Зачем бог дает испытания?

В ранние дни Восстановления, миссионеров часто призывали оставлять дома и семьи, иногда на несколько лет. В этом эпизоде видеосюжета, основанного на послании старейшины Хейлза на конференции (см. ссылку справа), миссионер прощается со своей женой.

«Я часто размышлял над вопросом, почему Сын Бога и Его святые Пророки, а также верные Святые претерпевают испытания и невзгоды даже тогда, когда стараются исполнять волю Небесного Отца?” – сказал старейшина Роберт Д. Хейлз, член Кворума Двенадцати Апостолов. «Почему это может быть трудно, особенно для них?… Зачем необходимо такое ужасное страдание? Для чего? С какой целью?”

Старейшина Хейлз ответил на эти вопросы в своем выступлении на Генеральной конференции в октябре 2011 года, сказав: «Задаваясь такими вопросами, мы понимаем, что цель нашей жизни на Земле заключается в том, чтобы расти, развиваться и укрепляться посредством собственного опыта. Как это происходит? Священные Писания предоставляют нам ответ одной простой фразой: мы ‘уповаем на Господа’”.

Надеющиеся на Господа

«Мы все проходим через проверки и испытания. Эти испытания в земной жизни позволяют нам и нашему Небесному Отцу увидеть, будем ли мы пользоваться своей свободой выбора, чтобы следовать за Его Сыном. Он уже знает и мы имеем возможность познать для себя, что, несмотря на какие-либо обстоятельства, «все эти испытания дадут опыт и будут во благо ” (У. и З. 122:7).

«Означает ли это, что мы всегда будем понимать наши испытания? Не имеем ли мы иногда повода, чтобы вопросить: ‘О Боже, где Ты?’ Да! Когда умирает супруг, то его супруга задается этим вопросом. Когда семья сталкивается с финансовыми сложностями, то отец задается таким вопросом. Когда дети отклоняются от правильного пути, мать и отец в печали произносят эти слова. Да, «вечером водворяется плач, а наутро радость” (Псалтирь 29:6). Затем, ранним утром, с возросшей верой и пониманием, мы встаем и принимаем решение надеяться на Господа, говоря: ‘Да будет воля Твоя’”.

Старейшина Хейлз говорил о том, что означает уповать на Господа, отмечая, что в Священных Писаниях, слово уповать означает надеяться, ждать и доверять.

«Надежда и доверие Господу требуют веры, терпения, смирения, покорности, долготерпения, соблюдения заповедей и стремления претерпеть до конца”, – сказал старейшина Хейлз.

Песни, которые не будут спеты

Старейшина Квентин Л. Кук, член Кворума Двенадцати Апостолов сказал, что понимание плана счастья Небесного Отца – ключ к упованию на Господа.

«Среди вопросов, наиболее часто задаваемых руководителям Церкви, есть следующие: «Почему справедливый Бог позволяет происходить этим несчастьям, особенно с хорошими людьми? Почему те, кто праведен и служит Господу, не застрахованы от трагедий такого рода?”

Хотя мы не знаем всех ответов, – сказал старейшина Кук, – нам известны некоторые важные принципы, позволяющие нам встречать трагедии с верой и уверенностью в том, что каждого из нас ждет светлое будущее”.

Основа веры

«Во-первых, – сказал он, – у нас есть Отец на Небесах, Который знает и любит каждого из нас лично и совершенным образом понимает наше страдание.

Во-вторых, Его Сын, Иисус Христос, есть наш Спаситель и Избавитель, Искупление Которого не только предоставляет возможность для спасения и возвышения, но и компенсирует все несправедливости жизни.

В-третьих, план счастья Отца для Его детей включает не только предземную и земную жизнь, но также и жизнь вечную, в том числе великое и прославленное воссоединение с теми, кого мы потеряли. Все ошибки будут исправлены, и мы будем видеть все с совершенной ясностью и безупречной перспективой и пониманием”.

Перспектива вечности

«С точки зрения ограниченной перспективы тех, у кого нет знания, понимания или веры в план Отца – кто смотрит на мир лишь через увеличительное стекло земной жизни с ее войнами, насилием, болезнями и злом, – эта жизнь может показаться угнетающей, хаотичной, несправедливой и бессмысленной”. …

«Многие не принимают во внимание, что в соответствии с Его всеобъемлющим и исполненным любви планом те, кто окажется в невыгодном положении не из-за своей ошибки, в конечном счете, не будут наказаны”. …

«Существует много разных испытаний. Некоторые из них становятся источником необходимого опыта. Неблагоприятные результаты в земной жизни не являются доказательством недостатка веры или несовершенства плана нашего Небесного Отца. Огонь расплавляющий реален, и качества характера и праведность, которые выковываются в трудностях, совершенствуют и очищают нас, подготавливая ко встрече с Богом”.

