Я антихрист

Слово «антихрист» означает нечто, противоположное Мессии-Христу. Под антихристом подразумевался противник собственно христианского учения и христианской Церкви. Впервые термин «антихрист» появляется в Соборных посланиях апостола Иоанна, в которых это понятие и получило своё каноническое определение. Согласно апостолу Иоанну, антихрист – это …

    «лжец, отвергающий, что Иисус есть Христос, отвергающий Отца и Сына», и «обольститель», то есть человек, «не исповедующий Иисуса Христа, пришедшего во плоти».

В этих высказываниях просматривается некий собирательный образ антихриста. Однако Иоанн, очевидно, имел в виду некую конкретную личность, которая появится в будущем:

    «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт Антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время».

Здесь из многих антихристов выделяется один Антихрист, очевидно, самый опасный для Церкви и самый враждебный по отношению к ней. И далее указывается, что придёт он в «последнее время», то есть перед «кончиной века», концом существующего мира.

Православный богослов Беляев в своём капитальном эсхатологическом труде «О безбожии и Антихристе» указывает, что

    «раньше второго пришествия Христа, непосредственно перед ним, явится и будет царствовать Антихрист, одно определённое лицо, один человек, которого апостол Павел назвал человеком греха и сыном погибели».

Таким образом, все прошлые антихристы (отступники, раскольники, еретики) являются лишь предтечами грядущего Антихриста. Он-то, являющийся ярым врагом христианского духа и обладающий уникальными могуществом и властью, будет фигурой, сопоставимой по своим масштабам с Иисусом Христом, антиномией которого он и будет выступать. Ведь уже в самом термине «Антихрист» заложено его противопоставление основателю христианской Церкви.

Антихрист – это не имя, а религиозный термин, выражающий отношение христиан к этой личности. Как и у Христа, у Антихриста будет личное имя. По мнению Церкви, личное имя Антихриста заключено в апокалипсическом числе «зверя» – 666. Попыток расшифровать это число было предпринято очень много, но, в конечном итоге, духовные лидеры признали их тщетность. Личное имя Антихриста – это тайна, которая раскроется с его приходом.

    «Антихрист – это глава противников Христа», –

такое определение даёт Британская энциклопедия, подчёркивая руководящую роль грядущего врага. Это будет правитель последнего мирового царства. И если Христос титуловался Царём Иудейским символически, то его адский двойник будет подлинным царём над всем мирозданием. Антихрист определяется именно в сопоставлении с Христом.

По мнению старцев Оптиной пустыни, «это будет человек, во всём противоположный Христу, оттенок Христа, только в противоположном виде». Можно сказать, что Антихрист – это земная противоположность Христа. Однако от всех других противников христианства его отличает эсхатологический характер: это будет самый последний и самый страшный враг Церкви. И поскольку нынешний «злой мир» должен погибнуть, то перед гибелью он сосредоточит в лице Антихриста всё своё зло.

Как пишет Беляев, «в нём зло, живущее в человеческом роде, достигнет вершины своего развития. И потому-то в Антихристе и современном ему человечестве зло кончится».

Христианская эсхатология (учение о конце света) говорит о том, что Антихрист придёт, чтобы «соблазнить Церковь». Он воспользуется христианской верой, чтобы обратить её в свою пользу, чтобы стать для христиан тем, чем является для них Христос. Он постарается обмануть верующих, выдавая себя за посланца Бога. Антихрист не отменит веру. Он извратит её, подменит истинную веру ложной, то есть заменит веру во Христа верой в себя. От верующих он будет требовать того, что полагается Христу, – полного доверия, покорности и поклонения. На этом этапе Антихрист выступит в роли искусителя Церкви, проверяя её на прочность. Поскольку же Церковь окажет ему сопротивление, то именно на неё он и изольёт всю свою ярость и станет последним и самым жестоким гонителем христиан.

Репрессии будут сопровождаться небывалыми природными катастрофами: засухами и голодом. В результате, множество людей погибнет, а уцелевшие будут завидовать мёртвым. Правда, учение ничего не говорит о том, нагрянут ли эти бедствия по воле Антихриста или же они станут для него таким же испытанием, как и для всех. Обычно правители не любят хаоса и беспорядка в своих владениях. Поэтому Даниил Андреев отодвигает период бедствий на время после царствования Антихриста.

