Возникновение древнерусской литературы

Проверочная работа по литературе «Древнерусская литература». 7класс.

1. Фольклор-это….

2. Выпишите жанры устного народного творчества: роман, былина, сказка, загадка, рассказ, закличка, потешка, предание, лирическое стихотворение, басня, пословица, трагедия, поговорка.

3. Пословица – это …

А) краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

Б) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

В) выражение насмешки.

4. Поговорка- это …

А) меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

Б) вид художественного произведения

В) сказания, передающие представления древних народов о мире.

5. Древнерусская литература появилась:

А) в IX веке;

Б) в X веке;

В) в XI веке;

Г) в XII веке.

6. Какой из этих жанров не относится к древнерусской литературе:

А) житие

Б) летопись

В) поучение

Г) сказка

7. Летопись – это…

А) историческая повесть

Б) описание событий по годам

В) приключенческая повесть

Г) жанр устного народного творчества

8. Древнейшая из дошедших до нас летописей называется…

А) «Поучение Владимира Мономаха»

Б) «Азбука»

В) Библия

Г) «Повесть временных лет»

9. Первым летописцем был монах:

А) Никон

б) Нестор

в) Сильвестр

10. Былина – это …

А) произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях;

Б) устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение.

11. Музыкальный инструмент, под который в древности исполнялось пение былин:

А) арфа

Б) скрипка

В) гусли

Г) балалайка

12 На каком инструменте играл Садко?

13. Из какого произведения отрывок?

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
14. Из какого произведения взяты строки?

«Велика ведь бывает польза от учения книжного: книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».

А) Из похвалы князю Ярославу и книгам;

Б) Из «Поучения» Владимира Мономаха;

В) Из «Повести о Петре и Февронии».

15. Назовите автора, написавшего «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

16. Согласны ли вы с тем, что свое искусство исцеления Феврония использовала с целью извлечь выгоду — выйти замуж за князя? (поясните свой ответ)

17 Какому жанру древнерусской литературы близка «Повесть о Петре и Февронии»:

А) житие

Б) притча

В) поучение

Двоякость

Сразу стоит упомянуть, что информации о том временном периоде, о котором пойдет речь ниже, очень мало, так как первые летописи писались намного позже этих событий. Существуют и другие источники информации о древних племенах и поселениях (археология и т.д.), но такую информацию также сложно принять на веру. Более того, и сами летописи могли быть подправлены («Историю пишет победитель»).

В частности, существуют две версии возникновения Древнерусского государства:норманская теория и анти-норманская. Рассматривать, в основном, мы будем теорию норманскую.

Призвание варягов

В. М. Васнецов. Варяги. 1909. Холст, масло. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва

До появления самого Древнерусского государства на землях восточнославянских племен постоянно имели место конфликты, военные союзы, междоусобицы. В целом, обстановка была очень неблагоприятной и беспокойной.

В частности, племена, жившие на побережье Балтийского (Варяжского на то время) моря, должны были уплачивать дань варягам. Но в 862 году они изгнали варягов и перестали платить им дань. Фактически, побережные племена стали независимыми, что их едва не уничтожило: когда на власть претендуют рода, начинаются жесточайшие междоусобицы («Мой род древнее и благороднее, чем твой!»). Именно это и привело к постоянным межплеменным войнам.

Возможно именно тогда и было решено призвать князя со стороны, возможно не потому, что те народы никак не могли решить свои проблемы, а потому что «чужой», без друзей князь был просто обязан править так, чтобы довольны были все. По сути это очень грамотный политический, если можно так выразиться, ход.

В связи с этим, староста Новгорода решил призвать князя извне, чтобы правил он всем по справедливости и соединил все враждебные племена в одно целое. Это событие получило название «Призвание варягов», произошло оно в 862 году.

862 г. — Призвание варягов

В результате править в Новгороде (первая столица Древнерусского государства) пришёл варяжский конунг Рюрик.

Князь Рюрик (годы княжения 862—879)

Х. В. Куккук. «Рёрик». 1912

Рюрик прибыл в Новгород (Северо-Восточная Русь) не один, а со своей дружиной. В частности, с ним прибывают его сподвижники — Синеус и Трувор. Рюрик был призван союзом словен, государство включало в себя территории Южного Приладожья (Старая Ладога и Великий Новгород) и верхней Волги, «Белоозеро», «Ростов», население составляли славяне (словени, кривичи). Финно-угорские племена (Весь, Меря, Чудь). Военную аристократию составляли варяги. Преемник Рюрика, Вещий Олег, присоединил к своим владениям Южный Центр Восточных славян и сделав в 882 г. главный город полян — Киев своей столицей. В историографии объединение Северного И Южного центра рассматривается как окончание процесса формирования Древнерусского государства.

