Женщины святые

Портал «Предание» провел лекцию Надежды Беляковой «”Молчащее большинство”» о женском вопросе в Церкви. Смотрите или слушайте лекцию.

К этой лекции подготовили подборку книг: первая часть — о святых женщинах, вторая — богословы, библеисты, историки, писавшие на нашу тему.

Святые женщины

Конечно, первая — Богородица. Можно было бы привести много книг, мы выбрали одну — «Всех скорбящих радость» Вениамина (Федченкова), которую как раз недавно озвучили.

«Митерикон» — собрание высказываний «амм», то есть Матерей Пустыни — женский вариант Патерика.

«Святые подвижницы Восточной Церкви» — сборник житий святых женщин Востока вплоть до X века, составленный выдающимся русским патрологом и агиографом XIX века, ныне прославленным в лике святых Филаретом (Гумилевским).

«Легендарные характеры». Лесков в ответ на обвинение в том, что женщина в православной литературе рассматривается исключительно как «соблазн» для мужчины решил обратиться к источникам. Он взял «Пролог» — одну из самых популярных православных книг в России, популярных с глубокой древности и именно у народа — то есть массовую литературу, такую, которая оказывала наибольшее влияние на сознание и жизнь народа. Это собрание житийных историй, патериковых рассказов, притч, святоотеческих наставлений. И оказалось, что в «Прологе» тридцать пять «женских» историй, из которых только две имеют негативный характер.
Лесков, конечно, не исследователь, а писатель. «Легендарные характеры» — одна из частей эпопеи о русских праведниках (здесь, собственно, праведниц), которую Лесков писал всю свою жизнь. По сути, это «художественный пересказ» женских историй, содержащихся в «Прологе».

«Раскаяние святой Пелагеи» — типичный житийный сюжет раскаяния блудницы, но необычно поданный. Пелагея была блудницей и раскаялась после встречи со святым Нонном (кстати, он был устроителем первого лазарета). Прекрасно начало этой истории — святой Нонн плачет от красоты Пелагеи.

«Мученичество святой Евгении» — одновременно удивительный и типичный текст. Типичное: девушка-христианка отказывается от замужества и заканчивает жизнь как мученица. Своеобразное: Евгения, согласно Житию, притворилась мужчиной, чтобы жить в монастыре, и даже стала настоятелем. Житие великолепно говорит об этом, одноврменно сексистки и феминистки: «Евгения превосходила всех монахов, хотя и была женщиной. Из этого видно, что добродетель присуща всем, и для желающего идти праведным путем быть женщиной не помеха».

«Житие и наставления Синклитикии Александрийской» — одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Прп. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «матери пустыни» сейчас звучит непривычно. Однако в «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодоры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы», хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами — Антонием, Арсением и Пименом.

«Житие Марии Египетской» — один из центральных текстов святоотеческой письменности. Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан.

Преподобная Кассия — монахиня-поэтесса, единственная женщина, чьи произведения используются Православной Церковью в богослужении, в частности, на Рождество и в Великую Субботу.
Кассия, по преданию, отличалась необыкновенной красотой, и в юности была одной из одиннадцати девушек, представленных византийскому наследнику для выбора невесты. Наследник отверг Кассию из-за ее остроумия и смелости: на слова наследника «от жены произошло все злое» она ответила «от жены же произошло все лучшее».
Кассия родилась в знатной и богатой семье, и на свое состояние основала монастырь. Она автор литургических произведений и эпиграмм, переписывалась с Феодором Студитом.
В центе поэзии Кассии стоит тайна Богочеловечества, Господь Иисус Христос; кроме того она особенно любила воспевать подвиг мученичества. Кассия умело соединяет высокое богословие с выразительностью и лаконичностью формы.

Письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц. В обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, помощь при совершении над женщинами св. Таинств. Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам и наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании.

