Все о браке

Первым о необходимости фиксации в Конституции «союза мужчины и женщины» заявил «Фонтанке» член рабочей группы по выработке поправок к законопроекту Владимира Путина «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» глава национально-культурной автономии «Украинцы России» Богдан Безпалько.

В минувший четверг, 30 января, сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о поправках в Конституцию, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас поддержал аналогичную идею замглавы Всемирного русского народного собора, бизнесмена Константина Малофеева.

«Мы пришли к выводу о том, что ничего не препятствует внесению изменений в преамбулу. Я считаю, что это вполне допустимо. Идея мне кажется очень разумной», – цитирует «Интерфакс» сенатора.

Глава делегации РФ в ПАСЕ Петр Толстой уверен, что фиксация в Конституции «брака как союза мужчины и женщины» снимет целый ряд вопросов со стороны международного сообщества, которые сегодня пытаются задавать России. Толстой отметил, что с постулатом Совета Европы о необходимости предоставления отдельных прав людям с нетрадиционной ориентацией Россия не согласится никогда, сообщает РИА Новости.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 121-125.

ПОНЯТИЕ «БРАК» В КОНТЕКСТЕ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ

Рассмотрены проблемы толкования понятия ‘брак’. Проанализированы особенности толкования брака и семьи отечественными и зарубежными исследователями. Основное внимание уделяется социологическому подходу к определению брака и семьи, предлагается авторский способ толкования и определения основных понятий.

Ключевые слова: брак; семья; супружеский союз; анализ семейной жизни.

Социология нацелена на поиск истины и, как любая наука, выполняет две основные функции: когнитивную и прогностическую. Как считает А. Штомпка, социология выполняет еще и такую функцию, которой нет и не может быть в естественных науках. Эту третью функцию социологической истины называют освободительной: она состоит в просвещении людей о механизмах социальной жизни и развенчании ложного сознания и идеологической лжи1.

Семья и брак — те социальные институты, к которым причастны все люди на земле. Каждый человек включен в них тем или иным образом или хотя бы имеет к ним свое отношение. Являясь одними из древнейших социальных образований и неотъемлемой частью повседневной жизни современных людей, брак и семья на протяжении всей человеческой истории вызывали интерес исследователей. Этот интерес связан с желанием понять место семьи в социуме и её взаимосвязи с государством; он обусловлен также выполнением семьей функций воспроизводства человека и удовлетворения самых насущных потребностей индивида.

Понятия ‘брак’ и ‘семья’ тесно связаны. В литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Брак и семья — одни из древнейших социальных институтов. Античный брак был моногамным. Характерную черту как греческой, так и римской семьи составляло господство мужчины. Этот факт был исходным для всех, кто пытался разобраться в истории семейно-брачных отношений. О семье и браке — причем с точки зрения их именно социальных функций — немало размышляли классики античной философии.

Платон в «Законах» и «Государстве» детально описывает формы создания брака,

полезного для государства. По его мнению, дело мужчины — осмысление и построение мира. Поскольку к деторождению и браку мужчины не имеют склонности, то к созданию семей с женщиной их должен приучать обычай, поскольку «сами они вполне бы могли довольствоваться сожительством друг с другом»2.

Браки, по мнению Платона, должны контролироваться правительством, которое обязано преследовать цели государства, а вовсе не отвечать чувствам своих граждан. Платон, правда, допускает, чтобы каждый выбирал себе пару в соответствии с внешним видом -красивые подбирали красивых и наоборот. Но причиной здесь служит его уверенность, что таким образом полнее будут реализованы общественные интересы2. В сочинениях Платона «семья общественная» совпадает в своих пределах и интересах с самим государством.

Аристотель определяет семью как общение, возникшее естественным путем для удовлетворения повседневных надобностей. Взгляды Аристотеля на функции брака и семьи в основном изложены в работе «Политика». Первичной ячейкой социальной жизни Аристотель считал семью3. Потребность во взаимном обмене ведет к общению семей и появлению селений. Несколько семей образуют селение, а общество, состоящее из нескольких селений, — это уже полития или государство. В отличие от Платона Аристотель кладет в основу общественного устройства именно семью. Элементами семьи, по Аристотелю, являются не только муж и жена, отец и дети, но и хозяин и раб. Таким образом, Аристотель связывает брак с семьей, и последняя выступает не только как биологическая ячейка, связанная с продолжением рода, но и как социальная группа, в рамках которой осуществляется экономическая и отчасти даже политическая деятельность4.

