Юрьев день: это что?

Когда и кем введён

Этот термин, известный также, как «крестьянский выход», был придуман и законно установлен ориентировочно в XI веке. Крестьяне имели право перейти от помещика к помещику на новую землю в новое хозяйство. Но даже такой «выбор» часто блокировался за счёт законов о закрепощении крестьян на земле помещика без способа уйти от него. Точно неизвестно при ком было установлено законодательно это право, но, предположительно, это произошло во времена правления Ярослава Мудрого.

Юрьев день

Почему получил такое название и почему был выбран именно этот день

Такое название день получил от праздника в честь святого Георгия Победоносца (Егория осеннего). По старому стилю он праздновался 26 ноября (9 декабря по нашему календарю), а крестьянский выход происходил как раз за неделю до этого праздника и неделю после этого дня. Такой временной интервал был установлен в 1497 году Судебником, который был принят в эпоху правления Ивана III. Судебник 1550 года подтвердил это положение.

Его суть

Суть этого праздника заключается в том, что этот день ознаменовывал середину перехода крестьян от одного феодала к другому. То есть в праздник крестьянин не имел права уходить от помещика. Этот промежуток времени был единственным, когда простой русский человек мог, пусть даже относительно нынешних свобод практически никак, повлиять на свою судьбу. Но, вскоре даже это право у него отнимут.

Когда и кем был отменён

Это право в ходе истории несколько раз переиначивалось. Например, ранее можно было переходить от земли к земле в любое время, а в XV веке переход стал регламентироваться Судебником, разрешающий смену помещика в строго определённый период. Полностью был отменён Соборным уложением в 1649 г. при Романове Алексее Михайловиче.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»

Значение этой пословицы заключается в каком-либо неожиданном огорчении, плохом событии, которое пришло из неоткуда. Утвердилось оно после реформ, проведённых царём Алексеем Михайловичем, который отменил единственную, глобальную для крестьян, свободу выбора.

Использованная литература:

  1. Греков Б.Д. – «Главнейшие этапы в истории крепостного права в России» – Издательство: ГСЭИ Москва, Лениград – 118 с.
  2. Стивен Л. Хок – «Крепостное право и социальный контроль в России» — Издательство: Чикагский университет – Чикаго, Лондон – 193 с.

160 лет назад, 19 февраля 1861 г., Александр II подписал документ, определивший дальнейшую судьбу России и закрепивший за императором почётное звание «Освободитель».

По новому стилю получается 3 марта. Но это один из немногих случаев, когда поправку на стиль календаря делать нелепо. Документ, который справедливо считается чуть ли не самым важным в отечественной истории, так и называют: «Манифест 19 февраля». Иногда даже не указывают год. Зачем? Всё понятно и без того. И день, и год отмены крепостного права намертво вбиты в нашу память со школьной скамьи.

Все — крепостные?

Императору тогда пришлось как следует надавить на представителей аппарата, которые рассматривали вопрос отмены крепостного права крайне неохотно. За несколько месяцев до Манифеста он достаточно резко выступил в Государственном совете: «Повторяю — и это моя непременная воля, — чтоб дело это теперь же было кончено! Вот уже 4 года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства».

Картина Григория Мясоедова
Свобода в кредит. Отмена крепостного права спровоцировала гибель деревни Подробнее

На самом деле император в своей речи допустил серьёзную фактическую ошибку. Нет, помещики и впрямь ждали решения вопроса в течение нескольких последних лет. Но вот крестьяне надеялись на отмену крепостного права почти целый век. Ещё за 99 лет до Манифеста об отмене крепостного права, 18 февраля 1762 г., был подписан другой Манифест: «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».

До того момента перед государством все были равны. Дворяне были обязаны нести службу. Крестьяне были обязаны кормить дворян. Все при деле. Один надрывается с сохой на скудных суглинках. Другой может получить турецкую пику в живот, шрам от польской сабли через всё лицо или шведскую картечь в грудь. Уклоняющихся от исполнения долга наказывали. Беглых мужиков, как известно, пороли и взыскивали с них недоимки. Но то же самое грозило и их господам: «А кто из дворян с ратного поля побежит, того бить кнутом нещадно и сажать в тюрьму, а поместье его отнять и отписать на Великого Государя». В известном смысле крепостными были все.

