Воскресный канон 8 гласа

ОКТО́ИХ (греч. ὀϰτώηχος, от ὀϰτώ – во­семь, ἠχος – глас) (Ок­тай, Ось­мо­глас­ник), бо­го­слу­жеб­ный сбор­ник пра­во­слав­ной Церк­ви, со­дер­жа­щий из­ме­няе­мые мо­лит­во­сло­вия служб сед­мич­но­го кру­га. В греч. и груз. тра­ди­ци­ях О. но­сит назв. Па­ра­кли­ти­ка (от греч. Παραϰλητιϰή). В назв. О. от­ра­же­на струк­ту­ра этой кни­ги: все пес­но­пе­ния (сти­хи­ры, тро­па­ри, ка­но­ны) рас­пре­де­ля­ют­ся в ней в со­от­вет­ст­вии с 8 гла­са­ми (см. Ос­мо­гла­сие). Ка­ж­дая из 8 час­тей О. (гла­сов) со­дер­жит пес­но­пе­ния всех сед­мич­ных дней дан­но­го гла­са с вос­кре­се­нья (суб­бо­ты ве­че­ра) по суб­бо­ту ут­ра. В по­сле­до­ва­ние ка­ж­до­го сед­мич­но­го дня вхо­дят тек­сты из­ме­няе­мых пес­но­пе­ний ве­чер­ни, по­ве­че­рия, ут­ре­ни и ли­тур­гии; по­сле­до­ва­ние вос­крес­но­го дня вклю­ча­ет так­же пес­но­пе­ния ма­лой ве­чер­ни и по­лу­нощ­ни­цы. О. по­ёт­ся в пе­ри­од от Не­де­ли Всех свя­тых (1-е вос­кре­се­нье по Пя­ти­де­сят­ни­це) до Не­де­ли о мы­та­ре и фа­ри­сее (1-е под­го­то­вит. вос­кре­се­нье к Ве­ли­ко­му по­сту).

Тропарь воскресен, глас 8:

С высоты́ снизше́л еси́, Благоутро́бне, погребе́ние прия́л еси́ тридне́вное, да нас свободи́ши страсте́й, Животе́ и Воскресе́ние на́ше, Го́споди, сла́ва Тебе́!

Слава, и ныне, Богородичен: И́же нас ра́ди рожде́йся от Де́вы и распя́тие претерпе́в, Благи́й, испрове́ргий сме́ртию смерть, и воскресе́ние явле́й, я́ко Бог, не пре́зри, я́же созда́л еси́ руко́ю Твое́ю; яви́ человеколю́бие Твое́, Ми́лостиве, приими́ ро́ждшую Тя Богоро́дицу, моля́щуюся за ны, и спаси́, Спа́се наш, лю́ди отча́янныя.

Канон воскресен, глас 8.

Песнь 1.

Ирмос: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский жезл, крестообра́зно порази́в, и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, песнь Бо́гови воспева́юща.

Припев: Сла́ва, Го́споди, свято́му Воскресе́нию Твоему́.

Всеси́льну Христо́ву Божеству́ ка́ко не диви́мся? От страсте́й у́бо всем ве́рным, безстра́стие и нетле́ние точа́щу, от ребра́ же Свята́го исто́чник безсме́ртия иска́пающу, и Живо́т из гро́ба Присносу́щный.

Я́ко благоле́пен жена́м А́нгел ны́не яви́ся, све́тлыя нося́ о́бразы есте́ственныя невеще́ственныя чистоты́, зра́ком же возвеща́я свет воскресе́ния, зовы́й: воскре́се Госпо́дь.

Богородичен: Пресла́вная возглаго́лашася о Тебе́ в роде́х родо́в, Бо́га Сло́ва во чре́ве вме́щшая, чиста́ же пребы́вши Богоро́дице Мари́е. Те́мже Тя вси почита́ем, су́щее по Бо́зе заступле́ние на́ше.

