Зачем нас создали?

Кому-то там, наверху, она нужна, чтобы ткать из нее другие невидимые миры.

А иначе — зачем? Зачем нам вообще это не поддающееся разуму чувство? Для воспроизведения потомства оно необязательно. Выживанию отдельно взятого индивидуума не способствует. Скорее, наоборот: глушит в нем все базовые инстинкты, вплоть до самосохранения.

А убери его из истории человечества — вся история рассыплется, как крыша без стен.

Я подумала об этом, когда встретила на лестничной площадке в Москве соседа. Маленького сгорбленного выбеленного временем старичка. Он шел в больницу к жене. Жена полгода лежала в коме. Старичку предлагали ее отключить. Старичок продавал вещи из квартиры и не соглашался. Каждый день он ходил в больницу и читал жене ее любимые книги. Некоторые знакомые считали, что старичок просто выжил из ума.

— Вы знаете, но я чувствую: она меня слушает! Просто ответить не может! И переодеваю ее на ночь только сам: Манечка не любит чужих рук!

Вот тогда я и подумала: этим «Манечка не любит чужих рук» можно заправлять космические корабли и лететь к звездам.

Конечно, на свете много по-настоящему великих историй любви. И есть люди, которые умеют их ткать кровью души лучше других, на века. Кто — вбивая свою любовь красками в холщовые полотна, кто — вытягивая из клавиш и струн нити чудесных мелодий, а кто — просто доставая из сердца щедрый светлый огонь. Правда, такой силы огонь легко превратить и в пожар. И тогда от страстей двоих могут запылать целые страны.

И все же. Когда человечество начинает массово вырабатывать ненависть, оно само сгорает в убийственных войнах. Не для того рождено.

Растить в себе драгоценную, высокой душевной очистки энергию тонких сфер. Вырабатывать эмоциональное сверхтопливо, которым мы согреваем остальные миры. Производить любовь. Это и есть наше дело в распределении труда во Вселенной. Наше главное предназначение.

Все остальное — от лукавого.

Русская Православная Церковь всегда стояла на защите интересов людей, кого принято называть социально неблагополучными: бездомные, одинокие старики, сироты, инвалиды. За последние лет десять в Москве при 1-й Градской больнице образовался настоящий общественный центр социального служения: училище сестер милосердия, организация добровольцев, посещающих одиноких стариков и интернаты для детей-инвалидов, служба помощи бездомным и многодетным и др. Вдохновителями многих общественных инициатив стали прихожане храма Благоверного царевича Димитрия, открытого при больнице, и настоятель храма, протоиерей Аркадий Шатов, руководитель Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы. В конце прошлого года из-за финансового кризиса многие социальные проекты Православной Церкви оказались под угрозой закрытия. Но, как считает отец Аркадий, страшнее любого финансового кризиса кризис милосердия, и в наших силах сделать все, чтобы он не наступил.

ПОСТ ИЛИ ДИЕТА?

– Отец Аркадий, сейчас идет Великий пост. Мы уже привыкли к тому, что пост – это в первую очередь определенные ограничения в пище. С этим многие считаются, воспринимая пост как очищение организма, заботу о здоровье. Сегодня редкий ресторан обходится без постного меню, почти как во времена Шмелева и Гиляровского. Но ограничивается ли пост диетой? И что вообще должен означать Великий пост в жизни христианина?

– Прошло уже более 2000 лет с тех пор, как в истории человечества совершилось событие, повернувшее весь ход мировой истории. Бог сошел к людям, принес себя за них в жертву. Он основал новое человечество на земле, и ниспослал тем, кто в Него верит, дар Святаго Духа. Сегодня люди снова могут на земле жить, как в раю. Но вместо этого за прошедшее время мы стали настолько прочно забывать о Боге, что не случайно наши времена называют еще и «постхристианскими». Церковь каждый год устанавливает особое время, чтобы с большей полнотой вспомнить все то, что совершил для нас Господь. Пост – это подготовка к воспоминанию о страданиях Христа, подготовка к празднованию его воскресения из мертвых. Это не просто возможность похудеть. Это система подготовки к воспоминанию о том, ради чего человек создан. Воздержание в пище является в ней лишь малой составляющей. Помимо физического поста Церковь считает необходимым и важным и молитвы, и доброделание. Если человек просто постится и не ходит в храм, постится, но при этом злится, раздражается, не делает ничего доброго, то Церковь говорит, что такой человек может быть уподоблен бесам. Некоторые думают, радость поста это просто разговеться. Конечно, если ты долгое время не ешь мяса, то через 48 дней поста, наверное, приятно съесть котлету. Но главная радость поста заключается в общении с Богом, и пост подготавливает нас к радости этого общения.

– То есть для соблюдения поста необходимо не только определенным образом ограничивать себя в еде, но и участвовать в особых богослужениях, которые проходят во всех православных храмах? Но кроме молитвы и поста вы упомянули еще о доброделании. Почему во время поста важно делать добрые дела? Кому их нужно делать: близким или совершенно незнакомым людям?

