Зависимость от компьютерных игр

Здравствуйте, Оксана! К сожалению мало чем могу вам помочь. Чтобы дать совет и помочь применить его на практике необходимо знать вашу семью лично и в течении длительного времени. Причины игровой зависимости могут быть разные. Это — не устроенность личной жизни, апатия, отсутствие важных целей, отсутствие друзей и наличие виртуальных друзей в игре, малоподвижный образ жизни. В общем, когда все блекло, серо и обыденно (или опостылело), когда отношения между супругами тоже поблекли, то хочется буйства красок. Вот тут и происходит ловушка. Одна из цитат Е. Уайт : «…ленивый ум – мастерская дьявола».

Одна из важнейших потребностей мужчин это уважение. Недаром первый вопрос подвыпивших собутыльников : «ты меня уважаешь?» Поэтому если мужчиной не восхищаются дома и на работе, если его не хвалят и не благодарят, тогда мужчина находит себе суррогаты. Одни из них это компьютерные игры – в них продвижение, звания, уважение клана и реализация своего превосходства над другими. И мужчины легко на это ведутся, вкладывая в игру время и деньги. Открою вам небольшую тайну – ваш муж ну просто не может в сетевую игру не вкладывать некоторое количество денег. Без денег нет достойного развития персонажа. За уважение надо платить даже в игре.

Поэтому, не зная вас, но молясь о вашей семье, мои мысли почему-то идут в направлении натянутости ваших семейных отношений. Поэтому я бы вначале посоветовал вам пройти семейное консультирование. Не ожидайте, что ваш муж этим заинтересуется. Мужчины редко готовы беседовать на эти темы все по той же причине уважения. Но предложите ему провести серию тем с вашим местным пастором. Даже если он откажется, то пройдите их сама, чтобы увидеть, где надо потрудиться над собой. Нужно вместе с местным пастором разобрать 5 мужских и 5 женских потребностей в браке, чтобы увидеть какие из них не реализуются. Но они все равно потребностями остаются и наши партнеры реализуют их если не в семье, то в другом месте и в другое время. Если мы хотим пить, мы не говорим — ну через недельку попью водички, мы идем и ищем воду, потому что это потребность. Точно так же и в семье есть потребности, а не блажь или похоти.

Ниже привожу их список на всякий случай. Список будет не в порядке их очередности, так как нет разницы с какой стороны есть хлеб, а в порядке того как их вспоминаю. При консультировании нужно от трех до пяти встреч, чтобы их изучить. Просто списком тем тут не отделаешься.

ПОТРЕБНОСТИ СУПРУГОВ
МУЖ
ЖЕНА
Секс Нежность
Уважение Общение
Внешний вид супруги Честность и открытость
Ведение домашнего хозяйства Обеспеченность и безопасность
Спутник по отдыху Посвященность семье

После того, как разберетесь с недостающими потребностями, я бы посоветовал вам чем-то важным и интересным заменить привязанность супруга. Мужчины даже когда вырастают, все равно остаются детьми. Они всегда готовы играть. Попробуйте забрать у ребенка игрушку не предложив лучшую в замен. Рев будет обеспечен. Так же и тут, чтобы забрать зависимость, нужно чем-то заинтересовать. Строительство дома или дачи, покупка, ремонт, машина – в общем что-то важное и интересное, чтобы отвлечь. И хвалите за сделанное.

Обычно следующий ход после замены это всегда устранение объекта зависимости, но в вашем случае устранить можно только выехав на необитаемый остров, так как телевизоры и компьютеры везде. Поэтому далее честно беседуйте с мужем, показывая превосходство важного над игрой.

Если муж будет готов, то пройдите вместе программу 12 шагов анонимных алкоголиков. Это отличная программа для всех зависимых. Приглашайте друзей вашего мужа отвлечь его от игры.

Хочу так же сказать, что говорить зависимому — не делай, это все равно, что говорить больному гриппом – не кашляй. Зависимость нужно лечить комплексно и с согласия пациента, хотя ему страшно трудно сознаться, что он болен. Поэтому для осознания человеком своей зависимости, Бог может провести его через сильнейшие потери и потрясения. Но это тоже необходимо для спасения личности. Поэтому не удивляйтесь, если вскоре будут трудности, так как Бог сильнее вас беспокоиться о спасении вашего мужа и может повести его через страдания, для очистки души. Помните – «страдающий плотию перестает грешить» (1 Пет. 4:1).