Но в 1762 г. одним росчерком пера дворян от этой повинности освобождают. А крестьянин ждёт ещё почти 100 лет. Ждёт и надеется на милость государя…

Александр II в своём кабинете.
Реформы и проблемы. Почему Александр II не хотел быть царём? Подробнее

И вот долгожданный момент того и гляди наступит. Как же это будет выглядеть? Историк и публицист Михаил Погодин накануне издания Манифеста опубликовал статью, в которой утверждал: «В этот день крестьяне, пригладив волосы квасом, с жёнами и детьми, в праздничном платье, пойдут в церковь молиться Богу. Из церкви крестьяне длинной вереницей потянутся к своим бывшим помещикам, поднесут им хлеб-соль и, низко кланяясь, скажут: спасибо вашей чести на том добре, что мы от вас пользовались…»

История крепостного права в России

Соборное уложение 1649 года окончательно закрепило крепостное право в России, но процесс постепенного закрепощения крестьян длился веками. В Древней Руси большая часть земель была в собственности князей, бояр и монастырей. С усилением великокняжеской власти все более утверждалась традиция награждения служилых людей обширными поместьями. «Прикрепленные» к этим землям крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные»). В определенные сроки крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.

Но в 1497 годубыло введено ограничение права перехода от одного помещика к другому только одним днем: Юрьев день – 26 ноября.


С. Иванов «Юрьев день»

В 1581 году был отменен и Юрьев день и установлены Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет) — срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года).

В 1597 году помещики получают право на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета».

В 1649 году Соборное уложение о, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.

Без Манифеста

Могло такое случиться? Могло. Перед глазами помещичьих крестьян был живой пример. Предыдущий император, Николай I, даровал государственным крестьянам широчайшие права самоуправления и фактически уравнял их с городскими жителями. Более того — проявил реальную, почти отеческую заботу к нуждающимся. Мужикам было безвозмездно роздано более 5,5 млн десятин земли, около 3 млн десятин лесных угодий, а также построено 6 тыс. кирпичных заводов и около 100 тыс. кирпичных домов. Все эти реформы вводились с 1840-х гг. Помещичьи крепостные, видя такой рост благосостояния своих собратьев, надеялись, что царь-батюшка не оставит и их.

Самое интересное, что формальные предпосылки для подобных надежд были. К 1861 г. дворяне умудрились заложить 2/3 своих владений под обеспечение взятых у государства ссуд. Это означало, что в любой момент на совершенно законных основаниях может быть запущен процесс принудительного выкупа заложенных земель и крепостных душ. Тогда все эти земли автоматически перешли бы государству, а мужики, соответственно, получили бы статус государственных крестьян. То есть обрели бы и свободу, и землю безо всяких пышных Манифестов. Вот тогда состоялись бы и «волосы, приглаженные квасом», и торжества. А благодарность — как царю-освободителю, так и бывшим помещикам — не знала бы границ.

В некоторых деревнях эта надежда была настолько сильна, что крестьянские сходы после прочтения Манифеста были уверены — теперь им даны и воля, и земля. И на полном серьёзе выносили приговор о предоставлении бывшему помещику его усадьбы в пожизненное владение — в благодарность за доброту, проявленную во время крепостного права.


Холопы и закупы. Насколько хорошо вы знаете категории крестьян? Подробнее

Долг на 100 лет вперёд

Однако, увы, согласно «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», мужик не мог распоряжаться ни единым клочком земли. Вся земля оставалась в собственности помещика. Крестьянам же отводили «полевой надел». За который по-прежнему следовало либо платить оброк, либо отрабатывать на барщине. Отказаться от этой земли и повинности мужик в течение 49 лет не имел права.

Тут начинается любопытная арифметика. Настоящая рыночная стоимость земли, которую должны были выкупить крестьяне, составляла 544 млн руб. Государственная комиссия оценивает её в 897 млн руб. Почему? Да просто так — после консультации с наиболее крупными помещиками-землевладельцами.

Можно платить в рассрочку. Всё те же 49 лет. Под 5% годовых. Впрочем, нет. Всю эту систему нужно ещё как-то обслуживать. Кто будет оплачивать свору чиновников, а также «особые расходы и потери»? Накинем-ка мужику ещё 1%. Итого — 6% годовых. Насколько жёстко при этом отстаивался материальный интерес чиновничьего аппарата, говорит такой факт. Реальные «расходы по ведению дела» были в 10 (!) раз меньше, чем взималось под этим предлогом с крестьян. Ежегодно мужики переплачивали около 2,6 млн руб. Конечно, без возврата.

