Задачи в стихах 3 класс

Углокруг
«Углы твердят, что Круг неточен»,**
Углы твердят, что он порочен,
Что постоянно замкнут Круг,
Что недовольны все вокруг,
Что закругляться и дела
Ему сдавать пора пришла.
***
Квадрат и Круг
Если вписан круг в квадрат,
Он квадрату — младший брат.
Если круг вокруг квадрата,
Младший брат тогда — квадрат.
***
Невписанная окружность
От Ромба мало что осталось –
Окружность всё разворотила
И, бросив:
– Малость не вписалась. –
Она куда-то укатила.
***
Судья Квадрат
Хоть прямоват и угловат,
Но справедлив судья Квадрат.
Считает он,
Что быть должны
Всегда
Все стороны
Равны!
***
Диагонали обидели
Плачут две Диагонали:
– Нас, мы только что узнали,
Хитрый Параллелограмм
Разделил…
напополам.
***
Уравнение сомневается
Сказало скромно Уравнение:
– Позвольте выразить сомнение:
Боюсь, во мне не хватит места
Для сорок первой неизвестной.
***
Весёлая математика
Прибавить 2 руки к лопате,
Потом ещё желание.
Чтоб потрудиться хорошо,
Умножить на старание.
Позвать сюда детей и взрослых
И разделить на них работу,
Да так, чтоб поровну всем было,
А после вычесть неохоту.
Получим тогда неплохой результат:
Красивый, цветущий черешневый сад…
***
Печальная арифметика
Вот пешеход
Бредёт едва
До пункта «Б»
Из пункта «А»…
Сорок восемь километров!
Против бурь и против ветров!
Ноги его
Заплетаются,
И с пути он всё время
Сбивается,
И тяжко бедняге
Приходится,
И с ответом
Никак он не сходится!
И в холод,
И в тьму
Навстречу
Ему
Выходит
Другой
Пешеход.
Он тоже идёт, идёт…
И час он идёт, и два,
И болит
У него
Голова…
И не виден никто впереди…
И, наверно, он сбился с пути!..
Может случиться:
В таком-то часу
Съедят его волки
В дремучем лесу!..
А дорога
все
не кончается,
А задача не
получается!..
***
Про единицу
В отдельной квартире
Живёт Единица,
И добрых соседей
Она сторонится.
Сидит у окна
Эта тощая дама —
И смотрит надменно,
И держится прямо.
«Ну что там творится?» —
Глядит она строго.
А в мире всего
Удивительно много!
Много дорог,
Ещё больше дорожек.
Много собак,
Но не меньше и кошек.
Много прохожих,
Немало машин.
Есть даже несколько
Горных вершин.
Сидит Единица,
Пьёт кофе с корицей
Чашку за чашкой,
Как заводная.
И только вздыхает:
— Одна я!
Одна я! —
Дети уехали,
Внуки пропали,
Племянники тоже
писать перестали.
И только недавно
Пришла ей записка,
А там непонятное:
«Вы — эгоистка!»
***
На уроке математики
Учитель был ужасно удивлён:
«Ты все примеры смог решить, Антон?!»
«А что вам показалось удивительным?
Я просто стал примерным и решительным!»
***
Десять негритят
Десять негритят пошли купаться в море.
Десять негритят резвились на просторе.
Один из них утоп, ему купили гроб.
И вот вам результат: девять негритят…
Один негритенок пошел купаться в море.
Один негритенок резвился на просторе.
Но не пошел ко дну – завел себе жену…
И вот вам результат – десять негритят!
***
Сложная задача
Я сижу и чуть не плачу,
Вот так задали задачу:
У Антона яблок — пять,
Надо два из них отнять.
Из задачника пример.
Составитель — изувер!
Он бы глянул на Антона:
Мышцы — словно из бетона,
Сам размером с каланчу…
Видно, двойку получу.
***
Задачка на сложение
В небе тучек —
Восемь штучек,
И еще —
Тринадцать тучек.
И еще
В сторонке — пять.
Рядом с ними —
Пять опять.
Если
Сложишь
Тучки эти,
То получишь
Дождь
В ответе.
***
Бутерброд
Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрел Бутерброд.
***
Таблица умножения
Дважды два равно четыре,
Трижды девять — двадцать семь.
Это всем известно в мире,
И давно известно всем.
Шестью восемь — сорок восемь,
Пятью девять — сорок пять.
Это где кого ни спросим,
Знают все и будут знать.
Ну, а если кто-нибудь
Скажет вдруг, что это муть,
Не запустит он ракету,
Не построит самолёт,
И я спорю на конфету —
На волшебную планету
Ни за что не попадёт!
***
Таблица умножения
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней – умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
Умножения Таблица
Всем нам в жизни пригодится,
И недаром названа
УМНОжением она!
***
Математику мы любим,
В жизни нам она нужна!
Изучаем классом дроби:
Число делим на число.
Вычитание, сложение,
Знаки «больше» и «равно».
Да! Великая наука!
Ты даешься нелегко.
Мы задачки все решаем
И примерчики считаем.
Потому что «классный» наш –
Математик –высший класс.
Поругает, пожурит
И …простит.
Обижать мы Вас не будем,
Математику мы любим.
***
Математика важна,
Математика нужна,
Математика – наука,
Мыслить учит нас она.
Математика – царица всех наук,
Только не дается все без мук.
Если хочешь ты на свете умным быть,
Непременно нужно математику учить.
Занимайся и старайся, не ленись.
На пятерки все смелее ты учись.
Все получится, конечно, у тебя.
И со знаниями будешь ты всегда.
***
Дважды два равно четыре,
Трижды девять — двадцать семь.
Это всем известно в мире,
И давно известно всем.
Шестью восемь — сорок восемь,
Пятью девять — сорок пять.
Это где кого ни спросим,
Знают все и будут знать.
Ну, а если кто-нибудь
Скажет вдруг, что это муть,
Не запустит он ракету,
Не построит самолёт,
И я спорю на конфету —
На волшебную планету
Ни за что не попадёт!
***
Цифру к цифре мы прибавим,
Между ними крестик ставим.
Намотай себе на ус:
Этот знак зовется «плюс».
Из цифры вычтем мы другую,
Ставим черточку прямую.
Этот знак мы узнаем,
«Минус» мы его зовем.

Задачи в стихах.

* * *

Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два — под березой,

Один — у осины,

Сколько их будет

В плетеной корзине?

* * *

На поляне у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

* * *

Принесла слону обезьяна

Два банана.

Вот обрадовала подарком

Вапикана.

Был один банан у него,

Посмотрите.

Теперь сколько стало всего

Подскажите!

* * *

Сколько раз твердили кошке:

Некрасиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом

ижет кашу языком.

