Заикание в 3 года

Специалист: Логопед-дефектолог

Описание заболевания
Виды логоневрозов
Симптомы
Причины
Диагностика
Лечение
Заикание (логоневроз) – речевое нарушение, которое проявляется изменениями плавности и ритма произношения слов и звуков. Лечением заболевания занимается дефектолог-логопед.

О заболевании

Заиканием называют нарушения плавности и ритма речи, при котором у ребенка возникают сложности с произношением слов и фраз, многократное повторение слогов или коротких слов, удлинение пауз перед началом произношения. В основе расстройства лежит спастическое сокращение структур, которые обеспечивают речевую функцию (мышц гортани, языка, мягкого неба, губ). Спазмы обусловлены чрезмерным возбуждением соответствующих центров в головном мозге (речевом, эмоциональном). В результате возникают артикуляционные, голосовые или дыхательные сокращения, которые не дают ребенку высказываться плавно и ритмично.
Чаще всего заикание возникает у детей 2-4 и 5-7 лет. У мальчиков данное нарушение обнаруживают в 4 раза чаще, чем у девочек. В 50-80% случаев состояние поддается коррекции. Залогом успеха является своевременное обращение за квалифицированной помощью. Чем раньше начата терапия, тем больше шансов избавиться от речевого дефекта навсегда.

Виды логоневрозов

В зависимости от причин, выделяют 2 формы заикания. Неврозоподобная форма подразумевает речевые нарушения на фоне системного невроза. Этот тип расстройства плохо поддается лечению, так как обусловлен генетически. У детей с данной формой наблюдается несколько другое функционирование головного мозга, нежели у обычных малышей. Такие дети позже начинают говорить и развиваются медленнее сверстников.
Невротическая форма заикания развивается на фоне сильных потрясений или хронических стрессов. Как правило, ребенок начинает заикаться после испуга. В дальнейшем спазмы речевых мышц повторяются все чаще, развивается боязнь говорить. Даная форма хорошо поддается лечению, если вовремя его не начать.
В зависимости от характера речевых нарушений выделяют следующие типы заикания:

  • тоническое – ребенок растягивает определенные звуки или делает неуместные паузы;
  • клоническая – малыш повторяет слова или звуки;
  • смешанная – паузы и повторения присутствуют одновременно.

Симптом заикания

Впервые заикание проявляется в возрасте 2-4 года. Заподозрить речевые нарушения нужно, если:

  • ребенку требуется много времени, чтобы произнести фразу;
  • малыш произносит слова нерешительно, делая паузы между ними;
  • ребенок часто останавливается, когда произносит предложение;
  • повторяет отдельные слова или звуки, чаще в начале слова.

Как правило, первые признаки проявляются вскоре после стрессовой ситуации. Под влиянием окружающих людей ребенок старается говорить правильно, но неконтролируемые спазмы не позволяют сделать это. По мере нормализации психоэмоционального состояния дефект ослабевает, может полностью исчезнуть.
После повторного воздействия провоцирующего фактора нарушение проявляется снова. Со временем периоды обострений заикания становятся все дольше, а периоды ремиссии укорачиваются. В подростковом возрасте логофобия проявляется все сильнее, ребенок избегает ситуаций, в которых ему приходиться говорить. У него развиваются психологические комплексы. Проблема усугубляется, поскольку в любой неудобной ситуации подросток подвергается стрессу, а симптом проявляется ярче.

Причины заикания

Главной причиной заикания является чрезмерно высокая активность в отдельных центрах головного мозга. Точные причины неизвестны даже на сегодняшний день. Медики выделяют лишь группы риска по развитию заикания. К таковым относятся дети, склонные к судорогам, имеющие повышенную тревожность и т.д.
На работе речевого аппарата негативно сказывается частое присутствие ребенка при внутрисемейных конфликтах, тяжелая психологическая обстановка в семье. Окружение малыша также прямо влияет на его речевые способности. Если данное нарушение есть у родителей или близких родственников, с большой долей вероятности логоневроз может развиться и у ребенка.
Заикание чаще выявляют у малышей, которые с детства изучают более 2 языков, развитием которых родители занимаются особенно рьяно. Нарушения возникают и у тех детей, которые много времени проводят за компьютером или телевизором. Провоцирующим фактором почти всегда является испуг.

