Языческие традиции Руси

Язычество Древней Руси – система дохристианских представлений о мире и человеке у древних восточных славян, официальная и доминирующая религия в Древнерусском государстве до Крещения Руси в 988 году. Вплоть до середины XIII века, несмотря на усилия правящей элиты, продолжало исповедоваться значительной частью населения Руси. После полного вытеснения христианством языческие традиции и верования продолжали оказывать значительное влияние на русскую культуру, традиции и жизненный уклад, что сохраняется по сей день.

Пантеон богов

Верования древних славян уходили корнями в религиозные воззрения древних индоевропейцев, из числа которых славяне выделились во II–I тысячелетии до н. э. Постепенно трансформируясь и усложняясь, перенимая черты других культур, прежде всего ираноязычных (скифы, сарматы, аланы), система языческих верований дошла до IX–X столетий.

В Лаврентьевской летописи упоминается, что в киевском языческом пантеоне, поставленном князем Владимиром в 980 году «на холме за теремным двором», присутствовали идолы богов Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла (Семаргла) и Мокоши. Перун был верховным богом-громовержцем, славянским аналогом Зевса и Тора. Он считался покровителем княжеского рода, ему поклонялись в первую очередь в княжеско-дружинной среде. Хорс играл роль бога-солнца. Исследователи спорят о происхождении его имени, возможно, оно пришло к славянам от хазар или скифов и сарматов. Дажьбога, который тоже олицетворял солнце, некоторые специалисты отождествляют с Хорсом, полагая, что это два имени одного и того же бога. Стрибог был богом ветра, Семаргл, как полагают некоторые учёные, – богом растительности, земли и подземного царства. Единственной богиней в пантеоне Владимира была Мокошь, покровительница ремёсел и плодородия. «Богам Владимира» посвящён огромный массив противоречивой научной литературы: специалисты предлагают множество вариантов истолкования имён языческих божеств, рассуждают об их племенной привязке и ищут аналоги в германских, балтских, иранских, угро-финских, тюркских культах. Есть мнение, что сказание о «богах Владимира» и вовсе является поздней вставкой с известными по разным упоминаниям именами языческих идолов. Так или иначе, археологические раскопки показали – напротив княжеского двора на Старокиевской горе действительно стояло славянское капище.

Из тех славянских богов, которые не упоминаются в Лаврентьевской летописи, исследователи выделяют бога огня Сварога, особенно почитавшегося крестьянами, богиню весны и бракосочетания Ладу, а также Волоса (Велеса), бога-покровителя скотоводства. Трёх этих богов, а также Мокошь, Перуна и Дажьбога-Хорса выдающийся учёный Б. А. Рыбаков «опознал» на изображениях с каменного идола X века, в 1848 году обнаруженного в реке Збруч (современная Украина) и поэтому вошедшего в историю как «Збручский идол». Примечательно, что у разных славянских племён преобладали культы разных божеств.

Низшие божества

При достаточно бедном пантеоне богов у язычников Древней Руси была многогранная низшая сфера мифологии, что нехарактерно для большинства языческих религий. Одни низшие существа олицетворяли природу и природные явления (леший, водяной, полевой), другие были связаны с домом и хозяйством (домовой, банник), третьи – наделялись демоническими свойствами (ведьмы, вештицы, моры, колдуны, чернокнижники, а также черти и бесы). Главной ведьмой в языческой мифологии славян была Баба Яга, неизменными атрибутами которой являлись избушка на курьих ножках, костяная нога, ступа и помело. Баба Яга олицетворяла неупокоившуюся душу, ей приносили кровавые жертвы, чтобы задобрить колдунью. Своего рода «двойником» Бабы Яги было Лихо Одноглазое. Заметную роль в славянской мифологии играли и русалки. Считалось, что это утопленницы, способные заманить человека в болото и защекотать до смерти. К женским персонажам относились также богинки – умершие при родах женщины, охотящиеся на рожениц и похищающие или подменяющие младенцев, – и кикиморы, живущие за печкой или сараем и вредящие домочадцам. После принятия христианства и усвоения его широкими слоями населения Руси прежде безобидные существа, отождествлявшие природные явления, такие как леший и водяной, приобрели демоническую сущность.

Антураж и атрибуты языческого культа. Волхвы

Фольклорные данные позволяют сказать, что главными объектами культа древних славян-язычников были столб, который молящиеся обнимали, и печь, которую они целовали. Характерным древнеславянским обрядом была масленица, сопровождавшаяся катанием огненного колеса, сожжением чучела зимы, кулачными боями и ряженными. Места для молений старались выбирать на возвышенностях – холмах и горах. Там же сжигались чучела зимы и проводились обряды заклинания весны. В равнинных местностях обряды проводили на лугах. К разряду культовых мест относились также священные рощи («рошения») и священные деревья («древеса»). Особо почитаемыми деревьями были берёза и дуб, символ бога Перуна, а также деревья, расположенные вблизи родников и источников.

Календарные праздники и обряды древних славян-язычников имели сельскохозяйственную подоплёку, многие из них к тому же были связаны с культом предков. Считалось, что именно предки, покоящиеся в земле, благословляют будущий урожай, поэтому для обеспечения плодородия древние славяне стремились задобрить покойных родных: на Масленицу их поминали блинами, им посвящали разнообразные соревнования.

Местами поклонений древних славян идолам были открытые святилища – капища. В центре капища стоял идол. Эти скульптурные изображения божеств, довольно примитивные по исполнению, могли быть как деревянными, так и каменными. Ярким примером идола древних славян служит вышеупомянутый «Збручский идол». Капища были огорожены, внутри разводился костёр. Существует мнение, что в Северо-Западной Руси роль святилищ могли играть сопки – насыпи над захоронениями.