Спасибо за ваше доверие, но, к сожалению больше пока ничего не могу посоветовать. Обратитесь к местному пастору и психологу, у них тоже есть жизненный опыт и чем-то смогут помочь. Как написано – «у советующихся — мудрость» (Прит. 13:10).

С молитвой о вас.

Сергей Ларионов

Классный час «Игромания. Я и компьютер»

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о проблеме игромании в настоящее время в России;

  2. Развивать у учащихся осознанное понимание существующей проблемы;

  3. Воспитывать нравственную культуру учащихся.

Основная часть

Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого заключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм. По своей сути игромания – это зависимость, подобная наркотической или алкогольной зависимости, при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить алкогольный напиток. Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.

Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть, когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах. То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного «отключения» здравого смысла, то это именно зависимость – игромания.

Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах. Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься. Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного времени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом.

В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид развлечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что позволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семьей и участвовать в общественной жизни.

Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна из-за ее психических составляющих, таких, как постепенно нарастающее психологическое напряжение с последующей за этим разрядкой. Участвуя в игре, человек испытывает сильное напряжение из-за риска и переживаний по поводу возможного проигрыша, смешивающегося с надеждой на выигрыш. Причем это напряжение постепенно нарастает, достигая максимума к финальному этапу игры, после чего наступает разрядка, когда все заканчивается и становится ясно, кто проиграл, а кто выиграл. Разрядка наступает обязательно, поскольку психическое напряжение снимается из-за выяснения ситуации с выигравшими и проигравшими, то есть устраняется момент неопределенности. Причем разрядка может приносить положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, выиграл человек или проиграл. Но, вне зависимости от успешности игры, человек после ее завершения чувствует себя хорошо отдохнувшим и отвлекшимся от обычной рутины, вследствие чего может вновь приступить к выполнению повседневных обязанностей с новыми силами и энтузиазмом, появившимися после хорошего развлечения и полного переключения на другую сферу – игру.

При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить. Поэтому основным характерологическим признаком игромании является неконтролируемое, эпизодически возникающее страстное желание играть, которому человек не может сопротивляться. Таким образом, человек начинает играть не тогда, когда у него есть время и деньги, которые можно спокойно потратить на игру, а тогда, когда возникает болезненное и непреодолимое желание сыграть, которое невозможно подавить. В этом случае игроман поддается импульсу и начинает игру, играя до тех пор, пока страстное желание не утихнет. При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обязательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не существует ничего, кроме игры.

Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтролируемых позыв к игре. В этот момент он как бы выходит из состояния «затуманенного» разума и начинает объективно воспринимать действительность. Человек понимает, что уже потратил слишком много времени или денег, и прекращает игру. Далее игроман держит себя в руках до возникновения следующего эпизода неконтролируемого желания играть. И когда такое желание возникает, человек снова идет играть, причем его не останавливают никакие доводы и голос разума, поскольку его сознание как бы «затуманено» или отключено.

Итак, мы имеем дело с неким замещением нормальной жизни и нормальных эмоций суррогатами, быстродействующими, острыми, способными хоть на какое-то время избавить человека от личностной пустоты.

Игромания (игровая зависимость), как и любая из иных видов зависимости (алкогольной, наркотической и прочих) в своем развитии проходит через определенные этапы, которые условно можно разделить на три.

На первом этапе формируется основа игровой зависимости, которая начинает проявляться в усиленном желании играть. При этом четко выраженной зависимости еще нет, как и осознания этого, но частота игр возрастает, постепенно увеличиваются размеры ставок, да и игровые сеансы стают все длиннее и длиннее.

На втором этапе игровой зависимости игроку намного труднее только усилием воли подавить в себе желание играть. Возникает и превращается в настоящую борьбу мотив «играть – не играть». Сеансы игры еще больше удлиняются, увеличивается и частота игр. Характер игры приобретает безудержный характер. Возможные выигрыши тут же бросаются в игру. Да и поведение игромана определяется все возрастающим азартом и иллюзиями – он верит в свою счастливую звезду, везение, начинает выстраивать свои методы игры, определяет для себя «фартовые» числа и вообще, опутывает весь процесс игры мистикой и суевериями.