– Апостол Иоанн Богослов говорит: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Иоан. 4, 20). Действительно, если мы не любим людей, созданных по образу и подобию Божию, которые находятся рядом с нами, как мы полюбим Бога, чье присутствие не всегда ощутимо? Любовь к человеку подготавливает нас к встрече с Творцом. Если мы говорим о любви ко Христу, то понимаем, что Христос принял на себя человеческое тело, и каждый человек – это образ Бога. Когда мы не узнаем Христа в наших ближних, то мы и самого Творца любить перестаем. Если в человеке видеть только то, что вот один – бомж, другой – злодей, третий – кавказец, боюсь, что, когда произойдет встреча со Христом, у нас не получится его полюбить, потому что отношение к человеку у нас будет не таким, какого ждет от нас Бог. Человек сотворен так, что он должен быть источником любви. Человек создан именно для добрых дел, а не для того, чтобы наслаждаться. Не для того, чтобы отбирать кусок у брата и этому радоваться. Не для того, чтобы радоваться чужому горю, чтобы пользоваться своей властью за счет других людей, чтобы получать удовольствия от обладания своим телом. Человек создан для радости служения другому – это и есть любовь. Поэтому для человека должно быть естественно жить любовью, жить для другого. Это и есть нормальная человеческая жизнь. Но поскольку грех исказил нас, нам нужно постоянно напоминать о том, что для нас естественно. Чтобы к этому возвратиться, нужно заставлять себя делать добро, заставлять себя любить других людей. Если человек совершит это усилие над собой, то душа его свободно, радостно открывается навстречу другому. Тогда он начинает жить этой радостью. Единственной подлинной радостью, которая есть у человека.

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ»

– Считается ли служением ближнему благотворительность, ведь она не требует от нас ни особых усилий, ни любви к тому, кого мы облагодетельствовали?

– Важно, что чувствует человек, совершая пожертвование. Если он дает милостыню из сострадания к человеку, он делает доброе дело. Он и сам почувствует, что Бог отзывается на это его добро, по тому, как в сердце у него станет теплее. Но для благотворительности есть определенные условия. Во-первых, подавать милостыню нужно так, чтобы это не выставлялось напоказ. Нельзя трубить об этом на каждом перекрестке. Нужно «чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая» (Матф. 6, 3). Даже перед самим собой не стоит себя за это хвалить. Если жертвуешь тайно, то Господь, видящий это, воздаст тебе явно. Во-вторых, давать милостыню нужно разумно. Нельзя давать самоубийце веревку и пистолет. Не следует давать алкоголику бутылку. Нужно дать человеку то, что поможет ему жить. Если это бомж, который собирает деньги на выпивку, то не стоит давать ему деньги, а лучше дойти с ним до ближайшего магазина и купить ему какую-нибудь еду. Если кто-то просит деньги на похороны, а на документе стоит дата прошлого года, то такому человеку помогать вовсе не обязательно: он не просит, а обманывает.

– Сейчас во многих супермаркетах стоят контейнеры для сбора пожертвований, похожие больше на аквариумы, куда туристы бросают мелочь на память. Стоит ли участвовать в таких акциях? И вообще, нужно ли интересоваться, каким образом будут потрачены твои пожертвования?

– Если человек хочет помочь кому-то по-настоящему, а не просто отделаться от мелочи, конечно, он должен поинтересоваться, куда пойдут его деньги. Когда в конце прошлого года у нас возникли проблемы с финансированием многих социальных проектов, мы проводили благотворительные акции в магазине «Ашан», где собирали деньги на подарки к Рождеству для детей-инвалидов, для больных, которые не выходят из дома. Перед Днем защитника Отечества мы таким же образом собирали деньги для солдат, которые получили инвалидность во время войны и сейчас находятся в госпитале. Отчеты о том, куда пошли собранные средства, мы помещаем на нашем сайте Miloserdie.ru. Также на нашем сайте перечислены и проекты, которые сегодня нуждаются в постоянном финансировании из-за того, что многие наши благотворители не могут помогать в том объеме, как они это делали раньше.

– В чем причина того, что благотворительность всегда востребована, – в недостатке государственной поддержки? Или же государственной помощи не может быть достаточно по определению?

– Государство – это машина. Машина не может любить. Она не может дать то главное, что необходимо человеку. Необходима не только материальная помощь, но и личное участие. Сегодня у нас появилась возможность посещать детские дома для детей-инвалидов. Таких домов в Москве шесть. С появлением там добровольцев больные дети получили возможность чаще бывать на воздухе, слышать музыку. Есть у нас лечебные учреждения, где находятся дети со всех уголков нашей родины. Они лежат в отделениях без родителей. Например, в клинике Гельмгольца. Дети после операций на глаза не могут смотреть телевизор, чем заняты обычно дети в стационарах. Вечером с ними остается только одна медсестра. Нужно, чтобы кто-то пришел к ним, почитал, поиграл. Таких больниц много. Благо сейчас государство не препятствует этим начинаниям.