Христианская литература, описывая внешность Антихриста, подчёркивает его безобразность. Средневековые художники часто изображали Антихриста в виде апокалипсического «зверя, выходящего из бездны», – четвероногим звероподобным чудовищем с множеством рогов и огромными торчащими клыками.
Как писал протопоп Аввакум, «плоть у него вся смрад и зело дурна, огнем пышет изо рта, а из ноздрей и ушей пламя смрадное исходит».
Не менее зловещим предстаёт Антихрист и в апокрифическом «Видении Даниила»:

    «Ростом он будет 10 локтей, волосы его в длину будут достигать ног его, огромен и трёхглав, след ноги его велик, глаза его, как утренняя звезда восходящая. Зубы его снаружи железные, а щёки его стальные. Правая рука его железная, а левая – медная; и правая рука его длиною в 3 локтя».

Постепенно, однако, образ Антихриста приобретал вполне человеческие черты, хотя всегда в нём было что-то отталкивающее.

Согласно церковному учению, Антихрист – это лже-Мессия, лже-Спаситель, то есть Церковь указывает на подмену истинного Спасителя ложным. Антихрист будет подражать Христу, используя в своих интересах веру во второе пришествие Иисуса Христа и установление Царства Божьего. Он будет обещать те же блага, что и Христос, однако это будет тонкая и искусная подмена христианского понимания благополучия и блаженства. Церковная эсхатология не исключает, что при Антихристе наступит всеобщее материальное изобилие. Обман Антихриста будет заключаться не в том, что он не сможет обеспечить процветание и довольство, а в том, что продлится всё это, вопреки его заверениям, недолго и сменится ужасающей разрухой. В начале правления Антихриста людям действительно будет казаться, что наступило Царство Божие. Чтобы не поддаться обману Антихриста, не стать его жертвой и не пасть вместе с ним, нужно вовремя распознать в нём грядущего врага.

Христианство возникло как вера в чудесное, вера в чудесного Мессию. Поэтому и Антихрист, как и Христос, будет творить чудеса, пытаясь доказать свою богоизбранность. Чудеса эти, однако, будут ложными, и ложность их будет заключаться не в мнимости, а в дьявольской природе. Чтобы распознать их, Оптинские старцы советуют твёрдо придерживаться веры во Христа, не увлекаясь никакими знамениями и чудесами.

Считается, что Антихристу удастся увлечь за собой множество народов. «И дана была ему (зверю) власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем», – пишет Иоанн Богослов.
Не менее суровы и пророчества Ефрема Сирина: «Когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы (Антихриста), все вдруг возымеют одну мысль и с великой радостью провозгласят его царём».
Интересно, что Серафим Саровский предрекал, будто Антихрист воцарится над всеми странами мира, кроме России. Ему вторит и архимандрит Лаврентий Черниговский:

    «При Антихристе Россия будет самым мощным государством в мире. А все другие страны, кроме России и славянских земель, будут под властью Антихриста».
    «Антихрист представит Россию как врага мира, ибо она объявит себя Православной, когда Православие исчезнет», –

добавляет схимомонах Антоний Чернов. Впрочем, в западной Церкви распространено мнение, что именно Россия станет важнейшим союзником и даже плацдармом Антихриста.

Время Антихриста будет характеризоваться не только всеобщей агрессией против христиан, но и изменничеством и отступничеством в рядах самой Церкви. Иными словами, всеобщий упадок нравов коснётся и Церкви. Беззаконие усилится в недрах самого христианства. Об этом говорится и в Евангелии от Матфея: «Тогда многие отвернутся от веры». Слова Откровения Иоанна Богослова о том, что «хвост дракона» «увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю», Церковь толкует как указание на количество христиан, которых соблазнит Антихрист. Внутрицерковные расколы и распри вполне дают основания усомниться в стойкости Церкви перед лицом Антихриста. Поэтому, указывает Беляев,

    «народы, бывшие издавна христианскими, быть может, останутся христианскими только по имени; среди них-то именно и обнаружится глубокое нравственное растление, лицемерная вера во Христа, сектантство всяких видов, положительное отпадение от Христа и безбожие».

