Закон о нравственности

К чему ведет нарушение нравственных законов?

Нарушение нравственных законов делает жизнь человека пустой и бессмысленной. Так, один из главных героев романа «Преступление и наказание» Свидригайлов может служить примером человека, отрицающего моральные законы. Деньги, незаурядный ум и богатый жизненный опыт сделали его свободным и независимым от людей, но свою свободу он использовал для получения удовольствий. Цель его жизни – «срывать цветы удовольствия», а потом «бросать их в придорожную канаву». Однако такое поведение принесло герою только «бесконечную скуку» и привело его к полному опустошению. Он чувствовал себя запертым, а по ночам к нему являлись загубленные души. Добрые дела не смогли искупить зло, которое он совершил. Аркадий Иванович закончил жизнь самоубийством, не выдержав пустоты, на которую сам себя обрек.

Влияние кумиров, авторитетов на поведение человека и его жизнь.

Иногда на поведение человека и его мировоззрение могут повлиять авторитеты или кумиры. Например, в романе Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников преклоняется перед личностью Наполеона. Объясняя и оправдывая свою теорию, он обращается к именам известных полководцев и ученых. Разве не имел бы права Ньютон пожертвовать сотней человеческих жизней, чтобы подарить миру свои открытия? Этот вопрос задает себе Родион и называет своих кумиров «законодателями и установителями человечества». По мнению Раскольникова, каждый гений является преступником уже потому, что «разрушает настоящее во имя будущего». В своей теории он ставит в один ряд и художников, и святых, и полководцев, и ученых только на том основании, что они велики. Однако он не задумается о том, какой ценой они изменили будущее. Себя Раскольников мечтает поставить себя в один ряд с этими людьми, хотя все его «новое слово» заключается только в его теории. Для Раскольникова убийство стало психологическим экспериментом, тестом на собственную гениальность. Как Наполеон сделал Европу ареной собственных побед и устлал ее трупами жертв, так и Родион хотел дерзко переступить все границы и нормы. Однако важно понимать, что не всегда те, кто сотворяют себе кумиров, до конца понимают мотивы и мировоззрение тех людей, на которых они хотят быть похожими.

Какова цена человеческой жизни?

Никто не вправе распоряжаться человеческой жизнью. Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой придумает теорию, согласно которой всех людей можно разделить на два типа: гениальных, способных сказать «новое слово» и материал, пригодный лишь для продления потомства. Раскольников пытается убедить себя, что «материалом» можно пожертвовать ради высших интересов. Лишив жизни Алену Ивановну, Раскольников хочет помочь не только своей семье, но и людям, пострадавшим от старухи-процентщицы. По мнению Раскольникова, смерть злобной старухи сделает мир лучше. Поначалу ему кажется, что он совершает преступление, чтобы спасти близких от нищеты, но такую мотивацию он быстро откидывает, избавляясь от украденных денег. Потом он пытается оправдать свой поступок соображениями высшего блага. Однако убийство не приносит ему свободы: герой страдает и мучается. В итоге Раскольников осознает, что теория обесценивания человеческой жизни губительна для всего мира.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ

Проблема нравственного выбора

Нравственный выбор встает перед несколькими персонажами романа Ф.М. Достоевского. Раскольников преступает нравственный закон и убивает человека. Мармеладов в своем пороке переступает через семью. Соня переступает через себя. У каждого свой нравственный выбор и продиктован он разными условиями. Однако каждому герою приходится платить за свой выбор. Одни пути ведут героя к смерти, другие- к страшной духовной пустоте и самоубийству. Раскольникова преступление привело к страшным нравственным мучениям, отвращению, ужасу перед совершенным злодеянием. Выбор, который он совершил, привел его к разрыву с человечеством.

Что значит быть истинно милосердным?

Так, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Сонечка Мармеладова является примером человека, способного на истинно милосердные поступки. Она жертвует собой, чтобы спасти семью. Проявляя истинное сострадание, она спасает Родиона Раскольникова от духовной гибели. Она бросает все и едет за арестованным, ничего не требуя взамен. Ее поведение можно назвать поистине милосердным.

Оправдывает ли цель средства?

Например, в романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион Раскольников задает себе вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Родион видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что ее деньги помогут тысячам страдающих девушек и юношей. На протяжении всего повествования герой пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время Раскольников понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга… в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.

