Взаимоотношения государства и церкви

ГДЗ◄ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 7 кл.◄
§ 12 . Церковь и государство в XVI в
§ 12 . Церковь и государство в XVI в

§ 12 . Церковь и государство в XVI в

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались ее отношения с властью?

Церковь в Российском государстве в XVI в. играла большую роль. В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали. Во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриаршества.

Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения произошли в ней в XV в.?

В XV в. возглавлял Русскую православную церковь митрополит, территориальными отделениями — епархиями руководили архиереи. Главные вопросы решались на Соборе русских епископов. В XV в. Русская православная церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной.

Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса.

Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и даже богослужения. В церковно-политическом отношении такое главенство стало принятым обозначать как цезарепапизм, слияние церковной и светской высшей власти при доминировании государства.

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

У верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. В средневековой Европе еретиков сжигали на костре.

Вопросы и задания для работы с текстом §

1. Какую роль играл приходской храм для округи?

Приходской храм для округи играл большую роль: все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.

2. Что составляло основу экономического могущества церкви?

Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения, вклады прихожан.

3. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?

Суть спора между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством. Решился этот спор подчинением церкви государству.

4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Выясните местонахождение ближайшего от вашего дома монастыря. Проведите историческое исследование и узнайте, когда и кем он был основан. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом монастыре и его основателе.

Воскресенский мужской монастырь

Дата основания 1849

Историческое исповеданиеПравославный (единоверческий)

Современный адресЧелябинская обл., Саткинский р-н, д. Иструть

Краткое описание

Единоверческий монастырь, учрежденный в 1849. Первым настоятелем назначен иеромонах Иоанн (Власий Гордеев), в прошлом беглопоповец из старообрядцев Уфимской губернии. Был сравнительно немноголюден и небогат, однако играл важную роль в жизни уральских единоверцев, с 1918 – место жительства единоверческого епископа Саткинского. Закрыт в 1924, постройки заняты пионерлагерем, позже психбольницей.

В 1991 постройки переданы верующим, вновь открыт в 1993.

Казанский женский монастырь

Дата основания1865

Современный адресЧелябинская обл., г. Троицк, ул. Гагарина, 3

Краткое описание

Женская община в Троицке возникла в середине XIX в., официально открыта в 1852, размещена при часовне на городском кладбище.

Статус монастыря получила в 1865.

В начале ХХ в. – многолюдная обитель с обширным хозяйством.

После революции постройки заняты военной частью, окончательно ликвидирован в 1927. Восстановлен в 1996.

2. Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и мирян, а также церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.

Примеры взаимоотношений церкви и мирян

Приходской храм для округи играл большую роль: все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.

Примеры взаимоотношений церкви и власти

«Василий III покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители Даниилу. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками»

Спор между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством решился подчинением церкви государству.

Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Эти отношения носили взаимопроникающий характер. Люди глубоко верили в Бога и православие было необходимо. Церковь была неотъемлемой частью жизни людей и государства.

3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман?

Архитектурные религиозные сооружения православных христиан называются соборами, храмами, церквями. Архитектурные религиозные сооружения мусульман называются мечетями.

С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чем вы видите нравственный подвиг этого человека?

Митрополит Филипп

Филипп (в миру Колычев Федор Степанович) (1507 – 1569, Тверь) – церковный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил при дворе Елены Глинской и в 1537 после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество.

В 1548 стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т.д.

В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину («в царьской домовой обиход не въступатися”), но зато получал право «советования” с государем, включавшее и возможность «печалования” за опальных.

Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь.

Тем не менее, в ноябре 1568 г. послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в «скаредных делах” и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 был канонизирован Русской православной церковью.

§ 12 . Церковь и государство в XVI в.

Системы взаимоотношений церкви и государства

Замечание 1

Церковь — это второй по значимости институт политической системы общества после государства. Исторически союз церкви и государства в России рассматривается, как особый нравственно-религиозный и юридический союз.

В настоящее время наблюдается борьба церковных и государственных начал, основанная на искусственно привнесенной теории взаимоотношений между церковью и государством. Политическая наука разработала учение, согласно которому не допускается разделения центральных сил, но на практике церковь оказывается в положении учреждения, подчиненного государству, удовлетворяющим религиозные потребности населения. Государство обращается к церкви с правом собственной авторизации, контроля и надзора, не обращая особого внимания на вопрос верования.

Исторически сложившиеся системы взаимодействия государства и церкви:

  1. Государство признает только одно вероисповедание истинным, покровительствует исключительно одной церкви. Остальные церкви не признаются вполне истинными или истинными, что находит различное выражение — от отчуждения и непризнания до открытого преследования. Чужие вероисповедания подвержены умалению в праве, чести и преимуществе по сравнению с основным вероисповеданием. Данной системе следовало большинство европейских государств.
  2. Система равенства церквей, система «свободной церкви в свободном государстве». Беспристрастное и одинаковое отношение государства к любым вероисповеданиям, исключающее любое покровительство, предоставление любой церкви права выстраивать свои обряды и дела самостоятельно. Данная система шире всего реализовалась в Североамериканских Соединённых Штатах, в Ирландии. Сторонники этой системы считают, что она является наиболее простой и совершенной системой, поэтому должна быть введена повсеместно как единственное средство для справедливого и верного разрешения отношений между церковью и государством.
  3. Государство воздерживается от покровительства или предпочтения какому-либо верованию или вероисповеданию, но может ограничивать в деятельности или устранять верования, признанные им вредными или ложными для общества. Эта система основывается на предположении, что удобнее и легче определить ложное верование, чем выяснить, какая вера является истинной. Эта система наблюдалась в ост-индских владениях Великобритании.

В истории развития взаимоотношений государства и церкви наблюдалось соединение 1 системы с 3, когда происходит признание господствующим одного вероисповедания с терпимостью для иных и устранением ложных и вредных верований, 2 и 3 систем (пример отношения правительства Соединенных Штатов к мормонскому вероучению).

Типы взаимоотношений церкви и политической системы

Некоторые исследователи выделяют 4 типа положения церкви в государстве и их взаимных отношений:

  • теократия — подчинение государства церкви, это общественное устройство, при котором в гражданской области владычествует религия; порядок основан на религиозном учении, обязательном для правителей и для подданных, а не на единстве общественного дела; характерна для религий древнего мира, ислама;
  • господствующая церковь — характерен принцип, согласно которому государство оказывает покровительство только одной церкви, которая получает высшее политическое положение; господствующая церковь получает непосредственно значение государственного установления, она вводится в состав государства в качестве политической корпорации, получает привилегированное место; церковь является нравственной опорой государству;
  • признанные церкви — государство покровительствует в одинаковой степени всем церквам, которые признаются государственными корпорациями; господствующая и признанные церкви могут существовать совместно, признанные церкви не связываются непосредственно с государством; государство предоставляет таким церквам определенные права, защиту, пособия, участие в управлении, однако не привилегированное положение;
  • терпимые церкви — у церкви отсутствует характер государственной корпорации, она является частным союзом; государство допускает или не допускает существование подобных союзов; свобода вероисповедания ограничивается требованиями государственного порядка и нравственности; государство не должно требовать безнравственных сект, отрицающих государственную власть.

Типы отношения государства к религии

В истории развития форм государственности выделяют следующие типы отношений государства к религии:

  • трансформация верховной государственной власти в ядро, центр религии, в языческих государствах происходит обожествление монарха, в христианских государствах наблюдается цезаропапизм;
  • подчинение государства церковным учреждениям (различные формы папоцезаризма, иерократии, жрецократии);
  • союз государства и церкви, который достигается путем личной принадлежности монарха к церкви, его подчинением религиозной идее, при независимости государственной верховной власти (можно считать истинным выражением теократии).

В истории христианских государств существует несколько форм взаимоотношений государства и церкви. В римском католицизме преобладала идея подчинения церковной власти государства. Крайней ситуацией развития такой идеи является наличие у Папы верховной власти над миром.

В протестантизме наблюдается обратная идея церковно-государственных отношений. Церковь включает равных членов, коллективно им принадлежит епископская власть. Церковная и государственная власть принадлежит одному обществу. Если власть принадлежит Государю, то на него переносятся и епископские права. Он становится обладателем политической и церковной власти.

Для православных монархий характерны союзнические взаимоотношения. Сохраняется независимость религиозного и этического начала без разрыва между государством и церковью. Фактическое осуществление этой идеи зависит от уровня искренности взаимоотношений, что определяется искренностью и глубиной веры в народе, в представителях гражданской и церковной власти.

Для демократий характерна система отделения церкви от государства. Государство не берет на себя непосильного и излишнего труда в руководстве религиозными отношениями, снимает с себя ответственность за действия церкви, пресекать нарушение государственных законов, не делая различий между нарушителями закона.

Ответ:

В едином Российском государстве влияние государственной власти на церковную было без преувеличения очень большим.

В первую очередь, это было обусловлено правом великих князей, а затем и царей, выбирать митрополитов российской церкви. Тем самым во главу церковной власти ставились угодные государю люди.

Это, в свою очередь, приводило церковную систему в большую зависимость от государства. Соответственно, если кто-то из церковных деятелей становился неугоден царю — его немедленно свергали, ставя на его место более сговорчивого человека. В то же время нельзя сказать, что церковь не имела своего авторитета в стране.

Объяснение:

В государстве преобладали глубоко верующие люди, и потому даже высшие государственные лица боялись божьей кары и поддавались влиянию священнослужителей.