На третьем этапе игромания столь сильна, что у игромана уже отсутствует борьба мотивов. Он готов играть постоянно, ежедневно и сколь угодно длинный промежуток времени. В перерывах между игрой он грезит о ней. Деньги на этом этапе воспринимаются игроком, как атрибут для игры. Желание играть становится непреодолимым, целью игры становится сама игра, и неважны ни огромные долги, ни новая возможность проигрыша. И самым сложным в лечении игромании является то, что медикаментозных способов в лечение игровой зависимости нет. Зато приходится изрядно потрудиться как ближайшему окружению игромана, так и профессиональным психотерапевтам. Пациент в период лечения игромании нуждается в определенных ограничениях, особенно в отношениях с деньгами, ведь для его блага будет, если вы не будете одалживать ему деньги. Также не беритесь оплачивать долги, ведь этим самым вы спровоцируете очередное обострение.

Компьютерная игромания – это уход от реальности в киберпространство, изменение психического состояния, навязчивые идеи и мысли. Человек, одержимый компьютерными играми, начинает путать виртуальный мир с реальностью, в тяжёлых случаях киберпространство становится главной средой существования.

Аддикция- Адди́кция (англ. addiction — зависимость, пагубная привычка), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности.

Именение личности человека при игровой зависимости от компьютерных игр. психология зависимости и пугающая статистика

В современном мире новых технологий и достижений человек постоянно имеет дело с различными информационными системами. Компьютер стал неотъемлемой частью жизни для каждого из нас, некоторые используют его в информационных целях, другие – для общения и хобби. Безусловно, персональный компьютер выступает в роли помощника, выполняя познавательную и коммуникативную функции. Но тогда, когда время, проведённое возле компьютера, превышает допустимые нормы, человек становится социально-изолированным и его интересует только виртуальный мир, имеет смысл говорить о компьютерной зависимости.

Среди всех видов компьютерной аддикции наиболее распространена зависимость от игр. Согласно статистическим данным приблизительно 5% людей во всём мире страдают игроманией и нуждаются в психологической помощи.

Симптомы патологического игрока:

  1. Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, думает о том, как найти деньги на следующую игру);

  2. Играя, испытывает возбуждение;

  3. Испытывает затруднения при попытках контролировать или прервать игру;

  4. Чувствует тревогу или раздражение при необходимости остановить игру;

  5. Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);

  6. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;

  7. Обманывает членов семьи с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;

  8. Совершает такие незаконные действия как обман, кража для финансирования игры;

  9. Вызывает игрой риск потерять близких, друзей или получения образования.

Физиологические симптомы игромании:

  • Сухость глаз;

  • Бледность кожных покровов, анемия;

  • Боли в спине, искривление позвоночника;

  • Головные боли;

  • Бессонница;

  • Истощение, голодание;

  • Ускорение обмена веществ;

  • Учащение сердцебиения и пульса.

Существует большое количество разнообразных компьютерных игр, которые по-своему интересны игроманам, но самыми опасными для психики являются сетевые игры. Человек поначалу просто отождествляет себя с героем, далее происходит полное растворение в виртуальном мире и уход от реальности. Люди живут в киберпространстве: влюбляются, дружат, ссорятся, причём эмоциональная окраска взаимоотношений в сети намного ярче, чем в реальной жизни.

В психологии игровой зависимости есть несколько важных аспектов:

  • потеря ощущения времени;

  • постоянное ощущение новизны;

  • искаженное восприятие своего Я;

  • изменение сознания;

  • антисоциальный характер;

  • ощущение виртуального могущества;

  • изменение волевого аспекта.

Геймеры (в перев. с анг. «игра») могут играть в одну и ту же игру по несколько десятков лет, так как они постоянно обновляются (изменяется графика, придумываются новые интересные сюжеты). Возникает так называемое ощущение новизны, когда игра не просто не надоедает, а каждый раз воспринимается как нечто непривычное и интересное.

Компьютерная игровая зависимость стирает личностные грани, человек перестаёт жить своей жизнью, виртуальное существование героя становится доминирующим. Некоторые игроманы даже меняли имя в паспорте на игровой никнейм, изменяли внешность, чтобы наиболее походить на своего персонажа.

