Занятие по сказкотерапии будет более эффективным если

Дата: 4 мая 2016 Елена Алешина Рубрика: Школьная жизнь

Все маленькие дети любят слушать и рассказывать сказки. Мир, не похожий на обычную жизнь, экстремальные ситуации и уникальные способы их разрешения, сильные и умные добрые герои, одерживающие верх над хитрыми и злыми — всё это можно найти в сказочных историях. В чём особенности проведения удачных сеансов сказкотерапии для младших школьников?

Понятие сказкотерапии

Оказывается, сказки могут не только сопровождать детей в неведомые волшебные страны и пространства, но и лечить. Сказкотерапия — метод воздействия на детей с целью корректировки их проблем. Пользуются таким способом лечения педагоги, психологи, врачи.

После консультации со специалистами такую методику могут применять и родители.

Все дети любят слушать сказки, особенно, если их читает папа

При помощи сказкотерапии помогают малышам, детям более старшего возраста и даже взрослым избавиться от страхов, нервных тиков, нервозности и др. Дети под целительны воздействием сказок излечиваются от энуреза, перестают вести себя не так, как все сверстники (девиантное поведение), начинают лучше учиться.

Сказкотерапия самым благотворным способом действует на детей, приводя к таким положительным результатам:

  1. Научит детей без трудностей общаться со сверстниками и со взрослыми.
  2. Расширит понимание ребёнком своего «Я» и окружающей действительности.
  3. Поднимет на более высокий уровень духовно-нравственные ценности малыша.
  4. Изменит речь детей в лучшую сторону.
  5. Скорректирует поведение ребёнка в социуме.
  6. Станет толчком для психофизического и эмоционального прорыва в развитии.

Если кратко охарактеризовать суть сказкотерапии, то это придумывание ребёнком/взрослым (или совместно) такой сказки, в которой бы встречались похожие трудности, что у малыша, и посредством сказочных персонажей или сюжета решение этих проблемы.

Нередко родители или педагоги замечают, что ребёнок увлекается одной сказкой в течение долгого периода времени. Он не хочет слушать никакие другие повествования. Это говорит о том, что в этом фольклорном или авторском произведении есть моменты, сходные с теми, которые волнуют в этот момент малыша. Это может быть сюжет сказки или её главный герой, волшебство или умения победителя злодеев и т. п.

Психологическая трактовка говорит о запрограммированности жизни ребёнка в любимых сказках, т. е. сказка — своего рода матрица жизни детей в этот возрастной период.

Естественный процесс взросления и развития ребёнка «уводит» его от одной сказки к другой — это нормальное явление, ведь и его жизнь не стоит на месте.

Терапевтические сказки — какие они

Все ли сказочные мотивы могут лечить детей? Какие сказки воздействуют на ребёнка самым лучшим образом?

Такая терапия обладает целым арсеналом полезных сказок, действующих на детей как лекарство.

Вид сказки

Воздействие на ребёнка

Народная = художественная

Учит детей сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу, тем самым поднимая его духовно-нравственное развитие на более высокий уровень

Обучающая = развивающая

Помогает ориентироваться в окружающем мире и правилах существования в нём, способствует быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни

Диагностическая

Выявляет характер ребёнка, его проблемы, отношение к внешним «раздражителям»

Психологическая

Делает возможным преодоление своих страхов, неуверенности. Ребёнок вместе с главным героем учится справляться с проблемами

Художественные сказки знакомы всем с детства. Подчас мы не замечаем того терапевтического воздействия, которое они могут оказать.

Например, сказка А. Н. Толстого «Приключения Буратино» поможет слишком доверчивым ребятишкам распознавать зло под личиной хитрости, покажет, к чему может привести непослушание. А в сказке А. С. Пушкина некоторые жадные малыши могут увидеть себя и своё поведение (сколько ни купи игрушек и угощений — всё время мало!). Ганс Христиан Андерсен в сказке «Принцесса на горошине» выставляет напоказ капризных и своенравных детей.

«Принцесса на горошине» поможет капризным детям изменить своё поведение

Научиться жизненному опыту, проследить аналогию своей жизни можно в народных сказках «Три поросёнка», «Теремок», «Коза-дереза» и др.