Церковь достаточно сильно влияла духовно на сознание всего государства, непременно участвовала в решении политических и социальных вопросов. Народ всегда полагался на митрополита, а тот в свою очередь мог оказать влияние на государя и, при необходимости, получить его согласие или поддержку.

Таким образом, можно подытожить, что взаимоотношения государства и церкви находились в обоюдной зависимости, и могли одинаково сильно повлиять на состояние всего общества.

Включаетотношения между христианской церковьюи различными монархиями и другимигосударствами в Европе между концом римскойвласти наЗападе в пятом веке и начало Преобразования вначале шестнадцатого века. Отношениямежду церковью ифеодальными государствами во времясредневекового периода прошли многособытий. Борьба за власть между королямии Папами Римскими сформировала западныймир.Церковьпостепенно становилась учреждениемопределения Римской империи. ИмператорКонстантин выпустил УказМилана в313 терпимости объявления для христианскойрелигии и созвал ПервыйСовет Nicaea в325, чье КредоNicene включаловеру в «одну святую католическую иапостольскую церковь». ИмператорФеодосий I сделалхристианство Niceneгосударственнойцерковью Римской империи с УказомThessalonica 380.

Послепадения Римской империи в 5-м веке, тамне появился никакое единственноевлиятельное светское правительство наЗападе, но была центральная духовнаявласть в Риме, Католической церкви. Вэтом вакууме власти церковь поднялась,чтобы стать доминирующей властьюна Западе.Поскольку церковь расширила начало в10-м веке, и поскольку светские королевстваполучили власть в то же время, таместественно возник условия для борьбыза власть между церковью и Королевствомпо окончательной власти.

Всущности самое раннее видение христианскогомира было видением христианскойтеократии, правительство, основанноена и поддержкахристианскихценностей,учреждения которых распространенычерез и схристианскойдоктриной.В этот период члены христианскогодуховенства владеют политическойвластью. Определенные отношения междуполитическими лидерами и духовенствомизменились, но в теории национальные иполитические подразделения были времяот времени включены в категорию подлидерством Католическойцеркви как учреждение.Эта модель государственных церковьюотношений была принята различными Религиознымилидерами иполитическими лидерами в европейскойистории.

Классическоенаследие процветало всюду по Средневековьюи на византийском греческом Востоке ина латинском Западе. В идеале греческогофилософа Платона заявляют, что есть триглавных класса, который был представительнымдля идеи «трехсторонней души”, котораявыразительна из трех функций илимощностей человеческой души: «причина»,»энергичный элемент” и «аппетиты»(или «страсти»). УиллДюрант сделалубедительный случай, что определенныеяркие чертыидеальногосообщества Платонабыли заметными в организации, догме иэффективности Средневековой церкви вЕвропе:

Пик Католическойцеркви властинад всеми европейскими христианами иих общими усилиями христианскогосообщества — например, Крестовыепоходы,борьба с маврами в Пиренейскомполуострове ипротив османов наБалканах —помог развить чувство коммунальнойидентичности против препятствия глубокихполитических подразделений Европы. Этавласть также использоваласьместным Расследованием,чтобы выкорчевать расходящиеся элементыи создать неукоснительно однородноесообщество.

Конфликтмежду церковью и государством был вомногих отношениях уникально Западнымявлением, происходящим в ПоследнейСтарине (см.Городшедевра СвятогоОгастина Бога (417)).Вопреки августинскому богословию Папскойобластью в Италии,сегодня уменьшенной вгосударствоВатикана,управлял непосредственно Святойпрестол.Кроме того, всюду по Средневековью ПапаРимский требовалправа свергнутькатолическихкоролей Западной Европы и попыталсяосуществить его, иногда успешно (см.противоречие введения в должность,ниже), иногда не, как с ГенрихомVIII Англии и ГенрихомIII Наварры.Однако в ВосточнойРимской империи,также известной как ВизантийскаяИмперия,церковь и государство была близкосвязана и сотрудничала в «симфонии» занекоторыми исключениями (см. Борьбус предрассудками).Это было непохоже на исламский мир,где эти два были одними и теми же. Понятиеконфликтующей церкви и государствабыло бы очень иностранным в исламскомобществе.

ПередВозрастом Абсолютизма,учреждений, таких как церковь,законодательные органы или социальныеэлиты, ограничили монархическую власть.Абсолютизм характеризовался окончаниемфеодального разделения, консолидациейвласти с монархом, повышением государства,повышением профессиональных постоянныхармий, профессиональной бюрократии,кодификации государственных законови повышения идеологий, которые оправдываютабсолютистскую монархию. Следовательно,Абсолютизм был сделан возможным новымиидеями и характеризовал как явление Раннейсовременной Европы,а не то из Средневековья, где духовенствои дворянство уравновесили в результатевзаимной конкуренции.