В игровой зависимости происходит искажение сознания, реальный мир воспринимается с трудом, в отличие от виртуальной реальности. В большей степени страдает когнитивная сфера игромана: рассеивается внимание, притормаживается мышление, искажается память.

Человек с компьютерной игровой зависимостью становится «социальным инвалидом», мышление приобретает аутичный характер. Игроманы перестают ходить на работу, посещать многолюдные места, общаться с родственниками и друзьями. Компьютерная игровая зависимость часто сопровождается боязнью большого скопления людей и открытых пространств.

В игре человеку кажется, что он может достигнуть всего, его самооценка высока и интеллектуальные способности находятся на пике. В реальности же всё выглядит иначе, личность становится бессильной: элементарные гигиенические процедуры становятся сложными для выполнения.

Компьютерная игровая аддикция состоит из 4 основных стадий:

  • лёгкая заинтересованность;

  • увлечённость;

  • аддикция;

  • привязанность и полное растворение в игровом процессе.

Чаще всего зависимы от компьютерных игр дети и подростки из-за незрелости психических функций и большей внушаемости. Однако в настоящее время наблюдается увеличение случаев игровой зависимости у взрослых. Известен трагический случай, когда 30-летний мужчина, проведя в игре более 4 суток, умер от остановки сердца. Резкие вспышки игровой зависимости у взрослых наиболее прослеживаются в период возрастных кризисов , жизненных неудач и хронических заболеваний.

У игроманов аддикцией наблюдаются следующие изменения в психике:

  • повышается уровень тревожности;

  • появляются страхи, возможны панические приступы;

  • повышается агрессивность и раздражительность;

  • проявляются признаки девиантного поведения и социопатии;

  • увеличивается склонность к насилию и убийствам;

  • повышается вероятность развития психических расстройств.

Статистика и шокирующие данные:

  • Наиболее склонны к игровой зависимости от компьютерных игр дети подросткового возраста, в частности мальчики. Согласно опросу, проведённому среди американских школьников, 50% девочек проводят за компьютерными играми более 5 часов в сутки. Мальчики же, проводят более 7 часов в игре ежедневно, и их число составляет близко 80%.

  • Наибольший процент игроманов проживает на территории Японии и Китая. Известен случай, когда школьница играла в сетевую игру более трёх суток и умерла от обезвоживания. Один российский мужчина, потратил на сетевую игру почти миллион рублей и подал в суд на производителя, по причине «виртуальной кражи денежных средств». Один американский юноша настолько увлёкся виртуальным миром, что на правой руке, в которой он держал мышку, зажимая запястный канал, образовалась большая трудноизлечимая опухоль.

  • Часто компьютерные игры являются катализатором для развития врождённой психопатологии. Один из ужасных случаев, всколыхнувший всю Европу, произошёл совсем недавно: зависящий от компьютерных игр школьник расстрелял своих одноклассников и учителя. Психическое здоровье мальчика до игры было в норме, а после нескольких месяцев игромании у него проявились симптомы параноидальной шизофрении . Известны случаи, когда заядлые игроки агрессивного жанра становились маньяками-убийцами. Житель штата Луизиана в течение недели убивал по несколько человек, так как они казались ему монстрами из любимой компьютерной игры. Восьмилетний мальчик, проживающий в США, убил свою няню, переиграв в довольно известную игру криминального жанра.

Давайте попробуем проанализировать и составить список основных психологических причин, приводящих к игровой зависимости (учащиеся высказывают свою точку зрения, затем сравниваем результаты с мнением специалистов)

  • безрадостная жизнь;

  • неудовлетворённость собой;

  • психологическая фиксация в детском или подростковом состоянии;

  • низкая культура человека;

  • бедность;

  • умственная отсталость.

Лечение игровой зависимости не может быть скоротечным. От игрока и его близких требуется терпение и упорство, которые вместе с комплексным и продолжительным лечением позволят избавиться от данного тяжёлого недуга. Полное освобождение от игровой зависимости во многом связано как с восстановлением психического здоровья человека, так и с последующей переоценкой системы его жизненных ценностей, изменением ставшего привычным образа жизни.

