Все о творчестве

Слайд 1

Что такое творчество и в чем оно проявляется? Семинарское занятие. Презентация по биологии учениц 11 класса МАОУ гимназии №39 «Французская гимназия» Монгилевой Ирины и Чеботаревой Татьяны. г. Екатеринбург 201 5

Слайд 2

Что такое творчество? Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Слайд 3

Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей.

Слайд 4

Виды творчества Существуют разные виды творчества: производственно-техническое изобретательское научное политическое организаторское философское художественное мифологическое религиозное музыкальное повседневно-бытовое и т.п. шахматное Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Слайд 5

В чем проявляется творчество? Творчество проявляется во всех формах жизни человека. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности.

Слайд 6

Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя.

Слайд 7

Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

Слайд 8

Спасибо за внимание!

Мерчина Марина Юрьевна

художественный образ как способ формирования

эстетического отношения детей к действительности

Мерчина М.Ю.

МБУ ДО Детская школа искусств им. М.А. Балакирева, г.Ульяновск

Искусство отражает действительность. Весь объективный мир, который существует независимо от человека, всё его богатство – источник и основа искусства. Оно стремится раскрыть жизненную правду. Его цель – проникнуть в сущность действительности, а так как жизнь многообразна и неисчерпаема, то также многообразно и неисчерпаемо искусство .

Искусство отражает действительность не непосредственно, а через проводника – художника, который эту действительность воспроизводит в своём творчестве. Говоря об искусстве надо иметь в виду действительность и человека, её отражающего. В художественном образе объединяются оба эти момента. Действительность, существующая сама по себе, есть объективное, а художник, её воспроизводящий, — субъективное.

Значимость искусства сводится к тому, что оно создаёт зримый, наглядный образ в учебном процессе – в создании наглядных образов, в облегчении процесса познания. На этом положении основывается значение эмоциональности искусства в обучении. Эмоциональность связывается с созданием художественного образа, с его восприятием с помощью органов чувств .

Художественное познание есть прежде всего познание самого человека, а художественное произведение связано с человеком даже тогда, когда его самого непосредственно не воспроизводит. Искусство охватывает широкую сферу явлений действительности – природной и социальной, прошлого, настоящего и будущего, – его привлекает всё интересное в жизни, как писал Н.Г. Чернышевский . Но во всех случаях главное для него – обнаружить сущность и обобщить опыт человеческих отношений .

Источником художественных творчества является свободная деятельность фантазии, которая в создании своих воображаемых образов ещё более свободна, чем сама природа. Искусство владеет не только всем богатством натуральных форм, отличающихся своим красочным многообразием. Оно идёт ещё глубже и черпает из творческой фантазии, неистощимой в своих собственных фантазиях .

В любом художественном произведении прошлого, создано оно в глубокой древности или в эпоху Возрождения, будь то картина Леонардо да Винчи или Репина, содержанием всегда было изображение реального мира, который они понимают по-разному, в зависимости от особенностей своего времени и своей художественной индивидуальности .

Как предсказывал Л.С. Выготский, для каждого детского возраста существуют наиболее развивающие виды искусства и виды художественной деятельности. В основе неравнозначности воздействия того или иного и вида художественной деятельности на детей лежит немало факторов: своеобразие функционирования разных видов искусств, психологические особенности возраста, состояние художественно-педагогической работы, специфические возможности каждого вида художественной деятельности .

Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает точку зрения, которая показывает, что художественного воспитания заключается в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным аспектом, который связывает понятия в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительности явлений. Следовательно, основной задачей художественного воспитания детей является – выражение мыслей и чувств в образах посредством конкретных материалов различных видов искусств.

В отечественной педагогике разработаны вопросы формирования выразительного образа в детском художественном творчестве. Исследования показали, что дети способны воспринимать художественный «язык» разных видов искусства и при соответствующих условиях самостоятельно создавать выразительные образы.

Художественный образ очень сложная форма отражения действительности, и складывается она из множества компонентов.

