Все заповеди Христа

Израильтяне шли по пустыне два месяца. Они пришли на гору Синай.

Моисей взошел на гору. Иисус Христос говорил с ним. Иисус велел Моисею рас-сказать Израильтянам о том, как они были благословлены. Иисус вывел их из Египта. Он сказал, что люди должны слушаться Его заповедей. Он благословит их.

Моисей спустился с горы. Он рассказал людям о том, что велел ему Иисус. Люди обещали слушаться. Они будут делать то, что сказал Иисус. И тогда Иисус благо-словит их.

Иисус хотел, чтобы Израильтяне слышали Его голос. Моисей велел им стать у подножия горы. Гора называлась Синай.

Облако дыма окутало гору. Иисус был в облаке. Гора содрогнулась. Иисус загово-рил с народом.

Иисус Христос рассказал людям о десяти заповедях. Иисус изрек:

  1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

  2. Не делай себе кумира.

  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

  4. Помни день субботний, чтобы святить его.

  5. Почитай отца твоего и мать твою.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не кради.

  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего.

  10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.

Исход 20:1–17

Люди слышали голос Иисуса Христа. Они испугались. Они не хотели, чтобы Иисус говорил с ними. Они хотели, чтобы Он говорил с Моисеем. Потом Моисей передаст им Его слова. Моисей снова поднялся на гору Синай. Иисус дал людям и другие заповеди.

Моисей велел Аарону и двум его сыновьям подняться на гору. Он также велел подняться 70 старейшинам. Люди взошли на гору. Они увидели Иисуса.

Иисус повелел Моисею подняться выше на гору. Иисус написал заповеди на камне Своим перстом. Иисус дал заповеди Моисею.

Моисей не возвращался 40 дней и 40 ночей. Все это время он ничего не ел и не пил.

Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19). Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13).

Ничем непоколебимое терпение состоит в том, что человек не только не раздражается, не гневается, не предается малодушному ропоту, но переносит все горькое, скорбное, болезненное в жизни своей, с покорностию и самоосуждением, как бы предстоя Самому Всевышнему Судии и от Него приемля истязание за грехи свои.

В терпении совершаются и терпением завершаются все христианские подвиги и добродетели. Без терпения ничего хорошего, особенно трудного, и в обыкновенной жизни ничего нельзя сделать; тем более в жизни христианской и шагу нельзя сделать без терпения.

Но как научиться терпению? Нужно, при помощи Божией, решиться – все случающееся с нами молчаливо терпеть и безропотно переносить, в ожидании перемены к лучшему. Опыты жизни научат и покажут, как терпение нам необходимо, полезно и благотворно во всех отношениях; а узнав это, человек уже не расстанется с терпением, привыкнет к нему, и, наконец, почувствует, что с терпением легче переносить все житейские невзгоды, особенно же христианские подвиги, и достигнуть тихого пристанища, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Как свободно, как отрадно, как весело он вздохнет тогда, переплыв бурное и многобедное житейское море, – когда все его качества и добродетели и полная любовь к Богу, и глубокое смирениe, и сердечная покорность Закону Божию, и совершенная преданность воле Божией, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь к ближним, и вообще вседушевное желание исполнять заповеди Христовы, – будут в нем сохранены и воспитаны ничем непоколебимым терпением! Пример терпения Сам Господь и все святые.

* * *

Кроме общеобязательных заповедей Христовых, есть еще заповеди Его более частные.

1) О поклонении Богу в духе и истине (Ин. 4:24).

2) О хранении святыни – таинства веры «от врагов» (Мф. 7:6).

3) О постоянстве в молитве (Мф. 7:7–11).

4) Об осторожности от лжепророков (Мф. 7:15–23).

5) О слушании слова Божия (Мф. 12:50; Лк. 11:28).

6) О исповедничестве (Мф. 10:32–33).

7) О пище духовной (Ин. 6:27–71).

8) О достоинстве и о несоблазнении детей (Мф. 18:3–6, 10; Лк. 18:15–17).

9) О здравом разсуждении и мире христиан между собою (Мк. 9:50).

10) О христианском суде (Мф. 18:15–17).

11) О всепрощении (Мф. 18:21–35; Лк. 17:1–4).

12) О жажде духовной (Ин. 7:37–38).

13) О познании истины, и о свободе от рабства греху (Ин. 8:36).