Лечение игромании должно проводиться только опытными специалистами: психологами и психиатрами-психотерапевтами. Неоценимую помощь в борьбе с игровой зависимостью оказывает семья игрока, его родственники и друзья. Однако далеко не всё окружение патологического игрока способно терпеть его безумные выходки и ложь, что ещё более ускоряет окончательное падение такого игрока.

Тест на компьютерную зависимость:

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?

(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

16-22 балла — стадия увлеченности;

23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);

более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости!

Подведение итогов:

В заключение нашего классного часа хотелось бы, чтобы вы подвели итоги сегодняшней беседы, высказали свое мнение и отношение к игромании и интернет зависимости.

Хотелось бы услышать какие выводы вы сделали для себя. (Учащиеся высказывают свое мнение по данному вопросу, озвучивают выводы)

К сожалению, тургоякская трагедия — случай не единственный, хотя чаще всего смерть приходит к самим игроманам — в новостях о гибели у компьютера уже нет ничего сенсационного. Игроманию вот-вот занесут в реестр болезней, и на международных конференциях научные светила обсуждают, как избавиться от игровой компьютерной зависимости. «РГ» обобщила имеющийся опыт ученых.

1. То, что ваш близкий — муж, жена, сын или дочь часами просиживают за компьютером, играя или зависая в социальной сети, означает одно: ваши отношения неблагополучны. И скорее всего начало разлада вы проморгали. Поэтому крайне важно сохранить и те крохи взаимопонимания, которые еще остались. А значит, категорическое нет: бурным выяснениям отношений, обвинениям и угрозам. Не будете же вы орать на дочку, забившуюся в уголок с сорокаградусной температурой! Даже если она сама виновата, потому что ходила в мороз без шапки. Все воспитательные меры потом, а пока боремся с простудой. Компьютерная зависимость болезнь похлеще. Поэтому сначала все-таки лечение.

2. Лечение любой зависимости начинается с налаживания диалога. Первое время надо обсуждать темы, которые не вызывают разногласий. Как и с остальными болезнями подобного рода — алкоголизмом, наркоманией, — играющий часто не в состоянии признаться себе сам, что стал рабом игры. Обычно ему кажется, что он может в любой момент все бросить. Осознание того, что все не так, уже шаг вперед. Можно предложить начать вести дневник, фиксируя, сколько времени человек проводит за компьютером.

3. Искаженное восприятие действительного положения вещей — характерная черта всех зависимых. Причем им свойственно полярное восприятие себя и своей страсти. Страдающий любой зависимостью обычно воспринимает мир двухцветным. Либо белым, когда ему кажется, что все хорошо, и в его положении нет ничего не просто опасного, но даже и особенного. Либо черным, когда он ощущает, что его жизнь катастрофа. Такое биполярное восприятие сопровождается эмоциональными качелями: либо эйфория, либо глухая тоска и депрессия. Часто, осознав, что происходящее — болезнь, игроман впадает в крайность: ему кажется, что он уже не сможет ничего изменить, жизнь беспросветна, и постоянным повторением вслух и про себя, что он игрок, он только усугубит положение. Такое черно-белое восприятие мира уже само по себе признак разрушения личности. Поэтому при общении с зависимыми надо постоянно ненавязчиво акцентировать их внимание на многокрасочности и многовариантности мира.

4. Натянутый оптимизм в жанре: «Ты все сможешь, тебе все по плечу» не работает, потому что в нем фальшь. Нет, страдающему от любого рода зависимости не все по силам. К этому надо быть готовым. И научиться действовать методом «малых шагов». Дело в том, что все зависимости разрушают волю человека, и большой рывок: «Я брошу играть сегодня и навсегда» может не получиться и надломить человека. Поэтому делаем небольшие шаги, такие, чтобы они требовали усилия, но оно было посильным. «Сегодня к компьютеру не подойду, пойду с друзьями в кафе». «Малый шаг» лучше сочетать с замещением, но то, что заменит зависимость, должно также приносить удовольствие, возвращать к подзабытым положительным эмоциям.

5. Воскрешение положительных эмоций. Надо вспомнить, что вызывало сильные положительные чувства у вашего близкого. Встреча с друзьями, прогулка по лесу, велосипед, коньки, рисование. Эти занятия станут подспорьем в методе замещения.