Диагностика заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» имеют огромный опыт в диагностике и лечении заикания различных форм. Они уделяют огромное внимание выявлению причин данных нарушений, чтобы радикально справиться с проблемой. Комплексный и персонифицированный подход позволяет рассчитывать на выздоровление в кратчайшие сроки.
Если ребенок заикается, в первую очередь следует идти к педиатру. При необходимости специалист даст направление к неврологу и психиатру. Эти врачи назначают обследование, чтобы выявить органические изменения в головном мозге, которые могут быть причиной проблемы. Также родителям придется обратиться к детскому психологу. Перед тем как поставить окончательный диагноз, каждый врач детально изучает анамнез, жалобы родителей, оценивает поведение ребенка.

Лечение заикания

Врачи центра «СМ-Доктор» работают над лечением заикания комплексно. Применяют сразу несколько методик, чтобы повысить шансы пациента на полное выздоровление. Для устранения симптома могут назначать:

  • групповые, индивидуальные, семейные занятия с психологом;
  • занятия с логопедом;
  • медикаментозную терапию;
  • гипнотерапию;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию.

Важно не только распознать причины заикания, но и научить ребенка самостоятельно справляться с провокационными ситуациями, вырабатывать уверенность в себе, работать со страхами и убеждениями. Несмотря на высокую результативность методов лечения, гарантировать выздоровление врачи не могут. В некоторых случаях терапия только улучшает ситуацию, но не приводит к полному выздоровлению.
Проблему заикания нельзя игнорировать, ожидая, что ребенок «перерастет». Нужно заручиться поддержкой профессионалов и активно работать с малышом. Тогда он сможет наслаждаться полноценной жизнью и свободным общением. Врачи центра «СМ-Доктор» готовы прийти к вам на помощь, даже в самой непростой ситуации!

Врачи:

Детская клиника м.Молодежная

Детская клиника м.Чертановская

Заикание – это нарушение темпа и ритма организации речи, которое связано с судорожным (сокращенным) состоянием мышц, образующих речь. Заикание известно как одно из древних нарушений речи. Сущность данного состояние, механизмы его развития, причины, симптомы и подходы к лечению существенно отличались в различные периоды развития логопедии. Разные взгляды на данную проблему обусловлены различным уровнем науки, учений и школ, занимающихся данным состоянием. В данной статье мы подойдем к рассмотрении данной тематики со стороны современных учений и достижений в области лечения данного состояния.

заикание у ребенка

Заикание известно как одно из древних нарушений речи.

Есть 2 типа причин заикания. Первые создают предрасположенность, так называемую «почву» для развития болезни. Вторая группа причин представляют из себя «толчки» к развитию, причины.

Предрасполагающие причины

Достаточно стечение одного, из ниже приведенных, неблагоприятных условий и сильного раздражителя (стресса) для развития заикания у ребенка.

Очень много зависит от родителей. Если у родителей имеется, так называемая Невротическая отягощенность, куда входят инфекционные, неврологические и другие заболевания, которые негативно влияют на функции нервной системы, то все эти факторы могут отразиться и на ребенке. Инфекции могут передаться, а повышенная раздражительность негативно повлиять на психическое состояние ребенка.

борьба с заиканием у ребенка

Очень много зависит от родителей.

Когда мы оцениваем причины развития, важно посмотреть назад, в период до, во время и после родов. Нужно изучить наличие родовых травм, инфекций, асфиксии и других факторов, которые могут повлиять на функционирование головного мозга. Не менее важно изучить и семью ребенка, ведь вполне вероятно, что и среди его кровных родственников могут встречаться люди страдающие заиканием.

