Воспитание двойняшек мальчиков

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • дети в семье
  • семейные отношения

Особенности воспитания близнецов

Находясь бок о бок с самого рождения, близнецы формируют надежную взаимную связь. Это не просто крепкая дружба – они неотделимы друг от друга: очень часто поступая и ведя себя одинаково, братья или сестры представляют собой единое целое для окружающих, воплощая в себе мечту многих о всепонимающем втором я. В единстве, несомненно, много положительных моментов: уверенность в родном человеке, его поддержка и понимание, партнерство во всех начинаниях.

Но когда приходится действовать порознь, то близнецы часто не уверены в себе, им бывает сложно строить отношения со сверстниками, находить друзей, а в дальнейшем – строить семью.

В связи с этим задача родителей – не сближать детей, а по возможности разъединять, подчеркивая индивидуальность каждого ребенка.

Индивидуальность

Сразу после рождения родители ищут у близнецов отличия не только на теле, но и в характере. Они подмечают малейшие особенности, убеждаясь, что, несмотря на свое внешнее сходство, близнецы разные – стало быть, и общение с ними надо строить, исходя из личных особенностей.

Родителям близнецов необходимо выбирать время для общения с каждым ребенком по отдельности, чтобы их способности определялись и формировались не на примере брата или сестры.

С целью развития индивидуальности психологи советуют покупать детям похожую одежду, но с заметными отличиями, чтобы дети точно знали свою вещь, а также место, ей предназначенное. Одинаково одевать их можно только в раннем возрасте, пока они не осознают своей индивидуальности. Не стоит одевать близнецов в вещи друг друга, несмотря на одинаковый размер. Игрушки, пусть и не все, но должны быть свои, личные, а возможность поиграть с чужой предоставлялась бы только с разрешения ее хозяина: близнецам особенно необходимо учиться уважать чужое личное пространство.

При выборе кружков необходимо учитывать желания и особенности ваших детей: водить их на разные занятия, чтобы они могли проявить себя и найти друзей.

Подарки детям лучше дарить разные. Пусть один из близнецов пойдет выбирать себе подарок с папой, а второй – с мамой: так, не завися от другого мнения, они выберут себе вещи по вкусу. Тортов на день рождения тоже желательно покупать или печь два.

Подчеркивать индивидуальность – не значит насильно разъединять близнецов. Это значит по возможности создавать условия, при которых дети будут общаться не только между собой, но и со сверстниками, и со взрослыми. Важно как можно реже подчеркивать схожесть детей.

Близнецов не рекомендуется сравнивать друг с другом, не надо их обобщать, а соперничество между ними поощрять ни к чему. С близнецами следует:

  • меньше задавать общих вопросов, стараться разговаривать с детьми по отдельности;

  • отучать от привычки отвечать друг за друга, перебивать;

  • давать задания отдельно каждому;

  • поощрять общение с другими детьми;

  • называть их по именам, а не просто «дети» или «девочки/мальчики».

Индивидуальность обязательно должна подчеркиваться. Пусть у близнецов будут личные воспоминания, мнение, планы и мечты.

Лидерство

В отличие от сверстников, близнецы с самого детства делят любовь родителей и строят отношения между собой, в связи с чем в их паре рано наблюдается лидер. Это не всегда один и тот же ребенок: лидерство близнецов может проявляться в зависимости от ситуации. Родителям лучше не сразу вмешиваться в детские отношения, а то и вовсе не вмешиваться, если только дети не причиняют боль друг другу. Но если лидер в паре подавляет брата или сестру, то стоит повышать уверенность в ведомом ребенке.

Очень часто борьба за лидерство проявляется в ссорах и драках. Это происходит из-за неумения договариваться, поэтому задача взрослых – научить детей приходить к компромиссам.

Игры на двоих

Близнецы много времени проводят вдвоем. Чтобы они правильно развивались, по минимуму ссорясь и соперничая, необходимо подобрать совместные игры.

Один из вариантов – кукольный театр. Разные роли будут стимулировать развитие у детей речи, мышления, фантазии. Обмен ролями развивает внимание и лидерские качества.

