Возьми свой крест

«…Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя,
возьми крест свой и следуй за Мною».

Матф. 16: 24

Много Записей Бориса Николаевича Абрамова посвящено Учению Христа, запечатлённого в евангельских формулах. В Записях Заветы Христа раскрываются с позиций Агни Йоги и сказано, что одно дополняет другое и что Агни Йога является лишь продолжением и следующей ступенью единого для всех веков Учения Жизни. «…Заветы жизни, данные две тысячи лет тому назад, сейчас более нужны и жизненны, чем когда бы то ни было, — говорит Учитель. — Рано хоронить Заветы Великих Учителей за их кажущейся для невежества непригодностью. Слово Моё будет живо вовеки»1.

Рассмотрим, как в «Гранях Агни Йоги» раскрывается известная евангельская формула «Возьми крест свой и следуй за Мною». Что подразумевал Владыка Христос под крестом? Что есть крест для того, кто решил встать на духовный путь и следовать за Учителем?

Прежде всего, утверждается: «Крест — это карма. Тяжесть её берёт на свои плечи идущий и мужественно несёт её до конца»2.

Учитель Говорит: «»Возьми крест свой и следуй за Мной» — условие нерушимое. «И приходящего ко Мне не Изгоню вон» — условие первое. Значит, прежде всего надо прийти, независимо от того, кто ты, праведник или грешник, то есть устремиться и, устремившись, поднять свой крест, то есть груз порождённых в прошлом причин взять сознательно на свои плечи для их изжития»3.

«Сознательное изживание старой Кармы и бережное и осмотрительное порождение новых причин, уже Светлых по природе своей, и будет не только несением своего креста, но и посильным освобо­ждением от него»4.

«Иногда жизнь складывается так, что никакие личные усилия не в состоянии изменить её рамок — в этом проявляется власть Кармы над человеком»5.

«…Обычных людей страдания могут ожесточать, а тягость кармической ноши кажется незаслуженной и невыносимой. Зачем страдать, когда другие живут счастливо и без всяких страданий. Так шепчет самость, вдохновляемая тёмными шептунами»6.

Но Учитель говорит: «Те, кто не хочет взять крест свой и с ним следовать за Мною, не преуспеют. Следовать, не взявши креста, многие бы хотели. Но взять крест — это значит отказаться от жалоб, сетований, недовольства и это значит смирение перед кармической уплатой старых долгов. (…) Непомерная ноша не может дух уничтожить, а поднявший её к Нам непреложно доходит. (…) Осознание значения трудностей и препятствий приближает на тысячи лет. Преодолевающему будет Дано, победителю — тоже. Идущий дойдёт»7.

Другую грань понятия креста можно определить как «средство обуздания низших оболочек»8.

Учитель говорит: «В Жизни — радость, но на Земле — крест. Без креста не подняться на Гору Воскресения Духа. Но Я Поднялся, и ныне Я Есмь в Жизни Вечности. Поднимешься и ты. И крест не тягость, но средство, чтобы обуздать и подчинить оболочки»9.

«Не себя смиряет и обуздывает человек, не с собой борется, а с отжившей и ненужной уже более для его эволюции старой, сыгравшей свою роль, формой своего выражения. (…) Так в жизни дня на всём, что так обильно предлагает жизнь, будем учиться и утвер­ждать власть духа над уявлениями низших оболочек. Астрал10 из них — наисильнейшая, наиземная, ибо не тело, но именно астрал насыщает тело земными вожделениями и заставляет оболочки вибрировать в припадках неконтролируемых и несдержанных эмоций. Каждое проявление эмоционального начала есть хула на дух и попрание света внутри»11.

Рассмотрим ещё один аспект: крест — это несовершенства, которые нужно преобразовать в сокровище Света.

В Записях Б.Н. Абрамова читаем: «Многие мыслят: «Плохой я человек. У меня столько недостатков, не про нас писано Учение, и не для нас дары духа». Неверно!!! Не для праведников Приходил Я в мир, и не для совершенных даётся Моё Учение. И где они, совершенные? Но разбойник, блудница, и мытари, и простые люди со всеми своими недостатками и слабостями окружали Меня. (…) Итак, плохость не есть препятствие, но крест. И этот крест нужно взять на себя и с собою. Плохость свою надо с собой взять и, взяв её на свои плечи для преодоления, последовать за Мной»12.