Почему человек совершает преступления? (Нарушение моральных норм, последствия и причины преступления)

Свидригайлов – это человек, который ради утверждения собственной личности сознательно отрицает, отвергает морально-этические нормы. Свидригайлов, как и Раскольников, совершает преступления, но не для того, чтобы принести пользу или счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу творить как добро, так и зло, таким образом, самостоятельно создавая для себя морально-этические нормы.

Что такое преступление? (Последствия нарушения нравственного закона)

Преступление как уголовное деяние – самое внешнее и простое определение. На самом деле преступление – это нарушение не только юридического, но общего нравственного закона, обязательного для человека. Раскольников живет в мире, в котором нарушение этого закона – естественная форма жизни, и все, что окружает его, как будто подтверждает законность преступления. Мармеладов, переступивший через жизнь жены и детей, Катерина Ивановна, переступившая через падчерицу, Соня, переступившая через собственную жизнь, Пульхерия Александровна, готовая ради сына переступить через дочь, Свидригайлов, которому темные слухи о его преступлениях не мешают жить, – все они преступники. Замысел Раскольникова, который кажется странным и фантастическим, укоренен в обычной жизни обычных людей.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ

Страшно ли ошибаться? Для чего нужны ошибки? (проблема ошибки, роль ошибки в жизни человека)

Ошибки очень важны, поскольку помогают человеку приобретать опыт, становиться лучше. Иногда опыт может быть горьким, но без него человек не способен к самосовершенствованию.
Подтверждением может служить роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, главный герой произведения, на протяжении всего романа пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке и хочет понять, к какому типу людей относится он. Раскольников спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?» Пытаясь разрешить внутренний конфликт герой идет на преступление, совершая самую главную ошибку в своей жизни. Однако он понимает, что не может справиться с грузом вины, его жестокость и бесчеловечный поступок терзают душу. Но в конечном счете именно это становится для него главным уроком, Соня Мармеладова помогает ему осознать свою ошибку. Раскольников признается в содеянном и берет на себя ответственность за свои поступки. Только совершив ошибку, Родион Романович учится отвечать за свои поступки и слова. В конце романа мы видим, что Раскольникову предстоит долгий путь искупления, но начало положено.

Что такое совесть? Для чего нужна совесть? (Проблема совести)

Совесть — внутренний регулятор поведения человека. Только она способна помочь человеку сделать правильный выбор и признать свою неправоту.
Ярким примером, подтверждающим мою позицию, может служить роман Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников совершил убийство, проверяя на что он способен и к какому типу людей относится: к «дрожащим» или «право имеющим». Сама проверка подобной теория является бессоветсной. Человек может не слушать окружающих, однако остаться глухим к совести невозможно. После содеянного его «внутренний судья» стал внушал ему, чтобы он пошел и признался во всем. Несмотря на то, что он долго сопротивлялся, совесть победила: Раскольников во всем признался и сдался властям. В этот момент ему стало гораздо легче. Таким образом, мы может увидеть на примере главного героя, что ,приглушая свою совесть, человек может превратиться в чудовище, которое считает свою жизнь выше жизни других. Поэтому совесть нужна для того, чтобы человек, делая выбор, был справедлив по отношению к окружающим.

Какого человека можно назвать опасным для общества?

Человек – часть общества, поэтому он может поддаваться его влиянию или воздействовать на него. Человеком, опасным для общества, можно назвать того, кто своими действиями или словами нарушает законы, в том числе нравственные. Так, в романе Д.М. Достоевского есть такие герои. Конечно, в первую очередь, все вспоминают Раскольникова, чья теория привела к смерти нескольких человек и сделала несчастными его близких. Но Родион Раскольников поплатился за свои действия, он был отправлен в Сибирь, в то время как Свидригайлова не обвиняли в преступлениях. Этот порочный, бесчестный человек умел притворяться и казаться порядочным. Под маской благопристойности скрывался убийца, на чьей совести были жизни нескольких людей. Еще одним персонажем, опасным для людей, можно назвать Лужина, поклонника теории индивидуализма. Эта теория гласит: каждый должен заботиться только о себе, тогда общество будет счастливо. Однако его теория не так безобидна, как кажется на первый взгляд. По сути он оправдывает любые преступления во имя личного блага. Несмотря на то, что Лужин никого не убивал, он несправедливо обвинил Соню Мармеладову в воровстве, тем самым поставив себя в один ряд с Ракольниковым и Свидригайловым. Его поступки модно назвать опасными для социума. Описанные персонажи немного схожи в свои теориях, ведь они считают, что ради «блага» можно совершить плохое деяние. Однако нельзя оправдать преступления благими намерениями, зло рождает только зло.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ АНАЛИЗ

