Высший орган управления

22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.

Постоянные отлучки Петра I из страны мешали ему заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 22 февраля (5 марта) 1711 г. эти полномочия были возложены на новое учреждение, названное Правительствующим Сенатом.

Сенат осуществлял всю полноту власти в стране в отсутствие государя и координировал работу других государственных учреждений.

В состав нового учреждения вошли девять человек: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Петр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгорукий, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.

В первые годы существования Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом. Через несколько дней после учреждения Сената 5 (16) марта 1711 г. в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Указом императора от 28 марта 1714 г. «О должности фискалов» эта служба получила окончательное оформление.

В 1718-1722 гг. в состав Сената входили все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский.

После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Сенат вместо Правительствующего стал именоваться Высоким. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное значение Сената в делах внутреннего управления было невелико.

После учреждения в 1802 г. министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора.

22 ноября (5 декабря) 1917 г. декретом Совнаркома «О суде» было постановлено «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».

Лит.: Гогель С. К. … Правительствующий сенат в XIX столетии: Компетенция. Делопроизводство. Уголовный процесс. Охранение прав личности / СПб., 1911; Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986; То же . URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/senat1.htm; Филиппов А. Н. Правительствующий сенат при Петре Великом и его ближайших преемниках: (1711-1741 гг.). СПб., 1911.

См. также в Президентской библиотеке:

Иванов П. И. (1794-1864). Сенат при Петре Великом. ;

История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 1: Правительствующий Сенат в царствование Петра Великого;

История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 2: Правительствующий сенат в царствования Елисаветы Петровны и Петра Феодоровича / Сост. А. Е. Пресняков, Н. Д. Чечулин;

История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 3: Правительствующий Сенат в XIX столетии до реформ 60-х годов / Сост. Э. Н. Берендтс, В. А. Гаген, С. К. Гогель, И. А. Блинов;

История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 4: Правительствующий сенат в XIX столетии после реформ 60-х годов / Сост. И. А. Блинов, В. А. Гаген, С. К. Гогель;

История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 5, дополнительный: Местонахождение, помещение и убранство Сената со дня его учреждения по настоящее время; Форменная одежда сенаторов, чинов обер-прокурорского надзора и Канцелярии Правительствующего сената; Издания при Сенате / Сост. Н. В. Граве;

Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 4. № 2321;

Правительствующий сенат: краткий исторический очерк и биографии сенаторов. СПб., 1912;

Троцина К. Е. История судебных учреждений в России. СПб., 1851;

Цейль М. А. Правительствующий сенат: Справочная книга. СПб., 1898.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • особенности церковной организации в России XVI в., ее территориальную и административную структуру;
  • • основные вехи истории Русской православной церкви в XVI в.;
  • • историю русской канонизации в XVI в.;
  • • места памяти русской истории, связанные с изучаемой проблематикой;

уметь

  • • указать причины учреждения в России патриаршества и значение этого события;
  • • объяснить фактор эсхатологических ожиданий в XVI в.;
  • • раскрыть особенности русского вольнодумства в XVI в.;
  • • объяснить причины и характер дискуссий в Русской православной церкви в XVI в.;
  • • нанести на контурную карту центры епархий Русской православной церкви в XVI в., главные монастыри;

владеть

  • • методикой поиска информации в библиотечных и электронных ресурсах по изучаемому периоду и изучаемой проблематике;
  • • представлениями о роли Русской православной церкви в истории России XVI в., ее экономическом, политическом и культурном развитии.

Ключевые термины и понятия: нестяжатели и иосифляне, монастырская колонизация, Великие Минеи Четьи, канонизация, Стоглав, патриаршество.

Ключевые имена: Василий III, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Вассиан Патриеев, Максим Грек, Иван Грозный, митрополит Даниил, митрополит Макарий, митрополит Филипп (Колычев), патриарх Иов.

Особенности церковной жизни и церковной организации в русских землях

В XVI в. Московская митрополия Русской православной церкви официально входила в Константинопольский патриархат. Внутри России кроме московской митрополичьей в нее входили 12 епархий: четыре архиепископии – Новгородская, Ростовская и Ярославская, Казанская (учреждена в 1555), Полоцкая (существовала в 1563–1579) и восемь епископий – Суздальская, Рязанская и Муромская, Тверская, Крутицкая (Сарская и Полонская), Коломенская, Смоленская (с 1514), Пермская и Вологодская, Юрьевская (существовала в 1570–1582). В конце XVI в. были учреждены Псковская (с 1589) и Карельская (1593–1610) епископии. Таким образом, в XVI в. шло интенсивное епархиальное обустройство Русской земли.

