Ясенево храм Покрова

Храм Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) – главный храм Красной площади и всей Москвы. Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды. 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, начался штурм Казани, который закончился победой русского войска.

Фото: Павел Тчанников / blackice.35photo.ru Фото: Павел Тчанников / blackice.35photo.ru

Старинная московская легенда гласит, что когда в походной церкви под Казанью на обеденной службе диакон возгласил евангельские строфы: «Да будет едино стадо и один пастырь», часть крепостной стены неприятельского города, под которую был сделан подкоп, взлетела на воздух, и русские войска вошли в Казань.

Через два года в Москве на Красной площади был заложен храм Покрова Богородицы. Первоначально здесь, на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Легенда гласила, что он сам собирал в полу деньги на будущий Покровский храм, приносил на Красную площадь и бросал их через правое плечо – пятак к пятаку, копейку к копейке, и никто, даже воры, не трогали этих монет. А перед смертью, в августе 1552 года отдал их Ивану Грозному, который вскоре повелел строить на этом месте храм.

Во время походов на Казань Иван Грозный приказал ставить вокруг Троицкой церкви обетные деревянные храмы в честь тех святых, в дни памяти которых были одержаны победы в битве с неприятелем. Так, 30 августа, в день трех Патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла – был разбит отряд татарской конницы князя Епанчи. 30 сентября, в день памяти Григория Армянского, была взята крепостная стена Казани вместе с Арской башней. 1 октября, в праздник Покрова, начался штурм города, победоносно закончившийся на следующий день, 2 октября, в праздник Киприана и Устиньи.

Другие храмы, по мнению исследователей, были связаны с царствующей династией или с местными московскими событиями: например, Василий III в декабре 1533 года перед смертью принял постриг под именем Варлаам. Храм Входа Господня в Иерусалим основан, вероятно, в честь победного возвращения Ивана Грозного с войском в Москву, что символически выразилось и в московской иконе XVI века «Церковь Воинствующая».

Все эти престолы первоначально находились в составе девяти глав-церквей Покровского собора, когда святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить здесь один собор в камне. Он же явился автором гениальной идеи нового храма. Сначала предполагалось поставить оставить семь храмов вокруг центрального восьмого, однако в процессе строительства «ради симметрии» был добавлен девятый южный придел, позднее освященный в честь Николы Великорецкого.

Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев, (а возможно, это был один мастер – Иван Яковлевич Барма). Известна легенда, что, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Будто бы на вопрос царя, может ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или еще лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!» – и разгневал царя. «Ты лжешь!» – вскричал Грозный и приказал лишить обоих глаз, чтобы этот храм оставался единственным. Народная молва разносила слух о том, что якобы этот храм Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы храм и называется Василием Блаженным.

Престол центрального шатра освящен во имя Покрова Богородицы, и собор полностью стал называться храмом Покрова Божией Матери, «что на Рву». (Празднование Покрова в русский церковный календарь ввел еще святой князь Андрей Боголюбский). Освящал храм митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии царя, однако строительство было продолжено и сыном Ивана Грозного, царем Федором Иоанновичем, при котором были обретены мощи св. Василия Блаженного, и последующими государями династии Романовых.

Маленькая северо-восточная церковь Василия Блаженного, позже построенная на могиле почитаемого в Москве юродивого, дала потом всему храму другое, более распространенное название – собор Василия Блаженного. Однако она вместе с приделом Рождества Богородицы, устроенным на месте обретения мощей юродивого Иоанна Московского не вошла в главный идейно-композиционный сюжет собора, а только как бы сопутствовала ему.

Уникальный Покровский собор стал воинским храмом и в то же время сложнейшим символическим воплощением московской национальной идеи Третьего Рима, представляя собой архитектурный образ библейского Нового Иерусалима – Царствия Божия, описанного в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). В нем не только молились – он сам был иконой, запечатленной в камне.

Замысел Покровского собора основан на апокалиптической символике Небесного Иерусалима. Восемь глав, расположенных вокруг центрального девятого шатра, в плане образуют геометрическую фигуру из двух квадратов, совмещенных под углом в 45 градусов, в которой нетрудно увидеть восьмиконечную звезду.

Число 8 символизирует день Воскресения Христа, который по древнееврейскому календарному счету был восьмым днем, и грядущее Царствие Небесное – Царство «осьмого века» (или «осьмое царство»), которое наступит после Второго Пришествия Христа – после конца земной истории, связанной с апокалиптическим числом 7.