«Взять крест свой — значит перед лицом всех своих несовершенств, в огненном устремлении к Совершенному Сердцу, идти и идти, несмотря на всё, себя с ними не отождествляя, но зная, что, как бы ни был человек холоден или горяч, он отринут Владыкой не будет»13.

«…Вы, крест отвергающие, что возьмёте вы для трансмутации и что будете переплавлять в ценности духа, если отвергнете крест свой? Не нищими ли уйдёте и с пустыми руками? Потому Говорю: «Возьми крест свой и следуй за Мною, и тяжесть креста преобразится в сокровище Света и станет крылами полёта»»14.

Несение креста понимается также и как «путь собирания опыта».

«Через жизнь надо идти, собирая сок опыта. Чем труднее и тяжелее жизнь, чем больше в ней болей и страданий, тем богаче опыт и быстрее восхождение. Кровью сердца записываются страницы Книги Жизни. Где и когда восходил дух без страдания и боли? Таковы условия Земли, тягчайшей и плодоноснейшей из планет. Ибо если дух завершает путь свой на Земле, то, воистину, велика его заслуга. На Высших Мирах легче: нет этого страшного противодействия материи, которая там более утончена и разрежена. Потому крест свой надо взять твёрдой рукой и, зная неизбежность его тяжести, всё же нести к вершине восхождения духа»15.

Взятие на свои плечи и несение креста означает также идти «путём подвига и закалки духа».

«…Дух на Земле утверждается подвигом жизни, среди трудностей и утеснений, чтобы засиять в Надземном великолепием накопленных в жизни огней. Огни надземные в жизни земной зарождаются и утверждаются рукою и ногою человеческой. Так шли все, отмеченные печатью духа, сгибаясь под тяжестью Ноши земной»16. «…Часто чем больший путь должен пройти человек и выше подняться, тем крест более тяжек. О высоте и величии духа можете судить по тяжести голгофского креста. Крест надо нести каждому, кто хочет подняться к высотам»17.

«Преодоление себя есть великий подвиг, ибо, преодолевая себя, победитель преодолевает зло и тьму мира, мировое животное, общечеловеческое чудовище мрака. Поражая дракона порога в себе, поражает его на планете и делает великое вселенское дело»18.

«»Отвергнись от себя, возьми Крест свой и следуй за Мною» — таков путь, ведущий в Жизнь, путь трудный, путь Подвига. Подвиг — конечная ступень, ведущая к Владыке. (…) Малое «я» в человеке, самость его, восстаёт против суровости самоотречения, и начинается тогда смертельная борьба между… высшим и низшим «я». (…) Не шутка приближение к Свету, суров путь. О себе и личных удобствах, о жизни довольной надо забыть, если хотите на подвиг идти. явить полную готовность ко всем испытаниям, готовность ко всему, готовность всё оставить во Имя Владыки. (…) Отрешившийся от себя, забывший время и вещи и всё предавший Воле Владыки, идёт через жизнь герой духа»19.

Учитель призывает нас к самому высокому подвигу — подвигу «страдания за других, подвигу служения людям».

«…Страдание неизбежно, — говорится в Записях Б.Н. Абрамова. — Но есть два вида страданий: за себя и за других, за мир. Сущность процесса одна — страдание, но смысл и результаты разные. За одну и ту же цену в одном случае человек обретает космическое сознание, в другом — тесноту личного курятника. Не лучше ли изменить угол страданий, и уж если проходить жизнь страдая, то не за себя, а за других. Это путь расширения сознания и освобождения от цепей личности. Потому крест свой поднявший не за себя, но за мир идёт поступью суждённого победителя к победе над собой, а следовательно, и над миром, ибо Я Победил мир»20.