Пребывайте в терпении

Президент Дитер Ф. Ухтдорф, член Первого Президентства, говорил о благословениях терпения и веры в то, что Господь правильно выбирает время.

«Дети Израилевы ждали в пустыне 40 лет, прежде чем смогли ступить на землю обетованную. Иаков семь долгих лет ждал Рахили. Иудеи 70 лет ждали в Вавилоне, прежде чем смогли вернуться, чтобы восстановить храм. Нефийцы ждали знамения о рождении Христа, даже зная, что если знамение не придет, они погибнут. ИспытанияДжозефа Смита в тюрьме Либерти заставили даже Пророка Бога вопрошать: ‘Как долго?’

В каждом случае у Небесного Отца была причина, чтобы Его дети сталкивались с необходимостью ожидания”.

Призваны ждать

«Каждый из нас призван ждать по-своему”, – продолжал президент Ухтдорф. «Мы ждем ответов на молитвы. Мы ждем чего-то, что кажется нам в тот момент настолько правильным и хорошим, что мы не можем представить, почему это Небесный Отец медлит с ответом”.

Президент Ухтдорф вспоминал время, когда он готовился к тому, чтобы учиться и стать летчиком-истребителем, и проводил много времени занимаясь физическими упражнениями, в частности бегом. Во время забегов, президент Ухтдорф заметил, что мужчины, которые курили, выпивали и делали много других вещей, противоречащих Евангелию и Слову Мудрости, обгоняли его.

«Помнится, я подумал: ‘Минуточку! Не мне ли надлежит бегать и не уставать?’ А я как раз уставал, и меня обгоняли люди, которые явно не следовали Слову Мудрости. Я признаюсь: это беспокоило меня тогда. Я спрашивал сам себя: ‘Это обещание верно или нет?’

Ответ пришел не сразу. Но, в конце концов, я понял, что Божьи обещания не всегда исполняются так быстро или таким образом, как нам хочется; они исполняются в угодное Ему время и угодным Ему образом. Прошли годы, и я увидел ясное свидетельство мирских благословений, которые приходят к тем, кто соблюдает Слово Мудрости – вдобавок к духовным благословениям, которые приходят сразу от послушания любым Божьим законам. Оглядываясь назад, я твердо знаю, что обещания Господа, если и не всегда быстры, то всегда верны”.

ЛЕХАИМ МАРТ 2009 АДАР 5769 –3(203)

ИСПЫТАНИЯ ОТ Б-ГА ЧЕЛОВЕКУ ВО БЛАГО

Берл Лазар

В последнее время в наших беседах часто звучит тема трудностей,которые приходится переживать по тому или иному поводу. Мы говорили о трудностях,с которыми столкнулись в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом; обедах, которые обрушились на наших братьев в Израиле в результате непрекращающихсятеррористических вылазок «Хамас» с территории сектора Газа… Люди спрашивают: в чемпричина всех этих испытаний? Почему Б‑г допускает, чтобы мы страдали?

Многие считают, что трудностями и испытаниями Б‑г наказываетнас за плохое поведение. На самом деле правильное еврейское отношение к проблемеиное: Б‑г дает нам испытания, чтобы мы могли измениться к лучшему. И тогдапосле периода бедствий наступает улучшение, а сами трудности становятся как бы трамплиномдля человека, дабы он мог подняться выше в материальном, физическом и духовном плане.

Любой врач объяснит, что боль – это не наказание. Если у человека болит– это значит, где-то что-то не в порядке, и внутренние силы организма мобилизуются,чтобы победить болезнь. Если есть повреждение, а боли нет – значит, организм немобилизуется на борьбу, и человек может умереть.

Б‑г – не милиционер, который штрафует нас, например, за нарушениеправил движения. Он не хочет, чтобы нам стало плохо. Кстати, ведь и милиционер,когда штрафует нарушителя, делает это не со зла, а ради добра, чтобы пешеходы иводители соблюдали закон. Но милиционер не обязан нас любить. Между тем Б‑г –наш Отец, Он любит нас по-настоящему, как детей Своих. Так что для Него наказание– тем более не цель, Он хочет, чтобы любимые дети стали лучше!

