Высказывания о духовно нравственном воспитании детей

Цитаты и высказывания известных людей о духовно-нравственном воспитании.

«Если ты думаешь на год вперёд – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд – воспитай человека.»

Восточная мудрость.

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего чем человек есть человек.»

В.Белинский

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»

В.Сухомлинский

«Самый лучший воспитатель для ребёнка, тот кто духовно общаясь с ним, забывает, что он воспитатель и видит в своём воспитаннике друга, единомышленника Такой воспитатель видит самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на маленькую, формирующуюся личность.»

В.Сухомлинский

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.»

В. Сухомлинский.

«Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и детском саду.»

«Духовно-нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, — являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.

Д.Медведев

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»

К.Ушинский

1280Кто неб­ре­жен к сво­им де­тям, тот хо­тя бы в дру­гих от­но­шени­ях и по­рядо­чен, по­несет край­нее на­каза­ние за этот грех. Все у нас долж­но быть вто­рос­те­пен­ным в срав­не­нии с за­ботой о де­тях.

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

Нам не­дос­тупны де­ла тех, с ко­торы­ми мы име­ем рзлич­ный об­раз жиз­ни. Нап­ри­мер, мать, име­ющая груд­ных де­тей, не мо­жет хо­дить ежед­невно в цер­ковь

ко всем служ­бам и до­ма по­дол­гу мо­лить­ся. Из это­го бу­дет не толь­ко сму­щение, но и да­же грех, ес­ли, нап­ри­мер, в от­сутс­твие ма­тери ре­бенок без при­зора ис­ка­лечит се­бя или нат­во­рит ша­лос­тей, ког­да бу­дет под­растать. Не мо­жет она со­вер­шенно от­речь­ся от иму­щест­ва ра­ди лич­но­го под­ви­га, ибо она обя­зана со­дер­жать и кор­мить де­тей.

Пре­подоб­ный Ни­кон Оп­тинс­кий

Что­бы спа­сать­ся, на­до жить не меч­та­ни­ем, а в ре­аль­ной жиз­ни нес­ти крест, ко­торый уже оп­ре­делил Вам Гос­подь для спа­сения.

Ар­хи­манд­ри­та Иоанн (Крестьян­кин)

Вы — же­на, вы — мать, вы — хо­зяй­ка. Обя­зан­ности по всем сим час­тям изоб­ра­жены в пи­сани­ях апос­толь­ских. Прос­мотри­те их и возь­ми­те на со­весть ис­полнять. Ибо сом­ни­тель­но, что­бы спа­сение мог­ло уст­ро­ить­ся по­мимо ис­полне­ния обя­зан­ностей, ко­торые на­лага­ют­ся зва­ни­ем и сос­то­янием.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Как толь­ко за­рож­да­ет­ся ре­бенок, на­до знать, что до не­го до­ходит все, что свер­ша­ет­ся с ма­терью или с от­цом, или с ок­ру­жени­ем. По­это­му ма­тери ре­комен­до­валось мо­лить­ся, но не фор­маль­но, не толь­ко про­из­но­сить мо­лит­вы, не толь­ко мо­лит­восло­вить, а об­щать­ся с Бо­гом, де­лить­ся с Ним всей сво­ей ра­достью, всем сво­им тре­петом, дать Бо­гу дей­ство­вать в ней.

Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

Од­но го­ре нас­тавни­цы, о ко­тором глу­боко скор­беть сле­ду­ет, ес­ли ве­ру по­теря­ет и в грех впа­дет ди­тя. А про­чее все Бог уст­ро­ит во бла­го, ра­ди пре­дан­ности Ему ве­ру­ющих сер­дец.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Есть не­пос­ти­жимая для нас связь ду­ши ро­дите­лей с ду­шою де­тей, и мы не мо­жем оп­ре­делить, до ка­кой сте­пени прос­ти­ра­ет­ся вли­яние пер­вых на пос­ледних: и вмес­те, до ка­кой сте­пени, при за­рази­тель­ном вли­янии пер­вых, прос­ти­ра­ет­ся ми­лосер­дие и снис­хожде­ние Бо­жие к пос­ледним.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Пост ох­ра­ня­ет мла­ден­цев, уце­ломуд­ри­ва­ет юно­го, де­ла­ет поч­тенным стар­ца: ибо се­дина, ук­ра­шен­ная пос­том, дос­той­нее ува­жения. Пост“- са­мое при­лич­ное уб­ранс­тво жен­щин, уз­да в цве­те лет, ох­ра­нение суп­ру­жест­ва, вос­пи­татель детс­тва… Де­ти, как цве­тущие рас­те­ния, да оро­ша­ют­ся во­дой пос­та.

Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

Ре­бенок дол­жен быть в сос­то­янии, пос­мотрев на сво­их ро­дите­лей, ви­деть, что то, что ему расс­ка­зыва­ют, на са­мом де­ле жи­вет в них. Они, мо­жет быть, не­совер­шенны, это ре­бенок от­лично по­нима­ет, но они стре­мят­ся жить по ве­ре, и это сос­тавля­ет смысл и со­дер­жа­ние их жиз­ни.

Мит­ро­полит Ан­то­ний Су­рожс­кий

Мо­лит­вою усерд­ною мо­литесь о де­тях, и Бог сох­ра­нит в доб­рых по­ряд­ках тех, кои хо­тят быть сох­ра­нен­ны­ми и ищут се­го.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Для ро­дите­лей глав­ной за­ботой долж­но явить­ся снис­ка­ние ми­лос­ти Бо­жи­ей и Его по­мощи и бла­гос­ло­вения. И это бу­дет ус­ло­ви­ем неп­ре­мен­но­го ус­пе­ха мно­голет­ней ра­боты и борь­бы за спа­сение душ де­тей, под­вержен­ных гре­ху вмес­те со всем пад­шим че­лове­чес­ким ро­дом.

Из кни­ги Пес­то­ва Н.Е. Пра­вос­лавное вос­пи­тание де­тей

Эман­си­пиро­ван­ная же­на всег­да бы­ва­ет дур­ной ма­терью. Она тя­готит­ся деть­ми, они ей ме­ша­ют поль­зо­вать­ся сво­бодой жиз­ни, и по­тому за­боту о них она пре­дос­тавля­ет кор­ми­лицам и нянь­кам.

Епис­коп Вис­са­ри­он (Не­ча­ев)

При­учай­те де­тей ва­ших боль­ше к уме­рен­ности и да­же ли­шени­ям, с ко­торы­ми всег­да мож­но встре­тить­ся в жиз­ни, не­жели к удо­воль­стви­ям, ко­торые не для всех дос­тупны.

Амв­ро­сий Клю­чарев, ар­хи­епис­коп Харь­ковс­кий

Не долж­но смот­реть, что ди­тя ма­ло, на­доб­но с пер­вых лет на­чинать ос­те­пенять прек­лонную к гру­бому ве­щест­ву плоть и при­учать ди­тя к об­ла­данию над нею, что­бы и в от­ро­чест­ве, и в юно­шест­ве, и пос­ле них лег­ко и сво­бод­но мож­но бы­ло уп­равлять­ся с этою пот­ребностью. Пер­вая зак­васка очень до­рога. От детс­ко­го пи­тания мно­гое за­висит в пос­ле­ду­ющем.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

Не сам ли ты при­чиня­ешь се­бе скорбь не­обуз­данностью тво­его сы­на? Ты дол­жен был тща­тель­но обуз­ды­вать его, при­учать его к по­ряд­ку, к ак­ку­рат­но­му ис­полне­нию сво­их обя­зан­ностей и вра­чевать бо­лез­ни его ду­ши, ког­да он был еще мо­лод, и ког­да это сде­лать бы­ло го­раз­до лег­че.

