Ярославский женский монастырь

«Жемчужина» Ярославской земли

Когда мы приезжаем в монастырь, нас охватывает ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души. Мы словно прикасаемся к чему-то сокровенному и вечному, испытываем забытое чувство святости. С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.

Одним из таких мест, где русский человек любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной, был Свято-Введенский Толгский монастырь.

Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.

Вопреки всем поворотам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.

Ступая по пропитанным благодатью монастырским тропинкам, хочется воскликнуть вместе с Владыкой Иринеем (Нестеровичем): «Толгская обитель — редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «Разуй сапоги». Эта величественная Волга как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златой храм как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царственную возвещают славу…»

Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче.

Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.

Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…». К полудню здесь была построена церковь, а к вечеру владыка Прохор освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церковь был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским» по небольшой речке Толге, протекавшей в том месте и впадавшей в Волгу. Тогда же было установлено празднование явления Богородицы — в восьмой день августа. В тот же день при архипастырь благословил быть при церкви монастырю и определил в него настоятеля-игумена.

16 сентября 1392 года в Толгской обители было явлено чудо истечения от иконы Богоматери цельбоносного мира. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся миром, получили исцеление.

В начале XV века в монастыре произошел большой пожар. Сгорели кельи, ограда, пламя мгновенно объяло и церковь. Насельники ничего не смогли спасти из церковной утвари. Но когда пожар окончился, святую икону обрели вне монастыря, в лесу, совершенно невредимую и сияющую светом. Обитель не прекратила своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.

В 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный. Поводом к посещению было путешествие царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни его ног. На обратном пути царь остановился у Толги. Он много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Ноги у него укрепились и он смог встать с кресла, на котором его носили. Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который был впоследствии возведен при игумене Феодосии.

В Смутное время Толгская обитель была полностью разорена, однако чудотворная икона уцелела. 1612 год отмечен в летописи монастыря древнейшим из известных крестных ходов с Толгской иконой Богородицы в Ярославль, назначенный тогда сборным пунктом для народных ополчений, собиравшихся для спасения Москвы и Русского государства. От чрезвычайного стечения народа в городе началось моровое поветрие, гибли тысячи людей. Князь Дмитрий Пожарский, духовенство и власти города решили обратиться за помощью ко всегдашней Заступнице земли Русской и послали за Ее чудотворной иконой в Толгский монастырь. Чудотворная икона была принесена и после всеградского крестного хода с ней болезнь утихла.

Ужасные стихийные бедствия — голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно. После поразительной благодатной помощи, полученной в тяжких бедах, постигших Ярославль в 1654-1657 годах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода с чудотворной Толгской иконой в Ярославль.

Бурный расцвет обители в последней четверти XVII века связан с именем игумена Гордиана, при котором была завершена постройка святых монастырских врат и возведена величественная Введенская соборная церковь на месте древней маловместительной и уже обветшавшей. Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен при северо-западной стене алтаря сооруженного им соборного монастырского храма.

Под соборным храмом находится также усыпальница почетных граждан города, которые при жизни своей вносили пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы и другие.

Монастырь обнесен каменной оградой, в которой устроено девять башен. Точное время ее построения неизвестно, предположительно — конец XVII века. К тому же времени или к началу XVIII века относят и сооружение еще одной церкви на территории монастыря — в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Церковь эта отличается своеобразным куполом. К ней был пристроен двухэтажный корпус, в котором по распоряжению светских властей с 1757 года жили на пропитании военные обер-, унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе. С 1793 года корпус обращен в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в этом корпусе были размещены классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище.

В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством.

В 1862 году сюда прибыл святитель Игнатий (Брянчанинов).

В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г).

В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан.

Возрождение обители началось в 1987 году.

26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала радостное событие — обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), почивающих в монастыре по сей день.

29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена архиерейским чином праздничная Божественная литургия.

В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри).

25 сентября 1988 года во время Божественной литургии в Спасском храме архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) была возведена в сан игумении.

На сентябрь 2010 года в обители несут монашеское послушание 119 сестер, в том числе:

  • схимонахинь — 5
  • монахинь — 57
  • инокинь — 23
  • послушниц — 34.

На территории монастыря действуют следующие храмы:

    1. Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1681-1683 гг.), летний. Престол освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном 20 августа 1992 года. Южный придел собора — в честь ярославских чудотворцев, благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина — освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом 25 сентября 2009 года.
    2. Крестовоздвиженский храм (1625 г.), зимний. Престолы храма и северного предела в честь Толгской иконы Божией Матери освящены 26 сентября 1999 года архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем.
    3. Храм в честь святой великомученицы Варвары. Устроен в 2006 году в восточной части подклета Крестовоздвиженского храма. Престол освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом 16 декабря 2006 года.
    4. Спасский храм, в честь Нерукотворного Образа Спасителя (нач. XVIII в.). Престол освящен 29 июля 1988 года архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном.
    5. Никольский (надвратный) храм (1672 г.). Престол освящен 16 мая 1997 года архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем.

Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых.