Классификация сказок по их воздействию на детей не единственная. Существует целый набор специально разработанных сказок, решающих ту или иную задачу коррекции (логопедическую, психологическую, адаптивную и др.). Но самый большой эффект можно получить, если ученик сам сочинит сказку или процессом сочинительства займутся его родители. Не исключается и совместное сочинительство.

Если в основу классификации положить психологическую цель, поставленную перед сказкой, то такие повествования можно разделить на:

  • направленные против всевозможных страхов (темноты, закрытого помещения, врачей, природных катаклизмов и т. п.);
  • регулирующие активность детей (против гипер- и гипоактивности);
  • помогающие в адаптации (к школе, детскому саду, любому социуму);
  • изменяющие взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми;
  • снижающие агрессивность;
  • улучшающие учебную деятельность;
  • борющиеся с семейными проблемами (насилие, разводы, конфликты);
  • помогающие пережить потерю близких людей или животных.

Форма сказочного повествования тоже может быть очень разнообразной. Притчи, легенды, анекдоты, басни, детективы, мифы и собственно сама сказка используются специалистами или родителями для достижения тех или иных целей.

Когда и как применять для младших школьников

Не каждая сказка способна стать орудием коррекции детских проблем. Наилучший результат можно ожидать при соблюдении ряда условий сказкотерапии.

Необходимые условия

  • В сказке обязательно должна проводиться аналогия с жизненной проблемой или ситуацией, с которой столкнулся ребёнок.
  • Сказочный рассказ нужно вести исходя из возрастных категорий. Обязательное условие — ребёнок должен понимать, о чём идёт речь в сказке, иначе он просто перестанет слушать её, да и психотерапевтический эффект в этом случае будет нулевой.
  • Простое прочтение сказки не даст нужный результат. Инсценировка, рисование с последующими выводами и анализом — вот что наиболее эффективно в сказкотерапии.
  • Не следует сажать малыша перед собой и назидательным тоном вычитывать определённые моменты сказки. Нужно постараться создать непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно и раскованно.
  • Желательно следовать определённому порядку повествования.

Структура изложения

Структура сказки может быть выстроена следующим образом:

  1. Начало сказки, представление героя и других персонажей. Традиционно это звучит как «жили-были…». Герои маленьких слушателей (до пяти лет) – представители животного и растительного мира, игрушечные персонажи. После пятилетнего рубежа можно использовать образы волшебников, колдунов, фей, принцесс. Дети более старшего возраста с удовольствием включаются в обсуждение сказок-страшилок, а также в «разбор» бытовых сказок и притч с героями, близкими к реалиям жизни.
  2. По мере повествования главный герой должен столкнуться с ситуацией или проблемой, которая близка для слушающей аудитории. «Вдруг, внезапно» – подходящие слова для привлечения внимания на этом этапе сказки.
  3. Следующий структурный элемент — показ или разбор возможных последствий нерешённой ситуации. «Вследствие того, из-за этого» – непременно нужно рассмотреть варианты, если проблема останется и не будет устранена.
  4. Кульминационный момент. Герой самостоятельно или с помощью других персонажей справляется с трудной задачей и выходит из неё победителем.
  5. Позитивный результат — непременное условие окончания сказки. Развязка должна стать свидетельством победы добра над злом и т. п.
  6. Моральная подоплёка всей сказки. Плохие персонажи становятся лучше или стараются измениться, подружившись с положительными героями.

Дополнительные приёмы в ходе повествования

Используя сказку для коррекции детских проблем, необходимо не только рассказывать, но и визуально подкреплять все действия, происходящие в повествовании.

Для отражения персонажей сказки можно воспользоваться такими дополнительными средствами, как:

  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • шитьё;
  • вязание и др.

Как интересно будет ребёнку проигрывать сказку, если персонажи будут сделаны его умелыми ручками или совместно со взрослыми! Наиболее продуктивной сказкотерапия будет, если использовать пальчиковый театр (вязаный, шитый, бумажный, из ложек и т. п.). Инсценировка сказки запомнится детям надолго, если они сами будут «превращаться» в тех или иных персонажей.

