Зачем постятся?

Что дает пост человеку, зачем нужно поститься

постВопрос простой и сложный одновременно. Во многих СМИ сейчас повторяются публикации на эту тему. Большинство из них стараются подчеркнуть, что пост — это не диета и его главная составляющая духовная. Нисколько не спорю с этим 🙂 Но есть одно но и об этом будет сказано дальше.

Что дает пост человеку:

Во-первых, пост — это помощь.

Казалось бы, пост состоит из ограничений и вместо помощи должен создавать сложности. Но даже ограничение в еде помогает человеку становиться лучше, возрастать духовно. Это происходит следующим образом:

  1. Мы не делаем чего-то, в принципе, не очень важного, но того, чего очень хочется — не едим некоторые вкусные продукты, дисциплинируя себя и тренируясь управлять желаниями.
  2. Мы меньше думаем о развлечениях и вещах пустых, и больше о главном — выравниваем приоритеты, ставим главное на место, а второстепенное отодвигаем на задний план.
  3. Отсутствие в организме продуктов животного происхождения помогает облегчить эмоциональную нагрузку — легкое пищеварение приближает нас к легкости мышления и делает спокойнее.

Во-вторых, пост дает новые возможности:

Не употребляя некоторые продукты долгое время, мы потом лучше и ярче воспринимаем их вкус, нас радуют простые блюда и проходит бесконечное желание пробовать что-то новенькое, тяга к деликатесам и каким-то «супервкусным» блюдам — мы можем радоваться еде, не вкладывая много денег и времени.

Когда человек постится, он полноценно готовится к празднику, который следует за постом — Праздник приобретает особое значение, словно переход из одного состояния в другое. И радость праздника становится особенной, возвышенной и очень глубокой.

В поисках постных рецептов мы расширяем свой рацион — добавляем такие продукты, на которые до поста не обращали большого внимания. Часто это очень полезные продукты — овощи, бобовые, орехи, злаки, растительные масла разных видов.

Соблюдая пост, мы подаем хороший пример своим детям — личным примером учим их управлять своим «хочу» и уметь радоваться простым вещам, правильно расставлять жизненные приоритеты.

Те, кто постятся, чувствуют единство с другими постящимися, очень приятное чувство невидимой связи между людьми.

Выше описано, что дает человеку пост хорошего. А теперь перейдем к минусам и сложностям, которые иногда возникают, если мы начинаем поститься:
  1. Нас не всегда понимают окружающие. Некоторые люди настолько убеждены, что без мяса невозможно питаться, что считают пост ужасным ограничением для организма 🙂
  2. Некоторые люди из поиска попадают на постные рецепты из очень дорогих продуктов и решают, что поститься слишком накладно, а потому не для них.
  3. Некоторые люди выставляют свой пост напоказ и тем самым перечеркивают его пользу для души
  4. Некоторые люди слишком категоричны в соблюдении поста, чем обижают непостящихся
  5. Новички иногда совершают такие ошибки:

  • Выбирают степень поста неправильно, не по силам и потом плохо себя чувствуют
  • Совершенно не знают что готовить, так как нет навыка и знаний, и бросают свою затею, решив, что поститься могут только очень «сильные люди».
  • Забывают о духовной составляющей поста и вообще его главном назначении
  • Выбрав меру поста себе не по силам и постоянно чувствуя себя полуголодными, делаются нервными и раздражительными.

О последнем пункте как раз и будет наше «но», о котором я упоминала в начале статьи.

Итак, множество публикаций, отвечая на вопрос, что дает человеку пост, пишут примерно следующее:

«Очень важно помнить, что главное в посте не воздержание в еде, а очищение души». Все верно! Я бы даже сказала, верно абсолютно. Но…

Наблюдая за реакцией разных людей я заметила вот что:

Это утверждение очень нравится непостящимся 🙂 Как Вы думаете, почему?

В этом утверждении некоторые забывают, что фраза «главное в посте не воздержание в еде» вовсе не означает, что в еде поститься не нужно.

