Введенский монастырь в Иваново

Свято-Введенский женский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Свято-Введенский женский монастырь, ИвановоСвято-Введенский женский монастырь, Иваново Kin kuma
  • Свято-Введенский женский монастырьСвято-Введенский женский монастырь Serg2

Одной из визитных карточек Иванова стал Свято-Введенский женский монастырь, построенный в текстильной столице России всего 20 лет назад. Православная обитель, основанная в 1991 году, расположена в центральной части города.

Место возведения монастыря примечательно во всех отношениях. Вплотную к нему стоит церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы начала 20 века, которая сегодня входит в комплекс монастыря.

Монахини Свято-Введенского монастыря в Иваново — сегодня их насчитывается более 150 — ведут благотворительную работу, посещая обездоленных, заключенных в женской колонии.

Храм, выполненный с использованием византийских мотивов, строится и ныне. Известно, что именно в этой церкви, прозванной в народе «Красной», служил в свое время Патриарх Тихон, а в советские годы здание отдали под архив КГБ.

В женском Свято-Введенском монастыре устраивают экскурсии, здесь примут и паломников, но жить в кельях им разрешат не более трех дней. Во Введенском храме хранятся мощи православных мучеников, ряса Иоанна Кронтштадского.

Великолепный ансамбль из двух храмов располагался на Покровской горе. В древности здесь был Покровский мужской монастырь, основанный, по преданию, в 1579 году владельцами села Иванова князьями Черкасскими. Этим они увековечили взятие Казани войсками Ивана Грозного, которое произошло в день Покрова, и обретение иконы Казанской Божьей Матери.Чудотворная икона была найдена после большого пожара, случившегося в Казани, в земле, на месте сгоревшего дома. Копию иконы привезли в село Иваново и жители встречали ее на Лежневской дороге. Впоследствии на этом месте выстроили Казанскую часовню.
Окруженный лесом, монастырь находился вначале за чертой села и располагался на холме, круто спускавшемся с одной стороны к Уводи, а с другой — к ручью Кокуй. Около монастыря существовала слободка с несколькими крестьянскими домами, из которой впоследствии сформировалась улица Троицкая Слобода (часть нынешней улицы Советской).
Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1626 году, когда им управлял игумен Савватий. На старинном монастырском кладбище сохранялись надгробия над могилами двух очень почитавшихся схимонахов Дионисия и Дионисия — 1629 и 1681 годов.
В 1632 году в монастыре существовала деревянная Троицкая церковь клетского типа с приделами Покрова и Сергия Радонежского. В описаниях 1646 и 1667 годов упоминается вторая деревянная церковь, шатрового типа, посвященная Казанской иконе Богородицы.
Каменное строительство началось в монастыре в конце ХV11 века и в 1693 году была освящена Покровская церковь. Ее главный престол посвятили иконе Казанской Божьей Матери, а боковые — Покрову и Сергию Радонежскому. Церковь завершалась пятиглавием, с запада к ней примыкала шатровая колокольня.
Интересно, что в древних актах 1719 года монастырь называется Покровским, а в документе 1723 года — Троицким. Князья Черкасские выделяли на содержание монастыря 29 рублей и 50 четвертей хлеба в год.
В ХV111 веке монастырь пришел в упадок и число монашествующих было невелико. В 1748 году игумен Феоктист писал, что «в Покровском монастыре в прошедшие годы имелся иеромонах, а ныне … не имеется и священнодействие исправляю токмо я… А в моем отъезде церковь Божия стоит праздно, без пения». Жилые и хозяйственные постройки в этот период были «все ветхи и за тем ни к какому употреблению, кроме топления печей, на дрова, не годны». В соответствии с указом Екатерины II «Об учреждении монастырских штатов» 19 июня 1764 года монастырь был закрыт. Трех живших здесь монахов переселили в Спасокукоцкий монастырь в селе Сербилово (ныне Гаврило-Посадский район).
Новый владелец села граф П.Б.Шереметев хлопотал в Консистории и в Синоде о восстановлении монастыря: » Означенный Покровский монастырь построен и содержан был иждивением покойного тестя моего князя Алексея Михайловича, также и впредь содержан будет моим иждивением и на довольной руге». Однако эти просьбы не удовлетворили и после закрытия монастыря храмы были приписаны вначале к Крестовоздвиженской церкви, а с 1768 года организовали самостоятельный приход.