Квадрат выражает твердость и постоянство веры и является космическим символом Вселенной: его четыре равные стороны означают четыре стороны света, четыре ветра Вселенной, четыре конца креста, четыре канонических Евангелия, четырех апостолов-евангелистов, четыре равносторонние стены Небесного Иерусалима. Совмещенные квадраты символизируют проповедь Евангелий на четыре стороны света, то есть на весь мир.

Восьмиконечная звезда – напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к младенцу Христу, Спасителю мира, – символизирует всю христианскую Церковь как путеводную звезду в жизни человека к Небесному Иерусалиму. Восьмиконечная звезда является и символом Пресвятой Богородицы – Владычицы Церкви и Царицы Небесной: в православной иконографии Божию Матерь изображают в мафории (покрывале) с тремя восьмиконечными звездами на плечах и на челе в знак Ее Вечного Девства – до, во время и после Рождества Христова.

Все эти символы выражают эсхатологическую идею, заложенную в основу архитектурного собора – главного храма Третьего Рима. Престол в честь Покрова Богородицы размещен в центральном шатровом храме, который объединяет остальные главы, как бы собирая их вокруг себя. Это символизирует главенство, покровительство и заступничество Божией Матери над Церковью Христовой и над всей Русской землей. Шатер в русском храмостроительстве символизирует сень, которая с глубокой древности возводилась над священным местом в знак его Богохранимости и святости. Известный древнейший пример восходит еще к ветхозаветной истории, когда над престолом царя Соломона была сень (навес) из слоновой кости и золота. В древней христианской церкви под сенью совершалась Евхаристия.

Престолы в трех храмах на главной оси «запад-восток» освящены последовательно: в честь Входа Господня в Иерусалим (глава, ближайшая к Спасским воротам Кремля), Покрова Божией Матери (центральный шатер) и Святой Троицы в восточной главе собора, то есть в важнейшей его части, ибо в православных храмах на восток ориентированы алтари. Известный ученый М.П.Кудрявцев, чья уникальная теория градостроительства средневековой Москвы признается православными москвоведами, полагал, что именно Троицкий храм-придел был главным в идейной композиции собора. В XVI веке весь собор назывался Троицким и по нему же была тогда названа Троицкой прилегающая Торговая площадь, позднее получившая название Красной, что на древнерусском языке означало «красивая».

В композиции Покровского собора можно проследить развитие глубинного сюжета на этой оси: от Входа Господня в Иерусалим, где Он совершил свой искупительный Подвиг к Им основанной Церкви, которая под Покровом Божией Матери предстоит перед Престолом Святой Троицы, и только через Христову Церковь открыт путь в Царство Святой Троицы – в Небесный Иерусалим.

Первоначально Покровский собор венчали 25 глав: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Его цвет тоже отличался от современного: он был красно-белым с золотыми луковичными главками. Это было символическим выражением апокалиптического образа Небесного Престола в окружении 24 старцев с золотыми венцами на головах и облеченных в белые одежды. Существует версия, что это также символизировало 13 кондаков и 12 икосов Похвалы Богородицы – уставного акафиста, который читали во время Великого Поста во славу Божией Матери. Внутренняя обходная галерея собора, расписанная причудливым растительным орнаментом под Райский сад, в плане составляет двенадцатиконечный крест, что соответствует 12 вратам в стенах Небесного Иерусалима.

При всем великолепии своего внешнего облика, внутри Покровский собор совсем небольшой. Во время службы там могло поместиться немного людей. Когда на Красной площади во время больших церковных праздников совершались богослужения, она вся заполнялась народом, духовенство занимало Лобное место, куда ставили аналой, а Покровский собор становился алтарем огромного Храма под открытым небом. Идейная композиция Красной площади, где храм Покрова главенствует, представляет собой решение самой сложной проблемы – создание образа Нерукотворного Храма Града Божия в городе земном (в Небесном Иерусалиме нет храма, а «есть только Престол Его»). Красная площадь и представляет собой такой Храм, где алтарем, престолом и надпрестольной сенью является собор Василия Блаженного, амвоном – Лобное место, наосом – само пространство площади, входом – Воскресенские ворота, а роль купола выполняло открытое небо.