Как сделать процесс более интересным для ребёнка (фотопримеры)

Разыгрывание спектакля детьми Инсценировка сказки «Колобок» Пальчиковые куклы Пальчиковый театр «Теремок» из фетра Пальчиковые куклы для сказки Репка Пальчиковый вязаный театр «Репка» Проведение сеанса сказкотерапии Персонажей прочитанной сказки можно слепить

Предостережения для родителей

Если сеансы сказкотерапии проводятся взрослыми дома, то настораживающими факторами при прослушивании сказки будут такие детские реакции:

  1. Ребёнок не хочет дослушать сказку до конца.
  2. Малыш предлагает неожиданный конец сказки, совсем не вписывающийся в канву рассказа.
  3. У слушающего краснеет лицо, выступает пот, начинается нервный тик.
  4. Сын или дочь отказываются отвечать на вопросы, не желают следить за последовательным ходом событий, стараясь опередить их.
  5. Ребёнок понижает голос или торопится при ответе на вопросы взрослых.

Такое или подобное поведение детей должно стать показателем, что самостоятельно сказкотерапию лучше не применять. В этом случае настоятельно рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту-психологу, чтобы действия родителя не причинили ещё больший вред малышу.

Конспект занятий для детей младшего школьного возраста

Дети слушают или читают самостоятельно психокоррекционную сказку «Маша и гномы». Суть произведения — Маша очень боялась темноты и считала, что в тёмной комнате живёт злой гном, который унесёт её в своё подземное царство. Поэтому она боялась оставаться в тёмном помещении, особенно на ночь. Однажды Маша осталась одна в комнате, а когда наступила темнота, не смогла дотянуться до выключателя. На выручку ей пришли трое добрых гномиков, которые принесли фонарики-светлячки и весёлые колокольчики. Они прогнали злого гнома и помогли Маше дождаться родителей, показав, что в темноте ничего ужасающего нет. Они приходили к ней в гости перед сном, и она спокойно засыпала, не боясь встречи со злым гномом. Излагается материал в вольной форме, на усмотрение педагога ( с обязательным выполнений условий, изложенных ниже).

Цель. Изменение навыков детей в контролировании своих поведенческих проявлений с помощью инструментов сказкотерапии и дополнительных методик.

Игровые приёмы: вербальное комментирование, пантомима, загадки в ритмике и музыке, релаксация при помощи специальных упражнений.

Ход занятия

I часть. Разминочная

Вспомнить, что нежелательно перебивать друг друга, всегда нужно сначала выслушать собеседника, а потом говорить самому. Провести знакомства по принципу «Венка дружбы», когда каждый присутствующий подаёт соседу руку и называет своё имя. Взрослый человек также участвует в этом процессе.

II часть. Основная

  1. Прослушивание сказки «Добрая темнота».
    Педагог: Ребята, если гномики были добрые-предобрые, надо их бояться?
    Дети: Нет.
    Педагог: Сказка учит тому, что у страха глаза велики. В девочке жил страх, поэтому она боялась темноты. Темнота была не страшная, а добрая.
  2. Упражнение на активизацию лексики.
    Педагог: Ребята, давайте поиграем, я буду говорить, а вы продолжать мои фразы. Маша пугалась темноты потому, что темнота ей казалась страшной, и она для Маши была …
    Дети: Страшная-престрашная.
    Педагог: Гномики, пришедшие на выручку были не просто добрые, а…
    Дети: Добрые-предобрые.
  3. Игра «Разгадай загаданного персонажа по движению».
    Ученики с педагогом, стоя в круге, показывают взятую на себя роль: как боялась Маша, как пугал девочку злой гном (брови нахмурены, пальцы согнуты, напряжены, резкие движения рук вверх/вниз), как девочка спала сладким сном. Для этого используют движения, мимику, позы.
    Затем педагог приглашает одного ученика и предлагает ему показать того или иного героя сказки (говорить нужно шёпотом, на ушко). Все остальные дети должны угадать, кого изобразил пантомимой ребёнок. Педагог ставит наводящие вопросы: кого показывает Света? Какую Машеньку (когда плачет, проснулась, испугалась, спит)? Как вы догадались?
  4. Игра «Угадай по ритму».
    Дети вместе с педагогом кладут руки на стол и воспроизводят звон колокольчиков в определённом ритме.
    Ученики (по своему желанию) ритмизируют звон колокольчика, а слушатели угадывают и описывают по динамике ритма образ звучания предмета. Дети придумывают 2–3 предложения, описывающие ритмический рисунок.
  5. Игра «Угадай по музыке».
    Все присутствующие внимательно прослушивают отрывки из музыкальных произведений и стараются определить, под какой фрагмент сказки подходит тот или иной музыкальный фрагмент: например «Девочка испугалась» (А. Вивальди); «Маша спит» (Л. Ван Бетховен); «Колокольчики мелодично звенят» (И. С. Бах).
    Ученики самостоятельно составляют 2–3 предложения, описывающие построение и динамику музыкального отрывка и сказочный эпизод.
    Педагог: Как вы думаете, как можно ощущать себя под эту музыку — весело, тревожно, спокойно? Эта музыка по темпу медленная или быстрая?
    Ученики: Медленная.
    Педагог: Если музыка ласковая и медленная, то Маша не боится, а…
    Дети: Засыпает, закрыв глазки.

