Законы о природе

Природа – естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы:

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества:

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

  • 1. воздействие (влияние) природы на общество:
  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)
                        • 2. воздействие общества на природу:
  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Взаимосвязь природы и общества.

Эту взаимосвязь нужно исследовать с двух сторон:

  • 1) Первая сторона определяется как историческая. В данном случае ставятся вопросы: — обстоятельства возникновения данной связи; — об основных этапах развития данной связи; — каковы перспективы развития связи между природой и обществом.
  • 2) Вторая сторона онтологическая. В данном случае вопрос ставится о сущности и основах этой связи и о ее структуре. На сегодняшний день природа и общество являются двумя составными или основными элементами системы. Эта система определяется как социоприродная. Взаимосвязь природы и общества усиливается и расширяется и с каждым разом становится все более актуальной. В тоже время эта связь и единство все более четко структурируется.

В настоящее время обозначена более менее четко структура системы природа – общество. Какова структура данной системы: основными полярными элементами этой структуры являются природа общества. Связующими элементами этой структуры и ее единства выступают следующие элементы.

  • 1) Сам человек как биосоциальное существо;
  • 2) Это экологическая природа;
  • 3) ноосфера;
  • 4) этосфера как особая часть природы представляющая из себя научную, эстетическую и этическую ценность.

Проблема взаимодействия природы и общества относится к числу вечных проблем. Она постоянно актуальна, пока существует общество, по-новому встает и по-новому решается в каждую историческую эпоху. С новой небывалой остротой она возникла и в наше время. Уже сейчас человечество стало главной силой в процессах миграции вещества и энергии на поверхности нашей планеты, и эта тенденция будет нарастать дальше.

Всю историю можно в общих чертах разделить на несколько основных этапов эволюции взаимодействия природы и общества.

  • 1. Древнейший этап — характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища).
  • 2. Допромышленный этап — экстенсивный рост земледелия, развитие ремесел, городов, гужевого транспорта. К концу периода возникает простое товарное производство (мануфактуры).
  • 3. Промышленный этап — век пара, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот оказались втянутыми огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Получили бурное развитие города, средства связи, наука.
  • 4. Этап начала техногенной цивилизации. Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных планетных стихий (ветра, воды, природного теплового баланса). В XX столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в науке особенно актуальным.

Весь мир состоит из вихрей энергий и природные законы описывают то, как циркулируют эти вихри. Можно сказать, что законы созданы Вечным и Единым Богом Вселенной. А вот их формулировка словами человеческого языка — дело сложное и многоуровневое, так как язык очень относителен и истину всегда передает в искаженном виде. За нарушения природных законов наказывает Природа и люди болеют или страдают иным образом — материально, физически, психологически.
Законы общества — это принципы, придуманные разными обществами, культурами, цивилизациями. В одной стране за кражу сажают в тюрьму на три года, а в другой, за такую же кражу — на пять лет.
Если в автобусе проехать без билета, то никто не заболеет, но если встретится контролер, будет взят штраф. За нарушения законов общества наказывает социум по правилам, принятым в данном обществе в данную эпоху.

Основные законы природы и общества

Законы общества и природы

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ 1. Физические законы Фундаментальные физические законы — это наиболее полное на сегодняшний день, но приближенное отражение объективных процессов в природе. Различные формы движения материи описываются различными фундаментальными теориями. Каждая из этих теорий описывает вполне определенные явления: механическое или тепловое движение, электромагнитные явления. Существуют более общие законы в структуре фундаментальных физических теорий, охватывающие все формы движения материи и все процессы. Это законы симметрии, или инвариантности, и связанные с ними законы сохранения физических величин. 2. Законы сохранения физических величин Законы сохранения физических величин — это утверждения, согласно которым численные значения этих величин не меняются со временем в любых процессах или классах процессов. Фактически во многих случаях законы сохранения просто вытекают из принципов симметрии. Идея сохранения появилась сначала как чисто философская догадка о наличии неизменного (стабильного) в вечно меняющемся мире. Еще античные философы-материалисты пришли к понятию материи как неуничтожимой и несотворимой основы всего сущего. С другой стороны, наблюдение постоянных изменений в природе приводило к представлению о вечном движении материи как важном ее свойстве. С появлением математической формулировки механики на этой основе появились законы сохранения. Законы сохранения тесно связаны со свойствами симметрии физических систем. При этом симметрия понимается как инвариантность физических законов относительно некоторой группы преобразований входящих к них величин. Наличие симметрии приводит к тому, что для данной системы существует сохраняющаяся физическая величина. Если известны свойства симметрии системы, как правило, можно найти для нее закон сохранения и наоборот. Таким образом, законы сохранения: а) Представляют наиболее общую форму детерминизма. б) Подтверждают структурное единство материального мира. в) Позволяют сделать заключение о характере поведения системы. г) Обнаруживают существование глубокой связи между разнообразными формами движения материи. Важнейшими законами сохранения, справедливыми для любых изолированных систем, являются: д) закон сохранения и превращения энергии; е) закон сохранения импульса; PAGE 14 ж) закон сохранения электрического заряда; з) закон сохранения массы. Кроме всеобщих существуют законы сохранения, справедливые лишь для ограниченного класса систем и явлений. Так, например, существуют законы сохранения, действующие только в микромире. Это: а) закон сохранения барионного или ядерного заряда; б) закон сохранения лептонного заряда; в) закон сохранения изотопического спина; г) закон сохранения странности. В современной физике обнаружена определенная иерархия законов сохранения и принципов симметрии. Одни из этих принципов выполняются при любых взаимодействиях, другие же — только при сильных. Эта иерархия отчетливо проявляется во внутренних принципах симметрии, которые действуют в микромире. Рассмотрим важнейшие законы сохранения. 3. Закон сохранения массы Бесконечно разнообразны превращения, изменения вещества в природе. Исследователей волновал вопрос: сохраняется ли вещество при этих изменениях? Каждому из нас приходилось наблюдать, как со временем изнашивается, уменьшается в размерах любая вещь, даже стальная. Но значит ли это, что мельчайшие частички металла исчезают бесследно? Нет, они только теряются, разлетаются в разные стороны, выбрасываются с сором, улетают, создавая пыль. В природе происходят и иные превращения. Вы, например, курите сигарету. Проходит несколько минут — и от табака ничего не остается, не считая маленькой кучки пепла и легкого голубоватого дыма, рассеявшегося в воздухе. Или, например, горит свеча. Постепенно она становится все меньше и меньше. Здесь не остается даже пепла. Сгорая без остатка, свеча и то, из чего она состоит, испытывают химическое превращение вещества. Частицы табака и свеча не разлетаются в стороны, не теряются постепенно в разных местах. Они сгорают и внешне пропадают бесследно. Наблюдая природу, люди давно обратили внимание и на другие явления, когда вещество как бы возникает из «ничего». Так, например, из маленького семени вырастает в цветочном горшке большое растение, а вес земли, заключенной в горшке, остается почти прежним. Может ли в действительности что-то существующее в мире исчезнуть или, наоборот, появиться из ничего? Иными словами — уничтожима или неуничтожима материя, из которой строится все многообразие нашего мира? За 2400 лет до н. э. знаменитый философ Древней Греции Демокрит писал, что: «Из ничего ничто произойти не может, ничто существующее не может быть уничтожимо». PAGE 14 природе сил, которые связывают отдельные атомы и молекулы, удерживают атомы и молекулы вещества в твердом состоянии на определенном расстоянии друг от друга. Законы взаимодействия атомов и молекул удается понять и объяснить на основе представлений о том, что в природе существуют электрические заряды. Самое простое и повседневное явление, в котором обнаруживается факт существования в природе электрических зарядов, — это электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие тел, обнаруживаемое при электризации, называется электромагнитным взаимодействием, а физическая величина, определяющая электромагнитное взаимодействие, — электрическим зарядом. Способность электрических зарядов притягиваться и отталкиваться говорит о наличии двух различных видов зарядов: положительных и отрицательных. Электрические заряды могут появляться не только в результате электризации при соприкосновении тел, но и при других взаимодействиях, например, под воздействием силы (пьезоэффект). Но всегда в замкнутой системе, в которую не входят заряды, при любых взаимодействиях тел алгебраическая (т.е. с учетом знака) сумма электрических зарядов всех тел остается постоянной. Этот экспериментально установленный факт называется законом сохранения электрического заряда. Нигде и никогда в природе не возникают и не исчезают электрические заряды одного знака. Появление положительного заряда всегда сопровождается появлением равного по абсолютному значению, но противоположного по знаку отрицательного заряда. Ни положительный, ни отрицательный заряды не могут исчезнуть в отдельности друг от друга, если равны по абсолютному значению. Появление и исчезновение электрических зарядов на телах в большинстве случаев объясняется переходами элементарных заряженных частиц — электронов — от одних тел к другим. Как известно, в состав любого атома входят положительно заряженные ядро и отрицательно заряженные электроны. В нейтральном атоме суммарный заряд электронов в точности равен заряду атомного ядра. Тело, состоящее из нейтральных атомов и молекул, имеет суммарный электрический заряд, равный нулю. Если в результате какого-либо взаимодействия часть электронов переходит от одного тела к другому, то одно тело получает отрицательный электрический заряд, а второе — равный по модулю положительный заряд. При соприкосновении двух разноименно заряженных тел обычно электрические заряды не исчезают бесследно, а избыточное число электронов переходит с отрицательно заряженного тела к телу, у которого часть атомов имела не полный комплект электронов на своих оболочках. Особый случай представляет встреча элементарных заряженных античастиц, например, электрона и позитрона. В этом случае положительный и отрицательный электрические заряды действительно исчезают, аннигилируют, но в полном соответствии с законом сохранения электрического заряда, так как алгебраическая сумма зарядов электрона и позитрона равна нулю. PAGE 14 6. Закон сохранения энергии в механических процессах Механическая энергия подразделяется на два вида: потенциальную и кинетическую. Потенциальная энергия характеризует взаимодействующие тела, а кинетическая — движущиеся. И потенциальная и кинетическая энергии изменяются только в результате такого взаимодействия тел, при котором действующие на тела силы совершают работу, отличную от нуля. Рассмотрим теперь вопрос об изменении энергии при взаимодействии тел, образующих замкнутую систему. Если несколько тел взаимодействуют между собой только силами тяготения и силами упругости и никакие внешние силы не действуют, то при любых взаимодействиях тел сумма кинетической и потенциальной энергий тел остается постоянной. Это утверждение называется законом сохранения энергии в механических процессах. Сумма кинетической и потенциальной энергий тел называется полной механической энергией. Поэтому закон сохранения энергии можно сформулировать так: полная механическая энергия замкнутой системы тел, взаимодействующих силами тяготения и упругости, остается постоянной. Основное содержание закона сохранения энергии заключается не только в установлении факта сохранения полной механической энергии, но и в установлении возможности взаимных превращений кинетической и потенциальной энергий в равной количественной мере при взаимодействии тел. Закон сохранения полной механической энергии в процессах с участием сил упругости и гравитационных сил является одним из основных законов механики. Знание этого закона упрощает решение многих задач, имеющих большое значение в практической жизни. Например, для получения электроэнергии широко используется энергия рек. С этой целью строят плотины, перегораживают реки. Под действием сил тяжести вода из водохранилища за плотиной движется вниз по колодцу ускоренно и приобретает некоторую кинетическую энергию. При столкновении быстро движущегося потока воды с лопатками гидравлической турбины происходит преобразование кинетической энергии поступательного движения воды в кинетическую энергию вращательного движения роторов турбины, а затем с помощью электрического генератора — в электрическую энергию. Механическая энергия не сохраняется, если между телами действуют силы трения. Автомобиль, двигавшийся по горизонтальному участку дороги после выключения двигателя, проходит некоторый путь и под действием сил трения останавливается. Во время торможения автомобиля произошло нагревание тормозных колодок, шин автомобиля и асфальта. В результате действия сил трения кинетическая энергия автомобиля не исчезла, а превратилась во внутреннюю энергию теплового движения молекул. Таким образом, при любых физических взаимодействиях энергия не возникает, а только превращается из одной формы в другую. Этот PAGE 14 экспериментально установленный факт называется законом сохранения и превращения энергии. Источники энергии на земле велики и разнообразны. Когда-то в древности люди знали только один источник энергии — мускульную силу и силу домашних животных. Энергия возобновлялась за счет пищи. Теперь большую часть работы делают машины, источником энергии для них служат различные виды ископаемого топлива: каменный уголь, торф, нефть, а также энергия воды и ветра. Если проследить «родословную» всех этих разнообразных видов энергии, то окажется, что все они являются энергией солнечных лучей. Энергия окружающего нас космического пространства аккумулируется Солнцем в виде энергии атомных ядер, химических элементов, электромагнитных и гравитационных полей. Солнце, в свою очередь, обеспечивает Землю энергией, проявляющейся в виде энергии ветра и волн, приливов и отливов, в форме геомагнетизма, различного вида излучений (в том числе и радиоактивности недр и т.д.), мускульной энергии животного мира. Геофизическая энергия высвобождается в виде природных стихийных явлений (вулканизм, землетрясения, грозы, цунами и т.д.), обмена веществ в живых организмах (составляющих основу жизни), полезной работы по перемещению тел, изменению их структуры, качества, передачи информации, запасения энергии в различного рода аккумуляторах, конденсаторах, в упругой деформации пружин, мембран. Любые формы энергии, превращаясь друг в друга посредством механического движения, химических реакций и электромагнитных излучений, в конце концов переходят в тепло и рассеиваются в окружающее пространство. Это явление проявляется в виде взрывных процессов, горения, гниения, плавления, испарения, деформации, радиоактивного распада. Происходит круговорот энергии в природе, характеризующийся тем, что в космическом пространстве реализуется не только хаотизация, но и обратный ей процесс — упорядочивание структуры, которые наглядно прослеживаются прежде всего в звездообразовании, трансформации и возникновении новых электромагнитных и гравитационных полей, и они снова несут свою энергию новым «солнечным системам». И все возвращается на круги своя. Закон сохранения механической энергии был сформулирован немецким ученым А. Лейбницем. Затем немецкий ученый Ю.Р. Майер, английский физик Дж. Джоуль и немецкий ученый Г. Гельмгольц экспериментально открыли законы сохранения энергии в немеханических явлениях. Таким образом, к середине XIX в. оформились законы сохранения массы и энергии, которые трактовались как законы сохранения материи и движения. В начале XX в. оба эти закона сохранения подверглись коренному пересмотру в связи с появлением специальной теории относительности: при описании движений со скоростями, близкими к скорости света, классическая ньютоновская механика была заменена релятивистской механикой. Оказалось, что масса, определяемая по инерциальным свойствам тела, зависит от его скорости и, следовательно, характеризует не только количество PAGE 14 Этот закон утверждает, что тепловая энергия, подведенная к замкнутой системе, расходуется на увеличение ее внутренней энергии и работу, производимую против внешних сил. 9.2. Второй закон термодинамики и невозможность создания вечного двигателя второго рода Согласно первому закону термодинамики, могут протекать только такие процессы, при которых полная энергия системы остается постоянной. Например, превращение тепловой энергии полностью в механическую не связано с нарушением первого закона термодинамики, но тем не менее оно невозможно. Второй закон термодинамики еще больше ограничивает возможности процессов превращения. Второй закон термодинамики утверждает, что не может быть создан вечный двигатель второго рода, который бы производил работу за счет тепла окружающей среды, без каких-либо изменений в окружающих телах. То есть в природе не может быть процессов, единственным результатом которых было бы превращение теплоты в работу. Этот закон утверждает, что во всех явлениях природы теплота сама переходит от более нагретых тел к менее нагретым. Если система замкнута и невозможны никакие ее самопроизвольные превращения, то энтропия достигает максимума. Состояние с наибольшей энтропией соответствует статическому равновесию. Энтропия является мерой вероятности осуществления данного термодинамического состояния или мерой отклонения системы от статического равновесия. Второй закон термодинамики можно сформулировать как закон, согласно которому энтропия теплоизолированной системы будет увеличиваться при необратимых процессах или оставаться постоянной, если процессы обратимы. Это положение касается только изолированных систем. Второй закон термодинамики говорит о том, что в замкнутой системе при отсутствии каких-либо процессов не может сама по себе возникнуть разность температур, т.е. теплота не может самопроизвольно перейти от более холодных частей к более горячим. Согласно второму закону термодинамики, любые замкнутые системы должны перейти в более вероятное состояние, характеризуемое термодинамическим равновесием с наименьшей свободной энергией и с наибольшей величиной энтропии. Поэтому явление спонтанного (самопроизвольного) перехода вещества из симметричного состояния в асимметричное, сопровождаемое повышением упорядоченности и энергетического уровня системы и понижением ее энтропии, кажется просто нереальным. Однако трудности термодинамического характера в вопросе происхождения жизни до сих пор не определены. Решения пока нет. Существует точка зрения, что второй закон термодинамики не применим к живым системам, так как они не являются замкнутыми системами. Живые системы — это открытые системы. Энтропия живых молекул весьма низка и имеет тенденцию к понижению. Этот факт сегодня является PAGE 14 общепризнанным, а ее асимметрия не есть состояние нарушения равновесия, отсутствия структурности или беспорядка, а есть состояние динамического равновесия и упорядоченности, более сложной структурности и более высокого энергетического уровня. Это то самое крайне маловероятное состояние, которое заставляет усомниться в абсолютности знания. Возрастание энтропии и говорит о необходимости поиска новой физической теории или биологической закономерности, описывающей это состояние. 10. ПРИНЦИП МИНИМУМА ДИССИПАЦИИ ЭНЕРГИИ В мировом процессе развития принцип минимума диссипации энергии играет особую роль. Суть его: если допустимо не единственное состояние системы, а целая совокупность состояний, согласных с законами сохранения и принципами, а также связями, наложенными на систему, то реализуется то состояние, которому соответствует минимальное рассеивание энергии, или, что то же самое, минимальный рост энтропии («рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше»). Принцип минимума диссипации энергии является частным случаем более общего принципа «экономии энтропии». В природе все время возникают структуры, в которых энтропия не только не растет, но и локально уменьшается. Этим свойством обладают многие открытые системы, в том числе и живые, где за счет притока извне вещества и энергии возникают так называемые квазистационарные (стабильные) состояния. Таким образом, если в данных конкретных условиях возможны несколько типов организации материи, согласующихся с другими принципами отбора, то реализуется та структура, которой соответствует минимальный РОСТ энтропии. Так как убывание энтропии возможно только за счет поглощения внешней энергии, то реализуются те из возможных форм организации материи, которые способны в максимальной форме поглощать энергию. Область применения принципа минимума диссипации энергии непрерывно расширяется. На протяжении всей истории человечества стремление овладеть источниками энергии и вещества было одним из важнейших стимулов развития и устремления человеческих интересов. И поэтому всегда было источником разнообразных конфликтов. По мере развертывания научно-технического прогресса, истощения природных ресурсов возникает тенденция к экономному расходованию этих ресурсов, возникновению безотходных технологий, развитию производства, требующего небольших энергозатрат и материалов. Если говорить об иерархии принципов отбора, то он играет роль как бы завершающего, замыкающего принципа: когда другие принципы не выделяют единственного устойчивого состояния, а определяют целое их множество, то этот принцип служит дополнительным принципом отбора. Проблема экономии энтропии, этой меры разрушения организации и необратимого рассеяния энергии, решается в мире живой природы. Существует теорема о минимуме воспроизводства энтропии, которая утверждает, что производство PAGE 14 энтропии системой, находящейся в стационарном состоянии, достаточно близком к равновесному состоянию, минимально. Этот принцип можно рассматривать в качестве универсального. В живом веществе он проявляется не как закон, а как тенденция. В живой природе противоречие между тенденцией к локальной стабильности и стремлением в максимальной степени использовать внешнюю энергию и материю является одним из важнейших факторов создания новых форм организации материального мира. 11. РЕДУКЦИОНИЗМ Редукционизм — стремление свести объяснение сложного через более простое. Это есть некоторый своеобразный образ мышления, и он пронизывает все науки, в разной степени, но все. Редукционизм есть способ сведения сложного к анализу явлений более простых и является мощнейшим средством исследования, Он позволяет изучать явления самой различной физической природы. Часть физиков глубоко убеждены, что все свойства микромира уже закодированы в моделях микромира. Редукционизм как особенность мышления возник, вероятно, в процессе эволюции, однако прививается человеку в процессе обучения — это объяснение «на пальцах». Модельные конструкции физиков — это и есть редукционизм. Он породил своеобразный метод, анализа, позволяющий связывать надежными логическими переходами различные этажи этого здания моделей, которое выстраивается физикой. Он позволяет изучить сложные явления самой различной физической природы. Однако было бы ошибкой считать, что он является универсальным и любые сложные явления могут быть познаны с помощью расчленения их на части и исследования их отдельных составляющих. Явление редукционизма достаточно глубоко проникло в различные области естествознания. Б. Рассел сказал однажды, что, как это ни удивительно, но все свойства живого существа можно предсказать однажды, ибо они однозначно определяются особенностями электронных оболочек атомов, в него входящих. PAGE 14

Жить по законам природы

Сегодня об экологических проблемах наслышаны практи­чески все. Но для большинства они сводятся к не­приятностям, связанным с загрязнением воздуха, воды, земли. Экологическая грамотность и соответствующее поведение лю­дей — до сих пор понятия для многих абстрактные, да­лекие от реальной жизни. Как сделать их неотрывными от повседневного быта каждого человека? Внештатный советник главы администрации Урванского муниципального района по вопросам окружающей среды и природных ресурсов, политолог Николай Урусов убеждён, что для этого нам нужна новая нравственность. С ним наша дальнейша беседа.

— Николай Мухтарович, скажите, как сегодня жить человеку в той среде, где он обитает, не разрушая её?

— Раньше человек влиял на природу так, что она достаточно быстро себя восстанавливала. Заметные изменения происхо­дили на протяжении многих поколений, и человечество успева­ло к ним приспособиться, и при­рода успевала «оправиться» от потрясений. Теперь же цивили­зация стала настолько могучей, что за жизнь одного поколения условия жизни и обитания чело­века меняются качественно. Бу­дучи школьником, прекрасно по­мню, как в Черной речке с дру­зьями вылавливал раков, явля­ющихся индикатором чистой воды. Теперь они не только ис­чезли, но и человеку небезопас­но искупаться в этой речке.

— Неужели мы совсем не уме­ем помогать природе?

— Пока да, почти не умеем. Суть в том, что разрушается са­мое главное — потенциал восста­новления, возможность регуляции самой природой её есте­ственных процессов. Раньше мы могли пить сырую воду из колод­ца, родника и из-под крана. Сей­час это делать не всегда можно. И так во всем.

— Почему сложилась такая ситуация?

— Во многом процессы эти закономерны. В чем трагедия цивилизации? Есть экономика: нужно давать людям все больше продуктов, одежды, машин и т. д. Результа­ты экономической деятельности мы наблюдаем уже сегодня, сей­час. Эти сиюминутные предпоч­тения определяли развитие че­ловека на протяжении тысячеле­тий. Они веками работали «на се­годня». Конечно, опыт приводит и к мудрости: даже в холодную зиму крестьянин хранил до вес­ны посевной материал. Но это скорее исключение. В принципе человек не привык думать о зав­трашнем дне. Если мы хотим вы­жить, то сейчас об этом не ду­мать нельзя.

Отсюда возникает новое представление об экологии — науке о том, что представляет собой дом, в котором мы живем, и как нужно вести себя в этом доме. Увы, сегодня представление чело­века о своем месте в природе пока мало чем отличается от тех, которые имели люди, жив­шие тысячелетия тому назад.

Наш дом — биосфера. Он у нас единственный и, другого не будет! По-гречески «эко» озна­чает «собственный», «логия» — «изучение». Значит, экология — это изучение, скажем так, соб­ственного дома. Чтобы жить в доме, надо, во-первых, знать его, во-вторых, знать, как себя вести в нем.

— С чего должно начинат­ься это знание? Наверное, об­ретать его надо «с колыбе­ли»?

— Конечно. Давайте рассуж­дать просто. Как ведет себя лю­бая мать, когда малыш подрастает и начинает бегать по квартире? Она говорит ему: этого трогать нельзя — можно сломать, испортить. Точно так же человек должен привить своему ребен­ку первоначальные навыки жиз­ни в окружающем мире: не рви цветок, не бросай на пол мусор, убери грязь за собой, не разру­шай муравейник.

Маленький человек приходит в детский сад. И здесь надо его учить, но уже по-другому. Воспи­тание должно быть показатель­ным, эмоциональным: «Посмот­ри, какие цветы — разве их мож­но топтать? Посмотри, какое де­рево, и знаешь, оно ведь еще нужное, полезное». Я знаю мно­гих учителей района, которые делают это блестяще — гораздо лучше, чем я могу об этом рас­сказать. Повторю: сначала ну­жен уровень табу, затем уровень восприятия и уже потом — осмысление. Ребенок проходит путь от эмоции к мысли.

Когда эмоциональное восприятие освоено, когда дети почувствовали суть разумного бытия человека в природе — тогда им захочется понять это, учиться этому. И в старших классах уже нужно будет изучать экологию как предмет. Пойдем дальше, на уровень высшего образования. Мы учим математику, физику, геологию. А зачем? Чтобы жить в доме под названием Земля и правильно распоряжаться ре­сурсами, которыми она нас обес­печивает. Беда в том, что мы учим многому и совсем непло­хо, но это лоскутные знания. Художник, со­здающий картину, должен сначала положить грунт — иначе краски не будут держаться. Так и эко­логия должна связывать все предметы, все знания в единое целое. Иначе у человека исчез­нет общее представление о мире.

— Как вы думаете, сколько у нас экологически грамотных людей?

— Ничтожный процент, доли процента. Взять хотя бы пробле­му загрязнения наших рек и род­ников. Население, живущее в от­дельных селах района, поймы рек и водоемов превратило в места несанкционированного складирования навоза и быто­вых отходов. Какой же ты пода­ешь пример будущему поколе­нию? Вот она, наша экологичес­кая грамотность.

Мы слишком быстро забыли, каким бережным отношением к земле, воде славились наши предки. Пока историческая ле­топись свидетельствует: «Черкесия — очень красивая и хорошая страна, с многочисленными рав­нинами, холмами и горами, ле­сами и источниками, из которых вытекают прекрасные ручейки».

Тысячи лет реки нашего района несли голубые струи чистейшей воды, и чистота их оберегалась нравственным отношением людей к природе. А что сейчас? Безнравственность. У наших предков глубина любви к родно­му уголку была столь велика, что даже изгнанники, нарушавшие общественный порядок, возвращались, чтобы издали полюбо­ваться своей землей. Ценность природы нравственно чтилась, и человек относился к ней, как к живому существу. А ведь люди тогда не имели диплома о выс­шем образовании, но они, несомненно, знали и понимали, что на варварское отношение природа ответит человеку бесплодием, истощением, погубленной кра­сотой. Нам нельзя забывать, что природа обогащает ум и открывает тайны жизни.

— Сегодня нередко звучат мысли о том, что требуется четкая программа в области образования по проблемам взаимодействия человека с окружающей средой.

— Острая необходимость в экологическом образовании обусловлена жизненной необходимостью дать воз­можность каждому человеку реализовать свое мировоззре­ние, опираясь на накопленные знания. Из поколения в поко­ление по традиции передава­лась необходимость бережного отношения к природе и умение заботиться о ней. Но, к сожалению, часть на­селения не опирается на исто­рические и культурные тради­ции. О какой опоре можно го­ворить, когда даже взрослые могут поднять незаконно руку на дерево, загадить землю, воду, с большим азартом тра­вить рыбу, забить дичь.

Вы обратили вни­мание, как каждый год весна обнажает наше преступное от­ношение к земле. Окрестнос­ти города, поселении района захлам­лены горами мусора. Этим старшие показывают неблаго­видный пример детям, кото­рых порой они заставляют вы­возить и сваливать мусор в пой­мах рек.

Просто не укладывается в сознании, как можно стоять в стороне, когда руководство рай­она объявляет месячник по бла­гоустройству, вкладывает боль­шие средства на ликвидацию свалок, а значительная часть населения относится к этому безразлично.

Нужно жить нужно по законам природы. В противном случае — это цинизм, который ничем нельзя оправдать.

— Скажите, что на ваш взгляд, непременно должно войти в новые «законы приро­ды», определяющие вза­имоотношения человека с природой.

— Не порть природу, сохрани её способность к саморегуля­ции. Прислушивайся к тому, о чем говорит наука. Я убежден: экология в самом широком зна­чении этого слова станет самой фундаментальной наукой нашего столетия. И от запове­ди, которая хорошо нам извест­на, «Не убий» мы за­кономерно придем к заповеди «Не убий природу». Хотя в сущ­ности это одна и та же заповедь, но на разных витках развития и бытия человека разумного. Я по природе своей оптимист и с пол­ной уверенностью могу сказать, что на экологической основе бу­дет возрождаться интернацио­нализм. Потому что природа — единый дом всех народов и не разобщает людей по националь­ному признаку, а напротив, со­единяет их вопреки всему. В на­ступившем столетии партии зе­леных начнут подниматься во всем мире. Будут создаваться экологическая армия и экологи­ческая полиция. За ущерб при­родной среде страны будут под­вергаться международным сан­кциям. Идеи экологизма захва­тят мир, как идеи коммунизма в начале 20-го века.

— Николай Мухтарович, а когда настанет это время?

— Трудно сказать, вычислить, когда мы станем беречь природу, себя не только из-за страха потерять рубль, должностное место или свободу, но исходя из понимания смысла бытия и развития, понимания того, что творим, к чему катимся, когда будет выгодно и нравственно не губить и разорять, а беречь и умножать. Этим нужно переболеть, а для этого требуется время. На своей земле надо быть радушным хозяином, а не хищником, не оставляющим живых следов потомству.

Мы, как это ни парадоксально, воры и убийцы природы. А пора бы стать безвредными по отношению к ней. Природу надо любить всем миром. Ведь ни деньги, ни имущество не спасут нас, если мы так варварски и дальше будем относиться к ней.

Я уже много лет занимаюсь вопросами экологии, раньше на госслужбе, а после выхода на пенсию еще и на общественных началах. Дело в то, что и сегодня я не смог оставаться на стороне когда по всей республике, в том числе и в нашем районе ведется большая работа по благоустройству поселении и санитарной очистке прилегающих к ним территории. Я альтруист и моя работа в настоящее время не измеряется рублями, но для меня важно жить по совести и своим умом. И в заключении хотелось бы сказать словами Махатма Ганди «Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом борются с вами. А потом, вы побеждаете». Думаю, что когда до каждого из нас дойдет осознание того, что свой дом нужно не только содержать в чистоте, но и беречь его, то наступит время экологического благоденствия. Самое главное чтобы не было слишком поздно. Поэтому каждый житель, по крайней мере, нашего района, уже сегодня должен проявлять в этом вопросе активную гражданскую позицию. Сегодня долг человека – остановить беду, остановить экологический кризис, остановить тех, кто живет не завтрашним днем, а логикой сиюминутного интереса.

Вел беседу Л.Алимов.

Текст: Андрей Мягков

«Главная задача этой книги — погрузить вас в изучение всех аспектов человеческого поведения, высветить его первопричины. <…> книга кардинальным образом изменит ваш взгляд на окружающих и подход к общению с ними. Кроме того, она радикально переменит ваше представление о себе». Так «Законы человеческой природы» представляет написавший ее Роберт Грин, американский автор психологического и общественно-политического научпопа. Материал в его книгах обычно систематизирован уже на уровне названия: «48 законов власти», «33 стратегии войны» и тому подобное. Вот и в данной книге — даром что на обложке никаких чисел — автор последовательно рассказывает о 18 поведенческих паттернах, которым все мы в той или иной степени подвержены и которые частенько мешают нам понимать не только других, но и самих себя. А мешают они нам потому, что мы их даже не замечаем. Из-за чего попадаемся на уловки манипуляторов, представляем себе людей не такими, какими они являются, или, сами того не ведая, разрушаем отношения с дорогими для нас человеками; словом, страдаем от неправильно выстроенной коммуникации, к которой приводит наша же собственная природа.

Книга Грина предлагает покончить со страданиями: перед вами своего рода переводчик с языка подсознательных психологических реакций на язык разума и взаимопонимания. Анализируя механизмы человеческих отношений, автор предельно дотошно объясняет, как именно вертятся все эти шестеренки внутри нас — и как обернуть их скрип себе во благо. Теория, разумеется, сопровождается примерами из жизни знаменитостей разных эпох — от Перикла до Ричарда Никсона. Без русских писателей на этом психотерапевтическом празднике также не обошлось — вот, например, анамнез семейной жизни Льва Толстого, способный предостеречь вас от многих брачных горестей.

Законы человеческой природы. Роберт Грин; Пер. с англ. Алексея Капанадзе

М.: Альпина Паблишер, 2021. — 936 с.

Супруги-нарциссы

В 1862 г., за несколько дней до того, как тридцатичетырехлетний Лев Толстой должен был вступить в брак с восемнадцатилетней Соней Берс, он вдруг решил, что между ними не должно быть никаких тайн. В частности, он принес почитать ей свои дневники. К его удивлению, написанное в них вызвало у нее слезы и немалый гнев. На этих страницах он писал о своих многочисленных любовных связях, в том числе о продолжающемся увлечении одной крестьянкой из ближней деревни — у этой женщины даже был от него ребенок. Он писал также о публичных домах, в которые нередко захаживал, о гонорее, которую подхватил, и о своей неизбывной страсти к азартным играм. Невеста ощутила острую ревность, смешанную с отвращением. Зачем он заставил ее это читать? Она обвинила его в том, что он передумал жениться, что он не любит ее. Ее реакция озадачила жениха, и он обвинил ее в том же. Ведь он хотел поделиться с ней своими былыми грехами, чтобы она поняла, что он оставляет этот греховный путь ради новой счастливой жизни с ней. Почему же она отвергает его попытку быть с ней абсолютно искренним? Она явно любит его не так сильно, как ему казалось. Почему ей так мучительно прощаться со своей семьей перед свадьбой? Неужели она любит родню сильнее, чем его? Они все-таки сумели помириться, и свадьба состоялась, но эта размолвка установила для них паттерн поведения на все 48 лет их совместной жизни.

Для Сони, несмотря на частые ссоры, брак в конце концов вошел в относительно удобную колею. Она стала самым доверенным помощником мужа. Она родила 13 детей; кроме того, она старательно переписывала рукописи его книг, в том числе «Войны и мира» и «Анны Карениной», и во многом взяла на себя деловую сторону публикации его произведений. Казалось, все у них складывается не так плохо. Он был богат — благодаря унаследованным имениям и продажам книг. У него была большая семья, которая его обожала. Он был знаменит. Но внезапно, в возрасте 50 лет, он вдруг почувствовал себя несчастным и устыдился книг, которые написал. Толстой больше не понимал, кто он. Переживая глубочайший духовный кризис, он полагал, что православная церковь слишком узколоба и догматична, чтобы помочь ему. Нужно было изменить жизнь — бросить писать романы и жить как простой крестьянин. Он решил раздать все имущество и отказаться от авторских прав на свои книги. И он попросил свою семью присоединиться к нему в этой новой жизни, посвященной помощи ближнему и духовным материям.

Но Толстой с разочарованием и тревогой обнаружил, что его семья во главе с Софьей встретила это предложение в штыки. Он ведь просил родных отказаться от привычного образа жизни и привычных удобств, лишал детей будущего наследства. Софья Андреевна не считала нужным резко менять образ жизни семьи и сердилась на его обвинения в том, что она дурная женщина, слишком приземленная и потому сопротивляющаяся переменам. Они без конца ссорились. Ни он, ни она не желали уступать. Теперь Толстой видел в жене лишь алчную женщину, использующую его лишь потому, что у него есть слава и деньги. Именно ради этого, понял он теперь, она и вышла за него. Она же видела в нем лишь отъявленного лицемера. Пусть он отказался от прав на всю собственность, но продолжал жить барином и просить у нее денег на потакание своим привычкам. Он ходил в крестьянской одежде, но, почувствовав недомогание, отправлялся в роскошном отдельном купе на юг, на виллу, где мог поправить здоровье.

Толстой жаждал простой жизни, в основе которой лежало бы духовное начало, и теперь ему казалось, что Софья Андреевна — главное препятствие на этом пути. Его угнетало само ее присутствие в доме. Он написал ей письмо, завершавшееся порицанием: «Вы приписываете всему, только не одному: тому, что вы причиной, невольной, нечаянной причиной моих страданий… Между нами идет борьба на смерть» (Письмо С. А. Толстой от 15‒18 декабря 1885 г). Растущая горечь из-за ее приземленности вдохновила его на повесть «Крейцерова соната», где отражены некоторые особенности их брака и где она рисуется в самых мрачных красках. Софье Андреевне казалось, что это сводит ее с ума. И наконец, уже в 1894 г., она сорвалась. Подражая персонажу одного из толстовских рассказов, она решила покончить с собой, выйдя неодетой в зимние снега, чтобы замерзнуть насмерть. Кто-то из близких перехватил ее и втащил обратно в дом. Она еще дважды пыталась совершить самоубийство, столь же безуспешно.

Теперь тот самый паттерн стал проявляться четче и острее, а события получили более бурное развитие. Он провоцировал ее; она совершала какой-нибудь отчаянный поступок; он раскаивался в своей холодности и умолял жену простить его. Кое в чем он уступал ей, в частности, позволил родным сохранить авторские права на его ранние произведения. Потом ее очередная выходка заставляла его сожалеть об уступках. Она постоянно настраивала против него детей, считала нужным читать его дневники, а если он их прятал, находила и читала тайком. Она неотрывно следила за каждым его шагом. Он отчаянно ругал ее за вмешательство в его частную жизнь и порой даже заболевал от переживаний, и тогда раскаивалась уже она. Что удерживало их вместе? Каждый ждал от другого любви и понимания, уже зная, что ничего этого не будет.

Так они мучились много лет. В конце октября 1910 г. Толстой счел, что с него хватит. Среди ночи он, ничего не сообщая родным, ушел из дома вместе со своим другом-врачом. Он был полон решимости наконец оставить жену. Всю дорогу он трясся от ужаса, что жена догонит и перехватит его, но в конце концов сел на поезд и уехал. Узнав об этом, Софья Андреевна вновь попыталась свести счеты с жизнью, на сей раз бросившись в близлежащий пруд, но ее вовремя спасли. Она написала Толстому письмо, где умоляла вернуться. Она обещала, что изменит свой образ жизни. Что откажется от роскоши. Что станет духовным человеком. Что будет любить его беззаветно, не ставя ему никаких условий. И еще она писала, что не может без него жить.

Толстому недолго пришлось наслаждаться свободой. В газетах вскоре стали появляться многочисленные материалы о том, как он ушел от жены. На всех станциях, где останавливался поезд, старого писателя окружали репортеры, страстные поклонники и просто любопытные. Он не выдержал путешествия в тесном и промерзшем вагоне. Вскоре он тяжело заболел, и его пришлось на руках перенести в домик станционного смотрителя в глухой деревне. Он слег, и всем, в том числе и ему, было ясно, что он умирает. Он узнал, что приехала Софья Андреевна, но ему невыносима была сама мысль о том, чтобы с ней увидеться. Родные, прибывшие к его смертному одру, не пускали ее в комнату, и она смотрела на мужа лишь через окно. Наконец, когда он уже был без сознания, ее допустили к нему. Она встала на колени рядом с постелью, принялась целовать его в лоб, а потом прошептала ему на ухо: «Прости меня. Пожалуйста, прости». Вскоре он умер. Месяц спустя один из гостей толстовского дома (См.: Гольденвейзер А. Б. Вблизи Толстого. — Л.: ГИХЛ, 1959) передавал слова Софьи Андреевны: «Как я могла это сделать?! Я сама не знаю, что со мной было… Ведь я его убила!..»

Интерпретация

Лев Толстой проявлял все признаки глубинного нарцисса. Его мать умерла, когда ему было всего два года, и это оставило в его душе огромную зияющую дыру, которую он так и не сумел заполнить, хоть и пытался это сделать с помощью многочисленных любовных связей. В юности он вел себя безрассудно, как если бы это помогло ему ощутить себя по-настоящему живым и цельным. Он постоянно испытывал отвращение к себе и не мог понять, каков он на самом деле. Эту неуверенность он переливал в свои романы, примеряя на себя роли разных персонажей. К 50 годам он погрузился в глубочайший кризис из-за своего расщепленного «я». Софья Андреевна также стояла достаточно низко на шкале самопогруженности. Однако, глядя на людей, мы склонны придавать слишком большое значение индивидуальным чертам каждого и не рассматривать более сложную картину — то, как каждая сторона постоянно воздействует на другую в процессе взаимоотношений. У отношений между людьми есть собственная жизнь, собственная «личность». И эти отношения тоже могут быть глубоко нарциссичными, то есть подчеркивать и даже выявлять нарциссические тенденции обеих сторон.

Как правило, отношения становятся нарциссичными из-за недостаточной эмпатии партнеров. Нехватка эмпатии вынуждает участников отношений все дальше отступать на оборонительные позиции. У Толстого это началось почти сразу, когда он принес дневники своей невесте. У каждой стороны были свои взгляды, сквозь призму которых она воспринимала другую. Для Сони, выросшей в традиционной семье, демонстрация дневников означала, что жених сожалеет о сделанном ей предложении. Для Толстого же ее реакция означала, что невеста неспособна заглянуть ему в душу и понять, как он стремится к новой, семейной жизни. Они с самого начала не поняли друг друга, и это непонимание становилось лишь прочнее в течение 48 лет их совместной жизни, с 1862 по 1910 г.

Духовный кризис Толстого стал ярким воплощением динамики нарциссических взаимоотношений. Жаль, что даже тогда они не сделали попытки взглянуть на ситуацию глазами друг друга (читатели толстовских дневников и переписки знают, что Толстой постоянно пытался сделать именно это — понять мотивы поступков жены, проникнуть в ее мысли). В этом случае Толстой мог бы заранее предвидеть ее реакцию. Она прожила всю жизнь в относительной роскоши, что помогало ей переносить череду беременностей и растить несметное количество детей. Она никогда не отличалась глубокой духовностью. Связь между ними была скорее плотской. Как он мог ожидать, чтобы эта женщина вдруг переменилась? Его требования кажутся почти садистскими. Он мог бы просто объяснить свою точку зрения, не призывая жену следовать за собой, мог бы даже выразить понимание позиции и потребностей жены. Это и было бы истинной духовностью. А она, вместо того чтобы обвинять его в лицемерии, поняла бы, что он вечно недоволен собой, что он с раннего детства испытывал недостаток в любви и сейчас переживает личностный кризис. Она могла бы предложить ему любовь и поддержку в его новой жизни, при этом деликатно отказываясь следовать за ним во всем.

Применение эмпатии оказывает на взаимный нарциссизм обратно направленное воздействие. Когда одна сторона проявляет эмпатию, другая обычно смягчается, и в ней тоже вспыхивает эмпатия. Ни к чему стоять на оборонительных рубежах, если другая сторона проявляет понимание вашей точки зрения, старается проникнуться вашим духом. Подобное поведение всегда побуждает нас поступать так же. Втайне все обычно жаждут прекратить сопротивление. Постоянная оборона, вечные подозрения — все это очень утомительно.

Главный ключ к применению эмпатии в отношениях с партнером — умение понять его систему ценностей, которая неизбежно отличается от вашей. То, что партнер интерпретирует как знаки любви, приязни или щедрости, обычно не совпадает с вашими представлениями о том же самом. Как правило, система ценностей складывается еще в раннем детстве; человек не формирует ее сознательно. Если постоянно иметь в виду систему ценностей своего партнера, легче будет проникаться его духом и вставать на его точку зрения как раз в те моменты, когда вы обычно начинаете обороняться. Так можно выманить из панциря даже глубинных нарциссов, поскольку к такого рода вниманию они не привыкли, оно встречается очень редко. В своих отношениях с партнерами всегда старайтесь определить их место на шкале нарциссизма. Измениться должны не лично вы и не партнер, а сама динамика ваших отношений.

17-12-1350.jpg

Самопроизвольное рождение структуры из
хаоса – вполне законный процесс
во Вселенной.
Николай Эстис, из цикла «Ангелы». 2008

Многие авторы утверждают, и с ними, наверное, можно согласиться, что закон возрастания энтропии занимает центральное место в физике и всей современной научной картине мира. Более того, этот закон (в просторечии – «закон энтропии») играет чрезвычайно большую роль и в культуре, обыгрываясь в рассказах и романах, пьесах и кинофильмах. По вовлеченности в культурную жизнь закон возрастания энтропии превосходит, пожалуй, все другие научные конструкты. Внимание людей притягивает рисуемая этим законом апокалиптическая устремленность всего сущего к разрушению и хаосу.

Исходные сомнения

Несмотря на чрезвычайно высокий статус закона возрастания энтропии, в его отношении возникают некоторые сомнения: что-то с ним не так. Во-первых, все, что со временем разрушается, сначала должно было возникнуть, иначе нечему было бы разрушаться. Более того, согласно современным научным представлениям, в пределах наблюдаемого мира, ограниченного сферическим горизонтом видимости радиусом около 13,8 млрд световых лет, происходит универсальная эволюция в сторону усложнения, так что процессы возникновения структур глобально преобладают здесь над процессами их разрушения.

Во-вторых, в понимании энтропии до сих пор остается слишком много тумана. В научной и учебной литературе фигурирует около десятка основных (общепринятых) определений и толкований энтропии (их набор немного плавает от автора к автору), которые плохо согласуются друг с другом, и несколько десятков ее модификаций и обобщений, относительно областей применимости которых мало что известно. Еще более размыто в физической литературе содержание закона возрастания энтропии. К.А. Путилов (1939) различает 18 формулировок этого закона, Алехандро Моралес (2009) – 20, а Е.Г. Опарин (2004) считает их сотнями. При этом, скажем, закон сохранения энергии формулируется в разных курсах физики практически одинаково.

Для «главного закона природы» эту ситуацию трудно не признать странной.

Я убежден в том, что разъяснение ситуации с законом возрастания энтропии блокируется путаницей, вызванной смешением понятий тепловой энтропии (Клаузиуса) и полной энтропии, отвечающей за необратимые процессы любой природы. Одним из проявлений этой путаницы является тот факт, что закон возрастания энтропии часто называют вторым началом термодинамики. Авторы не оговаривают, о законе возрастания какой энтропии – тепловой или полной – идет речь в том или ином конкретном случае. И совсем уже непонятно, какой из этих двух законов они считают справедливым. Чтобы устранить эту путаницу, я предлагаю обсуждать законы возрастания тепловой и полной энтропии раздельно.

Тепловая энтропия может убывать

О несостоятельности закона возрастания тепловой энтропии уже шла речь в нашей публикации в «НГ-Науке» от 12 сентября 2018 года. Согласно определению энтропии Клаузиуса, превращение тепла в другие формы энергии сопровождается уменьшением тепловой энтропии (когда dQ отрицательно, отрицательно и dS):

dS = dQ/T

(dQ – малое приращение количества тепла в системе; dS – малое приращение ее тепловой энтропии; T – абсолютная температура.)

Приводились в указанной статье и два примера уменьшения тепловой энтропии, доказывающие, что закон возрастания тепловой энтропии несостоятелен: 1) расширение идеального газа при постоянной температуре с совершением работы и 2) ускорение с охлаждением потока газа в сужающейся трубе. Здесь мы приведем еще один пример, гораздо более масштабный.

Согласно принятым сегодня в космологии воззрениям, наблюдаемый мир в ходе его расширения после Большого взрыва вот уже около 13,8 млрд лет охлаждается. Так как общее количество тепла в нем при этом уменьшается, то, согласно определению энтропии Клаузиуса, уменьшается и тепловая энтропия.

Для реальных систем из-за их неимоверной сложности вычисление полной энтропии невозможно. Эмпирических же опор у закона возрастания энтропии (без различения тепловой и полной энтропии), судя по физической литературе, только две:

– слежение за тепловыми изменениями;

– слежение за изменениями сложности систем.

Однако слежение за тепловыми изменениями не может верифицировать закон возрастания полной энтропии, так как тепловые взаимодействия – это только малая часть всего спектра взаимодействий. Полагаясь же при верификации закона возрастания энтропии на слежение за изменениями сложности систем, опираются на трактовку энтропии как меры беспорядка. Тепловая энтропия и на самом деле является мерой беспорядка, так как тепло – это беспорядочное движение частиц: согласно определению энтропии Клаузиуса, чем больше в системе тепла, и стало быть, беспорядка, тем больше ее тепловая энтропия. Однако для полной энтропии это не так.

Насколько мне известно, только три автора, работавшие независимо друг от друга, заявили вслух об ошибочности трактовки энтропии как меры беспорядка. Это советский ученый профессор Ю.П. Петров (1970), член Лондонского Королевского общества Кеннет Денбиг (1985) и автор этих строк (1991). Никто из нас не проводил при этом границы между тепловой и полной энтропией (и не покушался на закон возрастания энтропии), однако неявно, как мне это ясно сегодня, речь шла именно о полной энтропии.

Известно, что трактовка энтропии как меры беспорядка приближенно справедлива для отдельно взятого распределения. Энтропия такого распределения тем больше, чем распределение шире, распределение же тем шире, чем оно менее изрезано, то есть чем оно проще (менее упорядочено) по форме. Общим местом является, в частности, то, что максимальную энтропию имеет однородное распределение.

Представим себе теперь материальную систему, характеризуемую фиксированным числом переменных. На множестве значений этих переменных введем функцию распределения, которая характеризует вероятность того, что система пребывает в том или ином состоянии, характеризуемом тем или иным набором значений переменных. Сложность формы этого распределения отражает сложность нашей материальной системы: чем сложнее распределение, то есть чем оно более изрезано, тем сложнее и система. Энтропия этого распределения, то есть полная энтропия системы, тем больше, чем менее упорядочено описывающее ее распределение, чем оно проще по форме. Пока все хорошо, для нашей материальной системы трактовка полной энтропии как меры беспорядка справедлива.

Однако мы опирались, как говорилось, на предположение, что в ходе происходящих с нашей системой изменений набор описывающих ее переменных остается фиксированным. К реальным системам это предположение не имеет отношения. Особенно это наглядно применительно к эволюции всего наблюдаемого мира.

В ходе этой эволюции множество переменных постоянно росло, появлялись все новые формы энергии, взаимодействий, явлений. Вначале происходила только неорганическая эволюция, в ходе которой росло разнообразие форм энергии и взаимодействий. Наращивал свое разнообразие в ходе своей эволюции и органический мир. Далее возник социальный мир, породивший новое множество переменных и распределений по ним. Полная же энтропия реальной системы – это интегральная характеристика «ширины» всего множества распределений системы, и как там в том или ином случае сыграет все это множество распределений значений постоянно изменяющегося множества переменных, просчитать абсолютно невозможно.

Справедливость принципа фаллибилизма

С выходом из игры трактовки полной энтропии как меры беспорядка рушится одна из двух эмпирических опор закона возрастания полной энтропии: слежение за изменением сложности реальных систем, как выяснилось, ничего не дает для верификации этого закона. Об иллюзорности второй опоры – слежения за тепловыми изменениями – говорилось выше: тепловые взаимодействия представляют собой только малую часть всего спектра взаимодействий. К этому следует добавить, что вычисление полной энтропии реальных систем из-за их неимоверной сложности невозможно. Эти три факта означают в совокупности, что у закона возрастания полной энтропии отсутствует эмпирическая база, так что нам попросту неоткуда знать, является или не является этот закон всеобщим законом природы.

Подведем итоги верификации законов возрастания тепловой и полной энтропии. Авторское ноу-хау состояло в том, что мы предложили верифицировать законы возрастания тепловой и полной энтропии порознь. Теперь можно констатировать, что ноу-хау себя оправдало, ситуация с законом возрастания энтропии стала предельно ясной. Закон возрастания тепловой энтропии оказался откровенно несостоятельным, потому что обнаружились случаи убывания тепловой энтропии, которых никто не скрывал, но на которые никто и не указывал. Что же касается закона возрастания полной энтропии, то у него, как выяснилось, отсутствует эмпирическая база.

Приходим к выводу, что закон возрастания энтропии – это совершенно исключительный в науке случай утверждения, приобретшего статус всеобщего и даже главного закона природы без серьезной эмпирической базы. По сути дела, без эмпирической базы вообще. Мягко говоря, это катастрофа. Можно сказать, что закон возрастания энтропии – это плод воображения ученых.

Как говорилось выше, в физической литературе фигурирует несколько десятков модификаций и обобщений понятия энтропии. Однако эмпирическая база у законов возрастания модифицированной или обобщенной тем или иным образом энтропии отсутствует столь же блистательно, как и у закона возрастания «обычной» энтропии.

Фантасмагорическая история закона возрастания энтропии самым наглядным образом подтверждает справедливость принципа фаллибилизма Карла Поппера и других, согласно которому любая научная теория, даже из числа наиболее фундаментальных и общепринятых, завтра может оказаться (а может не оказаться) ошибочной.

Возникает интересная историко-научная задача: нужно объяснить, как оказался возможным этот гигантский фейк с активным участием целой когорты замечательных (гениальных! ) ученых и при пассивном одобрении всего научного сообщества.

В XIX веке в разных областях естествознания победили идеи эволюционизма. Закон возрастания энтропии – это реакция физиков на эволюционные построения нефизиков, но только реакция крайне неадекватная. Сегодня мы видим, что вера во всеобщую (универсальную) эволюцию в некотором направлении себя оправдала (в пределах наблюдаемого мира), тогда как вера во всеобщий закон возрастания энтропии – нет. Рисуемое этим законом в связке с трактовкой энтропии как меры беспорядка апокалиптическое стремление всего сущего к хаосу не соответствует действительности. Эволюция наблюдаемого мира и на самом деле происходит, и она на самом деле происходит в определенном направлении, вот только это направление – в сторону усложнения – противоположно тому, что диктуется законом возрастания энтропии.

Помимо прочего, крушение закона возрастания энтропии может иметь – и немалое – прикладное значение. Упразднение этого закона снимает «заклятие» с вечных двигателей 2-го рода (тепловых машин без холодильника). Это делает в принципе возможным переход к термоциклической энергетике, построенной на энергетических установках этого типа с их высокими КПД (не ограниченными КПД Карно) и круговороте тепла. Впрочем, мы уже писали об этом в упомянутой выше статье от 12 сентября 2018 года в «НГ-Науке».