Что же касается организма ребенка, то тут необходимо обратить внимание на его неврогенные особенности и конституциональную предрасположенность. К группе этих причин можно отнести повышенную ранимость и раздражительность, ночные кошмары, энурез, заболевания нервной системы. Конечно не стоит забывать и том, что ребенок может проходить этап в котором присутствуют возрастные анатомические и физиологические особенности работы центральной нервной системы.

Ну и конечно одно из самого важного — ребенок не должен чувствовать себя ущемленным в семье, не должен сталкиваться с отчуждением и непониманием со стороны родителей. Важно добиться того, чтобы у малыша было достаточно положительных эмоций, которые он получал бы со своими родителями.

Производящие причины

Довольно часто заикание развивается на фоне органических (физических) заболеваний головного мозга, которые приводят к нарушениям в речедвигательном аппарате.

причины заикания

Часто заикание развивается на фоне инфекционных и физических заболеваний.

Инфекционные процессы, сопровождающиеся развитием энцефалитов и менингитов, могут приводить к истощение нервной системы и ослаблять центры, отвечающие за движения речедвигательного аппарата (корь, коклюш, менингококковая инфекция).

Многие ЛОР-болезни (ларингиты, ангины, синуситы) приводят к изменению тембра и интонации голоса, что также негативно отражается на формирование речи.

Психические травмы, сопровождающиеся сильным страхом либо испугом.

Весомой причиной является неадекватное воспитание ребенка. Сюда можно отнести повышенную требованность от ребенка в обучении, формирование феномена «примерного» поведения.

Отрицательное, негативное отношение родителей к ребенку (суровость, злость, строгость).

Не менее важной причиной является неожиданное потрясение ребенка, которое может быть как положительным, так и отрицательным («чрезмерное” возбуждение, стрессовые ситуации в школе, стрессовые ситуации в семье).

Одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке

В случае обучения ребенка в раннем возрасте нескольким языкам, что приводит к повышенной нагрузке на различные центры головного мозга.

Подражание людям с заиканием.

Симптомы

Главный симптомом заикания — судороги (ненормальное сокращение мышц речевого аппарата) в процессе речи. Их длительность может занимать от 1-2 до 12-13 секунд, а в отдельных тяжелых случаях достигать 80 и более секунд.

симптомы заикания

Будьте внимательны к своему ребенку и помогайте ему побороть илл предотвратить развитие заикания.

У детей с заиканием также нарушается последовательность в произношении отдельных слов, дети теряют ход мысли из-за выраженных пауз, испытывают эмоциональные переживания и, как следствие, приобретают черты характера «неполноценного” человека.

Остановимся более подробно на чувстве собственной неполноценности, так как данный симптом во многом определяет дальнейшее развитие и течение заикание у ребенка. Данное чувство еще называют «болезненной фиксацией» заикающегося.

Выделяют три степени «болезненной фиксации»:

  • Первая ст. (дети ощущают себя комфортно, при этом у них не отмечаются стеснения, стыд из-за дефекта в речи).
  • Вторая ст. (дети теряют чувство комфорта, испытывают умеренное стеснение, стыд из-за дефекта в речи, пытаются замаскировать его)..
  • Третья ст. (выраженная концентрация на своем дефекте речи, испытывают выраженное стеснение, стыд. Обычно данная степень отмечается у детей старшего школьного возраста).

Эффективность лечения заикающихся детей напрямую зависит от степени «болезненной фиксации». Чем выше фиксированность, тем менее благоприятный прогноз логопедической работы.

Существуют три степени заикания:

  • незначительная — заикание появляется только при возбуждении (выраженных эмоциях), при быстрой речи.
  • умеренная — в покое и в обычной обстановке не заикаются; только при выраженных эмоциях появляется заикание.
  • выраженная — заикаются постоянно.

Обследование

Обследование таких детей должно включать в себя консультацию узких специалистов:

  • логопеда;
  • невролога;
  • психолога;
  • при необходимости консультации иных специалистов..

Главным специалистом, занимающимся лечением заикания у детей, является логопед.

В процессе работы с детьми логопед использует различные учебники, стихи, сказки, подбирает специальные игрушки.

Целью обследования является определение частоты, источника возникновения и формы речевых судорог. Также оценивается степень заикания и речевые возможности пациента. Вторым планом, при наличии, указываются сопутствующие дефекты речи.

В конце беседы с пациентом, логопед формулирует окончательное заключение.

Лечение и прогноз

На сегодняшний день лечение таких детей включает в себя не только медицинское, но и педагогическое воздействие.

  • Применение лекарственных препаратов. В лечении заикания могут применяться огромное количество различных групп препаратов. Остановимся на наиболее часто встречающихся из них:
    • 1.Ноотропы (пирацетам, пантогам, пантокальцин, фенибут).
    • 2.Седативные препараты (валериана, фенибут, глицин, персен, афобазол, адаптол, ново пассит). Стоит отметить, что многие ноотропы совмещают в себе также и седативное действие.
    • 3. Витамины, в особенности витамины группы В (комбилипен, комплигам В, ларигама).
  • ЛФК;
  • психотерапия;
  • логопедические занятия;
  • логопедическая ритмика.

лечение заикания у логопеда

Один из методов лечения — занятия с логопедом.

Методик по преодолению заикания у детей огромное количество, как и групп препаратов, которые могут применяться в отдельных случаях. Многих из вас интересует вопрос: «А можем ли мы помочь ребенку самостоятельно, в домашних условиях и не бегая по врачам? Можно ли полностью вылечить заикание у ребенка?». Существуют отдельные методики, позволяющие улучшить произношение и прочее, занимаясь дома, но они также подбираются специалистом. Что касается прогноза, то тут нет однозначного утверждения. Можно считать, что чем младше ребенок, чем жизнерадостнее и позитивнее его поведение, чем меньше сопутствующих психопатологических расстройств, чем слабее проявления судороги, тем прогноз лучше.

Что делать, если ваш ребенок не может говорить ясно и плавно? Всегда ли причиной заикания становится испуг или длительная психическая травма? К каким последствиям может привести невылеченное вовремя расстройство речи?

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами и спазмами мышц речевого аппарата, которые сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в высоте и силе звука. Возникает это явление обычно в раннем детстве, примерно 2-3% маленьких детей заикается.

В возрасте 2-5 лет, когда речевые центры мозга и синхронная связь между ними только формируются, спровоцировать заикание проще всего. Замечено, что мальчики страдают этим нарушением речи примерно в 4 раза чаще девочек. Возможно, это связано с тем, что полушарие головного мозга, ответственное за речь, у мальчиков развито хуже.

Большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но успех лечения зависит от общих усилий медиков и родителей. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить. Это состояние может длиться до нескольких дней. Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:

— Часто встречающиеся повторы слов.

— Пролонгированные звуки.

— Отказ от общения

— Расстроенный вид.

— Напряжение мышц лица и шеи.

— Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

Все болезни от нервов

К какому же врачу обращаться, если ваш ребенок начал заикаться? В первую очередь к неврологу. Он сможет оценить состояние головного мозга и центральной нервной системы ребенка и сделать обоснованное предположение о причинах нарушения речи. На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с органическими поражениями нервной системы. Причины такого заикания:

— наследственная предрасположенность

— травма при родах

— тяжелая беременность матери

— частые болезни в первые годы жизни.

Внешне ребенок кажется вполне здоровым и при этом заикается. При неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную активность. При такой разновидности заикания ребенку необходимо в первую очередь медикаментозное лечение, которое назначает психиатр.

Второй тип заикания возникает у детей без патологий нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных самыми разными причинами. Эта форма заикания встречается гораздо чаще первой. В этом случае нарушение речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении, поскольку нервозность многократно усиливает непроизвольные сокращения мышц голосового аппарата.

