Женский монастырь серпухов

Владычный Введенский женский монастырь – один из самых древних русских монастырей, почти ровесник Троице-Сергиевой Лавры, был основан в 14 веке митрополитом Московским Алексием. Тысячи паломников каждый месяц приезжают сюда приложиться к святыням, попробовать вкусную монастырскую выпечку и увидеть живой символ города – павлина. Корреспондент РИАМО отправилась на экскурсию в Серпухов вместе с проектом «Цвет настроения – лето» от Центральной пригородной пассажирской компании.

Как провести лето в Подмосковье>>

Святой Варлаам и легенды монастыря

© РИАМО, Валентина Кежаева
© РИАМО, Валентина Кежаева

Одну из древнейших православных обителей Руси — Введенский Владычный монастырь — в 1360 году основал Митрополит Алексий, святитель Московский и чудотворец всея Руси. По легенде, он услышал голос, исходящий от иконы Божьей Матери, который повелел ему основать святыню на живописном берегу речки Нары.

Первым его настоятелем стал Преподобный Варлаам, келейник святителя Алексия. Именно он был отправлен в Серпухов митрополитом Алексием для поиска места под будущий монастырь в честь Владычицы Богородицы и назначен его строителем.

Изначально монастырь был мужским и преобразован в женский лишь начале 19 века.

За свою историю обитель много раз оказывалась в центре знаковых для Руси событий. Так, в 1598 году она была пристанищем для воинов Бориса Годунова, готовившихся к сражению с крымскими татарами. Согласно другому преданию, сам Святой Георгий Победоносец явился на белом коне, чтобы защитить обитель, и враг отступил.

© РИАМО, Антонина Матвеева
© РИАМО, Антонина Матвеева

В начале 20 века на территории монастыря было создано военное летное училище «Авиагородок» с казармами и офицерскими общежитиями.

С 1995 года в обители возрождена монашеская жизнь. Сейчас это место паломничества тысяч верующих, которые приезжаю поклониться святыням со своими просьбами, а также приобщиться к монастырской жизни.

Альпаки из Перу, виртуальный Гоголь и 200 святынь: что посмотреть в Серпухове в 2019 году>>

«Неупиваемая чаша» и розовые кусты

© РИАМО, Антонина Матвеева

Почти вся территория монастыря засажена ароматными розовыми кустами, за которыми ухаживают сестры.

Здесь располагаются Введенский собор, храм Георгия Победоносца со звонницей, храм святителя Алексия и надвратный храм мученика Феодота Анкирского.

В центре монастырской площади есть освященный источник, где каждый желающий может попить святой воды и взять ее с собой. По вечерам можно полюбоваться красивой подсветкой сооружений и Святых врат – главного входа в монастырь.

© РИАМО, Антонина Матвеева
© РИАМО, Антонина Матвеева
© РИАМО, Антонина Матвеева

Православным верующим приехать сюда стоит и для того, чтобы увидеть более 30 мироточивых икон, среди которых чудотворная «Всецарица» и образ святого Георгия Победоносца.

Главная святыня монастыря хранится в Введенском соборе из розоватого камня – это икона введения Богородицы во храм, которая почитается как исцеляющая и чудотворная. У паперти храма хранятся мощи основателя Владычного монастыря Варлаама Серпуховского, что делает место особенным для паломников.

Еще одно чудо монастыря – список иконы «Неупиваемая Чаша» в храме Георгия Победоносца, молитвы к которой избавляют от алкоголизма и других видов зависимости.

Фестиваль серпца в Серпухове: фримаркет, самовар‑качели и боулинг матрешками>>

Вольер с павлинами

© РИАМО, Антонина Матвеева
© РИАМО, Антонина Матвеева

Во Владычный монастырь туристов привлекает и такая диковина, как павлинник. В просторном вольере содержатся несколько экзотических птиц, которых можно покормить и сфотографировать. Чтобы полюбоваться на павлинов, лучше выбирать для приезда нежаркую, прохладную погоду – на жаре павлины складывают свои яркие хвосты и вообще мало двигаются.

Павлины являются символом города и даже изображены на гербе Серпухова. По словам сестер, они довольно неприхотливы, а уход за ними примерно такой же, как и за сельской птицей.

Купить на память сувенир с павлинами можно в иконной лавке монастыря. Здесь же выбор и прочей церковной продукции: различные иконы, крестики, свечи, ладан, лампадное масло и многое другое.