14) О разводе супругов (Мф. 5:32; Мк. 10:2–12).

15) О девстве (Мф. 19:11–12).

16) О неподавании соблазна ближнему (Лк. 17:1–2).

17) О силе веры (Мк. 11:23–26).

18) О хранении души для жизни вечной (Лк. 18:18–22; снес. Ин. 12:25–26).

19) Спасение от прельщений лжеучителей (Мф. 24:4; Мк. 13:5–6; Лк. 21:8).

20) О подражании примеру Спасителя (Ин. 13:15–17).

21) О скромности исполнителей всего повеленного (Лк. 17:10).

22) О воздаянии Кесарева Кесарю, а Божья Богу (Мф. 22:21).

23) О причащении (Мф. 26:26–29; Мк. 14:22–25; Лк. 22:19–20).

24) Любовь по примеру Христа Спасителя есть христианское знамя (Ин. 13:34–35).

25) О пребывании во Христе Спасителе.

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такия ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками. Пребудьте в любви Моей. Cия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 15:4–14). Кто будет веровать и креститься, – спасен будет; а кто не будет веровать, – осужден будет (Мк. 16:16). Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И се, Я с вами, во вся дни, до скончания века. Аминь (Мф. 28:19–20).

Давши ученикам Своим все вышеизложенныя заповеди, и в слове и примере Своем, Господь и Бог наш Иисус Христос на последней вечери с ними сказал им: Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13:15), и тем обязал всех Своих верных и истинных последователей – исполнять все Его заповеди неуклонно. Исполнять заповеди и повеления Господа и Спасителя нашего безусловно нам необходимо уже потому, что Он Господь и Спаситель наш. Исполнять заповеди Его необходимо для того, чтобы самым опытом познать животворную силу и Божественное значение их для нашей жизни: Кто хочет творить волю Божию, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно? – сказал Сам Господь (Ин. 7:17). Исполнять заповеди Христовы совершенно необходимо, чтобы войти в дух Христов, прилепиться к Нему всем существом своим: «прилепляющийся, – сказано, – Господу бывает един дух с Господом», – и таким образом делается истинным христианином, а кто мало заботится об исполнении, или и совсем не исполняет их, тот никогда не может стяжать Духа Христова, и, следовательно, напрасно будет носить на себе звание христианина: кто духа Христова не имеет, тот не Его, не Христов (Рим. 8:9), не христианин. Итак, возлюбленный мой собрат о Господе! Обрати все твое внимание на заповеди Христовы, имей их всегда пред глазами твоими и в руках твоих до тех пор, пока изучишь их, усвоишь их себе так, чтобы они сделались вечным достоянием твоим, – обратились в плоть и кровь твою. Тогда тебе легко будет исполнять их, во всех потребных случаях жизни твоей, а, исполняя их, ты будешь истинным последователем Спасителя твоего и несомненно получишь спасение.

«Иди за Мною». Есть в Евангелии и еще одна заповедь Господа, – краткая по выражению, но всеобъемлющая по смыслу, – заповедь, призывающая Его последователей: иди за Мною. В заключение обращаем на нее внимание, по изъяснению св. Тихона Задонского.

Иди за Мною, – сказал Господь наш Иисус Христос апостолу Петру (Ин. 21:19). Относится это слово и ко всякому последователю Христову. Слово весьма важное и внушительное потому уже одному, что вышло из уст Самого Спасителя нашего.

Важность и силу сего слова раскрыл святитель Тихон, во второй части своего «Сокровища духовного, от миpa собираемого», в статье 46, под названием: «Иди за Мною». Бывает, говорит он, что один другому, в различных случаях, говорит: «иди за мною».