«Если все, душу свою полагающие за других и за мир, Землю оставят, то она погрузится во тьму и погибнет. Если раньше Владыка Сказал: «Возьми крест свой и следуй за Мною», — то теперь к этому надо добавить: «Возьми крест свой и крест мира, чтобы за Мною идти». И те, кто идёт за Ним, разделяют тягость Ноши Его, Ноши мира сего. …Тяжкие пространственные нагнетения, ощущаемые Высшими Духами, и являются уже Ношей земною, не за себя, но за других, за всё человечество, за весь мир. Ведь эти нагнетения надо не только принять, но и разрежать своим огненным, несломимым ничем устремлением к Свету»21.

«Носители Пламени» — так именует Учитель Великих духов, разделяющих с Ним подвиг несения Креста за весь Мир.

«На пределе напряжения, как по струне бездну, проходили Они путь, имену­емый жизнью земной, проходили среди поношения, среди непонимания, среди глумления, среди слепых и глухих несли Они светоч знания. Тяжек был Их путь среди мрака. Их жребий был только давать, и Они давали каждому приходившему, не спрашивая, кто ты и како веруешь. По вехам, оставленным ими, этими гигантами духа, двигалось, спотыкаясь, человечество к конечной цели своей. (…) По огням духа узнавали Они пришедших, и огнём духа вызывали Они в них скрытые свойства пламени сердца. Так не угасал Свет Мира среди ужасающих потёмок духа. Благодарное человечество заклеймило Их именами позора. И в великом одиночестве совершали Они путь свой. Но цвели огненным цветом посеянные Ими зёрна Единого Света»22.

Завершим эту тему Записью Бориса Николаевича Абрамова о Христе, сделанной в первый день Пасхи 1957 года.

«…Он есть Путь, Истина и Жизнь. Идти можно лишь этим путём к Свету. Чаша страданий и чаша Амриты, чаша Бессмертных, — удел победителя мира. Чашу Амриты каждый хотел бы принять, но не чашу страданий. Отвергая крест, лишают себя бессмертия. Но Сказано: «Возьми крест свой». И, думая о крестных страданиях, не полагают, что символ относится ко всем людям без исключения. Каждый может отвергнуть или принять. Но пусть знают: за принятием следует чаша Амриты. (…) Имеете символ восхождения, символ великой победы духа над сложностью плотных условий. И путь Указан. Идите, ничего не ставя выше того, что есть в вас и что объемлется понятием духа, ибо это и есть единственное неотъемлемое сокровище и достояние ваше. Вы — путники вечные на этой Земле и в Беспредельности сущие вечно»23.

Составитель З.Я. НОВИЧКОВА

1 Грани Агни Йоги. 1954. 446 (204).

2 Там же. 1972. 289.

3 Там же. 1952. 477.

4 Там же. 1965. 375.

5 Там же. 212.

6 Там же. 1971. 576.

7 Грани Агни Йоги. 1965. 248.

8 Под низшими оболочками понимается низшее «я» человека.

9 Грани Агни Йоги. 1952. 318.

10 Астрал — желания, переживания, вожделения, страсти.

11 Грани Агни Йоги. 1953. 43.

Сегодня предлагаю поговорить о такой одиозной и неоднозначной личности как Александр Емельяненко. Александр – боец смешенных единоборств, многократный чемпион России по боевому самбо, уроженец города Старый Оскол, средний брат Федора

Но, к сожалению, в последнее время Емельяненко младший (на самом деле средний) больше известен своими скандальными выходками и проблемами с законом. Тело спортсмена забито наколками, большая часть которых напоминает тюремные. Об уголовной жизни Александра известно не много, сам он редко говорил о себе как о воровском авторитете, поэтому широкой общественности об этом известно крайне мало. Несмотря на сомнительную репутацию, на мой взгляд, А.Е. заслуживает безусловного уважения за свои спортивные достижения.

Чтобы не спекулировать на слухах и домыслах по поводу его судимостей и возможной криминальной деятельности, мы рассмотрим классические значения татуировок, присутствующих на теле Емельяненко.

Итак, начнем с самых ранних воровских наколок Александра Емельяненко.

Тату звезды на коленях и плечах.

