ежегодных выставках рисунков и поделок воспитанников воскресных школ в Харьковском Художественном музее (улица Жён Мироносиц, 11).

Выступление в Харьковском художественном музее на выставке "Под крылами Рождественских ангелов" (2015 г.)

Выступление в Харьковском художественном музее на выставке «Под крылами Рождественских ангелов” (2015 г.)

В канун Рождества Христова, когда нужно совершать благие и богоугодные дела, воспитанники воскресной школы посещали с концертом воспитанников дома-приюта для детей, больных ДЦП в городе Южном Харьковской области.

Выступление в доме-приюте (Рождество 2016 г.)

Выступление в доме-приюте (Рождество 2016 г.)

Неоднократно в Рождественский Сочельник (6 января) дети приходили с поздравлениями в Областную детскую клиническую больницу, находящуюся недалеко от храма, чтобы принести рождественскую радость тем, кто особо нуждается в поддержке и не может по болезни присутствовать в храме Божием на праздничном богослужении. По традиции, каждому ребенку в больнице вручают бумажного ангелочка, как символ рождественской вести, и сладкие подарки.

Выступление в областной детской клинической больнице (Рождество 2014 г.)

Выступление в областной детской клинической больнице (Рождество 2014 г.)

Радостным и познавательным оказался поход в Церковно-исторический музей Харьковской епархии, где учащиеся узнали о возникновении Харьковской епархии, о святынях Слобожанщины и подвижниках Православия, просиявших на нашей земле. Не оставил никого равнодушным рассказ о почившем в сентябре 2011 года митрополите Харьковском и Богодуховском Никодиме. Дети изумились филигранным работам харьковского православного художника-иконописца Бориса Ивановича Чурилова, этот мастер создавал миниатюрные образы на бересте. Теперь его иконы хранятся в епархиальном музее.

Экскурсия в церковно-исторический музей (2012 г.)

Экскурсия в церковно-исторический музей (2012 г.)

Фото и видеотчёты

Для удобства домашних просмотров и распространения между родителями и учениками фото и видеотчёты выступлений воспитанников школы выкладываются в YouTube и в группу школы в социальной сети ВКонтакте «Воскресная школа при Свято-Озерянском храме»

Выступления ребят – знаменательное событие для школы и для храма – регулярно этим выступлениям посвящаются заметки и статьи в газете «Харьковские епархиальные ведомости».

Поездки и экскурсии

В свободное время ученики воскресной школы вместе с родителями и преподавателями осуществляют совместные паломнические и экскурсионные поездки в пределах Харькова и Харьковской области.

Так в 2013 году воспитанники школы с родителями посетили святыни Харьковской области: место обретения главной святыни Слобожанщины – Озерянской иконы Божией Матери, а также в Спасов Скит, место, связанное с событиями 17 октября 1888 года, когда поезд, в котором следовала Царская Семья, возвращаясь с юга в Санкт-Петербург, потерпел крушение. Божией милостью никто из членов Высочайшей семьи не пострадал. После чудесного спасения Царской Семьи, у места крушения вскоре был устроен скит, названный Спасо-Святогорским. В нескольких метрах от насыпи, был сооружен храм Христа Спасителя, прообразом которому послужил одноименный храм в Москве. На месте насыпи, где потерпел крушение вагон с царственными особами, соорудили пещерную часовню. Храм был разрушен в безбожные годы. А часовня восстановлена силами Южной железной дороги в 2003 году.

Поездка в Спасов Скит (2013 г.)

Поездка в Спасов Скит (2013 г.)

После посещения часовни, паломники направились в краеведческий музей Первомайской гимназии, где хранитель музея Зинаида Николаевна Мотроновска провела экскурсию и познакомила с уникальными экспонатами экспозиции, сохраненными основателем музея Я.И. Красюком. Ребята увидели главный экспонат музея – мозаичную икону Святого Равноапостольного князя Владимира, ранее украшавшую разрушенный храм.

Посещение краеведческого музея Первомайской гимназии (2013 г.)

Посещение краеведческого музея Первомайской гимназии (2013 г.)

Далее юные паломники посетили Нижнюю Озеряну – место обретения Озерянского образа Пресвятой Богородицы. Остановившись на пригорке у колодца, вырытого последним священником, служившим в храме до закрытия церкви безбожными властями, дети с благоговением вступили на территорию бывшего монастыря. Ребята поклонились кресту, установленному на месте разрушенного в 1934 году монастырского храма в честь Рождества Иоанна Предтечи, и по заросшей земляникой тропинке спустились к месту обретения Чудотворной иконы. Помолившись в церкви перед иконой Царицы Небесной, дети направились к источнику с освященной самой Пречистой Девой явлением своего чудотворного образа водой.