Вообще, когда в больницах появляются добровольцы, они привносят туда совершенно другой дух. Поначалу их нередко встречают как помеху, но зачастую под их влиянием и сотрудники начинают работать по-другому. Один батюшка рассказывал, что в отделении старшая сестра была чемпионка по матерным выражениям. Так вот, после появления в клинике добровольцев она перестала ругаться, изменила свое поведение.

Нужны добровольцы и одиноким людям. Сейчас наше общество помогает уже в 220 квартирах. Это тоже непросто. Как правило, пожилые люди не всегда приятны в общении: если человек хороший, наверняка ему и соседи помогут.

Необходима помощь и многодетным семьям. Государство призывает, чтобы у нас в семьях было больше детей. Но реально воспитывать детей в многодетной семье очень сложно. Мы проводили обследование детей из таких семей, которые учатся в нашей гимназии, и выяснили, что некоторые учащиеся спят на трехэтажных кроватях, некоторые спят вдвоем, некоторые спят по очереди на полу. Большинство детей не имеют своей отдельной комнаты, и даже отдельное рабочее место есть далеко не у всех. Эти дети меньше гуляют, нередко отстают в учебе, потому что мама не успевает заниматься отдельно с каждым ребенком. Я считаю, что это хорошо и нормально, когда много детей в семье, это закаляет человека. Тот, кто вырос в таких условиях, понимает, что не все только для него. С другой стороны, необходимо таким семьям помогать. Комуто нужно возить ребенка на занятия в музыкальную школу. Кому-то погулять с малышами.

«ЕСЛИ ТЕБЕ ПЛОХО, ПОМОГИ, КОМУ ЕЩЕ ХУЖЕ»

– Социальные программы помощи есть только при вашем храме Благоверного царевича Димитрия или, придя в любой храм Москвы, ты можешь стать участником дел милосердия?

– В Комиссию по церковной социальной деятельности каждый храм ежегодно представляет отчет. По этим данным нет таких московских приходов, где бы социальная работа совершенно не велась. Она очень разнообразна: кто-то помогает бездомным, кто-то ходит в приюты и детские дома. Во многом зависит это от инициативы мирян. Настоятель должен поддерживать их инициативу, но организовываться должны сами прихожане. Например, в нашем движении около 700 добровольцев, эти люди живут по всей Москве. Они сами себя организуют, назначают координатора. У нашей службы милосердия есть круглосуточный телефон – 972-97-02, – по которому звонят люди нуждающиеся. Так мы узнаем о тех, кому нужна помощь. Я не знаю священника, который бы отказался поддержать эту деятельность, но заниматься ею должны миряне.

– В русской истории традиции благотворительности, милосердия проходят через века. Многие высокопоставленные особы, включая членов царской семьи, не только жертвовали на приюты и богадельни, но и сами ухаживали за ранеными в госпиталях. Эта традиция навсегда утрачена или же она будет возрождаться?

– Я далек от верхушки нашего общества, но, насколько мне известно, проблема бездомных детей на вокзалах на сегодняшний день решена не без личного участия Людмилы Путиной, супруги нынешнего премьера. По ее инициативе были проведены совещания в каждом округе Москвы, создана система работы с такими детьми: милиция задерживает «беспризорников» на вокзалах, отвозит в больницу, оттуда они поступают в приюты, где могут находиться до выяснения их ситуации.

Это дало замечательный эффект – сейчас на вокзалах детей нет. Супруга нынешнего президента, Светлана Медведева, помогает возрождению медицинского центра при Марфо-Марьинской обители. Такое неформальное участие в решении общественных проблем должно стать нормой, без этого ничего не сдвинется.

Почему преподобномученица Елизавета смогла открыть обитель милосердия в центре Москвы? Вопервых, потому что у нее были замечательные личные качества. Но если бы она не была сестрой государыни, вдовой великого князя Сергия, московского губернатора, у нее ничего бы не вышло. Почему у нее в обители консультировали светила тогдашней медицины? Конечно, потому что у нее были связи. Если бы у каждого дома для детей-инвалидов был бы высокий покровитель, там была бы совсем иная ситуация. Мне кажется, во всех социальных учреждениях, больницах должны быть созданы попечительские советы. У больных, у сирот, у инвалидов должны быть друзья. И хорошо, если эти друзья будут иметь деньги и какуюто власть.

– Обрушившийся на нас кризис многих парализовал: кто-то боится остаться без работы, экономит уменьшенную вдвое зарплату. Как тут еще кому-то помогать?

– Есть замечательное правило: если тебе плохо, помоги тому, кому хуже, – и тебе станет легче. Если мы верим в Бога, мы знаем, что отданное другому я даю в долг самому Господу и он вернет мне обязательно. Я знаю, что люди, которые помогают другим, получают в ответ помощь от Бога, потому что своей помощью они помогают Творцу в устройстве этого мира. Когда трудно, нужно думать не только о себе. И в этом смысле кризис – это благоприятное время. Это своего рода проверка. Кризис – время для героев, для самоотвержения. Если люди пойдут по этому пути, то мы все преодолеем.