Однако верные Христу христиане под предводительством выдающихся личностей прошлого окажут Антихристу сопротивление. Вождями этого сопротивления, согласно Откровению Иоанна Богослова, выступят два пророка, обладающие сверхъестественными способностями. Предполагается, что это будут пророки Энох и Илия. Правда, Антихрист убьёт этих пророков, но сама их смерть и затем их чудесное воскресение вдохнут новые силы в борцов с Антихристом.

Примечательно, что главными противниками грядущего тирана станут не будущие христиане, его современники, а люди прошлого, чудесным образом воскресшие из небытия.

Антихрист – гротескное существо. Над ним можно смеяться, но его исторические явления катастрофичны и непререкаемо неизбежны. Да, он карикатура Христа, гений интеллектуального плебейства, Божий Хам. Но он, последний враг, над которым будет одержана победа перед искупительным финалом дольней истории, знаменует апофатическую надежду бессмертия. В Антихристе сосредоточен ужас перед Страшным Судом и последним испытанием, страх смерти и тьмы Геенны. Тоской небытия веет от Антихриста, необъятной пустотой бесконечного одиночества, ледяным отчаянием тлена, гниения и смерти. Вся мстительная ненависть к живому собрана в нём. В чёрных лучах его Вселенная и человек в ней предстают глупой шуткой и онтологическим маскарадом. Безнадёжность тупика, слепое кружение миров в серой мгле мировой бессмыслицы – именно это стоит за Антихристом, сыном погибели и воплощённым страхом Ничто.

Перепечатываю понравившийся мне в чужом посте комментарий, написанный в ответ на высказывание о том, что Путин — это антихрист:
«Ну, какой там еще Антихрист! Он даже на «Тришку», из «Бежина луга» Ивана Сергеевича не тянет:
«Тришка — эвто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет: такой уж будет удивительный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне; выйдут на него с дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет — так отведет им глаза, что они же сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется — они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский… ну, а сделать ему нельзя будет ничего… Уж такой он будет удивительный, лукавый человек».
Путин-то скорее бочар Вавила (из-того же произведения), напугавший всех на пустом месте и донельзЯ:
«Высыпал весь народ на улицу, в поле, ждет, что будет. А у нас, вы знаете, место видное, привольное. Смотрят — вдруг от слободки с горы идет какой-то человек, такой мудреный, голова такая удивительная… Все как крикнут: «Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!» — да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а Кузькин отец, Дорофеич, вскочил в овес, присел, да и давай кричать перепелом: «Авось, мол, хоть птицу-то враг, душегубец, пожалеет». Таково-то все переполошились!.. А человек-то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».
Литклассику, да еще в ее русском варианте — ее не обманешь!!»

Несмотря на то что патриарх Московский и всея Руси рекомендовал верующим на Пасху оставаться дома, а московские священники обязаны закрыть храмы на время карантина, многие верующие и священники, мягко говоря, недовольны. В сети распространяются призывы позволить собраться на Пасху несмотря ни на что, активисты от православия и некоторые священники прямо говорят, что борьба с коронавирусом грозит пришествием Антихриста. Как воцерковленные борются с режимом изоляции и где грань между верой и «околосектантским» поведением — разбиралась «Лента.ру».

Внимание:

Все опубликованные ниже оценки ситуации с коронавирусом в стране являются лишь мнением непрофессиональных обывателей. «Лента.ру» призывает читателей внимательно относиться к своему здоровью, напоминает о важности соблюдения изоляции и оперативного обращения к врачу при первых симптомах болезни.

Нашли лазейку

«В храм не приходить — неправильно. Мы так или иначе умрем. Днем раньше — днем позже, не надо бояться смерти. Бояться смерти надо не в храме. Здесь, в храме, как раз победа над смертью», — говорил епископ Каменский и Камышловский Мефодий своей пастве. Священник в своей проповеди сетовал на то, что людей в храме в последнее время стало мало из-за пандемии коронавируса. В общем, по словам отца Мефодия, лучше прийти в храм своими ногами, чем ждать, пока тебя туда внесут. Периодически батюшка покашливал.

Тем не менее патриарх Московский и всея Руси 3 апреля обратился с посланием к духовенству РПЦ и призвал понести «временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших близких». Формулировка обтекаемая, однако, согласно рекомендациям епархии РПЦ, до снятия ограничений, введенных властями, духовенству монастырей нужно «призывать прихожан к домашней молитве» — в том числе и в пасхальный период.