Принято считать, что логоневроз возникает в момент сильного испуга. Чаще всего это так, но спровоцировать заикание может и сильное расстройство, и длительное умственное напряжение, и даже мечтательный склад ума. Лечение должно начинаться с приведения в порядок психики ребенка. Для этого ему назначается:

— Успокаивающие лекарства

— Гипноз

— Акупунктура

— Релаксирующие ванны

— Общеукрепляющие процедуры.

Изредка встречаются совсем необычные причины заикания. Например, ребенок начинает по-настоящему заикаться, после пародирования заикающегося знакомого. Некоторые дети навсегда становятся заиками, когда их в принудительном порядке переучивают из левшей в правшей.

Лечение должно быть комплексным

Если органического поражения головного мозга у ребенка нет, то следующая ваша остановка у логопеда-дефектолога. Этот врач занимается выявлением дефектов речи и их устранением. Он всегда научит ребенка правильно дышать, не спешить с фразами и научит правильно произносить звуки, которые у малыша пока не получаются. Это долгая работа, и может случится, что одной ее будет достаточно для избавления от недуга. Ведь часто ребенок заикается потому, что постоянно молчит и боится говорить. А боится потому, что понимает: правильно произносить слова у него не получается.

Но даже талантливому логопеду-дефектологу нечасто удается в одиночку справиться с заиканием. И тут на сцену выходит главный герой — детский психолог. Его задача — обучить ребенка способам релаксации, снять мышечное и эмоциональное напряжение, повысить эмоциональную устойчивость к стрессам. Не обойдется лечение без приема успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов. Крайне важна в терапии роль родителей. Вот несколько советов для папы и мамы заикающегося ребенка:

— Соблюдайте режим дня, он помогает устранить тревогу.

— Проследите, чтобы ночной сон ребенка продолжался не менее 8 часов

— Говорите с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Так же должны вести себя воспитатели в детском саду.

— Если ребенок что-то вам рассказывает, не перебивайте его.

— Чаще хвалите за самые маленькие успехи.

— Избегайте повышенных интонаций, резких жестов, семейных ссор.

Как правило, еще до того, как спусковой крючок заикания будет нажат, у ребенка уже сформировалась предрасположенность к нарушению взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. И в этом вопросе выяснения семейных отношений гораздо опаснее регулярных просмотров фильмов ужасов.

По-прежнему актуальными при лечении заикания остаются речевые упражнения: искусственное замедление темпа речи, распевная или ритмичная речь, продолжительное молчание. По преданию греческий оратор Демосфен не только разговаривал с камешками во рту, но также часто залезал в темную пещеру и слушал тишину или же репетировал свои выступления при шуме морских волн. Это первый описанный психологический тренинг для лечения заикания.

Не упустите время

Между прочим, проговаривание вслух всех операций при написании букв в нужной последовательности — это эффективное средство для обучения ребенка, даже заикающегося, правильно мыслить о собственных действиях. Помните, что нарушения речи в дошкольном возрасте, при отсутствии коррекционной работы, неминуемо приведет к проблемам в школе. Может, например, развиться дисграфия — нарушение письма. Как правило, оно проявляется, когда ребенок начинает учиться читать и писать. Причиной нарушения является нарушение фонематического слуха – одного из следствий заикания.

Это нарушение существенно препятствует социальной адаптации. Нередко заикание становится причиной замкнутости, развития комплексов, ощущения ущербности и раздражительности. К сожалению, волшебного средства, избавляющего от заикания моментально, как не было, так и нет, но знаний о причинах его возникновения с каждым годом все больше, а лечение становится все более осмысленным и эффективным. Важно только вовремя начать его, иначе останется шанс, что заикание будет сопутствовать ребенку и во взрослой жизни.

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
Если ребенок заикается: рекомендации родителям

Преодоление заикания – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. О сути и причинах данной проблемы можно прочесть в статье «Что такое заикание».

Когда начинать коррекцию?