«Житие Улиании Осорьиной» — уникальный случай: житие святой, написанное её сыном. Шедевр древнерусской словесности и первая биография русской женщины. Житие важно своим превосходным описанием святости — и святости мирянской, женской.

Игумения Арсения (Себрякова) — великий русский духовный наставник, стоит в одном ряду с Игнатием (Брянчаниновым), Феофаном Затворником и оптинскими старцами.

Мать Мария — современная святая. Человек необычайно творчески одаренный, из высшего света, она оставила наследие и в философской прозе, и в поэзии, в иконописи. Друг о. С. Булгакова и Н. Бердяева, А. Блока и многих других выдающихся людей, она не была далека от проблем этого мира.
Судьба святой Марии (Скобцовой) показывает, чем мог бы стать Серебряный век, если бы обратился ко Христу. Мария (Скобцова) в молодости — член партии эсеров (она была даже революционным головой Анапы), переболевшая всеми соблазнами своего времени. Ни от чего не отказавшись, она стала подлинно святой XX века: все творческие способности обернув на служение Богу, явив тип кенотической, жертвенной любви к самым униженным и обездоленным людям. Служение людям Мария (Скобцова) ставила выше поддержания форм внешнего благочестия, а во время Второй мировой войны решилась укрывать евреев от Гестапо — что и привело ее в концентрационный лагерь — и к мученическому венцу.

Книги о женщине в Церкви

«Служение женщины в Церкви» — великолепная книга православного богослова, женщины, француженки, протестантки перешедшей в Православие Элизабет Бер-Сижель.

«Рукоположение женщин в Православной Церкви» — три статьи: две Бер-Сижель «Женщины в Православной Церкви» и «Рукоположение женщин обсуждается и в Православной Церкви» и статья епископа Каллиста (Уэра) «Мужчина, женщина и священство Христово».

«Женщина и любовь в Библии. Эрос, агапа, личность» Андреа Милано — великолепное исследование христианского учения о женщине. Милано сначала рассматривает феминисткую экзегезу, отношение Библии к освобождения женщин, а затем смотрит, что говорит Библия о самой женщине: в книге Бытия, у пророков, в Песни Песен, в иудаизме в общем, в Евангелии, у апостола Павла, в Апокалипсисе. Завершается книга рассмотрением христианской концепции любви: эроса и агапе, личности.

«Отец Андрей, почему Церковь так несправедлива к женщине? Ей нельзя быть священником, ей нужно постоянно носить платок, бояться мужа и т. д. Почему она занимает такое подчиненное положение?» — на этот и другие подобные вопросы (от «платков» до глубоких богословских реалий) отвечает Андрей Кураев в своей короткой, но «плотной» брошюре «Женщина в Церкви».

«Женщины в византийском храме: где, когда — и почему?» — статья выдающегося литургиста Роберат Тафта.

«Есфирь, Иудифь, Руфь: миссия женщины» — статья Пьера Дюмулена: «Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом»! Внимательное чтение Святого Писания доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль».

«Женщина в Ветхом Завете» — работа протоиерея Константина Кустодиева (авторское название — «Опыт истории библейской женщины»): Ева, Сарра, Агарь, Лия, Рахиль, Сепфора, Мариамна, Раав, Девора и др. Труд Кустодиева имеет две части: женщины патриархального периода и женщины подзаконно-национального периода. Кроме конкретных личностей, Кустодиев разбирает и гендерные роли: девица, супруга, мать, вдова.

«Женщина-христианка. Образ и значение женщины в христианстве» Надеждина затрагивает следующие вопросы: значение женщины в христианстве, отношение Христа к женщинам, отношение христианской общины к женщине, женщины — распространительницы христианства, девство, семья, церковный и гражданский брак, развод, взаимоотношения супругов, супружеский долг, женское влияние на мужчин, покровение головы при молитве, роль женщины в общественной жизни, женское священство. диакониссы, воспитание детей, домашние обязанности.