  1. Рюрик стал великим князем Новагорода. 862 г.
  2. Cинеус стал князем Белаозера.
  3. Трувор стал князем Изборска.

Основные даты и действия

Предпосылки образования Древнерусского государства .

Смерть и наследие

Известна точная дата смерти Рюрика — князь погиб в 879 году.

Считается, что у Рюрика был один сын — Игорь. О других детях Рюрика также ничего не известно.

Князь Олег Вещий (годы княжения 879—912)

В. М. Васнецов. «Олег у костей коня». Иллюстрация к «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина. Акварель, Государственный Литературный музей, Москва

Князь Олег стал править Русью в Новгороде после Рюрика. Также он заботился о малолетнем сыне Рюрика — Игоре.

882 — собрав много воинов, князь Новгородский Олег, вместе с младенцем Игорем, начал спускаться по Днепру и захватывать города. По прибытии в Киев, он обманом выманил оттуда правящих князей Аскольда и Дира (которые тоже были варягами). Показав им младенца, Олег убил их и стал великим князем Киевским. Расположение Олег выбрал не случайно. Тем самым он объединил северный и южный центры восточных славян. Кстати иногда из-за этого события именно Олега считают основателем Древнерусского государства.

883|884|885 — подчинение древлян, северян, радимичей.

907 — поход Олега на Византию. Снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов. Прозвище «Вещий» получил после возвращения из похода на Царьград.

Олег погиб в 912. Обстоятельства смерти Олега противоречивы. Есть несколько версий. Но в каждой из них фигурирует ядовитая змея, которая выползла из черепа его мертвой лошади и укусила Олега в ногу.

О детях Олега ничего не известно. После его смерти править Русью стал подросший сын Рюрика — Игорь.

Князь Игорь (правление: 912 — 945)

Игорь Рюрикович. Портрет из «Царского титулярника». XVII в.

Игорь — сын Рюрика, стал князем после смерти Олега в 912 году. Надо сказать, что некоторые племена (например древляне) отделились от государства после смерти Олега.

914 — повторное завоевание Игорем древлян. Князь обложил их еще большей данью, чем при Олеге.

941 — 944 — второй поход на Византию. В отличие от похода Олега, поход Игоря был неудачным. В 941 году его корабли потерпели поражение. Против них был применен известный «греческий огонь». Когда Игорь, в 943, снова поплыл на Царьград, был заключен мирный договор по которому Византия выплатила большую сумму.

Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего в 941 разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. Более того, уже собираясь уходить, Игорь отправил свою дружину вперед, а вместе с небольшим количеством воинов оправился обратно, чтобы взять еще. Древляне взбунтовали и казнили Игоря. Причем жестоко. Его ноги привязали к стволам двух согнутых деревьев. А потом их распрямили. Князя разорвало напополам.

По преданию, жена Игоря, княгиня Ольга, очень жестоко отомстила древлянам. Она жестоко убила старейшин, сожгла Искоростень и возложила на древлян тяжелую дань. По сути, Ольга еще управляла государством после смерти мужа.

У Игоря был сын — Святослав.

Княгиня Ольга (правление: 945 — 962)

Княгиня Ольга. Из книги князя Оболенского «О первоначальной русской летописи». Альбом «Одежды Русского государства» (1869)

Княгиня Ольга правила Русью после гибели мужа. Она, первый правитель, принявшая христианство еще до крещения Руси, хотя и дружина и войска были язычниками.

945 — Ольга установила размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».

947 — Ольга создала систему «погостов» — специальных мест для более упорядоченного сбора дани.

Умерла Ольга в 969. Точно неизвестно, когда ее сын, Святослав, стал править самостоятельно. Важно отметить то, что Ольга стала русской святой и первым правителем на Руси, принявшим христианство. Впоследствии Русью правил уже ее сын Святослав.

Князь Святослав (правление: 945 — 972)

Святослав Игоревич. Портрет из «Царского титулярника». XVII в.

Святослав — сын Ольги, но он до конца оставался язычником, так как был уверен, что правитель христианин не будет пользоваться особым уважением среди дружины. Известен военными походами

964 — поход на вятичей и первый самостоятельный поход Святослава. Результат похода нельзя узнать точно. Например на Вики-странице написано, что он не подчинил вятичей. В некоторых учебниках, что вятичи были покорены.

965 — 966 — полное завоевание Хазарского каганата.