В данном случае имеет смысл руководствоваться принципом «чем раньше, тем лучше». Ведь заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми. Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.

С чего начать?

Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.

  • Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
  • Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае.

Кто и как лечит заикание?

Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.

При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Что могут сделать сами родители?

Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.

При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.

  • Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.
  • Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.
  • Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.
  • Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
  • Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
  • Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
  • Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.
  • Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.

Шустова Светлана Юрьевна, клинический и перинатальный психолог Центра планирования семьи и репродукции

Здравствуйте! Хотим оставить отзыв с огромнейшей благодарностью Татьяне Анатольевне и сотрудникам Центра реабилитации речи: психотерапевту Наталье Михайловне и логопеду Ларисе Витальевне.
Началась наша история год назад, когда я, будучи беременной 2ым ребенком, попала на сохранение в больницу. Вернувшись после 10ти дневного отсутствия я не узнала свою старшую дочку Марию, точнее ее речь… На тот момент ей было 2,5 года. Моя девочка, поющая наизусть песни из Бременских музыкантов, с легкостью выговаривающая достаточно сложные для ее возраста слова (например, «электричество»), не могла назвать цвет кружочка («го-го-го-голубой»). Я видела как ей тяжело говорить и была в огромном смятении! Что делать!? Наша семья впервые столкнулась с такой проблемой, ни у кого из родственников такого не было… Мы с дочкой поехали на мое долечивание после сохранения в санаторий. Я надеялась, что там все пройдет, мы постоянно пели, все время было посвящено ей, я думала, она расслабится и этот недуг растворится как и не бывало. Увы, чудо не произошло. Она начала жаловаться, что у нее не получается говорить! Представляете, 3х-летний ребенок говорит «мама, не могу сказать!» и плачет. Так Маша начала заменять слова, которые не может сказать, другими, или избегать их совсем. В самые тяжелые времена дочка сократила свой лексический запас до слов «это» и «дай».
Мы начали поиски неврологов, прошли целый ряд, были на консультации в детском психиатрическом стационаре! Пробовали гомеопатию, водили малышку к психологу в игровую песочницу, и ничего… Да, совсем острое состояние спало, она начала говорить, но запиналась на каждом слове или через слово. Это не шло ни в какое сравнение с ее речью «до». Под итого от 3х неврологов мы получили рекомендации по приему рецептурных препаратов, на наш взгляд достаточно серьезных (фенибут, пантокальцин).
Для себя мы решили, что обращение в Центр – это последнее, что можно сделать перед терапией препаратами. Не попробовать, как мы считали, не имеем права. Но сомнений было огромнейшее количество! На своем пути исканий мы говорили с массой логопедов, и каждый твердил, что это вопрос не логопедии. И, конечно, слова Татьяны Анатольевны, о том, что это как раз логопедия, вызывали душевные противоречия и страхи – куда мы ведем свою дочь? К тому же в Центре занятия простроены таким образом, что с родителями занимается психотерапевт, а с ребенком только логопед. Это тоже вызывало диссонанс, до этого мы саму Машу водили к психологу, а здесь все «с ног на голову». Руководительница Центра говорит об отсутствии «волшебной таблетки» от заикания, но обещает без таблеток, но с нашими трудами за 10 дней научить справляться с запинками. Это ли не волшебство? Рискнули.