Паломничество в Нижнюю Озеряну (2013 г.)

Паломничество в Нижнюю Озеряну (2013 г.)

Дай Бог, чтобы паломнические поездки помогали ученикам, их родителям и преподавателям воскресной школы духовно обогащаться и возрастать.

Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс

В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих жителей нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ.Первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и появление их связано было прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования.Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И. Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «воскресные школы — предмет необходимости».Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая форма обучения стала привлекать все большее число учащихся, и к началу 60-х годов того столетия воскресные школы были организованы не только в столичных и губернских городах, но и в уездных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен.

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству. В сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, издало распоряжение о предоставлении им помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам. Надо отметить, что учредители и преподаватели этих школ в большинстве своем принадлежали к учебному ведомству министерства.

Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д. Ушинским.

Известно, что занятия как в светских, так и в духовных заведениях того времени носили в большей мере образовательный характер, нежели воспитательный. Это подталкивало ученых-педагогов к поискам новых путей в распространении веры и грамотности, в том числе и в воскресных школах. Статья К.Д. Ушинского «Воскресные школы», напечатанная в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году, обобщила и систематизировала имевшиеся знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века, при этом автор акцентировал внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. Так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы.

К.Д. Ушинский формулирует и важнейшие задачи, которые ставит перед собой сама воскресная школа, а именно: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба».

Очевидно, что без четко продуманной программы реализация таких задач была бы невозможна. В связи с этим К.Д. Ушинский предлагает «во-первых, преподавателю с большой осторожностью относиться к выбору предметов, подходя к нему с особым вниманием; во-вторых, предметы бесед с учащимися выбирать заранее и распределять на весь учебный год, при этом согласовав их с распорядителями школ».

Что касается самих предметов и бесед, то К.Д. Ушинским рекомендовано в его статье «Воскресные школы» восемь тем:

  1. Главнейшие события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории Церкви, главнейшие священнодействия и обряды богослужения, главнейшие нравственные обязанности всякого человека.
  2. Крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской Церкви.
  3. Главные физические явления: ночь, день, четыре времени года, дождь, снег, гром и так далее.
  4. Различие главнейших пород животных.
  5. Умственное счисление, знакомство с главнейшими геометрическими формами и свойствами этих форм, наглядное решение геометрических теорем.
  6. Рисовка преимущественно с натуры.
  7. Знакомство с различными ремесленными производствами.
  8. Ознакомление с главнейшими техническими изобретениями с помощью моделей и картин.

Нравственное значение воскресных школ было бы несправедливо недооценивать. Во-первых, они позволяли ученикам «проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково».

Во-вторых, эти учебные заведения давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными.

Именно воскресная школа давала понять, например, рабочему человеку преимущество образования. «Ведь только просвещенный религией и образованием человек, — писал К.Д. Ушинский, — составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство».

Церковно-приходская (воскресная) школа: новые возможности

В конце XX века на приходах Русской Православной Церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. Таким образом возникла определенная форма работы с детьми и молодежью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковно-приходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними же закрепилось и второе название — воскресные школы. Постепенно стало понятно, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.

Сегодня церковно-приходская (воскресная) школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.

Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:

  • катехизическое; главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
  • культурно-просветительское, в рамках которого интегрируется просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;
  • социальное, которое призвано способствовать взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);
  • военно-спортивное — способствует морально-волевому и физическому развитию;
  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);
  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

Утвержденные Священным Синодом документы призваны способствовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Главным новаторством документов является выстроенная типологизация воскресных школ:

  • Воскресная учебно-воспитательная группа;
  • Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;
  • Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности).

Приведенные типы воскресных школ имеют свои отличия и в той или иной мере подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению, к учебно-воспитательной деятельности — ее результатам, организации, структуре и содержанию программы, ее информационному оснащению и так далее.

Отдельного внимания заслуживает третий тип — Центр духовно-нравственного воспитания. Это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования. В ряде епархий и митрополий уже есть воскресные школы, которые прошли процесс государственного лицензирования и получили соответствующий статус (например, в Тамбовской митрополии). Государственное лицензирование позволяет воскресным школам преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преференций: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов.

Одним из ярких примеров реорганизации воскресной школы в православный центр является школа, созданная в октябре 1991 года при московском храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия Бреева. В январе 1996 года на базе действующей воскресной школы был учрежден и юридически оформлен Православный центр «Живоносный Источник» в Царицыно, в состав которого школа вошла как главное структурное звено. Важным шагом в создании школы стала разработка ее концепции. Главная цель деятельности педагогов была сформулирована как «формирование произволения ко спасению у детей и взрослых, духовное обновление и развитие личности учащихся, приводящее к способности созидать свою семью как «домашнюю церковь», оказание помощи родителям в христианском воспитании детей».

Концепция деятельности воскресной школы «Живоносный Источник» существенно трансформировала ее облик: из традиционной детской школы она была постепенно преобразована в школу семейную. Родственники по крови только тогда становятся настоящей семьей, когда становятся близки друг другу духовно, а это требует постоянных духовных и творческих усилий, направленных на поддержание единства и целостности семьи как «домашней церкви».

Усилия педагогов воскресной школы направлены на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании своих родителей и необходимости послушания им, а у родителей, в свою очередь, — осознание необходимости создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей. Именно в этих движениях душ детей и родителей, направленных с помощью благодати Божией навстречу друг другу, и должно происходить духовно-нравственное укрепление семьи. Активное содействие этому созидательному процессу стало главной целью деятельности педагогов воскресной школы «Живоносный Источник».

Внимания заслуживает и опыт воскресной школы храма Рождества Христова в Чернево (район Южное Бутово города Москвы). В 2012 году школе исполнилось 15 лет. Организована она было трудами настоятеля храма протоиерея Игоря Федорова и его ныне почившей супруги отца Игоря матушки Ирины.

«Школа не всегда располагалась в одном и том же помещении, — рассказывает директор школы Галина Алексеевна Горай. — Первоначально для занятий договаривались с директорами общеобразовательных школ о предоставлении нам помещений для занятий. В одной из них нам выделили комнату для рекреации, зал и два класса. Но число детей быстро увеличивалось, и в этом помещении нам стало тесно. Мы перешли в следующую школу, №1863, где в наше распоряжение предоставили девять классов, две рекреационные комнаты и зал. Отношения с директорами складывались прекрасные, а дети этих общеобразовательных школ с радостью посещали наши занятия. Со временем усердием отца Игоря на территории храма Рождества Христова для воскресной школы было выстроено свое здание, в него мы и переехали. Но численность учащихся все увеличивалась. Приходится учиться в две смены: в воскресенье и в субботу. Но несмотря на некоторые трудности, никто не уходит! Говорят: «В тесноте, да не в обиде». Сейчас планируется постройка нового здания для воскресной школы. В нем необходимо расположить не менее десяти классов, музыкальный и физкультурный залы, методический кабинет, библиотеку, мастерские. Все должно способствовать еще большему развитию учебного процесса».

Как рассказала Г.А. Горай, в школе дети с шестилетнего возраста занимаются в подготовительной группе; далее они проходят обучение с первого по восьмой класс. Преподаются такие предметы, как Закон Божий, основы святости, церковнославянский язык, литургика, краеведение, изобразительное искусство, хореография, фольклор. Дополнительно дети могут посещать театральную и хоровую студии, заниматься английским языком, лепкой, росписью по дереву и ткани (мастерская «Батик»), осваивать военно-патриотическое дело (проводятся занятия по боевому самбо), обучаться игре на классической гитаре. Окончив восемь классов, ребята сдают экзамены и получают аттестаты.

«Для успешного обучения ребенка, — продолжает директор воскресной школы, — прежде всего, я думаю, нужна добросовестная и согласованная работа священнослужителей, педагогов, детей и родителей, личная заинтересованность каждого в своем деле и личная ответственность за него. Педагоги школы благословляются священниками, священнослужители, помимо своей основной пастырской деятельности, являются также и педагогами (преподают некоторые предметы), родители не только помогают педагогам в обучении детей, но и сами с удовольствием обучаются в классах для взрослых».

Она сообщила, что от преподавателей требуется тщательная подготовка к каждому занятию; обязательным является составление плана и конспекта урока, подбор игр, музыкального сопровождения, иллюстративного материала, видеофильмов, оформление стенда и листовок для родителей. На специальном стенде для родителей отражаются тема занятия, его краткое содержание и вопросник, ознакомившись с которыми, можно по дороге домой обсудить с ребенком изложенный материал, что помогает его лучше усвоить. В разделе «Читаем вместе» приводится также список рекомендуемой литературы. Наряду со стендом, аналогичная информация содержится и в листовках, раздаваемых родителям.

Как рассказала директор школы, в учебном заведении принят свой «Кодекс педагогической этики». Среди его «заповедей»: «не готовься к урокам всуе»; «не убивай учебное время попусту, так как уроки быстро заканчиваются»; «не завидуй знаниям и мастерству священников и других преподавателей: учись у них и накапливай свой личный опыт»; «почитай отца и мать каждого ученика».

Родители всегда могут ближе ознакомиться с содержанием уроков воскресной школы — все занятия являются открытыми. Родственники учеников имеют возможность присутствовать на этих занятиях, а могут пойти и на свои собственные уроки: после общего молебна перед началом обучения для взрослых проводятся занятия по Закону Божию, христианской этике (эти предметы преподают священники храма Рождества Христова), иконоведению.