Тестовые задания на экзамен (исправленные)

1. Древнеиндийский литературный памятник:
А). Книга истории
Б). Веды
В). Махабхарата
Г). Книга обрядов
Д). Рамаяна
2. Какая из частей Вед наиболее древняя?
А). Яджурведа
Б). Ригведа
В). Атхарваведа
Г). Упанишады
Д). Самаведа
3. В древнеиндийской философии закон нравственного воздаяния:
А. нирвана
Б. познание
В. карма
Г. атман
Д. вера
4. Что такое «брахман» в древнеиндийской философии?
А). высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия
Б). высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека
В). круговорот жизни, или сансара
Г). закон нравственного воздаяния, или карма
Д) путь богов для индивидуального спасения души
5. В древнеиндийской философии концепция, означающая «колесо перерождений»:
A. сансара
Б. мокша
В. санхья
Г. рита
Д. ньяя
6. Каким понятием в древнеиндийской философии определялось освобождение от сансары и земной кармы?
А. нирвана
Б. жэнь
В. дао
Г. брахман
Д. мокша
7. Четыре благородные истины являются центральным понятием какого учения?
А). Джайнизма
Б). Брахманизма
В). Буддизма
Г). Индуизма
Д). Веданты
8. Сиддхартха Гаутама основатель, какого религиозно-философского учения?
А. Даосизма
Б. Кинизма
В Буддизма
Г. Конфуцианства
В. Джайнизма
9. В каком произведении впервые был систематизирован буддизм?
А). «Махабхарата»
Б). «Рамаяна»
В). «Веды»
Г). «Трипитака» («Три корзины учений»)
Д). «Благавад-Гита»
10. Какова цель познания с точки зрения буддизма?
А). Пробуждение к высшим духовным ценностям
Б). Освобождение от страданий
В). Доказательство существования бога
Г). Исследование законов природы
Д). Поиск первопричины
11. Какой термин в философии буддизма означает конечную цель всех человеческих усилий, освобождение от страданий?
А). Нирвана
Б). Познание
В). Красота
Г). Атман
Д). Вера
12. Какое понятие в индийской философии означает вхождение в состояние созерцания?
А. медитация
Б. познание
В. карма
Г. сансара
Д. вера
13. Укажите два главных направления в буддизме:
А. сансара и карма
Б. инь и янь
В. хинаяна и махаяна
Г. монизм и дуализм
Д. «дао» и «ли»
14. Отличие буддизма от других мировых религий состоит в том, что
А. буддизм-это экзистенциальная философия
Б. философия буддизма в своей основе предполагает дуализм
В. количество последователей буддизма значительно превышает представителей других
Религий
Г. в буддизме отсутствует идея бога — творца и понятие бессмертия души
Д. буддизм отражает материалистическую тенденцию развития философской мысли
15. Основоположником джайнизма является:
А. Сидхартха Гаутама
Б. Мо-цзы
В. Джаймини
Г. Джина Махавира
Д. Шан Ян
16. Учение, какой философской школы Древней Индии считался материалистическим?
А. Индуизм
Б. Джайнизм
В. Буддизм
Г. Чарвака — Локаята
Д. Веданта
17. В древнем Китае высшей силой, управляющий всеми процессами на земле, считали:
А). природу
Б). небо
В). солнце
Г). космос
Д). разум
18. «Естественный путь» вещей в древнекитайской философии:
А). инь
Б). янь
В). жэнь
Г). сяо
Д). дао
19. Кто был основателем даосизма?
А. Конфуций
Б. Лао-Цзы
В. Мэн-Цзы
Г. Гуан Чжу
Д. Ян Чжу
20. Чем является «дао» в даосизме: «Путь, который проходят все вещи»,есть?
А. Воля Творца
Б. Принцип, закономерность
В. Человеческое знание
Г. Названия предметов природы
Д. «Церемония, ритуал»

21. Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вэй» (не-деяние.?
А. Буддизм
Б. Джайнизм
В. Конфуцианство
Г. Даосизм
Д. Христианство
22. Учение, какого философа заложило с древности идеологический фундамент китайского общества:
А. Лао-цзы
Б. Мо-цзы
В. Кун Фу-цзы
Г. Мао-цзе-Дун
Д. Хан Фэй цзы
23. Кто из древних китайских мыслителей является автором книги «Лунь Юй» («Беседы и суждения»)?
А. Сюнь Дзы
Б. Мэн Цзы
В. Лао Цзы
Г. Конфуций
Д. Ван Чун
24. Какие вопросы находились в центре внимания конфуцианства?
А. развитие мира
Б. вопросы диалектики
В. проблемы воспитания, образования, социальной стабильности
Г. проблемы бытия и становления
Д. гносеология
25. Центральный принцип добродетели философии Конфуция:
A. путь «золотой середины»
Б. путь приобщения к божественным сущностям
В. избавление от страдания
Г. удовлетворение потребностей
Д. эгоизм
26. Укажите категории учения Конфуция:
А. порядок, добродетель, бытие
Б. порядок, добродетель, человечность
В. диалектика, мера, истина
Г. разум, мужество, истина
Д. номинализм, реализм, схоластика
27. Основное понятие этики Конфуция:
А. «Инь» и» янь» – мужское и женское начало
Б. «Тянь» – небо
В. «Чень» – истина
Г. «Жэнь» — человеколюбие, гуманизм
Д. «Дао»- путь
28. Фундаментальной основой социальной организации древнего Китая было понятие «ли», который означал:
А. культ предков
Б. правило, церемониал
В. путь духов предков
Г. почитание родителей
Д. почитание старшего брата
29. Что означает «сяо» в конфуцианстве?
А. верность долгу
Б. стремление к образованности
В. человечность
Г. сыновнюю почтительность
Д. любовь к миру
30. «Жэнь» — человеколюбие, «шу» — взаимность, «чжун юн»-золотая середина, — составляют основу учения:
А. даосизма
Б. легизма
В. моизма
Г. конфуцианства
Д. натурфилософии
31. Китайский философ, выходец из школы «служилых людей»:
А. Лао-цзы
Б. Чжуан-цзы
В. Сюнь-цзы
Г. Мэн-цзы
Д. Конфуций
32. Как назывались школа законников «Фацзя» в Китае?
А. ваны
Б. даосы
В. легисты
Г. натурфилософы
Д. номиналисты
33. Oсновным понятием легизма является:
А. фа (закон).
Б. ци (энергии).
В. ли (ритуал.)
Г. дао (путь.)
Д. жэнь (человеколюбие)
34. Космоцентризм, наивный материализм, стихийная диалектика мышления – основные черты философии:
А. эпохи возрождения
Б. средневековья
В. античности
Г. нового времени
Д. эпохи просвещения
35. Какой тип философствования сложился в Античной Греции?
А. экзистенциональный
Б. деятельный
В. прагматический
Г. религиозно-мистический
Д. созерцательный
36. Идея космоса и логоса, неизмеримого превосходства природы над человеком, есть идея:
А. эпохи Возрождения
Б. новейшего времени
В. христианская
Г. нового времени
Д. античная
37. Укажите античную трактовку диалектики:
А. искусство спора, диалога, вид прения
Б. теория движения
В. теория развития
Г. учение о бытии
Д. учение о человеке и обществе
38. Понятие, впервые введенное Пифагором, для обозначения единства мира в противоположность хаосу:
А. космос
Б. логос
В. атом
Г. воздух
Д. вода
39. Впервые термин «философия» употребил:
А. Фалес
Б. Гераклит
В. Пифагор
Г. Платон
Д. Аристотель
40. Пифагор утверждал:
А. «Числу все вещи подобны»
Б. «Война – отец всех»
В. «Понимание у людей – околосердечная кровь»
Г. «Я знаю, что ничего не знаю»
Д. «Все течет, все изменяется»
41. Какую проблему впервые в Древней Греции сформулировали философы Милетской школы вне рамок религиозно-мифологического мировоззрения?
А). проблема движения
Б). проблема человека
В). проблема первоосновы мира «Архэ»
Г). проблема универсалий
Д). проблема государства и общества
42. Кто считал первоосновой мира огонь?
А. Анаксимен
Б. Фалес
В. Гераклит
Г. Анаксимандр
Д. Зенон
43. Кто является авторам афоризма «Все течет, все изменяется»?
А. Фалес
Б. Зенон
В. Анаксимен
Г. Анаксимандр
Д. Гераклит
44. Какое из этих высказываний принадлежит Гераклиту?
А. «Чего не желаешь себе, того не делай другим»
Б. «Помогай другим постичь то, чего бы ты сам хотел»
В. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»
Г. «Заводи друзей не спеша, а заведешь – не бросай»
Д. «Не богатей дурными средствами»
45. Какой древнегреческой школе принадлежит первая постановка проблемы бытия в истории философии?
А. милетской
Б. афинской
В. атомистической
Г. пифагорейской
Д. элейской
46. Кто из древнегреческих философов является основателем элейской школы?
А. Гераклит
Б. Демокрит
В. Парменид
Г. Сократ
Д. Эпикур
47. Афоризм «Бытие есть, а небытия нет» принадлежит:
А. Сократу
Б. Гегелю
В. Платону
Г. Пармениду
Д. Пифагору
48. Кто ввел в философию понятие «Нус» (Ум.)?
А. Пифагор
Б. Гераклит
В. Парменид
Г. Анаксагор
Д. Платон
49. Основатели атомистики:
А. Фалес, Анаксимен, Анаксимандр
Б. Парменид, Зенон, Мелисс
В. Левкипп, Демокрит
Г. Протагор, Горгий
Д. Сократ, Платон, Аристотель
50. Что лежит в основе бытия по мнению Демокрита?
А. вода
Б. апейрон
В. воздух
Г. атомы
Д. огонь

