Воспитание патриотизма

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Казаева, Евгения Анатольевна, 2000 год

1.Авраменко A.M. Воспитать гражданина. — Киев: Рад. школа, 1978. — 79 с.

2. Азаров ГО. Гражданственность и человечность // Коммунист. 1976. — » 8. — С. 64-73.

3. Азбука прав человека // Всеобщая декларация прав человека, адаптированная для детей: Книга для чтения и обсуждения в младших классах общеобразовательной школы / Под ред. Т.К. Каракаш. М.: Центр развития социально-педагогических инициатив, 1994. — 121 с.

4. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М., 1995. — 59 с.

5. Анциферова А.А. Формирование представлений о Родине в процессе знакомства детей с окружающей жизнью // Знакомство дошкольников с окружающей жизнью. Ульянов6.ск, 1973. С. 15-35.

6. Артемова JT.B. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников: Автореф. дисс. канд. пед.наук. М., 1965. — 20 с.

7. Архангельский JI.M. Нравственное воспитание. М.: Мысль, 1979. — 303 с.

8. Архангельский JT.M. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — 221 с.

9. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом: Руководителям детских садов, методистам, воспитателям, студентам, слушателям ИПК, родителям, работникам образования. М.: ACT, 1997. — 393 с.

10. Белинский В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей // Избранные сочинения. -М.: Худож. лит., 1982. -С 137-148.

11. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Автореф. дисс.д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 41 с.

12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 422 с.

13. Блонский П. Гражданское или человеческое воспитание // Свободное воспитание. 1918. — № 4-5. — С. 79-88.

14. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1988. — 112 с.

15. Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 184 с.

16. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 123 с.

17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

18. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. н/Д гос. пед ун-та, 1995. — 118 с.

19. Боровик С.С. Воспитание гражданских чувств // Начальная школа. 1980. — № 10. — С. 28-30.

20. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М. : МГУ, 1968. 268 с.

21. Бык А.С. Воспитание гражданственности старшеклейЬсников в педагогическом наследии В.А. сухомлинского.: Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1985. — 208 с.

22. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т. Т. 2. 2-е изд-е, ислр. и доп. — М.: Мысль, 1972. — 582 с.

23. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста: Информационный обзор / Авторы-сост. : Ерофеева Т.И., Зверева О. Л., Макеева Т.А. М.: А.П.О., 1996. — 56 с.

24. Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников (На материалах внеклассной работы по истории и политологии) : Дисс. канд. пед наук. Якутск, 1995. — 197 с.

25. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: Изд. центр «Академия», 1996. — 4 96 с.

26. Винокурова С.П. Личность в системе нравственных отношений. Мн.: Наука и техника, 1988. — 105 с.

27. Волжина О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (Ист. пед. аспект) : Дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — 184 с.

28. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя / Под ред. А.А. Бодалева. М. : Просвещение, 1981. — 128 с.

29. Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г.Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. — 117 с.

30. Воспитание гражданственности // Начальная школа. -1981. № 2. — С. 8-18, 44.

31. Воспитание личности дошкольника: Межвуз. сб. науч. тр. Шадринск, 1992. — 119 с.

32. Воспитание нравственных чувств у старших дошгсольрйи-ков I Под ред. A.M. Виноградовой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1989. — 96 с.

33. Воспитание патриотизма в русском юношестве // Педагогический сборник. 1915. — № 4. — С. 469-471.

34. Воспитать гражданина: Сб. статей / Под ред. О.С. Гаманина, В.Ф. Матвеева. М. : Педагогика, 1978. -192 с.

35. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых / Под ред. А. Усачева. М., 1992. — 60 с.

36. Вульфов Б.3. Цель и сущность гражданского воспитания // Воспитание гражданина в советской школе. М. : Педагогика, 1990. — С. 29-36.

37. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. -С. 62-76.

38. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991 — » 7. — С. 19-35.

39. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск: изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. — 238 с.

40. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М. : Учпедгиз, 1940. — 289 с.

41. Голев А.Г. Воспитание у старшеклассников гражданственности как интегрального качества личности: Метод, пособие по педагогике. Пятиг. гос. пед. ин-т иностр. яз. — Пятигорск, 1994. — 36 с.

42. Головань И. По долгу гражданина. М., 1962. — 38 с.

43. Голубева Г.А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в социалистическом обществе (социально-философский анализ). М. : Высш. шк., 1989. — 158 с.

44. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение: Кн. для учителя: Из опыта работы. М. : Просвещение, 1986. — 207 с.

45. Горький М. О гражданском воспитании // Вопросы литературы. 1990. — № 4. — С. 272-275.

46. Демков М.И. История русской педагогики. В 3-х частях. Изд. 2-е, испр. — М., 1910. — Ч. 2 (XVIII в.). — 627 с.

47. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, JI.M. Гурович. СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995. -288 с.

48. Диагностика сформированности гражданственности у старших дошкольников на современном этапе // Актуальные проблемы современной педагогики: Сб. науч. ст.: ШГПИ. Шадринск, 2000. — С. 150-160.

49. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. М. : АПН СССР, 1952. — 735 с.

50. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. -М.: Народное образование, 1995. 112 с.

51. Долгалева И.А. Гражданственность как качество личности // Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1986. — С. 30-40.

52. Домова А.И. Правовое воспитание несовершеннолетних: Пособие для слушателей. М. : Знание, 1977. — 95 с.

53. Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего. 2-е изд. — Берлин: Госиздат, 1922. — 122 с.

54. Ерофеева Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. М., 1986. — 169 с.

55. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Кн. для воспитателя дет. сада. М., 1980. — 192 с.

56. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940. — 471 с.

57. Защити меня: Сб. материалов, иллюстрирующих положения Конвенции ООН о правах ребенка. М., 1995. — 42 с.

58. Зинганшин С. Вопросы правового воспитания // Нар. образование. 1974. — № 2. — С. 21-23.

59. Зосимовский В.А. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М. : Изд-во МГУ, 1981. — 343 с.

60. Иванов В.Н. Школа гражданственности: Воспитательные резервы коллектива. М. : Мол. Гвардия, 197 9. — 106 с.

61. Известнова Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания.: Дисс. канд. пед. наук. М., 1988. — 187 с.

62. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М. : Просвещение, 1984. — 495 с.

63. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 217 с.

64. История политических и правовых учений: Древний мир / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М: Наука, 1985. — 349

65. Казаева Е.А. К постановке проблемы воспитания основ гражданственности у дошкольников // Оптимизация образовательного процесса в дошкольных учреждениях: Сб. науч. ст.: ШГПИ. Шадринск, 1999. — С. 101-109.

66. Казаева Е.А. Мониторинг гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста // Педагогический мониторинг образовательного процесса: Мат. рос. науч. -практ. конф. Ч. 2. — Шадринск, 2000. — С. 126132.

67. Казаева Е.А. Социальные чувства и отношения как нравственно-психологическая категория // Социально-психологические аспекты нравственного развития детей и подростков: Сб. науч. ст.: ШГПИ. Шадринск, 1999. — С. 16-21.

68. Как правильно? Одинаковы ли слова «гражданский» и «гражданственный» // Наука и жизнь. 1983. — 5? 5. -С. 91.

69. Камалдинова Э. Социальному становлению детей нужна защита // Нар. образование. 1993. — № 5. — С. 4043.

70. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Пг., 1915. — 746 с.

71. Караковский В.А. Воспитай гражданина. М. : Знание, 1986. — 83 с.

72. Карамзин Н.М. Избранное. Л.: Дет. лит., 1985. -334 с.

73. Карамзин Н.М. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 1. -М.- Л.: Худож. лит., 1964. 811 с.

74. Каримова Р. Уроки гражданственности // Нар. образование. 1983. — № 7. — С. 52-54.

75. Карнец И. И. Уголовное право и этика. М. : Юрид. литература, 1985. — 256 с.

76. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 142 с.

77. Кершенштейнер Г. Избранные сочинения: Гражданское воспитание. Характер и его воспитание. Трудовая школа / Под ред. М.М. Рубинштейна. М., 1915. — 322 с.

78. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. -Петроград: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1918. 32 с.

79. Князева Л.П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста: Учеб. пособие. Пермь, 1974. -216 с.

80. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М. : Политиздат, 1983. — 256 с.

81. Кожокарь В.И. Педагогические основы воспитания гражданственности у старшеклассников. (На материале деятельности комсомольских организаций сельских школ МССР) . : Дисс. канд. пед. наук. М., 1975. — 211 с.

82. Кожокарь В. И. Формирование гражданского облика старшеклассника. Кишинев: Штинца, 1985. — 112 с.

83. Козлов А.А. Формирование гражданского сознания молодых россиян. М., 1997. — 40 с. — (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: Обзор, ин-форм. НИИВО, вып. 6).

84. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. М., 1983. — С. 16-24.

85. Колесов Д.В. Воля и нравственность // Сов. педагогика. 1990. — № 9. — С. 28-32.

86. Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии. Тематические исследования. -М., 1991. 57 с.

87. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии. -1990. № 5. — С. 3-12.

88. Кузнецов Г.А. Взаимодействие нравственного и правового воспитания в формировании личности старшего подростка. : Дисс. канд. пед наук. М., 1979. — 192 с.

89. Кузнецова Л.В. Воспитание гражданственности в семье // Воспитание школьника. 1990. — № 3. — С. 65-70.

90. Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. М., 1983. — 37 с.

91. Кузнецова Л.В. Проблема гражданского воспитания в наследии А.С. Макаренко // Нар. образование. 1982. — № 4. — С. 81-84.

92. Кузнецова Л.В. Проблема гражданского воспитания школьников в советской педагогике 1918-1936 гг.: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982. — 214 с.

93. Лаврентьева Л.П. Культура общения дошкольников. -Киев: Рад. шк., 1988. 128 с.

94. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М. : Политиздат, 1975. 304 с.

95. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов. М.: Прометей, 1996. — 528 с.

96. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений / Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. — 211 с.

97. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. -» 3. — С. 52-56.

98. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М. : Просвещение, 1971. — 416 с.

99. ЮО.Лямина Г.М., Мельникова Н.В. Совершенствование процесса ознакомления детей старшей группы детского сада с явлениями общественной жизни // Вопросы оптимизации воспитания детей шестого года жизни (старший дошкольный возраст). М., 1981. — С. 39-74.

100. Макаренко А. С. Воспитание гражданина (Сборник). -М.: Просвещение, 1988. 302 с.

101. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М. : Худож. лит., 1982. — 503 с.

102. Мальцева Н. Гражданское воспитание // Народный учитель. 1918. — № 17-20. — С. 11.

103. Маринкина Ю.А. Воспитание гражданина. Хабаровск: Хабаровск, кн. изд., 1967. — 124 с.

104. Маринкина Ю.А. Воспитание гражданской зрелости у учащихся старших классов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1967. — 18 с.

105. Марковичева Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — » 2. — С.11-15.

106. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура / Общ. ред. проф. М.А. Дынника. М.: Госполитиздат, 1955. — 239 с.

107. Матушкин С.Е. Народность в воспитании гражданственности / Челяб. Гос. ун-т. Челябинск, 1999. 95 с.

108. Медведков А.П. Краткая история педагогики: В культурном освещении. СПб, 1912. — 187 с.

109. Мельникова Н.В. Ознакомление с некоторыми общественными явлениями детей шестого года жизни: Дисс. канд. пед. наук, Москва, 1979. 199 с.

110. Ш.Мельникова Н.Б., Казаева Е.А. Психологические аспекты воспитания гражданской личности // Актуальные проблемы педагогической психологии: Сб. науч. тр.: ШГПИ. Шадринск, 2000. — С. 48-58.

111. Миллер-Красовский Н.А. Основные законы воспитания.- СПб: Изд-во автора, 1859. С. 8.

112. ИЗ.Монтень М. Опыты: В 3-х кн. Кн. 1. М., Л.: Изд-во Ан СССР, 1958. — С. 298.

113. Мудрик А.В. Социализация в «смутное время». М. : Знание, 1991. — 79 с.

114. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. -239 с.

115. Иб.Навайчик Н.М. Воспитание гражданственности у учащихся подросткового возраста на революционных, боевых и трудовых традициях (Учебное пособие). М., 1973. -110 с.

116. Назаренко Г.Г. Патриотическое и интернациональное воспитание детей дошкольного возраста. Киев, 1979.- 96 с.

117. Никитин А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. — № 1-2. — С. 6-10.

118. Никитин А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 32-37.

119. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. М., 1993. — 48 с.

120. Никитин А.Ф. Права человека: Учеб. пособие для ср. шк. М., 1993. — 35 с.

121. Никонова Л.Е. Воспитание начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Мн., 1987. — 21 с.

122. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Мн. : Нар. асвета, 1991. — 112 с.

123. Нравственно-правовое воспитание учащихся: Из опыта работы: Кн. для учителя / Сост. А.Ф. Никитин. М. : Просвещение, 1986. — 142 с.

124. Обухов В.М. Педагогические основы формирования социально-правового опыта подростков: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М., 1988. — 30 с.

125. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. М. : Педагогика, 1989. — 479 с.

126. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII в. первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. — М.: Педагогика, 1973. — С. 307-310.

127. Павлова И.И. Теория и практика гражданского воспитания подростков в современной национальной школе / Ин-т нац. пробл. образован. РФ и др. Чебоксары, 1996. — 246 с.12 9. Паульсен Ф. Педагогика. Изд-во товарищества «Мир», 1913. — С. 12.

128. Педагогика школы / Под ред. Г.И. Щукиной. М. : Просвещение, 1977. — 383 с.

129. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А. Комро-ва, Ф.Н. Петрова. М., 1966. — 781 с.

130. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1. М.: Изд-во АПН, 1961. — 720 с.

131. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.

132. Петроченко Г.Г. Первые уроки гражданственности: Пособие для учителя по ознакомлению детей 6-ти летн. возр. с обществ, жизнью. Мн., 1982.- 71 с.

133. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. : Наука, 198 6. — 25 4 с.

134. Политология: Энциклопедический словарь / Под ред. ГО.И. Аверьянова. М., 1993. — 431 с.

135. Пониманская Т.И. Усвоение нравственных норм старших дошкольников в совместной трудовой деятельности. -М., 1983. 155 с.

136. Пономаренко Т. А. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошк. воспитание. 1992. — № 3-4. — С. 10-14.

137. Программа «Развитие» (Основные положения). М. : Новая шк., 1994. — 63 с.195 ;■

138. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. М. : Просвещение, 1985.174 с.

139. Психология дошкольника: Хрестоматия для студентов средн. пед. учеб. завед. / Сост. Урунтаева Г.А. М. : Изд-во центр «Академия», 1997. — 376 с.

140. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. -Петрозаводск, 1971. 223 с.

141. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.3. Неверович. М., 1986. — 176 с.

142. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М. : Политиздат, 1984. — 141 с.

143. Рейн В. Педагогика. Рига: Наука и жизнь. — 1913.- С. 11.14 9. Розанов В. Мысли о гражданском воспитании (Родина, отечество. Государство) // Вестник культуры и свободы. 1918. — № 2. — С.9.

144. Ронкин В.Г. Воспитание гражданственности. Алма-Ата: «Мектеп», 1969. — 84 с.

145. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1- А М / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М. : Большая Российская энциклопедия. — 1993. — 608 с.

146. Роттердамский Э. Похвала глупости. М. : ГИХЛ, 1960. — 73 с.

147. Рубинштейн JI.С. Бытие и сознание. М. : Изд-во АПН СССР, 1957. — 328 с.

148. Руководство для воспитателя детского сада / Под ред. И.В. Залужской. М., 1954. — 168 с.

149. Румянцев Н.Е. Социально-гражданское воспитание с психологической точки зрения // Вестник воспитания. -1916. 9 7. — С. 3.

150. Руссу И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы / Под ред. И.С. Марьенко. -Кишинев: «Штиинца», 1976. 192 с.

151. Рыбаков Б. Открытие двери истории / Рос. газета. -1993. 16 декабря. — С. 11-15.

152. Рябко И.Ф. Основы правовой педагогики. Гл. IV. Педагогические проблемы правовой подготовки и правового- Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1973. с. 67-92.

153. Семенов В.Д. Социальная педагогика: История и современность. Екатеринбург: Изд-во Урал. пед. ун-та, 1993. — 128 с.

154. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. — 91 с.

155. Силина С.Н. Дидактические условия воспитания сознательного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. -172 с.

156. Слипченко Ф.Ф. Воспитать патриота, достойного гражданина // Сов. педагогика. 1986. — № 5. — С. 31-34.

157. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стереотипн.- М.: Русс, яз., 1989. 624 с.

158. Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 1 М. : Русский язык, 1981. — 696 с.

159. Словарь современного русского литературного языка. Т. 2. М., 1956. — 763 с.

160. Смольников В.Г. Проблемы формирования гражданского общества // Соц.-полит, науки. 1991. — № 4. — С. 916.

161. Смольников В.Г., Бачков Б.Н. Рождение гражданина // Соц.-полит, науки. 1990. — IP 8. — С. 43-48.

162. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Под ред. Т.И. Ерофеевой. М. : Изд. центр «Академия», 1999. — 34 4 с.

163. Соколов П. История педагогических систем. СПб, 1913. — 708 с.

164. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня // Дошк. воспитание. 1995. — № 8. — С. 8-12.

165. Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. науч. тр. Свердловск: Урал ГУ, 1986. -196 с.

166. Социально-педагогические проблемы формирования гражданина: Сб. научн. тр. / Под общ. ред. В.Д. Семенова и др. Свердловск: Изд-во Урал. пед. ун-та, 1986. -194 с.

167. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997.- 736 с.17 4. Суслова Э.К. Некоторые вопросы нравственного воспитания старших дошкольников // Воспитание личности дошкольника. Шадринск, 1992. — С. 15-21.

168. Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошк. воспитание.- 1999. 9 1. — С. 82-91.

169. Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошк. воспитание. 1999. — № 2. — С. 86-89.

170. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. 1966. — № 1. — С. 6-10.

171. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. : Мол. гвардия, 1971. — 336 с.

172. Сын отечества. 1820. — ч. 59. — № 1. — С. 7-8.

173. Танюхин Ю.А. Педагогические условия воспитания гражданственности старшеклассников. : Дисс. канд. пед. наук. СПб, 1997. — 178 с.

174. Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (Методология и методика). М.: Высш. шк., 1990. — 175 с.

175. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р.А. Курбатовой, Н.Н. Поддьякова. -М. : Просвещение, 1984. 175 с.

176. Толковый словарь русского языка. В 4-х т. Т. 1/ Под ред. Д.И. Ушакова. М. : ОГИЗ, 1935. — 1562 с.

177. Тугаринов В.П. Личность и общество. М. : Мысль, 1965. — 191 с.

178. Усачев А. Приключения маленького человека. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. М., 1994.

179. Усманов В. В. Патриотами не рождаются, патриотов воспитывают // Наука и образование Зауралья. 1997.- № 1. С. 88-92.

180. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. В 11-ти т. Т. 2.- М., Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. 438 с.

181. Федотова С.В. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека: Автореф. дисс. канд. пед наук. М., 2000. — 17 с.

182. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1991. — 559 с.

183. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверинцев и др. М. : Сов. энцикл., 1989. — 814 с.

184. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.И. Филонова. М.: Педагогика, 1983. — 256 с.

185. Формирование социально активной личности: сущность и проблемы / Под ред. А.П. Петрова. М., 1985.

186. Френе С. Нравственное и гражданское воспитание: Избр. пед. соч. Пер. с франц. М. : Прогресс, 1990. -с.

