Замкнутый ребенок

Принято считать, что дети очень открытые и легко идут на контакт. Но родители некоторых малышей не согласятся с этим утверждением. Что делать, если ребенок дошкольного возраста замкнут и не желает общаться с другими детьми? Как помочь маленькому человечку социализироваться?

Замкнутые дети дошкольного возраста обычно спокойно и тихо играют сами с собой, не требуют много внимания, избегают общения с другими детьми и взрослыми, их сложно вовлечь в подвижные и шумные игры. Родителям часто удобно такое поведение малыша – он не доставляет им особых забот. Но когда приходит время необщительному ребенку отправляться в детский сад, начинаются проблемы.

Как помочь замкнутому ребенку дошкольного возраста

Как помочь замкнутому ребенку дошкольного возраста

Замкнутому ребенку сложно адаптироваться в дошкольном учреждении. Он не решается задать простой вопрос, попросить воспитателя о самых необходимых вещах, например сказать, что ему нужно в туалет. На занятии, не расслышав задания, он боится переспросить. Из-за этого справляется с ним неправильно и неумело, что приводит к насмешкам со стороны других детей. Ответы на вопросы у замкнутого ребенка тихие и невнятные. Настоящим кошмаром для него становятся утренники и другие детские мероприятия.

Если вовремя не помочь ребенку избавиться от замкнутости, его ожидает незавидное положение в группе среди сверстников. Ребенок, не умеющий активно контактировать с окружающими, окажется в изоляции. С замкнутым малышом в лучшем случае не будут пытаться общаться и играть, в худшем – начнут обижать, дразнить, толкать, забирать игрушки и другие вещи.

Как помочь маленькому человечку социализироваться?

Как помочь маленькому человечку социализироваться?

Некоторые родители, обнаружив, что их чадо активно противится походам в детский сад, плачет, закатывает истерики, решают, что ребенок относится к категории «несадовских детей», и смиряются с этим. Однако такое же поведение ребенок продемонстрирует, когда пойдет в школу. Сложности с адаптацией в обществе негативно отразятся на жизни, даже когда ребенок вырастет. Если упустить время, не предпринимать никаких мер, пока малыш еще дошкольник, замкнутый ребенок останется неуверенным в себе на многие годы.

Необщительному ребенку легче оставаться в одиночестве, в своем тесном мирке, что отрицательно влияет на его социализацию. У него происходит подавление потребности в эмоциональных контактах, в результате замкнутости может развиться серьезный комплекс неполноценности. Даже во взрослом возрасте закрытому человеку с огромным трудом удается реализоваться как личности: научиться общаться, дружить, создать семью, построить карьеру, найти свое призвание и т. д.

Признаки замкнутости ребенка дошкольного возраста

По мнению психологов, замкнутость у ребенка начинает формироваться после достижения им одного года. Обычно такие маленькие дети сильно привязаны к маме, на ее отсутствие реагируют весьма болезненно: плачем, криком. Они не отпускают от себя родителей надолго, к незнакомым людям относятся с опасением и отказываются контактировать с ними. С годами у ребенка проявляются и другие признаки закрытости:

  • Сложно влиться в компанию сверстников: предпочитает играть в одиночестве, будь то садик или детская площадка.
  • Чаще всего молчит, обращается к кому-либо тихо и неуверенно.
  • Скрывает собственные рассуждения, соглашается с большинством.
  • Мало с кем дружит, или у него совсем нет друзей.
  • Избегает посещения кружков, детских секций, мероприятий, где необходима коммуникация.
  • Обычно прячет руки за спиной, в карманах, не использует живую жестикуляцию.
  • Старается меньше разговаривать с кем-либо, любит отвечать фразой «Я не знаю».
Справка. По словам врачей, у замкнутых детей в дошкольном возрасте отмечаются психосоматические симптомы, выражающиеся в частом поверхностном дыхании, болях в животе, резких перепадах настроения, беспокойстве, тревоге.

Подобная модель поведения свойственна и слишком застенчивым детям. Однако застенчивость и замкнутость являются двумя совершенно разными состояниями. Застенчивый ребенок дошкольного возраста стремится к общению, переживает, что ему мешает собственная стеснительность. Закрытый ребенок не нуждается в общении совершенно. В первом случае ребенку необходимо помочь справиться с застенчивостью, во втором – найти правильный подход, чтобы ребенок захотел общаться.

Причины детской замкнутости

Причины детской замкнутости

Причины детской замкнутости

Детская замкнутость – сложное состояние, основанное на особенностях личности, издержках воспитания и других причинах. Психологи считают, что для изменения поведения закрытого ребенка необходимо устранить истинный мотив, вызывающий нежелание идти на контакт. Чем бывает вызвана замкнутость малышей?