Вы наверняка слышали, что воровские авторитеты имеют наколки в виде восьмиконечных звезд. Об это мы писали в статье о тюремных татуировках. Так вот, А.Е. имеет точно такие же. Как Вы помнете, восьмиконечные звезды под коленями буквально расшифровываются как На колени не встану, и что в тюрьмах таких заключенных избивают, чтобы проверить это. Внутри звезд выбита свастика, что является признаком отрицалы.

Примерно такое же значение имеют звезды на плечах. Традиционно об обладателях таких тату говорят, что им важны лишь их собственные принципы, а на законы и нормы они плюют. В воровском мире звезды на ключицах – признак отрицалы. Позднее Александр перекрыл их новой наколкой, также симметричной с обоих сторон. Судя по всему, на новых картинах изображены облака.

Паутина на плечах

На плечах спортсмена расположились так называемые погоны в виде паутины. В уголовном мире они, как правило, символизируют тюремную решетку. Наш сегодняшний герой не комментирует эту картину, приводя довольно сомнительные доводы.

Фраза на ступнях

На ступнях Александра набита фраза, которую также легко объяснить с точки зрения уголовной лексики. Если сложить две части воедино, получится Пойдете за правдой, сотретесь до ж*пы. Довольно трудно представить, как такая татуировка может устрашить соперника на ринге, поэтому можно предположить, что ее значение скорее воровское. На жаргоне данное высказывание означает, что каждый может иметь свою правду, а объяснять поступки других через свою правду – занятие бесполезное.

Купола на руках

На руке бойца имеется самая популярная тюремная наколка – купола. Если Вы читали статью о значении блатных наколок, то знаете, что купола на теле означают судимость, а их количество соответствует сроку заключения.

Пират на предплечье

На левом предплечье Емельяненко имеется наколка Пират. Это очень характерный сюжет. В тюремном мире он расшифровывается как ненависть к тюремным надзирателям. Обладатель может иметь предрасположенность к хулиганству и буйному поведению.

Тату могильный крест на плече и пират на предплечье

На левом плече изображен могильный крест с черепами. Такая наколка может обозначать смерть близких во время отсидки, хотя таких подробностей об Александре не известно. Возможно, сам боец вкладывает в нее иное значение.

На плече можно разглядеть татуировку палач, также распространенную в воровском мире. Это своеобразная дань уважения воровскому закону. Палач с закинутым топором и накинутым капюшоном также может означать желание мстить.

Татуировки Александра Емельяненко на спине

На спине располагается надпись на немецком Gott mit uns – С нами бог. Когда-то эта фраза ассоциировалась с SS. А в 90е годы уголовники набивали ее вместе со свастикой, показывая тем самым ненависть к режиму и приверженность «понятиям».

Помимо надписи на спине Емельяненко можно разглядеть еще несколько сюжетов. Самые крупные из них: младенец в короне и Божья Матерь. По факту обе татуировки набиты в традиционном уголовном стиле. Младенец обозначает отсидку в воспитательной колонии для несовершеннолетних. Божья матерь изображена в виде черепа с капюшоном.

Тату на груди А.Е.

Одним из последних приобретений Александра Емельяненко стала татуировка на груди с изображением битвы Пересвета с Челубеем. Как мы помним, это исторический сюжет далекой Куликовской битвы. После жизни в монастыре на острове Афон над этим сюжетом появилась надпись «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго». Таким образом, в татуировках бойца ярко проявляется религиозный мотив.

Надпись на плечах

Возвращаясь к тюремным татуировкам, нельзя не сказать о красноречивой надписи на плечах: Дайте в юность обратный билет, я сполна заплатил за дорогу.

Орнамент внизу живота

В конце хочется упомянуть об орнаменте, располагающимся внизу живота Александра. По фотографии можно видеть, что сегодня эти причудливые рога, а по факту тату в стиле blackwork, закрывают более старую наколку.