В пользу этой теории, предложенной М.П. Кудрявцевым, свидетельствует и допетровский обычай празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Молящийся московский люд собирался на Красной площади, и туда же из Успенского собора через Спасские ворота направлялся крестный ход. В Покровском храме совершалось богослужение, и процессия возвращалась в Кремль. Впереди шествия ехал патриарх на белой лошади, которую под уздцы вел сам царь – в воспоминание о Входе Господнем в Иерусалим. Площадь действительно превращалась в огромный молящийся Храм, а ее идейная композиция развивалась от входа через Воскресенские ворота (с XVII века мимо часовни Иверской Божией Матери – Вратарницы и Заступницы) через Казанский собор – образ Церкви Воинствующей к Лобному месту – московскому символу Голгофы, и оттуда устремлялась к Покровскому собору – в Небесный Иерусалим.

Этот храм был главным символом не только на Красной площади, но и во всей Москве, являясь геометрическим центром ее градостроительного ансамбля. Его сорокашестиметровый шатер был самым высоким в средневековой столице до конца XVI века, когда Борис Годунов достроил колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, и в Москве появился Иван Великий.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара и был отреставрирован, а под его своды перенесли престолы пятнадцати церквей с Красной площади. Тогда же престол во имя трех свв. патриархов Константинопольских был переосвящен во имя Иоанна Милостивого, а престол Киприана и Иустинии – во имя св. Адриана и Наталии. Всего в соборе стало 11 престолов, включая престол Александра Свирского. Во второй половине XVIII века при Екатерине II собор реконструировали: снесли 16 маленьких глав вокруг башен, сохранив в основе восьмеричную символику, а шатровую колокольню соединили со зданием собора. Тогда же собор приобрел современную разноцветную окраску и стал настоящим московским чудом.

Храма сохранился по особому Промыслу Божиему – не один раз он оказывался на краю гибели и каждый раз оставался цел. По легенде, Наполеон хотел перенести московское чудо в Париж, а в храме пока поставили лошадей французской армии. Техника того времени оказалась бессильной перед этой задачей, и тогда перед отступлением французской армии он приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались загасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог остановить взрыв.

В XIX веке после того, как Неглинку закрыли в трубу, из ажурной чугунной решетки с ее набережной сделали ограду Покровского храма.

После революции храм едва не стал жертвой большевистского беспредела. В сентябре 1918 года власти расстреляли настоятеля собора протоиерея Иоанна Восторгова, имущество храма конфисковали, все колокола его звонницы переплавили, а сам храм закрыли, но не снесли. В 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. Существует легенда, что он изготовил особый макет Красной площади со съемным Покровским храмом и принес его к Сталину, показывая, как собор мешает демонстрациям и машинам. «А если бы его – р-раз!..» – и с этими словами он рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!..»

Снос храма остановило в первую очередь личное мужество архитектора П.Д.Барановского – мученика и подвижника русской культуры. Когда ему приказали готовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх. Ходили слухи о том, что якобы Барановский, приглашенный по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм, и это подействовало. Сталина действительно что-то остановило – решение о сносе было отменено, а Барановский поплатился несколькими годами заключения.

А в Покровском соборе открыли музей и стали водить экскурсии. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

В ноябре 1990 года в храме прошло первое всенощное бдение и литургия, а на освящении Казанского собора зазвонили его колокола. В престольный праздник Покрова 13–14 октября здесь совершается служба. Потрясающее впечатление от горящих в нем свечей, столь необычное для нас, с детства помнящих в этом знаменитом храме только музей…

СОЗИДАНИЕ ХРАМА

В Юго-Западном округе Москвы в районе Ясенево по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках «Программа-200» по строительству православных храмов планируется созидание храмового комплекса с большим соборным храмом, посвященного христианскому подвигу Царской семьи, героям-мученикам, отдавшим свои жизни в духовной битве за Россию. Рассчитанный на 1000 человек, он сможет собрать в своих стенах верующих неравнодушных людей со всех концов земли русской, объединить их общей молитвой за своих ближних, за наш народ, за наше Отечество.

Человек – творец своей судьбы. В нашей власти решать, куда направить заработанные трудом средства, – потратить ли без остатка на сиюминутное, временное, преходящее или сделать личный вклад в вечность.