С поросенком еще хуже;

Он опять купался в луже.

И козленок непослушный

Съел четыре грязных груши.

Сколько было непослушных?

* * *

В класс вошла Маринка,

А за ней — Аринка,

А потом пришел Игнат.

Сколько стало всех ребят?

* * *

На качели, на качели

В зоопарке звери сели.

Два пятнистых леопарда

Солнцу улыбаются

И со старым добрым львом

Весело качаются.

(Сколько всего зверей?)

* * *

На плетень взлетел пётух,

Повстречал еще там двух

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

* * *

Три яблока.

Одно сорвать

Ручонка так и тянется.

Но прежде надо сосчитать

А сколько же останется?

У кошки — три котенка.

Они мяучат звонко.

В лукошко мы глядим:

Куда пропал один?

Вдруг видим: из-под лавки

Его выиосйт кошка.

Он первым встал на лапки

И вылез из лукошка.

(Сосчитайте сколько котят в корзине сидят?)

* * *

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

* * *

В огороде пугало

Рукавами машет.

В огороде пугало

Разгоняет пташек.

Три спаслись на загородке.

В небеса взвилась одна.

А последняя не трусит —

Очень храбрая она.

(Сколько было птичек?)

* * *

В кормушке сидели

Лишь три только птицы.

Но к ним прилетели

Еще две синицы.

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Пусть скажет скорее

Каждый из вас.

* * *

Алеша на руку надел рукавицу,

И палыды-умельцы попали в темницу.

Спокойно сидели б они-взаперти,

Да брата большого не могут найти.

Живет он отдельно в своем терему,

И братья не знают дороги к нему,

(Сколько братьев у большого палыда?)

* * *

Только я в кусты зашла —

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик,

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

* * *

Возле кадки две лопатки,

Возле грядки три лопатки.

Все лопатки сосчитать!

Сколько будет? Ровно… (Пять)

* * *

Три цыплёнка стоят,

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей?

* * *

Забежал щенок в курятник,

Разогнал всех петухов.

Три взлетели на насест,

А один в кадушку влез.

Два — в раскрытое окно,

Сколько было их всего?

* * *

Потеряла крольчиха крольчат,

А крольчата лежат и молчат.

Один — за ветлой,

Двое — за метлой,

Один — под листком,

Двое — под кустом.

Притаились они и молчат.

Сколько вы насчитали крольчат?

* * *

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петю — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой.

(О каком богатыре идет речь в этой загадке?

Перечислите, чем может угостить лес).

* * *

На большом диване в ряд

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок,

Помогите вы Танюшке,

Сосчитать ее игрушки!

* * *

Сколько знаю я дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом,

* * *

Три больших, три маленьких,

Маленьких, удаленьких —

Целая семья опят.

Сколько их на пне сидят?

* * *

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сколько всего рыб и птиц?)

* * *

У Наташи — кукла Маша.

Мишка плюшевый — у Паши.

У Танюшки — кошка.

У Жени — матрешка.

Лошадка — у Павлуши.

Машина у Илюши.

(Сколько всего игрушек?)

* * *

У нашей Аленки

Капуста в бочонке,

Огурчики в кадке,

Морковки на грядке.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке,

Бобы на окошке,

Петрушка в ладошке,

(Сколько всего видов овощей вы насчитали?)

* * *

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой —

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой —

Зайка косой.

Следом за ними —

Еж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

* * *

Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы: —

Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек; по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!

Трое читают.

А эти вдвоем.

Что-то рисуют старательно.

* * *

Соседу задачку про водоем

Нужно решить обязательно.

Вот и тебе задачка, мой друг:

Сколько друзей собралось вокруг?

* * *

Вот котенок-озорник

К блюдцу с молоком приник.

Вот другой.

Ему смешно

Видеть пса через окно,

Вот еще один сидит,

Тихо мышку сторожит.

Три других моих котенка

Спят, мурлыча потихоньку.

Вот задача для ребят —

Всех пересчитать котят!

* * *

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек?

Опустился тихий вечер

Над тропинкою лесной.

Белка цокнула при встрече —

Поздоровалась со мной.

Заглянула мне в корзинку,

Где лежали шесть опят.

— Подари-ка половинку!

— Поделиться? Очень рад!

(Как разделить шесть опят пополам?)

* * *

Влетели к девочке в окно две птички-невелички.

Потом за ними заодно

Еще четыре птички.

Порхали птички над столом,

Чирикали и пели,

Почти минуту, а потом

Куда-то улетели,

Обратно — порх — черёз окно,

Одна, за ней четыре.

Так сколько с девочкою той

Осталось их в квартире?

* * *

Решила старушка ватрушки испечь.

Поставила тесто да печь затопила.

Решила старушка ватрушки испечь,

А сколько их надо — совсем позабыла.

Две и тучки — для внучки,

Две штучки — для деда,

Две штучки — для Тани,

Дочурки соседа…-

Считала, считала да сбилась.

А печь-то совсем протопилась,

Помогите старушке —

Сосчитайте ватрушки.

* * *

Упал орех у тропинки,

Разбился на две половинки.

Никак не поделят три ворона

Две половинки поровну.

Но тут — такая потеха!

Упало еще два ореха.

* * *

Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки,

Рыбак Корней

Поймал трех окуней.

Рыбак Евсей —.

Четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки?

Наша Маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две Матрешки на окошке,

Две Аринки на перинке,

Две Танюшки на подушке,

А Петрушка в колпачке

На дубовом сундучке.

(Сколько всех?)

* * *

У Аленки в гостях

Два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане, .

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

(Сколько всего гостей?)

* * *

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Два несут травинку,

Два несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой?

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою-лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел,

Он считать ведь не умел.

Помоги ему скорей,

Посчитай-ка всех зверей.

В хоре семь кузнечиков

Песни распевали.

Вскоре пять кузнечиков

Голос потеряли.

Сосчитай без лишних слов,

Сколько в хоре голосов?

* * *

На базар петух ходил.

Семь жилеток там купил.

Двух сынков одёл,

Двух дочек —

* * *

Любовался ими очень.

Сам надел, одел наседку,

Не забыл и про соседку.

(Сколько жилеток оказалось у соседки?) –

* * *

К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок

Прилетело на урок?

* * *

Семь мартышек, семь соседок

Со своих сбежали веток.

Все повисли до одной

На хвостах вниз головой.

Раскричались, раскачались,

Меж собою передрались.

Больше всех досталось в драке

Самой главной забияке.

С ветки сбросили ее.

Сколько будет без нее?

* * *

К медвежонку в день рождения

Собрался народ лесной:

Ежик, волк, енот, барсук,

Заяц, лось, лисенок-друг.