1/1Фото: страница Андрея Кормухина во «ВКонтакте»

Впрочем, как указывает в своем видеообращении, опубликованном в паблике во «ВКонтакте» координатор православного общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин, «патриарх стоял до последнего» и старался не допустить того, чтобы пасхальные службы прошли при закрытых дверях храмов.

Тезисы, выписанные в посте над видеообращением гласят, что коронавирус — это операция по разрушению мира.

Координатор общественного православного движения «Собор православных мирян» Анатолий Артюх уже объявил, что намерен оспаривать решение Петербургской митрополии православной церкви Московского патриархата — она объявила о закрытии храмов в период с 14 по 19 апреля.

Если заглянуть на страницу Артюха во «ВКонтакте», можно понять, как сильно волнует эта проблема лидера православного движения. Под текстом о проведении богослужений без участия прихожан, скопированным с сайта Санкт-Петербургской митрополии, размещена карикатура. На ней Гитлер, Мао Цзедун и Ленин радуются тому, что два человека в медицинских масках забивают ворота храма, и произносят: «Молодцы!!! Вы сделали то, что не удалось сделать нам!» В качестве вишенки на торте в следующем посте Анатолий Артюх публикует видео с названием «НАС УНИЧТОЖИТ НЕ КОРОНАВИРУС, А ПРИВИВКИ ОТ НЕГО».

1/1Фото: страница Анатолия Артюха во ВКонтакте

Это далеко не одиночные выступления — православные граждане массово выражают недовольство решением властей. Так, жители города Усмань Липецкой области написали обращение к губернатору региона Игорю Артамонову, в котором заявили, что «на протяжении многих веков именно православная Церковь была и является защитой и щитом для народов и государств во время пагубных эпидемий чумы, холеры, черной оспы, моровой язвы и других опасных инфекций, истреблявших целые города и села в разных странах».

Следовательно, закрывать храмы в таких условиях просто кощунственно. По словам активистов, икона Корсунской Божией Матери помогала во время эпидемии холеры 1871 года, ее пронесли с крестными ходами через все окрестные села. При этом, утверждают они,

Подобная ситуация наблюдается и в Новосибирске, где Новосибирская митрополия объявила о закрытии всех храмов и церквей региона и призвала к просмотру служб онлайн. Верующие назвали это позором и маловерием: «Надо бежать к Богу, а мы от него», «Верх лицемерия — открывать салоны красоты и одновременно закрывать храмы! Это как так?» — писали возмущенные прихожане в соцсетях.

«Неужели Победитель смерти Христос не сможет победить взбесившуюся молекулу?»

Не отстают от верующих и некоторые статусные представители православного духовенства. Так, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим написал на своей странице в соцсети, что «есть пророчество: когда Пасху справят в неправильное время, взойдет Антихрист».

Дальше Питирим пишет, что ни разу во время эпидемий холеры и сыпного тифа храмы не закрывали, а в ООН тем временем уже звучат призывы избрать единого мирового правителя, которым и будет Антихрист. «Вот вам и земные цари дадут ему власть, — скорее всего, скоро так и будет. Апостол Павел говорит, что он сядет в храме Божием», — беспокоится архиепископ. Питирим уверен, что «это и есть тест на веру». «Господи! Дай силы нашим священнослужителям!» — завершает он свой пост.

1/1Патриаршее служение в праздник Благовещения в храме Христа СпасителяФото: Олег Варов / patriarchia.ru

На сайте телеканала «Царьград» опубликован целый цикл бесед со священнослужителями, в конце которых им всегда задается один и тот же вопрос: как вы относитесь к закрытым дверям храмов на Пасху? И если до того респонденты в целом рекомендовали пастве быть осторожными, то здесь их мнение меняется:

Архимандрит Никон (Дубляженко):

Всё и все замерли в растерянности и страхе… Храмы — как гроб, заваленный огромным камнем, который не осилить простым человеческим усилием в одиночку, запечатанный печатью закона… Но мы знаем, что там лежит наш Христос, и ничто не может удержать истинно любящее сердце от того, чтобы не пойти вместе с женами-мироносицами и не увидеть Его хотя бы еще раз, даже ценою своей жизни!