6. В отличие от алкоголизма или табакокурения, в игромании сопутствующие факторы, провоцирующие страсть, не столь сильны. К примеру, алкоголизм на ранних стадиях связан с компанией, приятным застольем, которые потом каждый раз будут подталкивать к выпивке. Сигарета может быть крепко увязана с работой или с ароматом кофе. Компьютерные игры менее ритуальны. И все-таки стоит выяснить, что именно вокруг нас подбивает к тому, чтобы человек окунулся в виртуальный мир. Какие факторы провоцируют. Один геймер признался, что недовольное лицо жены и мысль о том, что может разразиться скандал, вызывали в нем такое непреодолимое желание играть, что, находясь на даче и не играя полгода, он сбежал в город, в компьютерный клуб. Как и в случае с наркоманией, часто бывает необходимо сменить среду — чтобы устранить провоцирующие факторы.

7. Воля — важная составляющая личности. Спорт и религия, к примеру, хорошо ее развивают, приучая человека контролировать свои желания и, шире, свои поступки. Без укрепления воли от зависимости не избавиться. Самый лучший способ ее тренировки — запрет себе чего-то. Запрет не должен касаться самой игры в форме «ни разу и никогда больше не сяду играть» (скорее всего человек сорвется, зафиксировав в себе неудачу). Тут как в спорте: хилого не стоит сразу заставлять поднимать тяжелую штангу, пусть сначала возьмет посильный вес. И так же как в спорте, здесь важнее постоянство усилий, а не сама нагрузка. Пусть для начала игроман откажется от пиццы, которую любит. От привычки пить чай с конфетами. Или от страстишки болтать по телефону — у каждого свое: главное, должны быть волевое усилие и самоконтроль. Тренировка воли — акт осознанный, зависимый должен понимать: тут борьба. Но, как и в любой борьбе, здесь есть и азарт, и радость победы — важно зафиксировать на этом внимание. Кстати, спорт, свежий воздух, полноценный сон укрепляют наши волевые возможности.

8. Просмотрев жизнь зависимого, надо выявить в нем и другие страсти, приводящие к разрушению. Это как алкоголь, который сочетается с курением, и они вместе подтачивают организм. Игромания часто сочетается со вспыльчивостью, нежеланием контролировать свои эмоции, приводить в порядок эмоциональную сферу все равно придется. Опасным признаком серьезной стадии разрушения личности является лживость. Сопутствующими «слабостями» может оказаться пивной алкоголизм, боязнь физической активности. Поэтому стоит помнить про весь «букет» опасных спутников этой привязанности.

9. Излечение от игромании не будет быстрым, так что надо выработать стратегию. Метод замещения, метод малых шагов с концентрацией внимания на победах и анализе срывов, метод «раскрашивания мира» с уходом от его черно-белого восприятия, метод активации (воскрешения) положительных эмоций. Очень важный этап — восстановление нормального сна, а это невозможно без физических нагрузок и свежего воздуха. Надо понимать, что избавление от зависимости — это затяжная борьба, и тут подходит поговорка «нам бы ночь простоять и день продержаться», потому что каждая победа делает сильнее. Ну, а к срывам надо относиться не как к поражению, а как еще к одному, неизбежному, шагу к победе.

Компетентно

Вячеслав Дубынин, профессор, доктор, биологических наук:

— Наш мозг рассчитан на то, чтобы действовать в разнообразной среде и разнообразно отвечать на самые различные стимулы. А компьютерная игра, даже если это не просто стрелялка, а более сложная программа, загоняет мозг в ситуацию простых рефлексов, которые к тому же надо делать на предельной скорости. В итоге интенсивно используется крайне небольшая часть мозга, а остальные бездействуют. Это и вызывает серьезные перегрузки. Ведь если вы берете электрический провод и начинаете гнуть его туда-сюда в одном и том же месте, провод неизбежно сломается. Так и тут получается точечная перегрузка мозга. И сразу ухудшаются память, эмоциональное состояние, начинаются срывы, человеческий мозг эволюционно не был рассчитан на подобные нагрузки, он умнее. Если же речь идет о детях, о подростках, мозг перестает развиваться, клетки гибнут. Прогулка по парку дает мозгу гораздо больше, чем два часа «стрелялки».

Достанут и со дна Интернета

Для детей стали доступны лучшие методики лечения зависимостей.