Но значит ли это, что дети должны быть избавлены от трудностей и испытаний?Подумайте, как вы сами воспитываете своих детей, вспомните, как вас воспитывалиродители. Создать ребенку тепличные условия – это не самый правильный способ обеспечитьему хорошую жизнь. Чтобы вырасти сильным, чтобы уметь добиваться поставленных целей,чтобы получить правильные моральные представления – для достижения всего этого необходимонаучиться преодолевать препятствия.

Есть хасидская притча о царе, у которого был неблагодарный сын. Отецдавал ему все, чего тот ни потребует, даже предугадывал его самые трудноисполнимыежелания – и ни слова благодарности в ответ. Подданные любили царя за то, что оно них заботился, а от родного сына он ни разу не услышал даже «спасибо». Что делать?Советник царя предложил: «Ты должен изгнать сына из дворца на три дня – пусть поживетобычной жизнью, столкнется с трудностями. Тогда он научится ценить добро». Царютяжело было пойти на это, ведь он очень любил сына, но делать нечего: советник прав,если позволить сыну оставаться таким эгоистом, он станет плохим царем, и тогда всемугосударству придет конец. Царевича выставили за ворота, трое суток он голодал, спалгде придется, вынужден был выполнять тяжелую работу за кусок хлеба – зато по истечениисрока испытания, когда отец вновь ввел его во дворец, это был другой человек! Оносознал свои ошибки, стал платить добром за добро, заботиться о своих родителяхи своем народе.

Иные скажут, что вот де царь наказал сына и тот исправился. Но то,что предложил советник и сделал царь, не было «наказанием» в привычном смысле этогослова. Цель здесь была не в том, чтобы показать царевичу: вот он плохой и ему заэто тоже сделали плохо. Царевич не был «плохим» – он просто не использовал свойпотенциал добра. Чтобы позволить ему раскрыть свою душу, проявить свои силы, надобыло подвергнуть его испытаниям, поставить перед лицом жизненных трудностей.

Именно для того, чтобы каждый из нас мог в полной мере реализоватьсвой позитивный потенциал, существуют трудности, которые нам посылает Г‑сподь.Его действия можно сравнить с поведением хорошего тренера. Спортсмен, даже с самымилучшими физическими данными, никогда не установит рекорда, если тренер работаетс ним, что называется, «в щадящем режиме». Хороший тренер – это именно тот, ктоподвергает своего подопечного экстремальным нагрузкам, позволяющим проявиться всемталантам спортсмена.

Но хороший тренер никогда не даст спортсмену нагрузку, которая томуне по плечу. Подвергнуть тяжелому испытанию необходимо, но подвергнуть испытаниюнепосильному – этого настоящий тренер никогда не сделает, потому что знает, чтотак можно только загубить растущий талант, подорвать в нем веру в победу. И точнотак же поступает Б‑г! Мы, евреи, знаем и верим в то, что Б‑г никогдане подвергнет человека испытанию, которое тот не способен выдержать.

В известном анекдоте говорится, что однажды Б‑г призвал священника,муфтия и раввина и сказал им: «Ваша паства совсем испортилась – не могут жить вмире, все время грешат. Мое терпение иссякло. Я обрушу на землю новый потоп черезтри дня!» Священник тут же собрал людей в церкви, приказал им молиться и совершатьдобрые дела, чтобы после потопа попасть в рай. Муфтий тоже собрал мусульман в мечети,призвал к молитве и покаянию. А раввин обратился к евреям в синагоге так: «Вы доигрались– Б‑г решил устроить новый потоп. Вам осталось три дня, чтобы научиться дышатьпод водой».

Здесь в шутливой форме высказана очень глубокая мысль о еврейском подходек испытаниям, которые нам приходится преодолевать. Можно сказать так: Б‑гменя наказывает, потому что я плохой. Однако верующий еврей скажет: Б‑г хочет,чтобы я использовал всего себя – все силы, всю душу, весь свой потенциал, – чтобыпреодолеть поставленное Им препятствие и добиться победы!

А чтобы добиться победы, необходима очень важная вещь – вера. Вераспортсмена в то, что тренер работает с ним правильно. Вера ребенка в то, что советыродителей ему во благо. Вера каждого человека в то, что наш общий Отец и Создательнас любит и желает нам добра. А значит, поможет победить, если мы будем следоватьЕго указаниям.

Пословица говорит: «Надежда умирает последней». Добавим к этому: веране умирает вообще никогда.