Занятия декоративно-прикладным искусством даёт ребёнку образы, которые близки накопленному жизненному опыту и обладают привлекательностью, яркостью внешнего вида, простотой и выразительностью формы, доступностью исполнение техники.

Образы детского творчества рассматриваются как художественные только в тех случаях, когда в них находят отражение актуальные обобщения при соответствующем эстетическом отношении. Овладение техниками декоративно-прикладного творчества понимаются не только как основа возникновения образов, но и как средство достижения его художественной выразительности . Способности, которые необходимы для создания художественного образа детьми – это умение передавать обобщённую образность предметов и явлений, эмоционально и эстетически осмысливать, сочетать в творчестве форму и содержание.

К условиям развития данных способностей можно отнести:

— самостоятельный выбор детьми художественно-выразительных средств для создания декоративной композиции;

— грамотность цветового решения в соответствии с выбранной темой и эмоциональным отношением к изображаемому предмету или явлению;

— взаимосвязь в выборе изобразительных материалов и техники исполнения от характера передаваемого образа или явления.

В декоративно-прикладном творчестве необходимо, чтобы учащиеся овладели стилизованностью изображения, конструктивностью композиции и декоративностью колорита.

Существует несколько стадий освоения детьми художественного образа:

— подготовительная, которая заключается в активном экспериментировании и приобретении посредством имеющихся знаний о материалах, величинах, формах и размещения на плоскости;

— поиск выразительных образов в разных видах художественного творчества.

Средства выразительности, овладев которыми, дети могут воспринимать и создавать выразительные образы:

— цвет;

— форма;

— композиционный центр;

— ритм и метр;

— симметрия и асимметрия;

— динамика и статика;

— пропорции и т.д.

Показатели качества художественного образа:

— нахождение адекватных изобразительно-выразительных средств;

— оригинальность идеи;

— соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Критерии выразительности образов:

— эмоционально-личностное отношение учащегося к изображаемому предмету или явлению;

— техническая грамотность;

— изобразительная самостоятельность;

— оригинальность решения обобщённой интерпретации образа.

В процессе исследования проанализированы возможности декоративно-прикладного искусства в формировании выразительного образа. Произведения декоративно-прикладного искусства доступны для восприятия и художественного творчества детей по его мотивам благодаря уникальному динамическому анализу художественного образа и средств выразительности .

Декоративно-прикладное творчество в сравнении с любым другим имеет и сильные и слабые стороны. Но только в совокупности они дают полноценное отражение действительности. Ни один вид искусства не может быть заменён другим, и все они вместе составляют большую динамическую систему, единый организм с общими закономерностями. Говоря о художественном образе, следует подчеркнуть его неразрывную связь с художественными оценками действительности, которые должны стать личным отношением ребёнка к отражённым в творчестве предметам и явления. Они должны принять форму художественных эмоций и чувств, которые будут способны вызывать соответствующие настроения .

Список используемых источников

1. Искусство и школа: книга для учителя / Сост. А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 198, с. 217.

2. Данилов М.А. Дидактика, М., 1957, с. 130-138.

3. Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения? Искусство, 1978, с. 124.

4. Макаренко А.С. соч. в 7-ми т. М., 1958; т. VII, с 113-114.

5. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. — М., 1971.-Т. 1, с. 8.

6. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика! М., «Детская литература», 1974, с. 138.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. 1967. — №12. с. 73-75.

8. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии // Вопр. эстетики. 1964. Вып. 6, с. 46.

9. Сухомлинский В.А. «О воспитании» — Москва: Политическая литература, 1982, с. 270.

UPD: 8 января 2017 статья переписана. теперь она понятнее и носит более общий характер, без углубления в одну из моделей понятия

Главное в статье для неосиляторов: творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей. Что сводится к постановке качественно новых проблем, задач, их решению, а так же созданию качественно новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач. В посте будет рассматриваться модель творчества, компиляция материалов нескольких авторов. Для умеренных осиляторов презентация. Остальных приглашаю в статью.