В наше время многие верят, что во Вселенной нет ни смысла, ни цели — только механическая работа бездумных природных сил, которые слепо привели нас в бытие и так же слепо уничтожат. Но христианская вера говорит о другом — во Вселенной разворачивается предвечный замысел любящего Создателя, направленный к нашей вечной жизни и вечной радости. Мы попробуем обозначить его основные этапы.

Творение

Вселенная, в которой мы живем, непредставимо огромна. Мы пользуемся разными единицами для измерения расстояний — в нашей квартире они измеряются метрами, в производственном помещении — десятками метров, в городе — километрами. Когда мы выходим за пределы нашей планеты, мерить километрами становится неудобно. Расстояние до Луны (среднее, потому что она обращается по эллиптической орбите) составляет 384400 километров; до Солнца — 149 600 000 километров. Поэтому астрономы за единицу измерения дальности приняли световой год. Это — расстояние, которое луч света — самое быстрое, что нам известно, — двигаясь со скоростью примерно триста тысяч километров в секунду, покрывает за год. До Солнца — восемь с половиной световых минут. До ближайшей к нам звезды (Альфы Центавра) — примерно четыре световых года. Размеры известной нам Вселенной составляют, насколько ученые могут подсчитать, десятки миллиардов световых лет.

В галактике — звездном скоплении, — к которой принадлежит наше Солнце, — несколько сот миллиардов звезд. Общее число галактик оценивается примерно в двести миллиардов. Древний псалмопевец говорит с благоговейным изумлением: Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Пс 8:4, 5). У нас еще больше оснований изумляться, чем у него, потому что мы разделяем его веру в то, что всё существующее — все эти бесчисленные звезды и галактики, всё, что мы видим и всё, что недоступно нашему взору, — создано Богом.

Зачем Бог меня сотворил? И в чем смысл создания Вселенной?
Бог, создающий Вселенную с помощью циркуля. Миниатюра из французской Библии. 1220—1230 гг. Австрийская Национальная библиотека, Вена

Мы, люди, созданы по образу Божию и наделены способностью к творчеству; мы примерно понимаем, что значит «творить». Писатель творит роман, художник — картину, композитор — симфонию. В каком-то отношении их творчество похоже на творчество Бога. Они вызывают к бытию то, чего не было раньше; их творения существуют только благодаря их воле и замыслу. Но есть и принципиальные отличия. Автор пишет на языке, который возник задолго до него; художник использует цвета и краски, которых он не создавал; композитор располагает в новом порядке звуки, которые не он придумал. Бог творит из ничего — Он не приводит в порядок какой-то уже существующий материал; абсолютно всё существующее в мироздании — время и пространство, цвета и звуки, мотыльки и архангелы — призвано в бытие из ничего Его творческой волей.

Роман или картина не исчезнут, если авторы про них забудут; материя холста и красок — как и книжных страниц — существует независимо от них. Но Вселенная каждое мгновение своего существования нуждается в Боге, и именно Он поддерживает в бытии каждый ее атом.

У людей бывают разные причины, чтобы творить, и нередко они просто пытаются восполнить какие-то свои нужды. Приобрести внимание других людей, социальный статус, просто заработать себе на хлеб. Это не обязательно плохо — многие изумительные шедевры были созданы потому, что художникам надо было кормить свои семьи. Однако даже в человеческом творчестве присутствует радость созидания как такового.

Бог творит не по необходимости — у Него нет нужд, которые Он искал бы восполнить. Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух — изначально обладает всей полнотой бытия, жизни, радости и любви.

Творение есть абсолютно свободный, ничем не вынужденный акт щедрости. Бог пожелал — при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (Иов 38:7) — разделить благо бытия с другими — с ангелами, людьми, мирозданием в целом.

Он терпеливо выращивал этот огромный сад — кварки, элементарные частицы, молекулы, минералы, затем растения и животных, — чтобы в него вошел тот, кто должен возделывать и хранить его, — человек, созданный по образу Божию.

Таинственное существо, принадлежащее к двум мирам — к миру материальному и миру духовному.

Люди глубоко укоренены в этом материальном мире, но у них есть нечто радикально иноприродное — бессмертная душа. Человек занимает совершенно особенное, центральное положение в творении Божием, объединяя и скрепляя собой эти два мира.

Как сказал поэт,

Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Но этим особенное положение человека в созданной Богом Вселенной не исчерпывается. Неживая материя неизменно повинуется законам, установленным Создателем; растения следуют своей генетической программе, животные — инстинкту. Человеку дано нечто гораздо большее — способность видеть себя со стороны, сказать «я», свобода — способность быть подлинным автором своих действий, способность к переживанию красоты и смысла, добра и правды, способность и стремление к познанию мира, и самое главное — способность вступить в доверительные, личные отношения с его Создателем, сказать Ему: «Ты, Господи!».

Все сотворенное по-своему отражает славу Божию, принимая благоволение Божие и питаясь Его благодатью; человек создан, чтобы отразить ее совершенно особым образом — не только принять Любовь Божию, но и вернуть Ему свою. Каждый мужчина и каждая женщина созданы, чтобы сделать это по-своему, и все вместе — чтобы познать и возлюбить Бога и возрадоваться Ему (и друг другу) вовеки. Мироздание приведено в бытие, чтобы быть домом и садом для вечной и бесконечно счастливой любви людей, ангелов и всех творений, семьи, глава которой — Бог.

Падение

Счастье в человеческой семье требует некоторых очевидных условий. Во-первых, люди должны согласиться быть счастливыми. Никого нельзя сделать счастливым в отношениях с другими помимо его (или ее) воли. Никто не может дать семейного счастья женщине, которая просто не хочет вступать в брак — каким бы идеальным ни был ее жених. Во-вторых, счастье предполагает личный рост — мы меняемся, делаемся другими, чтобы вместить это счастье. А растем мы, принимая решения, проявляя свою свободу; мы выбираем между верностью и изменой, заботой о других и капризным эгоизмом, доверием Богу или отказом Ему доверять.

Мы не станем честными и верными, пока у нас не будет возможности проявить честность (а значит, иметь возможность украсть — и не сделать этого) или верность (а значит, иметь возможность совершить предательство — и отказаться его совершать). Нельзя быть верным Государю, который ничего Вам и не доверял. Мы вырастаем в людей, способных к счастью — даже временному, тем более вечному — когда на каждом повороте добровольно избираем путь, который ведет к нему.

Но поскольку мы обладаем подлинной свободой и сами являемся авторами своих решений, мы можем выбрать и ложный путь. Мы можем выбрать несчастье. И наши прародители сделали именно это. И мы продолжаем это делать сейчас. Всё наше бытие несет на себе печать катастрофы космических масштабов, которую Церковь называет грехопадением. Именно эта катастрофа является причиной всего зла — всей боли, горя, потерянности и отчаяния нашего мира. Грех — не просто плохой поступок или совокупность плохих поступков; это глубокая порча самой человеческой природы, которая проявляет себя в конкретных актах зла, как, например, алкоголизм проявляет себя в конкретных актах выпивки. Иногда веру в испорченность человека и мира находят «мрачной». На самом деле, она полна светлой надежды — мы полагаем, что нынешнее состояние мира и нас самих ненормально, что мы созданы для чего-то намного лучшего, что в основании реальности лежит Божия любовь, создавшая нас для безграничного счастья, а несчастья, переживаемые людьми сейчас, есть проявление глубоко недолжного состояния мира. И мы верим в то, что это состояние будет исправлено.

Искупление

Искупление — очень обширное и многозначное понятие. Мы говорим, что кто-то искупил свою вину, когда он сделал — или претерпел — что-то, что позволяет исправить последствия его поступков и восстановить его отношения с людьми. Например, преступник отбыл положенное ему наказание, дурной человек исправился и приложил усилия к тому, чтобы загладить причиненное им зло, тот, кто нанес материальный ущерб, полностью за него расплатился. Но в искуплении, когда в него вмешивается Бог, появляется и другая сторона— оно не просто нейтрализует последствия совершенного зла, оно превращает их в почву, на которой растет какое-то новое добро. Один из примеров мы можем найти в Библии: это история Иосифа, которого братья из зависти продали в рабство вЕ гипет, где он после ряда событий занял высокое положение при дворе фараона и, благодаря свой вере и предусмотрительности, спас множество жизней, в том числе— своих братьев. Как говорит он своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей (Быт 50:20).

Зачем Бог меня сотворил? И в чем смысл создания Вселенной?
Распятие Спасителя
Испания, конец X века

Я знаю человека, который был героиновым наркоманом — он причинял великий вред себе и тяжкое горе своим родным. Он шел обычным в таких случаях путем: от редкого употребления ко все более частому, от меньших доз — к большим, от относительного житейского благополучия — к полному разорению и конфликтам с законом. Настал, однако, момент, когда он понял, что умрет, и очень скоро. Тогда он возопил к Богу о спасении и обратился за помощью — духовной и медицинской — в преодолении своего порока. Сейчас он уже давно не употребляет наркотики и работает в организации, которая оказывает помощь наркоманам. Его собственный страшный опыт дает ему возможность помогать другим людям, которые находятся в том же положении. Зло, которое он совершил в своей жизни, было не просто прощено и забыто после того как он покаялся и обратился к Богу, — опыт его преодоления оказался фундаментом для добра, которое иначе он не мог бы совершить. Бог одерживает победу над злом не тем, что совершенно не дает ему происходить (это значило бы лишить тварный мир самостоятельности, а людей — свободного произволения), а тем, что прекращает зло, а его последствия обращает в добро.

Бог трудится над искуплением падшего мира — многими, часто неизвестными нам и таинственными путями. Но центральные события истории спасения нам хорошо известны — они произошли около двух тысяч лет назад на Ближнем Востоке, в Палестине.

Им предшествует долгая подготовка — Бог избирает Себе народ, древний Израиль, общину верующих, которой Он открывается как единый и единственный Бог, Творец всего сущего. Он долго ведет этот народ и терпеливо учит его отвергать ложных языческих богов и хранить верность только Ему. Он также обещает через пророков приход Спасителя, который избавит людей от зла и греха и положит начало мессианской эре — эре восстановленной близости между людьми и Богом, эре мира и гармонии. Обо всем этом очень подробно повествует часть Библии, которую мы называем Ветхим Заветом; а Новый Завет начинается с события, ради которого все это совершалось. Вера ветхозаветного народа Божия достигает своей вершины в Деве по имени Мария, Той, которую, по Ее пророчеству, ублажат, то есть благословят и прославят, все поколения, потому что она станет Матерью Господа.

Через Нее сам Бог входит в сотворенный Им мир Человеком по имени Иисус из Назарета. Он становится эмбрионом, младенцем, ребенком, юношей, мужчиной. Бог-Сын становится Сыном Человеческим, человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Он входит в нашу историю изнутри, как один из нас, чтобы — как говорит Он сам — послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45). Мы не можем искупить себя, загладить свои грехи, восстановить наши отношения с Богом — это делает сам Бог в лице Иисуса Христа. Праведность проявляется в испытаниях; предельная праведность — перед лицом предельного зла. Любовь Божия сражалась за нас — и победила — когда мы возненавидели ее и распяли. Как говорит апостол, — Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим 5:6–8).

Величайший ужас и трагедия — предательство и убийство Сына Божия — оборачивается величайшим торжеством — Его воскресением.

Бог обращает смерть в жизнь, поражение в победу, безутешную скорбь — в вечное ликование. Силы греха и зла против своей воли служат лишь раскрытию любви Божией — теперь мы знаем Бога не только как Творца и Промыслителя, но и как Искупителя. Так, подобно ужасу Страстной Пятницы, все ужасы мира будут не просто изглажены — их преодоление послужит фундаментом для чего-то немыслимо радостного и прекрасного.

Царство

Царство Божие обычно понимается либо как место, куда спасенные отправляются после смерти, либо как полностью преображенное состояние мироздания, которое водворится после того, как весь этот мир переживет Суд Божий и окончательное разделение спасенных и погибших. То и другое не совсем верно. В притчах Господь описывает реальность Царства как посюстороннюю и уже присутствующую в мире.

Зачем Бог меня сотворил? И в чем смысл создания Вселенной?
Поклонение Агнцу
Испания, конец X века

Его присутствие описывается не как внезапная перемена, а как постепенный, долгий, даже незаметный для посторонних процесс роста — в притче о плевелах речь идет о том, как «взошла зелень и показался плод», в притче о горчичном семени — о том, как из маленького семени растет большое дерево, в притче о закваске — о том, как закваска постепенно меняет всё тесто.

Для тех, кто не хочет его видеть, Царство остается «неприметным», как говорит Господь: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17:20,21). Царство — это реальность, уже присутствующая в мире, которая со времени прихода Господа долгое время (дерево не растет за одну ночь) растет и развивается. Царство (возможно, было бы лучше перевести как «царствование») — это Церковь, реальность, в которой Христос царствует в жизни своих верных. В этом отношении Царство уже пришло с Воплощением, Проповедью, Смертью, Воскресением, Вознесением Спасителя и Сошествием Святого Духа.

Мы решаем — здесь и теперь — хотим мы сделаться подданными Царства или нет, принять совершенное Христом Искупление или нет. Бог обратил наркоманский опыт моего знакомого ко благу, когда он покаялся и обратился к Богу — и, если бы он отказался это сделать, он бы погиб. Христос может обратить самые горькие, страшные и даже позорные моменты нашей жизни ко благу — если мы предадим нашу жизнь Ему; Он может сделать нас подданными Своего Царства, если мы только Его примем.

В благочестивой семье, где все любят друг друга, в церковной общине, где люди трудятся над созиданием подлинного братства, мы уже видим острова Царства, оно уже проступает через реалии падшего мира.

В начале ХХ века были богословы, которые полагали, что Царство постепенно и плавно утвердится в жизни человечества по мере того, как евангельская закваска изменит нравы сначала в развитых христианских странах, потом и во всем мире. Такой взгляд был, с одной стороны, слишком пессимистичным, с другой — слишком оптимистичным. Человеколюбивое общество, отмеченное мягкими и кроткими нравами — это очень хорошо, но Бог уготовал нам нечто неизмеримо большее. Евангелие много содействует улучшению нравов, но возвещает оно — вечную жизнь. С другой стороны, ужасы ХХ века показали реальность сил зла и греха в мире и поставили под вопрос наивную веру в неотвратимый постепенный прогресс. Да, в 1911 году любой, кто рассказал бы о событиях последующего полувека, показался бы мрачным, гротескным фантазером, если не безумцем. Но мы знаем, что последовало за этим — кровавые войны, революции, утверждение неслыханных в истории идеологических тираний, массовые преследования и геноцид.

Поэтому гораздо разумнее держаться того, что прямо возвещается в Писании и Предании — Царство сделается явным и утвердится над всею землею, но только после ряда катастрофических событий, когда силы зла и противления предпримут последнюю — и, даже, как покажется на какое-то время, успешную — попытку утвердить свою власть над миром, и, главное, над умами и сердцами людей.

Эти силы найдут себе главу в лице всемирного диктатора, который будет претендовать не только на политическую власть, но и на религиозное поклонение — того, кого святой апостол Павел называет «человеком греха» и «сыном погибели», а апостол Иоанн — Антихристом. Его правление, однако, продолжится недолго — Господь Иисус положит ему конец, когда вернется во славе, чтобы судить живых и мертвых и преобразить всё лицо мира.

Жизнь будущего века

Наступит день, когда человеческая история, какой мы ее знаем, завершится. Время борьбы и испытаний, сомнений и страданий останется позади. Истинный Царь, Господь и Спаситель наш Иисус Христос, явится во славе, и Его Царство утвердится уже совершенно явным образом. Мертвые воскреснут, и все мы пожнем плоды того выбора, который совершили при жизни. Но это будет не конец — это будет начало. Утро незаходящего дня наступит после долгой и бурной ночи; усопшие в надежде воскресения и жизни вечной пробудятся, чтобы увидеть осуществление этой надежды. Как говорит Писание, И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Него уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его! …И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Ис 25:9, Откр 21:4).

Наши глубочайшие надежды осуществятся, наша жажда будет утолена, все творение будет исцелено. Мы увидим, как слава и радость спасенного мира будет больше, чем слава и радость первозданного.

Спасенное человечество будет вечно жить в доме своего Отца и с любовью возделывать Его сад. Мы не можем описать это в подробностях — наш язык неизбежно спотыкается при попытке говорить о реальности будущего века, но иногда Бог дает нам предчувствовать это; иногда нам помогает в этом красота природы или доброта людей, или творения великих композиторов и художников. Жизнь христианина — это жизнь в надежде и ожидании; мы знаем, что Божий замысел совершится, что любые скорби временны, а радость — вечна, и мы уже узнаем отблески этой радости в нашей душе.

Вопрос читателя:

Чем дольше живу, тем больше вопросов. Зачем Бог создал человека?Смысл какой? Ну проживёт человек 100 лет. Потом умрёт. Умрут его дети со временем, внуки, правнуки и т.д. Есть ли загробная жизнь, никем не доказано. Человек живет физической жизнью.

Читала Библию, Новый Завет возникло очень много вопросов. Ходила в церковь. Из 20 вопросов священник ответил кое-как на два, и то не прямо, а вокруг да около.

Я пыталась просчитать, откуда такое количество людей на планете. Пусть Адам и Ева прожили 1000 лет. Родили они 1000 детей. Каждый из них родил еще по тысяче. Ну не получается ни арифметическая, ни геометрическая, ни тригонометрическая прогрессия по производству людей. Тем более надо учитывать, что и в то время умирали, погибали в результате воин.

И откуда берутся души? И зачем Бог придумал совокупление? И сейчас насилуют детей, и на почве этого творят не понять что. Можно, наверное, было придумать что-то. Нужен ребенок- чихнул один на другого, вот и будет дите. Нет, нужно каждый день заниматься сексом (для удовольствия) Зачем? Можно было бы и другое удовольствие придумать, ведь это Бог. А так посмотришь всё живое начиная от букашек лезет друг на друга.

И ещё. Сначала Бог создал твердь, насадил красивыми деревьями, травой, создал животных. Последними создал Адама и Еву.Ева соблазнила Адама (женщина всегда виновата), Бог изгнал их из рая и сделал смертными. Но животные при чем? Они не совершали греха, почему они смертны? Значит, так задумано было изначала. Почему было не поставить херувима с огненным мечом охранять дерево? И дело совсем ни в том, что тем самым Бог дал им свободу и доверие. Уходя из дома, родители говорят своим очень послушным детям: «Спички не берите, газ не включайте». И хотя они знают, что дети не ослушаются, они всё равно перекрывают газ и убирают спички. Сейчас древо охраняет херувим с огненным мечом, от кого?

Валентина

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас Благословение! Дорогая Валентина, вопросов у Вас много, и это правильно. Сразу найти ответы на все не получится, потому что ответы не такие простые, и расширять и углублять их нужно всю жизнь. То, что священник не смог ответить, может быть, говорит о том, что вопросы слишком фундаментальные. Например, попросят Вас два человека объяснить, как взять сложный интеграл. И с одним Вы в два счета договоритесь, потому что он студент-математик и база у него есть, и Вам только уточнить кое-что нужно будет, чтобы он понял, а второй будет или студент-переводчик, или школьник, или человек, который окончил медицинский колледж. И с каждым из них нужно будет сперва и школьную программу по математике вспомнить, и дополнительный объем знаний пройти, чтобы перейти к сложному интегралу. И с кем-то это быстро пойдет, а кто-то долго будет осваивать программу, понимаете? Так что просто спокойно относитесь к поиску ответов.