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

Бу­дет хо­рошо, ес­ли ро­дите­ли ста­нут по­казы­вать ре­бен­ку, что они расс­тра­ивают­ся от его бес­чинств. Но пусть они на не­го не да­вят и мо­лят­ся. Мо­лит­ва, со­вер­ша­емая с болью, при­водит к по­ложи­тель­ным ре­зуль­та­там.

Пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Ро­дитель­ская лю­бовь свя­щен­на, но нель­зя за­бывать, что в от­но­шении люб­ви брач­ной она вто­рич­на. Не­допус­ти­мо, что­бы страсть к ди­тяти зат­ме­вала чувс­тво суп­ру­жес­кое, вмес­те то­го что­бы ук­реплять и воз­вы­шать его.

Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

Очень мно­гие ро­дите­ли, весь­ма лю­бящие сво­их де­тей, не­кото­рым об­ра­зом их пор­тят, не по­нимая, к со­жале­нию, ка­кой вред на­носят им, нап­ри­мер, тог­да, ког­да мать, по чрез­вы­чай­ной плотс­кой люб­ви, об­ни­мая и це­луя ре­бен­ка, го­ворит ему: «Ка­кой хо­роший у ме­ня ре­бенок, са­мый луч­ший в ми­ре ре­бенок» и т.п.

пре­подоб­ный Па­исий Свя­того­рец

Рож­де­ние ре­бен­ка — это бла­годат­ный дар Гос­по­день, но од­новре­мен­но и но­вое приз­ва­ние, и труд, и крест для суп­ру­гов. Бог вве­ря­ет и по­руча­ет зем­ным ро­дите­лям мла­ден­ца, еще без­за­щит­но­го те­лом и ду­шой. Это не прос­тая ра­дость, не иг­ра и не за­бава: это гроз­ная от­ветс­твен­ность” на Страш­ном Су­де от­ве­тят ро­дите­ли пе­ред Бо­гом за жи­вые ду­ши сво­их де­тей.

Мит­ро­полит Вла­димир (Иким)

Прос­то прес­тупле­ние — по­дав­лять детс­кую ра­дость и зас­тавлять де­тей быть мрач­ны­ми и важ­ны­ми. Очень ско­ро на их пле­чи ля­гут жиз­ненные проб­ле­мы. Очень ско­ро жизнь при­несет им и тре­воги, и за­боты, и труд­ности, и тя­жесть от­ветс­твен­ности. Так пусть же как мож­но доль­ше ос­та­ют­ся они юны­ми и без­за­бот­ны­ми. Их детс­тво нуж­но, по ме­ре воз­можнос­ти, на­пол­нить ра­достью, све­том, ве­селы­ми иг­ра­ми.

Свя­тая Им­пе­рат­ри­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Есть суп­ру­ги, ко­торые в пер­вую оче­редь ста­ра­ют­ся упо­рядо­чить все про­чие проб­ле­мы и лишь за­тем на­чина­ют ду­мать о де­тях. Та­кие лю­ди сов­сем не бе­рут в рас­чёт Бо­га. А дру­гие суп­ру­жес­кие па­ры го­ворят: «Ны­неш­няя жизнь не лег­ка. Пусть у нас бу­дет один ре­бёнок и хва­тит. Тут и од­но­го-то поп­ро­буй вы­рас­ти!» И не ро­жа­ют дру­гих де­тей. Эти лю­ди не по­нима­ют, нас­коль­ко они сог­ре­ша­ют, ду­мая по­доб­ным об­ра­зом, не по­лага­ясь с до­вери­ем на Бо­га. Бог «сер­до­болен». Ему лег­ко пе­рес­тать да­вать суп­ру­гам де­тей, ес­ли Он уви­дит, что их вы­рас­тить им уже не под си­лу.»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

Ког­да в до­ме но­ворож­денный, брак как бы рож­да­ет­ся за­ново. Ре­бенок сбли­жа­ет се­мей­ную па­ру так, как ни­ког­да преж­де. В серд­цах ожи­ва­ют мол­чавшие до это­го стру­ны. Пе­ред мо­лоды­ми ро­дите­лями вста­ют но­вые це­ли, по­яв­ля­ют­ся но­вые же­лания. Жизнь при­об­ре­та­ет сра­зу но­вый и бо­лее глу­бокий смысл. Ко­неч­но, с деть­ми у нас по­яв­ля­ет­ся мас­са за­бот и хло­пот, и по­это­му есть лю­ди, ко­торые смот­рят на по­яв­ле­ние де­тей, как на нес­частье. Но так смот­рят на де­тей толь­ко хо­лод­ные эго­ис­ты. Ве­ликое де­ло взять на се­бя от­ветс­твен­ность за эти неж­ные юные жиз­ни, ко­торые мо­гут обо­гатить мир кра­сотой, ра­достью, си­лой, но ко­торые так­же лег­ко мо­гут по­гиб­нуть; ве­ликое де­ло пес­то­вать их, фор­ми­ровать их ха­рак­тер “ вот о чем нуж­но ду­мать, ког­да уст­ра­иваешь свой дом. Это дол­жен быть дом, в ко­тором де­ти бу­дут рас­ти для ис­тинной и бла­город­ной жиз­ни, для Бо­га.

Страс­то­тер­пи­ца Алек­санд­ра Фе­одо­ров­на

Вы все са­ми хо­тите уст­ро­ить де­тей, а Бо­гу ни­чего не пре­дос­тавля­ете. А все Бо­гу на­до от­дать, не прек­ра­щая, ко­неч­но, и сво­его по­пече­ния, но, не при­давая ему и слиш­ком мно­гого зна­чения.

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

«Мно­гие ро­дите­ли обу­ча­ют сво­их де­тей иност­ран­ным язы­кам, иные ху­дожест­вам обу­ча­ют, но о хрис­ти­анс­ком уче­нии и вос­пи­тании неб­ре­гут: та­ковые ро­дите­ли рож­да­ют де­тей к вре­мен­ной жиз­ни, и к веч­ной жиз­ни их не до­пус­ка­ют. Го­ре им, ибо не те­ла, но ду­ши че­лове­чес­кие уби­ва­ют сво­им не­раде­ни­ем!»

Свт. Ти­хон За­донс­кий

«Не сты­дясь и не бо­ясь ми­ра, пос­та­рай­тесь дать де­тям ис­тинное хрис­ти­анс­кое вос­пи­тание, со­об­щая им од­ни хрис­ти­анс­кие во всем по­нятия, при­учая к хрис­ти­анс­ким пра­вилам жиз­ни и возг­ре­вая лю­бовь к Церк­ви Бо­жи­ей и всем по­ряд­кам цер­ковным.»

Свя­титель Фе­офан Зат­ворник

«Ес­ли ро­дите­ли не ока­зыва­ют долж­но­го по­пече­ния о де­тях, не учат их ра­зуму, не вну­ша­ют им доб­рых пра­вил, то ду­ши де­тей бу­дут взыс­ка­ны от рук их.»

Пре­подоб­ный Си­ме­он Но­вый Бо­гос­лов

«Уче­ние че­рез пос­тупки и жизнь есть са­мое луч­шее уче­ние».

Св. Иоанн Зла­то­уст

«Мень­ше пот­ре­бу­ет­ся слов, ес­ли де­ла­ешь, что долж­но. Жи­вопи­сец боль­ше учит сво­ими кар­ти­нами».

Св. Гри­горий Бо­гос­лов

«Ро­дите­ли, ко­торые ро­жа­ют де­тей и да­ют им те­ло, долж­ны, нас­коль­ко это воз­можно, со­дей­ство­вать и их ду­хов­но­му воз­рожде­нию.»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

«Ро­дите­ли долж­ны усерд­но пос­та­рать­ся от­сечь свои страс­ти. То, что не­кото­рые из этих страс­тей они унас­ле­дова­ли от сво­их собс­твен­ных ро­дите­лей, зна­чения не име­ет. Они не толь­ко да­дут от­вет Бо­гу за то, что не подъяли под­виг, что­бы от­сечь эти страс­ти, но так­же по­несут от­ветс­твен­ность за то, что пе­реда­ют эти страс­ти сво­им де­тям»

Ста­рец Па­исий Свя­того­рец

«Бу­дем так нас­тавлять на­ших де­тей, что­бы они пред­по­чита­ли доб­ро­детель все­му дру­гому, а оби­лие бо­гатс­тва счи­тали за нич­то.»