Много думал насчёт того, в каком хабе опубликовать. Если есть более подходящий, прошу написать мне название.

Я пишу эту статью сюда не только потому, что часто слышал: «программирование/дизайн/управление проектами — творческая профессия» и уверен, что тема интересна здешним программистам, дизайнерам, верстальщикам, управленцам и т.д. Кроме этого, здешняя аудитория сможет помочь мне улучшить модель, поделившись примерами, указав на ошибки и неизвестные мне материалы по теме.

Началось всё с эмоций. Я вроде как музыкант и вроде как занимаюсь творчеством. Однако было ощущение, что ни я, ни куча снобствующих музыкантов, поэтов, художников и т.д. на деле ничего в общество не привносят, совсем ничего. Кроме того, творческими людьми, талантамИ, гениями называли и людей искусства, и изобретателей, и учёных, и философов. И методы с основными подходами в этих направлениях разные, по многим параметрам противоположные, как и результаты.

Я начал копаться вместе с ещё несколькими интересующимися в этой теме. После того, как перечитал несколько книг, кучу статей, в том числе с замечательного портала vikent.ru, поговорил с умными людьми, я убедился, что в теме творчества, искусства, одарёности и талантливости куча мифов, часть из которых давно опровергнуты фактами, и люди продолжают им верить. Но главное — люди очень по-разному понимают, что такое талант, творчество и т.д. Мне кажется, что наши труды могут помочь разобраться в этом бардаке.

Люди понимают под творчеством и талантом разные вещи

Если покопаться в словарях и поговорить с людьми, обнаружится, что определений этому слову куча, в том числе кардинально разных:

  1. Художественная деятельность, искусство (это не одно и то же, кстати, но об этом потом)
  2. Результат этой деятельности («вот моё творчество» — песни, картины и т.д.)
  3. Недоискусство (вышло из предыдущих определений)
  4. Творчество — это САМОВЫРАЖЕНИЕ! (тоже перенесено из одного из определений и направлений искусства)
  5. Создание чего-то с использованием воображения
  6. Создание чего-то с использованием новой идеи
  7. Создание чего-то нового
  8. Нестандартность, необычность
  9. И т.д.

Речь в том числе и про аналогичные термины в других языках. Все эти определения сходятся в том, что творчество — деятельность. Либо её результат. Сразу разделим — мы будем называть творчеством именно деятельность, а результат — творческим результатом. Просто для разделения, ведь творческая деятельность подразумевает творческие же результаты. Откуда мы это взяли?

Разберём общепризнанные с научной точки зрения творческие области

Раньше о творчестве в основном говорила и писала интеллигенция. Естественно, поэтому творческой деятельностью считается искусство, часто и вообще вся художественная деятельность.

Но уже в середине XX века к этой области добавляли ещё две, итого:

Все эти области деятельности объединяет то, что успешный результат подразумевает что-то качественно новое и ценное. Это не противоречит многим другим распространённым определениям творчества (не считая вышедших из «творчество=искусство»), наоборот, объединяет и дополняет их. В том числе нестандартность и оригинальность вполне себе определяются через качественную новизну.

Итого творчество — создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей.

Что такое качественно новые материальные и нематериальные ценности

Новизну можно разделить на 3 уровня:

  1. номинальная
  2. количественная
  3. качественная

Попробуем измерять новизну предмета мебели относительно дома. В доме есть только столы, стулья и кровати. Если мы сделаем точную копию одного из стульев — тот будет номинально новым. Если копия будет отличаться количественной характеристикой — например, ножки подлиннее, чтобы одному из членов семьи удобнее было сидеть за столом — новизна будет количественной. А вот если мы сделаем стул без спинки — он лишится одного качества и получит другое. Теперь спиной не опереться на спинку, зато сесть можем куда угодно лицом. И даже называться этот стул будет иначе — табуретка. Потому что стул характеризуется спинкой, сиденьем и ножками. А если мы сделаем стул или табуретку без ножек и повесим на верёвки к потолку, получим качели. У них есть новое качество — возможность использовать не только как сиденье, но и развлечение.