III часть. Заключительная

Делаются упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц.

Под музыку Вивальди ученики, встав в круг, напрягают мышцы рук и ног, округлив глаза и запрокинув голову назад, втягивают плечи. Всё это движения, характеризующие страх Маши. Включив музыку Бетховена, нужно постараться сделать так, чтобы дети успокоились, расслабили все мышцы и показали, как девочка спит. Ровное, спокойное дыхание, ладошки под щекой, улыбка — имитация сна Машеньки.

Затем проводится ритуал прощания.

Такое (или подобное) занятие вполне по силам провести и в домашних условиях, главное подобрать подходящий музыкальный и повествовательный материал. Сказкотерапия должна проходить ненавязчиво, исподволь, в форме игры.

Задорно и весело проходят в начальной школе инсценировки любимых сказок

Сказкотерапия — действенное оружие в борьбе с детскими проблемами. Слушая и играя в сказку, проговаривая возможные негативные моменты, ребёнок вместе со взрослым (педагогом, психологом, родителями) сможет избавиться от разного рода страхов, неадекватного поведения, научится строить отношения со сверстниками и с людьми старшего возраста.

  • Что такое терапевтическая сказка?

В отличие от привычных нам сказок, в которых содержится явная мораль, терапевтическая история работает на подсознательном уровне и обращается к интуиции. Такие сказки помогают детям разобраться в природе своих эмоций: агрессии, гиперактивности, гиперчувствительности, лени, страхе, зависимости, плохом поведении, незащищённости и так далее.

Терапевтическая история приглашает ребёнка в выдуманный мир, где на сознательном уровне он сравнивает себя с персонажем, сталкивающимся с определёнными трудностями, а на подсознательном — исследует определённые модели поведения и формирует систему ценностей, которая поможет ему преодолеть те или иные препятствия или проблемы.

  • Терапевтические рассказы должны быть написаны или рекомендованы психотерапевтами.

Ниже вы найдёте рассказ, написанный Лилией Лукьяненко, практикующим психопедагогом и логопедом. Это история про мальчика Рике, описывающая неприятности, которые ожидают в жизни грубого и невоспитанного человека. Прочитав её, ребёнок даже без подробных объяснений поймёт, как важно вести себя уважительно по отношению к другим людям — как взрослым, так и сверстникам. Ещё одно преимущество этой истории в том, что в ней есть элементы логопедии, когда ребёнок учится произносить звук «Р».

СКАЗКА «РИКЕ И ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА»

Мальчик Рике жил в домике на берегу реки. Его семья состояла из пяти человек: папа Мариан, мама Родика, брат Кристиан и сестричка Корина. Рике был самым младшим в семье, и все его любили, но при этом постоянно обижались на него. Рике часто выходил на улицу расстроенный, думая, что его никто не любит.

