Высший суд суд совести примеры

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 24

  1. Ex lege XII tabularum aes alienum hereditarium… pro portionibus… ipso iure divisum (C. 2. 3.26). — По законам XII таблиц наследственные долги делятся автоматически на доли.
  2. I закон термодинамики
  3. I.4.2) Законы.
  4. II закон Ньютона.
  5. II закон термодинамики. Теорема Карно-Клаузиуса
  6. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  7. II.3. Закон как категория публичного права
  8. II.3.2) Классификация законов.
  9. II.3.3) Сила и пространство действия законов.
  10. III закон Ньютона.

Французский поэт и историк Ламартин ставит совесть выше закона. В

данном эссе я решила проанализировать эту точку зрения, и выяснить

так ли это на самом деле. Стоит отметить, что я придерживаюсь той же позиции, что и Ламартин и что моё мнение может быть весьма субъективным.

Прежде всего, стоит уяснить, что есть закон и что есть совесть. Закон это формально определенная правовая норма, призванная регулировать тот или иной вид общественных отношений. Совесть – это моральное состояние человека, вызванное нарушением или игнорированием моральных норм общества. Из этих двух понятий мы видим, что закон и мораль регулируют различные стороны общественных отношений: закон – правовые, а мораль регулирует скорее бытовые отношения. Так почему же «совесть есть закон законов?».

Во-первых, рассмотрим правовую составляющую морали. Мораль не закреплена ни в каких правовых нормах и не зависит от права, значит, существует отдельно (взаимодополняют друг друга) от него.

Во-вторых, рассмотрим долю морали в правовых отношениях. При даже не глубоком изучении права, мы поймем, что нормы права, закрепленные в законах, ни что иное, как наиболее важные моральные ценности, требующие особой гарантии (по своим ценностным ориентирам право и мораль близки друг другу). Любой закон есть не что иное, как формально закрепленная норма морали, нарушение которой должно вести к наказанию. Совесть же есть наивысший человеческий регулятор, обеспечивающий выполнение моральных норм, которым в праве служит закон.

Итак, мы рассмотрели взаимосвязь закона и совести и выяснили, что все законы построены на принципах моральных норм, а это значит, что совесть можно смело считать самым важным законом, существующим на данный момент.

«Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам” (Сократ)

В своем высказывании Сократ говорил о верховенстве права в обществе. Предположим, если в обществе граждане отказываются повиноваться законам, это приведет к росту преступности и нарушению общественного порядка. Так, например, неисполнение правил дорожного движения приведет к росту ДТП и количеству пострадавших в авариях. В РФ количество смертей от ДТП стоит на 3 месте после сердечно сосудистых и онкологических заболеваний.

Я согласна, с данным высказыванием. Думаю, каждый хочет жить в

правовом государстве, в котором действует принцип верховенства права. Причем законам должны подчиняться не только граждане, но и само государство.

Какие меры предпринимаются в РФ по созданию правового государства?

Во-первых, в РФ организуется принцип разделения властей, к примеру, судебная власть эта защита общества.

Во-вторых, граждане имеют право обращаться в органы государственной власти, то есть контролировать деятельность власти. В-третьих, средства СМИ выполняют функцию общественного контроля и должны реагировать на нарушение законодательства. Таким образом, именно правовое государство является тем идеалом

в котором, любой гражданин неуклонно повинуется закону.

«Щадя преступников, вредят честным людям» (Сенека)Выдающийся философ Сенека жил во времена Римской империи. Что же этой фразой он хотел сказать? Не наказывая преступников вообще, или не наказывая их должным образом, мы наносим вред честным, законопослушным гражданам. И хотя прошло много веков с тех пор, слова Сенеки остаются актуальными. И я соглашусь с его мнением, сущность преступления осталась таковой же.

Кто такие преступники? Это люди, совершившие преступление. Согласно определению, преступление — это посягающее на правопорядок общественное деяние, предусмотренное уголовным

кодексом. Особенности преступления заключаются в противоправности деяния, виновности, особой социальной опасности, строгой наказуемости. Если первые две характеристики верны для любого правонарушения, то две последние — для преступления. Это говорит о том, что если правонарушение может касаться человека опосредованно, то с преступностью люди сталкиваются напрямую.