В XVIII — начале XIX в. специфической призмой, через которую рассматриваются брак и семья, явилась теория естественного права. Неравенство прав мужчины и женщины в этой теории оправдывалось естественным — физическим — превосходством мужчины, а социально-экономическая природа полового неравенства игнорировалась либо мыслилась как следствие антропологических — природных — различий5. Брак во все большей степени начинает осознаваться как личностный союз. Он потихоньку выводится из-под церковной монополии, и, хотя ритуал придания ему статуса священного таинства сохраняется, все большее значение в браке приобретают договорные отношения. Влечение между полами облагораживается исключительностью и должно регулироваться правовыми законами. Соответственно, Кант и Фихте трактуют брак как нравственно-правовой институт6.

Характерной правовой особенностью брака, по Канту, является наличие в нём двух элементов равной значимости. Во-первых, фактическое сожительство не является браком, поскольку оно не закреплено законом. Но, с другой стороны, и брачный договор сам по себе ничего не стоит, ибо он может быть фиктивным. Кроме того, Кант подчеркивает моральный аспект брака. Без согласия сторон и взаимной доброй воли брак существовать не может. Это согласие должно быть полным и добровольным. Вступление в брак должно быть осознанным поступком, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины7.

Кант определяет брак как «соединение двух лиц разного пола ради пожизненного обладания половыми свойствами друг друга» или как «половое общение по закону», т. е. юридический договор7. Определение Кантом брака как правового договора способствовало формированию нового отношения к браку со стороны общества, побуждая к переосмыслению феодально-религиозных догм, существовавших в сфере брачно-семейных отношений.

Фихте считал, что определение Канта ограничено и недостаточно. Фихте делил людей на два типа: активные мужчины и пассивные женщины. В его понимании брак — не просто юридический союз, а это естественный и нравственный союз. Фихте утверждал, что нет брака без любви и нет любви вне брака. В качестве нравственного основания брака

он признавал любовь, считая, что брачные отношения должны сочетать в себе природные и нравственные характеристики мужчины и женщины8. Таким образом, Кант и Фихте рассматривают брак с точки зрения естественного права, когда без согласия сторон брак не может существовать. Любовь определяется немецкими философами как мотив для брака.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э. Дюркгейм отмечает, что в семье есть два типа отношений: между полами и между поколениями. Семья состоит из двух различных союзов. Первый союз — это супружеская пара, которая образуется путём выбора и соглашения, соединяет двух представителей одного и того же поколения, а другой союз -это семейная группа в собственном смысле этого слова, т. е. явление природы, кровное родство, соединяет предыдущее поколение со следующим. Другой союз так же древен, как и само человечество, а первый принял организованную форму в относительно позднюю эпоху. Такое разделение позволяет рассмотреть семью не только как брачный союз, но и как социальную группу, к которой принадлежит индивид9. Дюркгейм обращал внимание на изменения, которые происходят с семьей: 1) под влиянием урбанизации и других глобальных социальных процессов семья теряет свои важные функции; 2) с уменьшением количества членов семьи снижается уровень ее солидарности; 3) семья становится менее прочной в силу того, что происходит замена брака по договоренности родителей добровольным браком вступающих в него.

Таким образом, в период с середины до конца XIX столетия сложилась прочная основа в изучении важнейшей и самой интимной сферы человеческой жизни — брачно-семей-ной. К началу ХХ в. в изучении брака и семьи имелись разнообразные идеи о социальной значимости и исторической изменчивости семьи и брака, определенные теоретические наработки и некоторая эмпирическая база.

Питирим Сорокин рассматривает состояние семьи как основной индикатор общественной жизни. Его работы, посвященные семье, не носят фундаментального характера. Однако те факты, которые он изучал, и те выводы, которые он делал на основе анализа семейной жизни, заслуживают самого серьезного внимания. В статье «Кризис современной семьи (социологический очерк)» пишет о том, что семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории

испытала ряд изменений. Она продолжает изменяться и сейчас, развитие ее форм не остановилось. Эти изменения связаны с трансформацией всей остальной социальной жизни, основ современного общества. «Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в «единую плоть», в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Юристы, следуя определению Модестина, понимают под браком состояние полной жизненной общности между супругами, пожизненную связь, основанную на божественном и человеческом праве. Переводя эти юридические положения на более простой язык, можно сказать, что, в принципе, современный брак означал полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по дороге жизни и совместное осуществление поставленных себе задач. Эта связь была до сих пор достаточно прочной и для огромного большинства — пожизненной. Два существа, действительно, превращались в «плоть еди-ну» и совместно с детьми представляли своего рода «государство в государстве»»10. Современная семья представляет собой супружеский союз, союз родителей и детей и союз родственников и свойственников. Основанием союза супругов является брак, который признан государством и заключен в определённой юридической форме, а следовательно, влечет за собой определенные личные и имущественные юридические последствия.