Выйдя однажды с такими мыслями погулять, Рике увидел какого-то дедушку на лавочке и решил сесть рядом. Дедушка долго смотрел на него и спросил:

— Мальчик, почему ты обижен?
— А кто бы не обиделся на моём месте? Мой брат не хочет играть со мной.
— Почему?
— Не знаю. Он играл в настольный хоккей и казался весёлым. Я подошёл и сказал: «Я тоже хочу поиграть. Уступи мне место сейчас же!».
— И что он ответил?
— Он обиженно посмотрел на меня и вышел из комнаты. Потом я подошёл к сестре и попросил, чтоб она дала мне жёлтую гуашь.
— Дала?
— Нет, она расстроилась и ушла в свою комнату. Я думал, что хоть мама поймет меня. Побежал на кухню и протянул руку, чтобы взять с доски морковку, которую она резала. А мама воскликнула: «Когда же ты наконец научишься хорошим манерам, ты уже большой!». Вот и вся история. Я не знаю, что делать.
— Я знаю одно волшебное слово, которое тебе поможет.
— Давай, расскажи быстрее!
— Смотри, я сейчас тоже обижусь. Мне было бы приятнее, если бы ты сказал: «Расскажите, пожалуйста».
— Да, вы правы, я совсем забыл об этом волшебном слове. Как думаете, если я буду использовать его дома, меня будут любить?
— Уверен, что да. Когда ты подходишь к кому-то, сначала спроси: «Что делаешь? Можно и мне?» и лишь потом: «Дай и мне, пожалуйста» или «Разреши, пожалуйста». Смотри в глаза тому, с кем говоришь и улыбайся — так ты покажешь им свою любовь.
Рике поднялся и побежал… Но вдруг услышал:
— Ты забыл волшебное слово.
Рике вернулся и, улыбаясь, сказал: 
— Спасибо.
Дедушка улыбнулся: 
— На здоровье, беги домой и попробуй эти слова, только не забывай улыбаться.
Придя домой, Рике зашел в комнату сестры:
— Здравствуй!
— Привет! – удивлённо ответила Корина.
— Что ты делаешь?
— Рисую пейзаж — сестра удивилась ещё больше.
— Дай мне, пожалуйста, немного жёлтой краски, я хочу нарисовать солнце.
— В коробке есть чистые кисточки — бери и садись рисовать рядом со мной. Скажи, если будет нужна помощь.
Рике рисовал рядом с сестрой, они общались, и он был счастлив.
На второй день Рике попробовал использовать волшебные слова с братом:
— Привет, Кристиан!
— Привет! – удивлённо ответил Кристиан.
— Чем ты занимаешься?
— Играю в настольный хоккей. Хочешь поиграем вместе?
— Конечно, хочу. Спасибо за предложение!
Братья играли несколько часов. Они были счастливы и смеялись. На их смех собралась вся семья. Рике был счастлив. Вечером, подойдя к маме он спросил:
— Мама, можно мне кусочек айвы?
— Конечно, солнышко. Ты чудесный ребёнок.

Мама была счастлива и поцеловала Рике в лоб.
Терапевтические истории влияют на подсознание, но их всё равно важно обсудить с малышом после прочтения. Для этого родителям не нужно психологические образование.

Вопросы к этой истории:

  • 1 О ком говорится в сказке?
  • 2 Почему Рике обиделся?
  • 3 Кого Рике встретил на прогулке?
  • 4 Что Рике рассказал дедушке?
  • 5 Какие советы дедушка дал Рике?
  • 6 Какие слова волшебные?
  • 7 Как отреагировала семья на смену поведения Рике?
  • 8 Что бы ты изменил в сказке?

Дело в том, что ребёнок часто не хочет говорить о собственных проблемах. Но после прочтения он свяжет переживания героев со своим собственным опытом и, не осознавая этого, будет говорить от имени персонажей именно про себя.

сказкотерапия в доу

Начало смотрите здесь-Сказкотерапия-как форма работы с детьми.

1. Осознание — осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему необходимо?

Наша задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, хотя на первый взгляд это незаметно. Важно понять закономерность появления и предназначение каждого персонажа сказки.

2. Многозначность — понимание того, что одно и то же событие, ситуация может иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача: показать одну и ту же ситуацию с разных сторон: с одной так, с другой- иначе.