Но намного страшнее камня и стражи у гроба тот камень, который запечатывает наши души для Воскресшего Христа, — это наши безверие и страх! Перед каждым из нас и сегодня выбор: оставив Его, бежать и сидеть за закрытыми дверями «страха ради иудейска» или позволить Любви победить страх и встретить Христа, коснуться стоп Его и услышать сладчайший глас Его, зовущий меня по имени.

Епископ Звенигородский Питирим:

Игумен Афанасий (Селичев):

Даже Сталин весной 1942 года, когда немцы были совсем недалеко от Москвы, разрешил праздновать Пасху. Кстати, с нарушением светомаскировки и комендантского часа! На моей же памяти это будет первый случай препятствия власти попасть верным на Пасхальное богослужение. Если, не дай Бог, до этого дойдет, разумеется.

Хотя, как пишут СМИ, в Краснодарском крае, Кемеровской и Самарской областях изоляцию обещают отменить 12 апреля, в день Вербного воскресенья, праздника Входа Господня во Иерусалим. Дай Бог и другим губернаторам мудрости и верности. Надеюсь, что благоразумие победит, и в большинстве субъектов нашей страны карантин отменят к Светлому Христову Воскресению, Пасхе Господней. Ведь лишать верующих возможности отпраздновать Победу над смертью из-за страха смертного, на мой взгляд, абсолютно нелепо.

1/1Фото: Глеб Щелкунов / «Коммерсантъ»

Протоиерей Владимир Вигилянский:

Каждый человек должен САМ решить, идти ему праздновать Пасху в церкви или нет, сообразуясь со многими обстоятельствами. Во-первых, это состояние его здоровья, во-вторых, ответственность перед другими (семьей, соседями, сослуживцами), и в-третьих, с советами (благословением) духовника. Если нет никаких препятствий, то как можно ограничить себя в радости о Воскресшем Христе, который победил смерть и даровал каждому из нас бессмертие!

Митрополит Даниил (Доровских):

Конечно, очень важно разъяснять людям сложившуюся ситуацию, призывать соблюдать санитарно-эпидемиологические предписания, но у каждого должен быть выбор: идешь ты или не идешь в храм. Это право каждого. А к тому священнику, который, например, в той же Белоруссии, где открыты увеселительные заведения, призывает не идти в храм, верующие вообще могут перестать ходить.

Царский путь

Тем временем коронавирус распространяется и среди духовенства. 13 апреля коронавирусную инфекцию нового типа подтвердили у 18 священников и монахов, которые служат в храмах и монастырях Московской епархии РПЦ. Еще у 21 священника и монаха обнаружились симптомы заболевания.

Более того, вирус вплотную подобрался к окружению патриарха — 15 апреля положительный результат анализа на SARS-COV-2 пришел протоиерею Александру Агейкину, настоятелю Богоявленского кафедрального собора и заместителю руководителя секретариата Московской патриархии.

С чем же связаны подобные заявления священников и почему некоторые из них столь упорны в своем желании собрать людей на Пасху, «Лента.ру» спросила у председателя учебного комитета Русской Православной Церкви, члена рабочей группы при патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, протоиерея Максима Козлова.

Отец Максим:

Мы готовы были предельно идти на исполнение всех требований санитарных врачей, ставить прихожан на расстояние социального дистанцирования — а не так, как толпу в московском метро. В храмах висят дезинфицирующие средства, во многих — дезары, одноразовая посуда для запивки, перчатки для сотрудников… Все есть. Пожалуйста — можно было бы обсудить каждый конкретный храм. Но решение по Москве такое, какое принято, как и в ряде других регионов.

Альтернатива в такой ситуации возникает между чем и чем — между не служить вовсе или служить, но без прихожан. Понятно, что если бы альтернатива была «служить с прихожанами или без», ответ был бы однозначный: служить с прихожанами, хотя бы в каком-то количестве. Когда есть альтернатива между не служить вовсе или служить хотя бы так — то есть молиться за тех людей и вместе с теми людьми, которые не могут присутствовать (потому что все же, по-моему, три четверти московских храмов организовали трансляции богослужений в этот период), — конечно, лучше так, чем никак.

1/1Патриаршее служение в праздник Входа Господня в Иерусалим в храме Христа СпасителяФото: свящ. Игорь Палкин / patriarchia.ru

Безусловно, навык дистанционного присутствия на богослужениях — небесполезный в наше время, и он будет приобретен (не знаю уж, благоприобретен или просто). В каких-то случаях это неплохо: можно озаботиться книгами, по которым параллельно следить за службой. Можно, в конце концов, непонятный фрагмент потом переслушать и постараться разобраться или глубже вникнуть.