Тайны Иосифо‑Волоцкого монастыря: куда «исчезла» колокольня и где похоронен Малюта Скуратов>>

Как живут в монастыре

© РИАМО, Антонина Матвеева
© РИАМО, Антонина Матвеева

Монастырь принимает православных паломниц и трудниц, желающих помолиться, а также помочь сестрам святой обители. Ночлег в кельях и еда предоставляются бесплатно при условии, что верующие несут послушания, то есть выполняют полезную для монастыря работу.

Литургия в монастыре служится ежедневно, начало утренней службы – в 7:15, поэтому встают сестры с петухами, а ложатся после заката. Помимо поддержания порядка в храме, среди их задач – уход за цветником и огородам, где выращиваются ягоды, зелень и овощи для монастырских трапез.

© РИАМО, Антонина Матвеева

Женщинам, которые пришли без юбки и платка, все равно разрешать войти в храм, помолиться, подать записки и поставить свечи.

Непременно стоит заглянуть и в местную пекарню со свежей ароматной сдобой. Среди вкусностей – луковые лепешки, сырные палочки, куличи и множество видов заварного и пшеничного хлеба.

Интересные места для летнего досуга в Подмосковье>>

Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком полу-чивший название Высоцкого. Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов. Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в. в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

В Серпуховском Высоцком мужском монастыре со времени его основания в 1374 году до момента закрытия в 1931 году было 83 настоятеля; имена их следующие:

Афанасий Старший (1374-1382), Афанасий Младший (1382-1395), Никита (1395-1414),Андроник, Александр, Савва, Евфимий, Иосиф, Пимен, Иосиф, Феодосий, Иона, Сергий, Иосиф, Тарасий, Алиппий, Тарасий, Геннадий.

Далее следуют архимандриты: Фаддей, Игнатий (1468), Маркелл, Мартирий, Лаврентий, Михаил, Илия, Михаил, Власий, Герасим, Борис, Геннадий, Спиридон, Иосиф, Евсевий, Дионисий, Иона, Антоний, Киприан (1542), Паисий (1551), Агапит (1571), Иосиф Чудовской (1576) Кирилл, Паисий, Феодосий (1601), Александр, Иосиф (1614-1618), Иосиф, Иона (1621), Антоний (1624- 1632), Дионисий, Иов, Леонид (1652), Пафнутий (1657), Герасим, Зосим (1660), Иосиф (1686), Герасим (1702- 1737).

Все вышеперечисленные архимандриты настоятельствовали до 1737 года и имена их приведены, в том порядке, как были записаны в монастырском синодике.

Далее следуют архимандриты: Макарий (1737-1743), Иосиф (Корнилов) (1743-1761), Иннокентий (1761-1778); игумены: Геннадий (1778-1789) и Стефан (1789-1792); архимандриты: Иосиф (1792-1798), Ананий (1798-1802), Мельхиседек (1802-1814), Неофит (1814-1815), Дамаскин (1815-1816), Гермоген (1816-1817), Вениамин (1817-1818), Феоктист (1818-1820), Гавриил (1820-1821), Амвросий (1821-1827), Арсений (1827-1828), Амвросий (1828-1842), Мельхиседек (1842-1850), Евстафий (1850-1851), Гедеон (1851-1852), Сергий (1852-1861), Константин (1861-1870), Мелетий I (1870-1879), Мелетий II (1879-1881), Иннокентий (1881-1896), Тихон (1896-), Пантелеимон (-1928).

В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. При монастыре была церковно-приходская школа для мальчиков. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году наПравославную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные до ныне гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. До ареста архимандрита Пантелеимона в 1931 году, в Покровском храме совершались богослужения.

10 апреля 1991 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского древняя обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Первым настоятелем возрождаемого Высоцкого мужского монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов).

В декабре 1998 года в связи с рукоположением настоятеля Высоцкого мужского монастыря архимандрита Иосифа в сан епископа, иеромонах Кирилл был назначен исполняющим обязанности настоятеля монастыря.

26 марта 1999 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвел настоятеля Высоцкого монастыря иеромонаха Кирилла в сан Игумена с возложением на него наперсного креста.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской, назначен настоятелем (игуменом) Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской обл. с освобождением от обязанностей настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни.

Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих. Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы. Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Серпуховский Владычный Введенский монастырь

Серпуховский Владычный Введенский монастырь

Владычний женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в г. Серпухове Подольской епархии

  • Адрес: Россия, 142210, Московская обл., Серпуховский р-н, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40
  • Тел: + 7 (4967) 72-46-25
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Обитель возникла по особому изволению Божией Матери: однажды митрополит Киевский, святитель Алексий Московский, услышал глас, исходящий от Её иконы: «Алексие, подобает тебе монастырь поставить имени Моему, купно же и себе в память». Чудесным образом было указано и место для сооружения монастыря «в пределе града Серпухова, тамо бо возлюбих Я место на спасение многим душам человеческим». Также было указано событие из земной жизни Пресвятой Богородицы — Её Введение во храм, — в честь которого должен был быть воздвигнут монастырь. Святитель отправил своего келейника Варлаама осмотреть место для устройства монастыря. Спустя некоторое время и сам он прибыл в Серпухов, однако то место в дремучем сосновом бору недалеко от слияния рек Оки и Нары ему не приглянулось. И вдруг ночью митрополит Алексий услышал голос, что именно там нужно ставить монастырь. Тогда он повелел заложить деревянную церковь, а инока Варлаама назначил строителем. Случилось это в 1360 году.

Преподобный Варлаам Серпуховской стал первым настоятелем обители. В 1362 году его трудами уже «составлена была каменная церковь», впоследствии освященная святителем Алексием в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. После своей смерти святой Варлаам был погребён в обители и стал её небесным заступником. Вскоре после учителя преставился и его ученик, преподобный Гедеон, также упокоившийся в монастыре.

Ввиду частых набегов татар в XV-XVII веках монастырь был огражден стенами и амбразурами и приобрёл вид крепости. До времён царя Иоанна Грозного монастырь был бедным, но затем его благосостояние увеличилось.

В 1598 году близ монастыря встал станом избранный царь Борис Годунов, вышедший с войском чтобы предотвратить очередное нашествие крымских татар. Успешный исход Серпуховского похода, непосредственно после которого последовало венчание Годунова на царство, привлекло к монастырю особое царское внимание. На вклад царя Бориса прежние собор и трапезная были заменены новыми, а при трапезной был построен новый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. Тогда же была воздвигнута крепостная стена с башнями, воротами и надвратным храмом во имя мученика Феодота Анкирского — святого покровителя Бориса Годунова. Появился и каменный жилой корпус.

В 1695 году был выстроен малый каменный храм во имя святителя Алексия Московского. В конце XVII и начале XVIII веков монастырь был приписан к Высоцкому монастырю и пришёл в бедственное положение. В 1737 году в обители остался только один престарелый иеромонах. В 1764 году вместо игуменов во главе монастыря поставили строителей.

Видя печальное положение монастыря, митрополит Московский Платон (Левшин) испросил у императора Александра Павловича разрешение преобразовать его в женский. Это было исполнено в 1806 году, с причислением монастыря к третьему классу. С этого времени начался новый расцвет обители. В 1830 году в монастыре было установлено общежитие. Шло строительство, были устроены новые храмы — под Георгиевской церковью в 1818 году появился храм в честь Вознесения Господня в котором в 1840 году был создан придел во имя святителя Николая Чудотворца; в 1834 году над вратами был сооружён храм в честь Нерукотворенного образа Спасителя; были полностью перестроены паперти вокруг собора, а в южной паперти в 1867 году устроен Филаретовский придел. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России, что привлекало в обитель множество паломников. Через предстательство святого Варлаама в 1878 году в обители была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Среди подвижниц монастыря того времени известны будущая преподобная схимница Рахиль Бородинская, начавшая свой иноческий путь во Владичной обители, а также блаженная старица Евфросиния Колюпановская, прославившаяся благодатными дарами.

В 1919 году обитель была закрыта, но некоторые её храмы продолжали действовать до 1927 года. В то время здесь нёс пастырское служение священномученик Иаков Бриллиантов, среди прихожанок была мученица Елизавета Крымова. По закрытии обители пошло постепенное разрушение её церквей и зданий. С 1970-х годов храмы стали частично реставрироваться. До начала 1990-х годов на территории обители находилась реставрационная фирма «Владычная слобода», после чего монастырский корпус вернули Церкви.

Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в.

Серпуховский Владычный монастырь. Фото нач. XXI в.