Или пример, в котором новые и старые качества имеют чёткие названия. Раньше чулки крепились к трусам разными способами, но потом кто-то придумал сделать их единым целым, и получились колготки. Раньше одежда для нижней части тела обладала качеством «дискретность» («раздельность»), а колготки избавились от этого качества и получили «непрерывность» («цельность»).

Ценность определяется по-разному, в зависимости от области. Но минимальная ценность — интерес хотя бы для одного человека. Если что-то качественно новое при этом никого хотя бы не заинтересовало, то его никто не заметит. А если заметит, не придаст значения и забудет.

Как оценить уровень творческого результата?

Можно исследовать количество новых качеств в творческих процессе и результате и сводить это к каким-то количественным параметрам. Можно воспользоваться подходом патентных бюро и изобретателей — для этого использовать диаграмму Викентьева-Джефферсона (творческая эффективность):

То есть новизна и польза (ценность) только для себя — это тоже творчество, только низкого уровня. Возможен результат с разными показателями полезности и новизны. Скажем, новизна на уровне страны, а польза только для города.

Кроме того, пользу тоже можно измерять по-разному. Иногда непосредственно для людей. Но тот же пулемёт для огромного числа людей был вреден. Смертельно вреден. Поэтому в некоторых ситуациях полезность стоит оценивать для области, в данном случае — области оружейного, военного дела.

Используем системный подход для более точного определения полезности и нового качества

Творчество в таком понимании возможно не только в упоминаемых выше областях, оно возможно в любой деятельности. Как отличить творческую деятельность от нетворческой? Воспользуемся системным подходом. Любая деятельность — это решение какой-то задачи. Но что такое задача?

Определение задачи через понятие системы

Есть система — набор элементов с функциями и процессами. Функция — связь между элементами. Такая, что изменение в одном элементе порождает изменения в другом. Процесс — последовательное изменение состояний элемента, группы элементов или системы.

Задача — это исходные данные, цель и способ решения. Исходные данные — это исходная система. Решая задачу, мы преобразуем систему в новую, удовлетворяющую заданным параметрам цели.

Если более точно, условием будет первая система вместе с указанием подсистем, которые:

  1. нужно изменить
  2. можно изменить
  3. нельзя изменить

Добавим, что в таком понимании любая совместимая тройка «Система-1→преоборазование→Система-2» будет задачей. И появиться они могут в любом порядке. Например, кто-то, давно знакомый с каким-то преобразованием, встретит Систему-1 и попробует применить к ней это преобразование, и в результате этого эксперимента получит цель новой задачи. Насколько эта тройка будет востребована и популярна, зависит от отличий получаемой системы.

Но что определяет ценность, востребованность задачи? Это определяет проблема/проблемы, которую/которые задача разрешает. Часто проблема и порождает задачу.

Определение проблемы через понятие системы

В системе могут возникать противоречия. Когда одна функция какого-нибудь элемента негативно влияет на функцию этого же или другого элемента совсем. Иными словами, один процесс негативно влияет на другой процесс. Может не давать реализовываться совсем, может «искажать».

Это противоречия в системе и называется проблемами.

Пример проблемы, задачи и решения

Есть предприятие. На нём работает много женщин. В здании предприятия лифты, которым пользуются часто, в основном сотрудницы. Но лифты очень медленно ездит. Сотрудницы из-за этого нервничают, расстраиваются, раздражаются и капают на мозги начальству. Начальство выясняет, что ускорить лифт в ближайшие два года нельзя, слишком много издержек. Как быть?

Проблема: особенности функции лифтов (Лифт.Ехать()) оказывают влияние на функцию элементов (или объектов) типа сотрудниы (Сотрудница.Работать()) и через них на начальство (Начальник.Работать()). Нужно решить проблему для противоречия между классами элементов.