Я сейчас скажу в целом, самое общее. Причины создавать человека у Бога не было. Он создал человека из любви к нему, из того, что хотелось разделить любовь, которая есть в Боге, с другим существом, другой личностью, похожей на Него, но не тождественной Ему. И все. Это не для цели, это потому что. Так что знайте, что Вы — дар любви и творение любви, как и каждый человек. И каждому человеку Господь дарует душу, он ее творит Сам, какого-то собрания душ нет.

Зачем Бог меня сотворил?

Бог творил человека не как конечное во времени существо: человек вечен. Как происходит земная жизнь, мы знаем, у нас есть ее опыт. Как происходит жизнь, когда душа отделяется от тела, тело идет в землю, а душа отрывается от него, мы не знаем, потому что в нашем опыте этого нет. Но человек сотворен для Вечности, сколько бы он ни прожил на земле, душа навсегда бессмертна. Весь вопрос в том, будет ли она в Вечности с Богом или без Него, и об этом — вся Церковь, и об этом история Адама и Евы. Вопрос о том, для чего им была дана свобода – из самых важных.

Творя человека по своему образу, Бог создал человека изначально свободным, и это правда ответ на вопрос. Дело было не в том, съедят они плод с дерева или не съедят, а в том, будут они с Богом или нет. Когда в Раю появился искуситель, у Адама и Евы была возможность позвать Бога и посоветоваться с Ним. Категорически неверно утверждение,что виновата женщина: Ева сделала свой выбор, Адам — свой, когда пошел за ней, а не стал выяснять, как ему быть. И после, когда плод был съеден, он довольно малодушно прятался и перенес всю вину на Еву и на Бога, Который дал ему жену, Вы же читали Книгу Бытия? В любой момент Адам или Ева могли выйти к Богу и спросить, что делать. Но они так не сделали, и в этом был базовый выбор: быть без Бога. Продолжая Вашу аналогию, газ перекрывают только когда дети малыши, никому в голову не придет делать такое с подростком или со взрослым человеком. И Адам был не ребенком: он назвал по именам всех животных, то есть вник в их суть (много ли зоологов сегодня смогут похвастаться таким знанием живой природы?). Взрослого человека родители не держат, он живет сам и сам строит свой путь, так и тут. Господь понимал, что свобода может обернуться этим, поэтому на Предвечном Совете было решено, как действовать, если человек все-таки отпадет от Бога. Для того на землю и пришел Христос, чтобы открыть каждому человеку возможность в Вечности быть там, где и должно быть — с Богом. Про животных да, увы, вышло так, что, когда человек отпал от Бога, вместе с ним отпал и мир, потому что это была вселенская катастрофа, и об этом апостол Павел как раз писал в Послании к Римлянам (8:22).

По поводу половых отношений у нас тоже есть текст. То, как все происходит сейчас, во многом (Вы можете прочитать по ссылке как раз) результат того, что человек отошел от Бога. Обязательности в этих отношениях никакой нет, есть монахи, которые живут без этого. А вот брак, союз любви – это соединение двух личностей, потому что любовь – это союз, соединение, при котором личности создают единое целое, каждая оставаясь при этом сама собой. Могу предположить, что телесное соединение таково именно как часть этого всецелого чуда единства двоих, которые любят друг друга. Как Вы понимаете, цель брака – это единство в любви, бытие на двоих (а не только быт), и половое соитие – это часть, грань и составляющая этого единства, но не 100%.

По поводу последнего вопроса приведу толкования. Вот как объяснял этот момент иерей Даниил Сысоев: «Адам сошел с высот Едема и сидя у затворенных врат сада каялся во грехе своем. Но чтобы потомки его, в противобожной гордыне не захотели силой захватить запретное для них бессмертие, Бог поставил охранять путь к древу жизни одного из высших ангелов-Херувима, и вокруг рая стал обращаться пламень меча (букв.) как некая огненная стена (возможно воспоминание именно о ней сохранилось в сказках рассказывающих о путешествии за тридевять земель за волшебным плодом)».

А вот так пишет преподобный Ефрем Сирин: «По изгнании прародителей из рая Бог, как написано, на восточной стороне рая сладости пристави Херувима и острие меча обращаемаго, хранити путь древа жизни. Оплот рая имел жизнь, потому что мог вращаться сам собой, чтобы охранять путь к древу жизни от того, кто мог пожелать его плода и дерзнул бы его сорвать. Но острие меча поразило бы того смертного, который пришел восхитить бессмертную жизнь.».

И, наконец, святитель Иоанн Златоуст: «Беспечность, какую они (первые люди) показали по отношению к данной заповеди, была причиной того, что так крепко загражден им вход в рай. Подумай, — Человеколюбец не удовольствовался тем, что поселил против рая, но повелел тем силам — херувимам и пламенному «обращающемуся мечу» стеречь путь, ведущий туда. Не без цели же (Моисей) присовокупил: «обращающийся», но для того, чтобы научить нас, что совершенно загражден был ему вход в рай, так как то оружие, обращаясь, заграждало все, ведущие туда пути и непрестанно возбуждало в нем страх и воспоминание».

Храни Вас Бог!