Свт .Иоанн Зла­то­уст

«Не ос­тавляй­те де­тей и их вос­пи­тание на са­мотек, на те­леви­зор и на ули­цу. Это грех, и не­малый. Мо­литесь и, ели­ко воз­можно, вли­яй­те на их вы­бор в жиз­ни. Ко­неч­но, не на­сили­ем, а вну­шени­ем и осоз­на­ни­ем ги­бель­нос­ти сов­ре­мен­но­го, на­вязы­ва­емо­го изв­не соз­на­ния.»

О. Иоанн (Крестьян­кин)

«Ра­дость и счастье нуж­ны де­тям не мень­ше, чем рас­те­ни­ям ну­жен воз­дух и сол­нечный свет. Са­мое бо­гатое нас­ледс­тво, ко­торое ро­дите­ли мо­гут ос­та­вить де­тям, это счаст­ли­вое детс­тво, с неж­ны­ми вос­по­мина­ни­ями об от­це и ма­тери.»

Свя­тая Ца­рица Алек­санд­ра

«Мать, рож­дая ди­тя, да­ет ми­ру че­лове­ка, а по­том долж­на она в нем же дать не­бу ан­ге­ла.»

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

«Рож­де­ние де­тей сде­лалось ве­личай­шим уте­шени­ем для лю­дей, ког­да они ста­ли смерт­ны­ми. По­это­му-то и че­лове­колю­бивый Бог, что­бы сра­зу смяг­чить на­каза­ние пра­роди­телей и ос­ла­бить страх смер­ти, да­ровал рож­де­ние де­тей, яв­ляя в нем об­раз воск­ре­сения.»

Свт. Иоанн Зла­то­уст

«Де­ти — это ведь жи­вые ико­ны, пот­ру­дитесь над ни­ми, не ис­ка­зите в них об­раз Бо­жий сво­им нев­ни­мани­ем и неб­ре­жени­ем.»

Ар­хи­манд­рит Иоанн (Крестьян­кин)

«Глав­ное, что­бы ре­бенок был за­нят по си­лам и нап­равлен к стра­ху Бо­жию. От это­го все доб­рое и хо­рошее, нап­ро­тив, празд­ность и нев­ну­шение де­тям стра­ха Бо­жия бы­ва­ют при­чиной всех зол и нес­частий. Без вну­шения стра­ха Бо­жия, чем де­тей ни за­нимай, — не бу­дет же­ла­емых пло­дов в от­но­шении доб­рой нравс­твен­ности и бла­го­уст­ро­ен­ной жиз­ни. При вну­шении же стра­ха Бо­жия вся­кое за­нятие хо­рошо и по­лез­но.»

Пре­подоб­ный Амв­ро­сий Оп­тинс­кий

«Разв­ра­щение де­тей про­ис­хо­дит не от че­го дру­гого, как от бе­зум­ной при­вязан­ности (ро­дите­лей) к жи­тей­ско­му.»

Свя­титель Иоанн Зла­то­уст

«За­боть­тесь не на зем­ле ос­та­вить де­тей, но воз­вести на не­бо; не при­леп­ляй­тесь к суп­ру­жест­ву плотс­ко­му, но стре­митесь к ду­хов­но­му; рож­дай­те ду­ши и вос­пи­тывай­те де­тей ду­хов­но.»