Посчитайте поскорей,

Сколько было всех гостей!

* * *

Слон, слониха, два слоненка

Шли толпой на водопой.

А навстречу три тигренка

С водопоя шли домой.

Сосчитайте поскорей,

Сколько встретилось зверей?

* * *

Шесть грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте ка вопрос:

Сколько он грибов принес?

* * *

На полянке в день весенний

Под высокою сосной

По тропинке я шла,

Подосиновик нашла.

Походила по опушке —

Отыскала три волнушки.

Пошла леском —

Моховик под листком.

Я шагнула напрямик —

Увидала боровик.

Наклонилась ниже —

Под сосною рыжик.

Повернула я назад,

Начала грибы считать.

* * *

На тарелочке семь слив,

Вид их очень уж красив.

Съел четыре сливы Павел,

Сколько мальчик слив оставил?

* * *

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

Восемь храбрых малышей

Переходят вброд ручей.

Один отстал: «Домой хочу».

Сколько их пришло к ручью?

* * *

За одним большим

Столом

Сели рядом с гномом

Гном.

Белоснежка с ними

Вместе

Стол накрыла

Честь по чести.

У нее во всем порядок!

Только сколько ложек

Надо?

Сколько мисок?

Сколько чашек’

С молоком?

Составляет длинный

Список

Самый мудрый старый гном,

(Помогите ему, ребята)

* * *

Повел ротозей

В поле гусей:

Пять белых…

Два серых…

А где же конопатый?

И сколько их было?

Кто скажет, ребята?

* * *

Вот приехал Дед Мороз,

Всем подарки он привез:

Зайку — Галине,

Мишку — Марине,

Соне — матрешку,

Коле — гармошку,

Толе — барабан,

Рите — сарафан,

Нине — сказки,

Римме — краски.

(Сколько всего подарков насчитали?)

* * *

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

* * *

Мы — большущая семья,

Самый младший — это я. —

Сразу нас не перечесть;

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем —

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей?

* * *

Играли ребята в прятки.

Прятались все:

Коля — в овсе,

Оля — за Колей,

Егорка — за горкой,

Андрейка — за лейкой,

Тимошка — за кошкой.

Лена — за сено,

Светка — за веткой,

Филипп — за гриб.

А пес Барбос пришел —

Сразу всех нашел.

(Сколько детей играли в прятки?)

* * *

Ежик по грибы пошел,

Восемь рыжиков нашел.

Шесть грибов в корзинку,

Остальных — на спинку.

Сколько рыжиков везешь

На своих иголках, еж?

Шли четыре гусака,

Вдаль глядели свысока.

Сколько шло голов и ног —

Сосчитаешь ли, дружок?

* * *

У пенечков пять грибочков

И под елкой три.

Сколько будет всех грибочков?

Ну-ка, говори!

***

Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели:

Пять румяных наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

* * *

Бегали по лесу

Восемь резвых коз,

Беленьких и сереньких,

Вверх задравши хвост.

Пять козочек белых.

Сколько было серых?

* * *

Два снегиря и шесть синиц.

Ребята, сколько всего птиц?

* * *

Три яблока было у Коли,

Пять дали товарищи в школе

Яблок сколько всего

Стало, друзья, у него?

* * *

У этого цветка

Четыре лепестка.

А сколько лепестков

У двух таких цветков?

* * *

Посадила бабка в печь

Пирожки с капустой печь.

Для Наташи, Кати, Вовы

Пирожки уже готовы

Да еще один пирог

Кот под лавку уволок.

Да в печи — четыре штуки.

Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги

Сосчитать все пироги.

* * *

В зоопарке я бывала,

Обезьянок я считала,

Две сидели на доске,

Две играли на песке,

А четыре грели спинки

Сколько их,

Скажи без запинки.

* * *

Двое шустрых поросят

Так замерзли, аж дрожат.

Посчитайте и скажите:

Сколько валенок купить им?

* * *

Три гуся летят над нами,

Три других за облаками.

Два спустились на ручей.

Сколько было всёх гусей?

* * *

Случай в Петербурге

Отряд улан взошел на мост,

То было в воскресенье.

Но, раскачавшись, рухнул мост,

Упал от сотрясенья!

Никто из них не утонул:

Один поплыл, другой нырнул,

Шестерка крепких остальных

Повисла на цепях стальных.

Дополни нам картину ту:

Так сколько шло их по мосту?

* * *

Цапля по болоту шагала,

Лягушат себе искала.

Трое спрятались в траве,

Шесть — под кочкой.

Сколько лягушат осталось?

Только точно!

* * *

Сбежала от Федоры посуда:

Три стакана, три чашки, три блюдца.

Кто сосчитать готов,

Сколько было беглецов?

Взял Антон лукошко.

В лее пошел Антон,

Набрал грибов немножко

И их считает он:

Две лисички, две волнушки,

Два груздя и три чернушки.

Сколько же грибов в лукошко

Положить успел Антошка?

* * *

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Три несут травинку,

Три несут былинку,

Три несут иголки.

Сколько их под елкой?

* * *

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал трех окуней.

Рыбак Евсей — четырех карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки? ^

* * *

Все ли здесь цыплятки-детки,

Надо сосчитать наседке:

Шесть — на грядках, три — во ржи.

Сколько их всего, скажи?

* * *

Кошка вышила ковер.

Посмотри, какой узор:

Три большие клеточки,

В каждой по три веточки.

Села кошка на кровать,

Стала веточки Считать,

Но никак не может.

Кто же ей поможет? ‘

* * *

Еж спросил Ежа-соседа:

«Ты откуда, -непоседа?»

«Запасаюсь я к зиме.

Видишь яблоки на мне?

Собираю их в лесу.

Шесть принес да три несу».

Призадумался сосед:

«Это мало или нет?»

Поскорее дай ответ!

* * *

Девять воробушков

На ветке рядком

Весело чирикали —

Каждый о своем.

Трактор проехал,

Разлетелись все;

Шесть летят к деревне,

А сколько в траве?

* * *

Рано-рано, в пять утра,

Слеталась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи, стрижи, щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

(Сколько всего птичек вы насчитали?)

* * *

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала.

Поля полет,

Паша пашет,

Варя варит,

Валя валит,

Света светит,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу. подружку Тоню —

Подрисую что-нибудь!

(Сколько друзей нарисовала девочка?)

* * *

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Гречку загорелую

И пшеницу зрелую,

И бруснику спелую.

Дыню полосатую,

Свеклу бородатую

И морковь хвостатую.

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

Осень принесла.

(Сколько всего подарков осени вы насчитали?)

* * *

Три бельчонка маму-белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама-белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих —

Сколько каждому из них?