Причин может быть несколько:

  1. У ребенка имеется тяжелое заболевание, из-за которого он считает себя другим, не таким, как все остальные.
  2. Ребенок воспитывается в строгости. Закрытость может возникнуть при завышенных требованиях родителей, постоянной критике поступков, недовольстве поведением, наказаниях. У ребенка развивается ощущение собственной неправильности, ненужности, он использует отстраненность как средство защиты от окружающего негатива.
  3. Очень часто замкнутыми становятся дети-дошкольники, обладающие очень развитым интеллектом.
  4. Дети, интроверты по природе, с рождения немного замкнуты. Это особенность их темперамента, коррекция здесь бессильна. Но при этом такие малыши тянутся контактировать с другими детьми и взрослыми, умеют общаться. Сдержанность, мечтательность, погруженность во внутренний мир – просто черты их характера.
  5. Ребенок перенес сильный стресс. Психологическая травма, полученная в результате шокирующего детскую психику обстоятельства, может привести к закрытости. Это случается, когда ребенок пережил развод родителей, потерю близкого члена семьи, при нем часто скандалят родители или другие родственники.

Выяснить, в чем заключается первопричина замкнутости маленького ребенка, очень сложно. Дети в раннем возрасте еще не понимают, почему ведут себя так или иначе. Однако и родители, постоянно находясь рядом с ребенком, не всегда могут понять, что послужило причиной закрытости. Когда причина не очевидна, не получается разобраться самостоятельно, желательно посетить детского психолога. Специалист проведет беседу с ребенком, выявит, действительно ли это замкнутость, а не застенчивость, уточнит ее степень, даст рекомендации, как скорректировать поведение малыша.

Важно. Помочь необщительному ребенку раскрыться – задача не из легких. Одни дошколята практически сразу идут на контакт, занятия с другими требуют большого терпения и длительного времени.

Коррекция замкнутости у дошкольника

Работу с замкнутым ребенком проводят в трех направлениях:

  • Устраняют причины, вызвавшие состояние закрытости.
  • Мотивируют ребенка на контакт с другими детьми и взрослыми.
  • Стабилизируют и уравновешивают отношения между детьми в коллективе. Для этого помогают необщительному малышу не только начать взаимодействовать со сверстниками, но и избавиться от ярлыка изгоя.

Выполнить первый и второй пункты способны сами родители, пусть и при участии психолога. Чтобы решить последнюю задачу, необходимо привлечь воспитателей в дошкольном учреждении. Однако учтите, что не во всех детских садах есть грамотные специалисты. При желании вы можете перевести своего ребенка в другую группу или даже садик, где осуществляется индивидуальный подход к детям и применяются более прогрессивные методы воспитания.

Что делать родителям?

Дети дошкольного возраста очень чувствительны и ранимы. Требуется большая осторожность и тактичность, чтобы общаться с ними, обучать их. Не подавляйте ребенка сильным психологическим и тактильным воздействием: не следует пристально смотреть ему в глаза, тормошить или трясти, чтобы он вышел из задумчивого состояния.

Что делать родителям с замкнутым ребенком?

Что делать родителям с замкнутым ребенком?
Важно. Если у ребенка уже был отрицательный опыт общения, вовлекайте его в неприятную или сложную для него ситуацию так, чтобы он не понял, что вы делаете это намеренно. Откажитесь от настойчивости, не заставляйте ребенка против желания идти на контакт. От замкнутости не избавиться моментально.

Создайте для ребенка тихую, уютную, спокойную обстановку, в которой он будет чувствовать себя в безопасности. К примеру, когда разговариваете с ним, возьмите его за руку, посадите на колени, погладьте по голове. Найдите время, чтобы понаблюдать за малышом: чем обычно занимается, какие игры любит. Не старайтесь вовлечь ребенка в незнакомое для него занятие. Вносите разнообразие в игры постепенно, показывайте, как интересно играть вместе, а не в одиночестве, делитесь с малышом собственной радостью.

Вы можете заметить первые успехи через довольно короткий промежуток времени. Но не стоит обольщаться и расслабляться. Вы лишь немного пробили барьер замкнутости, дальше вас ждет длительная и кропотливая работа, без ощутимых результатов. После налаживания контактов с близкими людьми ребенку предстоит долго адаптироваться к окружающему миру. Попытки ускорить этот процесс могут дать обратный эффект.

Психологи рекомендуют

Советы психологов по работе с замкнутыми детьми

Советы психологов по работе с замкнутыми детьми

Чтобы не усугубить ситуацию с детской замкнутостью, а, наоборот, избавиться от этой проблемы, прислушайтесь к советам психологов:

  • Закрытым дошколятам на пользу пойдут игры с тактильным контактом, например хоровод, «паровозик».
  • При внешних отличиях вашего ребенка от окружающих детей найдите вариант корректировки этих особенностей. Неуклюжий или заикающийся малыш считает себя хуже сверстников.
  • Не заставляйте ребенка общаться с посторонними людьми, ориентируйтесь на его реакцию. Позвольте дошкольнику отказаться от игры с ребятами и побыть в сторонке.
  • Как можно чаще зовите в гости родственников или друзей. Собственным примером покажите ребенку, что для людей очень важно общение, оно приносит приятные эмоции, например радость, удивление, восторг и т. д.
  • Найдите темы, интересные ребенку. Их обсуждение поможет проявить интерес к общению с другими детьми. Запишите малыша на соответствующие занятия или кружки. Встретив сверстников, увлекающихся тем же, что и он, ребенок начнет воспринимать их как друзей.
  • Учите дошколенка, что эмоции можно выражать словами. Научите его правильно знакомиться: здороваться, представляться, немного рассказывать о себе и прощаться. Сначала ребенок может осваивать навыки дружеского общения, экспериментируя с игрушками.
  • Если у вас в гостях взрослые с детьми, не предоставляйте детям развлекаться самостоятельно. Увлеките обе компании совместными занятиями, например отгадыванием загадок, настольными играми и т. д.
  • Находясь в незнакомом для ребенка месте, держите малыша за руку, дайте понять, что не отойдете от него. Так он будет чувствовать себя в безопасности.
  • Закрытые дети легче находят общий язык с детьми, старше или младше их по возрасту. Дружба с ребятами другого возраста – хорошая тренировка перед общением со сверстниками.
  • Чтением сказок и просмотром мультфильмов, основная мысль которых – дружба, совместные занятия, дайте ребенку понять, что он тоже часть коллектива.
  • Помните, что необщительных детей быстро утомляет активное времяпрепровождение. Дозируйте общение ребенка с другими детьми, позвольте ему постепенно привыкать к компании.
  • Специально провоцируйте обстоятельства, когда у ребенка появится необходимость первым обратиться ко взрослому. К примеру, на его просьбу купить новую игрушку предложите ему самому подойти к продавцу в магазине и попросить показать нужную вещь. Если ребенок не в силах сделать подобный шаг, не заставляйте его. Повторите эксперимент через несколько дней, месяц. Желание получить игрушку постепенно вытеснит застенчивость.
  • При походе в музей, театр зовите с собой детей своих знакомых. Просмотр представления или экскурсия – хороший повод обсудить их всем вместе.

И последний совет: как только ваш малыш научится справляться с замкнутостью, ограничьте свое участие до минимума. Дайте ребенку возможность действовать самостоятельно.
Любовь Дворянова
Любовь Вячеславовна Дворянова. В 1998 г. закончила факультет психологии ПГПУ. Психолог, детский, семейный психолог. Имеет богатый опыт работы с трудностями в детско-родительских отношениях, специалист по работе с семейными проблемами. Ведет консультативный прием семей с самым широким спектром трудностей, тематические встречи для родителей в рамках «Родительского клуба» в нашем центре, работает с детьми. Мама троих дочек, 18,16 и 6 лет.

Задать вопрос

Методическая разработка доклада на педсовете о работе с замкнутыми детьми

Иванова Оксана Евгеньевна, музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 г. Углегорска Сахалинской области
Введение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что сегодня объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Статистика показывает, что в настоящее время в России значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоционально-волевой сфере: тревожностью, агрессивность, замкнутостью, застенчивостью, гипевозбудимостью, гиперактивностью и т.д. Однако, все эти отклонения в дальнейшем ведут к трудностям школьного обучения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с такими детьми психолого-педагогической коррекции.
В широком плане для нашей темы важен круг работ таких авторов, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности: Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн.
Основными для нашей работы являлись труды: О.А. Акуловой, Л.Б. Беряевой, И.Г. Вечконовой, Е.В. Загребановой, А.П. Зарина, В.А. Деркунской, Г.В. Кузнецовой, Э.Г. Чуриловой.
Клюева Н.В. и Касаткина Ю.В. к нарушениям в общении у детей дошкольного возраста относят такие явления, как застенчивость и замкнутость. Многие исследователи, в том числе Адлер А. считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Поэтому можно сказать, что поведение замкнутого ребенка основывается на неуверенности в себе и на страх перед общением с другими людьми.
Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. относят замкнутость к группе социально-нейтральных паттернов поведения, характерных для детей «социально не опасных», но имеющие личностные проблемы в плане самосознания, самооценки в отношениях с окружающими.
Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. рассматривают замкнутость ребенка как паттерн защитного поведения, который отличается низкой активностью в выборе способов психологической защиты, минимальной вариативностью, преобладанием пассивных способов защиты. Базовый способ защиты замкнутого ребенка – блокировка («глухая защита») – ребенок отказывается как от деятельности, так и от контактов с окружающими.
По мнению таких исследователей как Лисиной М.И. , Лабунской В.А. и других замкнутость возникает у дошкольников из-за эмоционального неблагополучия.
Таким образом, существует достаточно обширная литература по проблематике данного исследования. Тем не менее, несмотря на актуальность проблемы многие ее аспекты до сих пор остаются недостаточно разработанными. А многие литературные материалы являются труднодоступными.
Предмет исследования — замкнутость ребенка.
Объект нашего исследования — коррекция замкнутости детей 5-6 лет.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение проблемы замкнутости детей, причины ее возникновения, всестороннее изучение деятельности при коррекции замкнутости у детей.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи
1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме замкнутости детей.
2. Исследовать причины ее возникновения.
3. Разработать практические рекомендации по организации индивидуальной работы с ребенком для коррекции его замкнутости.
Глава I. Замкнутость ребенка, симптомы замкнутости
Замкнутость ребенка может проявляться с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешне поведенческом уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, хотя он может слушать, но редко становится инициатором беседы. Трудно быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.
В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступные ему до окончания детского сада: он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый, стесняться попроситься в туалет и т. п. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей.
На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступление на празднике превращается для таких детей в настоящую муку.
Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. В лучшем случае остальные дети не замечают их, безразлично отстраняют их от своих игр. В худшем – обращаются с ними насмешливо и грубо, дразнят, бьют, отнимают игрушки и другие вещи (одежду, сандалии).
Замкнутый ребенок не «допускает» к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Это еще более усугубляет положение ребенка. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Если ребенок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от перенапряжения.
Замкнутость обычно рассматривается как негативная черта характера, которая доставляет массу неудобств обладателю. И все это вовсе не от любви к одиночеству: иногда таким людям особенно сильно хочется контактировать с другими, вот только с этим возникают сложности. Дети тянуться к общению, как с взрослыми, так и со сверстниками. Но некоторые не могут проявить себя и выбраться из личного пространства. Ребенок находит укрытие в своей замкнутости и черпает в ней силы. Он старается отдалиться от болезненного для него внешнего мира. Он как бы отчужден и сдержан в своих проникновениях, вмешательствах во всё, что вокруг него. В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:
•ребенок может вообще не разговаривает, говорит, в крайнем случае, произносит слова шепотом;
•держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
•у него друзей очень мало или нет совсем;