Христианин! так Христос Господь всякому из нас говорит: иди за Мною. Читай св. Евангелие, внимай Ему, и услышишь сладчайший сей глас Его: иди за Мною. Я твой Создатель, а ты создание Мое: иди за Мною. Я Царь твой, а ты подданный Мой: иди за Мною. Я Бог твой, облекшийся в подобострастную плоть твою: иди за Мною. Я ради тебя в мир пришел: иди за Мною. Я к тебе и ради тебя пришел; Я, невидимый, ради тебя и всех явился на земле: иди за Мною. Я, неприступный Херувимам и Серафимам, сделался приступен грешникам и тебе: иди за Мною. Я, Царь Небесный, ради тебя пожил на земле: иди за Мною. Я, всесильный и всемогущий, ради тебя сделался немощным: иди за Мною. Я, будучи богат, ради тебя обнищал, да ты обогатишься Моею нищетою (2Кор. 8:9): иди за Мною. Я, Господь славы, ради тебя был поруган и обесчещен: иди за Мною. Я, живот вечный и присносущный, тебя ради вкусил смерти, смерти же крестной: иди за Мною. Я, седящий на престоле славы и от Ангелов покланяемый, хвалимый и славимый, ради тебя похулен был от грешников: иди за Мною. Я, один имеющий бессмертие и живущий во свете неприступном, ради тебя вменен был в мертвых и положен в темном гробе: иди за Мною. Я, твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который, не серебром и золотом, но Своею Кровию искупил тебя от диавола, смерти и ада: иди за Мною. Видишь Мою к тебе любовь: покажи и ты любовь свою к Любителю твоему, и любовно: иди за Мною. Твоя любовь приносит пользу тебе, а не Мне; как и нелюбовь твоя вредит тебе, а не Мне: иди за Мною.

Господи! что есть человек, яко познался еси ему? Или сын человечь, яко вменяеши его – думаешь о нем? Человек суете уподобися (Пс. 143:3–4). «Пою Тя: слухом бо, Господи, услышах и ужасохся. До мене бо пришел еси, мене ища заблудшаго. Тем многое Твое снисхождение, еже до мене, прославляю, Многомилостиве!» Готово сердце, Боже, готово сердце мое. «Помози мне, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей!»

Что, христианин! захочешь ли отречься от такого Господа твоего и Благодетеля, Который зовет тебя к Себе и не идти за Ним? Страшно это и бесстыдно! страшно, чтобы не подвигнуть Его на праведный гнев, не подпасть праведному суду Его и таким образом не погибнуть. Бесстыдно:, ибо Он высочайший твой Любитель и Благодетель. Скажи, пожалуй, если бы царь земной позвал тебя следовать за со­бою, – не поспешил ли бы ты за ним с радостью, бросивши все, ради малой и временной чести и ко­рысти? А тут Царь царствующих и Господь господствующих, – Царь небесный зовет тебя следовать за Собою: иди за Мною! и зовет не к временной чести, славе и корысти, но к вечному животу и царствию, к вечной чести и славе: иди за Мною, иди за Мною, и приведу тебя в Мое вечное Царство, к небесному и вечному Моему Отцу: никтоже бо приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин. 14:6). Грешник! неужели ты и после сего не бросишь всего и не пойдешь за Ним?! Но, ведь, Он продолжает звать всех грешников: блудник прелюбодей и любитель нечистоты! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Злобный мститель и убийца! слушай глас Господень: покайся и иди за Мною. Вор, хищник, грабитель и лихоимец! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Укоритель, ругатель, клеветник и всякий злоречивый! слушай глас Господень: покайся и иди за Мною. Лжец, обманщик, прельститель и лицемер! слушай глас Господень (Мф. 24:13): покайся, и иди за Мною. Всякий грешник, живущий в нераскаянии! слушай глас Господень: покайся, и иди за Мною. Слушай глас, зовущий тебя, слушай глас Того, Который так возлюбил тебя, и такой милостивый, человеколюбивый и чудный показал промысл о тебе, слушай глас Его: покайся, и иди за Мною.