Тот факт, что ограничение в еде как раз и помогает очищать душу, упускается из виду.

Поститься или нет, личное дело каждого. Процитирую удивительно позитивные строки из Огласительного слова на Пасху Святителя Иоанна Златоуста:

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!

Чего всем и желаю, мои дорогие читатели сайта! 🙂

Солинка

В том или ином виде строгий пост существует во всех исторических церквях. По мнению верующих, он требует не столько физических, сколько духовных сил. По сути, это практика, во время которой все внимание постящегося концентрируется на собственной душе и ее отношении с Богом.

Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Рассказываем о формировании традиции.

Начало

В Евангелии сказано: «Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься». Первые верующие были евреями, они хорошо запомнили эти слова Христа и соблюдали пост во время иудейской Пасхи, надеясь тем самым искупить не только собственные грехи, но и грех соплеменников-распинателей. Однако позже, с появлением в конфессии крестившихся язычников, время празднования христианской и иудейской Пасхи разошлось, поститься в сам праздник запрещали видные богословы, в том числе Иоанн Златоуст.

Великий пост и Пасха. Светлое Христово Воскресение Великий пост и Пасха. Светлое Христово Воскресение Твердый переплет259 ₽282 ₽-8%В корзину

По одной из версий длинный строгий пост был предписан еще апостолами. Так, исполнять «апостольское поручение» призывали Папа Римский Лев Великий, Святой Иероним и Сократ Схоластик. Однако современные историки опровергают эту гипотезу, ссылаясь на более ранние свидетельства о формировании Великого поста. Из письма ведущего богослова II века Иринея Лионского узнаем, что он стал свидетелем разногласий, касающихся празднования Пасхи и дат поста: «Некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста».

Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса. Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты.

Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся. Так или иначе, но впервые термин Τεσσαρακοστή появился в пятом каноне Первого Никейского собора IV века. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста.

От сорока часов к сорока дням

Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась. Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни.

Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов (в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня). Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения., верующие начали поститься 40 дней. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса.

Постное меню: можно и нельзяПостное меню: можно и нельзя

Восток и Запад

Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся. Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней (до пятницы 6-й недели) именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы. Молитвенные правила и особенности стола восточных христиан строго регламентированы: здоровым людям предписывается отказ не только от мясной и молочной пищи, но и от еды с растительным маслом, а также от всего вареного или жареного в особо строгие дни.

Постный стол. Салаты. Супы. Рыба. Соусы. Сладкие блюда Постный стол. Салаты. Супы. Рыба. Соусы. Сладкие блюда Е.Молоховец Твердый переплет211 ₽В корзину

В Средневековье на Западе сформировался обычай поститься 6 недель (исключая воскресенья), в результате выходило 36 дней, которые назывались «Духовной десятиной года», однако ради исполнения числа 40 каноники добавили еще 4 дня. В результате католический пост начинается в Пепельную среду. Божественные литургии западных христиан прописаны так же четко, как и у восточных, а вот пищевые ограничения иные. Здесь практикуется «воздержание», а не полный отказ. Строгие запреты на различные виды еды на Западе тоже действовали довольно долго, что стало, например, причиной печально известного анекдота про капибар, мясо которых католическая церковь в свое время отнесла к разряду постных продуктов, из-за чего христиане Южной Америки почти истребили несчастных животных.

Однако в 1966 году Папа Павел VI ввел новые правила поста, сохранив запрет на мясо по пятницам, из дней же строгого поста оставил обязательными только два: Пепельную среду и Великую пятницу. Конечно, регламент Павла VI — только минимум, и любой адепт западной католической Церкви может взять на себя дополнительные ограничения, не обязательно связанные с пищей.

