Завоевание арабского халифата

Арабский халифат в эпоху праведных халифов, Омейядов и Аббасидов (VII—X вв.)
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ в конце VIII - начале IX вв.

Арабский Халифат в конце VIII — начале IX вв.

Арабский халифат — мусульманское теократическое государство, сложившееся в результате арабских завоеваний VII–X вв. и включавшее территории Малой Азии, Северной Африки, значительной части Пиренейского полуострова, Средней Азии и других земель. Главой государства являлся халиф, совмещавший функции духовного и светского главы.
Первоначально ядром Халифата стала мусульманская община, созданная в VII в. в Западной Аравии Мухаммадом, основателем религии ислам. После смерти пророка в 632 г. преемниками власти в Халифате стали праведные халифы, избираемые из числа наиболее авторитетных сподвижников Мухаммада, связанных с ним узами кровного родства или брака.
В эпоху Омейядов и Аббасидов Арабский халифат значительно расширил свои границы и превратился в крупнейшее государство региона. Политическая мощь способствовала развитию культуры и науки. В VII–X вв. сложилась яркая оригинальная арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя наследие и традиции арабов, а также народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании.
Начиная с IX в. неоднородный уровень экономического развития различных регионов и политическая нестабильность обусловили постепенный распад арабо-мусульманского государства и возникновение фактически самостоятельных феодальных государств, в которых правили местные династии.

1.1. Возникновение ислама
1.2. Халифат в эпоху праведных халифов
1.3. Омейядский халифат
1.4. Халифат Аббасидов

Литература:
•Большаков О. Г. История Халифата. В 4 томах.
Т. 1. Ислам в Аравии (570?–633). М., изд. фирма «Восточная литература», 2002. 312 с.;
Т. 2. Эпоха великих завоеваний (633–656). М., изд. фирма «Восточная литература», 2002. 294 с.;
Т. 3. Между двух гражданских войн (656–696). М., изд. фирма «Восточная литература», 1998. 382 с.;
•Мец А. Мусульманский ренессанс. М., «ВиМ», 1996. 544 с.;
•Фильштинский И. М. История арабов и Халифата (750–1517 гг.). М., «Муравей», 2001. 352 с.;
•Фильштинский И. М. Халифат под властью династии Омейядов (661–750 гг.). М., «Северо-принт», 2005. 232 с.

Военные предприятия, начатые преемниками Мухаммада — халифами Медины — после подчинения восставших племен Аравийского полуострова в 632–633.