Всякого человека зовет Господь: человек, – любимое Мое создание! Я сошел с неба, чтобы тебя возвести на небо: иди за Мною. Я пожил на земле, чтобы тебя соделать жителем небесным: иди за Мною. Я не имел, где главы подклонить, чтобы тебя привесть в дом Отца Моего Небеснаго: иди за Мною. Я трудился, чтобы тебя ввесть в вечный покой: иди за Мною. Я обнищал, чтобы тебя обогатить: иди за Мною. Я плакал, болезновал, скорбел и тужил, чтобы подать тебе утешение, радость и веселие: иди за Мною. Я был похулен, поруган и обезчещен, чтобы тебя, – обезчещенное Мое создание, почтить и прославить: иди за Мною. Я был связан, чтобы разрешить тебя от уз греховных: иди за Мною. Я – Судия живых и мертвых – был судим и осужден, чтобы тебя избавить от вечнаго суда: иди за Мною. Я был вменен с беззаконными, чтобы тебя оправдать: иди за Мною. Я вкусил смерти, смерти же Крестной, чтобы оживить тебя, – создание Мое, умерщвленное ядом змеиным: иди за Мною. Я вознесся на небо, чтобы и ты вознесся: иди за Мною. Я сел одесную Бога и Отца, чтобы ты прославился: иди за Мною. Я во всем уподобился тебе, кроме греха, чтобы и ты был подобен Мне: иди за Мною. Я взял на Себя образ твой, чтобы и ты был сообразен Мне: иди за Мною. Я пришел к тебе, чтобы тебя – любезное Мое отпадшее создание – привлечь к Себе: иди за Мною. Видишь, человек, показанную любовь Мою к тебе; видишь и промысл Мой о тебе; за все это ничего от тебя не требую, как только того, чтобы ты был Мне благодарен и шел за Мною, и таким образом получил бы спасение с вечною славою. Я хочу этого от тебя, да будет и твое хотение сего. Иди же за Мною, Который алчу и жажду спасения твоего, и подам тебе спасение Мое.

Возлюби Мою нищету, – и будешь истинно богат. Возлюби Мое смирение, – и будешь истинно славен и велик. Возлюби Мою кротость и терпение, – и будешь ими истинно покоен и мирен. Оставь землю, – и будешь иметь небо. Оставь мир, – и будешь внутри себя иметь Бога. Отрекись себя, – и будешь истинно обладать собою. Оставь утехи плоти и Мира, – и будешь иметь истинное yтешениe. Оставь богатство тленное, – и будешь иметь нетленное. Оставь честь и славу земную, – и будешь иметь небесную. Иди за Мною, – и будешь иметь все, чего желает душа твоя, но все истинное, несравненно лучшее того, что оставишь.

Итак, душа грешная! слушай и внимай глас Любителя и Искупителя твоего Иисуса; и иди за Ним, да постигнешь. Поспешай, возлюбленный, поспешай, пока Он зовет, и двери отворены. Небо отверсто; и входят в него мытари, прелюбодеи и все кающиеся грешники. Поспешай туда же и ты, бедный грешник да и ты получишь Царство небесное. Туда во­шли Апостолы, Мученики, Святители, Преподобные и все Святые Божии, и водворяются ныне в обителях Отца Небеснаго. Идут туда и ныне многие, и приходящие и все идущие за своим пресладким Иисусом, благодатию Его, вселяются в покое вечном.

Душа моя! слушай и ты глас Господень, и прилепись к той святой дружине: иди с ними за Bеpным вождем Иисусом, да в час исхода твоего услышишь глас Его: «В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии, и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам почестей и венцов небесных». Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его. Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его. Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше, предаяше же судящему праведно, – говорит св. ап. Петр (1Пет. 2:21–23). И Сам Господь сказал: Аще кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10:38). Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный (Ин. 8:12).

Но бывает и то, что один зовет человека, говоря: «иди за мною»; и другой, отзывая его к себе, говорит ему тоже: «иди за мною». Тако Христос говорит всякому христианину: иди за Мною, как сказано выше; а сатана враг рода человеческаго – отзывает человека к себе и шепчет в уши его: «иди за мною». Шептание его столько раз слышит человек, сколько раз чувствует в сердце своем возстающие злые и Богопротивные помыслы: все это есть мерзкое его шептание. О, человек! кого тебе лучше послушать? Христа ли Господа твоего, Который показал о тебе такой чудный промысл и хочет спасти тебя, и привести тебя в вечное Свое Царствие, как выше ты видел? Или злаго шепотника-диавола, который хочет отвести тебя от Христа – Спасителя твоего, и вринуть тебя в вечную погибель?

Христос есть Свет; диавол есть тьма. Христос есть Жизнь, диавол есть смерть. Христос есть Истина; диавол есть ложь и отец лжи. Христос есть Любитель твой; диавол есть враг твой. Христос есть Благодетель твой; диавол есть злотворитель твой. Христос есть истинное и высочайшее добро; диавол, – крайнее зло. Христос есть Спаситель твой; диавол – губитель твой. Христос хочет спасти тебя, ибо для того и в мир пришел, ради тебя; диавол хочет вечно погубить тебя. Христос хочет дать тебе жизнь вечную; диавол хочет на веки умертвить тебя. Христос хочет ввести тебя в Свое вечное Царство; диавол хочет привести тебя за собою в вечное мучение. Христос хочет на веки обогатить тебя; диавол хочет сделать тебя на веки нищим. Христос хочет на веки прославить тебя; диавол хочет посрамить тебя. Христос хочет вечно почтить тебя; диавол хочет вечно обезчестить тебя.