968 — 969 — война с Болгарским царством. Византия послала свое посольство к Святославу. Они просили сокрушить Болгарское царство, а также заплатили золотом за свою услугу. В это время умирает княгиня Ольга. Поэтому Святослав передает княжение Киевом своему сыну — Ярополку (Ярополк правил 8 лет), а сам отправляется в поход на Болгарское царство. В результате, Болгарское царство просит помощи у Византии, которая хотела чужими руками уничтожить это царство. Но Византия медлит оказывать помощь своим давним недругам. Тогда Болгарское царство в союзе со Святославом идут войной уже на Византию.

970 — 971 — поход войска Святослава в союзе с Болгарским царством на Византию. В ходе генерального сражения войска Святослава и Болгарии были разгромлены. Хотя, по другой версии, союзные войска дошли до самого Царьграда и отступили только взяв большую дань. После Византия начала преследование уходящих армий союзных войск в результате которого сам Святослав был ранен и вынужден был подписать союзный договор. Почти все болгарские земли стали принадлежать Византии.

Святослав погиб весною 972 при переходе устья Днепра. На него и его войско напали печенеги. У Святослава было трое сыновей — Ярополк, Олег, Владимир. В частности, при походе на Болгарское царство он распределил власть на Руси между ними. Ярополк правил в Киеве.

Начало междоусобиц

Б. Чориков. «Убийство Ярополка». Графюра из альбома «Живописный Карамзин»

Достоверно неизвестно, были ли какие-то междоусобицы до этого момента, но после смерти Святослава между его сыновьями разгорелся конфликт за главный, киевский престол.

Причина: отсутствие каких-либо законов передачи трона. Фактически, после смерти князя власть мог захватить абсолютно любой. В частности, у Святослава было трое сыновей. Без законов наследования трона все они, по сути, имели абсолютно одинаковые права на трон.

Также эту точку (смерть Святослава) можно считать началом феодального раздробления Руси. Ярополк, правивший в Киеве, напал на земли Олега. Он захватил их и убил самого Олега. Узнав об этом, Владимир на время бежал, и Ярополк, на небольшой период времени стал править всей Русью. Но потом Владимир вернулся с варяжским войском. Среди поданных Ярополка оказался предатель, который вынудил князя скрыться в городе Родне. Ярополк не смог долго удерживать этот город и был вынужден вступить с Владимиром в переговоры. В этот-то и момент два варяга (Блуд и Владимир) и убили Ярополка.

Владимир стал править всей Русью.

Князь Владимир (правление: 978 — 1015)

Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 об.

Владимир, убивший своего брата Ярополка, стал христианином, а также крестил и всю Русь. Владимир также предпринял ряд походов, но все же основной его деятельностью стало укрепление государства.

988 — знаменитое крещение Руси. Причина: Владимир заметил, что дружина, народ и многое другое завязаны на князя только узами страха. Это Владимиру очень не понравилось. Он также заметил, что местные жрецы пользуются большим уважением среди народа. Он хотел скрепить земли Руси чем-то большим, чем просто страх. И это, надо сказать, сработало. В результате крещения население, в общем, стало более образованным, произошло становление единого языка. Церковь начала искоренять совсем уже жестокие языческие обычаи.

Надо сказать, что Владимир довольно долго выбирал религию для принятия. Когда же его выбор сфокусировался на выборе христианства, у него был второй выбор — принимать систему христианства по примеру Византии, или принимать католическое христианство. В последствии, он выбрал Византийскую систему из-за ее гибкости. К примеру католическое христианство предполагало проведение всех обрядов на латыни. Византийское христианство было более гибким, обряды и молитвы были переведены на местные языки.

Кстати, примерно в это же время произошел раскол христианства. Это произошло из-за постепенного расхождения христианства в Священной Римской Империи и христианства в Византии. В итоге папа римский даже отлучил от церкви патриарха Константинополя и лишь в 2001 году были принесены извинения по поводу того события.

В целом, переход к христианству на Руси прошел спокойно. Улучшились отношения между Византией и Русью и т.д. Хотя на Руси и сохранились старинные обряды и обычаи, новая церковь либо закрывала на них глаза, либо стала считать их христианскими (проявление гибкости новой религии). Владимир совершил множество разных походов в дальнейшем. Упоминать их не обязательно (смотрите вики-страницу о князе, если интересно). Более того, Владимир даже принимал законы, а также согласовывал их со своей дружиной.

В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк и Ярослав — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015, окружающие скрыли его смерть. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.

У Владимира было огромное количество детей. Ознакомиться со всеми вы также можете на вики-страничке про князя.

У Святослава было трое сыновей. И вы уже прекрасно знаете, что они устроили на Руси в борьбе за власть. Так вот, у Владимира было 10 сыновей и 13 дочерей. Опять же следует повториться, что никаких законов передачи трона в случае смерти князя естественно не было.

В сложившейся ситуации Владимир, возможно, перед смертью хотел передать княжение своему любимому сыну Борису. Но другой его сын, Святополк, убил практически всех своих братьев, включая Бориса. Святополк стал великим князем Киевским, но не надолго (правил всего пару лет).

Но у Святополка остался еще брат — Ярослав. Ярослав выступил со своим войском против Святополка. Оба войска не решались напасть друг на друга. Первым все-таки напал Ярослав, причем в тот момент, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в озеро, а Ярослав захватил Киев.

Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, князя Болеслава I Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород.Святополк снова занял Киев. Не желая содержать войска Болеслава, поставленные в русских городах на прокорм, он разорвал союз и изгнал поляков. Вместе с Болеславом ушли и многие киевские бояре. Меньше чем через год лишившийся военной силы Святополк вынужден был снова бежать из Киева от вернувшегося с варягами Ярослава. Киевский князь призвал на помощь других союзников, печенегов, надеясь с их помощью вернуть власть. В решающей битве на реке Альте (недалеко от того места, где погиб Борис) Святополк потерпел решающее поражение. Согласно Новгородской первой летописи, после битвы на Альте Святополк бежал к печенегам, и дальнейшая его судьба не указана. После этого Ярослав стал великим князем Киевским.

Первая половина 19 века

Архаические течения

В начале века наблюдаются некоторые архаические (приверженцы жанровой системы классицизма, использование возвышенного стиля языка с церковнославянскими элементами) и некоторые новаторские тенденции (основой литературного языка должен быть стиль, ориентированный на разговорную речь).

И. А. Крылов (1769-1844)

Крылов

Крылов – близок кругу архаистов, автор выдающихся басен, выходивших уже за пределы классицизма.

Новаторские тенденции

Среди новаторов большую популярность приобретают разные формы романа, в том числе авантюрного и плутовского, формируются жанры романтической повести.
Однако в первой половине 19 в. доминируют поэтические жанры (баллады, лирические поэмы), которые становятся отличительным признаком романтизма. Этот этап развития русской поэзии называется иногда «золотым веком русской поэзии».

А. С. Пушкин (1799–1837)

Пушкин

Пушкин – величайший русский поэт, «солнце русской литературы», «мост, через который каждый русский писатель должен перейти».
Пушкин обладал необыкновенно многосторонним талантом. В его творчестве встречаются классицизм, романтизм и реализм, он развивал всякие поэтические и прозаические жанры. Для стиля Пушкина характерна классическая простота формы.
Пушкин считается основоположником современного литературного языка, отвергает архаизмы, и в литературный язык включает живую разговорную речь.
Всю жизнь вступал в конфликты с царем. За политические эпиграммы был сослан в ссылку. Умер вследствие ранения, полученного на дуэли.

Поэзия

Кавказский пленник – первая русская романтическая поэма
Медный всадник – лирико-эпическая поэма на петербургскую тему. Сначала она строится как ода (воспевание прелестного города Петра), а потом переходит в описание трагической истории мелкого чиновника Евгения, потерявшего во время наводнений свою невесту и потому сошедшего с ума. В бреду его преследует ожившая скульптура Петра. Петербург – одновременно блестящий и проклятый город.
Евгений Онегин — роман в стихах.
С одной стороны, описывает современную российскую жизнь и нравы (образ Петербурга, Москвы и деревни), с другой передает романтичную любовную историю. Молодой петербургский дворянин приезжает в деревенскую усадьбу, которую получил в наследство от дяди, сближается с романтиком Ленским и пробуждает глубокое чувство в замкнутой Татьяне. Она объясняется ему в любви в письме, Онегин ее отвергает. После дуэли, на которой умирает Ленский, Онегин уезжает за границу. Несколько лет спуся возвращается в Москву, встречается с Татьяной, уже вышедшей замуж, и страстно в нее влюбляется – но поздно (Татьяна: «А счастье было так возможно / так близко!… Но судьба моя / Уж решена»).
Образ Онегина – тип «лишнего человека» в русской литературе. Лишний человек – образованный, умный, обычно молодой человек, не находящий смысла в жизни. Он скучает, ничто его не интересует, но он презирает людей вокруг и цинично их уничтожает. Галерея лишних людей начинается с Онегина Пушкина, продолжается лермонтовским Печориным и до абсурда доведена в Обломове, герое писателя Гончарова.