Древнерусские языческие жрецы – особая категория лиц, обслуживающих религиозную сферу – назывались волхвами. В IX–X столетиях на Руси сложилась влиятельная прослойка волхвов. Под их руководством проводились обряды, ими сохранялась мифология и разрабатывалась символика. Даже простому волхву надо было знать и помнить все обряды, ритуальные песни, заговоры, уметь вычислять календарные сроки магических действий, знать целебные свойства трав. После крещения Руси волхвы стали постепенно терять влияние, однако этот процесс не был быстрым: с одной стороны, летописи фиксировали случаи «избиения» волхвов, с другой – даже спустя сто лет после крещения Руси происходили ситуации, когда в противостоянии с князем или епископом волхвов поддерживали целые города. Так было, например, в 1071 году в Новгороде.

Вытеснение язычества на Руси христианством

Своего рода религиозный дуализм установился на Руси задолго до Владимира. В христианизации Руси была заинтересована Византия, где считалось, что любой народ, принявший христианскую веру из рук императора и константинопольского патриарха, автоматически становится вассалом империи. Контакты Руси с Византией способствовали проникновению христианства в русскую среду. На Русь был послан митрополит Михаил, крестивший, по преданию, киевского князя Аскольда. Христианство было популярно среди дружинников и купеческой прослойки при Игоре и Олеге, а княгиня Ольга и вовсе сама стала христианкой во время визита в Константинополь в 950-х годах. В период самостоятельного правления князя Святослава, с первой половины 960-х годов по 972 год, христианство стало гонимой религией, поскольку Святослав был убеждённым язычником.

По летописной легенде, крещению Владимира предшествовал осознанный выбор им веры. Князь и его окружение якобы выслушали миссионеров-представителей разных конфессий: булгар-мусульман, «немцев из Рима», хазарских иудеев и «философа-грека из Византии». Тогда Владимир разослал в разные страны своих соратников, чтобы те посмотрели и узнали, какая вера лучше, и те, возвратившись, сказали – нет веры лучше греческой. На деле, как полагают исследователи, принятие христианства было во многом продиктовано прагматическими соображениями: новая вера должна была обеспечить религиозно-идеологическое подкрепление государственности и власти киевских князей.

Крещение Владимира стало лишь отправной точкой для христианизации всей Руси: тысячелетнее язычество медленно отступало под натиском духовенства, и сам процесс растянулся на многие десятилетия. При Владимире крестились только княжеские семья и дружина, в чьих рядах и до 988 года было немало адептов христианства. Основная масса населения оставалась языческой в XI веке, да и в начале XII века, как писал один из сводчиков, вятичи ещё «творили» языческие обряды. Археологические находки показывают, что языческие обряды и празднества и прикладное искусство с языческой символикой в большей или меньшей степени котировались у жителей древнерусских городов вплоть до середины XIII века, не говоря уже о деревнях, где христианизация протекала гораздо медленнее. В полной мере отождествляли себя с христианством только представители третьего поколения после крещения Руси, жившие в эпоху Ярослава Мудрого.

Несмотря на многочисленные запреты, языческие черты проникли в православную традицию и укоренились в системе русских традиций и обычаев. К самым известным примерам относятся празднуемые и ныне Масленица, Иван Купала, Святки, Чистый четверг, проводы зимы. Огромные костры над могилами – пережитки языческих трупосожжений – в некоторых местностях фиксировались вплоть до конца XIX века. Из языческих времён в современность перекочевали многие календарные обряды и сельскохозяйственные приметы, огромный пласт фольклора.

Введение

Христианствов Древней Руси существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенными, конечно, не могло конкурировать сязычеством. Но торговые отношения сГрецией облегчали для Руси знакомствос христианской верой. Варяжские купцыи дружинники, раньше и чаще славян,ходившие в Царьград, прежде славян сталитам обращаться в христианство иприносили на Русь новое учение, передаваяего славянам. Поначалухристианские церкви были маленькимиочагами в море язычества. Лишь позднее,при поддержке государственной властицерковь стала укореняться в народнойсреде, городах и селах, не смотря на то,что основная часть населения Русиоказывала активное или пассивноесопротивление новой религии. Именновсеобщее неприятие ее в условиях пустьдаже ограниченного народовластиясорвало планы киевской знати и превратиловведение христианства в многовековойпроцесс. В большинстве открыто восставшихпротив христианства городов выступилапоместная светская и прежняя духовнаязнать.

Язычествопрошло сложный многовековой путь отархаических, примитивных верованийдревнего человека до государственнойкняжеской религии Киевской Руси к IXвеку. К этому времени язычество обогатилосьсложными обрядами (можно выделить обрядпогребения, в котором сконцентрировалисьмногие представления язычников о мире),чёткой иерархией божеств (созданиепантеона) и имело огромное влияние накультуру и быт древних славян.

Христианскаявера сформировала новую, но не до концаосвободившуюся от влияния язычества,картину мира древнерусского человека.В центре ее находились представленияоб отношениях Бога и человека. В русскуюкультуру органично вошло представлениео любви как о силе, доминирующей в жизнилюдей и в их отношениях с Богом и междусобою. Важнейшая для христианской верыидея личного спасения ориентировалачеловека на самосовершенствование испособствовала развитию индивидуальнойтворческой деятельности. Однако,содействуя развитию культуры, грамотности,церковь одновременно всеми силамиподавляла культуру, основанную наязыческих традициях и обрядах.Преследовались веселые праздники,коляды и масленицы, как бесовские,карались скоморошество, игра на народныхинструментах.

