Записки юного врача булгакова

Представили ли бы мы себе когда-нибудь, что такое быть врачом в глухой деревне в начале XX века, если бы не «Записки юного врача» Михаила Булгакова? Операционная состоит из деревянного стола, а вместо электричества – свеча! Где «первые керосиновые фонари от нас в девяти верстах на станции железной дороги»? Где надо по вьюге в открытых санях ехать куда-то к больному за 12 верст, отстреливаясь по дороге от волков? И при этом от тебя ждут чуда: ты – доктор, а значит, ты просто обязан чуть ли не воскресить, даже если все запущено и ребенок с дифтеритом лежал пять дней. А если ты только-только получил диплом и еще не делал серьезных операций? «…Ну, а если привезут женщину и у нее неправильные роды? Или, предположим, больного, а у него ущемленная грыжа? Что я буду делать? Посоветуйте, будьте добры. Сорок восемь дней тому назад я кончил факультет с отличием, но отличие само по себе, а грыжа сама по себе». И страшно не оттого, что о тебе пойдет молва как о неумелом коновале, а оттого, что ты загубишь человека, который доверился тебе и ждет от тебя помощи…
Но глаза боятся, а руки делают. И новоиспеченный доктор, только что закончивший медицинский факультет, производит ампутацию, лечит малярию, делает трахеотомию и вставляет ребенку «стальное горло»… И вера в него как в истинного кудесника растет, и приезжают по 100 человек в день, а значит, не только отдыхать, но и перекусить чаще всего не получается. И многие рассказы заканчиваются тем, что бедный доктор получает урывками несколько часов сна…

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

ТЕСТ

по творчеству И.С.Тургенева для 10 класса

Составила учитель

русского языка и литературы

Шестакова Татьяна Петровна

г.Артёмовский

2014г

Пояснительная записка

Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.

Тест как одна из форм контроля позволяет учителю своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, побудить юных читателей к кропотливой и вдумчивой работе с текстами художественных произведений, а также:

— проверить степень знания текста художественного произведения; глубину понимания проблем, поставленных автором; знание учащимися теоретико-литературного и историко-литературного материала;

— выяснить, насколько широк кругозор учащихся по той или иной литературной эпохе;

— выявить степень владения умением работать со справочной литературой; с текстом художественного произведения (находить средства выразительности, анализировать эпизоды прозаического текста, лирического произведения, художественные образы); выявить способность учащихся к творчеству.

Представленный тест по творчеству И.С.Тургенева соответствует программе 10 класса и составлен с учетом возрастных особенностей учащихся, рассчитан на 2 урока. Даются ключи к заданиям.

ТЕСТ

по творчеству И. С. Тургенева для 10 класса

Задание 1.

И. С. Тургенев написал:

1. «Записки врача».

2. «Записки на манжетах».

3. «Записки охотника».

4. «Записки из мертвого дома».

Задание 2.

«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его собственными симпатиями». Кому симпатизирует И. С. Тургенев?

1. Революционерам-демократам.

2. Разночинцам.

3. Либералам.

4. Монархистам.

Задание 3.

Роман — это:

1. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

2. Жанр эпоса, на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

3. Жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого завершенного события и его авторская оценка.

Задание 4.

Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»?

1. А. И. Герцену.

2. В. Г. Белинскому.

3. Н. А. Некрасову.

4. Другому лицу.

Задание 5.

Эпилог — это:

1. Относительно самостоятельная часть литературного произведения, в котором происходит какое-либо событие, одна из единиц художественного членения текста.

2. Дополнительный элемент композиции, часть литературного произведения, отделенная от основного повествования и следующая после его завершения для сообщения читателю дополнительных сведений.

3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним текста.

Задание 6.

Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее.

1. Об отношении к культурному дворянскому наследию.

2. Об искусстве, науке.

3. О системе поведения человека, о нравственных принципах.

4. О положении рабочего класса.

5. Об общественном долге, о воспитании.

Задание 7.

Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей», И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…» (выберите правильное).

1. Пролетариата как передового класса.

2. Дворянства как передового класса.

3. Крестьянства как передового класса.

4. Революционных демократов как передового класса.

Задание 8.

Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики:

1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.

2. Противник всего подлинно демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.

3. Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым её условиям, тип «уходящего барства».

4. Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.

• Евгений Базаров.

• Аркадий Кирсанов.

• Павел Петрович.

• Николай Петрович.

Задание 9.

Кому из героев романа принадлежат слова:

«Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания… от безобразного состояния общества, одним словом, исправьте общество, и болезней не будет».

1. Аркадий Кирсанов.

2. Н. П. Кирсанов.

3. Е. В. Базаров.

4. П. П. Кирсанов.