Борис Кустодиев.
Земля и воля. Почему русских крепостных не радовала свобода? Подробнее

Нашему современнику, тянущему ипотеку под вдвое больший процент, такие условия могут показаться сносными. Но есть один момент. По данным статистики 1860-х гг., среднедушевой крестьянский доход с одной десятины земли равнялся 163,1 копейки. А все платежи и налоги с той же десятины составляли 164,1 копейки. Получалось, что мужик работал не просто задаром, но ещё и в минус. При таких условиях, согласно подсчётам тогдашних экономистов, окончательный выкуп земли откладывался до 1932 г. А в некоторых случаях даже до 1955 г.

Обличение крепостного права в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — сочинение

В восемнадцатом веке в России еще был рассвет крепостничества. Это рабство унижало человеческие ценности и жизни. Крестьяне не считались полноценными людьми — помещики имели право продавать их, заставлять делать самую грязную работу. Наш народ страдал от несправедливости и голода.

Именно в этот период появлялись многие недовольные происходящим писатели. Одним из них и был Денис Иванович Фонвизин. Он проявил особую смелость и широту взглядов во время написания своей комедии под названием «Недоросль». Вся государственная политика России в то время строилась на крепостном праве. Здесь нужно заметить, что в общем права имели только те, кто был у власти, владел землями и крестьянами. Все остальные люди просто не имели никакого права. Они являлись собственностью хозяев и не могли даже шага сделать без разрешения. Автор сумел очень тонко обличить пороки некоторых крепостников. Среди них были Скотинин и Простаков. Фонвизин показал прочность строя, при котором судьба и жизнь человека полностью зависят от произвола его владельца. Его помещики показаны во всем цвете: власть и деньги разлагают их моральные устои.

Имена самодуров-помещиков тоже подобраны совсем не случайно- Скотинин и Простаков. Автор постоянно сравнивает их со свиньями. Даже лица он называет «рылом». Скотинин все время упоминает своих любимых свиней. А Простаков «уж такою рохлею родился». Крепостники совершенно потеряли страх. Автор неоднозначно пишет «свиньи на голову выше каждого». Это говорит об омерзительном поведении, невежестве и необразованности правящего клана. Простаков постоянно бранится: «А ты, скот, подойди сюда», «бестия», «собачья ты дочь», «твоя скверная харя». Совсем недалеко от отца ушел и его сын Митрофанушка. Он тоже позволяет себе непростительно общаться с окружающими: «старая хрычовка», «гарнизонная крыса».

Помещики даже и на миллиметр не стесняются своей грубости и невоспитанности. Даже свои убытки они намерены устранить за чужой счет: «Сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду». Простаков уже сумел заметить: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!»

В данной комедии нашла свое отображение идея о просвещенном и справедливом монархе, которому было бы под силу освободить крестьян. Да вот только всякие скотинины не позволяют ему это сделать. Автор хотел пробудить совесть в правительстве того времени.

Сочинения → Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль». Сочинение 8 класс

Сочинения → Комедия «Недоросль». Сочинение для 8 класса

Фонвизин Д.И. → » Вот злонравия достойные плоды!” (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Сочинения → Д. И. Фонвизин «Недоросль». Сочинение 8 класс

Сочинения → Образы учителей Митрофана в комедии «Недоросль»

Уничтоженное доверие

Разумеется, столь глубокими познаниями в математике крестьяне похвалиться не могли. Но отлично понимали, что свобода без земли не стоит и ломаного гроша, что их обманули — нагло и жестоко. Оставался один вопрос — кто именно? Жадные чиновники или… Да нет, царь не мог так поступить!

Потому что все отлично помнили милости царей. Павел I ограничил отработку барщины на помещика тремя днями в неделю. Александр I издал «Указ о вольных хлебопашцах». Николай I по-царски одарил государственных крестьян правами и землёй. По логике мужика, нынешний император должен был продолжить дело своих предшественников. Поначалу они так и думали. В 1861 г. состоялось 1176 крестьянских восстаний. Их вожди требовали предъявить «настоящий Манифест государя», который должен был дать «настоящую волю». В 1862 г. пришлось подавлять волнения уже в 2115 сёлах и деревнях — мужики были уверены, что жадные помещики и чиновники царские указы либо скрывают, либо толкуют неправильно.