Песнь 3.

Ирмос: Утвержде́й в нача́ле Небеса́ ра́зумом, и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко несть свят, па́че Тебе́ Еди́не Человеколю́бче.

Осужде́на бы́вша Ада́ма вкуше́нием греха́, пло́ти Твоея́ спаси́тельною стра́стию оправда́л еси́, Христе́: Сам бо непови́нен сме́ртнаго иску́са был еси́, Безгре́шне.

Воскресе́ния свет возсия́ су́щим во тьме, и се́ни сме́ртней седя́щим, Бог мой Иису́с, и Свои́м Божество́м кре́пкаго связа́в, сего́ сосу́ды расхи́тил есть.

Богородичен: Херуви́мов и серафи́мов превы́шши яви́лася еси́, Богоро́дице: Ты бо Еди́на прия́ла еси́ Невмести́маго Бо́га в Твое́м чре́ве, Нескве́рная: те́мже Тя ве́рнии вси пе́сньми, Чи́стая, ублажа́ем.

Седальны воскресны, глас 8:

Воскре́сл еси́ из ме́ртвых, Животе́ всех, и а́нгел све́тел жена́м вопия́ше: преста́ните от слез, апо́столом благовести́те, возопи́йте пою́ща: я́ко воскре́се Христо́с Госпо́дь, благоволи́вый спасти́, я́ко Бог, род челове́ческий.

Слава, и ныне, Богородичен: Небе́сную дверь, и киво́т, всесвяту́ю го́ру, светоза́рный о́блак воспои́м, небе́сную ле́ствицу, слове́сный рай, Е́вино избавле́ние, вселе́нныя всея́ вели́кое сокро́вище, я́ко Спасе́ние в Ней соде́лася ми́рови, и оставле́ние дре́вних согреше́ний. Сего́ ра́ди вопие́м Ти: моли́ Сы́на Твоего́ и Бо́га, прегреше́ний оставле́ние дарова́ти, благоче́стно покланя́ющимся пресвято́му Рождеству́ Твоему́.

Песнь 4.

Ирмос: Ты моя́ кре́пость Го́споди, Ты моя́ и си́ла, Ты мой Бог, Ты мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча, и на́шу нищету́ посети́в. Тем с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Ты врага́ су́ща мя зело́ возлюби́л еси́: Ты истоща́нием стра́нным соше́л еси́ на зе́млю, Благоутро́бне Спа́се, после́дняго моего́ досажде́ния не отве́ргся, и пребы́в на высоте́ пречи́стыя Твоея́ сла́вы, пре́жде безче́ствованнаго просла́вил еси́.

Кто зря, Влады́ко, ны́не не ужаса́ется, стра́стию смерть разруша́ему? Кресто́м бежа́щее тле́ние, и сме́ртию ад бога́тства истощава́емый, Боже́ственною си́лою Тебе́ распя́таго? Чу́дно де́ло, Человеколю́бче!

Богородичен: Ты ве́рным похвала́ еси́, Безневе́стная, Ты Предста́тельнице, Ты и прибе́жище христиа́н, стена́ и приста́нище: к Сы́ну бо Твоему́ мольбы́ но́сиши, Всенепоро́чная, и спаса́еши от бед, ве́рою и любо́вию Богоро́дицу Чи́стую Тебе́ зна́ющих.

Песнь 5.

Ирмос: Вску́ю мя отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те Незаходи́мый, и покры́ла мя есть чужда́я тьма, окая́ннаго? Но обрати́ мя, и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Оде́ятися претерпе́л еси́ в багряни́цу пре́жде стра́сти Твоея́, Спа́се, поруга́емь, первозда́ннаго покрыва́я безобра́зное обнаже́ние: и наг пригвозди́лся еси́ на Кресте́ пло́тию, совлача́я, Христе́, ри́зу умерщвле́ния.