Свя­титель Ва­силий Ве­ликий

«По­доба­ет иметь муд­рость, но не со сво­им ра­зумом, а мо­лить Гос­по­да, да умуд­рит вас, как пос­ту­пать в вос­пи­тании де­тей, и да сох­ра­нит их от тлет­ворно­го ду­ха вред­ных обы­ча­ев мирс­ких.»

Пре­подоб­ный Ма­карий Оп­тинс­кий

«В вос­пи­тании не тре­бу­ет­ся ни из­лишняя мяг­кость, ни су­ровость — тре­бу­ет­ся ра­зум­ность.»

Свя­титель Фи­ларет, мит­ро­полит Мос­ковс­кий

Каждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием. М. Адзельо

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. Аристотель

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Аристотель

Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов. О. Бальзак

Воспитание — великое дело: им решается участь человека. В. Г. Белинский

Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности. В. Г. Белинский

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. В. Г. Белинский

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. В. Г. Белинский

Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. В. Г. Белинский

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. В. Г. Белинский

Привычка — «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру. В. М. Бехтерев

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. В. М. Бехтерев

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. Ф. Бэкон

Воспитание не ограничивается школой. П. Валери

Воспитателем, как и художником, нужно родиться. К. Вебер

Воспитание развивает способности, но не создает их. Ф. Вольтер

Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу — корню всякого зла. Г. Гегель

В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе. К. Гельвеций

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками. К. Гельвеций

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы. К. Гельвеций

Ничто на свете не очищает, не облагораживает так отроческий возраст, не хранит его, как сильно возбужденный общественный интерес. А. И. Герцен

Настоящий ученик учится развивать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. И. Гёте

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. И. Гёте

Учатся у тех, кого любят. И. Гёте

Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. М. Горький

Наш воспитатель — наша действительность. М. Горький

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. М. Горький

Простого, неотесанного человека можно перевоспитать, но человек, мнящий себя утонченным, неисправим. У. Гэзлитт

Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь — хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правдив еще лучше. В. Гюго

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль

Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает: малейшая его погрешность заслуживает порицания. Р. Декарт

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. Демокрит

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм. Ф. Э. Дзержинский

Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью. Ф. Э. Дзержинский

Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Ф. Э. Дзержинский

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. А. Дистервег

Истинное воспитание стремится к природосообразному развитию, но не к преждевременной зрелости. А. Дистервег

Конечная цель всякого воспитания — воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. А. Дистервег

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег

Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, — тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Н. А. Добролюбов

Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. М. П. Драгоманов

Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столько же верно и в воспитании. Жан Поль

Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая тайна и великая задача. Жорж Санд

Обучать — значит вдвойне учиться. Ж. Жубер

Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. М. И. Калинин

Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям. М. И. Калинин

Дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства. Они имеют в виду воспитание школьное, разумеется, сравнительно ограниченное. Но есть еще школа жизни, в которой происходит непрерывный процесс воспитания масс, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми — миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному опыту, политическому опыту. Это М. И. Калинин

дело куда более сложное. М. И. Калинин

Педагог — это инженер человеческих душ. М. И. Калинин

Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистски образованными людьми. М. И. Калинин

Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. М. И. Калинин

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставлении и применение на деле. Я. Каменский

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. Я. Каменский

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди. Я. Каменский

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Я. Каменский

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает. Я. Каменский

Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее — лучшее, и всего ревностнее — наилучшее. Я. Каменский

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу,его в его первую пору жизни. Я. Каменский

Тот, кто мало знает, малому может и учить. Я. Каменский

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничание, модничание, тщеславие. И. Кант

В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. И. Кант

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он — то, что делает из него воспитание. И. Кант

Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывет с компасом! А это дело воспитания. Н. М. Карамзин

Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. Катон Старший

Воспитание — высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно. Р. Киплинг

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. О. Ключевский

Во всем, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании — особенно, неудобно как переговорить, так и недоговорить. В. О. Ключевский