Священники, дети, родители, преподаватели и директор вместе посещают святые места, организуют различные праздники, проводят время на природе. В конце каждого месяца в школе поздравляют детей с именинами: выпекают для них праздничный пирог и дарят им подарки.

«Только создавая благоприятную обстановку внутри школы, можно достигнуть цели — воспитать нравственного, разумного трудолюбивого, православного человека в современных непростых условиях, научить ребят отличать плохое от хорошего, правильно относиться друг к другу, почитать старших, помогать младшим. И если дети начинают это понимать, для нас это — высшая награда!» — считает Г.А. Горай.

К вопросу о лицензировании воскресных школ

Что касается лицензирования воскресной школы, то помочь директорам воскресных школ может пособие «Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ. Часть I. Нормативно-правовое обеспечение, инструктивно-методические рекомендации, образцы документов» (авторы-составители: протоиерей Игорь Груданов, Шиняева Н. А., Попова А. А./ Тамбовская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2010 г.).

Пособие содержит перечень основных нормативных документов, регламентирующих лицензирование и финансирование образовательной деятельности Центров духовно-нравственного воспитания (документы федерального и регионального уровня), порядок получения лицензии, инструктивно-методические рекомендации настоятелю храма для получения лицензии на образовательную деятельность воскресной школы, образцы необходимых заявлений, справок, договоров, образец составления учебного плана, который отражает направления, цели, задачи и принципы деятельности воскресной школы.

Одним из первых условий создания Центра духовно-нравственного воспитания является не только наличие собственного помещения, но и наличие устава (типовой образец его также был утвержден 25 декабря 2012 года). Следующим шагом для учредителей и директора должно стать материально-техническое обеспечение помещений: подготовка классов, закупка необходимого оборудования, устройство гардеробной комнаты, учительского кабинета, санузла, собственной библиотеки и так далее.

При соблюдении перечисленных условий директор собирает необходимый пакет документов для передачи в местные органы управления образования. Если необходима консультация или юридическая помощь, можно обратиться в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, специалисты которого помогут с подготовкой необходимой документации, подробно объяснят этапы прохождения лицензирования.

После предоставления всех необходимых и грамотно составленных документов областное управление образования и науки выдает лицензию, дающую право на ведение образовательной деятельности, что помогает сотрудничать со светскими образовательными учреждениями, развивать систему духовно-нравственного воспитания и образования, организовывать систему культурной и досуговой деятельности учащихся.

После принятия Священным Синодом документов, регламентирующих деятельность воскресных школ: Положения, Типового устава и Стандарта учебно-воспитательной деятельности, задачи, связанные с их организацией, значительно упростились.

Есть ориентиры, выбор, примеры удачного опыта и программы, есть желание детей и родителей, возможность найти заинтересованных педагогов — профессионалов своего дела, есть благословение Священноначалия, выражающее волю Божию о развитии православного образования, и каждый приход может и должен найти свое место в этой общецерковной системе.

Комментарий юриста:

Действующее национальное законодательство, так же, как и нормативные акты Русской Православной Церкви, в настоящее время не содержит такого понятия, как «церковно-приходская школа». Образовательные организации должны содержать в своем названии указание на тип образовательных программ, которые ими реализуются (общеобразовательные организации, организации дополнительного образования и т.д.). Общеобразовательные организации, помимо указания на тип реализуемых программ, могут иметь любые наименования и названия, например, «гимназия «Эллада»», «Радонеж», «церковно-приходская школа».

Но в указанном случае церковно-приходская школа будет всего лишь названием, а не отдельным типом образовательной организации и даже не специальным названием, поскольку не несет никакой юридической нагрузки. Согласно действующему законодательству, а также Положению о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви, утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, значение имеет лишь наличие у православной школы конфессионального представления Русской Православной Церкви, а название и состав учредителей может быть любым.

Образовательную деятельность возможно осуществлять только на основании лицензии, поэтому деятельность воскресных школ не рассматривается как образовательная, а является «обучением религии» — термин, содержащийся в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Те воскресные школы, которые в состоянии обеспечить соблюдение условий, необходимых для получения образовательной лицензии, регистрируются как организации дополнительного образования. Рекомендованное для них название — центр духовно-нравственного развития.

Деятельность православных общеобразовательных школ, центров духовно-нравственного развития и воскресных школ (то есть всех видов организаций, осуществляющих сегодня религиозное обучение и воспитание несовершеннолетних) достаточно полно и подробно регламентирована уже действующими актами Русской Православной Церкви: Положением о выдаче конфессионального представления, Стандартом православного компонента начального общего, среднего общего,общего (полного) образования и приложениями к нему, Положением о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.