Что подарил нам сосновый бор?

Восемь маслят и один мухомор.

(Сколько всего грибов?)

* * *

Что так начало

Греметь?

Ульи строит наш

Медведь.

Ульев сделал он

Лишь семь —

На два меньше, чем

Хотел.

(Сколько ульев хотел сделать мишка?)

* * *

Два гуся летят над нами,

Два других за облаками,

Пять спустились за ручей.

Сколько было всех гусей?

* * *

Однажды десять обезьян,

Болтая вечерком,

Дойти до самых жарких стран

Задумали пешком. —

А я, пожалуй, не пойду, —

Промолвил павиан —

В зоологическом саду

Не станет обезьян.

(Сколько обезьян отправилось в жаркие страны?)

* * *

На удочку Андрей

Поймал шесть окуней.

А друг его Сергей

Трех небольших ершей.

Сосчитай без лишних слов

Этих мальчиков улов.

* * *

Семь листьев

Вася сам собрал,

Два листика Алеша дал.

Скажите, сколько у него

Осенних листиков всего?

* * *

‘На качелях две Елены,

А с мячом Иван, Игнат.

Две Ирины прибежали

На скакалках поскакать.

Валя, Зина и Егор –

Вот и в сборе весь наш двор.

А теперь скажите мне,

Сколько деток во дворе?

Авторы:

Фомина Ирина, 9 класс Рыжкова Ангелина, 9 класс

В математике огромное количество формул, определений, правил, которые сложны для запоминания. Мы обратили внимание на то что, определение биссектрисы знают все. Почему? Потому что биссектрису многие поколения знают, как «крысу, которая ходит по углам и делит угол пополам». Получается, что удачно подобранная фраза, определение в стихотворной форме позволяют легко запомнить то, что обычно требует усиленной работы памяти. А возможно ли придумать самому что-нибудь аналогичное?

Цель работы: создание сборника правил по «Алгебре – 7 класс», составленного в стихотворной форме.

Задачи:

  • Изучить применение правил в стихотворной форме по математике в работах математиков древности;
  • Ознакомиться с современными стихотворными математическими правилами;
  • Самостоятельно составить дидактические стихи по математике за курс 7-го класса;
  • С результатами нашей работы познакомить учащихся 7 класса для практического применения их в процессе изучения алгебры.
  • Оформить брошюру » Алгебра-7 в стихах»

Актуальность проекта: Уроки алгебры будут эмоционально насыщенными благодаря использованию учителем стихов. Поэтическая речь воздействует на воображение, ассоциативное мышление, обусловливает внутреннюю активность.

Гипотеза исследования: Применение правил по алгебре в стихотворной форме будет способствовать повышению интереса учащихся к изучению математики, качества знаний учащихся.

Этапы работы над проектом:

  • Анализ учебной литературы и выбор основных правил и определений.
  • Проведение опроса среди учащихся 7 класса.
  • Обработка результатов опроса, построение диаграммы, выводы.
  • Преобразование правил и определений в стихотворную форму.
  • Подборка рифмованных правил и определений других авторов.
  • Изготовление сборника правил.
  • Создание презентации.

Теоретическая часть работы над проектом

«Математик должен быть поэтом в душе»
(С.В.Ковалевская)

В математике встречаются понятия и правила, запоминание которых, даже осознанное, происходит тяжело. А между тем известно, что одна удачно подобранная фраза позволяет легко запомнить то, что требует усиленной работы памяти.

Мы провели эксперимент с учащимися 7 класса. В программе есть правила раскрытия скобок. В учебнике алгебры они звучат так:
«Если перед скобками стоит знак плюс «+», то этот знак и скобки опускаются, а слагаемые, стоящие в скобках остаются без изменений».

«Если перед скобками стоит знак минус «–», то этот знак и скобки опускаются, а у слагаемых, стоящих в скобках меняются знаки на противоположные».

Мы предложили учащимся это правило в интересной, стихотворной форме.

«Если перед скобкой минус,
Он ведёт себя как вирус.
Скобки сразу все съедает,
Знаки в скобках всем меняет.
Ну, а если плюс стоит,
Он все знаки сохранит!».

И что же произошло — это правило моментально запомнили почти все учащиеся 7 класса. А правило из учебника вызвало проблемы для запоминания.

В результате, мы провели опрос учащихся. Были задан следующий вопрос:

Легко ли запоминаются правила в стихотворной форме?

  • «Да» — ответили 97% учащихся 7 класса.
  • 3% учащихся не испытывают затруднений при запоминании правил из учебника.

Мы поняли, что мы находимся на правильном пути.

Мы решили поработать над вопросом: привлекал ли данный вопрос математиков, живущих в давние времена.

Карл Вейерштрасс утверждал, что «нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе». Оказывается, поэтами были многие восточные ученые-энциклопедисты средневековья. Достаточно упомянуть лишь таких крупных мусульманских ученых, как Ибн Сина (Авиценна) (X-XI в.), аль-Хайям (XI в.), аль-Беруни (XII в.), Ибн аль-Ясмин (XII в.), Ибн аль-Хаим (XV в.) и Ибн Гази (XV в.). Они сделали много в науке вообще и в математике особенно.

Великий математик и философ Омар аль-Хайям был известен в Европе сначала как поэт. Даже бытовало мнение о том, что есть два Хайяма: один математик, а другой поэт. Потом выяснилось, что это одна и та же личность, в которой объединились два разных качества: он был великим математиком и одаренным поэтом.

Если окунуться с головой в историю, то можно установить, что среди учёных-математиков много таких, которые сочиняли математические стихотворения и поэмы, в которых описывались математические формулы и задачи, а также их решения.

Очень известна во всем мире рукопись Ибн-аль-Хаим аль-Фарда (1402 г.), которая представляет собой дидактический труд по арифметике и алгебре, составленный в стихотворной форме, из 59 стихов. К сожалению, они не переведены на русский язык.

В книге Бирмана, изданной в 1795 г. и озаглавленной «Введение в устный счет», можно найти такое «поэтическое» прославление вычислений в уме:

Доску мою вы отложили,
Меня вы этим не смутили.
К чему теперь доска моя,
Когда в уме считаю я.
Как быть мне, девушке веселой,
С доской большою и тяжелой
Везде она помехой будет,
Пускай я дома, пусть на людях.
Но прежде без доски не раз
Могли обсчитывать ведь нас,
Теперь же я в уме считаю,
Все незаметно проверяю.
И как-то проще думать мне,
Яснее стало в голове,
Науки легче постигать.
Как хорошо в уме считать.

А как обстоит этот вопрос в современное время? Мы очень рады, что познакомились с книгой Волгоградского автора О.В.Панишевой.