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. О. Ключевский

Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться. Л. Колумелла

Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадежно. Я. Корчак

Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Я. Корчак

Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. Я. Корчак

Воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская

Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться. Н. К. Крупская

Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение. Н. К. Крупская

Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям. Н. К. Крупская

Уважать ребят — не значит им потворствовать, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо проводит в жизнь свои воспитательные требования. Н. К. Крупская

Изыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит лишиться всякого их доверия и уважения. Ж. Лабрюйер

Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. В. И. Ленин

Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. В. И. Ленин

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов. В. И. Ленин

Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, — значит, ты воспитатель. Ш. Летурно

Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем. Г. Лихтенберг

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом. Д. Локк

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — льстивостью. Д. Локк

Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. А. В. Луначарский

Воспитание — хлеб души. Д. Мадзини

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. А. С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. А. С. Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А. С. Макаренко

Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А. С. Макаренко

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. А. С. Макаренко

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. А. С. Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. А. С. Макаренко

Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. А. С. Макаренко

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А. С. Макаренко

Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях. Б. Мандевиль

Воспитание — это все. Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста — это обычная капуста, получившая позднее высшее образование. Марк Твен

Воспитатель сам должен быть воспитан. К. Маркс

Под воспитанием мы понимаем три вещи: Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. К. Маркс

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д. И. Менделеев

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Д. И. Менделеев

Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Д. И. Менделеев

Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. Д. И. Менделеев

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему. М. Монтень

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. М. Монтень

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. М. Монтень

Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. Н. И. Новиков

Хорошие учителя создают хороших учеников. М. В. Остроградский

Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали. Б. Паскаль

Воспитание и только воспитание — цель школы. И. Песталоцци

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. И. Песталоцци

В воспитании нет ничего ничтожного. Н. И. Пирогов

Всякая школа славится не числом, а славою своих учеников. Н. И. Пирогов

Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. Н. И. Пирогов

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д. И. Писарев

Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Д. И. Писарев

Повторять слова учителя — не значит быть его продолжателем. Д. И. Писарев

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить. Плутарх

Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее. Э. Ренан

Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу. Д. Рескин

Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость. Ж.-Ж. Руссо

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению. Ж.-Ж. Руссо

Истиннее воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Ж.-Ж. Руссо

Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него, — а оно предполагает и много других, — это не быть человеком продажным. Ж.-Ж. Руссо

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла. Ж.-Ж. Руссо

Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам. Ж.-Ж. Руссо

Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка. М. Е. Салтыков-Щедрин

Воспитание можно рассматривать как непрерывное приобретение тех знаний, которые совершенно необходимы для поддержания отношений, сложившихся между членами общества. А. Сен-Симон

Уча других, мы учимся сами. Сенека Младший

Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание. А. Сент-Экзюпери

Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких. Сократ

Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть, — главная причина отсутствия свободного времени. В. А. Сухомлинский

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. В. А. Сухомлинский

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. Р. Тагор

Важнейшей основой успешного воспитания человека является формирование его характера. Э. Тельман

Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта — абсурд. Э. Тельман

Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важнее, он получает сам. Э. Тельман

Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Л. Н. Толстой

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Л. Н. Толстой

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. Л. Н. Толстой

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Л. Н. Толстой

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Л. Н. Толстой

Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни. И. С. Тургенев

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. К. Д. Ушинский

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. К. Д. Ушинский

Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. К. Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К. Д. Ушинский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К. Д. Ушинский

Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. К. Д. Ушинский

Самая важная часть воспитания — образование характера. К. Д. Ушинский

Благородство манер воспитывается на примерах. А. Франс

Воспитание, которое не развивает желание, есть воспитание, развращающее душу. Нужно, чтобы воспитатель учил желать. А. Франс

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способность находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Э. Хаббард

Цель обучения ребенка состоит в там, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Ф. Честерфилд

Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими — уважительно и непринужденно. Ф. Честерфилд

Воспитание должно опираться на две основы — нравственность и благоразумие; первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие — одних расчетливых эгоистов. Н. Шамфор

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Р. Эмерсон

Из всех творений самое прекрасное — получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет