Выживание в природе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Керчи Республики Крым «Школа №4 имени А.С.Пушкина»

hello_html_m434bed8c.png

Разработка урока Учителя ОБЖ Ерема Е.Е.

04.10. 2017 года

Цели и задачи проведения открытого урока:

1. Пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

2. Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности среди подрастающего поколения;

3. Практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в различных условиях; Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Чтобы выжить – надо знать», карточки с заданием, учебный фильм «Правила поведения в ЧС».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура — МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело. Их знают и уважают во всем мире – наша страна не оставляет без внимания и помощи ни одну чрезвычайную ситуацию на планете.

1-й слайд: МЧС России

  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

  • Основано 27 декабря 1990 года.

  • Вышестоящий орган государственной власти Президент РФ.

2-й слайд: Министр МЧС

Владимир Андреевич Пучков в должности с 21 мая 2012 года.

3-й слайд: Символика МЧС России:

Большая эмблема Представительский флаг

4-й слайд: За прошедшие сутки 24.04.2017 года

5-й слайд: Спасателями и пожарными МЧС России спасено 443 человека.

6-й слайд: В техногенных пожарах спасено 107 человек.

7-й слайд: Обнаружено и обезврежено 138 взрывоопасных объекта.

8-й слайд: На водных объектах спасено 2 человека.

9-й слайд: Психологическая помощь оказана в 13 случаях.

10-й слайд:

Опасной называется ситуация, которая угрожает жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде.

11-й слайд:

Не проходит и дня, чтобы газеты, радио, телевидение не принесли сообщение об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, либо стране. Террористы захватывают заложников, терпят бедствие пароходы и поезда, пешеходы попадают под колёса машин.

12-й слайд:

Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же поможет человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего – ОН САМ! Сегодня на нашем уроке три команды спасателей попробуют найти выход из предложенных в игре опасных ситуаций!

13-й слайд: Единая дежурно-диспетчерская служба.

В каждом городе страны по инициативе МЧС России создаётся Единая дежурно-диспетчерская служба, которая является составной частью городского управления Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

14-й слайд: Службы экстренной помощи.

Знать номера телефонов экстренных служб нужно всем, и взрослым, и детям! Всем известны номера телефонов 01, 02, 03, 04. А как ещё можно позвонить в Единую городскую службу спасения по стационарному и мобильному телефону? 112, 8(8452) 29-32-25.

Обьединение в 3 команды. Работа в группах по заданию. Отработка навыков вызова экстренных служб.

15-й слайд: Задание 1. «Просьба о помощи».

В этом задании вы получаете карточку с номером телефона экстренной службы. Командам спасателей необходимо назвать экстренную службу по номеру телефона, позвонить туда и правильно провести разговор с диспетчером службы.

16-й слайд: Задание 2. «Тушим сами».

Как правильно вызвать пожарную службу, мы знаем. Но сами — бездействовать не можем! Что же делать?

  1. В первую очередь, несмотря ни на что, следует сохранять спокойствие и внимательно слушать взрослых, находящихся рядом.

  2. Если вокруг очень много дыма, необходимо закрыть лицо влажным носовым платком или любой тканью.

  3. Следуя указаниям взрослых, нужно организованно покинуть загоревшееся помещение.

К сожалению, взрослые не всегда оказываются рядом с детьми в трудную минуту. Вы должны также понимать, что вам нужно делать, если в доступной близости не оказалось ни родителей, ни педагогов. В такой ситуации ваша тактика действий должна быть следующей:

  1. Обязательно вызвать пожарные службы по номеру телефона «112».

  2. Позвать на помощь любого взрослого, если это возможно.

  3. Оставаться на видном месте, а не прятаться, чтобы пожарные с легкостью могли заметить вас.

  4. Если есть возможность, незамедлительно покинуть помещение через дверь.

  5. В том случае, если путь к двери прегражден, нужно выйти на балкон и громко кричать, плотно закрыв за собой балконную дверь. Прыгать с балкона без команды взрослого ни в коем случае нельзя!

  6. Нельзя при пожаре тушить электроприборы водой, однако можно ее использовать при тушении других предметов.