Работа содержит математические определения, правила , теоремы в стихотворной форме разных авторов по программе математики 5-11 классов. Нас, конечно, заинтересовал материал алгебры 7 класса.

Приведем примеры нескольких стихов.

Гимн формуле

Формулы всюду – в космосе, в небе,
К Северу, в Африку с ними плыви.
Даже в кино есть такое названье,
Как в алгебре, помните,
«Формула любви»
В физике, в химии формулы,
Нам их не сосчитать.
Алгебра нам поможет
Формулы изучать!
Надо уметь составить,
Надо уметь доказать!
Надо ее использовать,
Ну а короче, — знать!
И. Кушнир, Л. Финкельштейн

Подобные слагаемые

Эти члены очень удобные,
Называются просто – подобные.
Мы совет эффективный дадим:
Заменяй эти члены одним.
Вступай скорее с многочленом в бой!
Подобные члены отметь чертой!
Одной, двумя что бы было быстро,
Цветной, прерывистой или волнистой!
При сложении не надо быть робким:
Как уже учили – оперируй со скобками!
Если знак «минус» – смотри не зевай!
В каждом слагаемом знаки меняй!
И.Кушнир, Л.Финкельштейн

О формуле (a+b)²

Думаем, что будет очень кстати
Нам поговорить об a плюс b в квадрате
Потому что, скажет вам открыто
Эта формула особо знаменита!
Ее учили столько лет назад,
Что знал ее наш питеканттроп – брат.
Итак, учить начнем ребята
Все начинается с квадрата.
Чтоб дело быстро шло –
В квадрат возводим первое число,
И здесь, конечно, снова будет кстати,
Сказать, что записали а в квадрате.
Но только чтоб продлить стихотворенье,
Прибавим к а произведенье
Трех чисел: 2 и букв а и b
Да, тех, которые сидели на трубе.
А эти в алгебре, ни на какой трубе.
Зовут удвоенным произведеньем: 2ab.
И лишь тогда получим результат,
Когда прибавим еще один квадрат.
В третий раз все будет кстати –
Прибавим проcто b в квадрате.
И в заключении – три слова:
Наша формула готова!
И.Кушнир, Л.Финкельштейн

Практическая часть работы над проектом

Мы взяли основные темы алгебры 7 класса и сочинили собственные стихи по шести темам.

Тема: «Числовые выражения, выражения с переменными»

Любые числа вы возьмите,
К ним знаки действий примените,
Или в скобки заключите:
Получите выражение числовое,
Не какой-нибудь другое!

Если скобки все раскрыть,
Сложить, умножить, разделить,
То получится значение
Числового выражения.

Если в выражении
На нуль вы встретите деление,
Никто найти значенье не сумеет
Оно смысла не имеет.

Если в гости к числам буква забежала
И между ними где-то стала,
То получите непременно
Выражение с переменной.

Выражение с переменной
Значение имеет несомненно.
Числом букву замените
И пример скорей решите!
Можно подставить три, а можно двадцать, минус пять.
Значений выраженья с переменной невозможно сосчитать.

Тема: «Определение степени. Свойства степени»

Произведение a на а возьмем, его квадратом назовем,
Если три множителя взять, то кубом будем величать.
А если множителей n
и каждый равен a,
Это должен каждый знать:
Степенью будем называть!
Если степени с одинаковым основанием умножим,
То показатели мы сложим,
Если степени делит начать,
То показатели мы будем вычитать,
Если степень в степень возвести,
То произведение показателей придется нам найти!

Тема: «Что такое функция?»

Две переменных повстречались,
Подружились, обвенчались.
Общую фамилию взяли,
Свое семейство «функция» назвали.

Переменная х никому не подчиняется,
Независимой называется
Аргументом красиво величают,
Главой семейства назначают

Переменная у зависимой является
Она аргументу подчиняется
По характеру решили имя дать
Функцией от аргумента решили назвать

Все значения переменной х
Область определенья составляют
Значенья переменной у
Значеньями функции называют.

В семействе одно правило выполняется
Никем и никогда не нарушается:
За каждое значенью х , все знают,
Единственное у отвечает!

Тема: «Определение многочлена. Сложение многочленов»

Друзья, сложите одночлены, получите вы многочлены.
Многочлены чтоб сложить,
Нужно скобки все раскрыть.
Если перед скобкой «плюс»,
То смело скобки убирайте,
Знак ни один вы не меняйте.
Ну а если перед скобкой важный «минус»
знак стоит, Он нам вот что говорит:
«Скобки, друзья, вы убирайте,
Только вот не забывайте:
Знаки все до одного вы
вы непременно поменяйте!»

Тема: «Формулы сокращенного умножения»

Если сумму мы в квадрат возводим
квадраты слагаемых находим,
их произведение на два умножим
и результаты вычислений сложим.
Если разность, квадратов мы определяем,
удвоенное произведенье вычитаем.
Если сумму выражений на их разность умножаем:
Разность квадратов получаем.
Разность квадратов легко найти мы сможем:
Разность выражений на их сумму перемножим.

Тема «Уравнение и его корни»

Если два выраженья с переменно взять,
Между собой их приравнять
Получите непременно
Уравнение с переменной.

Если числом букву заменить
И верное равенство получить
Число то корнем назовем
И вот как мы его найдем.

Слагаемые с буквой в левой части соберем
Все числа – в правую перенесем.
Если слагаемые перемещать
То знаки нужно все менять

Подобные слагаемые приведем
И неизвестный множитель найдем
И – уравненье решено,
Совсем не страшно нам оно!

Чтобы с результатами нашей работы познакомились все желающие, мы оформили сборник стихов » Алгебра – 7 в стихах».

Надеемся, наш сборник вас заинтересует.

С нашими стихами мы постепенно, по мере изучения тем, знакомили с учащимися 7 класса. Каждому ученику 7 класса мы подарили наш сборник.

Оценка нашей поэзии:

  • Наши стихотворные правила понятны и запоминаются легче — 94% учащихся 7 класса.
  • Легко могут запомнить правила в любой форме – 6 % учащихся 7 класса

Оценка учителя математики в 7 классе:

«Применение правил в стихотворной форме заинтересовало учащихся, способствовало лучшему запоминанию теоретического материала, повышению качества знаний»

Мы очень рады!

Значение нашей работы: Правила в стихах на уроках алгебры создают на уроках в 7 классе положительную атмосферу, способствующую пониманию и запоминанию правил и законов алгебры. Удачно рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах требует усиленной работы памяти. Подобные приемы не только знакомят учащихся с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, развивают чувство рифмы. А если подобрать или нарисовать иллюстрации к ним, то ученик будет воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно.