G
M
T

Звуковая функция ограничена 200 символами
Настройки : История : Обратная связь : Donate Закрыть

Ныне все чаще приходится слышать, мол, не надо строго поститься, главное – не мяса не есть, а ближнего. Люди, немного знакомые с историей Церкви, в своих рассуждениях о бесполезности поста идут еще дальше и говорят, что многодневные посты придумали монахи, следовательно, мирянам, которые в большинстве загружены физическим трудом, так много поститься нельзя.

На первый взгляд, аргументация людей, придерживающихся либеральных взглядов на пост, довольно убедительная. Разве не бывает так, что человек усердно постится, тщательно изучает, присутствует ли молоко в составе печенья, которым его угощают, но в то же время может быть грубым и невоздержанным по отношению к домашним и коллегам по работе, часами просиживать в интернете, рассматривая неприличные изображения.

Действительно, в монастыре, где все братья добровольно подчинены определенному Уставу, поститься намного легче, чем в мирских условиях. Напротив, в больших семьях не все могут и хотят соблюдать постный устав, а потому на хозяйку дома во время поста при готовке пищи ложится двойная нагрузка: нужно приготовить пищу и постную, и скоромную, что существенно увеличивает время труда и количество затрат. Также непросто поститься тем людям, которые каждый день выполняют тяжелую физическую работу или серьезно болеют.

Как определиться? Большинство все-таки выбирает для себя легкий путь, сводя пост к минимуму, или совсем не постится. Известно, что западные христиане почти полностью упразднили телесный пост и главный упор делают на его духовную составляющую. При этом они оправдывают себя словами святого пророка Исаии: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:6–8).

Невозможно не согласиться со святым Исаией, который почти за тысячелетие в точности пророчествовал о рождении, страдании и воскресении Христа Спасителя. Проблема лишь в том, что очень часто каждый из нас вместе со святым апостолом Павлом может признаться: «Закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:14–24).

В то же время вместо того чтобы, подобно апостолу, раскаяться в своей греховности и приложить все усилия для искоренения её, мы склонны по-всякому оправдывать себя и обвинять в своих неудачах других людей – домашних, соседей, начальников, политиков и т. д. В результате получается, как в басне И. Крылова «Лебедь, щука и рак» – «воз и ныне там», то есть не происходит никакого духовного роста, ибо мы неправильно определили цель своей жизни: вместо концентрирования всех сил души – воли, сердца и чувства – на изменении себя мы пытаемся трансформировать окружающий нас мир.

Если при таком бедственном духовном положении мы игнорируем пост, то окончательно загоняем себя в тупик, из которого нет никакого выхода. Как свидетельствует опыт многих поколений христиан, лишь пост способен нас окрылить и помочь нам подняться над всеми проблемами, чтобы с высоты духа нелицемерно и правильно оценить свои возможности, выделить и укрепить в нашей жизни необходимое и отбросить второстепенное. То есть пост помогает посмотреть на себя как бы со стороны и правильно оценить ситуацию.

Еще пост дает возможность снять с лица маску, которую мы надеваем в зависимости от ситуации и окружающих нас людей. То мы притворяемся милосердными, то строгими, то образованными; то мы вынужденно улыбаемся и высказываем свое одобрение, а в душе таим злобу и ненависть. Пост позволяет стать самим собой и, кроме того, открывает для нас перспективу не казаться, а быть по-настоящему добрыми, искренними, щедрыми, любящими и любимыми.

Тот, кто отказывается от поста, пресекает возможность правильного духовного роста и обрекает на жалкое, преисполненное бесконечных дрязг со своими ближними существование.

Неумеренные плотские удовольствия могут утешить лишь временно, ибо они стремительно сокращают нашу земную жизнь и обрекают на мучения в жизни будущей. Воздержание же душевных и телесных чувств при кратковременной скорби и неудобствах дарует нам возможность насладиться подлинной духовной радостью в этой жизни и перенести её в жизнь вечную. Грядущий Рождественский пост, если мы проведем его нелицемерно, поможет нам подготовить ясли нашей души, хоть и скудные добродетелями, для вмещения самого дорогого – Христа.

Архимандрит Маркелл (Павук)