Но есть вещи, которые невоспроизводимы в дистанционном формате. Невозможно дистанционно участвовать в церковных таинствах и, самое главное, нельзя причащаться. В дни Великого четверга, в день установления таинства причастия и в день самого светлого Христова Воскресения у воцерковленных православных людей (а мы говорим именно о таких, а не о случайно собирающихся освящать куличи в субботу) имеется естественное стремление причаститься в святых Христовых тайн. И в этом году они будут этого лишены.

Церковное священноначалие и благоразумные пастыри церкви всеми силами стараются объяснить народу Божию, что это временная мера, которая носит исключительный характер, что это не повторится в ближайшем будущем. Мы надеемся на это, конечно. Но повторюсь: сопоставление людей, ходящих в храмы, с количеством людей, едущих в общественном транспорте, оставляет вопросы об объективности этих запретов.

В отношении ролика с владыкой Мефодием: владыка говорил эту проповедь до принятия святейшим патриархом решения и соответствующих циркуляров, до наступления в России и в его регионе сколь-либо приметной массовой заболеваемости. Ясно, что многие из нас перед постом или в его начале не очень представляли масштабов, которых достигнет ситуация.

Поэтому, мне кажется, слова владыки Мефодия следует понимать контекстуально. Я видел этот ролик — он говорит о необходимости христианину прежде всего идти за Христом, с соблюдением необходимых санитарных мер. В принципе, я разделяю его позицию по сути, но тактически сейчас, особенно в московском регионе, это будет какая-то акция гражданского неповиновения. В нынешний напряженный момент это, конечно, никак нельзя приветствовать.

1/1Замок на воротах кладбища в Александро-Невской лавре, закрытого в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, Санкт-ПетербургФото: Алексей Смагин / «Коммерсантъ»

Предположим, сейчас идет речь о достижении верхних показателей, о плато. И вот так совпало, что все это пришлось на светлую Страстную неделю. Но хорошо бы при этом получить от властей какой-то посыл, что по мере выравнивания ситуации мы постепенно сможем возвращаться к прежде достигнутым договоренностям. Я не говорю о бесконтрольном посещении храмов — но, скажем, групп верующих, на основании площади храма, которую можно рассчитать исходя из социального дистанцирования. Это могут быть малые группы, по одному-два человека.

Вот в магазин — можно, а в храм в шаговой доступности — нельзя! Есть, конечно, пропуск «на иные цели», но пока это довольно мутная тема. Посмотрим, как это будет работать. Мне кажется, здесь все же должна быть хоть какая-то ясность.

Есть, конечно, и другие случаи. Например, жители города Усмань написали обращение к губернатору Липецкого региона, в котором говорили, что лобызание икон помогало заболевшим холерой выздороветь. Что тут можно сказать — нервное напряжение сейчас есть у нас всех. И очень важно идти тем, что называется в православии средним, царским путем — путем благоразумия.

Да, конечно, мы верим в то, что через причастие человек не может заразиться. Это вера абсолютного большинства церковных людей и вера Церкви. Но, с другой стороны, мы понимаем, что храм как пространство не есть нечто обеззараживающее и уничтожающее вирусы и микробы. Что люди, стоящие в замкнутом пространстве два-три часа, должны соблюдать естественные гигиенические меры предосторожности. Что, подходя к иконе, чтобы почтить святыню, не обязательно ее лобызать губами.

1/1Фото: Алексей Смагин / «Коммерсантъ»

Некоторое время назад разошелся известный сюжет о фундаменталисте из нехристианской религии, который лизал двери культового здания, чтобы показать свою уверенность в том, что это не может нанести ему вреда. Понятно, что подобного рода крайности — это путь к околосектантскому сознанию.

Я думаю, что мы должны сочетать веру и естественные требования гигиены и медицины. Если посмотреть на то, как действовала Русская православная церковь в последние три-четыре века — так, собственно, и было в эпоху эпидемий XVIII-XIX веков — сообразно состоянию и уровню тогдашней медицины противоэпидемические меры принимались церковью. Она была институтом, через который до народа доносилась необходимость применения этих мер.