187. Хайкин Я.З. Структура и взаимодействие моральной и правовой систем. М.: Высшая школа, 1972. — 279 с.

188. Цицерон О государстве / Диалоги о государстве. О законах. Кн. 2. М.: Наука, 1966. — 224 с.

189. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны: Историко-педагогические исследования. М. : Педагогика, 1984.- 240 с.

190. Чернышевский И.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1984. — 297 с.

191. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М. : Наука, 1977. 144 с.

192. Шабельник E.G., Каширцева Е.Г. Ваши права! М., 1995,

193. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Права на всякий случай. М., 1995.

194. Шаленов A.M. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70-80-х гг.: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук / Ин-т молодежи. М., 1991. — 18 с.

195. Шапиева О. Г. Проблемы общей теории нравственно-правового воспитания: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Л., 1985. — 19 с.

196. Шатунова Н.А. Воспитание гражданских качеств у старших подростков (На материале школ Узбекистана) : Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1975. — 23 с.

197. Шахова Р. Восемь процентов граждан. Не маловато ли? // Нар. образование. 1994. — № 1. — С. 102-105.

198. Шацкий С.Т. Школа и строительство жизни. Пед. соч.: В 4-х т. Т. 2. М.: Просвещение, 1964. — с. 285.

199. Шепель В.М. Социально-психологические аспекты гражданского воспитания // Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г.Н. Филонова. М. : Педагогика, 1990. — с. 60-70.

200. Шепель В.М. Что определяет гражданское самочувствие народа? // Сов. педагогика. 1990. — № 6. — С. 3-11.

201. Шестаков В.П. Проблемы эстетического воспитания -М.: Высшая школа, 1962. 120 с.

202. Шингирей Т.А. Осознание старшеклассниками гражданских прав и обязанностей как условие нравственногоформирования личности.: Дисс. канд. пед. наук. М., 1980. — 183 с.

203. Шкатулла В.И. Положение учителя и ребенка в современном мире. М. : Прометей, 1992. 124 с.

204. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека: М. : «Вита-Пресс», 1995, — 32 с.

205. Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М. : Российское педагогическое единство, 1997. — 157 с.

206. Энгельгардт В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. — 1970. — » 11. — С. 109-113.

207. Эффективность правовых норм / Под ред. В.К. Кудрявцева, В. И. Никитинского, И. С. Самощенко, В. В. Глазы-рина. М.: ГОрид. литература, 1980. — 280 с.

208. Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. — с. 75.

209. Ядов В.А. Соотношение ценностных ориентации и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ИКСИ. 1969. — № 9. — С. 1-66.

210. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. XX века.: Дисс. канд. пед. наук. -Ставрополь, 1997. 173 с.

211. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.

212. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети. М. : Междунар. отн., 1992. — 128 с.

213. Яковлева Д.С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников средней школы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1969. — 351 с.

Общественная палата предлагает «новые подходы» к патриотическому воспитанию, «учитывающие психологию молодежи». Предложения могут стать частью госпрограммы патриотического воспитания на 2016-2020 годы.

«Нужно срочно внедрять уроки доброты. Патриотизм — это когда ребенок любит родителей, дом, озеро возле него. Когда он бесплатно занимается спортом, занимается в кружках. Сохранить память детства и радости — вот откуда берется патриотизм»

Юрий Куклачев, создатель и руководитель Театра кошек, народный артист РСФСР

Своих детей учу личным примером, чтением русской литературы, поездками по достопримечательным местам Родины. Рассказываю об их бабушках и дедушках. Других способов воспитания, по-моему, человечество еще не выработало.

Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)

Учить отдельно патриотизму не стоит, это часть общего воспитания. Когда мы гуляем по столице и рассказываем о старой Москве, когда радуемся победам наших спортсменов или киношников. Воспитание и программа воспитания — разные вещи. Смущает, когда заниматься патриотизмом становится выгодно. Когда на программы, симпозиумы, методички выделяются деньги, а на поисковые отряды, например, их нет. Мне кажется, что любовь к Родине — это чувство более чистое и менее денежное.

Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве

Эмоционально и прежде всего на произведениях искусства. Я сейчас загружаю в соцсети американский фильм «Убрать перископ», который я переводил еще в 1996 году. При том что это комедия, я не видел более патриотической картины. Надо, чтобы подобных картин было много и у нас. Они сделают в миллион раз больше, чем поездки по местам славы, музеям и проч. Меня тоже возили, поездки были правильные, но не было ощущения связи времен. Эмоции — единственное, что работает.

Павел Санаев, писатель, кинорежиссер

Надо просто учить детей мыслить и делать выводы. Патриотизм возникает тогда, когда у ребенка на горизонте есть личности, совершающие понятные ему и полезные действия, вызывающие уважение. Это могут быть люди из прошлого, из фильмов, близкие, учителя.

Екатерина Березий, сооснователь компании «ЭкзоАтлет», резидент фонда Сколково

Патриотизму научить нельзя. Учить кого-то, что он патриот, что он что-то должен… Кто из молодежи так мыслит? Ну сделают очередную программу, и что, после этого вырастет поколение патриотов? Все должно быть тоньше и мудрее.

Сангаджи Тарбаев, член Общественной палаты, экс-капитан сборной РУДН по КВН

Я провожу десятки встреч со школьниками и студентами. Студенты родного МАИ спросили меня, на кого я равнялся. Ответил — на Гагарина. Спрашиваю, а вы на кого? Назвали только Стива Джобса. А одна девушка сказала, что завидует мне, ведь у моего поколения такие герои были, а у их уже нет. Так что проблема с патриотическим воспитанием есть.

Федор Юрчихин, летчик-космонавт, Герой России

С точки зрения опыта общественного патриотизм — это реакция гражданина на отношение к нему государства. Чем больше государство будет уважать своих граждан, тем сильнее будет ответное чувство. И я согласен с Никитой Богословским, который говорил: очень люблю Родину, меньше государство, и уж совсем немного — правительство.

Олег Смолин, первый зампред комитета Госдумы по образованию

Уже внуков воспитываю, как искони повелось на Руси, на личном примере. Ранний подъем, зарядка, хорошая литература. Ходим вместе в театр, на концерты. Вдалбливание особых навыков патриотизма излишне.

Георгий Шпак, бывший командующий ВДВ

Личным примером и взвешенной госполитикой. Патриотизм — это любовь к культуре, народу, семье. А у нас под патриотизмом последнее время подразумевают какую-то исключительность, национальный снобизм. Создание госпрограммы приведет лишь к освоению бюджета. Патриотизм, навязываемый сверху, приобретает извращенные формы и воспитывает любовь не к стране, а к власти.

Илья Яшин, член бюро политсовета «Солидарности»

Не представляю, как методически организовать воспитание патриотизма. Я в детстве играл в войнушку — так воспитывался патриотизм. А сейчас дети увлечены играми на компьютере. И, например, игра «Ил 2 Штурмовик» сделает для патриотического воспитания больше, чем какая-то программа. Раньше всех готовили к служению Родине в вооруженных силах, сейчас это тоже актуально, но появился и другой патриотизм. Например, выучиться за границей и вернуться работать в Россию или просто платить налоги. Человек просто должен осознавать, что хочет приносить пользу Родине.

Александр Борисов, зампред комитета Совета федерации по социальной политике

Никак. Патриотизму нельзя научить, он возникает естественно из того, что дети видят хорошее отношение родителей к людям, к окружающей среде и т. д. Надо просто воспитывать детей хорошими людьми, тогда проблем с патриотизмом не будет.

Мария Гайдар, директор фонда «Социальный запрос»

На уроках словесности и всех гуманитарных дисциплин. Когда дети понимают, что говорят на языке Пушкина, что причастны к мучительной, порой кровавой, истории Отечества, они сами научатся патриотизму. А если ставить воспитание патриотизма так грубо сформулированной целью, ничего не выйдет.

Лев Соболев, заслуженный учитель школ России

ВОПРОС НЕДЕЛИ / ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД*

Вы матом ругаетесь?

Вот уже месяц суд разбирается, обматерил ли Филипп Киркоров журналистку Ирину Ароян, и если да, то повредило ли это ее чести и достоинству.

К сожалению. Но никогда с родными и подчиненными. Матом можно ругаться со старшими по званию или равными по положению.

Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии

Иногда, матом я научился выражаться в пять лет. Я воспитывался у бабушки в деревне, и, когда мама услышала, она была в ужасе. И стала отучать меня, причем так, что до 1996 года я вообще не употреблял такие слова. Но, когда пришлось работать со строителями, все вспомнил.

Вячеслав Володин, зампред Госдумы

Стараюсь заменять аналогами. Например, про эпоху приватизации можно сказать «скоммуниздили». А если молотком по пальцу попала, могу что угодно сказать.

Людмила Нарусова, член Совета федерации

Я на нем мыслю и говорю. Поэтому мат при женщинах меня не смущает. Не секрет, что многим это нравится, зачастую они знают больше таких слов, чем я.

Игорь Губерман, литератор

Нет. Я даже гадости умею говорить очень вежливо.

Юрий Трутнев, министр природных ресурсов

*Должности указаны на момент опроса.

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

Растите детей патриотами !

Воспитание патриотических чувств начинается с воспитания любви к родному городу. Важно чтобы родители заботились о том, чтобы ребята не только хорошо знали родные места, но и чувствовали, как им дороги этот лес и парк, эти река и озеро, эта улица, на которой они ходят в детский сад, чтобы память о родном городе надолго сохранилась.

Какую цель ставят перед собой родители, воспитывая своего ребенка? Все хотят вырастить доброго, умного, трудолюбивого, отзывчивого, любящего и уважающего своих родителей человека, у которого будет счастливая семья, хорошая работа. То есть, все мы хотим вырастить патриота своей Родины. Да, именно — патриота. Вдумайтесь, что означают слова – «патриот своей Родины». Это человек, который беззаветно любит свою Родину. А Родина – это не абстрактное понятие. Родина – это, то место, где мы с вами живем, где живут наши родные и близкие люди, где нам очень дорого абсолютно все.