  7. Отличное противопожарное средство – песок, с его помощью можно потушить различные возгорания.

17-й слайд: Вопрос каждой команде спасателей:

1.Чем можно затушить горящие бензин, керосин и другие органические масла? (Пенным огнетушителем, песком, землей, тяжелой мокрой тканью.)

2.Если на вас загорелась одежда, ваши действия? (Нужно закутаться в ткань, чтобы не поступал кислород. Или кататься по земле, пытаясь сбить пламя.)

  1. 3.Что делать, если комната, в которой вы находитесь, стала заполняться густым едким дымом? (Прикрыть нос и рот мокрой тряпкой и, присев, двигаться к выходу.)

18-й слайд: Первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь — это простейшие срочные и необходимые меры для спасения жизни человека и предупреждения осложнений до прибытия скорой помощи. В экстремальных условиях может возникнуть ситуация, когда только ты сможешь оказать первую медицинскую помощь себе или пострадавшему товарищу.

19-й слайд: Задание 3. «Помоги пострадавшему».

Первой команде спасателей необходимо оказать медицинскую помощь при ссадинах или порезах; второй команде спасателей – при пищевом отравлении; третьей команде – оказать первую помощь при ожоге.

Первая помощь

Итак, приступим. Первая помощь при порезах должна быть оказана непосредственно сразу же после причинения вреда кожным покровам. Сразу же после травма следует внимательно осмотреть раневую поверхность. При этом важно убедится в том, что все кости целые и пострадавшему не грозит массивное кровотечение.

После этого рана промывается прокипяченной водой. В походных условиях лучше всего для этого иметь при себе готовый раствор 3% перекиси водорода. Помните о том, что нельзя промывать раны водой из открытых водоемов. Это может быть чревато занесением инфекций и даже мелких паразитов, типа амебы.

После того как раневая поверхность ссадины очищена от грязи, нужно обработать её раствором йода или бриллиантового зеленого. Также подойдет крепкий раствор марганцовки. Затем наложите стерильную повязку и доставьте больного на прием к врачу. На этом первая помощь при ссадинах считается полностью оказанной.

Обычно первая медицинская помощь при ссадинах оказывается в том случае, если у пострадавшего не видно глубоких ран и не начинается массивное кровотечение.

Ссадины – это поверхностное повреждение кожных покровов, при котором повреждаются только верхние слои эпидермиса. Обычно ссадины не вызывают сильного кровотечения. Больной испытывает чувство сильного жжения.

Первая медицинская помощь при ссадинах заключается в том, чтобы предотвратить попадание инфекции на раневую поверхность. Обычно ссадины после того, как оказана правильная первая медицинская помощь при ссадинах, заживаю самостоятельно в течение 5 – 7 дней.

hello_html_158bd209.jpg

  1. Прекращение действия высоких температур на поврежденные ткани. Чем быстрее будет ограничен контакт больного с повреждающим термическим агентом, тем меньший объем повреждения будет нанесен.

  2. Освобождение поврежденных участков от одежды, инородных предметов и горячих элементов. Исключение составляют случаи ожогов различными веществами, которые образуют плотный струп и соединение с поврежденной кожей.

  3. Охлаждение обожженных тканей. Очень важный момент, который обязательно должен быть выполнен. Это связано с тем, что в тканях, подверженных воздействию высоких температур, длительное время поддерживается гипертермия. Это способствует возрастанию степени и площади ожога по сравнению с изначальными показателями. Чтобы этого не произошло проводят охлаждение при помощи холодной воды или льда.

  4. Закрытие ожоговой поверхности. Это необходимо для того, чтобы ограничить её контакт с окружающим агрессивным миром, что предупредит размножение вредных микроорганизмов в поврежденных тканях. Для этого могут быть использованы бинтово-марлевые повязки различного типа, как сухие, так и на основе водорастворимых мазей (левомеколь, офлокаин, левосин, метилурацил, синтомицин, пантенол, бетадин). Главное требование к ним – они не должны вызывать раздражение ран и усиливать болевые ощущения. Для уменьшения боли можно периодически их поливать прохладным раствором новокаина или фурацилина.