От пе́рсти сме́ртныя, Ты па́дшее мое́ па́ки назда́л еси́ существо́, воскре́с: и нестаре́ющееся, Христе́ устро́ил еси́, яви́в па́ки я́коже ца́рский о́браз, нетле́ния жизнь блиста́ющ.

Богородичен: Ма́тернее дерзнове́ние, е́же к Сы́ну Твоему́ иму́щи, Всечи́стая, / сро́днаго промышле́ния, е́же о нас, не пре́зри, мо́лимся: я́ко Тебе́ и Еди́ну христиа́не ко Влады́це очище́ние ми́лостивно предлага́ем.

Песнь 6.

Ирмос: Очи́сти мя, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зол возведи́, молю́ся: к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя, Бо́же спасе́ния моего́.

Дре́вом кре́пко низложи́ мя началозло́бный: Ты же, Христе́, возне́сся на Кресте́, крепча́е низложи́л еси́, посрами́в сего́, па́дшаго же воскреси́л еси́.

Ты уще́дрил еси́ Сио́на, возсия́вый от гро́ба, но́ваго вме́сто ве́тхаго соверши́в, я́ко Благоутро́бен, Боже́ственною Твое́ю кро́вию: и ны́не ца́рствуеши в нем во ве́ки, Христе́.

Богородичен: Да изба́вимся от лю́тых прегреше́ний, мольба́ми Твои́ми, Богороди́тельнице Чи́стая, и да улучи́м, Пречи́стая, Боже́ственное сия́ние, из Тебе́ неизрече́нно воплоще́ннаго Сы́на Бо́жия.

Кондак, глас 8.

Воскре́с из гро́ба, уме́ршыя воздви́гл еси́, и Ада́ма воскреси́л еси́, и Е́ва лику́ет во Твое́м Воскресе́нии, и мирсти́и концы́ торжеству́ют е́же из ме́ртвых воста́нием Твои́м, Многоми́лостиве.

Икос:

А́дова ца́рствия плени́вый, и ме́ртвыя воскреси́вый, Долготерпели́ве, жены́ мироно́сицы сре́тил еси́, вме́сто печа́ли ра́дость принесы́й: и апо́столом Твои́м возвести́л еси́ победи́тельная Спа́се мой зна́мения Живода́телю, и тварь просвеща́еши, Человеколю́бче. Сего́ ра́ди и мíр сра́дуется, е́же из ме́ртвых воста́нию Твоему́, Многоми́лостиве.

Песнь 7.

Ирмос: Бо́жия снизхожде́ния огнь устыде́ся в Вавило́не иногда́. Сего́ ра́ди о́троцы в пещи́ ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице лику́юще поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

Сла́вное истоща́ние, Боже́ственное бога́тство Твоея́ нищеты́, Христе́, удивля́ет а́нгелы, на Кресте́ зря́щия Тя пригвожда́ема, за е́же спасти́ ве́рою зову́щия: благослове́н еси́ Бо́же оте́ц на́ших.

Боже́ственным Твои́м соше́ствием све́та испо́лнил еси́ преиспо́дняя, и тьма прогна́на бысть пре́жде гоня́щая. Отню́дуже воскресо́ша и́же от ве́ка ю́зницы, зову́ще: благослове́н Бог оте́ц на́ших.

Троичен: Всем у́бо Го́спода, Еди́наго же еди́ному Единоро́дному Сы́ну правосла́вно Отца́, богосло́вяще Тя возвеща́ем, и Еди́наго ве́дяще от Тебе́ исходя́ща Ду́ха Пра́ваго, Соесте́ственна и Соприсносу́щна.

Песнь 8.

Ирмос: Седмери́цею пещь халде́йский мучи́тель Богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся ве́ки.

Иису́сова Божества́ Пребоже́ственная си́ла, в нас боголе́пно возсия́ла есть: пло́тию бо вкуш за всех смерть кре́стную, разруши́ а́дову кре́пость. Его́же непреста́нно де́ти благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.