Ноязычество так до конца и не сдалось.Русь стала страной где осуществилосьнеобычайное и довольно прочное сочетаниехристианских догматов, правил, традицийи старых языческих представлений.Возникло так называемое двоеверие.Христиане молились в церквях, клалипоклоны перед домашними иконами, ноодновременно справляли старые языческиепраздники.

Народноесознание упорно вплетало старые языческиеповерья в свой быт, приспосабливаяхристианскую обрядность к провеяннымвеками явлениям природы, которые таквнимательно и точно определялисьязычеством. Двоеверие стало удивительнойотличительной чертой истории русскогои других христианских народов, населявшихРоссию.

  1. Язычество

Язычество- это религиозная форма освоения человекоммира. Религиозные взгляды древних славянотражали мировоззрение наших предков.Они развивались, усложнялись, не отличаясьзначительно от аналогичного развитиярелигий других народов. Человек жил вмифологической картине мира. В центреее находилась природа, к которойприспосабливался коллектив.

1.1. Этапы развитияязыческой религии

На первом этапе обожествлялисьсилы природы. Вся она населяласьмножеством духов, которых надо былоумилостивить, что бы они не вредиличеловеку, помогали в трудовой деятельности.Славяне поклонялись Матери-Земле,довольно развиты были водяные культы.Почитались бог солнца — Даждьбог, богветров и бурь — Стрибог. Кроме них, славянепоклонялись также Велесу, богу скота ибогатства, Хорсу, связанному с солнечнымкультом. Бог Ярило нес ответственностьза прорастание хлебных злаков, Купалоотвечал за созревание плодов, Суд ведалчеловеческими судьбами, Чур охранялмежи между полями и всяческие границы.Помимо персонажей высшей мифологии(богов и богинь) славяне населяли такжесвой мир и менее значительными существами:русалками (духами природы, первоначальножившими повсюду: в лесах, лугах, долинах,а не только в воде), лешими, водяными,домовыми, овинниками, банниками и другими мелкими божками и духами.

Навтором этапе в русско-славянскомязычестве развивается и держится дольшедругих видов верований культ предков.По мнению Б.А. Рыбакова, на первый планвыдвинулся бог Род. Славяне почиталиРода — творца Вселенной и Рожаниц — богиньплодородия, и верили в потусторонниймир.1Смерть воспринимали не как исчезновение,а как переход в подземный мир. Они сжигалитрупы или предавали их земле. В первомслучае предполагалось, что после смертижить остается душа, в другом допускалось,что они продолжают жить, но в ином мире.Душа после сожжения сохраняла связи сматериальным миром, принимая иной образ,вселяясь в новое тело. Славяне считали,что предки продолжали и после смертижить с ними, постоянно находясь рядом.»Свои» покойники всячески помогалиродичам, «чужие» вредили. «Отсюдасуеверный страх, овладевавший русскимчеловеком на перекрестках: здесь, нанейтральной почве, родич чувствовалсебя на чужбине,..,вне сферы помощи своихохранительных гуров» 2

Натретьем этапе развития языческойрелигии, по мнению многих ученых, культРода распался на множество более мелкихкультов, из которых, в конце концов,самым важным стал культ «Бога богов».Это уже существо небесное, глава иерархиибогов. В VI веке повелителем Вселеннойпризнавали бога — громовержца Перуна,покровителя князя и его дружины, богавойны и сражений, мечущего молнии всвоих противников3.Не смотря на это, славяне все же почитали и других богов, что подтверждаетполитеистичность религии. Но стоит также прислушаться к мнению Б.А Рыбакова:на Руси «идея монотеизма в егопатриархальной мужской форме возникладо христианства, совершенно независимоот него и, по всей вероятности, задолгодо него». 4В доказательство обычноприводится текст Прокопия Кесарийского,относящегося к 6 в.: «Они (анты и славины)считают, что только один бог, творецмолний, является владыкой над всеми, иему приносят в жертву быков и совершаютдругие священные обряды».5Остается только вопрос о том, к какомубогу относится это высказывание — Родуили Перуну.

Особуюроль здесь сыграло жреческое сословиедревней Руси. Общим названием жрецовбыло «волхвы» или «волшебники».В составе всего жреческого сословиябыло много различных разрядов. Известны»волхвы-облакопрогонители», те,которые должны были предсказывать исвоими магическими действиями создаватьнеобходимую людям погоду. Быливолхвы-целители, лечившие людей средстваминародной медицины, «волхвы-хранильники»,руководившие сложным делом изготовленияразного рода амулетов-оберегов и,очевидно, орнаментальных символическихкомпозиций. Творчество этой категорииволхвов могут изучать как археологи помногочисленным древним украшениям,служившим одновременно и оберегами,так и этнографы по пережиточным сюжетамвышивки с богиней Макошью, богинямивесны, едущими на конях «с золотойсохой» и многочисленными символическимиузорами. Интереснейший разряд волхвовсоставляли «волхвы-кощунники»,сказители «кощюн» — мифов, хранителидревних преданий и эпических сказаний.Кроме волхвов-ведунов, существовали иженщины-колдуньи, ведьмы (от «ведать»— знать), чаровницы, «потворы».