Святой наших дней Архимандрит Гавриил (Ургебадзе) говорил: «Бог вернёт тебе во сто крат больше того, что ты затратил, делая добрые дела». Так и происходит.

Жертва на храм – поистине доброе дело. Это почёт и признание современников, это благодарная память потомков, это живая помощь святых Божиих угодников, это шанс и упование быть записанным в Книги Жизни и наследовать вечные блага.

ВНЕСТИ ПОЖЕРТВОВАНИЕ

Через сайт храма можно дистанционно заказать СВЕЧИ, подать ЗАПИСКИ о поминовении или оформить сертификат на «ИМЕННОЙ КИРПИЧИК».

Заказать Свечи или подать Записки о поминовении

ЗАКАЗАТЬ ТРЕБЫ

Обращаем ваше внимание, что на поминовение принимаются имена крещёных православных христиан в соответствии со святцами (с перечнем имен можно ознакомиться в календаре Московской Патриархии).

Имена следует писать в родительном падеже. В требах об упокоении не поминаются самоубийцы.

Заказать сертификат «ИМЕННОЙ КИРПИЧИК»

ИМЕННОЙ КИРПИЧИК

Каждый желающий может принять участие в строительстве храмового комплекса с большим соборным храмом в Ясеневе, посвященного христианскому подвигу Царской семьи, героям-мученикам, отдавшим свои жизни в духовной битве за Россию, может внести свою лепту в виде пожертвования на «Именной кирпичик».

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШУ ГРУППУ «ВКОНТАКТЕ»

Группа создана для распространения исторической правды о последнем русском Императоре, святом Русской Православной Церкви, Царе-Страстотерпце Николае II и его Венценосной Семье.

ПРАВОСЛАВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Предлагаем вашему вниманию три лекции православного педагога, выпускницы Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Людмилы Михайловны Винокуровой: «Любовь, облечённая в форму. Об утраченных православных традициях внутрисемейных взаимоотношений и воспитания детей».

В лекциях подробно рассматриваются вопросы по возрождению православных традиций внутри семьи, о роли мужа, жены, детей и родителей в семье, о традициях внутрисемейных отношений, также даются ссылки на тематическую литературу для самостоятельного изучения данной темы.

«Семья — это малая церковь! Поэтому, внутрисемейные отношения должны строиться на основе четкой иерархии: недопустимо главенство жены над мужем, детей над родителями. Семейные отношения — в первую очередь духовные отношения, поэтому нарушение иерархии создает внутри семьи особые трудности, часто оканчивающиеся разрушением семьи. Ситуация, когда дети становятся во главе семьи, что является сейчас нормой практически во всех неверующих семьях, недопустима, так как умаляет авторитет родителей и воспитывает эгоистов, не способных ни любить, ни смиряться, ни брать ответственность за близкого человека. Разрушение семьи ведет в конечном итоге к разрушению государства. Для преодоления кризиса семьи, необходимо вернуться к утраченным православным традициям внутрисемейных отношений».

Лекция первая: «Теоретические основы православной традиции».

Также можно скачать видео для самостоятельного просмотра воспользовавшись следующей ссылкой

Лекция вторая: «Пятая заповедь, как основа традиционного воспитания».

Также можно скачать видео для самостоятельного просмотра воспользовавшись следующей ссылкой

Лекция третья: «О практике жизни православной семьи в соответствии с традицией».

Также можно скачать видео для самостоятельного просмотра воспользовавшись следующей ссылкой

Александр Боханов
Правда о Григории Распутине

Книга посвящена одному из самых загадочных и наиболее известных персонажей не только отечественной, но и мировой истории — Григорию Распутину. Чаще всего публике его представляют не в образе реального человека, а в обличье демонического антигероя, мрачного символа последнего периода существования монархической России. Это один из первых и наиболее живучих продуктов черного исторического пиара. Доктор исторических наук, автор нескольких десятков книг по истории России проводит расследование, профессионально и непредвзято исследуя разнообразный документальный материал. В книге представлены реальные подробности биографии сибирского крестьянина, причины его общественной известности, действительная роль этого человека в истории. Одна из целей расследования — установить, как и почему возникала распутинская «черная легенда», кто являлся ее инспиратором и ретранслятором, по каким причинам сплетни и слухи подменили действительные факты, став «надежными» документами и «бесспорными» свидетельствами. Книга дополнена сочинениями Григория Распутина.