Распны́йся воста́, великовы́йный паде́, пады́й и сокруше́нный испра́вися, тля отве́ржена бысть, и нетле́ние процвете́: Жи́знию бо ме́ртвенное поже́рто бысть. Де́ти благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.

Троичен: Трисве́тлое Божество́, Еди́ну сия́ющее зарю́ от Еди́наго Триипоста́снаго Естества́, Роди́теля Безнача́льна: Единоесте́ственно же Сло́во Отцу́, и Сца́рствующаго Единосу́щнаго Ду́ха, де́ти благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.

Песнь 9.

Ирмос: Ужасе́ся о сем Не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бог яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бысть простра́ннейшее Небе́с. Тем Тя, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Боже́ственным и Безнача́льным Естество́м прост сый, сложи́лся еси́ прия́тием пло́ти, в Тебе́ Само́м Сию́ соста́вив, Сло́ве Бо́жий, и пострада́в я́ко челове́к, пребы́л еси́ кроме́ страсте́й, я́ко Бог. Те́мже Тя во Двою́ Существу́ неразде́льно и неслия́нно велича́ем.

Отца́ по Существу́ Боже́ственному, я́коже естество́м быв челове́к, рекл еси́ Бо́га Вы́шний, рабо́м снизходя́, воскре́с от гро́ба, благода́тию Отца́ земноро́дным поло́ж, и́же по естеству́ Бо́га же и Влады́ку, с Ни́мже Тя вси велича́ем.

Богородичен: Яви́лася еси́, о Де́во Ма́ти Бо́жия, па́че естества́ ро́ждши пло́тию Бо́га Сло́ва, Его́же Оте́ц отры́гну от се́рдца Своего́ пре́жде всех век, я́ко Благ, Его́же ны́не и теле́с превы́шша разуме́ем, а́ще и в те́ло облече́ся.

Стихиры воскресны, глас 8.

Вече́рнюю песнь, и слове́сную слу́жбу, Тебе́, Христе́, прино́сим, я́ко благоволи́л еси́ поми́ловати нас Воскресе́нием.

Го́споди, Го́споди, не отве́ржи нас от Твоего́ лица́, но благоволи́ поми́ловати нас Воскресе́нием.

Ра́дуйся, Сио́не Святы́й, ма́ти церкве́й, Бо́жие жили́ще, Ты бо прия́л еси́ пе́рвый, оставле́ние грехо́в, Воскресе́нием.

Слава, и ныне, глас тойже, Богородичен: Царь Небе́сный за человеколю́бие на земли́ яви́ся, и с челове́ки поживе́: от Де́вы бо Чи́стыя плоть прие́мый, и из Нея́ проше́дый с восприя́тием. Еди́н есть Сын, сугу́б естество́м, но не Ипоста́сию. Те́мже соверше́нна Того́ Бо́га и соверше́нна Челове́ка вои́стину пропове́дающе, испове́дуем Христа́ Бо́га на́шего: Его́же моли́, Ма́ти Безневе́стная, поми́ловатися душа́м на́шим.

Молитва

Го́споди Ще́дрый и Ми́лостивый, Долготерпели́ве и Многоми́лостиве, внуши́ моли́тву и вонми́ гла́су моле́ния моего́: сотвори́ со мно́ю зна́мение во бла́го, наста́ви мя на путь Твой, е́же ходи́ти во и́стине Твоей, возвесели́ се́рдце мое́, во е́же боя́тися и́мене Твоего́ Свята́го, зане́же ве́лий еси́, и творя́й чудеса́. Ты еси́ Бог Еди́н, и несть подо́бен Тебе́ в бозе́х, Го́споди, Си́льный в ми́лости, и Благи́й в кре́пости, во е́же помога́ти и утеша́ти, и спаса́ти вся упова́ющыя на и́мя Твое, Отца и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, аминь.