Старейший реабилитационный центр во имя святого Иоанна Кронштадтского в Москве, работающий с нарко- и алкоголезависимыми, а также пострадавшими от тоталитарных сект, открыл прием для подростков и детей, страдающих от игромании. В центре задействованы не только врачи-психотерапевты, но и детские психологи, имеющие опыт возвращения ребенка в мир реальной жизни, помогают тут и детям с суицидальными попытками.

К сожалению, тургоякская трагедия — случай не единственный, хотя чаще всего смерть приходит к самим игроманам — в новостях о гибели у компьютера уже нет ничего сенсационного. Игроманию вот-вот занесут в реестр болезней, и на международных конференциях научные светила обсуждают, как избавиться от игровой компьютерной зависимости. «РГ» обобщила имеющийся опыт ученых.

1. То, что ваш близкий — муж, жена, сын или дочь часами просиживают за компьютером, играя или зависая в социальной сети, означает одно: ваши отношения неблагополучны. И скорее всего начало разлада вы проморгали. Поэтому крайне важно сохранить и те крохи взаимопонимания, которые еще остались. А значит, категорическое нет: бурным выяснениям отношений, обвинениям и угрозам. Не будете же вы орать на дочку, забившуюся в уголок с сорокаградусной температурой! Даже если она сама виновата, потому что ходила в мороз без шапки. Все воспитательные меры потом, а пока боремся с простудой. Компьютерная зависимость болезнь похлеще. Поэтому сначала все-таки лечение.

2. Лечение любой зависимости начинается с налаживания диалога. Первое время надо обсуждать темы, которые не вызывают разногласий. Как и с остальными болезнями подобного рода — алкоголизмом, наркоманией, — играющий часто не в состоянии признаться себе сам, что стал рабом игры. Обычно ему кажется, что он может в любой момент все бросить. Осознание того, что все не так, уже шаг вперед. Можно предложить начать вести дневник, фиксируя, сколько времени человек проводит за компьютером.

3. Искаженное восприятие действительного положения вещей — характерная черта всех зависимых. Причем им свойственно полярное восприятие себя и своей страсти. Страдающий любой зависимостью обычно воспринимает мир двухцветным. Либо белым, когда ему кажется, что все хорошо, и в его положении нет ничего не просто опасного, но даже и особенного. Либо черным, когда он ощущает, что его жизнь катастрофа. Такое биполярное восприятие сопровождается эмоциональными качелями: либо эйфория, либо глухая тоска и депрессия. Часто, осознав, что происходящее — болезнь, игроман впадает в крайность: ему кажется, что он уже не сможет ничего изменить, жизнь беспросветна, и постоянным повторением вслух и про себя, что он игрок, он только усугубит положение. Такое черно-белое восприятие мира уже само по себе признак разрушения личности. Поэтому при общении с зависимыми надо постоянно ненавязчиво акцентировать их внимание на многокрасочности и многовариантности мира.

4. Натянутый оптимизм в жанре: «Ты все сможешь, тебе все по плечу» не работает, потому что в нем фальшь. Нет, страдающему от любого рода зависимости не все по силам. К этому надо быть готовым. И научиться действовать методом «малых шагов». Дело в том, что все зависимости разрушают волю человека, и большой рывок: «Я брошу играть сегодня и навсегда» может не получиться и надломить человека. Поэтому делаем небольшие шаги, такие, чтобы они требовали усилия, но оно было посильным. «Сегодня к компьютеру не подойду, пойду с друзьями в кафе». «Малый шаг» лучше сочетать с замещением, но то, что заменит зависимость, должно также приносить удовольствие, возвращать к подзабытым положительным эмоциям.

5. Воскрешение положительных эмоций. Надо вспомнить, что вызывало сильные положительные чувства у вашего близкого. Встреча с друзьями, прогулка по лесу, велосипед, коньки, рисование. Эти занятия станут подспорьем в методе замещения.

6. В отличие от алкоголизма или табакокурения, в игромании сопутствующие факторы, провоцирующие страсть, не столь сильны. К примеру, алкоголизм на ранних стадиях связан с компанией, приятным застольем, которые потом каждый раз будут подталкивать к выпивке. Сигарета может быть крепко увязана с работой или с ароматом кофе. Компьютерные игры менее ритуальны. И все-таки стоит выяснить, что именно вокруг нас подбивает к тому, чтобы человек окунулся в виртуальный мир. Какие факторы провоцируют. Один геймер признался, что недовольное лицо жены и мысль о том, что может разразиться скандал, вызывали в нем такое непреодолимое желание играть, что, находясь на даче и не играя полгода, он сбежал в город, в компьютерный клуб. Как и в случае с наркоманией, часто бывает необходимо сменить среду — чтобы устранить провоцирующие факторы.