Задание 10.

Типизация — это:

1. Изображение общего через единичное, т. е. соединение характерного и индивидуального в едином художественном образе.

2. Часто повторяющийся характер или ситуация, имеющая большое распространение.

3. Литературный опыт создания художественного мира, накопленный многими поколениями авторов.

Задание 11.

Критическую статью «Базаров» написал:

1. И. С. Тургенев.

2. В. Г. Белинский.

3. А. И. Герцен.

4. Д. И. Писарев.

Задание 12.

На какие круги русского общества возлагает надежды Е. Базаров:

1. Крестьянство.

2. Дворянскую аристократию.

3. Русское патриархальное дворянство.

4. Интеллигенцию.

Задание 13.

Чем Е. Базаров был особенно далек автору романа?

1. Непониманием роли народа в освободительном движении.

2. Нигилистическим отношением к культурному наследию России.

3. Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении.

4. Отрывом от какой-либо практической деятельности.

Задание 14.

Найдите соответствие героев романа социальному положению:

1. «Эмансипе». Е. Базаров.

2. Русский аристократ. Кукшина.

3. Полковой лекарь В. И. Базаров.

4. Студент-барич. А. Н. Кирсанов.

5. Студент-демократ. П. П. Кирсанов.

Задание 15.

Людей, близких Евгению Базарову по духу, называют:

1. Шестидесятники.

2. Пятидесятники.

3. Декабристы.

4. Восьмидесятники.

Задание 16

Какой момент в биографии Евгения Базарова стал переломным в осознании им своей личности:

1. Любовь к Одинцовой.

2. Разрыв с Аркадием.

3. Спор с П. П. Кирсановым.

4. Посещение родителей.

Задание 17.

Найдите соответствие героев романа их портретным описаниям.

1. «Всё было ещё молодо-зелено: и голос, и пушок на всём лице, и розовые руки… и чуть-чуть сжатые плечи», она беспрестанно краснела и быстро переводила дух».

2. «Длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета, оно оживлялось неловкой улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

3. «На вид ему было лет 45, его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».

• Воронцова.

• Катя.

• Павел Петрович.

• Евгений Базаров.

• Николай Петрович.

• Аркадий Кирсанов.

Ключ.

1) 3.

2) 3.

3) 1.

4) 2.

7) 2.

8) 1 — Аркадий, 2 — П. П. Кирсанов, 3. — Н. П. Кирсанов, 4 — Е. Базаров.

9) 3.

10) 1.

11) 4.

14) 1 — Кукшина, 2 — П. П. Кирсанов, 3 — В. И. Базаров, 4 — А. Н. Кирсанов, 5 — Е. Базаров.

15) 1.

16) 1.

17) 1 — Катя, 2— Е. Базаров, 3 — П. П. Кирсанов.

Использованная литература

  1. Безносов, Э. Л. Литература: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. Э. Л. Безносов, Е. Л. Ерохина, А. Б. Есин и др. — М.: Дрофа, 2000.

  2. Кадашникова Н. Ю., Л. М. Савина Л. М. Организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5—11 классы , — Волгоград: Учитель, 2009.

  3. Книгин Н.А. Словарь литературоведческих терминов .Н. А. Книгин. — Саратов: Лицей, 2006.

Повествование ведётся от лица молодого врача, имя которого не упоминается. Действие происходит в 1917—1918 годах.

Полотенце с петухом

Кратко Подробный пересказ

Молодого врача, недавно окончившего университет, направили работать в глухое село Мурьево.

Прощай, прощай надолго, золото-красный Большой театр, Москва, витрины… ах, прощай.

Тамошней больнице полагалось два врача, но доктор стал главным и единственным лекарем. Молодой человек был не уверен в себе и боялся тяжёлых случаев, особенно ампутации.

По иронии судьбы такой случай достался ему в первый же вечер после приезда. Красивая девушка попала в мялку для льна. Перепуганный доктор ампутировал ей ногу, не надеясь, что она доживёт до утра.

Девушка выжила. В знак благодарности она подарила доктору полотенце с вышитым красным петухом, которое долгие годы украшало его спальню.

Стальное горло

Кратко Подробный пересказ

Доктор проработал на Н-ском участке в селе Мурьево сорок восемь дней.

Мне очень хотелось убежать с моего пункта… Но убежать не было никакой возможности, да временами я и сам понимал, что это малодушие. Ведь именно для этого я учился на медицинском факультете…

В конце ноября к нему привезли трёхлетнюю девочку с дифтерией. Девочка задыхалась и была почти при смерти. Доктор решился на сложную операцию и вставил в горло девочке стальную трубку, чтобы она могла дышать. Девочка выжила. По округе прошёл слух, что доктор вставил ребёнку стальное горло, и посмотреть на девочку приезжали из дальних деревень.