Григорий Распутин и новомученики Церкви русской

Спорные вопросы, дополнительные факты и комментарии по теме, представленной в видеоматериале под названием «Распутин глазами русских святых»

Часть 1 >>> | Часть 2 >>>

КРОВЬ ЕГО НА НАС И НА ДЕТЯХ НАШИХ

Слово, произнесенное святителем Иоанном (Максимовичем) перед богослужением о упокоении государя Николая II и с ним убиенных сказанное им в 1962 г. в брюссельском ХРАМЕ-ПАМЯТНИКЕ

БРЮССЕЛЬСКИЙ ХРАМ-ПАМЯТНИК

А через 30 лет, в день святителя Андрея, учившего о покаянии, Государь был умерщвлен на глазах всего народа, не сделавшего даже попытки его спасти. Это тем более страшно и непонятно, что Государь Николай Александрович воплотил в себе лучшие черты Царей, которых знал, любил и почитал русский народ.

Царь-Мученик более всего походил на Царя Алексея Михайловича Тишайшего, но превосходил его своей непоколебимой кротостью. Россия знала Александра II Освободителя, но Царь Николай II освободил еще больше народов из братского славянского племени. Россия знала Александра III Миротворца, а Государь Николай II не ограничивался только попечением о мире в свои дни, но сделал крупный шаг к тому, чтобы все народы Европы и всего мира жили миролюбиво и разрешали свои недоразумения мирным путем.

С этой целью, по бескорыстному и благородному личному почину его, была созвана Гаагская конференция. Россия восхищалась Александром I и назвала его Благословенным за то, что он освободил Европу от чуждой власти одного человека. Государь Николай II, в условиях во много раз более трудных, восстал против такой же попытки другого человека распространить свою власть на чуждый ему по крови и вере славянский народ и в защите его проявил стойкость, не знающую компромиссов.

Россия знала великого преобразователя Петра I, но если припомнить все преобразования Николая II, то мы не знаем, кому отдать предпочтение, причем последним преобразования были проведены более внимательно, обдуманно и без резкости. Иоанна Калиту и Иоанна III Россия знала как собирателей России, но до конца довел их дело Государь Николай II, когда в 1915 году вернул России, хотя и на краткое время, всех ее сынов. Государь Всероссийский — он первый и единственный был Царем Всерусским. Его внутренний, духовный, нравственный облик был так прекрасен, что даже большевики, желая его опорочить, могут упрекнуть его только в одном — в набожности.

Доподлинно известно, что он всегда начинал и заканчивал свой день молитвою. В великие церковные празднества он всегда приобщался, причем иногда смешивался с народом, приступавшим к Великому Таинству, как это было при открытии мощей преподобного Серафима. Он был образец целомудрия и глава образцовой православной семьи, воспитывал своих детей в готовности служить русскому народу, и строго подготовляя их к предстоящему труду и подвигу.

Он был глубоко внимателен к нуждам своих подданных и хотел ясно и близко себе представить их труд и служение. Всем известен случай, когда он один прошел много верст в полном солдатском снаряжении, чтобы ближе понять условия солдатской службы. Он ходил тогда один, и тем ясно опровергаются клеветники, говорящие, что он боялся за свою жизнь. Если Петр I сказал: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы Россия», — то Государь Николай Александрович поистине, можно сказать, исполнил это. Говорят, что он был доверчив. Но великий отец Церкви святитель Григорий Великий говорил, что чем чище сердце, тем оно доверчивее.

Что же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю?

Она отплатила ему клеветою! Он был высокой нравственности — стали говорить об его порочности. Он любил Россию — стали говорить об измене. Даже люди близкие Государю повторяли эту клевету, пересказывали друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других, слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасения России, стали говорить, что надо отстранить Государя.

Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но их не допустили. Страшная оставленность Царя… Но не он оставляет Россию, Россия оставляет его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это, и в надежде, что его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от престола*. Но страсть никогда не успокаивается, достигнув желанного, — она разгорается еще больше. Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали.