Свод правил и нормативных установок соблюдения Человеком фундаментального нравственного закона: не нанесение Человеком ущерба себе, ближним, обществу, природе, гармония духовных и материальных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом.

1. Вершина знаний – нравственное отношение Человека к себе, ближним, обществу, природе, материальным и нематериальным благам, правам и обязанностям перед обществом. Постигается эта вершина знаний путем ежедневных практических нравственных поступков, которые стоят выше любых рассуждений, пониманий и объяснений.

2 Каждый Человек должен стремиться делать все хорошее, т.е. все благое, добродетельное, благообразное и доброкачественное, и избегать делать плохое, т.е. недоброе, злое, дурное, недостойное, некачественное, так и все безобразное, уродливое, некрасивое, и недолжное, недостойное, некачественное, порочное и скверное.

3. Изначальная доброта Человека заложена в его природе: духовность, гуманность, должная справедливость, благопристойность и разумность. Эти благие качества прививаются Человеку путем постоянного обучения, воспитания, самообучения и самовоспитания, трудовой общественно-значимой деятельности.

4. Нравственность является основой идеологии любого Человека, социальной группы, конфессии, партии, нации и ее национальной идеи, класса, элиты и всего мирового сообщества.

5. Счастье испытывает тот Человек, кто испытывает к людям объединяющую любовь и приносит им духовную и материальную пользу.

6. Неисчислимые желания губят Человека, делают его кровным врагом другого Человека. Дисциплина образования и непрерывного нравственного воспитания детей и взрослых, культ нравственного подвига предков ради блага жизни их потомков дает контроль и усмирение неисчислимых желаний властвовать Человека над себе подобным и материей ради личной выгоды и обогащения любой ценой.

7. Золотое правило нравственности, которое следует постоянно соблюдать любому Человеку: 1) почитание родителей и семейных прав и обязанностей; 2) любовь детей и взрослых друг к другу; 3) верность и взаимность; 4) гуманность в личных поступках; 5) знание, мужество и труд; 6) собственное достоинство; 7) уважительная осторожность к непознанному; 8) милостливость и должная справедливость; 9) правильные телодвижения, выражения лица и речь.

8. Дружелюбие есть великое благо, которое каждый Человек добывает себе ежедневным уходом и заботой о своих друзьях и товарищах.