Практическая значимость: Практическая значимость работы состоит в том, что сборник «Алгебра в стихах» повысил интерес учащихся к изучению математики, качество знаний учащихся.

Результаты работы:

  • Изучили вопрос об отношении учащихся 7 класса к определениям в стихотворной форме;
  • Рассмотрели примеры правил по алгебре в стихах в работах математиков древности;
  • Ознакомились с современными стихотворными правилами по алгебре.
  • Сочинили собственные стихи по теоретическому материалу алгебры 7 класса.
  • Проанализировали отношение к нашей поэзии учащихся 7 класса.
  • Составили сборник «Алгебра в стихах».

Творческая работа учащихся 6 А класса

МОУ «СОШ № 110», г. Омск «Задачи в стихах»

  1. К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки

Сколько лодырей сорок

Прилетели на урок?

Решение:

7-3=4(с)

Ответ: 4 сороки.

  1. Скоро 10 лет Серёже,

Диме нет ещё шести.

Дима всё никак может

До Серёжи дорасти.

А на сколько лет моложе

Мальчик Дима, чем Серёжа?

Решение:

10-6=4(г)

Ответ: на 4 года.

  1. Я, Серёжа, Коля, Ванда-

Волейбольная команда

Женя с Игорем пока

Запасных два игрока

А когда подучатся

Сколько нас получится?

Решение:

1+1+1+1+2=6(ч)

Ответ: 6 человек.

  1. Задали детям в школе урок.

Прилетают в поле сорок сорок.

Десять взлетели,

Семь на ели

Сколько осталось в поле сорок?

Решение:

40-10=30(с)

Ответ: 30 сорок.

  1. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 13 окуней.

Рыбак Евсей – четырёх карасей.

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

Решение:

13+4+2=19(р.)

Ответ: 19 рыб.

  1. К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по 3 морковки съели.

Кто считать ребята, ловок,

Сколько съедено морковок

Решение:

1) 3+2=5(з.)

2) 5*3=15(м.)

Ответ: 15 морковок.

  1. Есть кадамба цветок,

На один лепесток

Пчёлок пятая часть опустилась.

Рядом тут же росла

Вся в цвету сименгда

И на ней третья часть поместилась.

Разность их ты найди,

Её трижды сложи

И тех пчёл на Кутай посади.

Лишь одна не нашла

Себе места нигде

Все летала то взад, то вперед и везде

Ароматом цветов наслаждалась.

Назови теперь мне,

Подсчитавши в уме,

Сколько пчёлок всего здесь собралось.

Решение:

1)

2) (п)

Ответ: 15 пчёл.

  1. Медведь с базара плюшки нёс,

Но на лесной опушке

Он половину плюшки съел

И плюс ещё полплюшки.

Шёл, шёл, уселся отдохнуть

И под «ку-ку» кукушки

Вновь половину плюшки съел

И плюс ещё полплюшки.

Стемнело, он ускорил шаг

Но на крыльце избушки

Он снова пол-остатка съел

И плюс ещё полплюшки,

С пустой кошёлкою, увы

Он в дом вошёл уныло

Хочу, чтоб мне сказали вы

А сколько плюшек было?

Решение:

1) (п.) в 1 раз.

2) (п.) во 2 раз.

3) (п.) в 3 раз

4) 1+1+1=3 (п.)

Ответ: 3 плюшки.

  1. Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Ребята, считайте скорей

Сколько осталось вещей?

Решение:

1+1+1+1+1+1=5(в)

Ответ:5 вещей.

  1. Майским вечером

К пеструшке

На блины пришли

Подружки:

Три несушки,

Три клохтушки

Сколько курочек

В избушке?

Решение:

3+3=6(к.)

Ответ: 6 курочек.

  1. Нововыезжей в Россию иностранной мадаме

Вздумалось оценить свое богатство в чемодане:

Новой выдумки нарядное фуро

И праздничный чепец а ля фигаро.

Оценщик был русак

Сказал мадаме так:

«Богатства твоего первая вещь фуро

Вполчетверта дороже чепца фигаро,

Вообще же стоят не с половиною четыре алтына,

Но настоящая им цена только сего половина».

Спрашивается каждой вещи цена,

С чем иностранка к россам привезена.

(«Вполчетверта» — в 3 раза) 1 алтын = 3 коп.

Решение:

1)алтына- имущество мадам.

2) копеек

3) (копеек) чепец

4) (копейки)- фуро

Ответ: копейки; копейки.

12) В магазин пришли с работы

Покупатели Еноты,

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

Говорит продавец:

— Две копейки огурец!

— Дайте нам по огурцу!

— Заплатите продавцу!

— Сосчитаем:

Дважды два…

Дважды два – четыре?

— Да!

— Очень точно! Молодцы!

Забирайте огурцы!

13)Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы слова считать.

Зайка, зонтик, змей, корзина,

Ваза, воздух и резина,

Зубы, козлик и тазы,

Зоопарк, завод, возы.

Посчитай-ка, не ленись,

Да смотри не ошибись.

Ответ: 13 слов.

14)В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Иринка,

А за ней Маринка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

Ответ: 5 ребят.

15) На базаре ёжик

Накупил сапожек

Сапожки по ножке — себе

Поменьше немножко — жене

С пряжками — сыну

С застёжками — дочке

И всё уложил в мешочке

Сколько в семействе у ёжика ножек?

И сколько купил на них ёжик сапожек?

Решение:

1)1+1+1+1=4

2)4*4=16

Ответ: 16ножек; 16сапожек.

16) Чтобы дом построить новый,

Запасают тёс дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Сколько материалов надо

Для строительства дома?

Ответ: 7 видов

17) Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

картошку,

капусту,

морковку,

горох,

петрушку и свёклу.

Ох!…

Сколько овощей принесла хозяйка с базара?

Ответ: 5овощей.

18) Король сказал королеве:

«Сейчас вдвое больше лет,

Чем было вам тогда,

Когда мне было столько лет,

Сколько вам теперь.

Когда же вам будет столько лет,

Сколько мне теперь,

Нам вместе будет 63 года»,

Сколько лет каждому из них?

Ответ: 28 лет королю, 21 год короле.

19) За десять дней пират Ерёма

Способен выпить бочку рома.

А у пирата у Емели

Ушло б на это две недели.

За сколько дней прикончат ром

Пираты, действуя вдвоём?

Решение:

1) рома выпил Ерёма за один день.

2) рома выпил Емеля за один день.

3) рома выпили вместе за один день.

4)1:дня.

Ответ: 5дня.

20) Ни у кого из тысячи

Пиратов не наберётся тысячи дукатов

Но даже самый маленький

Пират

Имеет всё же хоть один дукат,

Так можно ли сказать о

Тех пиратах,

Что среди них — безусых и

Усатых,

Косматых, безбородых, бородатых-

Есть двое одинаково богатых!