В структуре церковной организации продолжала сохраняться схема: митрополия – епархии – приходы. Как показано П. С. Стефановичем, понятие прихода в его современном значении формируется как раз в конце XV в. (первое упоминание – 1485 г.). До этого вокруг церкви объединялись люди в рамках покаянной семьи, представляющей собой общность людей, регулярно исповедующихся и причащающихся у одного иерея. Сущность прихода как территориальной организации присутствует с XII–XIII вв., но играет второстепенную роль. С конца XV в. на первый план выходит понятие прихода как территориальной организации, население которой объединено в общину прихожан данного храма.

Существовали центральные городские храмы и церкви, приход которых составляли христиане, живущие на отдельных улицах, в отдельных районах. В сельской местности храм, как правило, был один на округу, в крупном селе, куда ходили молиться крестьяне окрестных деревень. Центрами святости и церковной жизни выступали монастыри.

В организации Русской православной церкви в XVI в. было несколько важных новшеств, в основном вводившихся решениями Стоглавого собора 1551 г.

Стоглавый собор – совещание в Москве в феврале 1551 г., в котором участвовали царь Иван Грозный, высшие церковные иерархи: митрополит Макарий, новгородский архиепископ Феодосий, ростовский и ярославский архиепископ Никандр, суздальский и старорусский епископ Трифон, смоленский и брянский епископ Гурий, рязанский и муромский епископ Касьян, тверской епископ Акакий, коломенский и каширский епископ Феодосий, сарский и подонский епископ Савва Черный, пермский и вологодский епископ Киприан, а также другие представители духовенства. Собор был посвящен решению важнейших вопросов церковной организации, которые нашли отражение в сборнике постановлений – «Стоглаве». В нем содержалось 37 вопросов, касающихся различных аспектов церковной жизни, а также – в виде ответа на них – 101 глава принятых решений (отсюда и название литературного и исторического памятника). Эта книга являлась главной в организации различных сторон Русской православной церкви вплоть до реформ патриарха Никона во второй половине XVII в.

«Стоглав» утвердил принцип невмешательства церкви в светские дела и неподсудность церкви светскому суду (гл. 60, 64–65). При этом светские (царство) и церковные (священничество) власти должны взаимодействовать для блага подданных (гл. 62). Теперь даже новую церковь мирянин не мог поставить (из соображений благочестия и благотворительности) без согласования с церковными владыками (гл. 84).

«Стоглав» касался в первую очередь вопросов упорядочивания и унификация отправления церковных служб. Для контроля над причтом предполагалось учредить должности специальных церковных старост (вопрос 1, гл. 6). Планировалось провести исправление церковных книг и богослужения по утвержденным образцам (вопросы 5, 33–34, 36, гл. 8–17, 27–28, 35, 41–42, 55–59), унифицировать кресты на куполах церквей (вопрос 35), упорядочить колокольный звон (гл. 7), унифицировать иконопись (гл. 41, вопросы 1, 7; гл. 43, 45). Предполагалось обучать священников грамоте (вопрос 6, гл. 25–26), контролировать строительство новых церквей и обителей (вопрос 19), повысить нравственность среди духовенства (вопросы 18, 20, 23–24, гл. 18–24, 29, 32, 34, 77–81, 90). Планировалось повысить нравственность среди мирян (вопросы 26–29, 32, гл. 18–24, 31–33, 36–41, 46, 90, 94–96), в частности, запретить брить бороды и усы, носить одежду иностранного покроя (вопрос 25, гл. 40), запретить скоморошество (гл. 41, вопрос 19).