Задумайтесь на минуточку. Почему, куда бы мы не уехали, нас всегда тянет туда, где мы родились? Тянут нас туда воспоминания о близких и дорогих – маме, папе, бабушке, дедушке, Счастливые события из нашего детства. Тянет нас к себе Родина любимая, потому что мы – патриоты.

Любить Родину – это значит любить свой родной край, свой город, свой дом, свою семью. Так как же вырастить патриота – человека, который будет любить свою Родину и, не задумываюсь, встанет на ее защиту.

А начинать нужно с малого. Патриотизм воспитывается с пеленок. Сначала нужно научить малыша любить своих близких. Мать учит ребенка любить и уважать отца. Отец так же учит любить и уважать мать. И самый лучший способ здесь – личный пример. Ребенку свойственно подражать своим близким – маме и папе. Если он видит, с какой любовью и нежностью папа относится к маме, он будет относиться к ней так же. Так же он буде копировать уважительное отношение, доброту и заботу мамы к отцу.

Очень важно познакомить ребенка с историей своей семьи. Рассказать ему о том, кем были его бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Не последнюю роль тут будут играть семейные фотоальбомы. Если в семье есть люди, имеющие государственные награды, ребенку нужно непременно рассказать о них. Таким образом, вы воспитываете гордость за свою семью.

Важно так же постоянное общение с ребенком. Рассказывайте ему, где и кем вы работаете. Чем занимаетесь на работе. Как это важно для вашей семьи и для других людей, для города, для страны.

Для того, чтобы человек любил свой город, он должен его знать. Необходимо рассказывать ребенку об истории города, о людях живущих и живших когда – то в нем. Замечательно, когда практикуются семейные прогулки по городу. Когда у семьи есть любимые места в городе. Рассказывайте детям о природе родного края. О парках и лесах, о животных и птицах родного края.

Любимый край, любимый город, любимая улица, любимый дом, любимый парк, любимая скамейка в парке – вот что для каждого человека означает — Родина. Любить свою Родину, гордиться ею это и значит – быть патриотом.

В воспитании этого важного качества главную роль играет семья. От вашей семьи зависит, каким вырастет ваш ребенок. А от того, каким он вырастет, зависит, какой в будущем будет наша с вами Родина. Поэтому очень важно, что бы наши малыши выросли настоящими патриотами, любящими свой родной край, свою Родину.

В современной России патриотизм стал одной из важных и дискуссионных тем. Однако разброс мнений огромен. При этом нет единого понимания и определения того, что же включает в себя само понятие «патриотизм». Для меня он начинается с любви к малой родине, к дому, где рос, к улицам, по которым делал первые шаги. Понятие патриотизма росло и расширялось во мне по мере моего взросления. И вот это уже не просто улица и район, это город, за который я выступал на спортивных соревнованиях, школа, в которой учился. Когда я пошёл в армию и попал в Кремлёвский полк с его богатой историей и почётной службой в самом сердце государства, я был преисполнен чувством гордости за свою страну и её великую историю.

Патриотизм ведь не только уважение к истории и культуре своей страны, готовность встать на её защиту. Это честная, добросовестная работа каждого из нас. Не случайно есть выражения: патриот своей семьи, своей школы, своего вуза или предприятия, патриот малой родины и всей страны. Люди-патриоты — это те, кто минусы превращают в плюсы, проблемы — в возможности, те, кто живут с оптимизмом, предлагая рациональные решения вместо огульной критики.

Прежде чем нам рассуждать о патриотическом воспитании молодёжи, необходимо задаться важным вопросом: а являемся ли мы патриотами, главы городов и посёлков, руководители госструктур, спортсмены и артисты, инженеры и учителя? На чьих примерах мы должны воспитывать нашу молодёжь? Ведь сложно ждать проявления патриотизма от подрастающего поколения, только рассказывая ему о боевых поступках героев Великой Отечественной войны. Или давать читать им книги о культуре и истории русского народа. Я убеждён, что нашим детям необходимы «герои нашего времени», которых они видят каждый день! Ими могут быть директор предприятия, школьный учитель, пожарный, военный, простые студенты, которые провели «субботник» в своём вузе и многие другие. Молодёжи нужны реальные люди с реальными поступками, пусть небольшими в масштабе всей страны, зато видимые для окружающих.

Патриотическое воспитание в первую очередь консолидирует общество. Без него в 90-е годы в людях стали проявляться худшие качества — равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважение к государству и её социальным институтам. Произошло падение престижа армии, а что самое худшее, на некоторых территориях постсоветского пространства патриотизм превратился в национализм, обострились национальные вопросы.

Любые попытки расколоть наше государство — это провокация. В нашей истории сегрегации никогда не было, и мы должны этим гордиться. У нас был интернационализм. Дружба народов. Вспомните, когда в одном экипаже танка был и русский, и казах, и украинец, и татарин.