  5. Адекватное обезболивание. Для этих целей могут быть использованы таблетированые и инъекционные формы обезболивающих препаратов нестероидного противовоспалительного ряда (кеталгин, дексалгин, диклофенак, нимесил, парацетамол), а также стандартные препараты аналгин, димедрол, темпалгин и другие.

  6. Транспортировка пострадавшего в ближайший стационар хирургического или травматологического профиля. Здесь должны быть проведены мероприятия направленные на предупреждение или уменьшение проявлений ожоговой болезни и инфицирования травмированных поверхностей. С этой целью вводятся антибактериальные препараты широкого спектра действия, инфузионные растворы с учетом тяжести ожога и потерями жидкости, гемотрансфузии компонентов крови и коллоидных растворов, препараты, нормализующие процессы микроциркуляции, проводится местная обработка обожженных участков с применением пластических приемов замещения раневых дефектов донорской кожей.

20-й слайд: Выберите для каждого случая нужные медикаменты:

Бинт Йод

Р-р бриллиантовый зелёный Перманганат калия

Пантенол Перекись водорода

Индивидуальный перевязочный пакет

Салфетки стерильные медицинские Уголь активированный

21-й слайд: Чрезвычайные ситуации на железной дороге.

Каждый человек в среднем один-два раза в год едет куда-нибудь на поезде. Поезда — достаточно безопасный вид транспорта, но всё же нужно быть готовым к возможным опасным ситуациям, чтобы не растеряться в трудную минуту и действовать правильно.

22-й слайд: Справочная информация.

Одна из крупных мировых катастроф на железных дорогах случилась 6 июня 1981 года в Индии. В ней погибло 800 человек.

23-й слайд: Задание 4. «Осторожно, поезд!»

Представим ситуацию пожара в вагоне поезда. Командам спасателей необходимо расположить приведённые ниже действия в нужной последовательности.

-Уходи от пожара в передние вагоны, если это не возможно, иди в конец поезда, плотно закрывая за собой все двери;

-Закрой окна, чтобы ветер не раздувал пламя;

-Если существует угроза твоей жизни, не пытайся спасать багаж;

-Немедленно сообщи проводнику о пожаре, извести пассажиров о случившемся, разбуди спящих;

24-й слайд: Обеспечение безопасности дорожного движения.

Справочная информация:

Современный транспорт – зона повышенной опасности. Под колёсами машин ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает в нашей стране около 40000 человек, из них каждый десятый – ребёнок, причём мальчиков погибает больше! Поэтому нужно знать и соблюдать правила дорожного движения!

25-й слайд: Задание 5. » Мои друзья – дорожные знаки».

Дети Пешеходный переход

  • Когда вы куда-нибудь едете, вам по пути встречается много дорожных знаков. Знаете ли вы, что они обозначают?

  • Задание командам спасателей: у вас имеются карточки с изображением дорожных знаков, вам надо правильно определить, что он обозначает.

26-й слайд: Запрещающие знаки.

Движение пешеходов Движение на велосипедах

запрещено запрещено

27-й слайд: Знаки особых предписаний.

Место остановки Подземный пешеходный

трамвая переход

28-й слайд: Предупреждающие знаки.

Пересечение с трамвайной Железнодорожный переезд

линией без шлагбаума

29-й слайд: Керчь – промышленный город.

  • Как и все промышленные города, в определённой степени является объектом потенциальной опасности для людей и окружающей среды.

  • В нашем городе расположены Судоремонтный завод, завод по производству ЖБИ (завод Войкова) и другие предприятия, на которых при аварии возможно заражение воздуха парами хлора, аммиака и других отравляющих веществ.

30-й слайд: Средства индивидуальной защиты

предназначены для защиты человека от радиоактивных и отравляющих веществ, и бактериальных средств. По своему назначению они делятся на средства защиты органов дыхания и кожи. По принципу защиты – на фильтрующие и изолирующие.