Отстаивать свое мнение и самостоятельно принимать решения помогут парные логические игры – шашки, шахматы, домино, лото, – где каждый играет за себя.

Растить близнецов – нелегкий труд, и наградой родителям станет то, что со временем каждый ребенок пойдет по жизни своей дорогой, ощущая поддержку человека, понимающего его лучше всех остальных, всегда готового помочь.

Анна Сафина

Мы составили для вас тест, определяющий преобладающий тип воспитания в Вашей семье, а так же разработали некоторые рекомендации по итогам тестирования для того, чтобы Ваш ребёнок развивался наиболее гармонично.

Пройти тест

Как правильно воспитывать мальчика и как правильно воспитывать девочку (золотая середина)
Педагог-психолог Петрова Анастасия Васильевна
Многое из того, что нам нужно,
может подождать, но не ребенок.
Ему нельзя сказать: «Жди до завтра».
Его зовут — Сегодня!!!
Габриелла
Мистраль.
Детей разного пола родители воспитывают по-разному с самого рождения. Одно из исследований установило, что матери их даже держат по-разному. Девочку поворачивают лицом к себе, а мальчика, наоборот, — к миру.
Девочек с первых месяцев жизни ориентируют на общение, от них ждут большей эмоциональной привязанности к родителям. Мальчиков больше ориентируют на более широкие социальные контакты и активные действия.
Сегодня, когда нет столь резких границ между мужским и женским стилем поведения, мужскими и женскими бытовыми обязанностями, мужскими и женскими профессиями, родители в растерянности. Прививать ли девочке чисто женские добродетели — мягкость, гибкость, нежность — или воспитывать ее активной и амбициозной? Стоит ли мальчика растить твердым и бесстрашным или важнее поощрять в нем способность к состраданию и пониманию?
В каждой семье свои правила воспитания. Самый главный секрет хорошего воспитания — это любовь, вера и интерес. Благодаря им родители могут видеть, слышать и чувствовать своего ребенка, правильно реагировать на его потребности, быть тактичными и умными наставниками.
Совершенного метода воспитания нет, и не может быть хотя бы потому, что ребенок, что ни день — то другой, в чем-то не такой, как был вчера, и «вписать» его в выбранные нами клише воспитания невозможно без потерь с обеих сторон. Суть воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно устанавливать границы дозволенного, определять степень своей свободы. Как сказал Б.Окуджава: «Свобода — это воля, ограниченная законом».
Заповеди воспитания
1. Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон — вот залог успеха.
2. Ясно определите для себя, чего вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он сам думает по этому поводу.
3. Предоставьте возможную самостоятельность ребенку. Окажите помощь, а не подменяйте действия детей своими.
4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.
5. Не пропустите момента, когда ребенок достиг первого успеха.
6. Делайте своевременные замечания.
7. Оценивайте поступок, а не личность.
Особенности воспитания мальчиков и девочек.
1.Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
2.Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников- мальчиков.
3.Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы — взрослые.
4.Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина -девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним — неверно и бесполезно.
5.Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
6.Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать их в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.
7.С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.
8.Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
9.Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
10.Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
11.Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.
12.Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.
13.Не переучивайте насильно левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга.
14.Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
15.Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанной с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроится, если общепринятое направление ему несвойственно.
16.При необычном написании ребенком букв проверьте, не связанно ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено оставьте ребенка в покое.
17.Помните, то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.
18.Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.
19.Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, «эмоционального» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
20.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
21.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.
22.Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша — для него строгое следование режиму может быть непомерно трудным.
22.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
23.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других — это его достоинство.
24.Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.
25.Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.
26.Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.
27.Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.
28.При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
29.Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
30.Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем , что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.
31.Имейте в виду, что родитель, который ругает ребенка за то, что чего-то он не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.
Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации присущ этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.
32.Не думайте, что конкурсный отбор в школу — возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителей, а может быть и этого не получиться.
33.Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы заложены в ребенке.
34.Пытайтесь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши успехи могут бить мимо цели и даже разрушать те не многие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.
35.Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой (!!!).
36.Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.
37.Взрослые часто любят в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а взрослый, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению мы любим тех, кого умеем научить.
38.Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.
39.Помните: что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На это он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
40.Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать: Что для него должно меняться место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что он приветствовалось в саду или в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.
41.Имея дело с первоклассниками, учитывайте то факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной — он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
42.Ребенок не должен бояться панически ошибиться. Невозможно научить чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, да и просто радость жизни и радость познания.
43.Не обольщайтесь- вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.
44.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
45.Для успешного обучения мы должны превратить свои требования «хотения» ребенка.
46.Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка — сигнал подобрать другую методику работы с ребенком.
47.Не забывайте без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.
48.Бойтесь появления у ребенка «выученной беспомощности».
49.Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
50.Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
51.Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте — «не навреди».

Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же — и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказали, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Мария Григорьева, детский аналитический психолог, нейропсихолог, мама близнецов
Мария Григорьева, детский аналитический психолог, нейропсихолог, мама близнецов

Идеальный дуэт

Нашу жизнь часто портят стереотипы и популярная культура. Например, такая идея, что все близнецы имеют идеальные отношения. На самом деле все наоборот, близнецам очень трудно бывает ладить между собой. Часто им даже бывает стыдно, что они не могут ужиться так, как все фантазируют, и им сложно отвечать на вопросы друзей и родственников «Почему вы ссоритесь, если вы одинаковые?» Кроме того, дети из многоплодных беременностей часто испытывают стыд, если они вырастают и хотят разлучиться, пожить каждый своей жизнью. Понимание, что не только они испытывают трудности в общении, а почти все близнецы, приносит облегчение и самим близнецам, и их родителям, которые часто страдают, что дети не могут договариваться и жестко конкурируют.

У близнецов есть не только брат или сестра, с которыми они провели много времени вместе и одновременно развивались в мамином животе, но и две разные личности — как «близнецовые», так и как отдельные. Близнецовая идентичность создает глубокую привязанность, которая сознательно или бессознательно будет присутствовать на протяжении всей жизни. А индивидуальность создает конкуренцию, гнев, разочарование и обиду. Разделение родительского внимания может создать глубокую неуверенность и чувство неадекватности.

Исследования показывают, что при одинаковом уровне развития интеллекта в эмоциональном плане дети-близнецы, в особенности однополые близнецы, существенно отличаются от одиночно рожденных детей. Как правило дети-близнецы имеют более низкую по сравнению со сверстниками самооценку. При этом брат или сестра-близнец являются очень значимыми фигурами. Зачастую ребенок из пары близнецов дает брату или сестре эмоциональную оценку выше, чем самому себе. Кроме того, для близнецов, которые воспитываются в полных семьях, характерно разделение на «маминого» и «папиного», т. е. один ребенок чувствует большую эмоциональную близость с матерью, а другой — с отцом. Больше это касается однополых близнецов, а разнополые в эмоциональном плане ближе к одиночно рожденным детям.

Я тебя понимаю

Важная особенность детей-близнецов — они более тревожны по сравнению с одиночно рожденными сверстниками. Причем, если у одиночно рожденных детей уровень тревожности тем ниже, чем выше развитие интеллекта, то у детей-близнецов уровень тревожности высок при любом уровне интеллектуального развития. Есть даже тенденция, что чем выше интеллектуальное развитие детей-близнецов, тем выше и уровень тревожности.

Повышенная тревожность во многом связана с перевозбуждением, повышенной нагрузкой на сенсорные системы. Еще до рождения дети-близнецы уже находятся в условиях повышенной сенсорной стимуляции, они касаются друг друга, слышат друг друга, видят. По сути становятся друг для друга самым первым, самым близким человеком. Мамам детей-близнецов знакомо чувство, что она как будто находятся немного в стороне, эмоционально дальше от близнецов, чем от одиночно-рождённого ребёнка. Мамы часто переживают свою не полную включённость, думая о себе, как о недостаточно правильной маме. С одной стороны, в этой ситуации есть свои бонусы — дети активно проводят время друг с другом, они заняты, развиваются — причем даже быстрее сверстников, поскольку передача информации, знаний и умений внутри пары близнецов происходит очень быстро, а возможностей к восприятию разного рода информации у двух детей больше, чем у одного. С другой стороны, родителям близнецов, прежде всего мамам, приходится прилагать значительно больше усилий для того, чтобы организовать то взаимодействие, которое в норме естественным образом складывается между матерью и отдельно рожденным ребенком с первых мгновений жизни.
Кроме того, дети-близнецы сразу после рождения оказываются в ситуации необходимости постоянного отслеживания в поле видимости брата или сестры-близнеца. Поэтому дети-близнецы могут активно развивать свои интеллектуальные способности, но нервная система детей-близнецов на самом деле испытывает серьезные перегрузки, и их тревожность возрастает.

Кто лучше?

Получается, перед родителями детей близнецов стоит достаточно непростая задача! С одной стороны, дети-близнецы имеют очень тесную связь, обусловленную их совместным развитием еще до рождения, которую приходится учитывать. С другой стороны, родителям приходится пробиваться через некоторый барьер «зацикленности» детей-близнецов друг на друге- для того, чтобы обеспечить своим детям необходимые условия для полноценного развития их индивидуальности. Пусть даже близнецы могут быть очень похожи, но они обладают своими индивидуальными чертами и особенностями, как и любые другие люди! Да, родившись с близнецом, ты навсегда — близнец. Близнецы не могут «развестись». Отношения близнецов, часто загадочные и трудные для понимания и внутри и снаружи, трудно описываемые словами, несомненно, являются источником удивления, удовлетворенности, одиночества, беспокойства.

Близнецы соперничают друг с другом или завидуют друг другу из-за их уникальной и глубокой привязанности, которая создает … конкуренцию. Это соперничество основано на реальности: ведь близнецы сравнивают друг друга с раннего возраста. Кто получает больше еды, любви, внимания, игрушек и особого времени, сравнивается и противопоставляется вербально и невербально. Сравнение становится частью детской жизни — и приводит к большим вопросам между близнецами.

Вот примеры и варианты того, как обходиться со сравнением родителям, и как учить обходиться близнеца.

  • Кто из нас прав? (Правильно: вы оба имеете право на своё мнение)
  • Кто сделал бОльшую ошибку? (Правильно: давайте вместе это исправим или решим проблему)
  • Кто виноват в беспорядке в комнате? (Правильно: я тебе помогу навести порядок)
  • Кто умнее, красивее, стройнее, талантливее? (Правильно: какая разница?)

Конкуренция, идущая из раннего детства, создаёт борьбу, которая продолжается долгие годы и всю жизнь. Но хуже этого — непроговоренность обид и гнева, что может вести к усилению конфликтов.

Как облегчить жизнь всей семье?

  • Если у вас, как у родителей, есть малейшая возможность привлечь помощников к процессу ухода и воспитания детей-близнецов, используйте ее. Это, во-первых, разгрузит маму и даст ей необходимые силы и ресурсы для воспитания детей, а во-вторых, создаст возможность большего участия взрослого в процессе развития детей-близнецов, что позволит избежать их зацикленности друг на друге.
  • Разговоры, прояснение, понимание того, что близнецы — разные люди с разными мнениями — вот путь к пониманию и гармоничным отношениям.
  • Когда родители готовы, то стоит начинать разделять детей-близнецов, давая им возможность тренироваться, получать индивидуальные навыки, не полагаясь на брата или сестру. Лучше это сделать как можно раньше. Хотя процесс должен быть очень мягким, комфортным, и все члены семьи должны быть готовы к нему. Хорошо, если в каком-то ежедневном деле один из близнецов сможет побыть с мамой, а другой с папой (бабушкой, няней), а в следующий раз наоборот. Таким образом дети получают опыт индивидуального взаимодействия с каждым из родителей, так постепенно формируется личный, независимый от брата или сестры опыт.
  • Индивидуальный опыт — лучший способ снизить конфликты и конкуренцию между близнецами, потому что каждый будет чувствовать, что имеет право на своё уникальное место в этой семье и в мире.