3. Связь с реальностью — осознание того, что каждый сказочная ситуация предлагает нам определенный жизненный урок.

Наша задача: тщательно и терпеливо обрабатывать сказочные ситуации с позиции того, как каждый урок будет нами использоваться в реальном жизни (в каких именно конкретных ситуациях).

Основные приемы работы со сказкой

Анализ сказок:

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. При этом ребенку предлагают ответить на вопрос:

— Как вы думаете, о чем эта сказка?

— Кто из героев больше всего понравился и почему?

— Почему герой сделал так, а не иначе?

— Что было бы с героями, если бы они не сделали так, как описано в сказке?

— Что было бы, если бы в сказке были положительные

или отрицательные герои и т.д.?

Такая форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.

Рассказывание сказок

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. Можно предложить сказку от имени других действующих лиц, принимающих или не участвуют в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лисичка, Баба Яга или Василиса Премудрая.

Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку не нравится сюжет, определенное развитие событий, ситуаций, конец сказки и тому подобное. Переписывая сказку, дописывая свое окончание или вводя необходимых персонажей, ребенок сам выбирает наиболее подходящую его внутреннему состоянию развязку и находит тот вариант решения ситуации, который позволяет освободиться от внутреннего напряжения. В этом и заключается психокорекционный метод — в переписывании содержания сказки.

Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие сразу отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свое поведение.

Виды сказок

Концепция комплексной сказкотерапии строится на пяти видах сказок:

— художественные;

— дидактические;

— психокоррекционные;

— психотерапевтические;

— медитативные.

Художественные сказки

К художественным сказам относят сказки, сложенные из многовековой мудрости народа и авторские истории. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Существует две большие группы художественных сказок: народные и авторские.

Народные сказки несут очень важные идеи:

1. Мир вокруг нас — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и вдумчивого отношение к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями, рукотворными вещами.

2. Оживленные объекты окружающей среды способны действовать самостоятельно, они имеют право на личную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Понимание добра и зла, вера в победу добра. Такая идея важна для поддержания и роста, формирования стремления к лучшему.

3. Самое ценное достигается через испытания, а то, что досталось даром, может быстро исчезнуть. Эта идея важна для формирования целеустремленности и терпения.

4. Вокруг нас много помощников. Но они приходят на помощь только тогда, когда мы не можем справиться с ситуацией или поставленными задачами самостоятельно. Эта идея важна для формирования самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Указанные философские идеи можно обсуждать с детьми.

Наша жизнь многогранна, поэтому есть множество разновидностей народных сказок:

— сказки о животных;

— бытовые сказки;

class=»eliadunit»>

— страшные сказки;

— волшебные сказки.

Авторские художественные сказки более образные, нежели народные. Если мы хотим помочь человеку осознать свои внутренние переживания, то выбираем авторскую сказку.

Дидактические сказки

Дидактические сказки создают педагоги для «наполнения» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и т.д.) оживают, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки раскрывают содержание и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Психокоррекционные сказки

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замена» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также пояснения ребенку смысла происходящего.

Применение психокоррекционных сказок разделено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемам (неадекватное, неэффективное поведение).

Алгоритм психокорекционной сказки:

1. Во-первых, выбирается герой, близкий ребенку по полу, возрасту, характеру.

2. Затем описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел что-то общее со своей жизнью.

3. Далее героя «помещают» в проблемную ситуацию, похожую на реальное происшествие в жизни ребенка, и приписывают герою все переживания, которые на самом деле испытал ребенок.

4. Герой начинает искать выход. Или начинают углублять ситуацию, доводить ее до абсурда. Герой может видеть последствия своих действий — и это подтолкивает его к изменениям. Герой может встречать существ, попавших в похожую ситуацию, и смотреть, как они решают проблему. Он встречает фигуру психолога — мудрого наставника, который объясняет ему смысл того, что происходит. Наша задача: через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти положительный смысл того, что происходит. Все увиденное в правильном свете является благом — это мудрость, которую хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свои ошибки и становится на путь изменений. Создавая психокоррекционную сказку, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять.