В Севастополе на 9 Мая «Волонтёры Победы» дарили людям «треугольники», в которых была копия письма ученика 4-го класса Валеры Волкова. В дни обороны города он выпускал самодельную газету «Окопная правда». До наших дней сохранился её 11-й номер, в котором говорилось, что 52-ю школу обороняют русский, грузин, латыш, узбек, осетинка, татарин, украинец и он, сын полка — Валера Волков. Пионер-герой погиб при защите города в 1942 году, но его подвиг остался в веках, как символ силы и дружбы наших народов.

Глубоко убеждён, что особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа.

Многое в этом направлении делают «Поисковые отряды России» совместно с Минобороны. В среднем за год ребята, школьники и студенты занимаются перезахоронением 21 тысячи останков советских солдат. Из них устанавливают имена и судьбы 700-800 человек. Ежегодно поисковые работы проводятся в 37 регионах, на территории которых в годы Великой Отечественной войны шли сражения и бои. Притом в них принимают участие поисковики со всей России. Их экспонаты пополняют городские и сельские музеи, музеи в школах, колледжах и вузах. Что очень важно и символично.

К сожалению, с каждым годом становится всё меньше ветеранов — непосредственных свидетелей тех великих и трагических событий. И уже внуки наших детей не увидят ни одного живого героя. Однако остаются их воспоминания, великие литературные произведения, потрясающие фильмы и музейные экспонаты.

На мой взгляд, преемственность поколений — это ещё и взаимодействие отца и сына, дочери и матери.

Я думаю, что если бы молодые люди лучше бы знали свою историю, они были бы сильней. Они понимали, что своей страны не стоит стыдиться. Мы защищали Родину, отстаивали права и свободы мирного населения во все времена. Сегодня же, находясь под санкциями европейских стран и США, имея «натянутые» дипломатические отношения, Россия продолжает своё развитие. Мы продолжаем отстаивать свои национальные интересы, не позволяем другим странам вмешиваться в наши внутренние дела, развиваем социально-экономический блок. Всё это необходимо продолжать, ведь наша цель — процветание России и благополучие каждого гражданина.

Уверен, что важно и нужно развивать волонтёрское (добровольческое) движение. Понимая необходимость этого направления для молодёжи, президент Владимир Путин подписал федеральный закон о волонтёрстве. Уже через пять лет мы увидим первые результаты реализации волонтёрских программ. На мой взгляд, вклад волонтёров в экономику России может быть сопоставим с вкладом, который вносят крупные отрасли российской промышленности.

Мы надеемся, что в тех или иных сферах число добровольцев достигнет многомиллионной цифры. Но это будут именно добровольные помощники, а не те, которых так или иначе вдруг принудили работодатели или преподаватели. Ведь желание совершать добрые дела должно исходить от самого человека, а не сверху.

Быстрыми темпами развивается у нас спортивное и ситуационное волонтёрство. Я надеюсь, что будут расти ряды зоозащитников, любителей литературы и искусства — культурные волонтёры.

Мне, как человеку, связанному с развитием адаптивного спорта, особенно любимы и дороги волонтёры в сфере адаптивного спорта. Они учат жестовый язык, навыкам обращения с инвалидами, просто проводят с ними время, сопровождают на соревнованиях и так далее. И я скажу, что это обогащает нравственно и духовно как их, так и их подопечных. Большая работа сейчас будет у волонтёров чемпионата мира по футболу. Их тщательно отбирали, и я уверен, что они проведут мероприятие на высшем уровне.

Сейчас Совет Федерации работает над базовым законом о государственной молодёжной политике, который планируется принять до конца 2018 года. Основная его идея — установить чёткий правовой статус молодёжи, а также системное правовое регулирование общественных отношений в сфере молодёжной политики. В региональных редакциях закона «гуляющий» понятийный аппарат, и это прекратится лишь с появлением федерального закона, который даст чёткие основные понятия. Например, что такое молодёжь, её предельный возраст, а также даст разъяснения по теме регулирования общественных отношений при реализации государственной молодёжной политики. Закон призван содействовать социальному становлению, нравственному и физическому развитию молодёжи, реализации потенциала молодого поколения в интересах нашей страны.

И что, на мой взгляд, самое важное: в законопроекте выделены и законодательно закреплены основные направления в работе с молодёжью.

Сегодня перед нами стоят задачи по вовлечению молодёжи в социальную практику и её информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодёжи. Осуществляя меры по развитию молодого поколения, следует начинать с работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Например, предоставлять им возможность бесплатно посещать дополнительные кружки и спортивные секции.

Параллельно необходимо формировать систему поддержки молодёжи, обладающей лидерскими качествами, инициативой и талантами. Свой толчок в развитии должны получить студенческие профсоюзы, поисковые отряды, стройотряды и многие другие ребята.

Также в случае принятия законопроекта уполномоченным органам необходимо разработать «дорожную карту» мероприятий на ближайшие годы. И тогда молодые люди будут уверенны, что закон был создан для них, учитывает их интересы. А в дальнейшем они увидят качественные изменения в своей жизни.