жанр И. занимает одно из весьма значимых мест в праздничном богослужении. Об этом свидетельствуют: 1) наличие И. в службах большинства Господских и Богородичных праздников (на Рождество, Богоявление, Пасху — всегда; на Введение, Сретение, Благовещение, Успение Пресв. Богородицы и др. праздники могут варьироваться в зависимости от рукописи); в Студийско-Алексиевском Типиконе указано пение 2 И. на память прп. Феодора Студита; 2) частые случаи записи в уставах не только инципита, но и полного текста И.; 3) существование нотированных подборок воскресных и праздничных И.

Древнейшие указания о воскресных И. содержатся в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах. Автор воскресных И. 8 гласов неизвестен. В большинстве этих гимнов (1-5-го и 8-го гласов) воспевается посещение Живоносного Гроба мироносицами в соответствии с текстом тропарей по непорочнах, к к-рым непосредственно примыкают И., и с тем часом ночи, когда их должны петь согласно древним уставам (поэтому они звучат не только на утрене, но и на полунощнице). В остальных И. говорится о плодах Воскресения. Каждый следующий И. продолжает описание предыдущего.

Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону (ГИМ. Син. № 330, 70-е гг. XII в.), И. могли петься по кафизмах или по 3-й песни канона. Обычной практикой для воскресных дней было, по-видимому, пение воскресных И. по обеих кафизмах: так указано для Недели о блудном сыне (Л. 1-1 об.), 1-й и 3-й недель Великого поста (Л. 12 об., 13 об.), Недели по Рождестве Христовом (Л. 119). В мясопустную и сыропустную недели по 1-й кафизме указан воскресный И. рядового гласа, а по 2-й — И. данной недели, соответственно « » и « «, оба 6-го гласа (Л. 4, 7 об.). Для Недель св. праотец и св. отец описан обратный порядок пения И.: по 1-й кафизме пелись гимны на темы этих праздников — « » и « «, оба 6-го гласа (в совр. книгах находятся по 3-й песни канона), а по 2-й кафизме — воскресные гимны рядового гласа (Л. 107-107 об., 108 об.- 109). В статье Типикона на Неделю св. праотец помещено указание о способе исполнения И.: « () () () » (Л. 107 об.), а в статье на Неделю св. отец дана отсылка к этому указанию (Л. 109).

Начало воскресных ипакои в Успенском (Троицком) Кондакаре. 1207 г. (ГИМ. Усп. № 9. Л. 171)

Начало воскресных ипакои в Успенском (Троицком) Кондакаре. 1207 г. (ГИМ. Усп. № 9. Л. 171)

Начало воскресных ипакои в Успенском (Троицком) Кондакаре. 1207 г. (ГИМ. Усп. № 9. Л. 171)

На Рождество Христово и на его отдание по 1-й и 2-й кафизмах пелись И. « () » 8-го гласа и « » 5-го гласа с богородичнами (Л. 113 об., 121).

На Богоявление и на его отдание по кафизмах указаны И. « » 1-го гласа и « () ()» 4-го гласа с богородичнами (Л. 127); при совпадении отдания праздника с воскресным днем по 1-й кафизме пелся воскресный И., а по 2-й кафизме — 2-й И. праздника (Л. 132 об.).

На значимый для студийской традиции праздник прп. Феодора Студита (11 нояб.) по кафизмах указано пение « » И. святого 8-го гласа « » и « » с богородичнами (Л. 93).

В Лазареву субботу и в Неделю ваий по 1-й кафизме пелись И. (« » 2-го гласа и « » 6-го гласа соответственно), а по 2-й кафизме — седален праздника (Л. 19, 20 об.). Такое же распределение гимнов на Введение во храм Пресв. Богородицы (по 1-й кафизме — И. « () » 4-го гласа — Л. 98) и на Сретение Господне (по 1-й кафизме — И. « » 2-го гласа — Л. 141 об.). На Благовещение И. также пелся только по 1-й кафизме (« » 8-го гласа), по 2-й кафизме указан тропарь дня (Л. 150 об.), а при совпадении с Лазаревой субботой, Неделей ваий, Великим понедельником или Великим четвергом — И. дня (Л. 154, 155, 156, 157 об.).