Дочки-близнецы: личный опыт

Мария Григорьева: «Мы с мужем стали задумываться о возможности разделить девочек практически с их рождения. Сначала у детей все было общее, и различался только цвет одежды, однако у каждой был свой набор вещей. Девочки вместе посещали занятия, были в одной группе детского сада и у них были одинаковые игрушки. Мы не понаслышке знаем, что дети требуют одинаковые игрушки, и если минимальное различие в деталях, то обеим требуется одна и та же!

Разделение стоит начинать с менее принципиальных для малышей вещей: например, у нас никогда не было двух одинаковых комплектов одежды, хотя бы цвет всегда различался. Не было одинаковых книжек, развивающих игрушек — пазлов, рамок вкладышей, шнуровок, одна дочь могла собирать домик, а другая самолетик. Это те игрушки, которые появляются еще до момента разделения на «мое — твое». А вот подарки и личные игрушки — мишки, зайчики, куклы, домики — те, которые дети очень хотели или те, которые имели большую эмоциональную ценность, были идентичны. Такой подход с одной стороны приучает детей к тому, что одежда и игрушки могут быть разные, а с другой не создает излишнего напряжения, когда речь идет о тех игрушках, которые являются для ребенка символом внимания, заботы, любви.

В 6 лет девочки пошли в одну группу на подготовку в школе, а мы наблюдали. Им было непросто, они обе энергичные, быстрые, активно общались между собой и с учителем, но отнимали слишком много его внимания, учителю было трудно: дети способные, но их «много». А если учителю трудно, это вызывает у него негатив, и подобный настрой уже влияет на комфорт и благополучие детей. Через полгода нам предложили попробовать разделить детей в разные группы, мы согласились попробовать. Поговорили с детьми, разделение прошло нормально — и детям, и нам было комфортно. Опыт оказался успешным, и наши девочки пошли в разные первые классы. Конечно, учителя знали о нашей ситуации и не препятствовали их общению на переменах, в целом относились с пониманием. Дополнительные занятия до 4 класса девочки посещали вместе, пока не сообщили нам, что у них разные интересы, и одна стала заниматься рисованием, а другая пением. Позже они выбрали для себя разные музыкальные инструменты, и занимались в разных местах, в разное время.

Сейчас моим девочкам 14 лет. Каждая имеет свой круг общения, свои интересы, свой стиль в одежде, у каждой есть свое пространство — своя комната. Тем не менее, периодически возникают ситуации, что они устают друг от друга — как всякие люди, которые много времени проводят вместе. Думаю, что дети-близнецы, которые привыкли иметь все общее, так же устают друг от друга, ведь они просто не знают, что может быть нечто отдельное, свое, у них нет такого опыта. Однако, каждый ребенок уникален, даже если кажется, что дети-близнецы идентичны! И опыт каждой семьи уникален.

Важно помнить, что любые решения и изменения должны быть комфортны каждой конкретной семье — и родителям, и детям. Даже если вам сейчас трудно представить, как можно разделить ваших близнецов, как именно организовать каждому из них личное пространство, в котором каждому ребенку было бы комфортно развиваться, то важным шагом будет просто помнить не только об их схожести, но и об их индивидуальности и уникальности».

Воспитание ребенка — это безусловно интересный, но временами сложный, а иногда и выматывающий процесс, а воспитание детей близнецов — вдвойне такой!
Главный вопрос, возникающий у родителей детей-близнецов — одинаковое или разное (во всем)? Мы писали, что с самого рождения дети-близнецы постоянно держат в фокусе внимания брата или сестру, постоянно сравнивают себя друг с другом, испытывая значительные эмоциональные перегрузки. До определенного момента проще и удобнее, если у близнецов все будет одинаковое, кроме ситуаций, требующих принципиальной разницы в уходе и воспитании (например, если у одного из детей есть хроническое заболевание). Но с самого первого дня важно помнить, что наша задача — воспитать две отдельные личности. И стоит постепенно вводить эти различия в повседневную жизнь детей. Близнецы, безусловно, имеют тесную связь, но то, как они будут расти, насколько они будут индивидуальны или идентичны, и сколько им потребуется времени во взрослом возрасте на поиск своей отдельной жизни, определяется в том числе позицией родителей, и их готовностью воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.