Что ж, подводя итог, хочется сказать, что Александр – один из самых ярых публичных поклонников искусства нательной живописи. Практически все участки тела бойца покрыты наколками. Сам он не очень любит говорить об их происхождении, но понятно, что почти все они были сделаны в разных местах, разными людьми. Надеюсь, эта статья смогла привнести ясность относительно значений всех тату Емельяненко 2015 года. Что Вы думаете об этом человеке? Напишите в комментариях!

Ст. 34-37 И, подозвав народ с учениками Своими, (Господь) сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (обретет ее. — Мф. 16:25). Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Слушай! Это для всех. Это обстоятельство для всех, и этого не минешь! Подмечай, как это открываемое слово Господь делает общим законом и как нарочито подчеркивает его неминуемость. Господь был отозван Петром в сторону от народа и даже учеников, и Петр прекословил Господу, не понимая предреченных Господом Его страданий (ст. 32). Господь отворачивается от Петра, и смотрит на учеников, и произносит Свое прещение Петру: «Отойди…» (ст. 33). А теперь совсем покидает Петра и уже не только смотрит, а и зовет, зовет, не только учеников, но и народ. Не ясно ли, что говорится Божественное слово, обращенное ко всем, как для всех обязательное и неминуемое? Это во-первых. И во-вторых, не ясно ли, что говорится какое-то особенное слово, если Господу угодно было оборвать беседу с избранным учеником, резко, с прещением отстранить его, сейчас же подозвать к Себе всех, стоявших поодаль, и к ним обратить Свое слово? Да, это было особенное слово. Почему же надо было ждать особенного слова? Да уже по одному тому, что ни много ни мало речь шла обо всем Господнем деле. Апостол Петр исповедал Христа Божьим Сыном (ст. 29), и ученики услышали в ответ основной закон христианства — закон непримиримости его с миром зла и отсюда закон страданий, закон смерти и закон победы в воскресение (ст. 31). Петр не понимает и не принимает закона страданий и хочет примирения с миром зла: «Будь милостив к Себе, Господи!» Петр хочет по-человечески повернуть христианство. Господь с резким прещением отстраняет от Себя избранного ученика, поворачивается ко всем и говорит. О чем же? Ну, конечно, Господь выправит грубую ошибку Петра, за которую назвал его «сатаною», и авторитетно еще раз утвердит истинную сущность Своего учения и дела, как они должны мыслиться — не по-человечески, а по-Божески. Но сейчас Господь говорит уже не о Себе. О том, что закон непримиримости с миром зла, и отсюда закон страданий, Он утвердит Своим личным примером, Господь сказал уже Своим ученикам (ст. 31). Сейчас Христос говорит и ученикам и народу, что это закон основной и потому общий и неминуемый, что каждому неминуемо пройти путем, по которому прошел Он, Спаситель, и что другого пути христианской жизни нет. Вот о каком важнейшем предмете будет Господня речь. Смотри Божие слово: «Кто хочет идти за Мною…» Так указывается путь всем, всем без изъятия: священнику, мирянину, а не только монаху, подвижнику и отшельнику. Всякий, кто хочет идти за Ним, т.е. называться и быть Его учеником, всякий неминуемо должен исполнить то, что дальше указал Господь, кем бы человек ни был, где бы ни стоял, чем бы ни занимался. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя». «Отвергнись себя»… Вот он неминуемый путь: отвергнуться себя. Как это? Отвергнуть что-либо — значит осудить как негодное, с решительностью отказаться, пренебречь и отбросить. Вот так и надо поступить с собой. Всего себя осудить, как последнего, негодного, и без малейшей жалости к себе отказаться от себя, с негодованием от себя отвернуться, с презрением пренебречь и с гневом отбросить себя в мусорную яму. Господи! Как же это? Господь продолжает: и не только этого Я требую от тебя. Я указываю тебе больше: погуби себя, как бы убей себя. Вот что нужно. Тогда ты Мой ученик. «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю» (ст. 35). Страшный закон! Великий закон! Бросить себя в мусорную яму, погубить себя. Погубить всего себя, каков ты есть, целиком без остатка, а потом уже идти, и только тогда ты станешь Его учеником. Так решительно водворяется для будущих учеников закон отречения от мира зла, от греха. Требуется возненавидеть себя, отказаться от себя и погубить себя старого, греховного, естественного, каков ты есть по Адаму, каков ты есть без Христа. Надо, чтобы