Ответ: есть двое одинаково богатых

21) Шёл отряд солдат:

Десять рядов по 7 солдат в ряд.

их было усатых.

Сколько там было усатых солдат?

Сколько там было безусых солдат?

их было носатых.

Сколько там было носатых солдат?

Сколько там было курносых солдат?

Решение:

  1. 10*7= 70 (с.)
  2. 70*(с.) – усатых.
  3. 70 – 56= 14 (с.) – безусых.
  4. 70 * (с.) – носатых.
  5. 70 – 28 =42 (с.) — курносых.

Ответ: 56 усатых, 14 безусых, 28носатых, 42курносых.

22) Шли 7 старцев.

У каждого старца по 7 костылей,

На каждом сучке по 7 кошелей,

В каждом кошеле по 7 пирогов

В каждом пироге по 7 воробьёв.

Сколько всего?

Решение:

7+49+343+2401+16807+117649=137256

Ответ: всего 137256.

23) Жили-были два Романа

И имели они по 2 кармана.

В каждом кармане по 10 монет

Это составляет конфет.

Сколько конфет у Романов?

Решение:

1) 2*2=4 (кармана).

2) 4*10=40(монет).

3) 40:100 (конфет).

Ответ: 100 конфет.

24) Если Грушам дать по груше,

то одна в избытке груша.

Если дать по паре груш,

То не хватит пары груш.

Сколько Груш и сколько груш?

Решение:

Х Груш. 2*Х – 2 = 1*Х + 1

Х=3 3 Груши

3+1=4 (груши)

Ответ: 3 Груши и 4 груши.

25) Как-то рано поутру

Птицы плавали в пруду

Белоснежных лебедей

Втрое больше чем гусей.

Уток было 8 пар –

Вдвое больше чем гагар.

Сколько было птиц всего,

Если нам ещё дано,

Что всех уток и гусей

Столько, сколько лебедей.

Решение:

1) 8*2=16(уток)

2) 16:2=8(гагар)

3) Х-гусей

3Х — лебедей

3Х=Х+16

2Х=16

Х=8

8(гусей)

4) 8*3=24(лебедя)

Ответ: всего птиц -56; гагар-8; уток-16, гусей-8; лебедей-24.

26) Прилетели галки,

Сели на палки.

Если на каждой палке

Сидит по одной галке,

То для одной галки

Не хватает палки,

Если же на каждой палке

Сидят по две галки,

То одна из палок

Будет без галок.

Сколько было галок?

Сколько было палок?

Ответ: 4 галки и 3 палки.

27) Вот так плотва!

Удил я целый выходной.

Сижу – поклёвки ни одной!

Когда уже погас закат,

Закинул я на шоколад,

Смотрю, исчез мой поплавок,

Я осторожненько подсек,

Тащу, тащу, гляжу — плотва!

Семь сантиметров голова.

А туловище гляньте вы,

В два раза больше головы,

И полхвоста к двум головам

Ещё прибавить нужно вам.

А хвост — запомнить вы должны,-

Хвост — ровно треть от всей длины.

Не посчитаете ли вы

Размера клюнувшей плотвы?

И сообщите мне, пока

Не сорвалась она с крючка.

Решение:

Пусть Х см – длина.

7+2*7+ Х +Х=Х

21+Х=Х

Х=21

Х=42

Ответ: длина плотвы 42см.

28) Два читателя читали

Книгу о морали.

26 страниц прочли и устали

Это лишь 10% той книги.

Как много они ещё не познали?

Решение:

1)26:0.1=260(стр.)- в книге.

1)260-26=234(стр.)

Ответ: 234 страницы.

29) Богатый урожай арбузов

Наметился на завтра

Собрать планирую

Тонн 20.

Продать же надо часть вторую,

А съесть – четвёртую.

Остаток их друзьям раздать.

И сколько же они получат?

Решение:

1)20*=10 (тонн)- продать.

2)20* =5 (тонн)- съесть.

3)20 — (10+5)=5 (тонн)- друзьям.

Ответ: 5 тонн.

30) Гномы садовники жили в саду,

Работали долго,

Сдали свеклу.

Четверо посадили 12 корней

А сколько посадят трое парней?

=

Х=

Х=9

Ответ: 9 корней.

31) Жил равносторонний треугольник и квадрат,

И этому был рад.

Решил квадрат найти периметр,

А треугольник был не рад.

Он понимал, что меньше будет,

И обижался на квадрат.

Найди периметр их обоих со стороною .

Решение:

  1. 3* = = 2 – P треугольника.
  1. 4* = = 3 – P квадрата.

Ответ: 2; 3 .

32) Дед мороз приходит в дом

К пятерым детишкам

И подарки он принёс

Сладкие уж слишком.

Может ли в подарке быть сладостей 120?

(признак делимости на 5)

Ответ: да.

33) Пошел в музей я посмотреть,

Увидеть экспонаты…

Увидел танки, пушки и ракеты,

И стародревние мушкеты.

Всего я 40 насчитал.

А танков лишь из них 0,3.

Подумай, сколько танков там?

Решение:

40*0,3=12 (т.)

Ответ: 12 танков.

34) Гулял я по Африке —

Смотрю баобаб,

Окружность его 26метров.

Приехал я в Мексику,

А там — кипарис,

С окружностью 46метров.

Нашёл я диаметр сеченья ствола.

— А как?

— Реши сама.

Решение:

1) 26:3,14≈8.28 (м) — диаметр баобаба.

2) 46:3,14≈14,65(м) — диаметр кипариса.

Ответ: 8,28м; 14,65м.

35) Красота в деревне летом,

Грядки рядышком стоят.

Прополоть решили грядки

Четверо ребят.

Поработали недолго,

Три часа всего.

Сколько будут там работать

Трое пацанов?

Решение:

Х=

Х=2

Ответ: 2 часа 15 минут.

36) Я с папой поспорил,

Мой шаг был короче.

7метров прошёл я, а папа – 16.

Я 10 шагов, а папа все 20.

Мой спор рассудить не так уж и трудно.

Кто прав?

Решение:

1)7:10 =

2)16:20 =

3)

Ответ: ребёнок.

37)На лугу табун коней,

В нём 120 лошадей.

Вороных,

Поровну всех лошадей остальных.

Пегих, Каурых, Буланых и Гнедых.

Поскольку лошадок было таких?

Решение:

1)120:=20 (л.)- Вороных.

2)120-20=100 (л.) — остальных.

3)100:4=25 (л.)

Ответ: 20 вороных;

25 пегих; 25 каурых; 20 буланых; 25 гнедых.

38)Я ехал по дороге,

Скучал, молчал,

Остановился.