Князь Владимир, находясь навершине процесса создания единой русскойгосударственности, задумал придатьязыческой религии общественно значимыйгосударственный характер. С этой цельюв 980 году он установил единый пантеон,обязательный для почитания всеми егоподданными. В этот пантеон вошли: Перун,Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь.»Из политических расчетов свой собственныйдружинно-рюриковский Перун должен былбыть обставлен богами подчиненныхИгоревичами племен и новгородцев».6Однако реформа не удовлетворила князя,строившего единое государство. Нескольколет спустя он решился на принятиехристианской религии, активнораспространяемой самым могущественнымгосударством того времени — Византийскойимперией.

    1. Влияниеязычества на культуру и быт Восточныхславян

Культура Руси с самого началанаходилась под влиянием различныхкультурных направлений, стилей, традиций.Русь не просто слепо копировала чужиевлияния и безоглядно заимствовала их,а применяла к своим культурным традициям,к своему дошедшему из глубины вековнародному опыту, пониманию окружающегомира.

Язычникам были известны многиевиды искусств. Они занимались живописью,скульптурой, музыкой, развивали ремёсла.Здесь важную роль в изучении культурыи быта играют археологические исследования.

Раскопки на территориях древнихгородов показывают всё разнообразиебыта в городской жизни. Множествонайденных кладов и вскрытые могильникидонесли до нас предметы домашней утварии ювелирные украшения. Обилие женскихукрашений в найденных кладах, сделалодоступным изучение ремёсел. На диадемах,серьгах древние ювелиры отразили своипредставления о мире, с помощью витиеватогорастительного орнамента они моглирассказать о смене времён года, о жизниязыческих богов и других событиях.Неведомые звери, русалки, грифонызанимали воображение тогдашниххудожников.

Большое значение язычникипридавали одежде. Она несла не толькофункциональную нагрузку, но и некоторуюобрядность. Одежда украшалась изображениямиберегинь, рожаницами, символами солнца,земли и отражала многояростность мира.Верхний ярус, небо сопоставлялось сголовным убором, земле соответствовалаобувь и т. д.

Многочисленные праздники, коляды,игрища, святки скрашивали быт древнегославянина. Нашим предкам казалось, чтовесна может пройти мимо их селений, еслиее не пригласить, не зазвать, поэтомуони отмечали комоедицы — праздникпробуждения медведя, знаменовавшийпробуждение природы. Всю весну людипели песни в честь Лады, Лели, Ярилы.7Имеютсяописания и русских русалий. Так, в XIX в.в Пензенской губернии парни после Троицырядились козлами, свиньями, лошадьми,надевали маски и под музыку, звонсковородок, печных заслонок плясали искакали, переходя из села в село. Иногдаобряд встречи русалок проходил на ржаномполе. Всю эту неделю мужики «русальничали»,т. е. пили и гуляли на все лады.8

Таким образом, язычествоформировалось на протяжении нескольскихвеков для того, чтобы помочь древнемучеловеку противостоять неизвестной ивраждебной стихии, делая мир ближе ипонятнее. Именно эта природность русскогоязычества, то, что оно только еще началоприобретать социальную окраску, глубинапроникновения в хозяйственную исемейно-бытовую сферы жизни, гармоничноесоответствие психологии русскогочеловека обеспечили его удивительнуюпрочность. Ни о каком упадке язычествана Руси в 10 в. и речи быть не может.Очевидно, что принятие христианствабыло продиктовано какими-то чрезвычайноважными причинами, но искать их надо невнутри язычества, а вовне.

  1. Принятиехристианства

Для раннефеодального государстваязычество было непрогрессивной формойрелигии, поэтому князь Владимир принялряд мер для установления соответствиямежду религией и политическим строем.Владимир провел две религиозные реформы:реформирование язычества и обращениек христианству. Первая реформа, однако,оказалась недостаточной, поскольку для раннефеодального государства,каким было тогда Киевское, требовалосьуже утверждение монотеистической религии, лучше всего освящавшей властьвеликого князя. Таких религий в Киевезнали три: христианство, ислам, иудаизм.Так же важно было решить вопрос, какоехристианство принять — западное иливосточное.

2.1.Причины принятия христианства

На сегодня современные историкиназывают три основные причины этогособытия.

Первыми двумя причинами принятияхристианства в виде государственнойрелигии были усиление роли государства,возвышение его над народом, что вступалов непримиримое противоречие с общиннымиязыческими представлениями древнихславян, и несовместимость установившегосягосударственного единства разнородныхязыческих культов отдельныхвосточнославянских племен, а такженеславянских народов. Это противоречиенеобходимо было преодолеть: единомугосударству должен был соответствоватьи единый религиозный культ.

Следуя хронике Повести ВременныхЛет, приблизительно к 80-м годам 10 в. натерритории Восточной Европы складываетсяогромный «союз» племен под руководствомКиева. И «отвлечение от факта многоэтичностискладывающегося государства недопустимо».9Вторая половина 9 и практически весь 10в. буквально кипят межплеменнымиконфликтами. Все более усиливающиесяполяне стремились подчинить соседниеплемена. Последние же всячески старалисьсохранить свою независимость.