Краткая летопись Толгского монастыря

1314 — явление святителю Трифону иконы Толгской Божией Матери и основания монастыря

1392— истечение мира от Толгской иконы Божией Матери

1553 — исцеление царя Иоанна Грозного от Толгской Иконы Божией Матери

1609 — убиение иноков поляками в Толгском монастыре

1612 — спасение Ярославской земли от моровой язвы после крестного хода с Толгской иконой Божией Матери

1625 — построение Крествоздвиженского храма в Толгском монастыре

1652 — построение Никольского храма

1654 — вторичное спасение Ярославской земли от моровой язвы

1657 — спасение Ярославской земли от засухи

1681-1683 — построение Введенского собора

1763 — посещение обители императрицей Екатериной Великой

1862 — приезд в Толгский монастырь святителя Игнатия (Брянчанинова)

1893 — построение часовни в память об убиенных иноках

1913 — посещение Толгского монастыря императором Николаем II с августейшим семейством

1914 — празднование 600-летия со дня основания монастыря

1928 — закрытие Толгской обители

1987 — Начало возрождения Толгского монастыря

1988 — мощи святителя Игнатия (Брянчанинова) обретены в Николо-Бабаевском монастыре и перенесены в Толгскую обитель

2000 — истечение мира от монастырской Толгской иконы Божией Матери

2003 — передача иконы Толгской Божией Матери из художественного музея в монастырь.

В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Свято-Введенский Толгский женский монастырь, © Ena

Толгская икона Божией матери

Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.

Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.

В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.

Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.

В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.

Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.

Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).

Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Свято-Введенский Толгский женский монастырь, © DariaZi

Ансамбль Толгского монастыря

Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.

В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.

В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.

Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.

Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.

Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.

Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps

Введенский собор

Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.

Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня

Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.

Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая

В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.

Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя

Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.

Храм в честь святой великомученицы Варвары

Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.

Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)

Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.

Колокольня

Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.

Кедровник

Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.

Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме

Как добраться до Толгского монастыря

Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.

Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.

Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.

Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.

Совет: Как добраться из Ярославля до Свято-Введенского Толгского монастыря

Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.

Толгский монастырь: видео

Мы продолжаем цикл сюжетов в рамках конкурса «Добро пожаловать». Безусловно, десятке достопримечательностей региона не обойтись без Свято-Введенского Толгского монастыря. Два года назад в Толге отмечали семисотлетие со дня основания. Несколько веков монастырь был мужским. После революции он был упразднен, а в храмах обустроили жилые помещения, детский сад, кинотеатр. Возродился монастырь лишь в конце 80-х и уже, как женский.

Белые стены, несколько храмов, светящиеся золотом купола. Этот монастырский комплекс сразу привлекает внимание всех, путешествующих по Волге. И это — первая женская обитель в истории современной России. Конечно, добраться до Толги можно на автобусе, маршрутке или личном автомобиле, но летом, советуем вам выбирать речной трамвайчик. Поток паломников в Толгский монастырь не прекращается. Пять храмов, величественные иконостасы, множество цветов. Обитель основана в 1314 году. На месте явления ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери. Монастырь назвали Толгским по реке, которая впадает здесь в Волгу. Первым был построен Введенский собор. Поначалу в деревянном исполнении и только в 17-м веке в камне. Тогда же храм расписали ярославские и костромские мастера.

«В то время на Западе уже начали печатать библии с иллюстрациями. И мастера, которые расписывали эту галерею в 17-м веке, решили не выдумывать ничего своего, а взяли иллюстрации из тех библий. Конечно, немного видоизменили, чтобы сюжеты отличались от католических, но, тем не менее, такой факт был», — рассказывает инокиня Василиса.

В самом храме роспись первых двух ярусов — это летопись дореволюционной Толгской обители с чудесами от главной святыни монастыря — Толгской иконы Богоматери. Этот образ находится в другом храме Крествоздвиженском. Творить чудеса Толгская Богоматерь продолжает и сейчас, говорят монахини. В благодарность верующие приносят к иконе драгоценные украшения. Но сюда приезжают поклониться и другим святыням.

«Здесь у нас частица мощей святителя Николая Чудотворца, великомученика Пантелеймона, святителя Спиридона Тримефутского, очень почитаемого в Греции и у нас в России. Великомученицы Варвары частица мощей. Это покровительница нашей матушки игуменьи Варвары. Преподобный Сергий Радонежский тоже, думаю, всем знаком», — показывает святыни инокиня Василиса.

В обители ведется летопись исцелений, дарованных Толгской Богоматерью. Среди историй есть и эпизод излечения царя Ивана Грозного. После этого правитель пожертвовал деньги монастырю на строительство храма. Имя Ивана Грозного может быть связано и с уникальной кедровой рощей, расположенной в монастыре. Согласно одной из легенд, первые кедры здесь были посажены, в том числе руками Ивана Грозного. По этой кедровой роще любил прогуливаться Николай II и другие царственные особы. Правда, старых деревьев, которым 200 — 300 лет осталось около 20, остальные были посажены уже после возрождения обители. Кроме того, в кедровой роще есть вот такая часовня. Именно в этом месте после большого пожара, в котором сгорело все дотла, нашли чудом уцелевшую икону. В кедровую рощу можно попасть лишь один раз в году. 21-го августа, когда Толга празднует день рождения обители. На торжества в монастырь приезжают тысячи паломников. Сейчас здесь уже готовят сцену к грядущему большому празднику.

Ксения Анисимова,

оператор Игорь Морщаков