Вьюга

Кратко Подробный пересказ

После удачной ампутации доктор прославился на всю округу, к нему съезжалось по сотне пациентов в день. Второго врача на участок не присылали, и смертельно уставший доктор продолжал лечить.

Началась вьюга, и больница опустела, но отдохнуть доктору не удалось — его позвал на помощь коллега с соседнего участка. Случай был тяжёлый: жених решил покатать невесту на санях, лошадь слишком резко тронулась с места и девушка сильно ударилась головой о косяк ворот.

Помочь доктор не смог, девушка умерла. Его ждали больные, и он решил вернуться несмотря на вьюгу. По дороге доктор с возницей заблудились, с трудом нашли дорогу и спаслись от пары волков.

Засыпая, доктор клялся себе, что больше никуда не поедет в такую погоду, но в глубине души понимал, что никогда не откажется помочь.

Крещение поворотом

Кратко Подробный пересказ

Молодой доктор начал привыкать к жизни на Н-ском участке. До сих пор он не принимал родов и очень боялся, что ему достанется сложный случай. Однажды в Мурьевскую больницу привезли роженицу с поперечным положением плода. Доктор бросился листать учебник по акушерству и окончательно запутался.

Спасла его опытная акушерка, подсказавшая, что нужно делать «поворот на ножку» — повернуть плод в матке матери. За десять минут она объяснила, как проводил эту операцию опытный предшественник доктора.

Операция удалась, мать и ребёнок выжили, а доктор понял, что настоящее знание приходит только с опытом.

Тьма египетская

Кратко Подробный пересказ

Доктор отмечал своё двадцатичетырёхлетие в компании фельдшера и акушерок. За окнами больницы царили холод, снег и «тьма египетская». Гости вспоминали случаи из практики, связанные с невежеством крестьян и деревенскими суевериями.

Той же ночью в Мурьевскую больницу поступил с лихорадкой мельник, показавшийся доктору неглупым человеком. Он назначил больному хинин, по одному порошку в сутки, но мельник, чтобы не возиться, выпил все десять порошков сразу и чуть не умер.

Откачав мельника, доктор поклялся себе всегда бороться с невежеством, этой «тьмой египетской».

Звёздная сыпь

Кратко Подробный пересказ

Молодой врач работал в Мурьевской больнице уже полгода, но ему ни разу не попадались больные сифилисом. Первым таким пациентом стал дядька лет сорока, который не поверил, что болен «дурной болезнью» и лечиться не стал.

Затем пришла женщина, которая считала, что её заразил муж. Она оказалась одной из немногих, кто по-настоящему боялся этой заразы. Доктор четыре месяца обследовал её и выяснил, что каким-то чудом женщина не заразилась.

Все эти четыре месяца доктор листал старые амбулаторные книги.

Оказалось, что сифилис — бич этих мест, им болели целые семьи, но никто не боялся этой болезни и не лечился. Доктор решил бороться с этой заразой и добился, чтобы в Мурьевской больнице открыли специальное отделение.

Первой пациенткой отделения стала женщина с тремя маленькими детьми. Доктор с радостью наблюдал, как с детских тел исчезает звёздная сыпь — первый признак сифилиса.

Пропавший глаз

Кратко Подробный пересказ

Доктор работал на Н-ском участке уже год. Он повзрослел, набрался опыта и брился теперь только раз в неделю. Чаще бриться не получалось — как только доктор раскладывал бритвенные принадлежности, его вызывали к больному.

За год он научился принимать роды любой сложности, делать ампутации, ушивать грыжи и рвать зубы. Первый вырванный им зуб оказался с куском кости. Доктор решил, что сломал больному челюсть, и долго мучился угрызениями совести, пока более опытный коллега не объяснил, что выломал он не кусок кости, а зубную лунку.

Как только доктор уверился, что всё видел и всё знает, как к нему привезли ребёнка с огромной опухолью вместо глаза. Доктор решил, что глаза больше нет, а опухоль надо вырезать, но мать от операции отказалась.

Через неделю доктор увидел этого же ребёнка с двумя здоровыми глазами. Оказалось, что опухоль была огромным гнойником, закрывшим глаз. Гной вытек, и пропавший глаз появился.

Нет. Никогда, даже засыпая, не буду горделиво бормотать о том, что меня ничем не удивишь. Нет. И год прошёл, пройдёт другой год и будет столь же богат сюрпризами, как и первый… Значит, нужно покорно учиться.

К «Запискам юного врача» также примыкают рассказы «Морфий» и «Я убил», но формально они не входят в цикл.