9. Человек не должен навязывать другим того, чего не желает себе сам. Он упрочивает других в том, в чем желает подвигнуться сам.

10. Если нравственное воспитание и самовоспитание Человека, т.е. постоянное общение с нравственными людьми, не будет ежедневным, то он будет пребывать в праздности, начнет творить недоброе и дойдет в этом до крайности, погубив не только себя, но и род свой, предав друзей и товарищей, оставив после себя в людской памяти недобрый след.

11. Сущность Человека и отношение к нему других людей определяют его судьбу. Если это отношение будет безнравственным, то судьба уготована Человеку печальная. Если же люди ценят и ежедневными усилиями поддерживают нравственные отношения друг с другом, то судьба Человека, погруженного в подобные отношения, становится счастливой.

12. Быть достойным Человеком, значит быть нравственным Человеком. Учение о нравственности является основой политики, государственного управления, экономики и общественной жизни. Законы войны и безопасности также подчинены нравственному учению, указывающему на устранение источников ущемления прав и свобод Человека, нанесения ущерба обществу и природе, нарушения баланса духовных и материальных устремлений и действий, прав и обязанностей Человека перед обществом.

13. Достойный Человек избегает насилия – причинения вреда себе, ближним, обществу, природе. Он навсегда отказывается от избиения, мучения, террора, преследования и мщения, «непосильном нагружении» другого Человека, лишения его пищи и крова, работы и отдыха.

14. Достойный Человек отказывается ото лжи – озвучивания того, что не соответствует истине, т.е. проповедь насилия, вражды, войны, культа безудержного потребления и наживы любой ценой, роскошного образа жизни, разглашения чужих тайн. Он оставляет в прошлом всевозможные нечестные способы ведения дел и сообщение тайны недостойному, т.е. безнравственному лицу.

15. Достойный Человек исключает из своей жизни воровство – присвоение того, что не дано его трудом и знаниями, спекуляцию, использование ложных мер и весов, а также фальшивых денег.

16. Достойный Человек исключает из своей жизни не целомудрие – сводничество, связь с безнравственными замужними и незамужними женщинами, извращения и похотливость, связь с детьми, пожилыми, животными и лицами своего пола.

17. Достойный Человек перестает заниматься стяжательством – отсутствие меры в обладании собственностью, которая складывается из превышения меры во владении землей и зданиями, средствами производства и сбыта, драгоценными металлами, скотом, продуктами питания, автомобилями, судами и самолетами, слугами и вещами.

18. Высочайшее внимание к ближнему побуждает совершать добродетельные поступки. Достойный Человек, выслушав другого Человека, восхваляет его добродетели, показывает симпатию к сходным мыслям, указывает путь к самовосстановлению после проступков.

19. Каждый день нужно делать практический шаг в щедрости, размышлять над трудами мудрых людей, наблюдать и подражать мужественным поступкам, проявлять искусность в помощи другим людям, держать верность обещаний, достигать могущества своими делами, стремиться к знаниям и каждый день удивляться новым открытиям.

20. Высоконравственный Человек проявляет ненасилие как избежание убийства и причинения вреда действием, словом и мыслью себе, ближнему, обществу, природе.

21. Исток насилия в гневе, поэтому нужно культивировать в себе и своих ближних посредством личного примера чувство дружелюбия по отношению к тому, кто причиняет досаду и горечь.

22. Ложь губит чистую душу Человека. Избежать гибели можно только правдивыми речами и телодвижениями, выражениями лица, тоном своего голоса.

23. Порок – присваивать не свое. Не присваивать чужое можно лишь тогда, когда Человек приучен радоваться результатам своего труда, и достижениями коллективных усилий, где победа общая, где слава для всех, где достаток всем, где открываются новые перспективы для каждого.

24. Достойный Человек не должен нарушать чистоты чужого брака. Контроль над половыми чувствами дает Человеку энергию и радость общественно полезного труда.

25. Превышение меры во владении материальными вещами должно сопровождаться ростом духовной активности. Нарушение баланса между материальными и духовными устремлениями и действиями отторгает Человека от общества и быстро приближает час его забвения.