Во время курса тоже были проблемы с принятием. Одна техника речи чего нам стоила! По технике речь звучит достаточно специфически, что так же ставит ее под сомнение. Мы смогли перебороть себя, опираясь на то, что это последний шанс перед фенибутом (который мы очень не хотели давать дочери), и доверились Ларисе Витальевне и Наталье Михайловне. Могу сказать, что только в последний день курса мы до конца приняли и осознали тот путь, который нам нужно будет пройти. И, уходя после курса, далеко не было чувства легкости, даже отзыв тогда оставить не смогли. Несмотря на то, что Татьяна Анатольевна говорила неоднократно о необходимости огромной работы, осознать и принять весь объем я смогла только в самом конце. И вот, через месяц домашней работы, мы увидели результаты! Она говорит!!! Сколько счастья, радости мы испытали, замечая, что запинки становятся все более редкими! Это потрясающе! Это работает!!! Маячащий фенибут забыли как страшный сон. К тому же, Наталья Михайловна «исцелила» нашу семью: вопросы, в которых мы с мужем никак не могли прийти к консенсусу, были мягко, аккуратно решены наводящими правильными и точными вопросами со стороны психотерапевта. Не было прямых рекомендаций (хотя так их хотелось!), создавалось впечатление, что мы сами разобрались в позиции друг друга. Улучшение отношений в семье – как побочный эффект от курса по реабилитации речи, мы посмотрели друг на друга другими глазами, снова загорелся огонек, были прощены и проработаны давние обиды, не дававшие идти дальше, решены вопросы противоречий в наших взглядов на воспитание ребенка. Наталья Михайловна стала «фенибутом нашей семьи» (препарат снимает тревожность, а нет тревожности – нет заикания). У нас даже, скажу откровенно, мелькала мысль о благодарности заиканию за новую счастливую жизнь. Спасибо Вам, Наталья Михайловна!
Логопед, Лариса Витальевна, методично, 1000 раз отвечала на одни и те же вопросы по речи, по технике, показывала множество вариантов логопедических игр. К ней мы вернулись через 4 месяца после окончания индивидуального курса на поддерживающие логопедические занятия. Теперь мы впитывали знания как губки, теперь не было сомнений, мы доверились, работали и готовы работать дальше, сколько потребуется. Спасибо Вам, Лариса Витальевна, за профессионализм. Таких логопедов, мастеров своего дела мы еще не встречали! Оказалось, область логопедии гораздо шире, чем принято считать. Только вот настоящих логопедов, таких как наша Лариса Витальевна, крайне мало. Спасибо, что Вы всегда на связи, спасибо за знания! Спасибо, что воодушевляете и поддерживаете, что верите в нас! Лариса Витальевна обладает способностью удерживать внимание ребенка, сосредотачивать его на важных вещах, и все это в игровой форме. Когда Маша уставала, происходила грамотная смена деятельности. Дочка с удовольствием ездила на занятия! Присутствуя на логопедических занятиях во время повторного курса, Лариса Витальевна, кроме самого главного, еще и научила меня заниматься с моей дочкой так, чтобы она не отвлекалась, а была полностью вовлечена в процесс. Спасибо!!!
В Центре не принято «ловить рыбу за пациента», здесь «дают удочку» и учат ею пользоваться. Как сказала Наталья Михайловна, когда мы после первого курса боялись остаться наедине с проблемой, «дайте себе шанс справиться». Да, мы вернулись на повторный курс, но уже не за рыбой, а за спиннингом.
Написав этот длинный отзыв, мы надеемся, что он поможет таким же сомневающимся как мы, пройти не такой длинный путь исканий, быстрее включиться в процесс и не потерять драгоценное время, как только появилось заикание. Также, муж хочет добавить, что когда мы искали решение нашей проблемы, мы перечитывали и пересматривали отзывы на сайте Центра. Хотелось найти информацию, не про «здесь хорошо, всем большая благодарность», а «делайте то-то и то-то в таком порядке, и ребёнок перестанет заикаться». Муж, как и я, готовы были сделать и поверить во всё, что угодно, лишь бы ребёнок избавился от этой напасти. Но нужны были какие-то гарантии. Очень долго спорили с Татьяной Анатольевной по этому поводу. В общем, гарантий на старте мы не получили. Но зато по окончанию курса появилась уверенность, что мы сами набрались достаточно опыта и понимания ситуации, и доведём вопрос лечения до конца вне зависимости от обстоятельств. А что самое главное – так оно и случилось. Сейчас (полгода от первого посещения) дочь запинается пару раз за день.
Спасибо, Татьяна Анатольевна Вам и Вашему Центру!