Проза

Капитанская дочка – исторический рассказ времен Пугачевского бунта
Пиковая дама – фантастическая повесть. Главный герой хочет разбогатеть. Он узнал, что старая графиня знает тайну трех карт, приносящих выигрыш. Но в игре он по ошибке не берет пиковую даму, проигрывает и сходит с ума.

Драмы

Борис Годунов – трагедия, описывающая Смутное время. Пушкин отказывается от классических канонов трагедии, приближается к образу реального человека.
Малые трагедии – драматические миниатюры, вариации на известные темы. Действие происходит в Европе в прошлом ( Моцарт и Сальери ).

М. Ю. Лермонтов (1814-1841)

Лермонтов

Своей судьбой Лермонтов связан с Кавказом, куда был впервые сослан за стихотворение На смерть поэта (Пушкина), в котором он выразил свое отрицание общественного строя. Как и Пушкин, Лермонтов погиб в результате дуэли.

Поэтический стиль Лермонтова превращается в «лирический дневник» автора. Она в духе романтизма наполнена философическими вопросами, размышлениями о жизни и смерти («И скучно и грустно, и некому рукой подать / В минуту душевной невзгоды… / Желанья! .. что пользы напрасно и вечно желать? / И годы проходят – все лучшие годы!»)
Демон – поэма, шедевр мирового романтизма, вариант библейской легенды о павших ангелах. Грузинская княгиня после смерти жениха хочет уйти в монастырь, но встречается с демоном и, полюбив его, погибает.

Герой нашего времени – роман с автобиографическими чертами, образованный из 5 рассказов, по своей композиции очень современный. Первый социально-психологический русский роман в прозе. Действие происходит на Кавказе. В эпизодах раскрываются черты характера молодого человека Печорина, «младшего брата Онегина», одинокого эгоиста, презирающего даже своих близких. Но это лишь маска, защищающая ранимую душу героя.

Реализм

В 40-е годы 19-го века усиливаются реалистические тенденции в русской литературе (зародившиеся уже в творчестве Пушкина).

Н. В. Гоголь (1809-1852)

Гоголь

Н.В.Гоголь – блестящий наблюдатель, глубоко проникающий в жизненные явления. Он считается предшественником экспериментальной прозы. С раннего творчества проявляются типичное для Гоголя внимание к странным и алогичным событиям и поступкам героев, акцент на гротеске, абсурде, даже фантастике.
После скандальной премьеры своей комедии Ревизор писатель в огорчении уезжает за границу (Рим, Иерусалим). Последние годы жизни он находится под влиянием мистики.

Вечера на хуторе близ Диканьки — цикл рассказов и повествований жителей деревни Диканька, в которых большую роль играют сверхъестественные силы. Отражение украинского фольклора.
Петербургские рассказы (Шинель, Нос и др.) – Цикл рассказов, в которых Гоголь описывает самую повседневную действительность России, которая достойна лишь гротескного осмеяния, повествует о деградации человека в равнодушном, страшном мире. В Шинели бедный чиновник умирает от горя, когда грабители срывают с него новую шинель.
На фоне анекдотичных сцен раскрывается вся трагичность русского «маленького человека» – незначительного, беззащитного, живущего часто вне всех человеческих радостей, с низкими желаниями и смешными проблемами. Традиция данного типа литературного героя начинается именно с Гоголя (образы его мелких чиновников), переходит в произведения Достоевского. В 20 гг. 20 в. к нему возвращаются русские писатели–сатирики, в 80 гг. 20 в. он появляется в русской литературе в изображении психов, алкоголиков и т.п.
Мертвые души – самый известный «роман» Гоголя
Намерением автора было в этом произведении (сам он его называл поэмой) создать «полотно» всей Руси. Хитрый обманщик Чичиков путешествует по провинции и покупает за бесценок умерших крестьян, которые еще не вычеркнуты из списков, желая разбогатеть. Это образ духовной деградации помещиков. Реалистическое описание пути Чичикова соединяется с символичностью: дорога предстает как жизненный путь Чичикова, как судьба всей России и отдельной человеческой души.
Повествовательные эпизоды и диалоги чередуются с «лирическими отступлениями» (например, образ русской тройки). Второй том романа Гоголь сжег.
Ревизор – общественная комедия
В Ревизоре нет ни одного положительного героя. Петербургский чиновник Хлестаков приезжает в провинциальный город, где его по ошибке принимают за ревизора. Он, воспользуясь случаем, принимает взятки и вовремя исчезает. Это не только сатирический образ России, ее крепостническо-бюрократического строя, но и критика духовной пустоты человека вообще.