Один из ведущих социоантропологов Британии Эдвард Вестермарк в своей фундаментальной работе «История брака», обращаясь к многочисленным историческим примерам, показал, что брачными признавались отношения только лишь тогда, когда женщина беременела и рожала ребенка. Разрабатывая теорию брака, он подчеркивал, что брак имеет корни в семье, а не наоборот. Поскольку некоторые формы семьи и брака заложены в инстинктивной природе человека, брак и семья всегда будут существовать как группа первичного значения в обществе, несмотря на далеко идущие изменения в других социальных институтах11.

Э. Гидденс рассматривает брак «как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При

заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны»12.

Современные представления о браке имеют различную теоретическую и методологическую направленность.

Белорусский ученый Е. М. Бабосов пишет: «Брак — это определенное правовое отношение, порождающее права и обязанности вступивших в брачный союз мужчины и женщины по отношению друг к другу и к детям»13. Автор выделяет несколько форм брака: моногамию, полигамию и групповой брак. Нельзя не обратить внимания на то, что автор весьма противоречиво истолковывает брак. С одной стороны, он подчеркивает обязательное правовое регулирование брака и включает этот аспект в даваемое определение. С другой стороны, понимает, что брак имеет разные исторические формы, что брак существовал еще тогда, когда право, юридический закон отсутствовали как регуляторы половых отношений.

Г. Ф. Шершеневичем в начале XX в. было дано следующее определение брака: «брак -это союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной фор-ме»14. Определяющими чертами брака считались взаимная склонность, ведение общего хозяйства, необязательность регистрации брака и полная свобода разводов. И. А. Загорский считал, что «брак — это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям»15.

В 1949 г. Н. В. Рабинович была предпринята попытка внести в ст. 1 Основ Союза ССР и республик о браке и семье следующее определение: «Брак представляет собой свободно заключаемый супругами союз, а семья основана на любви супругов друг к другу и на взаимной привязанности членов семьи», которое не получило поддержки16.

В современной российской и зарубежной литературе под браком понимается семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и детям. Или несколько иначе: брак -это добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов, заключаемый в органах

ЗАГСа. Встречается и такое определение: брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи.

Брак основывается на чувстве любви, подлинной дружбы и уважения, нравственных принципах построения семьи в нашем обществе.

Таким образом, в современной литературе нет общепризнанного определения семьи. Авторы всех приведенных выше определений рассматривают брак как совместный союз мужчины и женщины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«В то время как брак является только отношением, семья представляет собой еще и социально организованное объединение людей», — пишет А. Г. Харчев17. Важным моментом в понимании семьи как института является понимание взаимосвязи семьи и брака, имманентности этой связи.

В условиях трансформации отношений женщин и мужчин в обществе появляются новые формы брака, которые если и не получают правового закрепления, но и не вызывают отторжения у общества. В современном обществе можно наблюдать такие брачные формы, как:

-пробный брак — это устный договор между мужчиной и женщиной, прежде чем вступить в законные отношения, пожить какое-то время вместе. Они понимают, что во время встреч между ними может быть все хорошо, но это вовсе не означает, что так же будет и тогда, когда они начнут жить семейной жизнью. Поэтому прежде чем оформлять свои отношения официально, стоит попробовать пожить вместе как муж и жена, а потом уже решить, как поступить, идти в загс или расставаться;

-свингерство — это обмен партнерами внутри семейных пар. С беспорядочными сексуальными связями он имеет мало общего. Свингеры, как правило, люди сексуально раскрепощенные. И все-таки настоящий классический свингинг предполагает обмен партнерами именно между устойчивыми парами;

-«открытый» брак — брак, при котором оба супруга приходят к соглашению о допустимости открытых отношений — половых

связей с другими людьми. Супруги, живущие в «открытом браке», гордятся тем, что не относятся друг к другу как к собственности, не ущемляют личностную свободу друг друга. Иногда такая позиция является следствием желания одного из супругов сохранить распадающийся брак;

-браки-посещения (гостевые браки) представляют собой официально оформленные отношения двух людей, проживающих отдельно (в разных городах, странах, квартирах), при этом периодически ходящих (приезжающих) друг к другу в гости для совместного проведения досуга, праздника или отпуска, либо иногда живущих вместе, но не имеющих общего хозяйства;

-синергамный брак — это брак, близкий к двоеженству, двоемужеству, возможно и двойное двоеженство;

-гомосексуальный брак — брак между лицами одного пола.