ты, Адамов, стал, как мертвый. Короче: надо, чтобы ты умер. Это закон смерти. Его так и обозначил Христос в другом месте, когда сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Значит, по слову Господа, если ты ищешь у Христа плода истины и плода жизни, то надо тебе, естественному человеку, человеку мира и греха, надо тебе идти на собственное уничтожение, гибель, смерть, как гибнет пшеничное зерно, тогда ты принесешь плод. Святой апостол Павел в Послании к Римлянам подробно излагает этот неминуемый закон смерти естественного человека, когда он пошел за Христом, чтобы получить плод. Он прямо так и пишет, что ветхий человек «умер», и не только умер, но и «погребен». «Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним (Христом), чтобы упразднено было (истреблено, уничтожено) тело греховное… (что) мы умерли со Христом…» (Рим. 6:3, 6, 8). И вы, пишет Апостол христианам, вы «умершие». «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха» (Рим. 6:11). И вы погребены. «Мы погреблись с Ним (Христом) крещением в смерть» (ст. 4). Так водружается закон смерти. В дальнейших словах ученикам и народу Господь объясняет этот великий и страшный закон. Господь утверждает, что для человека, если он хочет жить, нет выбора: ему неминуемо уничтожить себя. Как бы человек ни старался беречь себя и лелеять себя, как бы ни заботился о своем теле и как бы ни окружал всем вниманием свою душу, все равно конец его один — смерть, да не только физическая смерть, а — что ужаснее — духовная смерть, т.е. банкротство души еще при физической жизни. И никуда не укрыться от этого уничтожения смерти. Смерть неминуема для естественного человека потому, что природа его есть природа греха, а грех есть болезнь и отрава души и тела. Чем же может кончиться это систематическое изо дня в день, из часа в час отравление жизни, как не смертью? Это тоже всеобщий закон. О нем, как непререкаемом, говорит и святой апостол: с грехом вошла в мир смерть, и стала смерть неизбывным «оброком греха», которым расплачивается бедный человек (Рим. 5:12, 6:23). Апостол спрашивает естественного человека: «какой же плод (результат) вы имели» от своей естественной жизни? И отвечает: плодом вашим были дела, конец которых — смерть (Рим. 6:21). Так стала незыблемым законом жизни потеря жизни, смерть: «Кто хочет душу свою (жизнь свою) сберечь (по-земному), тот потеряет (погубит) ее» (Мк. 8:35). Это незыблемо во все дни до скончания века. Это закон. Проверь на примерах. Присмотрись к жизням вне Христа. Все они кончают смертью, и громадное большинство — еще при физической жизни. Смерть наступает или в результате сужения жизни до животных процессов, при которых постепенно атрофируется и отмирает человеческое, и человек движется до своей физической смерти руководимый животным инстинктом и злом, или же в результате тяжело переживаемого и сознаваемого душевного банкротства, когда человек бесплодно мечется из стороны в сторону в поисках оправдания жизни, а оправдания нет, покоя нет, счастье и удовлетворение неуловимы. А зло наступает, и захлестывает, и душит все лучшее, что крохами еще теплится в естественном человеке. Последний тип, конечно, морально выше первого, но и его конец — смерть души как ее банкротство, как невозможность построения жизни по правде без Христа. Так властвует закон жизни, по которому «оброком» неминуемого греха является неминуемая смерть. И некуда человеку податься. И нет у человека выбора, потому что кто же, не лишенный совсем рассудка, будет стараться приобретать и весь мир захватить приобретением, зная, что по существу-то дела копает могилу для себя, и что, чем больше он уходит в вещи мира, тем глубже его могила? Нет выбора для человека, потому что не может подыскать человек уравновешивающее гибель души. И чем же человек может компенсировать себя за смерть души? Какой выкуп даст человек за душу свою? Нет выбора! Вот почему и водружает Господь великий закон добровольной смерти. Это выход. Почему?! Закон неминуемой смерти, как расплата за грех, все равно властвует. И Господь напоминает об этой неминуемости… Он открыто объявляет людям ту крайнюю точку, тот тупик, в который вгоняет их грех. Показав всю безысходность жалкого положения человека, преданного греху и смерти, на этих разлагающихся гнилушках жизни, имеющих только видимость живого, Господь водружает новый великий закон — закон добровольного уничтожения себя. Зачем? Да