Александр II.
Тень Петра Великого. Почему Александр II так и не стал своим для народа Подробнее

В том же году в речи к собранным волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии Александр II заявил: «После 19 февраля никому не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот. Иной воли не будет, кроме той, которая дана. Не верьте тем, которые вас будут уверять в другом, а верьте одним моим словам».

Главным обманщиком действительно оказался царь, лично это подтвердивший. Так был фактически уничтожен основной ресурс высшей власти — доверие народа.

Крепостное право

­Крепостное право

Произведение А. Н. Радищева «Крепостное право» вышло в свет в 1790 году и потрясло современников своим откровенным обличением крепостного строя в обществе. Радищев был одним из первых людей, осуждающих издевательства над крестьянами, за что он был на время заключен в Петропавловской крепости, а затем сослан в Сибирь. Своим произведением он хотел показать, через какие мытарства за свою жизнь проходят все крестьяне и как они страдают под гнетом жестоких помещиков.

Каждая глава его повести посвящена отдельной проблеме. Автор нарисовал картины современной ему Руси, резко осуждая самодержавие, чем вызвал гнев императрицы Екатерины II. На самом деле, он горячо любил свою родину и свой народ. Используя оружие художественного слова, он хотел освободить его от царящего зла. Так, например, в главе «Пешки» мы видим, насколько бедно живут крестьяне, их внутренний быт, изношенную одежду, обувь и повальную нищету.

В главе «Любани» автор рассказывает о крестьянине, который шесть дней в неделю работает на своего барина, не покладая рук. Он уверен, что до такой жизни крестьян довела алчность и жадность помещичьего сословия. Ужасающие события описаны в главе «Медное», где рассказчик проезжает мимо деревни, в которой продают 75-летнего старика, вынесшего за свой век немало потрясений. Кроме того он лично выносил на своих плечах с поля боя раненого отца капитана Г., который теперь его продает.

Сегодня трудно поверить, что когда-то существовали такие места, где с публичных торгов продавали крестьян. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая целые семьи. Причиной этого повального зла Радищев считал систему крепостничества и самодержавия. Мы видим, что у самого рассказчика тоже есть слуга — Петрушка, но он к нему относится совершенно по-другому. С каждой новой главой перед читателями развертываются разнообразные сцены, типичные для народного произвола.

Через все произведение отчетливо проходит тема восстания порабощенного крестьянства. Кроме того, писатель включил в это произведение оду «Вольность» и «Слово о Ломоносове». Для Радищева не было добрых царей. Он считал, что любая неограниченная власть развращала ее носителей. Цель его произведения хоть и не сразу, но со временем была достигнута. В марте 1861 года, на радость революционерам и демократам все же был подписан Манифест об отмене крепостного права.

см. также: Краткое содержание Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев Характеристика героя Путешественник, Путешествие из Петербурга в Москву, Радищев Краткая биография Александра Радищева

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

Значение фразеологизма.

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Данный фразеологизм означает напрасные ожидания и надежды, огорчение по поводу изменившихся обстоятельств.

Из истории.

  • Юрьев день – это период, в течение которого крестьяне в России могли переходить от одного помещика к другому. Был он установлен князем Иваном III, юридически закреплён в его «Судебнике» в 1497 году. Считается, что установление Юрьева дня является началом закрепощения крестьян.
  • Сколько длился это период? Вспомним, кого почитали в Юрьев день?
  • Юрьев день – это день почитания Святого Григория (Юрия)- 26 ноября (по новому стилю – 9 декабря). Святой Георгий считается покровителем земледелия и скотоводства, а с периода правления Дмитрия Донского – ещё и покровителем Москвы.
  • Период Юрьева дня длился две недели – неделю До и неделю ПОСЛЕ Юрьева дня, то есть 26 ноября. В этот период уже заканчивались полевые работы, поэтому переход крестьян к другому помещику не был столь ощутим владельцу земли. Так защищались права землевладельцев.
  • Иван Грозный в «Судебнике» 1550 года подтвердил Юрьев день, но увеличил пожилое – плату, которую необходимо было заплатить владельцу земли за пользование ею.
  • Однако Алексей Михайлович Романов в «Соборном уложении» 1694 года отменил Юрьев день. Данное событие является юридическим закрепощением крестьян.