Отдельно ставился вопрос об упорядочивании жизни в монастырях (вопросы 8, 17, 37, гл. 85). В гл. 82 был воспроизведен запрет собора 1503 г. на совместное проживание в одном монастыре мужчин и женщин, соответственно сохранялось деление монастырей на мужские и женские. Велась борьба с пьянством в обителях (гл. 83). Монастыри должны были заботиться о домах престарелых – богадельнях (вопросы 9, 12, гл. 70–74). Так же как посадское и крестьянское население, монахи прикреплялись только к своим монастырям (гл. 51 вводила запрет на свободный переход из обители в обитель). С помощью решений «Стоглава» предполагалось бороться с чрезмерными поборами, денежными взиманиями и взятками в церкви, в корыстном церковном суде (вопросы 2, 4, 7, гл. 41, 44, 47, 53–54, 66–69, 86–89, 98). Власти пытались регулировать монастырскую собственность (вопрос 15, гл. 75; в гл. 101 содержится запрет на покупку монастырями вотчин без санкции царя), проблемы финансирования церквей и монастырей (вопросы 30 и 31, гл. 30, 61, 63, 97), вводили запрет на церковное ростовщичество (гл. 76).

Большое внимание «Стоглав» уделял борьбе с пережитками язычества (вопрос 11, гл. 41; вопросы 2–3, 22–27, гл. 92–93). Судя по количеству статей, язычество в XVI в. еще продолжало иметь широкое распространение в народной культуре.

Кроме решений Стоглавого собора в середине XVI в. необходимо отметить несколько других крупных преобразований в Русской православной церкви.

Так, целью новгородского архиепископа Макария было собрать воедино все жития святых и дидактические тексты. В 1541 г. был закончен грандиозный 12-томный труд в его первоначальной новгородской редакции (позже в Москве, когда Макарий станет митрополитом, работа будет продолжена). Свод получил название «Великие Минеи Четии». В 1547, 1549 гг. митрополит Макарий проводит церковные соборы, где принимаются важнейшие решения по церковным вопросам, в частности, осуществляется масштабная канонизация святых.

«В 1547 г. состоялся в Москве Собор, на котором под председательством митрополита Макария находилось семь святителей, кроме прочего духовенства: Алексий Ростовский, Иона Суздальский, Иона Рязанский, Акакий Тверской, Феодосий Коломенский, Савва Сарский и Киприан Пермский. На этом Соборе после предварительных исследований и рассуждений, определено было двенадцати святым «петь и праздновать повсюду” в Русской Церкви, а девяти – только местно. Первого рода праздники учреждены: а) святому Иоанну, архиепископу Новгородскому (f 1186), – 7 сентября; б) святому Александру Невскому (t 1263) – 23 ноября; в) преподобному Никону, игумену Радонежскому (f 1426), – 17 ноября; г) преподобному Павлу Обнорскому (f 1429) – 10 января; д) преподобному Савватию Соловецкому (t 1435) – 27 сентября; е) преподобному Дионисию Глушицкому (f 1437) – 1 июня; ж) преподобному Михаилу Клопскому (f 1452) – 11 января; з) святому Ионе, митрополиту Московскому (t 1461), – 30 марта; и) преподобному Пафнутию Боровскому (f 1477) – 1 мая; й) преподобному Зосиме Соловецкому (f 1478) – 17 апреля; к) преподобному Макарию Колязинскому (t 1483) – 17 марта; л) преподобному Александру Свирскому (f 1533) – 1 августа. Местно праздновать положено: а) в Москве – святому Максиму юродивому (f 1433) – 13 августа; б) в Твери – святому Арсению, епископу Тверскому (f 1409), – 2 марта; в) в Муроме – святому князю Константину (t 1129) и чадам его Михаилу и Феодору – 21 мая; г) в Муроме же – святому князю Петру и княгине Февронии Муромским (f 1228) – 25 июня; д) в Устюге – преподобному Прокопию (f 1285) и Иоанну (t 1494) Устюжским – 8 июля».

На соборе 1549 г. была произведена канонизация новых святых (их список реконструирован историком русской церкви E. Е. Голубинским). Из них 12 местночтимых (Стефан Пермский, Михаил Тверской, Авраамий Смоленский и др.) и четверо новопоставлснных (Иона Новгородский, Евфросин Псковский и др.). Начиная с этого времени канонизация святых на Руси становится прерогативой центральной церковной власти.

Благодаря «Стоглаву» и деятельности церковных иерархов во второй половине XVI в. были предприняты масштабные меры по унификации церковной жизни, отлажена система взаимодействия светских и церковных властей, наведен порядок в вопросах финансирования церковных структур. Были достигнуты значительные результаты в деле укрепления духовности, морали, благочестия повседневной жизни. Недаром об эпохе митрополита Макария (1542–1563) иногда говорят как о продолжении или о новом этапе христианизации Руси.