Надо отметить, что этомуспособствовала и сама племеннаяструктура, которая в какой-то меренапоминала устройство греческихгородов-государств: во главе племенистоял центральный город (Киев, Новгород,Полоцк и т.д.) и соответственно городскоевече; рангом ниже, если можно таквыразиться, — вече более мелких городков;еще ниже — вечевая организациятерриториальных союзно-христианскихобщин.10Но подобный «союз» был довольнонестабилен. Племена покорялись полянами(фактически это означает — облагалисьданью), обретали независимость, некотороевремя сохраняли суверенитет и вновьпокорялись. Стремление к выходу из»союза» под руководством Киева былопостоянным. «Киевская знать и поляне вцелом использовали эту новую политическуюорганизацию как средство для полученияданей, как источник рабов и военныхотрядов, необходимых Киеву для устройствазавоевательных походов, обогащавшихполянскую общину. Эксплуататорскаясущность этой организации вполнеочевидна». 11

Однако к концу 10 в. процесс распадаусилился настолько, что жестокиекарательные меры, как, например, расправаОльги над древлянами, уже не приносилижелаемых результатов. Дело в том, чтоотдельные племена, являющиесясоответственно частями союза, не былистатичны. Внутри них происходили важныесоциальные сдвиги, характеризующиеначавшиеся процессы разложения родовыхколлективов (основным показателемслужит здесь появление холопства —рабства соплеменников).12Таким образом, князь Владимир Святославичоказался в сложнейшем положении. Киевскаяверхушка всеми силами стремиласьсохранить свою власть над «союзом».Действуя по-прежнему мечом, Владимир,видимо, решился объединить государствоеще и идеологически.

Третей причиной было то, чтоязыческая Русь не могла входить, какполноценный член ни в какие международныесоюзы и была обречена на политическуюизоляцию, прежде всего в Европе, где нехотели заключать династических браков,а также торговать с язычниками. Здесьуже затрагивались экономические вопросыжизни государства, вопросы дальнейшегоразвития и сохранения Руси как единогои могучего, способного защитить себягосударства.

Православие было известно наРуси давно, что было обусловлено довольнотесными русско-византийскими связями,политическими, экономическими, в егоруках был водный путь «из варяг вгреки», а к моменту крещения еще иродственными (Владимир женился на сестревизантийского императора).В христианизации молодой, но могучейдержавы Руси была прямо заинтересованаВизантийская империя, считавшая, чтокаждый народ, принявший христианскуюверу из рук императора и константинопольскогопатриарха, уже тем самым становилсявассалом православной империи.Большую роль сыграло и то обстоятельство,что к 988 г. Киевская Русь оказалась передсерьезной внешнеполитической угрозой:набеги печенегов становились все чащеи разрушительней. Понятно, что в такихусловиях дружеские отношения сВизантийской империей были чрезвычайножеланны. С другой стороны, сила изначимость российского государствавозросли настолько, что принятиеправославия уже не грозило поставитьРоссию в положение вассала. Вассальнаязависимость распространилась толькона сферу деятельности церкви.

Поэтому обращение к православиюимело сложную политическую ситуациюна Руси в 10 в. Новая религия должна быласпаять разваливающееся государство,придать ему некоторую стабильность вотношениях с другими странами.

    1. КрещениеРуси

В разгар войны с ВардойФокой Владимир напал на Корсуньи овладел им, угрожая Царьграду. Императорысоглашаются отдать Анну за князя приусловии предварительного крещенияВладимира. КнязьВладимир крестился, и дружина такжекрестилась с ним в Корсуне.

Возвратившись в Киев в сопровождениикорсунских и греческих священников,Владимир, прежде всего, предложилкреститься своим двенадцати сыновьям.Вследза ними крестились многие бояре. Междутем, Владимир приступил к истреблениюидолов, и главный из них идол Перун былпривязан к конскому хвосту, с поруганиемсовлечен с горы и брошен в Днепр. Занизвержением идолов последовалооглашение народа евангельской проповедью.Христианские священники собирали народи наставляли его в святой вере. Наконец,святой Владимир объявил в Киеве, чтобывсе жители, богатые и убогие, явились вопределенный день на реку для принятиякрещения.

В назначенный день 988 г. жителиКиева собрались на берег Днепра. Сюдаявился сам Владимир с христианскимисвященниками. Все киевляне вошли в реку,кто по шею, кто по грудь; взрослые держалина руках младенцев; священники на берегучитали молитвы, а святой Владимир,объятый восторгом, молился Богу и поручалЕму себя и свой народ.

Принятие новой веры видимо быломассовым и добровольным. Полянскаяверхушка осознавала необходимостьэтого шага, способствовала спаяниюшаткого государства и сохранению ихпривилегированного положения в союзеплемен. Что же касается простого люда,то и он имел свои выгоды от киево-полянскогоправления. Хотя нельзя отрицать тотфакт, что многие, наблюдая ниспровержениеПеруна и «казнь» над ним, роптали иплакали.

В трудах многих отечественныхисториков (Татищева, Соловьева и др.)содержится мысль о насильственномкрещении народа. Основана она насвидетельствах ранних богословскихпроизведений. В источниках сохранилисьупоминания о жестоком сопротивлениимногих городов крещению (Муром, Ростов,Ярославль). Хрестоматийным являетсяпример Новгорода. Туда, как и во времяпроведения языческой реформы, былотправлен Добрыня, сопровождал егоепископ Иоаким. Новгородцы собрали вечеи решили не пускать киевских миссионеровв город, «не дати идолы опровергнути».В итоге, крещение Новгорода вылилось вмассовое вооруженное столкновение.

Таким образом, не смотря наненасильственные методы, утверждениехристианской религии повлекло множествовосстаний под руководством, чаще всего,волхвов, не довольных своим новымположением. Тем не менее, формальнаяхристианизация Руси продолжалась илишь к началу XX века почти все народностинашей страны, придерживавшиесядохристианских языческих верований, были обращены в русское православие.Конечно, неверно было бы утверждать,что духовенство оставалось пассивным.Оно боролось с язычеством, но относилоськ нему все-таки достаточно терпимо.13

  1. Христианство

Христианский Бог дал заповедиСвоим детям — людям. Исполняя заповеди,человек становится праведным, имеянадежду попасть в рай. В христианствеважно исполнение заповедей, а не обычаеви ритуалов (как это было в язычестве).В христианстве нет никаких предопределений- человек сам себе хозяин.