Ребенок плохо себя ведет, если:

1. Хочет привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, позитивных способов привлечения внимания.

2. Хочет управлять ситуацией, взрослыми, ровесниками. При этом в психокоррекционные сказки может быть предложена положительная модель выявления лидерских качеств: хороший способ прежде всего заботится о своих друзьях.

3. Хочет за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4. Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки поддерживают главного героя, предлагают пути преодоления страха.

5. У ребенка не сформировано чувство меры. У этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая прочитанное. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с собой и подумать. Даже если ребенок не выявила восторга по поводу сказки, она все-таки заденет его душу, и через некоторое время поведение ребенка изменится.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть его с помощью кукол, рисунков и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки

Сказки, которые лечат душу. Сказки, раскрывают глубокий смысл событий. Истории позволяют увидеть все, что происходит, с другой стороны. Они не всегда однозначны, не всегда «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоко проникновенные. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросами. Это стимулирует процесс личностного роста.

Психотерапевтические сказки в работе с детьми используют, когда нужно обсудить проблему жизни и смерти, смерти близкого человека; в случае психоэмоциональной травмы, разлучения родителей и тому подобное. То есть в тех случаях, когда необходимо объяснить смысл происходящего, и помочь изменить к нему отношение.

Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя и фантазируем события, которые могут с ним случиться. Наша задача — помочь клиенту принять ситуацию, разобраться в происходящем. Если необходимо, показать, что даже тяжелые неоднозначные события могут стать благом для развития души и роста силы духа; дать возможность отследить незаметные нюансы ситуации, понять смысл полученного урока.

В зависимости от ситуации и цели, которая стоит перед нами, мы можем обсуждать сказки, давая ребенку время на самостоятельные размышления. К психотерапевтическим сказкам можно рисовать иллюстрации, изготавливать кукол и ставить спектакли.

Медитативные сказки

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, для формирования лучших человеческих взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему подсознанию позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому особенностью медитативных сказок является отсутствие конфликтов и злых героев.

В системе сказкотерапии выделяют три вида медитативных сказок:

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем «здесь и теперь». Они также ориентированы на развитие разных видов чувствительности: зрительной, слуховой, вкусовой, тактильной и кинестетической.

2. Медитативные сказки, отражающие «идеальные» отношения между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебным предметом, мужчиной и женщиной. Образы, которые транслируются через сказку, могут стать, как следствие, духовными ориентирами.

3. Медитативные сказки, направленные на раскрытие потенциала личности, раскрытия философии отношений и самореализации. Наверное, если бы каждый человек чувствовал свое личное предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим — психологи и психотерапевты потеряли бы свою работу. Но пока так не происходит, поэтому и появился этот вид медитативных сказок. Он адресован идеальному «Я» человека с целью его осознания. Такие сказки также отражают светлую сторону событий и помогают их принять.

Сказкотерапия в работе психолога ДОУ

В общении и работе с людьми есть большой простор для творчества. Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и усовершенствования взаимодействия человека с окружающим миром. Основной принцип этого метода — духовный, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе. Забота о душе (в переводе с греческого) и является терапия. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму сказки, этот метод называется «сказкотерапия».

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому необходимо подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях — это направленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Один ребенок больше склонен составлять и рассказывать; другой — не может усидеть на месте, ему необходимо двигаться; третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый — обожает рисовать. То, как человек рисует, рассказывает, составляет, и является ключом к познанию его внутреннего мира.

Мы с вами познакомились с «действенным аппаратом» сказкотерапии, различными видами сказок. На их основе можно создавать развивающие, психокоррекционные и психотерапевтические программы, используя различные формы подачи материала. Это анализ, рассказ, составление сказок, куклотерапия, инсценировка сказок на сцене, рисование «волшебными красками», психодинамические медитации, исследования мифов и сказок, терапия абсурда и тому подобное.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку пережить много ситуаций, с которыми он встретится во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие, способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Наверное, вы заметили, что в системе сказкотерапии неважно, с какой проблемой, точнее, с которым симптомом, работать. Мы возвращаем сказку душе, и как следствие — все становится на свои места …