26. Преуспевание каждого Человека начинается с благотворительности и щедрости. Благотворительность развивается в Человеке благодаря ежедневным усилиям в практических поступках и постоянным поддержанием следующих видов готовности: готовность отдать все, что досталось легкими усилиями; готовность подарить другому Человеку самые дорогие предметы; готовность пожертвовать своей жизнью и здоровьем ради защиты отечества и устранения общественной угрозы; не различение лиц, которым оказана помощь; дарение почитание одариваемого; дарение с целью облегчения реальных нужд; дарение ради благополучия одариваемого; дарение незамедлительное.

27. Каждому Человеку следует проявлять терпение, которое позволяет сдерживать гнев и возмущение. Так стабилизируются правильные взгляды на жизнь.

28. Важно Человеку не только завоевывать результат, но и удерживать его. В этом удержании достигнутого проявляется мужество Человека, на котором держится его завтрашний день. Для этого Человек каждый день размышляет над опасностями, подстерегающими его, презирает удовольствия, проявляет решительность в желании достижения высшей цели, гордится за свое дело, радуется свершившимся трудам, бдителен к коварству страстей, контролирует себя.

29. Достойный Человек сочувствует другим людям, симпатизирует им и дружит с ними. Его мир полон друзей. Переживание за судьбу другого Человека помогает ее сделать лучше.

30. Избегай причинения вреда другому Человеку мыслью, словом, действием. Ни что не может быть оправданием убийства Человека Человеком. Исключение составляет защита отечества во время агрессивной войны.

31. Не принимай надменного вида, не говори с пренебрежением о других людях, ни когда не говори грубых слов, проявляй заботу о близких и родных мыслью, словом и делом. И тогда тебя будут любить все.

32. Неизлечимая болезнь духа – порок, тогда становится неизлечимой, когда Человек начинает испытывать зависть к чужому материальному и духовному богатству, красоте и могуществу, достойному роду, счастью, удаче и почестям. Зависть губит духу Человека в мгновение ока. Именно она заражает дух человеческий неизлечимой болезнью – пороком.

33. Неприязнь к своим руководителям – начало всех бед земных Человека. Поэтому следует всячески укреплять власть, помогать очиститься ей от тех, кто ее дискредитирует, стремиться занять исключительно общественно-значимыми трудами достойное место в обществе и государственной власти.

34. Говори правду, избегая лжи, благодаря правде ты обретешь доверие людей. Они тебе помогут творить справедливость до первого твоего обмана.

35. Собака всегда голодна, Человек всегда не удовлетворён. Это слабость живых существ. Нужно всегда держать свои желания под надежным контролем долга, воли, совести и нравственной силы.

36. Великая победа в мире – это победа над самим собой. Победив себя, ты завоюешь весь мир. Однако победа эта достанется тогда, когда ты побеждаешь себя ежечасно, ежедневно, пожизненно.

37. Запомни врагов своих: жадность, коварство, притворство, пристрастие к телесным и мирским благам, леность, высокомерие, похоть, ненависть, зависть к внешности, учености, молодости и власти. Побеждай их каждый день, чтобы достичь совершенства и удовольствия этой жизни.

38. Безнравственность – причина социальной смерти, нравственность – причина социального долголетия. Люди с удовольствием читают твои мысли и говорят о тебе, вспоминая твои подвиги ради общества. Народная память долго хранит своих героев. Они благодаря ей приобретают новую жизнь.

39. Без нравственности нет никакой науки и политики. Все становится инструментом безнравственных инстинктов. Тогда кровь и слезы льются мировым потоком. Поэтому, идя во власть науки и политики, будь защитником тех, кто нуждается в защите, будь вожатым для тех, кто блуждает в потемках порока, будь другом тем, кто нуждается в дружбе и поддержке.

40. Успех государственной деятельности руководителя обуславливается его желанием слушать добрых советчиков и следовать нравственному закону.

41. Каждый день занимайся упражнениями нравственности: проявляй скромность; не наноси ущерба себе, обществу, природе; соблюдай баланс материальных и духовных устремлений и действий, прав и обязанностей перед обществом; будь сострадателен, правдив, надежен, избегай грубости и дружи; будь равнодушен к любым предметам роскоши; не допускай излишеств в интимном общении; воздерживайся от дурной речи, поношений, грубости, празднословия; не торопись — успеешь.