В описании службы Успения Пресв. Богородицы гимн по непорочнах « » 8-го гласа назван катавасией (Л. 190; в совр. Минеях тот же гимн помещен по 3-й песни канона и носит название И.).

И. по 3-й песни канона встречаются гораздо реже, чем по кафизмах. В пасхальной службе по 3-й песни канона содержится тот же гимн, что и в совр. книгах,- « » 4-го гласа (Л. 37). На память VII Вселенского Собора «о святых иконах и память святаго Феофана, творца канонов» (11 окт.) по 3-й песни указано пение « () () » (Л. 86). В предпразднство (24 дек.) и попразднство (30 дек.) Рождества Христова по 3-й песни назначено пение И. « » 8-го гласа (Л. 112, 121; в совр. Минее — седален по 2-й кафизме « «).

Начало воскресных ипакои в греч. Кондакаре письма иером. Симеона. 1288–1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64. Fol. 245v)

Начало воскресных ипакои в греч. Кондакаре письма иером. Симеона. 1288–1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64. Fol. 245v)

Начало воскресных ипакои в греч. Кондакаре письма иером. Симеона. 1288–1289 гг. (Laurent. Ashburnham. 64. Fol. 245v)

Согласно Евергетидскому Типикону (Athen. Bibl. Nat. 788, 1-я четв. XII в.), в воскресные дни И. гласа пелся после кафизм (к к-рым могли присоединяться полиелей и/или непорочны, считавшиеся наравне с кафизмами) и воскресных седальнов; после И. указаны чтения (не всегда) и степенны (см. статьи: 1, 8, 15 сент., 21 нояб., 26 дек., Неделя по Рождестве Христовом, 7 янв., 9 марта, 29 авг., Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная, сырная — Fol. 2, 5, 33v, 52, 53, 66v, 77v, 85v, 119v, 121v, 122v, 123v, 126v). В описании воскресного бдения (ἀγρυπνία) в период Четыредесятницы св. апостолов (Петрова поста) по 1-м стихословии указан воскресный седален, по 2-м — И. гласа (Fol. 175). Со 2-й по 5-ю неделю Великого поста И. гласа назначен после полиелея (Fol. 133, 134v, 138, 139v). В ряд недель периода Пятидесятницы — о расслабленном, о самаряныне, о слепом — воскресный И. назначался по 3-й песни канона, если не было соответствующего седальна празднуемого в этот день святого, если же был, то воскресный И. должен был петься по полиелее (Fol. 159v, 161v, 163v); тогда же, по полиелее, назначено пение воскресного И. в Неделю св. отец Никейского Собора (Fol. 166v).

При совпадении воскресенья с др. празднованием воскресный И. пелся по 2-й кафизме, т. е. средним в последовательности песнопений после стихословий — между воскресным седальном (по 1-й кафизме) и седальном празднования (по 3-й кафизме или по др. части Псалтири). Так, в Неделю Православия указаны воскресный седален по 1-й кафизме, воскресный И. по 2-й кафизме и седален св. пророков по полиелее (Fol. 131v). В Неделю всех святых воскресный И. назначен после 2-й из 2 кафизм (Fol. 171v). На память апостолов Петра и Павла (29 июня) если всего на утрене назначалось 3 кафизмы, то воскресный седален пелся по 1-й кафизме, а воскресный И.- по 2-й, если же звучало 2 кафизмы, то воскресный И. опускался (Fol. 105, 115v). На праздник Успения Пресв. Богородицы если на утрене звучало 3 кафизмы, то по 2-й кафизме пелся воскресный И., а по 3-й кафизме — И. Богородицы (Fol. 115v).