Это интересно.

Святого Георгия навали на Руси ещё и Егором. Именно в период отмены Юрьева дня появилось слово в русском языке — «объегорить», то есть обмануть.

Пример.

«Когда камердинер вбежал в спальню на сильный звон колокольчика, он нашел Ивана Матвеевича не на кровати, а в двух шагах от нее.. Он сидел на полу, скорчившись, и два раза сряду повторил: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» (И. Тургенев «Несчастная»)

По новому стилю 9 декабря в России отмечается Юрьев день. Дата, когда, в течение полутора столетий в XV – XVII веках, крестьяне могли переходить от одного барина к другому. Отмена Юрьева дня закрепила крепостное право, а заодно породила невеселую поговорку, означающую неудачу и попадание впросак.

В 1497 году был принят Судебник, дозволявший крестьянский выход всего раз в году

Сказать, что Юрьев день кем-то особенно «отмечается», значило бы сильно погрешить против истины. Про него мало кто вспоминает. Даже и поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» — знак несбывшихся надежд – в наши дни редко можно услышать, хотя разного рода неудач и разочарований и в нашу эпоху бывает вполне достаточно. Те лапотные крестьянские дела, что называется «быльем поросли». А когда-то это значило еще как много.

Неделя до и неделя после

Начало неблагому делу закрепощения крестьян было положено при Иване III – первом государе всея Руси, окончательно сбросившем ордынское иго. Само по себе это, вообще-то, довольно грустно. 1480 год – знаменитое стояние русской и монгольской ратей на реке Угре, столь славно и бескровно завершившееся в нашу пользу. А 17 лет спустя принимается Судебник 1497 года, дозволявший «крестьянский выход» всего раз в году. Укрепление державы шло по линии ужесточения.

На принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели — неделя до Юрьева дня и неделя после

Однако даже и один раз в году – это много. Это значит, что настоящей «крепости» еще не было. Крестьянин, недовольный тем, как барин обращается с ним, мог, заплатив все положенные подати этому барину и казне, отбыть к другому феодалу. А землю можно было оставить и взять в другом месте: земли было много, людей на ней – куда меньше, чем в ХХ веке, и земельный вопрос такой решающей роли еще долго не играл.

А по многу раз в год такие переходы устраивать – тоже, в общем-то, не дело. И в наши дни менять работу по нескольку раз в год хорошим тоном не считается: такого летуна нигде особенно не ждут (еще отдельный вопрос — все ли могли с налогами рассчитаться в срок; тоже, небось, далеко не все).

Естественно, что такой переход разрешен был поздней осенью, по завершении всех полевых работ. На самом деле, на это давался не один день, что было бы крайне неудобно – а две недели. Но центральной датой взят был день рождения святого Георгия Победоносца, покровителя воинов и земледельцев, по старому стилю — 26 ноября, а по новому — 9 декабря (до нового стиля в 1497-м было еще как до звезды небесной).


Фото: М. Блинов/РИА Новости

Собственно, день мог с равным успехом именоваться и Юрьевым, и Георгиевым, и Егоровым. Потому что Георгий, Юрий и Егор считались вариациями одного и того же имени. Даже в XIX веке еще было так, и в русской классике встречаются причудливые вариации – причем, не обязательно Егор был из «простых», а Георгий – из знатных. У Чехова в «Цветах запоздалых» есть даже «князь Егорушка», что немного странно звучит для современного уха.
Но когда уже в брежневские времена герой фильма «Москва слезам не верит» говорит, что его называют «и Гоша, и Жора, и Юра» — этому верится хуже. В ХХ веке это уже имена четко разные. Остается допустить, что Гоша, как человек общительный и игривый, представлялся по-разному в разных компаниях.

Но как бы там ни было: на принятие ответственного решения о переходе крестьянину давалось две недели — неделя до Юрьева дня и неделя после. Довольно, чтобы сделать выбор.

Вина Грозного и вина тишайших

Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

А вот с отменой Юрьева дня у историков полной ясности нет. Создается такое впечатление, будто несколько государей задним числом пытаются это злое дело друг на друга свалить.