Завершились захватом стран Ближнего и Среднего Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы. С точки зрения позднейшего арабского историописания проходили под знаменем ислама, однако носили, по сути, характер экспансии аравийских родоплеменных объединений под руководством первоначально немногочисленной общины мусульман — сподвижников Пророка. В отличие от великого переселения народов в Европе не сопровождались крупномасштабными миграциями, но привели к военно-политической гегемонии арабской верхушки на покоренных землях, проложившей дорогу исламизации и арабизации. Первый этап (30–50-е VII в.) пришелся в основном на годы правления халифов Абу Бакра, Умара и Усмана (632–656). В 633 отряд мекканцев и мединцев под началом Халида ибн ал-Валида совместно с бедуинами Сев.-Вост. Аравии взял Хиру (Юж. Двуречье). Осенью того же года в Палестину и Сирию вторглись три арабских ополчения. Слабое византийское войско было разбито в Вади-Араба (южнее Мертвого моря), а его остатки уничтожены при отступлении к Газе у Дасина (февраль 634). При известии о выдвижении из Эдессы сформированного императором Ираклием войска отряд Халида был переброшен (март 634) в окрестности Дамаска и после 6-месячной осады в сентябре 635 захватил его. Хотя приближение 50-тысячной армии Ираклия вынудило арабов очистить занятые ими сирийские города, они смогли сосредоточить свои силы у берегов Ярмука (приток Иордана), где одержали над византийцами решающую победу (август 636), а вслед за тем — вернуть Дамаск и другие центры Сирии. После завоевания Иерусалима в 638 и Кесарии в 640 весь Сиро-Палестинский регион оказался под их властью. Успехи арабов связаны с тем, что сирийцы, недовольные господством греческих землевладельцев, засильем халкидонитского (православного) духовенства и религиозными преследованиями преобладавшей здесь монофизитской церкви, сдавали укрепленные города на условиях выплаты дани, неприкосновенности имущества и свободы отправления богослужения. Однако в Закавказье они встретили более ожесточенное сопротивление, к 652 заставили Армению признать свою зависимость и в 654 приняли капитуляцию Тбилиси, но в наместничество армянские земли были превращены только в 90-е VII в. В Ираке после взятия Хиры арабы потерпели ряд поражений от иранцев, которые вынудили их очистить большую часть завоеванной территории. Однако в начале 635 они смогли разбить сасанидское войско при Бувайбе, а в начале лета 637, получив подкрепление, разгромили большую армию Ирана при Кадисии. Через 2–3 недели благодаря восстанию столичного населения они вошли в Ктесифон. После победы при Джалуле мусульмане в 640 заняли Хузестан, откуда сасанидская администрация была окончательно изгнана после сражения при Рамхормозе. В 641, после перемирия, нарушенного командованием Сасанидов, они взяли Мосул, в 642 у Нехавенда (близ развалин Экбатаны) наголову разбили основные силы шаханшаха Йездегерда III, после чего сопротивление на территории Ирана приобрело разрозненный характер. Если азербайджанцы и Керман подчинились арабам на основе соглашения, то Фарс отражал их атаки до 649–650, когда пал Стахр (древний Персеполь). В 651 все земли до Амударьи были включены в состав халифата; фактически непокоренными остались лишь прикаспийские Гилян, Табаристан и Дейлем. Базируясь в Мервском оазисе, арабы приступили к набегам на Среднюю Азию. В 644–645 они проникли через Мекран к пределам Индии. В конце 639, еще до окончательного присоединения Сирии, небольшой отряд под командованием сподвижника Мухаммада Амра ибн ал-Аса вступил в Египет, который привлекал арабов как житница Хиджаза. В 640 мусульмане взяли Пелусий, Бильбейс и др., в 641 одержали победу при Гелиополе, а затем осадили Вавилон Египетский, гарнизон которого капитулировал в апреле. В сентябре 642 представитель империи сдал им по договору Александрию, но в конце 645 византийский десант с помощью восставших жителей неожиданно вытеснил их из города, так что летом 646 мусульманам пришлось вторично брать его штурмом. По юж. берегу Средиземного м. араб. конница в конце 642–643 совершила рейды в Барку и Триполитанию и подчинила местных берберов. В 648 арабы захватили Кипр. Общая численность арабских воинов, участвовавших в походах этого периода, оценивается примерно в 50 тыс. чел., группировавшихся преимущественно по племенным ополчениям, действия которых согласовывались с Мединой, а обеспечение осуществлялось через учрежденное при Умаре ведомство — диван. В стратегически важных пунктах Двуречья, Палестины, Египта обустраивались города-лагеря (амсар) — Куфа, Басра, Фустат и др., в которых размещались новоприбывшие из Аравии «бойцы» (мукатила). В середине VII в. в А. З. наступил перерыв, вызванный внутр. осложнениями в Халифате (убийство Усмана, борьба за власть между Али и Муавией, восстания хариджитов), а также необходимостью организации управления огромными пространствами завоеван. земель. Второй этап (конец VII — начало VIII в.) пришелся на эпоху правления Омейядов, когда по всем направлениям возобновился вооруженный натиск, главная сила которого, бедуинские племенные воинства, были (при Муавии, 661–680) организованы по военным округам (джунд) и получили некоторые начала войсковой дисциплины. Обосновавшись на Крите и ряде других стратегически важных средиземноморских островов, арабы уже в 673–677 смогли на западе блокировать Константинополь, а на востоке взять Герат, Балх и Пайкенд. В Сев. Африке полулегендарный полководец Укба ибн Нафи в 670 основал в качестве