Две статьи священника Андрея Постернака: «Женское служение в ранней христианской Церкви (I–VI вв.)» (пророчицы, старицы, вдовы, девы, диакониссы на Востоке и Западе) и «Вопрос о «женском священстве”».

«Женщина и спасение мира» Павла Евдокимова — попытка цельного богословия относительно женщины.

«Призвание женщины или священство сердца» Жозетты Круассан — книга о женщине, основанная на библейском учении: феминизм и замысел Божий о женщине; дочь Божия, жена, мать, плоды Духа, дарованные женщине.

«Женские служения в раннем христианстве» — курсовая работа Алексея Волчкова: женщина-христианка в социально-культурном контексте I – III веков н.э.: эгалитарность или патриархальность? Христианство – женская религия? Женщина в миссионерской практике Иисуса, неинституциональные служения женщин и женщина в кафолической Церкви (женщины в Евангелиях, женщина – церковный лидер, женщины – проповедницы, пророчицы), женщина в кафолической Церкви (диакониссы, вдовицы, девственницы), женщины у еретиков, христианство – религия развратников?

«Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига» — работа Елены Грудевой, кажется на уникальную тему: юродивые женщины. На основе 16 житий византийских и русских юродивых предлагается разбор женского юродства.

Первый и третий номера журнала российского, независимого женского религиозного клуба «Мария» (здесь не те номера, которые выходили в Ленинграде в самиздате, а те, что выходили уже в Германии). Жунал «Мария» — крайне интересный феномен, отражающий (анти)советский православный феминизм. Рубрики журнала: «Наши взгляды, идеи, позиции», «Женщина и Церковь», «Осторожно, дети!», «Женщина и ГУЛАГ», «Поэзия и проза», «Современная женщина и смирение», «Долюшка женская», «Письма по молитвам к Богоматери», «Женские портреты», «Письма о любви» и пр.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

1. Житие блж. Ксении Петербургской в пересказе для детей

В книге в адаптированной для детей форме изложено житие великой русской святой – Ксении Петербургской, Христа ради юродивой. Подвиг юродства, один из наиболее трудных видов подвижничества и при этом самый загадочный для постороннего взгляда, в этой книге описан простым, но живым языком, позволяя детям познакомиться с житием в интересной и доступной для них форме.

2. Житие блж. Матроны Московской в пересказе для детей

В этой книге рассказывается история жизни одной из самых почитаемых в нашей стране подвижниц – блаженной Матроны Московской. Книга написана живым, понятным языком для малышей и школьников.

3. Житие преподобной Марии Египетской в пересказе для детей

Кто такой святой человек? Наверное, это тот, кто с самого детства всё и всегда делал правильно — слушался родителей, не грубил старшим, хорошо учился… А потом вырос, ушёл в монастырь и стал там святым! Ведь так же, верно? Так-то оно так. Но бывают случаи, когда и детство, и юность свою человек проводит ну совсем не по-святому. И хулиганит, и безобразничает, и учится кое-как. Увидишь такого на улице, обойдёшь десятой дорогой на всякий случай. Но коснётся Бог его сердца — и человек вдруг изменится. Да так сильно, что его и не узнаешь, если встретишь. Вместо пакостей начнёт делать людям добро, помогать, заступаться за слабых. А иногда — удивительное дело — как раз из таких людей и получались самые великие святые. Об одном подобном случае эта книга.

4. Житие св. вмч. Варвары в пересказе для детей

Кто такие мученики? Любой скажет — это те, кто мучается. Мукой может стать трудное домашнее задание, спортивные рекорды достигаются долгими мучительными тренировками. Но есть и другое — святое мученичество. За свою веру и любовь ко Христу мученики приняли жестокие страдания и даже смерть. Святые мученики переносили страдания с большой твёрдостью, и это укрепляло христиан в вере и воодушевляло новых исповедников христианства. По словам раннехристианского писателя Тертуллиана, кровь христиан была тем семенем, из которого произрастала вера. Православные христиане помнят святых мучеников, вдохновляются примером их горячей веры и называют их именами своих детей. Об одной из мучениц — Варваре — будет наш рассказ.