Изначально ставится задача — изменить состояние элементов класса Лифт, чтобы повлиять функцию. Но эта задача не имеет подходящего решения. Тогда начальство ставит другую задачу — повлиять на элементы класса Сотрудница. Анализируется информация по классу. Находится решение — перенаправить сотрудниц на другие процессы во время ожидания лифта и езды в нём.Вводятся новые классы элементов, ЗеркалоВозлеЛифта и ЗеркалоВЛифте. Зеркала вешают на каждом этаже возле двери лифта и в каждом лифте. Расстройства и жалобы прекращаются.

Исходная проблема осталась — медленная скорость лифта влияет на эффективность работы, сотрудницы успевают сделать меньше работы из-за его медленной скорости. Но уменьшилась степень влияния до приемлемой.

А теперь представьте, что начальство видело бы проблему именно как «лифт ездит медленно»? То есть видело по сути только задачу, не видя порождающей проблемы? В итоге ещё года два всё это продолжалось бы.

Если мы умеем формулировать проблему, ставить и решать задачи, то что мы получаем?

Мы получаем возможность придумать несколько способов разрешения одной и той же проблемной ситуации:

Заметьте, что некоторые формулировки не позволяют найти решение, а некоторые сильно ограничивают количество вариантов. Это следствие психологической инерции, склонности стереотипно мыслить, действовать и чувствовать. Для преодоления психологической инерции Г. С. Альтшуллер (он называл её инерцией мышления) советовал формулировать проблемы и задачи неконкретно, максимально абстрактно, в терминах «штуковина», «фиговина» и т.д. Для этого и нужен системный подход, в котором можно переназвать систему фигнёй, элемент системы фиговиной, функцию связью. А можно не переназывать.

Итого

Как видно из примера, важно и умение правильно ставить проблему, и ставить задачу относительно неё, и уметь создавать новые способы решения этих задач. Из этого мы вывели определение творчества:

творчество — это создание качественно новых материальных и нематериальных ценностей: постановка новых проблем, задач, их решение, а так же создание новых способов (алгоритмов) решения уже решённых задач.

Авторы, чьи материалы использовались

  • Акимов И.А., Клименко В.В. (читать с осторожностью, много эзотерики и неподкреплённых утверждений)
  • Кастанеда К. (много эзотерики, но много материалов почерпнул о шаблонах и работе с ними, читать не рекомендую)
  • Гринберг Д, Падески К. («Управление настроением», да и вообще рекомендую ознакомиться с когнитивной психологией)
  • Чиксентмихайи М. (материалы о состоянии потока)
  • Викентьев В.Л. (статьи, видеолекции, а также vikent.ru, крупнейшая база по творчеству в Европе по его словам)
  • Альтшуллер Г.С. (ТРИЗ)
  • Гладуэл М. (материалы о мифах, связанных с творческими и успешными людьми)
  • Юдковский Э. (lesswrong.ru, материалы об эффективном принятии решений и работе с собственными привычками)
  • Талеб Н.Н. (материалы о вреде шаблонов и как его избежать)

О Design-thinking («Дизайн-мышление», «проектное мышление») не знал до создания презентации и статьи, уже после мне рассказал один из знакомых айтишников о нём. Внушительную часть модели можно теперь не дорабатывать, а взять из этой методики. Но в основном методика расписана именно для создания инновационных продуктов, на которых можно заработать, целевая аудитория — программисты, дизайнеры. Многие другие творческие люди не поймут, прочитав кратко об этой методике, зачем им она. В дальнейшем я изучу, разберусь и включу Design-thinking в модель. Со всеми ссылками на источники, естественно.

О планах и как можете помочь

Готовы материалы ещё для нескольких статей и презентаций. Если эта статья будет интересна хабрасообществу, следующая — «Зачем нужно творчество». Там будет расписана роль в обществе и практическая польза использования творчества отдельным человеком.

Вы можете помочь, дав ссылку на полезные материалы (только без эзотерики, пожалуйста, очень трудно в ней копаться и полезного минимум), задав вопрос по теме, указав на ошибки и белые пятна. А так же поделившись интересными и неожиданными проблемами, задачами и их решениями из разных областей.