Решил измерить карту.

По карте я проехал

Всего лишь ничего.

А сколько по дороге

Сумеешь посчитать?

Если на карте всего лишь 5.

( М: 1:20 000 000)

Решение:

1)5*200=1000(км)

Ответ: 1000км.

39) На клумбе красиво тюльпаны цвели.

Белых тюльпанов цвело 33,

Если удвоить это число

Можно узнать, сколько красных цвело,

Девятую часть

Всех тюльпанов найдёте

И жёлтых цветов число назовёте.

Решение:

1)33*2=66 (т.) – красных.

2)33+66=99 (т.) – всего красных и белых.

3)99* = 11 (т.) – жёлтых.

Ответ: 11 тюльпанов.

40) Лев старше дикобраза

В два с половиной раза,

А год назад в три раза старше был.

Запомните всё это

Для полного ответа

Учтите всё и взвесьте.

Так сколько лет или вместе?

Решение:

Пусть Х лет дикобразу.

2,5Х лет льву сейчас,

3Х лет льву в том году.

3Х-1=2,5Х+1

0,5Х=2

Х=4

4 года дикобразу.

1) 4*2.5=10 (лет)- льву

2) 10+4=14 (лет)

Ответ: 14 лет.

41) Нам из Гомеля тётя ящик яблок прислала.

В этом ящике яблок было, в общем, не мало.

Начал яблоки эти спозаранок считать я,

Помогали мне сестры, помогали мне братья…

И пока мы считали, мы ужасно устали,

Мы устали, присели и по яблоку съели.

И стало их сколько? А стало их столько,

Что, пока мы считали, восемь раз отдыхали,

Восемь раз мы сидели и по яблоку ели.

И осталось их сколько? Ох, осталось их столько,

Что, когда этот ящик мы опять поглядели,

Там, на дне его чистом, только стружки белели…

Но прошу рассчитать я всех ребят и девчонок,

Сколько было нас, братьев? Сколько было сестрёнок?

Поделили мы яблоки все без остатка.

А всего-то их было пятьдесят без десятка.

Ответ: 2 брата; 2 сестры.

42) «Загадочный пример».

Все домой! Звонок раздался!

Но доске пример остался.

Залетели в класс синицы

И склевали единицы.

Залетели сойки

И склевали двойки.

Залетели воробьи,

И не стало цифры три.

Сообщить прошу я вас, дети,

Где стояли цифры эти?

Поставьте цифры так, чтобы получилась эта сумма.

Ответ: 1423; 1745; 6298.

43) У меня в одной коробке есть жуки

И ещё в другой коробке пауки.

Мало их, в одну минуту можно счесть:

Пауков с жуками вместе – только шесть

Стал считать я в двух коробках, сколько ног.

Очень долго сосчитать я их не мог

Оказалось, ног немало – сорок две

Ну, скажи теперь мне, сколько тут жуков?

И ещё сочти отдельно пауков.

Решение:

Пусть Х пауков, а жуков (6-Х).

8*Х+6*(6-Х)=42

8Х+36-6Х=42

2Х=6

Х=3

3 Паука и 3 жука.

Ответ: 3 паука и 3 жука.

44) Гуси с юга к нам летели

На зелёном лугу сели.

Их увидел Елисей:

— Добрый день вам, сто гусей.

— Нас не сто,- сказал вожак,

Уважаемый гусак,- сколько ж вас,- он вопрошает.

— Кто сметливый,- отгадает.

Если к нам добавить столько ж

И полстолько с четверть столько

Да гуся, что сел на стог,

То нас будет ровно сто.

Вот скажите-ка, друзья,

Какова гусей семья?

Решение:

Пусть Х было гусей.

Х+Х+

2Х=99

Х=99:2

Х=36

Ответ: 36 гусей.

45) Когда Гераклом Героин был в жаркой битве сокрушен,

То победителю в награду быков отличных было стадо;

Быков на луг отправил он

И погрузился в крепкий сон.

Но сын вулкана Какус смелый

К быкам, как вор, подполз умело

И сделал все, что он хотел:

Он отобрать себе успел

Одну шестнадцатую стада!

Теперь добычу спрятать надо.

В пещеру он быков загнал,

Куда свет дня не проникал,

И вход туда прикрыл надёжно:

Найти быков здесь невозможно!

Когда Геракл пришёл на луг,

Он насчитал сто двадцать штук.

И не осталось в нем сомненья,

Что состоялось похищенье

В нем сердце закипело злобой

Быков он ищет, ищет в оба

И вдруг как бы из-под земли

Услышал, что ревут они.

К пещере бросился он в гневе,

Всё разметал он в этом хлеве

И Какуса убил в мгновенье,

Быков добыл из заточенья;

И стадо он угнал скорей,-

Всё получил царь Эвристей.

Теперь скажи мне, вычислитель

Скольких быков злой похититель

Из стада увести сумел,

И сколько всех быков имел

Геракл могучий и отважный,-

Всё это знать нам очень важно?

Решение:

1) 1-= (быков)- осталось.

2) 120:=128 (быков)- в стаде.

3) 128*=8(быков)- украл.

Ответ: 8 быков украл, 128 быков было.

46) Видя, что плачет Эрот,

Киприда его вопрошает:

«Что такое тебя огорчило,

ответствуй немедля».

«Яблок я нес с Геликона не мало, —

Эрот отвечает, —

Музы, отколь не возьмисись,

Напали на сладкую ношу.

Частью двенадцатой вмиг овладела Эвтерпа,

А Клио пятую долю взяла,

Талия – Долю восьмую.

С частью двадцатой ушла Мельпомена,

Четверть взяла Терпсихора,

С частью седьмою – Эрата

Стремглав от меня убежала.

30 плодов унесла Полигимния,

Сотня и двадцать взяты Уранией.

Триста плодов понесла Калеопа.

Я возвращаюсь домой

Почти что с пустыми руками:

Только полсотни плодов

Мне оставили музы на долю».

Сколько плодов было у Эрота?

Решение:

1) =(ч.)

2) 1-(ч.)

3) 30+120+300+50= 500 (ч.)

4) 500:=3360 (яблок)- всего

Ответ: 3360 яблок.

47) Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой в печь
Для Наташи, Маши, Тани,
Коли, Оли, Гали, Вани
Пирожки уже готовы.
Где еще один пирог?
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать им пироги.

Ответ: 12 пирогов.

48) В детсаду есть паровоз,
Шесть автомобилей,
Черный пес — блестящий нос,
Белый кот Василий,
Восемь куколок в одной
Кукле деревянной,
И Петрушка заводной,
Рыжий и румяный.
Кто внимательно послушал,
Сколько в детсаду игрушек?

Ответ:19 игрушек.