Последовал арест Государя, и дальнейшие события были неизбежны. Если оставить человека в клетке со зверями, то рано или поздно они его растерзают. Государь был убит, и Россия молчала. Не раздалось ни возмущения, ни протеста, когда совершалось это страшное злодеяние, и это молчание есть великий грех русского народа, совершенный в день святителя Андрея Критского, творца Великого покаянного канона, читаемого Великим Постом…

Под сводом екатеринбургского подвала был убит Повелитель Руси, лишенный людским коварством царского венца, но не лишенный Божией правдой священного миропомазания. Все цареубийства в истории России были произведены кучкой людей, но не народом. Когда был убит Павел I, народ и не знал об этом, а, узнав, долгие годы приносил к его гробу сочувствие и молитвы. Убийство Александра II вызвало в России бурю возмущения, которая оздоровила нравственное состояние народа, и это сказалось в царствование Александра III. Народ остался чист от крови Царя-Освободителя.

Здесь же весь народ виновен в пролитии крови своего Царя. Одни убили, другие одобряли убийство и тем совершили не меньший грех, третьи не помешали. Все виновны, и поистине мы должны сказать: «Кровь его на нас и на детях наших». Измена, предательство, нарушение присяги на верность Царю Михаилу Феодоровичу и его наследникам, пассивность и окаменение, нечувствие — вот из чего русский народ сплел тот венок, которым увенчал своего Царя.

Сегодня день скорби и покаяния. Почему, спросим мы, Господь спас Царя в день Андрея Мученика, и не спас его в день другого Андрея — учителя покаяния? С глубокой грустью отвечаем: да, Господь мог чудесно его спасти и в этот день, но русский народ этого не был достоин.

Государь теперь принял мученический венец, но это не оправдание нам, не уменьшение нашей вины, как не оправданы, а еще сильнее обвинены Воскресением Христовым Иуда, Пилат и Каиафа и те, которые требовали от Пилата убийства Христа.

Великий грех поднять руку на Помазанника Божия! Когда Царю Давиду принесли известие об убийстве Саула, то он велел казнить вестника, хотя он не принимал участия в убийстве, но только поспешил принести эту весть и приписал себе убийство Царя. Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной.

В скорби мы говорим: «Кровь его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25).

Но будем помнить, что это злодеяние всего народа совершено в день святителя Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию. Будем помнить, что нет такого греха, которого нельзя смыть покаянием. Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без оговорок, с осууждением себя и всего злого дела от самого его начала.

После спасения Царской семьи в Борках была начертана икона с изображением святых, имена коих носили члены Царской семьи. Быть может, придет время, когда не только Небесные покровители их, а сами Царственные Мученики будут изображаться на иконах, в память вспоминаемого события. Но теперь мы будем молиться об упокоении их душ и будем просить у Господа глубокого слезного покаяния и прощения для себя и для всего русского народа.

* Святитель тогда еще не знал, что новейшие исследования историков говорят как раз об обратном: «отречение» было полностью сфальсифицировано заговорщиками и клятвопреступниками.

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Анатолий Михайлович Верховский —

екатеринбургский православный подвижник, без которого немыслима история почитания Царской семьи, ему мы обязаны и строительством (поначалу временного) Храма-на-Крови в Екатеринбурге, и отысканием шахты №7 на Ганиной яме, и организацией Царских крестных ходов на Царские дни. СМОТРЕТЬ>>>

Лекция МАНОВЦЕВА Андрея Анатольевича —
«Прославление преподобного Серафима» СМОТРЕТЬ>>>

Недавно в Екатеринбурге отмечались как 20 лет с начала строительства Храма-на-Крови, так и 20 лет со дня основания монастыря на Ганиной Яме.

Конференция «Екатеринбургское злодеяние: обстоятельства, факты и вымыслы». По материалам выступлений судмедэксперта, кандидата медицинских наук Юрия Александровича Григорьева.
Часть 1. Ведущий в студии: Дмитрий Шакуров.

Часть 2. Ведущий в студии: Тимофей Обухов.

Памяти русского поэта Сергея Сергеевича Бехтеева

20 апреля 1879 г. родился поэт-монархист, офицер Сергей Сергеевич Бехтеев. С. Бехтеев является одной их ярких и в то же время малоизученных фигур русской эмиграции.
История рода Бехтеевых восходит к середине XV века. Среди его пращуров столь-ники, стряпчие, воеводы русских царей, верой и правдой служивших на протяжении веков трону и государству Российскому. Один из Бехтеевых, Фёдор Дмитриевич, видный дипломат Елизаветинской эпохи, был первым учителем бу-дущего Императора Павла I.