Особые праздничные И. в Евергетидском Типиконе связаны только с самыми значительными вехами церковного года — Рождеством Христовым, Богоявлением, днем апостолов Петра и Павла, Успением Пресв. Богородицы и Пасхой. Здесь отсутствует целый ряд праздничных И., указанных в Студийско-Алексиевском Типиконе, напр. Недели ваий, Великих понедельника, вторника, среды и четверга, Введения во храм Пресв. Богородицы, Сретения и Благовещения. Такая разница, возможно, объясняется влиянием к-польской традиции, где, как указывалось выше, место И. часто занимали тропари.

Воскресный ипакои 2-го гласа

Воскресный ипакои 2-го гласа «По муце шедша на гроб» в Успенском (Троицком) Кондакаре. 1207 г. (ГИМ. Усп. № 9. Л. 172)

Воскресный ипакои 2-го гласа «По муце шедша на гроб» в Успенском (Троицком) Кондакаре. 1207 г. (ГИМ. Усп. № 9. Л. 172)

В 2 последних воскресенья перед Рождеством Христовым по полиелее указаны либо воскресные седальны (в Неделю св. праотец), либо И. гласа (в Неделю св. отец), а по непорочнах с их воскресными тропарями — праздничные И.: если рядовой глас 2-й, 2-й плагальный, 4-й или βαρύς (7-й), то пелся гимн «В росу детем» (Εἰς δρόσον τοῖς παισῖν; в совр. Минеях — И. по 3-й песни канона Недели св. праотец), если же рядовой глас 3-й, 1-й плагальный, 1-й или 4-й плагальный, то пелся гимн «Ангел отроков» (῎Αγγελος παίδων; в совр. Минее — И. по 3-й песни канона Недели св. отец). Как и в Студийско-Алексиевском Типиконе, в статье на Неделю св. праотец помещено указание о способе исполнения этих И.: сначала гимн исполняет певец, затем — народ «с хирономией» (μετὰ χειρονομίας), потом певец поет стих «Воскликните Господеви» с И. «Ангел отроков» или стих «Боже, ушима нашима» с И. «В росу детем», а народ поет конец И.: «Есть бо жизнь» (῾Υπάρχει γὰρ ζωή) или «Начальниче жизни нашея» (῾Ο ἀρχηγὸς τῆς ζωῆς ἡμῶν), после чего следуют чтение и степенны гласа (Fol. 42-42v, 44-44v).

В дни предпразднства Рождества Христова по 3-й песни канона указано пение певцом и народом «с хирономией» И. 4-го плагального гласа «Начаток языков» (23 дек.; в совр. Минее И. помещен по 3-й песни в день праздника) и «Свирелей пастырских» (24 дек.) (Fol. 46v, 47-47v). Те же гимны повторяются и в день праздника: «Свирелей пастырских» с богородичном «Повеленное тайно» (Τὸ προσταχθὲν μυστικῶς) указан как седален по 3-й песни канона на паннихис, а на утрене по 2-й кафизме («Рече Господь Господеви моему») с аллилуиариями указано пение певцом и народом «с хирономией» И. «Начаток языков» (Fol. 50-50v).

На Богоявление по полиелее пелся И. «Егда явлением Твоим» (῞Οτε τῇ ᾿Επιφανείᾳ σου) 1-го плагального гласа (Fol. 64v). На отдание праздника (13 янв.) тот же гимн помещен по 3-й песни канона и назван катавасией, указан характерный для И. способ исполнения — певцом и народом «с хирономией» (Fol. 69).

В день апостолов Петра и Павла (29 июня) по стихословии кафизм пелся И. «Кая темница не име тебе юзника» 1-го плагального гласа (Fol. 104v — 105; в совр. Минеях — И. по 3-й песни канона).