затем, что на этом добровольном гробе сеется семя новой жизни. Устраняется ветхое — очищается почва для молодого; выкидывается больное — творится здоровое; погребается мертвое — встает обновленное и вечно живое. И выходит, что теряющий приобретает и жертвующий собой находит себя. Пшеничное зерно, упадшее в землю и разложившееся, приносит плод. «Кто потеряет (погубит) душу свою ради Меня, тот обретет (найдет) ее» (Мф. 6:25). Эта мысль о новой, живой жизни, вместо гниющей старой, подробнее развита Спасителем в беседе с Никодимом (Ин. 3:1-2). Беседа эта является как бы продолжением речи о погублении души, и в ней раскрывается дальнейшая мысль о росте новой жизни взамен отпадшей и погребенной. Господь указывает Никодиму, что надо ему вновь родиться для новой жизни, а в ответ на недоумение Никодима, как же ему, старому человеку, вновь родиться, Спаситель снова утверждает: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (ст. 5). И продолжает дальше: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (ст. 7), а затем объясняет, как происходит новое рождение от Духа (ст. 8). Значит, там — погубление, здесь — обретение. Там — смерть, здесь — новое рождение в жизнь. Видишь теперь, почему водружается Христом великий закон смерти: уничтожение ветхого Адама нужно для того, чтобы очистить место для нового человека. Погубление греховной души нужно потому, что на пепле мира, греха и тления, возрастает новая, вечная жизнь мира нетления и Царства славы. И, наконец, Господь Спаситель в этом Своем слове ученикам и народу обозначает путь, по которому неминуемо пойдет отвергшийся себя и возрождающийся в новую жизнь от Духа. Он обозначает его очень кратко, всего одним словом «Крест». «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (ст. 34). Чем же будет этот путь Креста? Очевидно, он будет противоположным тому, который погребен. Тот был путь мира зла и греха — этот будет путем отрицания мира греха, путем праведности во Христе. И очевидно, этот путь обнимает собою всякую жизнь, все возрасты, все формы жизни, все роды людской деятельности, когда в них человек уже перестал быть рабом греха, а ведет борьбу с ним и хочет быть сыном Света, истинным сыном Небесного Отца. Тот, погребенный, был путь гибели, разложения и смерти — этот будет путем восстановления жизни и вечности. А почему он путь Креста? Очевидно, Господь обозначает его по примеру Своего пути. Его путь также был путем борьбы с грехом и злом, и он был путем крестным, путем страданий, и он закончился Крестом в собственном смысле. Так и путь Своего ученика Господь называет путем Креста, потому что и он есть путь борьбы с грехом. Вот почему и сказано: «Следуй за Мной», т.е. безбоязненно, как Мой ученик, иди по пути, по которому Я прошел… Иди с Крестом к своей Голгофе и через нее к своему воскресению. Этот неминуемый путь (за Господом) был, есть и навеки останется Крестом, т.е. путем страданий, потому что, во-первых, борьба с грехом всегда останется подвигом, насилием, т.е. соединена со страданием; во-вторых, и потому, что в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет не своим, встретит враждебность и на каждом шагу и с каждым днем будет чувствовать несродность окружающего, переживать конфликты с ним, страдать, доколе не «разрешится» от тела и со «Христом будет», т.е. пока окончательно не освободиться от соприкосновения с миром зла, как желал того апостол («Имею желание разрешиться и быть со Христом». — Фил. 1:23). Так вот каков закон смерти и закон Креста и восстания. Помни. Это обязательный и непреложный закон. Смотри, не подмени его компромиссными суждениями «своего» христианства!Это закон и объявлен в устранение человеческого суждения Петра. Там было утверждение мира и отрицание страданий, борьбы со злом, здесь — отрицание мира и утверждение борьбы со злом. Так поправил Петра Сам Христос. Это незыблемо, как сама истина. Это свято. А потому безжалостно осуди и похорони себя старого, греховного… пойди путем Креста, путем очистительных страданий за твоим Спасителем. Побори до конца грех Голгофою страданий, и ты, как победитель тленного, увенчаешься нетлением. И Первенец из мертвых Христос сделает тебя причастником Своего Воскресения. «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его (через путь Креста), то должны быть соединены и подобием воскресения» (Рим. 6:5).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Резюме.