В начале Х1Х века на средства фабрикантов Ямановских к Покровскому храму пристроили четыре паперти, оформленные колоннами в традициях классицизма. В 1822 году установили новые иконостасы — семиярусный в главном храме и четырехъярусные в приделах. Через четыре года художники из Тейкова братья Т.А. и Е.А.Медведевы выполнили настенную живопись. В Покровской церкви хранилась главная святыня Иванова — икона Казанской Божьей Матери в позолоченном окладе, украшенном жемчугом, рубинами и алмазными звездами. День памяти ее — 8 июля — широко отмечался в Иваново-Вознесенске и сопровождался грандиозным крестным ходом к Казанской часовне на Лежневской улице.
В 1815 году по разрешению архиепископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта братья Гандурины перенесли Троицкую деревянную церковь на старое Успенское кладбище ( улица Смирнова). Вместо нее начали строительство нового кирпичного Троицкого храма на средства И.В.Гандурина. Он долгое время жил в Астрахани, где занимался торговлей ситцем, а под старость вернулся в Иваново. Не имея наследников, Иосиф Васильевич решил все свои капиталы использовать на постройку храма. Однако он умер в 1813 году так и не увидев выстроенного здания. Строительство продолжили его братья Иван и Ермолай.
Троицкая зимняя церковь создавалась по проекту архитектора из Турина, итальянца Я.Я.Маричелли и была освящена епископом Ксенофонтом 19 июня 1819 года. Приделы посвятили иконам Богородицы — «Знамению» и Смоленской. Церковь являлась лучшим в Иванове памятником стиля классицизм. С четырех сторон фасады украшали шестиколонные портики, увенчанные треугольными фронтонами. Здание завершалось пятью полусферическими куполами с главами. Впоследствии храм реставрировался с 1866 по 1872 годы на средства братьев Гарелиных. Когда с западной стороны сделали пристройку, почитавшаяся могила схимонаха Дионисия оказалась под ней. Чтобы ее сохранить, устроили специальное помещение, куда вели несколько ступенек. Внутри храма установили новые трехъярусные иконостасы и заново расписали стены и своды.
Весь храмовый комплекс был окружен оградой с башнями и тремя воротами. В 1855 году рядом с храмами на средства фабриканта Н.А.Бабурина выстроили богадельню «для вдов и сирот лиц духовного звания». После учреждения города Иваново-Вознесенска с 30 августа 1873 года Покровский и Троицкий храмы стали соборами, то есть главными храмами города.
12 ноября 1916 года на службе в Покровском соборе присутствовала прибывшая в Иваново-Вознесенск сестра императрицы, великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1992 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых.
В 1927 году Покровский собор передали общине православных верующих обновленческого направления. После революции сформировалась небольшая, но очень активная группа православного духовенства, настойчиво рвавшаяся к руководству Русской Православной Церковью. Они стали призывать к радикальному и всестороннему «обновлению» церковной жизни. В связи с домашним арестом патриарха Тихона, обновленцам удалось присвоить высшую церковную власть, что привело к расколу в православии. Обновленческое движение, приводившее к ослаблению церкви, нашло серьезную поддержку со стороны государственных органов. С их помощью обновленцам удалось захватить немало православных приходов по всей стране, в том числе и в нашей области.
Начальник губотдела ОГПУ писал в секретной инструкции о передаче собора обновленцам: «Передача является крайне желательной, даже необходимой. Группа, подавшая заявление на получение Покровского собора, принадлежит к легализованной Советским правительством Синодской церкви, которая пользуется тремя небольшими церквами на окраине города, в то время как черносотенная тихоновская церковь держит в своих руках все центральные храмы города».
Однако народ в массе своей не пошел за обновленцами и захваченные ими храмы стояли пустыми. В 1931 году Покровский и Троицкий соборы были снесены, несмотря на то, что уже тогда они считались памятниками архитектуры. На горе появилась надпись, выложенная из кирпича: «На месте очагов классового рабства построим дворец социалистической культуры.» На следующий год здесь началось строительство одного из крупнейших в стране театров «массового действа» по проекту архитектора А.В.Власова.

История Свято-Введенской обители началась в марте 1991 года, но создана она была не на пустом месте. С начала XX века в городе уже стоял храм, который за цвет стен называли Красной церковью. Именно он стал центром нового монастыря. Среди других обителей Введенскую отличает активное социально служение. Монахини посещают заключенных в тюрьмах и колониях, помогают инвалидам, детям-сиротам, а также людям, страдающим наркотической зависимостью и больным СПИДом.