опорного пункта Кайруан. Уже после его гибели во время берберского восстания, возглавленного Кусайлой, его преемники в 696, выбив византийцев из Карфагена, подчинили себе прибрежную полосу, но столкнулись с очередным выступлением берберов, которые, предводительствуемые некоей жрицей (кахина), отразили 5 крупных наступлений мусульман. К 709 халифскому воинству удалось, заручившись союзом местных берберских племен, дойти до Танжера и берегов Атлантического океана. В 710 Тариф, вольноотпущенник халифского наместника Африки Мусы ибн Нусайра, с берберским отрядом провел разведку боем в Испании, а в 711 другой вольноотпущенник Мусы, Тарик ибн Зийад, со смешанным арабо-берберским войском (7 тыс. чел.) высадился на Пиренейском п-ове, где, разгромив вестготов у оз. Ханда в июле и одержав победу у Эсихи, взял Кордову, Толедо, Малагу, Эльвиру и др. Сам Ибн Нусайр, прибывший сюда в 712, занял Медину-Сидонию и Кармону и штурмом овладел Севильей и Меридой. Вскоре пала и Сарагоса. К 718 полуостров, за исключением горной Галисии, Астурии и Басконии, перешел в руки мусульман, которые еще с 717 стали вторгаться в Галлию до самой Бургундии, а в 720 захватили Септиманию и Нарбонну. Дальнейший их натиск на Европу был остановлен к середине VIII в.: в октябре 732 Карл Мартелл разбил между Туром и Пуатье небольшой отряд, участвовавший в одном из регулярных «летних набегов», но лишь в 759 Пипин Короткий смог отвоевать Нарбонну и Септиманию. В 90-е VII в. омейядские халифы возобновили регулярные экспедиции в Малую Азию, а в 717 Сулейман ибн Абд ал-Малик лично стал во главе масштабного похода на Константинополь, который обернулся для арабов громадными потерями и гибелью многочисленного флота, что заставило их оставить попытки захвата византийской столицы. Только после поражения при Акроине в 741 Омейяды отказались от завоевания Анатолии. Арабы закрепились в Тохаристане (древняя Бактрия) и в 706–712 завоевали Мавераннахр: полководец Кутайба ибн Муслим, взяв Самарканд, переправился через Сырдарью и прошел в Фергану. Владетели Согда, предприняв безуспешную попытку противопоставить Халифату тюрков, пошли на договор с завоевателями, обязавшись им данью, так же поступил и хорезмшах. Однако в 728 согдийцы восстали против мусульман, которые в 729 отвоевали Бухару, но смогли подавить выступление лишь к 737. В 751, Хорезм запросил Китай о союзе, но арабский полководец Зийад ибн Салих нанес сокрушительное поражение армии династии Тан при Таразе. В 711 омейядский командующий Мухаммад ибн ал-Касим вернул в состав халифата Мекран (отпавший во время междоусобиц) и взял Мултан, а в 712–713 покорил княжества Синда и построил по Инду систему укреплений, главным из которых стала Мансура. В дальнейшем мусульмане неоднократно совершали набеги на Гуджарат, проникая до окрестностей Сурата, но были отброшены Гурджара-Пратихарами. В первой четверти VIII в. после тяжелых боев халифы присоединили к своему государству Алванию и Картли до Дарьяльского перевала, а в 717 временно овладели Зап. Грузией. Через Главный Кавказский хребет их наместники производили периодические нашествия на Предкавказье вплоть до Хазарии, однако так и не смогли закрепиться севернее Дербента, где соорудили дополнительные укрепления. При Аббасидах в качестве главной ударной силы стало использоваться регулярное войско из хорасанских наемников и тюркских невольников-рабов, а также добровольцы-гази. Харун ар-Рашид принял покорность правителя Уструшаны (794–795) и организовал специальную службу со штабом в Тарсе: в 797–802 халифские воинства доходили до Эфеса и Анкиры и вынудили Константинополь к выплате колоссальной контрибуции. В первой половине IX в. наместники халифата захватили Крит, Мальту, Сицилию. Со второй половине столетия, в связи с деградацией центральной власти в мусульманской державе, А. З. в основном прекратились, и широкомасштабная экспансия сменилась медленным продвижением в Средней Азии и пограничными стычками с византийцами в районе Киликийского Тавра и Верхнего Евфрата, сопровождавшимися массовым угоном пленных (до Х в.). Результатом А. З. стало распространение, наряду с исламом, арабского языка, который постепенно вытеснил доминировавшие ранее в Передней Азии и Сев. Африке сирийский, греческий и латинский и на несколько столетий превратился в основное средство общения духовной и интеллектуальной элиты Ирана и Средней Азии. Многочисленные оседлые арабы и кочевые племена постепенно переселились на новые земли, где города-лагеря стали тиглем нового типа культуры. Вместе с языком и религией завоеватели привили подвластным народам литературно-эстетический комплекс, базирующийся не только на мусульманских ценностях, но и на традициях доисламской Аравии. Экспансия халифата закрепила начавшуюся задолго до нее этнолингвистическую ассимиляцию населения сиро-месопотамского Плодородного полумесяца последовательными волнами мигрантов с Аравийского п-ова. В синтезе и взаимодействии этих начал сложилась многообразная и полиэтничная классическая арабская культура, доминировавшая на просторах от Атлантического до Индийского океана многие столетия после крушения политической структуры халифата. В Средней Азии, Иране, Закавказье, начиная с IX–X вв., владычество арабской аристократии было низвергнуто династиями местного происхождения, большинство которых, тем не менее, продолжали исповедовать ислам и покровительствовать арабской словесности (кроме Грузии и Армении, сохранивших христианскую идентичность).

Автор статьи: Кораев Т.К.