31-й слайд:

Мы заканчиваем наш урок, и желаем нашим спасателям и вам, ребята, действовать в жизни так же дружно и обдуманно, как в игре. Запомните: ваша безопасность в ваших руках!

III. Подведение итогов.

Рефлексия. Просмотр учебного фильма «Правила поведения в ЧС».

Чему был посвящён наш урок? Как вы понимаете тему урока? Почему важно знать, как действовать в различных ЧС? Какие ситуации мы называем чрезвычайными? Предлагаем вашему вниманию фильм «Правила поведения в ЧС».

Урок подготовлен с использованием интернет ресурсов, учебного фильма «Правила поведения в ЧС», презентация составлена на основе презентации Ерема Е.Е. «Чтобы выжить». Классный час-игра по теме: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.Керчи Республики Крым «Школа №4 имени А.С.Пушкина»

Урок: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера,причины их возникновения и возможные последствия «

(10 класс)

Разработка урока

Учителя ОБЖ

первой категории

Ерема Е.Е.

г.Керчь

2017г.

ТЕМА: ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о ЧС техногенного характера, причинах их возникновения и отрицательном влиянии их последствий на национальную безопасность России.

Сформировать убеждение в необходимости постоянного повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в условиях ЧС .

разв.цель

Урок 9

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:Мозговой штурм

— Как организуется своевременное оповещение населения региона вашего проживания

о чрезвычайных ситуациях?

— В проведении каких мероприятий будет участвовать население (в том числе и вы) при

объявлении угрозы наводнения?

— Какие разновидности лесных пожаров вы помните из материала, пройденного ранее? Как необходимо действовать при каждой из разновидностей лесных пожаров?

— В условиях каких чрезвычайных ситуаций вам приходилось жить? В чем проявлялось их негативное воздействие на вашу жизнедеятельность?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия (мотивация)

— объяснение нового материала: § 9, стр. 46-49

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь

или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Авария – это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы.

Катастрофа – это авария, которая повлекла за собой человеческие жертвы.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

В результате этой деятельности в техносфере возникают различные опасные явления техногенного характера (аварии и катастрофы), которые и являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно, химически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрывопожароопасные

объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера (наиболее характерные) по месту их возникновения можно разделить на:

* радиационные, возникающие в результате аварии на радиационно опасном объекте (радиационно опасный объект – это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);

* химические, возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект – это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти

гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);

* пожары и взрывы на взрывопожароопасном объекте (взрывопожароопасный объект – это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющиеся горючие жидкости, твердые горючие вещества и материалы,

способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном при их воспламенении создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту). Аварии на таких предприятиях приводят к серьезным последствиям.

* гидродинамические, возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах.

(Гидродинамически опасный объект — это гидротехническое сооружение, при разрушениях которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами прорыва и затоплением больших территорий. Серьезную опасность для населения, техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений, как: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и в довыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники и др.).

Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населенных пунктов. Так как многие гидротехнические сооружения находятся в аварийном состоянии (эксплуатируются без реконструкции более 50 лет), они являются объектами повышенного риска;

* транспортные, возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы). Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и

для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ.

Определенную угрозу для населения представляет нестабильная работа объектов жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). На этих объектах ежегодно происходит более 120 крупных аварий, материальный ущерб от них исчисляется десятками миллиардов рублей. В последние годы каждая

вторая авария возникала на сетях и объектах теплоснабжения, каждая пятая – на сетях водоснабжения и канализации.

Если вы заблудились в лесу

Даже не имея специальных навыков для выживания в экстремальных условиях, заблудившись, вы можете спастись. Главное – не паниковать.

Заблудившись, ни в коем случае не продолжайте движения. Остановитесь, осмотритесь, сориентируйтесь. Чтобы выбрать правильное направление, надо определить части света: север, юг, восток, запад. Как это сделать? Если вы встанете в полдень спиной к Солнцу, то север покажет ваша тень. При этом запад будет по левую руку, а восток – по правую.