Заповеди христианские не трудныеи очень понятные: люби отца своего имать; это и у славян всегда было. Некради, не убивай, не присваивай чужого,- это тоже было им понятно и близко.Судьями человека стали совесть и Бог,Который все видит и знает. Перед Богомможно каяться и просить прощения.Христианство учит человека сдерживатьсвои плохие наклонности, отказыватьсяот того, что хочется, во имя заботы одругих и о семье. Такие люди, воспитанныехристианской верой, умеющие властвоватьнад своими желаниями и страстями, сзакаленным характером, с твердой волейи являются настоящими христианами.

Необходимо было отказаться отмногоженства во имя сплоченной семьи.Без крепкой семьи не может быть крепкогогосударства. Семья — это основная ячейкав государстве. Работать над собой,развивать свои дарования, «своиталанты», как говорит главнаяхристианская книга Евангелие.14

Доминирующим началом русскийчеловек считал добро; зло же, какпредполагалось, существует в ограниченноммасштабе для проверки человека. Злоосуществляет себя в насилии и разрушении,добро — в милосердии и в созидательнойчеловеческой деятельности. Важнейшаяформа такого созидания — творчество всфере духовной культуры.

  1. Последствияпринятия христианства.

Могущество церкви основывалось прежде всего на ее быстро увеличивающихсяматериальных средствах. Еще князьВладимир Святославович установил»десятину» — отчисление десятойчасти княжеских доходов в пользу церкви; этот же порядок поддерживался и другими князьями. Церквам принадлежали крупныенедвижимые имущества, многочисленныесела, слободы и даже целые города.Киевская Десятинная церковь владелагородом Полонным, Владимирский успенскийсобор — городом Гороховцом и т.д. Опираясьна материальные богатства, церковьприобрела большое влияние на экономическуюи политическую жизнь, на быт населения.

3.1. Политические иэкономические последствия

Послепринятия христианства всестороннеевлияние на русскую жизнь – экономическое,политическое, духовное и культурное,стала со временем оказывать церковь.

Церковь получила обширные земли,на которых стала организовыватьсобственное хозяйство; в-первую очередьэто относится к монастырям. В монастыряхбыло немало монахов, которые веливысоконравственную жизнь, становилисьподвижниками христианской идеи ихристианской морали. Тем самым ониоказывали сильное духовное и религиозноевлияние на окружающий мир.

С течением веков, укрепившись вэкономическом смысле, воспитав изрусской среды высокообразованные кадры,церковь стала оказывать все большеевлияние на политическую жизнь страны.Некоторые крупные церковныеиерархи—митрополиты, епископы участвовалив государственных интригах, поддерживалитого или иного князя в политическойборьбе. Однако церковь старалась бытьвыше мелких политических интересов, иеё лучшие представители выступали заединство Руси, против междоусобиц.Известно немало случаев, когда видныецерковные деятели выполняли миссиимиротворцев, возглавляли общерусскиепатриотические движения, обличаликнязей за их корыстолюбие, эгоизм,политическую ограниченность, трусость.

Принятие христианства содействовалозавершению объединения восточныхславян, укрепило международный престижРуси,

повлиялона развитие политических и правовыхотношений в Древней Руси. Русь призналицивилизованным государством. Сталовозможным заключение династическихбраков между православными странами.

3.2. Культурные последствия

Влияние христианства на российскуюкультуру было чрезвычайно многосторонним.

Вместе с христианской верой изВизантии и Болгарии на Русь пришлиискусство каменной архитектуры ииконописи; книги Священного Писания,Ветхого и Нового Завета; «Палеи»;»Торжественники»; богослужебнаялитература — многочисленные «Часословы»,»Требники», «Служебники», «Тропари»,»Триоди» — Цветная и Постная; «Паремийники»,»Лествицы», сборники христианскихпроповедей — «Златоусты», «Златоструи»и «Маргариты»; жития святых, а такженекоторые светские произведения -повести, романы и исторические хроники.Из церковных книг древнерусские людиузнавали о новых нормах морали инравственности, получали историческиеи географические сведения, информациюо живой и неживой природе.

Древнерусскому государствутребовалось много грамотных людей — дляслужбы у князя, управления государством,связи с чужими землями, торговли. Судяпо летописям, князья того времени нетолько были знакомы с иностраннымиязыками, любили собирать и читать книги,но и проявляли заботу о создании школ.При церквях и монастырях создавалисьшколы, и первые древнерусские грамотеипрошли выучку в монастырских кельях.Здесь же трудились и первые русскиехудожники, создавшие с течением временипрекрасную школу иконописи. Монахами,деятелями церкви в основном являлисьсоздатели замечательных летописныхсводов, разного рода светских и церковныхсочинений, поучительных бесед, философскихтрактатов.

С приходом христианства всеязыческие обряды стали преследоватьсякак греховные. Однако вытравить вековыеобычаи, вошедшие в плоть и кровь, оказалосьневозможно. И тогда церковь как бы»окрестила» языческий обряд, включивего в пасхальный цикл. Так, до сих порсохранился обычай предков приноситьна могилу предков дары: крашенные яйца,куличи и т.д.; сама пасха как праздникпришла к нам из языческих времен.15

Так, праздник Коляды слился сРождеством Христовым и Крещением.Сохранился и праздник Масленицы, которыйи доныне отмечается перед Великимпостом. Веря в Христа и святых угодников,представители всех слоев общества, ноособенно простой люд, продолжалисчитаться с домовыми и лешими, русалкамии упырями. Святой Илья-пророк оченьнапоминал Перуна, а святой Власий,покровитель скотоводства, сливался сдревним Велесом.