Важнейшей структурной реформой Русской православной церкви стало учреждение патриаршества в 1589 г.

В июле 1589 г. в Москву приехал константинопольский патриарх Иеремия, изгнанный турками. Возникла возможность перенести патриархию в Россию, что резко возвысило бы статус Русской церкви. Иеремии предложили стать русским патриархом и учредить престол во Владимире. Он согласился, но поставил условие, чтобы престол был в Москве. Борис Годунов не мог на это пойти, поскольку в таком случае надо было бы смещать с Московской митрополии митрополита Иова, его ближайшего соратника. Тогда было решено учредить пятую всемирную патриархию – Московскую, и 23 января 1589 г. патриархом стал Иов. Были повышены и другие церковные иерархи: статус митрополии получили в 1589 г. Новгородская, Ростовская, Казанская епископии. Крутицкий епископ удостоился статуса митрополита и местоблюстителя патриаршего престола, заведуя управлением патриаршей области. Теперь Москва выступала самым весомым гарантом развития и распространения православной веры в мире.

«Учреждение патриаршества в Москве в 1589 г. было, несомненно, одним из самых значительных событий в истории русской церкви. Поставление патриарха завершает реставрацию Византийской империи (в духе концепции «Москва – Третий Рим”); одновременно оно свидетельствует о признании восточными патриархами автокефалии русской церкви. С появлением патриарха Москва окончательно уподобляется Константинополю как столице Византийской империи: так же, как и в Константинополе, здесь есть теперь и царь, и патриарх…»

Важным явлением церковной жизни в XVI в. стала масштабная монастырская колонизация Русского Севера. В этот период было создано целое созвездие северных монастырей знаменитой «Русской Фиваиды» – особого феномена православной культуры.

Фиваида – это область Верхнего Египта, получившая название от греческого имени своей столицы, Фив. Она была известна большим количеством христианских скитов и обителей. В 1855 г. православный писатель Андрей Николаевич Муравьев опубликовал книгу «Русская Фиваида на Севере» о паломничестве по северным святыням. Введенный им термин «Русская Фиваида» был распространен на монастыри Русского Севера. Строго говоря, под «Северной Фиваидой» понимаются обители Вологодской и Белозерской земель. Иногда эго наименование употребляется шире – для поэтического обозначения монастырей Севера вообще, а иногда уже – применительно к местности Кирилл о-Белозерского монастыря.

Только перечень монастырей, заложенных в первой трети XVI в. в Новгородской и Вологодской землях, в Прионежье и Приладожье, под Белоозером и Галичем, содержит около 40 названий. Это настоящий взрыв, разбросавший по земле звезды монастырского созвездия Русской Фиваиды. Целую группу монастырей основали мелкий землевладелец из с. Мандеры, постриженик Валаамского монастыря, Александр Свирский (1448?–1533) и его ученики. В конце XV в. Александр заложил на р. Свири Троицкий монастырь, в 1506 г. – Спасский монастырь на той же Свири. Ученики Александра основали пустыни под Новгородом, Олонцом, на озере Важе.

Важнейшей задачей на новых и осваиваемых землях стала миссионерская деятельность. В XVI в. она велась среди финно-угорских и тюркских народов на Русском Севере, в Поволжье, в Приуральских, Пермских, Вятских землях. Были и первые попытки распространить православное христианство на земли Северного Кавказа.

В начале XVI в. завершилось крещение коми-зыряп, лопарей, карелов, ижоры, чуди и т.д. Присоединение Поволжья в 1552–1556 гг. привело к крещению местные языческие и мусульманские народы (татар, чувашей, башкир, ногайцев и др.). Для организации распространения христианства в Поволжье в 1555 г. была учреждена Казанская епархия, ее первым архипастырем стал Гурий. Большую роль в христианизации края сыграли архимандриты Герман и Варсонофий.

Россия в XVI в. не практиковала массовых насильственных обращений в христианскую веру. К крещению в основном стимулировали миссионерством, агитацией, богатыми подарками, экономическими и социальными льготами и т.д. Случаи насильственного давления для крещения имели место, но были сравнительно редкими (по сравнению с протекавшей в том же столетии деятельностью католической церкви в Новом Свете – в Центральной и Южной Америке, результатом которой было массовое истребление местного населения).