Если у вас есть часы, то следует направить стрелку на Солнце. Угол на циферблате между часовой стрелкой и направлением на цифру 2 в летнее время нужно разделить пополам. Мысленная прямая этого раздела (биссектриса угла), идущая от центра циферблата, укажет направление с севера на юг. При этом до 13 часов дня юг будет находиться справа от Солнца, а после 13 – слева.

Ночью можно сориентироваться по Полярной звезде. Находят ее с помощью созвездия Большая Медведица. Оно имеет очертания ковша с ручкой: семь ярких звезд. Если через две крайние звезды ковша провести воображаемую линию, а расстояние между этими звездами отложить на этой линии пять раз, то в конце последнего отрезка будет видна яркая Полярная звезда, расположенная над Северном полюсом.

Если часов нет, а звезды спрятались за тучами, то ориентироваться можно по местным приметам.

Запомните: мхи и лишайники покрывают северную сторону деревьев и камней. Если вы заблудились в жаркий день, то разыщите хвойное дерево: с южной стороны всегда выделяется смола. Муравьи устраивают свои жилища к югу от ближайших деревьев или кустов, причем, южный склон муравейника более пологий, чем северный. Вглядитесь в деревья: у многих пород хвойного леса кора на деревьях с северной стороны грубее, на ней больше трещин. Под камнями почва суше с южной стороны и более влажная с северной.

Можно обратиться за помощью к Луне. В полнолуние необходимо навести часовую стрелку на луну и определить направление по тому же принципу, что и по Солнцу. Кроме того, запомните: «растущая» Луна в полночь находится на западе, в полнолуние на юге, «убывающая» – на востоке.

Могут помочь уточнить направление движения звуки. Знайте, что звук работающего трактора слышен примерно на расстоянии 3-4 км, гудки тепловоза и электровоза – 4-5 км, движение поезда, гудки автомобиля – 2-3 км, громкие крики – до 1 км, звуки выстрела – 2-3 км, стук топора и шум мотоцикла – 0,5 км.

При полной невозможности определить местонахождение выходите «на воду» – вниз по течению. Ручей приведет к реке, река – к людям.

Если вы заблудились в лесу и поняли, что до наступления темноты не найдете дороги домой, оставайтесь обустраиваться там, где застал вас вечер, приступайте к оборудованию места ночлега, убежища. Как это сделать правильно и без лишнего напряжения?

Убежище можно построить из подручных материалов, оно должно быть защищено навесом, сделанным из веток, лапника, бересты.

Не менее важным является костер – источник тепла. Не пожалейте сил на создание запаса сухого топлива (бересты, сухого мха, веточек). При этом уделите особое внимание мерам предупреждения пожара. Место для костра на 1-1,5 метра должно быть очищено от всего горючего. На торфяной почве делают «подушку» из земли или песка.

Для разжигания костра, кроме спичек, может пригодиться вставленный в карандаш вместо грифеля кремень для зажигалки, что позволит получить сноп искр путем чирканья о любую шершавую поверхность. Хорошим трутом являются заранее скрученные и слегка обожженные на огне кусочки ваты.

Для согревания и ночевки рационален таежный костер: на толстое бревно кладут 3-4 более тонких бревна и пододвигают их друг к другу по мере сгорания.

Поиск воды обычно не представляет трудностей, но в случае се отсутствия достаточно иметь обыкновенный целлофановый пакет. Его надевают на ветку с густой листвой, туго заворачивают у основания. Через несколько часов на внутренних стенках пакета осядут капли влаги, испаряемые листьями. За сутки таким образом можно собрать до литра воды.

Набирая воду из заболоченного пруда, не следует просто зачерпывать ее. Лучше вырыть рядом с прудом ямку и подождать несколько минут, пока она заполнится более чистой, фильтрованной через грунт водой.

Воду из любых природных источников перед употреблением необходимо обеззараживать: достаточно нескольких капель йода на 1 литр воды или кипячение. Если эти способы обеззараживания применить невозможно, то прибегают к фильтрованию воды через несколько слоев ткани или через заполненную песком банку с дырчатым дном.

Главное – не паникуйте! Отбросьте в сторону страх. Пройдет время, и вы, конечно, выйдете к людям. Потом еще будете с удовольствием вспоминать это приключение