Брак как социальное отношение и как социальный институт, регулирующий половые отношения людей, сегодня все более акцентируется на личностном аспекте и все чаще игнорирует социальную сторону.

В социологии под социальным браком понимаются исторически изменяющиеся формы отношений между мужчиной и женщиной, чьи половые отношения регламентируются обществом. Брак, другими словами, это социально регулируемое и исторически изменяющееся по форме гетерогенное половое отношение. А общественная регуляция в сфере половой жизни людей может быть разной: это табу, моральные и культурные нормы, традиции, религиозные предписания, юридические законы.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что ряд авторов считает, что брак создается с целью рождения и воспитания детей. С данной точкой зрения можно согласиться только отчасти, хотя бы потому, что 20 % браков в мире бездетны. Если мы положим в основу брака только деторождение, то тем самым перечеркнем все бездетные браки.

Группа авторов подчеркивает, что в основе брака лежит союз лиц, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Этот взгляд также является недостаточно обоснованным. В мире существует большое количество так называемых открытых браков, где супруги совместно не проживают и не ведут совместного хозяйства, а заботятся друг

0друге не меньше, а, может быть, и больше проживающих вместе.

Третья группа авторов понимает под браком только союз мужчины и женщины, хотя в других странах давно существуют и однополые браки. Подобные пары могут узаконить свои отношения в Швеции, Франции. Если такие браки фактически существуют (незарегистрированные, и в России в том числе), то целесообразнее их признавать, нежели игнорировать.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С учетом сказанного, можно отметить следующее определение брака: брак — свободный и добровольный союз лиц, объединенных взаимной любовью и заботой друг о друге, заключаемый с целью создания семьи.

Таким образом, существует достаточно серьезная проблема, связанная с выработкой категорий понятий семьи и брака.

Примечания

1См.: Штомпка, П. Социология социальных изменений . URL: http://socioline.ru/pages/petr-shtompka-sotsi-ologiya-sotsialnyh-izmenenij.

2Платон. Филеб. Государство. Тимей. М. : Мысль, 1999. С. 350.

3См.: Аристотель. Сочинения. Т. 3 . URL : http://grachev62.narod.ru/ aristotel/arpol3.html.

4См.: Аристотель. Сочинения. Т. 4 . URL: http://lib.ru/POEE-AST/ARISTOTEL/nikomah.txt.

5См.: Кант, И. Основы метафизики нравственности. М. : Мысль, 1999. С. 472.

6См.: Фихте, И. Г. Сочинения : в 2 т. СПб. : МИФРИЛ, 1993. 655 с.

7См.: Кант, И. Основы метафизики нравственности. С. 472.

8См.: Фихте, И. Г. Сочинения : в 2 т.

9См.: Бабосов, Е. М. Прикладная социология. Минск : ТетраСистемс, 2001. 211 с.

10Сорокин, П. Кризис современной семьи (социологический очерк) . URL: http://soul.dn.ua/material/599.

11См.: Вестермарк, Э. История брака / пер. И. Семенова. М., 1986. 66 с.

12Гидденс, Э. Социология. М. : Мысль, 1999. 362 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13Бабосов, Е. М. Прикладная социология.

14Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права. М. : Статус, 2005. 672 с.

15Бурова, С. Н. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персоналии / Белорус. гос. ун-т. Минск : Право и экономика, 2010. 444 с.

16См.: Афанасьева, И. В. Брак и семья . URL: http://www.to-1.ru/ar-ticles/248.

17Харчев, А. Г. Брак и семья в СССР. М. : Мысль, 1979. С. 75.

timg (2)

Китайские законодатели предложили снизить возрастной порог вступления в брак для решения ряда демографических проблем. Сегодня в КНР девушки могут выходить замуж по достижении 20-летнего возраста, парни – жениться с 22 лет. На заседании постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей предложено снизить этот возрастной барьер до 18 лет для представителей обоих полов.