Видишь, что есть Христос и что есть диавол; и – ради чего он шепчет тебе, и – отзывает от Христа – Господа твоего – в след себя. Он хочет погубить тебя на веки, как и сам находится в погибели. Это его хитрость! Это его умысел против нас! отрекись же, отрекись, возлюбленный, от этого злаго шепотника, и плюнь на него, как это сделал ты при святом крещении. И, отвратившись от того прелестника, обратись ко Христу Господу твоему, и последуй Ему верою и правдою, как обещался Ему в крещении. – Он твой Бог, Господь твой, Любитель твой, Благодетель твой, вечный Живот твой, присносущный Свет твой, истинное и вечное блаженство твое, без Которого не можем быть блаженными ни в сем веке, ни в будущем. – Пристань же и прилепись к Господу твоему, по словам: мне же прилеплятися Богови благо есть! (Пс.72:28).

Но, несмотря на то, что диавол есть губитель, многие слушают его, и идут за ним великими толпами. – Идут блудники, прелюбодеи и все любители нечистоты. Идут памятозлобивые, человеконенавистники, убийцы и проливающие кровь человеческую. Идут противящиеся родителям, не почитаюшие, злословящие их. Идут воры, хищники, грабители, мздоимные судьи, удерживающие плату наемников и похищающие чужое добро – всякою неправдою и лестью. Идут клеветники, ругатели и все, языком своим, как мечем, бьющие и уязвляющие ближняго своего, Идут пьяницы и сластолюбцы. Идут лукавые, хитрецы, прельстители и все, прельщающие ближняго своего. Идут всякие беззаконники, развращенные жизнию своею, противящиеся слову Божию. Идут, наконец, возлюбившие век сей, мудрствующие земная, а не горняя, любящие жить в гордости и пышности Мира сего. Словом: идут все, которые о Боге и слове Божием небрегут – прилепляются сердцем к земному, а о вечном спасении своем, приобретенном кровию Христовою, нерадят: все таковые идут в след сатаны. Всем таковым приличествует оное Апостольское слово: се некие развратишася вслед сатаны (1Тим. 5:15) Ибо все таковые стыдятся (срамляются) слов Христовых и Самого Христа, – страшатся (ужасаются) Его – смиреннаго, поруганнаго, обезчещеннаго и удаляются от Него; но хотят быть с прославленным. Не хотят с Ним быть здесь в мире сем и Ему последовать; однако же, хотят быть участниками Царствия Его, что есть дело невозможное. – С кем кто здесь – в мире, с тем будет и в будущем веке.

О, человек, который носишь на себе имя Христово, но следуешь за сатаною! Вспомни, какия отрицания и обеты делал ты в крещении, – как отрицался сатаны и всех дел его, и всея гордыни его,– как плевал на него, – как отходил от него; и как пристал ко Христу, – как обещался и присягал – работать Ему верою и правдою, – последовать Ему – смирением и любовию, как последует невеста жениху. Где же ныне те твои отрицания? где обеты? где присяга? где работа Христу? Где последование Ему? Богу солгал ты, а не человеку. Бога оставил ты, а не человека. Свет оставил ты и возлюбил тьму. Живот оставил ты и возлюбил (избрал) смерть.

Вспомни это и обратися ко Христу, Спасителю твоему. Беги от прельстителя того, как Израиль от фараона. И хотя он погонится за тобою, потому что лишился своей добычи; но ты дерзай, и из глубины сердца воздыхай ко всесильному Иисусу, да не помянет беззаконий твоих, и поможет тебе. Он, Который умер за тебя, ждет тебя, и с радостию – милосердыми объятиями – обымет тебя, яко блуднаго сына (Лк. 15:20). А когда освободишься от тяжкой работы мучителя твоего, – с радостию воспоешь победную песнь Помощнику твоему: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его, Бога Отца моего, и вознесу Его (Исх. 15:2). Возрадуются о тебе и Ангелы на небе: радость бо бывает пред Ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк. 15:10).