Новым судебником 1550 года двадцатилетний Иван Грозный подтвердил Юрьев день, только вдвое увеличил т.н. «пожилое» — налог за пользование землей и помещичьим инвентарем. Тогда еще сам Иван был «не пожилой», да и не Грозный еще.

Известный советский и российский историк Руслан Скрынников, занимавшийся Иваном Грозным плотно и отнюдь не бывший его поклонником, тем не менее, считал необходимой историческую справедливость и отвергал стройную версию, возлагавшую на тирана ответственность за окончательное закабаление крестьянства. Вот что он писал:

«Древние архивы сохранили важнейшие крестьянские законы, изданные в правление Ивана Грозного, Бориса Годунова и первых Романовых. В длинной цепи недостает лишь одного, но зато самого важного звена — закона об отмене Юрьева дня, покончившего с крестьянской свободой».

«В ходе дискуссии были выдвинуты две основные концепции, — отмечал далее Скрынников. — Одна воплотилась в теории «указного» закрепощения крестьян, другая — в теории «безуказного» закрепощения. Известный русский историк В.Н. Татищев считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным законом 1592 г. После смерти злосчастного Бориса текст его закона был утерян, да так основательно, что никто не смог его разыскать».

Однако в противовес мнению Татищева, «В.О. Ключевский назвал исторической сказкой мнение об установлении крепостной неволи Годуновым. Не правительственные распоряжения, утверждал он, а реальные условия жизни (задолженность крестьян, «старожильство», тягло) положили конец крестьянским переходам».

Один из корифеев уже советской исторической науки Б.Д. Греков «создал стройную концепцию, согласно которой, в XVI веке в России появилась материальная база крепостного права — барщинная система, после чего Иван IV в 1581 г. издал указ о «заповедных летах». Понятие «заповедь» означало «запрет», а именно — запрет на крестьянский выход в Юрьев день».


Фото: РИА Новости

Напоминая об этом, Скрынников, со своей стороны, заметил: «Новейшие исследования выявили ошибочность представления о широком развитии барщины в России в XVI в. Детальный анализ источников привел автора этих строк к заключению, что при жизни царь Иван Грозный не издавал никакого указа об отмене Юрьева дня».

Закабалил же крестьян, по-видимому, все же его сын Федор Иванович, мягкий и слабовольный, находившийся под влиянием Бориса Годунова. Умен был Борис, да и великодушен, и зерно народу раздавал в голодные годы, а вот свободу как великое общественное благо, значит, не ценил.

Первым источником, четко сформулировавшим нормы «заповедных лет», как отмечал Руслан Скрынников, была царская жалованная грамота городу Торопцу в 1590 году. Царь разрешил властям Торопца вернуть в город тяглых людей, которые «с посаду разошлись в заповедные леты». Речь идет не о крестьянах, а о посадских, т.е. горожанах.

Также известно, что «в 1588 г. новгородский помещик Иван Непейцын затеял тяжбу с соседним монастырем. Он потребовал возвратить ему двух крестьян, Ваську и Трешку Гавриловых, на том основании, что они «збежали в заповедныя годы из-за Ивана из-за Непейцына из деревни с Крутца, а Иван был на государеве службе в Лямицах».

Эта информация поступила к историкам из первых переписей, точнее, описаний местности и населения обжитой на тот момент русской земли.

«К 1593-1597 гг. было завершено составление писцовых книг в главнейших уездах страны и в 1597 г. издали первый развернутый крепостнический закон, — писал профессор Скрынников. — Он не содержал пункта, формально упразднявшего Юрьев день. Но закон подтвердил право землевладельцев на розыск беглых крестьян в течение пяти «урочных лет».

То есть, поменять судьбу все-таки было можно, проведя где-нибудь в бегах пять лет. Датой же окончательного закрепощения крестьян считается 1649 год. Изданное тогда Соборное Уложение царя Алексея Михайловича предписывало бессрочно разыскивать беглых крестьян «с чады и домочадцы и со всеми животы назад, где хто жил».

Иван IV Грозный

Цари-крепостники, в отличие от Ивана Грозного, прославившегося карами в адрес собственной знати, имеют хорошую репутацию. Алексея Михайловича звали Тишайшим, хотя при нем и случилось восстание Степана Разина, а Федор Иванович пользовался народной любовью. Царь-освободитель Александр II, отменивший крепостное право в 1861 году, никакой особой любовью не пользовался и через 20 лет был убит народовольцами. Впрочем, дарованная им свобода оказалась далеко не полной. Разделаться с крепостничеством красиво и однозначно российскому правящему классу не удалось.