5 мая 1995 года решением Священного Синода Введенский Владычний женский монастырь в Серпухове был вновь открыт. В то время уцелевшие здания монастыря были в полуразрушенном состоянии, без крыш, окон и дверей, а сама территория — завалена мусором. 28 июля того года в Алексеевском храме обители была совершена первая после возрождения Божественная литургия. Реставрация храмов ускорилась, и к началу 2000-х годов церкви обители вновь действовали. С 2000 года в обители замироточили многочисленные иконы. Постепенно расширялось хозяйство обители, так что к 2010 году было 23 коровы, телята, свиньи, поросята, козы, 70 кур. Услышав об иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», имеющей особую благодать исцеления от недуга пьянства и наркомании, родители стали привозить сюда своих дочерей, страдающих этими недугами, а священники — направлять в серпуховскую обитель женщин для реабилитации.

Статистика

  • ок. кон. XIX в. — 300 насельниц
  • нач. XX в. — игумения, 50 монахинь, 326 послушниц
  • 1919, перед закрытием — ок. 400 монахинь, инокинь, послушниц
  • 2010 — 16 насельниц

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Введенский собор Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Архитектура, храмы

Введенский собор

Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы является пятиглавым трехапсидным духстолпным кирпичным храмом рубежа XVI-XVII веков. Снаружи облицован белым камнем. Собор окружали паперти с приделом праведного Филарета Милостивого, перестроенные в XIX веке, и сломанные в 1971 году. Собор был закрыт в 1927 году и служил складом. Нынешний облик приобрёл в итоге реставрации в формах XVI века, которая была проведена в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Собор был вновь торжественно освящен 12 ноября 2016 года митрополитом Крутицким Ювеналием (Поярковым).

Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа - придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г.

Георгиевский храм Серпуховского Владычного монастыря. Справа — придельная церковь святителей Московских. Фото 24 декабря 2013 г.

Георгиевский храм в трапезном корпусе

Храм во имя великомученика Георгия Победоносца при монастырской трапезной стоит к северо-западу у от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 году. В конце XVII века была надстроена верхняя часть звонницы, а под ней устроен придел во имя страстотерпца Димитрия Царевича, перенесённый из Введенского собора. Затем в 1818 году в подклете был освящён Вознесенский храм, а в нём в 1840 году — северный Никольский придел. С 1920-х годов церковь была занята под клуб, с 1970-х годов реставрировалась, но к 1990-м была заброшена. В конце 1990-х годов в ней были возобновлены богослужения и завершена реставрация.

Алексеевский храм

Церковь во имя святителя Алексия Московского была выстроена в 1695 году. Небольшой одноглавый бесстолпный белокаменный храм примыкает к северо-западному углу Введенского собора. В подклете размещалась усыпальница храмоздателей-князей Ладыженских. В Синодальный период был освящен во имя Трёх Московских святителей. По конфискации у Церкви и до 1970-х годов служил складом. С 1995 год вновь действует, будучи освящен во имя святителя Алексия Московского.

Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Храм Феодота Анкирского над Святыми вратами Серпуховского Владычного монастыря. Фото 24 декабря 2013 г.

Надвратный храм Феодота Анкирского

Небольшой каменный храм во имя мученика Феодота Анкирского над Святыми вратами относится к концу XVI века (до революции в ризнице монастыря сохранялась благословенная грамота патриарха Иова на построение храма от 1599 года) и является уникальным памятником годуновской архитектуры. В 1834 году храм был возобновлён святителем Филаретом Московским и освящён в честь Нерукотворенного образа Спасителя.

Святые врата

Святые врата — главный вход в монастырь — почти полностью сохранились, по крайней мере их нижний, каменный ярус. Арка ворот, открывающихся внутрь, с полуциркульным верхом, несколько смещена в основном объеме к югу, в северном пилоне устроена калитка. Наличие внутристенной лестницы в северном пилоне предполагает существование первоначально второго яруса, возможно деревянного. Габариты сооружения в плане — 8.48×3.64м. Ворота, очевидно, входили в систему деревянных укреплений монастыря.

Настоятели и настоятельницы

  • Прп. Варлаам (1360 — ок. 1375)
  • Феодосий (1551)
  • Дионисий (1551 — 1559)
  • Варсонофий (1572 — 1580)
  • Сергий (1584 — 1593)
  • Вассиан (Ладыженский) (1598 — 1599)
  • Пимен (упом. 1607)
  • Савватий
  • Иосиф (упом. 1614)
  • Кирилл (1618 — 1625)
  • Фома (1628 — 1629)
  • Феодосий (1629 — 1633)
  • Иона (1634 — 1647)
  • Стефан (1649- 1650)
  • Макарий (1653 — 1656)
  • Герасим (1656 — 1661)
  • Игнатий (1661 — 1683)
  • Давид (1683 — 1686)
  • Александр (1686 — 1691)
  • Рувим (1691 — 1697)
  • Симеон (1697 — 1720)
  • Павел (1721 — 1724)
  • 1724 — 1727 — приписан к Московскому Заиконоспасскому монастырю
  • Лаврентий (1727 — 1729)
  • Иоанн (1729 — 1740)
  • Амвросий (1740 — 1743)
  • Феофан (Чарнуцкий) (1743- 1744)
  • Феофил (1744 — 1749)
  • Варсанофий (1749 — 1750)
  • Иосиф (Золотой) (20 ноября 1750 — 30 июля 1755)
  • Симеон (1755 — 1765)
  • Герасим (1765 — 1769)
  • Андрей (1770 — 1771)
  • Иезекииль (1771 — 1775)
  • Николай (1775 — 1779)
  • Антоний (1779 — 1780)
  • Иосиф (1780 — 1784)
  • Иоасаф (1785 — 1786)
  • Александр (1786 — 1789)
  • Иона (1789- 1790)
  • Феодор (1791 — 1805)
  • Иона (1805 — 1806)
  • 1806 — преобразование в женский монастырь
  • Дионисия (1806 — 1815)
  • Рахиль (1815 — 1817)
  • Маргарита (1817 — 1827)
  • Надежда (1827 — 1829)
  • Палладия (Шуйская) (1829 — 1830)
  • Назарета (Юматова) (1830 — 1848)
  • Илария (1848 — 1854)
  • Анастасия (1854 — 1855)
  • Флора (1856 — 1861)
  • Митрофания (Розен) (1861 — 1874)
  • Мария (упом. 1878)
  • Валентина (Лентошникова) (1908 — 1919)
  • 1919 — май 1995 — монастырь закрыт
  • Алексия (Петрова) (с 5 мая 1995)

Святыни

  • Мощи прп. Варлаама Серпуховского — покоятся под сенью перед входом во Введенский собор
  • Чудотворный список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — чудесно явленная в 1878 году икона хранилась во Введенском соборе до начала XX века, после чего была утеряна; ныне в соборе хранится её список
  • Список чудотворной иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Чудотворная икона св. царевича Димитрия Угличского
  • Чудотворная икона мч. Иоанна Воина

Мироточение

14 июня 1999 года в обители начал мироточить Крест-Голгофа, что стало первым мироточением в монастыре . 28 апреля 2000 года — икона Божией Матери «Всецарица», а с 19 августа 2000 года началось массовое мироточение многих храмовых икон. Мироточение чаще всего можно было наблюдать к концу всенощного бдения, перед двунадесятыми и престольными праздниками, в субботу после полиелея. Обычно мироточат сразу несколько икон одновременно. На 2 ноября 2001 года в числе мироточащих была 31 икона .

Литература

  • Историческое описание Введенского Владычнего женского монастыря в городе Серпухове. — Свято-Троицкая Сергиевая Лавра, 2007. — 376 с.

Использованные материалы

  • «К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове», Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12:
  • «Храмы», раздел официального сайта Серпуховского Владычнего монастыря:
    • (см. ссылки слева; материал использован частично)
  • Подробная летопись истории обители на официальном сайте монастыря:
    • (см. ссылки вверху и слева; материал использован частично, пополнен список настоятелей)
  • Страницы фотосправочника Русские Церкви:
    • — «Введенский Владычный женский монастырь»
    • — «Введенский Владычный женский монастырь. Георгия Победоносца церковь.»
  • Страницы сайта Народный каталог православной архитектуры:

Эта форма названия употребляется на официальном сайте обители. Также широко распространена форма «Владычный».

Определения Священного Синода в 1928-2008 гг.,

«К 650-летию Владычнего монастыря в Серпухове», Московские епархиальные ведомости, 2010, № 11-12,

«Введенский Владычный женский монастырь», фотосправочник Русские Церкви,

«Мироточивый Крест-Голгофа», официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря,

«Чудотворные иконы», официальный сайт Серпуховского Владычнего монастыря,