5. Житие св. вмч. Екатерины в пересказе для детей

Каждого из нас любит Господь и дает нам таланты. Какой талант дал Господь Екатерине? Невероятно трудный дар — дар чистоты. Чистоты сердца, души, ума и тела. Почему трудный? Потому что сражаться за такой дар приходится прежде всего с самим собой — всю жизнь, каждый день, каждую минуту. О том, как своими талантами Екатерина прославила Господа, рассказывает эта книга — простым, ясным, понятным детям языком.

6. Житие св. прпмч. Елизаветы Феодоровны в пересказе для детей

В книге о преподобномученице Елизавете Феодоровне в адаптированной для детей форме изложено житие великой княгини дома Романовых. Каково быть внучкой и правнучкой королей, а потом – женой царского сына? Это, кажется, очень похоже на сказку. Похоже на сказку и начало книги, но во время чтения ребенок узнает не только о том, как росла и воспитывалась княгиня, но и о том, что всю свою жизнь она посвятила ближним.

7. Житие св. равноап. княгини Ольги в пересказе для детей

История равноапостольной княгини Ольги – это история обращения нашего государства в христианскую веру, ведь Ольга была первым человеком, водрузившим крест на Руси. Но удивительна и личная история этой женщины, превратившейся из простой девушки в грозную правительницу, а из мстительной язычницы в смиренную христианку. Да, воистину нет ничего более удивительного, чем реальность, и сюжет жизни княгини Ольги захватывает больше, чем придуманная сказка.

8. Житие святой мученицы Дарии Римской в пересказе для детей

Если в твоём сердце живёт Божья любовь ко всем-всем-всем, ты уже не делаешь различий и помогаешь любому живому существу — хоть маленькой мышке-норушке, хоть огромному слону или носорогу, если вдруг они попали в беду. Не веришь? Тогда послушай историю про святую девушку по имени Дария, которая однажды спасла от неминуемой гибели не потерявшегося котёнка и не птичку с перебитым крылом, а огромного грозного льва.

9. Житие св. равноап. Елены в пересказе для детей

Каждый родитель желает воспитать в своем ребенке красивый и сильный характер для счастливой жизни. Дети берут пример с окружающих, и часто образами для подражания становятся книжные герои. Наиболее убедительны — реальные образы, а среди них самые прекрасные — образы святых людей, их жизненный опыт. Одним из таких примеров может послужить царица Елена, которая мудро и стойко несла людям Слово Божие, как апостолы.

А. Трофимов

«Якоже плод красный Твоего спасительного сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве».

Тропарь Всем Святым, в земле Российской просиявшим

«И услышал я голос Господа, говорящего: Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» И я сказал: Вот я, пошли меня …»

Исайя 6.8.
Печатается по благословению духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова)

Вступление

1. Святая равноапостольная великая княгиня Российская Ольга

2. Святая благоверная княгиня (преподобная) Анна Новгородская

3. Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Полоцкая

4. Святая благоверная княгиня (преподобная) Феврония, в иночестве Евфросиния

5. Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Суздальская

6. Преподобная (благоверная княгиня) Харитина Литовская

7. Преподобная (благоверная княгиня) Анна Кашинская

8. Святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская и Новоторжская

9. Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская

10. Святая праведная Гликерия, дева Новгородская

11. Святая праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская

12. Святая праведная Иулиания Лазаревская, Муромская

13. Святая праведная София, княгиня Слуцкая

14. Святая блаженная Ксения Петербургская

15. Преподобная Мария

16. Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета

17. Святая преподобномученица Варвара

Заключение

Приложение I. Местонахождение мощей святых жен, в земле Российской просиявших

Приложение II. Справка из исторических источников о почитаемых в Русской Православной Церкви святых женах, в земле Российской просиявших

Список литературы