Преступления можно классифицировать: против личности, против половой неприкосновенности, против семьи и несовершеннолетних, в

сфере экономики, планирование и развязывание войны, незаконное изготовление, хранение и сбыт наркотических средств и другие. Конечно, все это вредит людям. Здесь можно остановиться на двух аспектах. Во-первых, если преступник не наказан, то преступные деяния могут повториться. Подобное даже является темой для фильмов. Среди последних — сериал «Убойная сила», где мать-судья покрывает своего сына, совершившего ограбление с убийством двух милиционеров. Оправдание их судом подвигло его на новые преступления.

Второй аспект проблемы — это потерпевшие. Видя, что суд не может

наказать, многие становятся на путь самосуда. Здесь опять же можно вспомнить еще один российский сериал «Каменская», где малолетние преступники убили единственного сына в семье военного. После этого мать потеряла рассудок, а отец стал подстраивать смерть виновных. Разве эти примеры, на ваш взгляд, единичны?! К сожалению, нет. Раскройте любую газету и на полосе «Криминал» вы столкнетесь с подобной информацией. Поэтому несмотря на прошедшие века слова Сенеки я считаю и сегодня актуальными и злободневными.


ЭКОНОМИКА.

«Деньги — это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)

Э.М. Ремарк называет деньги свободой. Деньги, согласно Ремарку, дают возможность их владельцу поступать так, как он захочет. Например, купить какие-либо товары, дать их под залог, обменять на ценные бумаги. Все это может сделать лишь человек, владеющий

деньгами. Он по сравнению с человеком без денег обладает огромным преимуществом в осуществлении своих желаний, он экономически свободен. Я согласна с позицией Ремарка.

Для аргументации своего мнения приведу определение и основные функции денег. Деньги — всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. Деньги выполняют следующие функции: 1) мера стоимости; 2) средства обращения; 3) средства платежа; 4) средства накопления; 5) мировые деньги (оплата внешнеторговых

сделок). Функции денег разнообразны, их владелец может применить их по-разному по своему желанию: приобрести товары и услуги (функция обращения), оплатить ими долги или обязательные платежи (функция платежа), положить их в банк для увеличения суммы денег (функция накопления), и др.

Владелец денег может организовать свое производство, потому что обладает первоначальным капиталом, и заняться предпринимательской деятельностью. Таким образом, деньги делают человека свободным по отношению к принимаемым им экономическим решениям, поэтому можно утверждать, что деньги — это свобода. Свобода выкована из золота, по утверждению Ремарка, потому что для денег во времена Ремарка устанавливалось золотое обеспечение, т. е. каждой единице валюты соответствовала определенная установленная масса золота.

Свобода — это возможность человека удовлетворить любые

потребности. Например, с помощью денег мы можем осуществить все физиологические потребности (жилье, еда), мы можем удовлетворить социальные потребности (общение, путешествие). С помощью денег осуществляются престижные потребности (дорогая иномарка, платье), удовлетворение духовной потребности (стать художником, поэтом). Наличие денег делает человека независимым. Я согласна с Ремарком. Деньги — это свобода. Но свобода из золота. А золото много весит. Поэтому некоторые люди считают, что по-настоящему свободны лишь бедняки, которым нечего терять. Наверное, необходимо соблюдать золотую середину: деньги дают нам свободу удовлетворять все свои потребности, но нельзя, чтобы целью человека становились только деньги и их зарабатывание.

«Конкуренция — единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей». (Ф. Хайек)

Поскольку данное высказывание дано в разделе «экономика», то под

конкуренцией следует понимать экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение

лучших результатов. Мне кажется, что данное автором определение конкуренции точно определяет его сущность. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни. В ходе конкуренции они объективно изменяют окружающие их предметы, свои отношения, подстраиваются друг под друга, стремятся не отстать от других, т. е. осуществляют взаимную координацию действий.

Например, на рынке какой-то товар представлен в избытке, т. е. Величина предложения больше величины спроса. Вот здесь и проявляется закон конкуренции: производитель путем повышения эффективности может снизить затраты на производство, уменьшить

себестоимость товара, повысить его качество и, в конечном счете, снизить цены на свой товар. Это «подстегнет» других производителей к ответным действиям. Снижение цены приведет к росту величины спроса на этот товар.

Таким образом, конкуренция может без всякого вмешательства государства регулировать спрос и предложение, координировать действия различных производителей. Можно привести и другие, не относящиеся к экономике примеры конкуренции: конкурс музыкальных групп, президентские выборы, вступительные экзамены и т. д. Таким образом, конкуренция — универсальный регулятор всей жизни общества.

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 128; Нарушение авторских прав



Прежде всего, стоит уяснить, что есть закон и что есть совесть. Закон это формально определенная правовая норма, призванная регулировать тот или иной вид общественных отношений. Совесть – это моральное состояние человека, вызванное нарушением или игнорированием моральных норм общества. Из этих двух понятий мы видим, что закон и мораль регулируют различные стороны общественных отношений: закон – правовые, а мораль регулирует скорее бытовые отношения. Так почему же «совесть есть закон законов?».

Внимание!

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Гарантии Отзывы

Во-первых, рассмотрим правовую составляющую морали. Мораль не закреплена ни в каких правовых нормах и не зависит от права, значит, существует отдельно (взаимодополняют друг друга) от него.

Во-вторых, рассмотрим долю морали в правовых отношениях. При даже не глубоком изучении права, мы поймем, что нормы права, закрепленные в законах, ни что иное, как наиболее важные моральные ценности, требующие особой гарантии (по своим ценностным ориентирам право и мораль близки друг другу). Любой закон есть не что иное, как формально закрепленная норма морали, нарушение которой должно вести к наказанию. Совесть же есть наивысший человеческий регулятор, обеспечивающий выполнение моральных норм, которым в праве служит закон.

Итак, мы рассмотрели взаимосвязь закона и совести и выяснили, что все законы построены на принципах моральных норм, а это значит, что совесть можно смело считать самым важным законом, существующим на данный момент.

Эссе на тему «Совесть есть закон законов» — Ламартин» обновлено: 22 ноября, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

школа №……. г. Уфа

Творческое задание

Эссе на тему:

» Высший суд — суд совести»

Выполнила: …………, 7 А класс

Руководитель: ………………..,

учитель по обществознанию

Уфа 2017

Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинных утешитель.
О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,
Свидетель и судья!

В.А. Жуковский

Главное в человеке — это не ум, а то, что

им управляет, — сердце, добрые чувства…

Ф.М. Достоевский

Слово совесть значит со-весть, т.е. со-вестник, который знает наши добрые и злые дела. Проблема совести особенно актуальна в наши дни. Ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. А что же такое совесть?

«Любите добро, возвышайтесь, а что есть добро спрашивайте у совести!» — сказал великий Николай Михайлович Карамзин.

Определение словарей:

Толковый словарь Владимира Даля: Совесть — нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда, в различной степени развития.
Толковый словарь Сергея Ожегова: Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Таким образом, совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

Одни считают совесть природным инстинктом человека, другие считают совесть частью его разума, третьи считают совесть частью человеческой воли, тогда как четвёртые полагают, что совесть является производной чувств и эмоций человека. Так ли это?

Если бы совесть была производной человеческих инстинктов, то она побуждала бы людей делать только то, что им приятно, выгодно, а также то, что позволило бы им выигрывать в борьбе за существование.

Сам по себе разум не способен рассматривать одни действия как нравственные, а другие – как безнравственные. Чтобы это делать, он должен руководствоваться совестью.

Совесть играет огромную роль в принятии решений, влияя на наш выбор. Но не стоит думать, что воля и совесть – это одно и то же. Воля – это способность делать осознанный выбор.

Совесть не является производной чувств и эмоций человека. Но совесть способна взывать к нашим чувствам, так же, как она взывает к нашему разуму.

Я считаю, нравственной личностью человек становиться тогда, когда в его

душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Совесть – это чувство долга! Важно, кем быть, но важнее, каким быть! Источник

совести кроется в воспита­нии, когда правильное, совестливое поведение с

течением времени под воздействием общепринятых норм становится привычкой человека.

О том, как можно воспитать в ребёнке совесть, рассуж­дает В.П. Астафьев в рассказе «Конь с розовой гривой». Главный герой только тогда осознал всю безнравственность своего обмана, когда бабушка, простая деревенская женщи­на, своей добротой и мудростью, показала мальчику пример совестливости как высшего свойства человеческой души.

Этот рассказ о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки. Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладёт на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка. Он плохо спит ночь и наутро твёрдо решается сознаться, но не успевает. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачет и раскаивается в содеянном. И бабушка являет пример истинного великодушия. Видя искреннее раскаяние мальчика, она всё же дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Этот случай стал для Вити главным нравственным уроком в жизни.

Итак, могу сделать вывод о том, что совесть — одно из главных нравственных качеств личности, которое формиру­ется благодаря правильному воспитанию, не зависит от сте­пени цивилизованности и образованности и является внут­ренним «стражем», не допускающим во внутренний мир че­ловека пошлость, грубость, жестокость и эгоизм.

Я считаю, совесть – это внутренний родитель, советчик. Внутренняя совесть зависит от воспитания и культуры. Если человек честный, нравственный, порядочный, ему живётся удобно, душевно комфортно. А если нарушаешь правила совести, стыда – наступают угрызения, муки совести. Это как в русском языке: упражняешься, повторяешь правила – пишишь грамотно, без ошибок, самому легко и приятно. А если не упражняешься, не повторяешь правил стыда и совести – наступает расстройство, переживания, мучения. Мудрый Апулей сказал: «Стыд и совесть – как платье: чем больше потрёпаны, тем беспечнее к ним относишься». Стыд и совесть помогают обретать душевную гармонию и смысл жизни. Живите по правилам совести! Очень хочется, чтобы как можно больше людей обладали такими достоинствами, как Совесть, Доброта и Честь.

УДК 17.024

Тарамова Мадина Султановна

преподаватель кафедры философии Чеченского государственного университета

О ФЕНОМЕНЕ СОВЕСТИ КАК ЭТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Аннотация:

Статья посвящена феномену совести, категории, изначально представленной в философии в качестве одной из главных этических проблем, которая трактовалась как осознанная нравственная оценка действий. Автором установлено, что совесть вкупе с сознанием является объектом внимания как науки, так и религии, поскольку ее феноменальность впервые обнаружена именно в религии. Многие ученые пытались понять суть и происхождение данной категории, каждый философ по-своему рассматривал ее природу. Ранее феномен считали личностным регулятивным механизмом, не уделяя должного внимания изучению объективного уча-стия совести в реализации общественного контроля. Автором выявлено, что поведение личности определяется социальными правилами, традициями. Обретая опыт общественных взаимоотношений, человек обретает и знания о нравственных нормах, особенностях поведения. Его действия, взгляды и убеждения контролируются совестью, которая включает в себя понимание того, что должно и правильно. В ходе исследования философской категории совести, формирующей нравственную основу социального бытия, сделан вывод о необходимости разработки различных программ нравственного воспитания подрастающего поколения, т. е. решения важнейшей и актуальной задачи современности. Авторская позиция заключается в том, что при составлении программ следует учитывать и понятие совести, обеспечивающей слаженное функционирование системы ценностей. В современных исследованиях существуют различные подходы к определению этого многогранного понятия, но всех их объединяет идея о том, что совесть — основа духовно-нравственного становления человека и общества в целом.

Ключевые слова:

совесть, нравственность, философия, человек, общество, долг, религия, справедливость.

Taramova Madina Sultanovna

Lecturer, Philosophy Department, Chechen State University

THE PHENOMENON OF CONSCIENCE AS AN ETHICAL CATEGORY

conscience, morality, philosophy, person, society, debt, religion, justice.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня огромное внимание уделяется морально-нравственному развитию личности на всех этапах ее становления, что предопределяет изучение феномена совести как фактора, который помогает личности сделать выбор. Последний зависит от осознания того, что является для человека правильным и единственно верным. Актуальность исследования рассматриваемой категории объясняется тем, что, по мнению ряда ученых, наблюдается упадок нравственности современного общества, его духовности под влиянием различных факторов.

Концепт «совесть» имеет множество определений, и каждый соизмеряет такое понятие с собственным мировоззрением, основываясь на общепризнанных категориях добра и зла, на том, что правильно или неправильно. Наличие такого понимания позволяет человеку ориентироваться в жизни. Совесть является стимулом, который способствует совершенствованию личности, духовно-нравственной основой, помогающей принимать верные решения. Данная категория сопряжена с другими морально-нравственными категориями, она выражает понимание личностью своего несоответствия идеалам и связана с чувством ответственности. В отечественной философии, в работах A.A. Гусейнова, П.И. Казанского, Т.А. Дронова, Л.М. Архангельского, З.А. Бербешкиной, Р.Г. Апресяна, В.В. Столина, Л.А. Попова, К. Муздыбаева и других авторов,

понятие «совесть» изучалось в контексте исследования нравственности, ее осмысления как результата взаимосвязи человека и социума. В психологической науке XX в. совесть рассматривалась как морально-нравственная основа духовности индивида, как наивысшее нравственное качество в трудах И.С. Кона, О.П. Рылько, П.М. Якобсона, К.К. Платонова. Сегодня также уделяется немало внимания этой проблеме, которая находит отражение в исследованиях С.А. Герасимова, М.В. Рукавишниковой, В.И. Дружинина, C.B. Стеклянниковой, Б.Г. Шахмановой, Б.Р. Татаровой,

A.Е.Бочкарева, Е.К. Веселовой, Е.В. Головлевой, Д.В. Мастерова, Ш.Д. Мусаевой, В.В. Комарова.

В современной философской мысли совесть исследуется во взаимосвязи с социумом. Д.В. Мастеров определяет ее как метасоциальный феномен нравственного сознания человека, исследуя содержание и реализацию совестного акта применительно к социальной практике .

B.В.Комаров понимает под этим словом целостное динамическое явление, развивающееся как гармоничное взаимодействие психологических характеристик, имеющих ценностную природу . Согласно точке зрения С.А. Герасимова, его смысл сопряжен с принятием личностью ответственности за свои действия, согласно требованиям совести .

Совесть — это прежде всего совокупность правил и морально-нравственных идеалов, суждение, которое можно трактовать по-разному: как мнение о проступке, ставшем причиной укоров совести, или как оценивание нравственности индивида, совершившего проступок. Для русской культуры данная категория очень важна. Считается, что до тех пор, пока у человека есть хоть капля совести, он не потерян для общества. В английском языке это слово по значению имеет и сходство с русским, и некоторые различия: оно определяется как часть нашего сознания, которая говорит нам о том, насколько правильными или неправильными являются наши поступки. К примеру, совесть в английском языке также укоряет, обвиняет или, наоборот, исцеляет, бывает беспокойной, злой, она всегда связана с правдой, частью человеческого сознания, напоминающего о характере наших действий. В русской лексике анализируемый концепт предстает как абсолютно самостоятельное «существо», не способное ужиться с нами, что подтверждает целый ряд различных определений, эпитетов совести (чистая, нечистая, спокойная, больная), присущих и душе.

Этимологический анализ свидетельствует о восприятии совести как категории морали, которая восходит к религиозным заповедям, а затем распространяется как явление, отражающее духовное состояние личности. В социогуманитарных науках совесть трактуется не только на основании отличий и особенностей воздействия, но и с позиции ценности и значимости. Этическое восприятие понятия «совесть» предстает как эмоционально-психологическая категория личности, выполняющая функцию самоконтроля, осознания вины, чувство нравственной ответственности.

Как отмечает С.А. Барсукова, «совесть является важнейшей побудительной силой к нравственному совершенствованию человека» . Ее характеризуют как неотделимую составляющую духовности человека, она проявляется в качестве механизма нравственной самореализации . Е.К. Веселова считает, что «совесть нельзя рассматривать только как психологический феномен, она выступает далеко за рамки личности человека и регулирует его отношения и взаимодействие с реальностью, миром, другими людьми» . По мнению М.А. Арямно-вой, «совесть играет в жизни общества огромную роль, являясь моральным регулятором поведения личности в повседневной жизни и в общественных отношениях» .

Несмотря на противостояние науки и религии, понимание феномена совести в этих областях практически не различается. Если в религии совесть имеет божественное начало, то в науке ее возникновение интерпретируется как следствие понимания личностью законов и правил, бытующих в социуме, как общественно обусловленный феномен. Чтобы лучше понять природу совести, необходимо акцентировать внимание на представлениях о нравственности и морали. Мораль — это социально признанные правила поведения, предъявляемые человеку, которые он обязан соблюдать. Их несоблюдение считается аморальностью. Л. Кольберг, один из основателей теории развития нравственности, отмечает, что мораль базируется на абстрактных воззрениях в совокупности с универсальными этическими принципами .

Нравственность — это правила и нормы, отражающиеся в сознании человека, которые он понимает и признает верными. Нравственным является наше поведение, побуждаемое совестью и контролируемое сознанием. Несоответствие действий человека данным правилам вызывает угрызения совести, а поступки определяются как безнравственные. Оценивание нравственности или безнравственности собственного поведения осуществляется личностью, а моральность или аморальность действий оценивается обществом. Формирование нравственного сознания личности подразумевает понимание и признание важности следования нравственным правилам, бытующим в обществе, как своим личностным идеалам.

Например, как отмечает в своей работе М.М. Бетильмерзаева, в этнической культуре чеченцев сложилась метафора, определяющая несовместимость нравов некоторой части людей. Данная метафора демонстрирует выпадение человека из цепочки причинно-следственных связей и вовлеченности в культурные смыслы, где царствует свобода выбора быть тем, кем хочешь. Будучи культур-

ным существом, обладающим разумом, он создает пространство вокруг себя и становится его жителем . Одним из инструментов организации культурного пространства является совесть, которая обосновывает свою принадлежность ко всем аспектам жизнедеятельности человека, являясь не только осуществлением надлежащего, но самовыражением, проявлением уникальности личности.

Бытие — это умение взаимодействовать с собственной совестью, и важнейшие решения человек принимает, опираясь на голос совести. Она является не только личным, но и социальным регулятором. Несмотря на все исторические изменения, различия во мнениях философов, становится понятным, что одна из основных задач совести — самоконтроль. Многочисленные определения категории совести сходны в том, что содержат следующую значимую идею: она напоминает личности о нравственных обязательствах перед богом, собой и обществом, не допускает снисходительного отношения к себе. Этика не способна воспитать совесть, но может определить ее значение и место в жизнедеятельности. Данный феномен, на наш взгляд, целесообразно признать нравственной интуицией личности. У одних она очень развита, у других -проявляется крайне редко. Состояние совести человека и социума помогает определить морально-нравственное здоровье личности и общества в целом.

С точки зрения индивидуалистической концепции совесть рассматривается как желание соотносить свои стремления и действия только со своими нравственными нормами и идеалами. В этом смысле совесть трактуется как количественно-качественное взвешивание поведения, намерений. Следовательно, основным понятием в такой совокупности значений выступает нравственность, которая соизмеряется с действиями человека. Его поведение — процесс контролирования совершаемых поступков, самосознание, поэтому совесть — главный регулятор наших действий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенное исследование сущности феномена совести, ее внутренних механизмов позволяет констатировать, что, несмотря на многогранность рассмотренного понятия, его влияния на существование людей, различные объяснения концепта дают огромные возможности для воспитания и становления нравственной личности. Как именно будет развиваться человек, зависит от общественной среды, в которой он существует, от того, кто будет воспитывать его, какие усилия он будет предпринимать самостоятельно, чтобы впоследствии стать высоконравственной личностью.

В заключение отметим, что совесть — высшая ступень бытия. Насколько человек будет совестлив, зависит только от его взглядов и убеждений. Совесть — главная категория нравственности, контролирующая поведение человека посредством высших правил и законов морали. Даже в самые непростые периоды жизни она позволяет сохранять достоинство и с честью выходить из сложных ситуаций.

Ссылки:

1.Мастеров Д.В. Метасоциальные основания совести : автореф. дис. … канд. филос. наук. Краснодар, 2014. 22 с.

2.Комаров В.В. Совесть как фактор нравственной саморегуляции личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 25 с.

3.Герасимов С.А. Совесть как феномен духа // Московский психотерапевтический журнал. 2007. № 3 (54). С. 88-104.

4.Барсукова С.А. Теоретико-методологические подходы к пониманию совести в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 3. С. 29-38.

5.Барсукова С.А. Понимание совести в отечественной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 4. С. 15-21.

6.Веселова Е.К. Совесть как психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 4. С. 127-135.

7.Арямнова М.А. Проблемы совести в философии и психоанализе // Перспективы науки. 2011. № 10 (25). С. 37-43.

9.Бетильмерзаева М.М. Бытие человека: социокультурные аспекты : монография. Махачкала, 2014. 106 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В обыденной жизни понятие «совесть» воспринимается слишком упрощённо; считается, что мы обладаем совестью. На самом деле, «совесть» в сфере эмоций равнозначна сознанию в сфере интеллекта. И точно так же, как мы лишены сознания, у нас нет и совести.

Сознание — это состояние, в котором человек сразу знает всё, что он знает вообще; состояние, в котором он способен видеть, как мало он в действительности знает, как много противоречий в том, что он знает.

«Совесть» — это состояние, в котором человек сразу чувствует всё, что он обычно чувствует или может почувствовать. И поскольку у каждого человека имеются тысячи противоречивых и разнообразных чувств — от глубоко скрытого понимания собственного ничтожества и всевозможных страхов до глупейших самообманов, самодовольства, самоуверенности и самовосхваления — ощущать всё это вместе не только болезненно, но и буквально невыносимо.

Если бы человек, внутренний мир которого целиком составлен из противоречий, внезапно ощутил бы все эти противоречия одновременно, если бы он внезапно почувствовал, что любит всё, что ненавидит, и ненавидит всё, что любит; что он лжёт, когда говорит правду, и говорит правду, когда лжёт; если бы он мог ощутить весь стыд и ужас своего существования, это бы и было тем состоянием, которое называют «совестью». Человек не может жить в этом состоянии; он вынужден или уничтожить противоречия, или разрушить совесть. Но разрушить совесть он не может, зато может усыпить её, отделить непреодолимыми преградами одно самоощущение от другого и не видеть их вместе, не чувствовать их несовместимости, не замечать абсурдности их сосуществования.

Но, к счастью для человека, вернее, для его спокойствия и сна, состояние совести бывает очень редко. С раннего детства в нём начинают расти и укрепляться «буфера», лишая его возможности увидеть свои внутренние противоречия; поэтому внезапное пробуждение ему не угрожает. Пробуждение возможно только у тех, кто ищет и желает его, у тех, кто готов ради его достижения бороться с собой, работать над собой долго и упорно, с большой настойчивостью. Для этого необходимо разрушить «буфера», т.е. пойти навстречу внутренним страданиям, связанным с ощущением противоречий. Кроме того, разрушение «буферов» само по себе требует очень долгой работы, и человек должен согласиться на такую работу, понимая, что её результатами будут всевозможные неудобства и страдания от пробуждения совести.

Но сознание — это то пламя, которое одно только и способно создать единство, которого человеку недостаёт в том состоянии, когда он начал изучать себя.

Понятие «совесть» не имеет ничего общего с понятием «мораль».

Совесть — общее и постоянное явление. Совесть одна и та же у всех людей; она возможна лишь при отсутствии «буферов». С точки зрения понимания разных категорий человека можно сказать, что существует совесть человека, свободного от противоречий. Эта совесть не является страданием; наоборот, это радость совершенно нового характера, которую мы не способны понять; однако для человека, в котором существуют тысячи различных «я», даже мгновенное пробуждение совести неизбежно связано со страданием. И если моменты совести становятся более долгими, если человек не страшится их, а, напротив, сотрудничает с ними, стремится удержать их и сделать более длительными, в эти моменты постепенно проникает особый элемент очень тонкой радости, предвкушение будущего «ясного сознания».

А в понятии «морали» нет ничего общего. Мораль состоит из «буферов». Общей морали нет. То, что морально в Китае, аморально в Европе; то, что морально в Европе, аморально в Китае. Моральное в одном классе общества аморально в другом и наоборот. Мораль везде и всюду представляет собой искусственное явление. Она состоит из разных «табу», т.е. запретов, из всевозможных требований, иногда разумных в своих основаниях, а иногда утративших всякий смысл или никогда его не имевших; из требований, возникших на неверных основаниях, на почве суеверия и ложных страхов.

Мораль и совесть — совершенно разные вещи. Одна совесть никогда не может противоречить другой; зато одна мораль очень легко вступает в противоречие с другой моралью или полностью её отрицает. Человек с «буферами» может быть очень моральным; а сами «буфера» могут оказаться разными, так что два очень моральных человека могут считать друг друга глубоко аморальными. Как правило, это почти неизбежно. Чем «моральнее» человек, тем более «аморальными» считает он других.

Идея морали связана с идеей хорошего и дурного поведения. Но идея добра и зла у разных людей различна.

Фрагмент из книги «В поисках чудесного», Пётр Успенский