Беседа о паломнической поездке в Грузию

10 февраля 2019 года, в день памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, приходом строящегося храма в В храме Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе состоялись интересные беседы с прихожанкой храма Лобановой Ларисой, которая в паломнической поездке посетила Грузию. По пути от одного района к другому, от одной церкви к другой знакомимся с православным прошлым Грузии, с происхождением святынь, с их историей и современном состоянии.

Важный и глубокий фильм, осмысление русской истории; «Царский Путь — тайна Григория Распутина», (1996 год).

Фильм Валерия Дёмина, 1996 год: «Царский путь. Тайна Распутина – опыт духовного исследования».
Один из самых первых и глубоких фильмов на тему народного покаяния за убиенного Царя-Мученика. Всё снято и смонтировано не на цифре, а ещё на киноплёнке, что излучает неповторимый притягивающий свет.

Фильм нельзя смотреть, как информационный выпуск. Нужно погружаться и всматриваться в тщательно подобранные кадры.
Озвучивают фильм выдающиеся актёры, причём все верующие монархисты: Валерий Приёмыхов, Екатерина Васильева и Алексей Петренко. Для последнего участие в озвучке стало покаянием за роль «ужасного» Распутина в советском фильме семидесятых.

Фильм-разговор с твоей душой. Разговор с русским народом и со всеми, кто любит Россию.

P.s. В фильме говорится об «отречении» Царя, так как в 1996 году авторы не имели полноту информации, и не знали, что Царь не отрекался от престола.

Встреча 22 сентября 2019 года в храме Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе с историком-исследователем Андреем Анатольевичем Борисюком.

22 сентября 2019 года в храме Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе прошла встреча с историком-исследователем Андреем Анатольевичем Борисюком.

Тема встречи с А.А. Борисюком — новая книга: «Рекорды Империи. Эпоха Николая II. Факты, цифры, фотографии».
Правление последнего русского Императора НИКОЛАЯ ll, прославленного Русской Православной Церковью в 2000 году в сонме страстотерпцев со всей Венценосной Семьёй.

Воскресное богослужение на Бутовском полигоне 10 февраля 2019 года

10 февраля 2019 года, в день памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, приходом строящегося храма в честь святых Царственных страстотерпцев в Ясеневе состоялась вторая паломническая поездка в святое место «Бутовский полигон», где было совершено праздничное богослужение. Этот праздник можно по праву считать малым престольным праздником храма Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе.

Круглый стол общественности в Союзе писателей России, посвященный итогам Царского года

Настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе иерей Димитрий Бабурин принял участие в Круглом столе представителей православной общественности, который состоялся 24 января в зале Союза писателей России и был посвящён обсуждению итогов Царского 2018 года и проблем прославления имени Царской семьи в русском обществе, Круглый стол прошел под председательством главного редактора Русской народной линии, председателя Русского Собрания Анатолия Степанова. Почетным гостем круглого стола стал епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Загребельный), специально приехавший в Москву, чтобы встретиться с представителями православной общественности.

Лучший фильм о Святых Царственных Страстотерпцах.
Смотрите до конца!
«Русская Голгофа”

Этот фильм создан кровью сердца и подвижническим трудом замечательного русского патриота — кинорежиссера Виктора Егоровича Рыжко. «Русская Голгофа” — документально-художественное произведение о трагической судьбе последнего русского императора и о страшной расплате, постигшей наш народ, который отступил от государя, предал его на поругание и смерть.

Россия перед революцией

Видеоролик по сюжетам первой мировой войны, снятыми британскими кинодокументалистами.

Царский крестный ход на престольный праздник в ночь с 16 на 17 июля 2018 года

17 июля 2018 года, в столетие со дня мученической кончины Царя Николая, Царицы Александры, Цесаревича Алексея, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии и иже с ним убиенных, приход храма Святых Царственных Страстотерпцев в Ясеневе праздновал престольный праздник, где прошёл крестный ход, который собрал множество людей со всех концов Москвы, по окончание которого была совершена ночная праздничная литургия.

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДАТЫ ПРАВОСЛАВИЯ

Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (день убиения) (1591)

28 мая 2021 года.

28 мая Православная Церковь чтит память святого благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского. Святой отрок был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактическим правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален от двора в г. Углич.
Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича, как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимом незаконном рождении.
Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость Государя отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов зверски зарезали царевича.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами.
А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.