Член ПК ВСПН Чжан Суцзюнь считает, что это позволит решить проблему падающего числа свадеб по стране. Если в 2013 году на 1000 человек приходилось 9,9 свадеб, то к 2017-му этот показатель упал до 7,7. С начала нынешнего года этот показатель сократился еще на 6,7%.

По словам Чжан Суцзюня, такая ситуация негативно влияет на рождаемость, что, в свою, очередь, провоцирует старение населения. Он констатировал, что даже полная отмена политики «одна семья – один ребенок» в 2016 году не помогла исправить ситуацию. Так, по итогам 2018 года рождаемость в Китае упала примерно на 2 млн, а в 2019 году способна опуститься ниже психологически важной отметки в 15 млн младенцев в год. Уже сейчас Китай – страна с самым большим количеством пенсионеров в мире. По прогнозу демографов, если старение населения в КНР продолжится нынешними темпами, то к 2050 году каждый третий китаец будет пенсионером, сообщает информслужба «Россия-Китай: главное”.

Современный институт брака – результат естественной эволюции, а вовсе не искусственно насажденный плод социума, считают ученые. Именно устройство моногамной семьи позволяет оптимально обеспечить жизнь себе и своему потомству.

Почему люди вступают в бра́к? Говорят, по любви, но также ходят слухи, что из-за денег, из-за незапланированной беременности, в попытках улучшить свою жизнь. В наши дни все больше сторонников завоевывает мысль, что современный институт брака – искусственное строение времен господства религиозного сознания, а потому он не может оставаться общепринятым и нуждается в реформировании.

Однако антропологи считают, что культурный феномен моногамного брака возник в результате длительной эволюции, является весьма прогрессивным и предлагает обеим сторонам серьезные преимущества перед «одиночками».

К тому же институт брака возник еще до появления на исторической арене монотеизма, поэтому не может быть связан с современными религиями, говорится в исследовании, опубликованном в Journal of Evolutionary Biology.

Лаура Фортунато из University College London и Марко Аркетти из Гарвардского университета считают, что у брака есть два очевидных эволюционных преимущества. Мужчинам он дает уверенность, что дети его жены – это его истинные наследники. Женщина же взамен получает гарантированные выгоды для своих детей от их отца. Таким образом, моногамный брак – это взаимовыгодное сотрудничества.

Противники этого подхода утверждают, что брак насажден религией и имеет целью удержать самцов от борьбы за самок. Однако эта теория имеет слабые места. Лаура Фортунато, разработавшая математическую модель развития различных сценариев поведения общества, обнаружила, что в ряде ситуаций от моногамного брака выигрывают не только женщины, но и мужчины.

Кроме того, феномен моногамии появился еще во времена господства «дикого» мифологического сознания. Точно известно, что правитель древнего Междуречья вавилонянин Хаммурапи закрепил это правило в своем своде законов около 1790 года до н. э., однако в обществе оно появилось, возможно, тысячелетиями ранее. Указания на моногамное существование обнаруживают и в косвенных свидетельствах образа жизни древних людей. Однако существование полигинии во множестве социумов по всему миру говорит о том, что моногамия не была единственным определяющим путем развития общества. Ее закрепление в некоторых социумах было определено климатом и путем добычи пищи, а ее эволюция нуждается в дальнейшем исследовании.

Согласно разработанной модели, мужчины и женщины склонны к моногамному существованию в областях скудных земель, нуждающихся в интенсивном труде при обработке. В такой ситуации мужчина рискует слишком раздробить плоды своих трудов между больших количеством отпрысков и в итоге, возможно, лишиться их всех. Более выгодно концентрировать свои усилия на потомстве лишь одной женщины.

Разработанная математическая модель включала в себя жизнь двух поколений.

В качестве исходных данных модель подразумевала, что женщина в раннем аграрном обществе не приносила в семью значительных материальных ресурсов, а жены и мужья были по большей части верными друг другу, так что потомство оказывалось генетически чистым.

Моделирование моногамной и полигамной семей показало, что после двух поколений в более выгодных условиях оказывались именно потомки моногамных семей.

Таким образом, именно распространение и развитие аграрного общества около 10 тыс. лет назад и стало основой закрепления моногамии, считают антропологи. Пока человек, кочуя и охотясь, не имел закрепленного за ним ограниченного участка земли, моногамия была бессмысленной. Религия, которая поддерживает полигамию либо моногамию, была уже вторичным фактором: общество закрепляло те верования, которые отвечали его образу жизни.