7. Воля — важная составляющая личности. Спорт и религия, к примеру, хорошо ее развивают, приучая человека контролировать свои желания и, шире, свои поступки. Без укрепления воли от зависимости не избавиться. Самый лучший способ ее тренировки — запрет себе чего-то. Запрет не должен касаться самой игры в форме «ни разу и никогда больше не сяду играть» (скорее всего человек сорвется, зафиксировав в себе неудачу). Тут как в спорте: хилого не стоит сразу заставлять поднимать тяжелую штангу, пусть сначала возьмет посильный вес. И так же как в спорте, здесь важнее постоянство усилий, а не сама нагрузка. Пусть для начала игроман откажется от пиццы, которую любит. От привычки пить чай с конфетами. Или от страстишки болтать по телефону — у каждого свое: главное, должны быть волевое усилие и самоконтроль. Тренировка воли — акт осознанный, зависимый должен понимать: тут борьба. Но, как и в любой борьбе, здесь есть и азарт, и радость победы — важно зафиксировать на этом внимание. Кстати, спорт, свежий воздух, полноценный сон укрепляют наши волевые возможности.

8. Просмотрев жизнь зависимого, надо выявить в нем и другие страсти, приводящие к разрушению. Это как алкоголь, который сочетается с курением, и они вместе подтачивают организм. Игромания часто сочетается со вспыльчивостью, нежеланием контролировать свои эмоции, приводить в порядок эмоциональную сферу все равно придется. Опасным признаком серьезной стадии разрушения личности является лживость. Сопутствующими «слабостями» может оказаться пивной алкоголизм, боязнь физической активности. Поэтому стоит помнить про весь «букет» опасных спутников этой привязанности.

9. Излечение от игромании не будет быстрым, так что надо выработать стратегию. Метод замещения, метод малых шагов с концентрацией внимания на победах и анализе срывов, метод «раскрашивания мира» с уходом от его черно-белого восприятия, метод активации (воскрешения) положительных эмоций. Очень важный этап — восстановление нормального сна, а это невозможно без физических нагрузок и свежего воздуха. Надо понимать, что избавление от зависимости — это затяжная борьба, и тут подходит поговорка «нам бы ночь простоять и день продержаться», потому что каждая победа делает сильнее. Ну, а к срывам надо относиться не как к поражению, а как еще к одному, неизбежному, шагу к победе.

Компетентно

Вячеслав Дубынин, профессор, доктор, биологических наук:

— Наш мозг рассчитан на то, чтобы действовать в разнообразной среде и разнообразно отвечать на самые различные стимулы. А компьютерная игра, даже если это не просто стрелялка, а более сложная программа, загоняет мозг в ситуацию простых рефлексов, которые к тому же надо делать на предельной скорости. В итоге интенсивно используется крайне небольшая часть мозга, а остальные бездействуют. Это и вызывает серьезные перегрузки. Ведь если вы берете электрический провод и начинаете гнуть его туда-сюда в одном и том же месте, провод неизбежно сломается. Так и тут получается точечная перегрузка мозга. И сразу ухудшаются память, эмоциональное состояние, начинаются срывы, человеческий мозг эволюционно не был рассчитан на подобные нагрузки, он умнее. Если же речь идет о детях, о подростках, мозг перестает развиваться, клетки гибнут. Прогулка по парку дает мозгу гораздо больше, чем два часа «стрелялки».

Достанут и со дна Интернета

Для детей стали доступны лучшие методики лечения зависимостей.

Старейший реабилитационный центр во имя святого Иоанна Кронштадтского в Москве, работающий с нарко- и алкоголезависимыми, а также пострадавшими от тоталитарных сект, открыл прием для подростков и детей, страдающих от игромании. В центре задействованы не только врачи-психотерапевты, но и детские психологи, имеющие опыт возвращения ребенка в мир реальной жизни, помогают тут и детям с суицидальными попытками.