Как писал известный исследовательвосточнославянского язычества Е. В.Аничков, «… песни и игры бесовские,всевозможные пиршества: тризны, брачныепиры, праздничный разгул, скоморошество,а отсюда вся целиком народная поэзиявсегда и церковью и фольклористами иисториками литературы признавалисьпоследним приютом язычества».16

Мифыпросто перешли из разряда священныхзнаний, место которых заняла христианскаядогматика, в разряд обыденных представлений,превратившись в былины, обрядовые песни,заговоры, сказки и т. п.

В итоге, за много веков существованияхристианства на Руси произошло слияниеязыческих ритуалов с христианскойобрядностью, и те праздничные обрядырассматривались их носителями какправославные, хотя вызывали справедливуюкритику со стороны духовенства. Впраздничных крестьянских обрядах с ихпеснями, плясками, поверьями отчетливовиден тот феномен народной культуры,который называют двоеверием.

Заключение

Крещение Руси князем Владимиромв 988 г. – крупнейшее событие в историиРоссийского государства, как по своимнепосредственным результатам, так и попоследствиям, ближайшим и отдалённым.

Это событие имело большое значениедля укрепления княжеской власти. Созрелинеобходимые предпосылки: налаживалисьторговые пути с востоком, протестыпротив жертвоприношения, развитиегосударства движется к феодализму.После тщательного знакомства с крупнейшимимонотеистическими религиями Владимиррешил остановить свой выбор на православии.

Язычество не выделяло человекаиз природы. Из его вечного круговращения,он был неразделим с миром. С принятиемхристианства культура осознает себя исвоё место в мире.

Введение христианства по своемувлиянию на сознание человека тоговремени представляло собой подлиннуюреволюцию, принесшую с собой совершенноновые ценности, новые формы жизни,разрушившую прочно укоренившиесядревние стереотипы. Крещение, в корнеменяя всю сферу мыслительной деятельности,вступало в конфликт с предшествующимрелигиозным миропониманием. Язычествооказывало сопротивление и продолжаложить в народных низах.Так, в летописях описываются»бесовские» языческие игрища, народныевосстания под предводительством волхвов.Больших успехов христианская церковьдобилась тогда, когда стала использоватьстарые праздники и обряды, наполняя ихновым содержанием. Происходил «какой-топеренос древних поверий в новые формы,т.е. известного рода тематическоетворчество».17Но полной победы над язычествомхристианство на Руси так и не одержало.Первоначально оно существовалопараллельно с христианством, затемстало заметно синтезироваться с ним ив конце концов языческая обрядоваясторона была почти полностью впитанаправославием.18Постепенно сложилось так называемоедвоеверие – компромиссное равновесиеязыческих и христианских элементов.

При двоеверии поклонение языческимбожествам сочеталось со строительствомхристианских храмов и утверждениемнового религиозного сознания. В видеразличных народных обрядов и игр остаткиславянской мифологии сохранились вплотьдо 11 века, когда они были исследованы иосмыслены этнографами. Следы сюжетовдревнеславянской мифологии сохраняюттакже былины, волшебные сказки, загадки,узоры на традиционных народных вышивках,резьба по дереву и многие другиепроявления народного творчества.Конечно,проводимая христианизация с уничтожениемдревних языческих святилищ встречалиподчас яростное сопротивление народаи жречества. Однако, в силу того, чтопервые русские христианские священникипроявляли лояльность к ассимиляцииязыческих традиций к православным. Всёэто привело к созданию самобытнойправославной традиции. И в результате,христианство содействовало общемуразвитию культуры, созданию памятниковписьменности, искусства и архитектурногозодчества Древней Руси.

Подобно всем мировым религиям,христианство на национальной почвеприобретало новые черты, непосредственносвязанные с особенностями национальногохарактера. Русское православиеспособствовало формированию человеканового типа. Этот человек стремился нек преобразованию внешнего мира, а к егоодухотворению. Древнее понятие правды,переосмысленное с позиций православия,получило статус божественного идеаладуховного совершенства от социальнойсправедливости. Повседневная жизнь,очень далёкая от идеала и противопоставляемаяему, мало интересовала православнуюцерковь.

Большое значение придавалосьсовести, христианской морали. В самомвыдающемся литературном и философскомпроизведении Древней Руси «Слове озаконе и благодати» митрополитаИллариона благодать, обращённая к душечеловека, ставится выше закона, обращённоготолько к внешней стороне жизни человека,т.е. правовое сознание не выделялось изморального сознания.

Православие стало духовнойосновой Руси. Сложилось единство языкаи власти, без которого впоследствиибыло бы невозможно становление единогогосударства.

Список использованнойлитературы:

  1. РыбаковБ.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

  2. КлючевскийВ.О. Соч. М., 1956. Т.1.

  3. ФедотовГ. П. Святые Древней Руси / Предисл. Д.С. Лихачева и А. В. Меня. — М., 1990.

  4. Прокопийиз Кесарии. Война с готами. М., 1950.

  5. АничковЕ.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

  6. Златоструй.Древняя Русь. Х-Х1П вв. / Сост., автор.текст, коммент. А. Г. Кузьмина, А. Ю.Карпова. — М., 1990.