Всех когда-нибудь да объегорили

Остается добавить, что своего рода «отмена Юрьева дня», уже для городского населения, имела место в 1940 году, когда 26 июня президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений».

Понятно, что надвигалась война (как раз тогда Гитлер только что разгромил Францию). Но отменен указ сей был уже после смерти Сталина и крови людям попортил немало.

Ныне все это – дела давно минувших дней. Степень свободы в современном обществе несравнимо большая. Поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» имеет крайне малое хождение. Чаще встречается глагол «объегорить», тоже имеющий отношение к Юрьеву дню – но не в том смысле, что царь и знать обездолили крестьян, отняв свободу. «Объегорить» значило обмануть барина при уплате податей.

Леонид Смирнов

Егорий зимний (Юрьев день, серб. Ђурђиц) — день народного календаря славян, отмечаемый 26 ноября (9 декабря). Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков» и они могут нападать на всякий скот.

Два Егорья: один холодный, другой голодный.

Другие названия дня

Юрьев день, Осенний Юрьев день, Егорьев день, Волчий Заступник, Егорий осенний, Егорий с мостом, Юрий холодный, Юрий зимний, Георгий-Победоносец.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: преподобного Алипия столпника; освящение церкви великомученика Георгия в Киеве; святого Иннокентия, епископа Иркутского; священномученников Николая, Иоанна, Георгия, Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, преподобномученика Тихона; мученика Петра; преподобного Иакова отшельника Сирийского.

Историческая справка

26 ноября — дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 года двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 года подтвердил это положение.

Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно — 1580, 1581 или 1584—1585), а затем запрещено при Фёдоре Ивановиче законодательством 1590-х годов (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан). Но опубликованного закона об отмене Юрьева дня до сих пор не найдено. Соборное уложение 1649 года, изданное при Алексее Михайловиче, подтвердило запрет переходов тяглого населения и закрепление крестьян к земле (крепостное право). В связи с этими реформами в народе появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», которая отразила огорчение простых людей. Ныне поговорка употребляется в связи с разочарованием от невыполненных обязательств.

Так как Святого Георгия в народе также называли Егорием, в народе появился ещё один новый фразеологизм — «объегорить», означающий «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания».

Славянские традиции

С Егория волки могут хаживать возле дворов, а если повезёт, то и скороминку ухватить. У восточных славян считалось, что волки распущены и нападают на всякий скот с осеннего Юрия, который им «отмыкает» пасть.

В этнографической литературе встречаются единичные описания аграрных обрядов осеннего Егорьева дня. Одно из них было сделано рязанским этнографом Н.И. Лебедевой в 1920-е годы в с. Стафурлово Екимовской волости. Здесь на осенний Егорьев день молодёжь с каждого двора собирала по два «коня» (обрядовая выпечка). Собранные «кони» относились в поле, где все обращались к святому: «Егорий милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!» Принесённые «кони» закапывались здесь же в поле, в снегу.

В стародавнюю пору существовало местами поверье о том, что будто бы некоторые, особенно расчётливые люди — «из-за своей скупости» — ложились 26-го ноября (по ст. ст.) в гроб-домовину и засыпали по-медвежьему вплоть до самого вешнего Юрия тёплого.

Поговорки и приметы

Егорий зимний — охранитель скота, повелитель волков. Волк начинает ходить за добычей. С Егория медведь в берлоге засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам. Что у волка в зубах — то Егорий дал. Егорий с мостом, Никола с гвоздём. Волк воет у жилья — к морозу. Если до Егорьева дня бывает иней, то сев овсов в будущем году окончится до Егорьева дня. В Юрьев день ходили слушать воду в колодцах: коли тихо, не волнуется — зима будет тёплая, послышатся звуки – ожидай сильных вьюг и морозов. К Егорьеву дню обивают двери войлоком или рогожками, конопатят окна и погреба (Тамбовская губ.). Сколько на осеннего Юрия снегу, столько на весеннего — травы (белорус.). Судила Маланья на Юрьев день, на ком справлять протори. Весной Георгий с летом, Никола с кормом; в осень – Георгий с мостом, Никола с гвоздём.