История Введенской церкви

В 1900 году прошел сход крестьян Ушаково и Яма, и они приняли решение построить в посадской части города новый храм. Участок под церковь был выделен по распоряжению графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, а средства для нее решено было собирать при помощи частных пожертвований. За сбор денег взялись строительная комиссия из крестьян, управляющий вотчинной конторой Шереметьевых К.Ф. Кнорре, а также Павел Никанорович Дербенев — городской голова тогдашнего Иваново-Вознесенска.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Свято-Веденский монастырь в городской застройке

Дербенев принадлежал к богатому роду владельцев текстильной промышленности, и его дед – Тимофей Васильевич организовал первую ткацкую мастерскую еще в 30-е годы XIX века. Стараниями семьи Дербеневых к началу XX века их мануфактурное производство в Иваново-Вознесенске сильно выросло, и на текстильных фабриках работали почти 6,5 тыс. человек. Кроме городского головы, честь спонсирования строительства принадлежит местным фабрикантам И.К. Маракушеву, Н.Г. и Н.Х. Бурылиным, И.А. Соколову, М.Н. Гарелину и П.И. Витовой. Деньги для храма давали также городские служащие, работники мануфактур и анонимные жертвователи.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Общий вид Свято-Веденского монастыря

Проект новой церкви выполнил Петр Густавович Беген — губернский архитектор, который построил много зданий в Владимирской губернии и в самом Иваново-Вознесенске. Наконец, в 1901 году прошла торжественная закладка храма, и начались строительные работы, непосредственное руководство которыми поручили архитектору Алексею Федоровичу Снурилову.

Спустя шесть лет храм освятили. На деньги, пожертвованные промышленниками Бурылиными, в художественной мастерской А.И. Шорохова для новой церкви вырезали красивый трехярусный иконостас. А с юга-запада от основного здания поставили деревянную колокольню.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Вид Свято-Веденского монастыря с Шереметевского проспекта

В церкви обустроили три придела. Центральный посвятили Введению во Храм Божией Матери, а боковые – Святителю Николаю и великомученику Феодору Тирону. Новый храм получился очень красивым, и особенно впечатлял его пол, который покрывала разноцветная метлахская плитка. Из церковной летописи известно, что первым священником храма стал Михаил Степанович Кохомский.

Введенская церковь стояла на небогатой, рабочей окраине города, и у его приходской общины постоянно возникали проблемы со средствами. Из-за недостатка финансов храм не стали расписывать, а богослужебную утварь и необходимые стройматериалы прихожане приобретали в кредит.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Вид Свято-Веденского монастыря с улицы Спартака

В 1914 году община получила разрешение церковных властей и стала искать средства, чтобы построить каменную колокольню. Спустя два года штатный архитектор епархии Л.М. Шерер создал ее проект. Однако, власти сочли, что место выбрано неудачно, и колокольню так и не построили.

В 1918 году во Введенской церкви побывал патриарх Тихон (Беллавин) и провел здесь службу. К середине 30-х годов прошлого века власти передали отделениям обновленческой церкви сначала один из пределов, а потом и весь храм целиком. Но в 1938 году церковь закрыли, а ее внутреннее убранство и иконы были разграблены.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Вид на монастырскую колокольню на фоне церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

В середине Великой Отечественной войны по инициативе горожан предпринимались попытки возобновить богослужения, но это так и не было сделано. Более 50 лет храм, как культовое здание, бездействовал и использовался для областного государственного архива. Церковные службы стали проводится здесь только с 1990 года.

История обители

Основателем и духовным руководителем монастыря стал архимандрит Амвросий (Юрасов). В 1990 году его назначили настоятелем возвращенного верующим Введенского храма. А годом позже приход этой церкви по указу патриарха обратили в женский монастырь.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Вид на Лестничную башню и Келейный корпус

Несколько лет членам приходской общины и добровольным помощникам пришлось восстанавливать Введенский храм, возводить новые кельи и обустраивать монастырскую территорию. Они разбирали перекрытия, сделанные в церкви в годы существования архива, выносили из зданий старые стеллажи и мусор, и устанавливали кресты на куполах. Много времени заняло создание двух новых резных иконостасов и написание для них икон.