•он боится начать что-то новое;
•не решается выразить свое мнение;
•таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
•часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
•излишняя осторожность в словах и поступках;
•отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
•неглубокое дыхание;
•психосоматические проявления (боли в желудке, например);
•желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
•часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).
При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в саду, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор – ведет себя правильно.
Обобщая вышеизложенный материал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Проявление застенчивости разнообразно: ребёнок чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (спрятаться за чужие спины, скрыть своё лицо)
Мы не всегда замечаем это, а самое главное не всегда придаем большое значение. Однако, одной из самых больших проблем и является отклонение в поведении ребенка, а именно замкнутость. Необходимо на ранних этапах увидеть данную проблему и начать работать над ней. Если вовремя не обращать внимания на перемены в характере и поведении малыша, из него может вырасти неуверенный человек.
Глава II Причины замкнутости
Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами:
1. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребёнка, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. Как правило, замкнутость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики.
2. Когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе.
3. Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Если в семье практикуется тревожно-мнительный тип воспитания, а в семьях, где растёт единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.
4.Недостаток общения и внимания в семье
Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает её и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.
Постоянное стремление родителей освободиться от ребенка приводит к тому, что ребенок все реже обращается к ним со своими, на первый взгляд, пустяковыми, проблемами, а в результате уже в совсем недалеком будущем родителям и детям не о чем будет поговорить, нечем поделиться, будет нечего доверить. Ведь ребенок с ранних лет привык сам решать свои «проблемы”, заранее зная, что мать или отец все равно ответят ему, что им некогда, что у них нет времени на подобную ерунду. Изо дня в день, слыша такие ответы родителей, видя их постоянную спешку, невозможность или нежелание оторваться от своих проблем и забот, ребенок привыкает к играм в одиночестве и не пытается даже сблизиться с родителями. Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность каждого ребенка в тесном контакте с матерью и отцом. Такая родительская любовь весьма односторонняя, она лишена чувств. А ребенок от этого очень страдает. Ведь игры, какими бы занимательными они ни были, и «общение” с четвероногим другом не заменят общения с родителями. Такой опыт, приобретенный в собственной семье, переносится ребенком и на более широкий круг общения, когда ребенок начинает общаться с другими людьми за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, ребенок не находит общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками
5. Сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Ему просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями… Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.
6. Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого, обидчивого и замкнутого.
7. Ребёнок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищённости
Ему важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.
8. Недостаточное проявление родительской ласки и любви
Любовь к ребенку состоит не только из чувств к нему. Она охватывает также сферу родительских стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание. Не всегда, правда, методы их воспитания согласованы. А неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи для ребёнка чрезвычайно вредно. Представьте себе, что папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимых внука или внучки. Каждый из «воспитателей” считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя”, старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.
Невнимание родителей к детям в его количественном и качественном выражении означает утрату важнейшего воспитательного фактора — общения. В таких случаях родители оказываются неспособными проникнуть во внутренний мир детей, правильно осознать их потребности и интересы. Утрата духовных контактов и духовной близости с родителями остро переживается детьми, в конце концов, они становятся замкнутыми, перестают делиться с родителями своими радостями и огорчениями. Недостаток общения и порождает эмоциональный голод. Возникшая в обстановке дефицита общения скрытность и замкнутость детей, с одной стороны, неспособность родителей проникнуть в их мир — с другой, способствуют утере контактов между ними, порождают отчужденность .
Как мы видим, причины замкнутости целиком прорастают из семьи ребенка, из его отношения с родителями. Поэтому в работе с такими детьми необходимо проводить консультации с родителям, попробовать вместе разобраться в причинах происшедшего и исправить эту непростую ситуацию.
Глава III Последствия замкнутости. Коррекционная работа с замкнутым ребенком
Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:
•будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
•не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни), будет в одиночестве;
•не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
•постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
•будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
•не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
•сохранит неуверенность в себе на многие годы (не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути, не будет решать сложные проблемные ситуации);
•возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).
Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.
Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляет действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми.
Основные направления работы с замкнутым ребенком:
1. Устранение причин, приведших к этому нарушению;
2. Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками;
3. Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверсников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим детям, но и показать им, что ребенок не так плох или злобен, как они о нем могли думать);

4. Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.
Коррекционная работа представляет большую сложность из-за повышенной чувствительности ребенка, поэтому выполняться она должна с большой осторожностью.
Диагностические приемы для установления замкнутости у ребенка могут быть следующими:
Нужно избегать заглядывание ребенку в глаза, «тормошения» его с тем, чтобы вывести из «задумчивости», сильных тактильных воздействий. Первоначально в конактах с ребенком не должно быть давления и нажима. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постараться создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держать его за руку, поглаживать по голове или взять к себе на колени.
Нужно понаблюдать, чем ребенок занимается, и заняться с ним этим же, а не предлагать свои игры.
Необходимо выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение (например, то, что мяч не скачет, а катится по полу и пр.), другими словами, пронаблюдать за тем, как ребенок осуществляет аутостимуляцию, какими средствами и затем повторить эти действия для ребенка, не акцентируя первоначально внимание на том, что эти действия совершил сам. Смотреть при этом следует не в глаза, а на игрушку. Это даст возможность вызвать у ребенка приятные впечатления и создать основу для формирования и поддержания собственного положительного значения в глазах ребенка и постепенно предоставит возможность включить элементы контакта в привычную аутостимуляцию ребенка. Так, если ребенку понравится катать мяч, то можно попробовать катать его друг другу и т.п.
Далее, если положительный эффект достигнут, можно постепенно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости — доказать ребенку, что вместе с другим человеком лучше играть, чем. одному.
На этом этапе, возможно, появятся достаточно хорошие результаты. Это обрадует родителей и они будут считать, что завершение коррекционной работы очень близко. Здесь наступает один из опасных моментов работы, так как после первого «прорыва» «скорлупы» ребенка, первых больших успехов обязательно наступает достаточно длительный этап работы, своеобразное «плато» в успехах ребенка, где необходимы упорные усилия, без получения новых, существенных результатов. Здесь начинается работа по восстановлению
потребности ребенка в аффективном контакте с окружающими людьми. Форсирование этого этапа может привести к негативным последствиям.
Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное аффективное обращение ребенка к другому человеку, можно начать усложнение форм контактов, предложить свои, новые формы взаимодействия и игры.
«Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общении.
Усложнение форм контакта должно идти по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых ДЕТАЛЕЙ в структуру существующих форм.
Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического ПРЕСЫЩЕНИЯ, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.
Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок, он становится более раним в контактах, и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.
При установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является не просто центрирование ребенка на себе, а установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает постепенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой».
В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.
Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ребенку.
Отношения со сверстниками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к коллективу сверстников.
Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Групповой метод работы с застенчивыми детьми — лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку .
К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям.
В игра удобно использовать «маски» «маской» с образом животного, растения или образом неживой природы.
Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для застенчивых детей.
Чтобы сломать лед молчания в группе детей, кажущихся замкнутыми и неконтактными, необходимо позволить им расслабиться и прорычать, как львам, попыхтеть, как маленьким паровозикам.
Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнении желательно включать в каждое занятие. Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше.
Давая детям задание, необходимо показывать ему свою уверенность в успешности его действий, но не акцентировать чрезмерно на этом свое внимание. Если ребенок почувствует пристальный интерес к его действиям, то застесняется еще сильнее. Если же взрослый отнесется к происходящему как к само собой разумеющемуся, малыш будет спокойным.
Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой. Поэтому спокойная уверенность взрослого – лучшее лекарство. За результат, достигнутый ребенком, его следует обязательно похвалить.
Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Главным образом, условий целенаправленного формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность — мощный фактор развития личности ребёнка (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль — наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.
Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долго временна. Замкнутость ребёнка не пройдёт за один день. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.
Заключение
В наше время мы видим разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.
Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. В этом я убедилась в своей работе. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченное и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всего эмоционально. Любые психические окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодолевание препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки.
На основе проведенной работы я пришла к следующим выводам:
1. Проблема замкнутости ребенка в психолого-педагогической литературе рассмотрена достаточно подробно. Описаны определения, формы проявления, возрастная динамика, поведение и причины замкнутости.
2. С помощью экспериментальных исследований можно выявить группу замкнутых дошкольников и характерные особенности их личности и поведения (уклонение от того, чтобы первыми начать разговор, затеять какое-либо дело, задать вопрос).
3. Возможно корректировать особенности личностной и поведенческой сферы замкнутости дошкольника путем коррекционной работы с ним.
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
Список используемой литературы:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. — Р.-н-Д.: Феникс, 1999. — 416 с.
2. Василек Ф. Е.Психологические переживания. – М., 1984.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. психология Детская в ответах и вопросах. Дошкольный возраст. – М.: 2002, Сфера.
4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. Ступеньки общения от года до семи. – М., 1992
5. Деркунская В.А. Воспитание, обучение и развитие дошкольников в игре. СПб.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.
6. Клюева Н.В., Ю.В. Касаткина Учим общению детей. – Ярославль: Академия 1996, развития.
7. Кудрина Г.Я., Ковалева Е.Б. Психологическая защита у дошкольников. Иркутск, 2002

8. Общение М.И Лисина, психология и личность ребенка. – Воронеж, Лисина.
9. Репина Т. А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1980, — №3
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

Рекомендуем посмотреть:

Гиперактивные и замкнутые детиИспользование мнемотаблиц при ознакомлении дошкольников с творчеством БартоКак сделать детский сад престижным?Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения», — говорил французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «папа» Маленького Принца. Если маленький человек общается неохотно и с трудом, не любит и не умеет дружить, ведет замкнутую жизнь, ему обязательно нужно помочь. Ведь нежелание выстраивать связи и обзаводиться контактами может сильно осложнить жизнь ребенка в будущем – тогда, когда ему придется взаимодействовать с коллективом в школе, в институте, на работе. Кроме того, дети без навыков общения чаще общительных сверстников подвержены стрессам, ведь любая неожиданная ситуация выбивает их из колеи. Давайте посмотрим, как родители могут выполнить важную задачу – помочь своему «тихоне» раскрыться и стать более дружелюбным и коммуникабельным.

Что такое детская замкнутость

Иногда родители путают замкнутость с застенчивостью. Немудрено, потому что и замкнутые, и застенчивые малыши на многое реагируют схожим образом: на незнакомцев, на перемены в привычном жизненном распорядке, на все новое, с чем сталкиваются.

Но есть и разница. Скромный, застенчивый ребенок к общению стремится. Да, оно может сложиться как-то не так, и он будет переживать, но он нуждается в компании. Все иначе с замкнутым малышом, который пытается отгородиться от остального мира. Он просто не испытывает потребности в общении, потому что не понимает: а зачем оно, если и так неплохо? Поэтому и действия родителей должны быть разными. Стеснительного малыша нужно учить общаться, а замкнутого – мотивировать и стимулировать, приучая к детскому коллективу.

Так как распознать, что ребенок нелюдим?

Речь. Малыш либо вообще не разговаривает, либо разговаривает мало и тихо.

Коммуникабельность. Новый коллектив для него – стресс. Неважно, вышли вы погулять на детскую площадку или отвели ребенка в детский сад, даже спустя долгое время ребенок будет с опаской относиться к этому месту, к детям, которые его окружают, и держаться в сторонке.

Личное мнение. У замкнутого ребенка оно, может, и есть, но о нем никто не знает: он либо отмалчивается, либо всегда согласен с остальными.

Друзья. Они в жизни замкнутого ребенка – очень редкое явление.

Хобби. Не удивляйтесь, если вместо щенка кроха попросит игуану.

Обучение. Ему сложно даются предметы, которые требуют навыков устного рассказа и взаимодействия с другими детьми. Физкультура, литература – таких предметов в школьном расписании довольно много.

Настроение. Смена настроения может быть резкая. И слезы у такого ребенка всегда на подходе.

Адаптация к школе. Она протекает тяжелее, чем у более общительных сверстников.

Здоровье. Очень часто симптомы указывают на какое-либо заболевание, но врачи по результатам обследований разводят руками и говорят, что болеет малыш на нервной почве. Психосоматические боли в животе, головные боли, затрудненное дыхание, скованность движений – признаки замкнутости.

Почему малыш замкнут?

Не нужно искать в замкнутости генетические корни: мол, «папа был такой же нелюдим» или «мама тоже всегда была стеснительной девочкой». Замкнутость — это приобретенная черта характера. И приобретается она в качестве защитного механизма перед лицом опасностей мира внешнего. Так малыш пытается оградить свой внутренний мир от вторжения извне.

Что это за опасности? Замкнутый ребенок, как правило, становится таким под воздействием внешних факторов. На его характер влияют особенности воспитания (слишком строгого, например), общая обстановка в семье, а также в детском саду или в школе, пережитые им конфликты.

Иногда причины замкнутости ищут в совсем раннем детстве. Есть версия, что детки, которых после рождения на некоторое время разлучили с мамой и которые были лишены общения с ней в первые дни своей жизни, в более взрослом возрасте проявляют замкнутость чаще. вырастают замкнутыми и стеснительными. Но более достоверен факт, что согласно данным психологов, замкнутость как черту характера малыш проявляет после 1 года.

Причиной замкнутости может быть болезнь, психологическая травма, особенности темперамента, особенности воспитания. О последнем нужно сказать отдельно. На поведении малыша может сказаться как чрезмерно строгое воспитание, так и необычайная «залюбленность», при которой ребенка не отпускают даже в детский сад. Если при этом родители уделяют малышу недостаточно внимания, редко общаются с ним, почти никогда не спрашивают о том, как прошел его день и каковы его успехи – малыш замыкается в себе. Замкнутыми могут быть и дети, которые по каким-то причинам не посещали детский коллектив, например, часто болеющие малыши.

Как помочь малышу преодолеть замкнутость в себе?

Без консультации со специалистом в данном вопросе вам вряд ли удастся обойтись, поэтому имеет смысл наведаться к детскому психологу. Вот что советуют психологи делать родителям, если ваш ребенок замкнут.

Выходить с малышом в людные места. Чтобы привыкнуть к компании сверстников, надо уделять общению много времени. Парк, детский сад, игровая площадка – подойдет все, что угодно. Главное – не подталкивать кроху настойчиво «пойти поиграть с другими детьми». Пусть понаблюдает, привыкнет, заинтересуется. Если родители не будут давить на ребенка, он сам потихоньку начнет строить свои социальные связи.

Обнимать.Тактильный контакт очень важен для замкнутых детей дошкольного возраста. Чаще обнимайте малыша, держите его за руку – это успокоит его.

Провоцировать общение. Ненавязчиво, искусно: например, попросите передать деньги за билет кондуктору, или узнать, сколько стоят его любимые сладости. Если малыш отказывается, не надо настаивать, попробуете в другой раз.

Учить выражать эмоции и чувства словами. Если малыш сидит с отсутствующим видом, обязательно поинтересуйтесь, что случилось. Читая сказку, обсудите, какие эмоции испытывает тот или иной персонаж, акцентируйте внимание на положительных эмоциях. Предложите угадать, что чувствует человек, сидящий напротив в вагоне метро. Как можно чаще обсуждайте происходящее вокруг с погруженным в себя ребенком.

Выбирать правильные сказки. Важно, чтобы они были не описательными, чтобы в книгах для совместного чтения было много диалогов между персонажами.

Играть в командные игры. Использовать для участия можно любой подходящий повод, важно, чтобы ребенок потихоньку привыкал к взаимодействию в компании.

Бывать в гостях и приглашать к себе гостей. Малыш не только будет учиться общаться с другими людьми. Видя общительность родителей, он на их личном примере будет убеждаться, что общение – это интересно, полезно, весело!

Аутизм — это психическое заболевание, при котором происходят выраженные нарушения в коре головного мозга, приводящие к полному нарушению социальной адаптации и особому восприятию собственного внутреннего мира.
Впервые случай аутизма у детей был описан в 1943 году. Это открытие сделал Г. Аспергер. В последствии даже один из синдромов, при котором развиваются симптомы заболевания, был назван его именем — синдром Аспергера. Определение болезни было дано гораздо позже, после накопления статистических данных о заболевших. Заболевание может встречаться в любом возрасте, в том числе у новорожденных. Детки, которым установлен диагноз «аутизма», требуют к себе более внимательного отношения и применения специального подхода.

Причины.

На сегодняшний день большинство ученых считают, что причиной заболевания становятся нарушения в генетическом аппарате или врожденная генетическая наследственность. Очень часто первые признаки болезни можно заметить у грудничков или малышей первого года жизни. Однако эти проявления часто списывают на особенность характера или темперамента ребенка.
У мальчиков аутизм встречается гораздо чаще. Соотношение — 4:1. Девочки болеют реже. Часто малышки имеют высокую предрасположенность к болезни, если у их близких родственников или родителей есть данное заболевание.
Наследуется болезнь по аутосомно-рецессивному признаку. Это означает, что даже если оба родителя будут больны аутизмом, то риск рождения здорового ребенка у них составляет 25%.
Не только наследственная предрасположенность может привести к появлению заболевания. Есть научные исследования, которые показали связь между воздействием некоторых провоцирующих факторов на развитие болезни. Как правило, такое действие происходит во время внутриутробного роста малыша.
К таким провоцирующим факторам относят:
1. Инфицирование беременной женщины различными бактериальными или вирусными инфекциями. Особенно опасно такое заражение плода в период первых 8 недель внутриутробного развития.
2. Воздействие на будущего ребенка различных токсических химических веществ. Обычно это происходит, если мамочка во время беременности работает на вредных производствах или промышленных предприятиях.
3. Сильное ионизирующее излучение. Встречается на различных производствах, где проводятся работы с ультразвуком или инфракрасными лучами. Все виды радиоактивных излучений также могут повлиять на строение нервной системы, и вызвать симптомы аутизма.

Классификация.

Ранний детский аутизм может протекать в различных вариантах. Обычно врачи используют различные классификации, которые позволяют разделить формы болезни по сходным признакам.
Заболевание может быть легким, средней степени тяжести и тяжелым. В основе этой классификации лежит степень выраженности неблагоприятных симптомов.
При легкой степени тяжести нарушения интеллектуальных способностей у малыша не происходит. Такие дети практически не отстают в уровне психического развития от своих сверстников. При внимательном наблюдении за ребенком можно обнаружить некоторые особенности. Как правило, такая форма заболевания диагностируется в 3 года.
При аутизме средней степени тяжести проявляются уже более стойкие нарушения со стороны моторных функций, а также присоединяются речевые нарушения. Дети в 2 года практически не разговаривают. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова или фразы, но речевые обороты лишены смысла и являются только простым набором слогов.
Для тяжелого течения характерны выраженные нарушения мозговой деятельности. Дети практически не реагируют на окружающих, не отвечают на вопросы, к ним обращенные. Малыши в возрасте 1,5 года по развитию соответствуют 6-7 месячному ребенку. Эта форма болезни характеризуется неблагоприятным течением и сравнительно плохим прогнозом лечения.

Признаки аутизма.

К основным проявлениям заболевания можно отнести следующие симптомы:
1. Обеднение эмоций. Малыши, не имеющие отклонений в психическом развитии, при любой улыбке или поглаживании испытывают положительные эмоции и реагируют в ответ. Дети, страдающие аутизмом, практически никак не отвечают. Физический или телесный контакт не вызывает у них никакого ответа. Ребенок остается безучастным или старается отвернуться.
2. Сосредоточенный взгляд. Обычно малыши первого года жизни начинают фиксировать взгляд на каком-то одном предмете. Чаще всего у детей с аутизмом можно наблюдать «отсутствующий» взгляд. Они никогда не смотрят собеседнику в глаза, зато часами могут рассматривать какую-то часть от игрушки или рисунок на стене. Часто кажется, что малыш просто погружен в себя.
3. Медленное приучение к горшку. Обычно для малышей, страдающих аутизмом, это становится очень трудной задачей. Часто только в возрасте 3-4 лет ребенок полностью отучается от подгузников и привыкает ходить в горшок.
4. Нарушения речи. Как правило, малыши-аутисты начинают говорить достаточно поздно. Даже после произнесения первых слов они могут замолчать на долгое время. Спустя несколько месяцев они снова начинают говорить, однако произносят всего несколько отдельных слогов или однотипных слов.
5. Многократные повторения слов. Малыши, страдающие аутизмом, очень часто повторяют несколько слов. На вопрос «будешь кушать?» они могут несколько десятков раз повторить «кушать, кушать, кушать». Это прекратиться, только когда кто-то из родителей скажет «кушать» после монолога ребенка. После этого он обычно замолкает.
6. Однотипные движения. Малышам-аустистам очень нравится повторять какое-либо действие много раз. Обычно они включают и включают свет или открывают водопроводный кран. Любые попытки сделать замечание, что так делать нехорошо или неправильно, ребенок не воспринимает адекватно и начинает повторять снова и снова.

7. Изменение походки. Довольно часто маленький аутист начинает ходить на цыпочках или сильно размахивает при ходьбе руками, как бы изображая птицу или бабочку. Некоторые малыши могут подпрыгивать при ходьбе.
8. Психологические особенности. Обычно малыш, страдающий аутизмом, становится более замкнутым. Такие дети часто испытывают серьезнейшие трудности в попытках завести новых друзей. Малыши обычно не играют с другими детьми в песочнице или уходят с детской площадки, избегая новых знакомых.
9. Любимые продукты питания. Обычно ребенок, страдающий аутизмом, имеет выраженную наклонность и любовь только к определенной пищи. Ввести в его рацион новые продукты становится чрезмерно сложной задачей для любой мамы. Малыш категорически отказывается от всего нового, требуя привычных для него блюд. Дети в возрасте 2-3 лет кушают только из знакомой для них посуды. Новые столовые приборы могут вызвать у малыша настоящий приступ паники.
10. Строгая организация. Малыши-аутисты всегда стараются упорядочить свои игрушки или предметы. Они выстраивают своих кукол или животных по цвету, по размеру или по каким-то только им понятным критериям. Любое нарушение такого порядка может вызвать у малыша сильную апатию или же наоборот привести к агрессивному поведению.
11. Возможность самоагрессии. У малышей с аутизмом нарушаются границы восприятия внешнего и внутреннего мира. Довольно часто они чрезмерно болезненно воспринимают любые попытки вторгнуться в их личный мир. В этом случае они проявляют агрессию не по отношению к другому человеку, а к себе. Малыши могут себя нарочно кусать и даже стараются упасть из кроватки или манежа. Нужно отметить, что такие симптомы встречаются преимущественно при достаточно тяжелых формах болезни.

Диагностика.
Определить аутизм — задача весьма сложная не только для родителей, но и даже для опытного врача. Проведение тестирования в домашних условиях не всегда позволяет получить точный вердикт о том, есть ли у ребенка заболевание. Такое исследование носит лишь вспомогательный характер. Если родители заметили, что у ребенка есть определенные особенности в поведении, то обязательно следует показать его врачу.
Для того, чтобы успешно диагностировать заболевание, требуется проведение нескольких тестов.

Лечение.
Лечение аутизма — комплексное. Назначение лекарственных препаратов применяется только для устранения неблагоприятных проявлений болезни, которые не поддаются психологическому воздействию посредством применения других методов лечения. Обычно все лекарственные препараты назначает врач-психиатр. Такие лекарства являются достаточно серьезными и назначаются только на определенный короткий период времени для снятия острых негативных симптомов.

С малышами, которым установлен диагноз «аутизм», обязательно работают детские психологи. Цель этих занятий — улучшить социальную адаптацию ребенка, применяя различные психологические методики.
Посещение логопеда также является одним из важных этапов лечения. Для того, чтобы восстановить речь ребенка, требуются регулярные занятия со специалистом. Во время такого обучения малыши заметно расширяют свой словарный запас и меньше проговаривают однотипные предложения. Также такие занятия заметно улучшают процесс социальной адаптации ребенка. Малыши меньше бояться разговаривать с незнакомыми им людьми и быстрее идут на контакт.
Для того, чтобы маленький аутист практически не ощущал своей болезни, используются различные методы общеукрепляющих и развлекательных занятий. Маленьким аутистам рекомендуется иппотерапия или дельфинотерапия. Малыши охотно проводят время с животными. Такие занятия оказывают благоприятное действие на нервную систему ребенка и положительно влияют на весь процесс лечения и реабилитации в целом.
Такие детки требуют более внимательного и тщательного подхода. Только грамотное отношение со стороны окружающих и самых близких людей позволяет малышам лучше адаптироваться к жизни и достичь успеха.