  7. КузьминА.Г. Падение Перуна. М., 1988.

  8. ФрояновИ.Я., Дворниченко А.Ю. Города — государстваДревней Руси. Л., 1988

  9. КурбатовГ.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство:Античность. Византия. Древняя Русь. Л.,1988.

  10. ЛотманЮ.М. Волшебные сказки. – М.: Культура,1984.

  11. НосоваГ.А. Язычество в православии. М., 1975.

РесурсыИнтернет:

1Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси.М., 1987. С. 88.

2Ключевский В.О. Соч. М., 1956. Т.1. С.120.

3Федотов Г. П. Святые Древней Руси /Предисл. Д. С. Лихачева и А. В. Меня. — М.,1990. С.213.

4Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси.М., 1987. С.248.

5 Прокопий из Кесарии.Война с готами. М., 1950. С.297.

6Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь.СПб., 1914. С. 341.

7Федотов Г. П. Святые Древней Руси /Предисл. Д. С. Лихачева и А. В. Меня. — М.,1990. С.90.

8Златоструй. Древняя Русь. Х-Х1П вв. /Сост., автор. текст, коммент. А. Г. Кузьмина,А. Ю. Карпова. — М., 1990. С.69.

9Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988. С.12.

10Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города —государства Древней Руси. Л., 1988

11Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я.Христианство: Античность. Византия.Древняя Русь. Л., 1988. С. 205-206.

12Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я.Христианство: Античность. Византия.Древняя Русь. Л., 1988. С. 206-207.

13Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М.: Молодаягвардия, 1988. С. 232.

Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук.

Все лекции цикла можно посмотреть .

Византийская империя мыслится сейчас как империя исключительно христианская. Действительно, христианство было государственной идеологией Византийской империи, ее государственной религией. Христианская Церковь глубоко срослась с государственными институтами ранней Византии. Однако процесс принятия христианства растянулся на довольно долгий срок: традиционно считается, что Константин Великий одним росчерком пера сделал христианство государственной религией. Это не так. На самом деле, на протяжении всего IV столетия христианство постепенно врастало в Римскую империю, в том числе Восточно-Римскую империю, которая становится в это время Византией. И лишь к концу века, даже, если быть более точным, к середине V века она окончательно утверждается в качестве единственной безальтернативной идеологемы ранневизантийского государства.

С чего можно начать повествование о христианстве в данном периоде? Наверное, с великого гонения Диоклетиана. Оно подводит черту под ранней историей христианства, когда оно было гонимой, в лучшем случае терпимой, верой, и начинает ее новую страницу, когда христианство становится государственной религией.

Зачем римские императоры, в том числе Диоклетиан, всячески ограничивали и преследовали христиан? Это были вопросы государственной важности – вопросы идеологии. Дело в том, что входе кризиса III века структура государственной власти, в том числе императорская власть, очень ослабли. Государству нужна была крепкая единая идеология для контроля над провинциями, для контроля над умами и мировоззрением подданных.

Римские императоры III столетия перебирали различные языческие культы, пытаясь составить из них некий общий культ, который бы вызвал отклик в сердцах всех или большинства населения империи. Так в III столетии происходили различные эксперименты с различными солярными культами. Известный император Гелиогабал пытался сделать главным культом сирийского солярного бога – Эль-Габала. Далее император Аврелиан провозгласил покровителем империи непобедимое солнце. Понятно, что солярный культ существует во всех языческих структурах, во всех языческих народных культах, и поэтому Бог-Солнце, как покровитель империи, должен был логично восприняться всеми гражданами империи. Другие императоры, например, Деций или Диоклетиан с тетрархами после него пытались сделать упор на старо-римскую религию, то есть продвигали таких богов, как: Юпитер, Геркулес и иже с ними. Все эти языческие эксперименты провалились. Почему?

Язычество само по себе подразумевало плюрализм, то есть человек, поклонявшийся Серапису, мог так же спокойно поклоняться Изиде, Митре, Юпитеру или Дионису. А становящееся все более авторитарным и централизованным государство стремилось создать некую централизованную веру – с единой догматикой, единой иерархией, единой и понятной жреческой организацией. Применительно к язычеству это было невозможно. Только в христианстве были эти институциональные структуры. Христианство уже по сути выработало общую Церковь. И которые могли стать костяком этой империи. Собственно, христиан и гнали потому, что они представляли собой альтернативную идеологему внутри Римской державы: они не подчинялись римским богам, значит, были нелояльны правительству, которое объявляет этих богов своими покровителями.

Собственно, великое гонение Диоклетиана показывает, что бессмысленно бороться с христианством, что его невозможно победить казнями и мучениями исповедников. Более того, оказывается, что уже большинство языческого населения не поддерживает это гонение. В трактатах Афанасия Александрийского есть упоминание о том, что язычники спасали христиан в Александрии, укрывая их от гонителей. Да просто население уже свыклось, что христианство – это совершенно нормальная религия, что христиане не какие-то злобные фанатики. В старые страшные сказки про христиан, которые широко циркулировали, например, во II столетии, уже просто перестали верить. То есть насильственные меры против христиан теряют поддержку.

В этих условиях наследники Диоклетиана начинают постепенно отменять гонения. Христиане обретают терпимость сначала в западных провинциях Римской империи, где с 306 года правит Константин I. Потом в 311 году один из инициаторов гонения Диоклетиана – Цезарь Галерий, ставший к тому времени верховным императором, первым в императорской коллегии, понимая, что с христианами никак нельзя бороться, также прекращает гонения