Мф. 19:21 «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Господу понравился юноша, который жил по заповедям закона Моисеева. Но этот закон, по слову Апостола, никогда не мог сделать совершенными приходящих (Евр. 10:1). Ветхозаветный закон, хотя и открывал возможность праведной жизни, но не исцелял его от страстей. Ибо есть два уровня духовной жизни. Один – достижение спасения, другой – духовного совершенства, то есть чистоты сердца и уже на земле переживания благ Царства Божия, скрытого внутри человека (Лк. 17:21).

Автор жития преподобного Сергия иером. Никон, повествуя о духовном восхождении Преподобного, замечает: «Святые отцы строго различают в духовной жизни две степени, два состояния: крест деятельный и крест созерцательный. Первое состояние есть страдный, многоскорбный, узкий путь креста, время подвига, усилий и борьбы с самим собою — с ветхим человеком, и с врагами спасения — миром и дьяволом. Второе состояние есть упокоение сердца в Боге, глубокий мир души, Христовою благодатью победившей страсти и обретшей еще здесь, на земле, залог блаженства небесного».

Первый уровень заключается в исполнении заповедей, покаянии, в борьбе с похотью плоти, похоти очей и гордостью житейской (1 Ин. 2:16). Ибо «страсти, — как говорит св. Исаак Сирин, — служат преградою сокровенным добродетелям души». Правильное прохождение этого пути приводит христианина к познанию повреждённости человеческой природы, своей греховности и неспособности искоренить страсти без помощи Божией. Прп. Петр Дамаскин при этом указывает, что первым признаком начинающегося здравия души, является ви́дение грехов своих бесчисленных, как песок морской, а не получение блаженных состояний. Как писал прп. Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». (См. выше Мф. 5:3). На этом пути верующим приобретается главное в духовной жизни — смирение.

Второй уровень – духовное совершенство. Оно невозможно без прохождения первого. Св. Исаак Сирин так говорит об этом: «Премудрый Господь благоволил, чтобы в поте снедали мы хлеб сей; и соделал сие не по злобе, но чтобы не было у нас несварения, и мы не умерли. Ибо каждая добродетель есть матерь другой добродетели. Поэтому, если оставишь матерь, рождающую добродетели, и пойдешь искать дочерей прежде, нежели отыщещь матерь их, то оные добродетели оказываются для души ехиднами. Если не отринешь их от себя, то скоро умрешь». Таков закон последовательности в духовной жизни.

Незнание этого духовного закона и горделивая противоестественная попытка без исцеления от страстей достичь сразу высшего состояния — Божественной любви, приводит к самообману и впадению в бесовскую, по выражению святых отцов, прелесть. Св. Исаак напоминает таким мечтателям: «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви… если она не препобедила страстей».

Яркий пример такого самообольщения – католические «святые»: Анжелы, Екатерины Сиенские, Игнатии Лойолы, Терезы Великие и Малые, Франциски Ассизские и др. Но подобные аскеты есть уже и среди православных, утративших путь Отцов и учащих: «Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними. Самый краткий и верный путь – это путь любви. Им следуйте и вы».

Иеромонах Никон. Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 191.

Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 72.

Святой Петр Дамаскин. Творения. Книга первая. Киев, 1902. С. 33.

Цит. по: Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1905. Т. 4. С. 9.

Исаак Сирин, св. Там же.

Исаак Сирин, св. Слова подвижнические. М. 1858. Сл. 55.