На Успение Пресв. Богородицы между стихословием кафизм и чтением указано пение И. «Блажим Тя вси» (Μακαρίζομέν σε πᾶσαι) 4-го плагального гласа (Fol. 115; в совр. Минеях этот И. помещен по 3-й песни канона), в день отдания праздника (23 авг.) этот гимн пелся по 3-й песни канона (Fol. 117v).

На Пасху и в Светлые среду и субботу по 3-й песни указан тот же И., что и в совр. Цветной Триоди,- «Предварившия утро» (Προλαβούσαι τὸν ὄρθρον) 4-го гласа (Fol. 152, 154v, 155v). В понедельник, во вторник, в четверг и в пятницу Светлой седмицы по 3-й песни указаны воскресные И. соответственно 2-го, 3-го, 1-го плагального и 2-го плагального гласов — «По страсти шедшя» (Μετὰ τὸ πάθος πορευθεῖσαι), «Удивляя видением» (᾿Εκπλήττων τῇ ὁράσει), «Ангельским зраком ум» (᾿Αγγελικῇ ὁράσει τὸν νοῦν), «Вольною» (Τῷ κουσίῳ) (Fol. 153v, 154, 154v, 155).

В пятницу 2-й седмицы по Пасхе по 3-й песни назначен воскресный И. 1-го гласа «Разбойничо покание» (῾Η τοῦ λῃστοῦ μετάνοια), в недели 4-ю (о расслабленном) и 5-ю (о самаряныне) по Пасхе указан И. гласа по 3-й песни, если нет гимна святому; в 6-ю (о слепом) и 7-ю (святых отец) недели по Пасхе — И. гласа по полиелее, также если нет гимна святому (Fol. 158v, 159v, 161v, 163v, 166v). В Неделю всех святых, если есть празднуемый святой, по 2-м стихословии («Возлюблю Тя, Господи») пелся И. гласа.

В Мессинском Типиконе (Messin. gr. 115, 1131 г.) в воскресные дни назначен И. гласа (в Неделю по Рождестве Христовом, Неделю о мытаре и фарисее, Неделю 3-ю по Пасхе — Fol. 79, 161v, 232v). В воскресенья и большие праздники пение И. указано после кафизм (включая полиелей) (Fol. 13), но на Пасху и во всю Светлую седмицу — по 3-й песни канона (Fol. 222, 226-228), а в Неделю Антипасхи И. 1-го гласа вновь указан по кафизмах (Fol. 229v). И. должен был петься «с хирономией» протопсалтом и певцами, назначенными экклиcиархом, стоя, с зажженными светильниками на подсвечнике (указания 25 дек. и 6 янв.) (Fol. 76, 92v — 93, 259, 261v). Инципиты И. указываются сравнительно редко: на Рождество, Введение, Благовещение и Успение Пресв. Богородицы — «Блажим Тя вси роди» 4-го плагального гласа (тот же И. указан на соединение Благовещения с Великим четвергом, с воскресным днем, с субботой св. прав. Лазаря и с Великим понедельником) (Fol. 23v, 56v, 117v, 120, 123, 124v, 157), в Неделю св. праотец — «Ангел отроков» (глас не указан; Fol. 66), в Неделю св. отец — «В росу детем» 2-го гласа (Fol. 67v), на Рождество Христово — «Начаток языков» (Fol. 76), на Богоявление — «Егда явлением Твоим просветил еси» 1-го плагального гласа (Fol. 92v), на Сретение — «Яко возведеся» (῾Ως ἀνηνέχθης) 2-го гласа (Fol. 106v), в Неделю ваий — «С ветвьми воспевше прежде» (Μετὰ κλάδων ὑμνήσαντες πρότερον) 2-го плагального гласа (Fol. 202), на Пасху — «Предварившия утро» 4-го гласа (Fol. 222), в Неделю 3 по Пасхе — «По страсти» 2-го гласа (Fol. 232v), в день памяти св. апостолов Петра и Павла — «Кая темница» 1-го плагального гласа (Fol. 143v).