Сегодня Введенскую обитель отличает активная миссионерская деятельность. Для малоимущих горожан в монастыре организуют благотворительные обеды. Монастырь активно занимается издательской деятельностью — здесь выпускают газету «Слово утешения», издают православные книги и буклеты. Кроме того, все желающие могут получить необходимый совет, позвонив на созданный в обители телефон доверия.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Вид на купола Введенской церкви

Архитектурные памятники на территории обители

Современный монастырский ансамбль отличает цельность архитектурного решения. Он построен в русском стиле, но имеет отдельные элементы эклектики. Лицевая кладка всех его зданий сделана из красного кирпича, что и определило неофициальное название обители – Красная церковь.

Архитектурной доминантой всего комплекса является бесстолпный пятиглавый Введенский храм, который стоит прямо по центру огороженной монастырской территории. Он является памятником архитектуры начала XX века. Основной объем этой церкви — двухсветный куб с полукруглыми алтарными абсидами. Внутреннее пространство храма представляет собой прекрасно освещенный просторный зал.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Вход в Введенский храм

Церковную кровлю венчают пять массивных, чуть сплющенных луковичных глав. Ее входы декорированы арочными проемами. Окна на фасадах также украшены арками. Кроме того, храм богато декорирован самыми разными по размерам и формам колонками, ширинками, кокошниками, декоративными зубчатыми поясками и многоступенчатыми карнизами, в которых использованы мотивы византийского зодчества.

Помимо храма, в монастыре стоит дом притча, который был выстроен в восточной части участка в 1909 году. Этот дом выглядит очень оригинально. Он представляет собой здание в два этажа, поставленное углом, и отдаленно напоминает боярские палаты XVII века. К скругленному угловому выступу пристроена круглая башня, с живописным завершением в виде шатра, и внутри нее есть лестница. Прямоугольные окна дома притча отделаны наличниками и другими элементами, повторяющими декор Введенского храма.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Настенная роспись в Введенского храма

Монастырскую ограду построили в 1912 году. Она состояла их кирпичных столбов и металлических кованных решеток между ними. Интересно, что решетки в разных частях ограды имели различный рисунок. С трех сторон в ограждении были установлены богато декорированные ворота, а на двух углах – башенки, которые по убранству гармонировали с башней здания притча.

Когда в 1990-е годы приступили к созданию нового монастыря, опорные столбы ограды встроили в стены новых монашеских корпусов, а решетки сняли. В это же время над западными воротами появилась невысокая колокольня со звонницей, которую соорудили по проекту архитектора И.К. Русакомского.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Часовня Амвросия Медиоланского

Современное состояние и режим посещения

Введенская обитель – действующий женский монастырь, внутрь которого могут попасть все желающие. В нем создана паломническая служба и открыт музей Ивановских новомучеников. На основной территории и в подворьях (в Преображенском и Покровском скитах, а также в Сергиевой Пустыни) постоянно проживает 170 насельниц. В монастырском храме хранится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница», мощевики с частицами мощей христианских святых, а также ряса, принадлежавшая Иоанну Кронштадтскому.

Как доехать

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Вид на Священнический корпус и юго-западную башня с монастырской территории

Монастырь расположен в центре Иваново, на ул. Базисная, 23. Его территория находится в 1 км от железнодорожного вокзала – в одной остановке общественного транспорта.

На автомобиле. По трассе М7 из столицы до Иваново можно доехать за 4,5-5 часов (290 км). От южной окраины города до монастыря дорога занимает около 15 минут и проходит по улицам Лежневская, Бубнова, Садовая и Шереметьевскому проспекту.

Свято-Веденский монастырь в Иваново

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Иваново поезд доходит за 7 часов. Железнодорожный вокзал расположен в центральной части Иваново. Кроме того, от Центрального автовокзала Москвы у станции метро «Щелковская» до Иваново за 6 часов можно добраться на прямых или транзитных рейсовых автобусах. Автовокзал в Иваново расположен в южной части города и удален от железнодорожного вокзала на 6,5 км. По городу до монастыря ходят автобусы № 12, 14, 15/4, 20, 32, 120, 129, троллейбусы № 2, 6, 9, 11 и маршрутные автобусы № 18, 129, 135, 144 (остановка «Свято-Введенский монастырь»). От железнодорожного вокзала до обители за 15 минут можно дойти пешком или подъехать на такси.

Рейтинг достопримечательности: